Russian
| English
"Куда идет мир? Каково будущее науки? Как "объять необъятное", получая образование - высшее, среднее, начальное? Как преодолеть "пропасть двух культур" - естественнонаучной и гуманитарной? Как создать и вырастить научную школу? Какова структура нашего познания? Как управлять риском? Можно ли с единой точки зрения взглянуть на проблемы математики и экономики, физики и психологии, компьютерных наук и географии, техники и философии?"

«Угрозы развитию России и задачи стратегического планирования» 
С. Ю. Малков, Д.С. Чернавский и др.

Опубликовано в: Будущее России

Формирование и реализация мегапроектов возможны только в том случае, если Россия станет самостоятельным геополитическим субъектом и лидером мировой проектности (так было во времена СССР). Мегапроект невозможен без мобилизации, прежде всего духовной, и ограничения (самоограничения) правящей элиты. Нынешняя элита, в настоящее время получающая основные доходы от эксплуации природной ренты, должна понять, что для нее необходимо участие в мегапроекте, которое, с одной стороны, принесет ей прибыль, а с другой — обеспечит устойчивое (и безопасное) положение в стране. Таким образом, мегапроект, кроме всего прочего, нужен для выращивания новой, национально ориентированной элиты.

В сфере международных отношений Россия должна предложить концепцию нового мироустройства, основанного на принципах кооперации и мирного взаимодействия разных народов и культур, развития цивилизационного и культурного многообразия (Мир-организм). Исторический опыт реализации таких принципов внутри страны у России есть, и он уникален: несмотря на чрезвычайное разнообразие регионов, Россия на протяжении веков сумела избежать сколько-либо серьезных конфессиональных и национальных конфликтов на своей территории. Этого умения крайне не хватает современному миру, поэтому востребованность в историческом опыте России будет расти. Это надо использовать для повышения влияния роли России на мировые процессы.

 Приложение 4

 Демографические угрозы России

 Наиболее фундаментальной угрозой развитию России в долгосрочной перспективе является угроза постепенного снижения численности ее населения. В условиях продолжающегося роста мирового народонаселения это неизбежно приведет к снижению влияния России на глобальные процессы и повышению зависимости от других стран.

Опасность демографической угрозы была осознана руководством страны, в последние годы были предприняты серьезные меры для преодоления негативных тенденций. Достигнутые в результате этих мер демографические успехи стали одним из главных показателей эффективности внутренней политики.

Однако, поскольку начавшийся экономический кризис отодвинул в сознании многих управленцев демографические проблемы на второй план,  в самые ближайшие месяцы Россия рискует столкнуться с повторением демографической ситуации 1990-х годов, с новой волной резкого роста смертности и снижения рождаемости. Во время экономического кризиса растет инфляция и снижаются реальные доходы населения. При этом наибольшие риски бедности традиционно имеют семьи с детьми, и, прежде всего, многодетные семьи. Несмотря на меры социальной поддержки, среди всех домохозяйств, имеющих доходы ниже прожиточного минимума, растет доля домохозяйств с детьми5. При этом доля многодетных среди бедных домохозяйств выросла за 10 лет в 2,8 раза.

В 2012 году В.В.Путин назвал абсолютно нетерпимым такое положение дел, «когда рождение ребенка подводит семью к грани бедности. Полностью исключить такую ситуацию – национальная задача на предстоящие 3–4 года» [9]. Сейчас видно, что полностью исключить данную ситуацию не получилось, при том что возможности бюджета серьезно сокращаются. На фоне резкого снижения численности женщин в активном репродуктивном возрасте (20-29 лет), это может привести к обвальному падению рождаемости.

При этом возможно повышение уровня смертности, напоминающее события конца 1990-х годов (рис.5).

Рисунок 5 – Динамика рождаемости и смертности в России, человек в год.

В 1998 г. в России произошел финансово-экономический кризис, который сопровождался скачком инфляции и ростом цен. Однако акциз на крепкие алкогольные напитки не был увеличен. Это сделало алкоголь более доступным, привело к алкоголизации населения и обусловило резкий рост смертности в 1998–2005 гг., стоивший России около двух миллионов человеческих жизней. Сегодня сценарий роста смертности на фоне «алкогольной либерализации»6 может повториться.

Расчёты показывают, что «алкогольная либерализация» и отсутствие нового комплекса мер семейной политики уже в ближайшие годы могут спровоцировать новую «демографическую яму», последствия которой будут носить катастрофический характер. Катастрофу можно остановить, но меры надо принимать немедленно. В соответствии с расчетами системная отмена всего комплекса антиалкогольных мер государственной политики может привести в период до 2030 года к ничем не оправданной смерти пяти с половиной миллионов наших соотечественников (рис.6).

Рисунок 6 – Прогнозы динамики численности населения РФ в соответствии с «алкогольно-пессимистическим» и инерционным сценариями, млн чел., 2014–2050 гг.

Предотвратить депопуляцию в России может только сочетание эффективной системы мер поддержки рождаемости и ликвидации российской сверхсмертности («оптимистический сценарий») (рис.7).

Рисунок 7 — Прогнозные сценарии изменения численности населения РФ, млн чел., 2014–2100 гг.

Для выхода на траекторию «оптимистического» сценария в условиях современной кризисной ситуации целесообразен «демографический маневр»: повышение акцизов на алкоголь и табак (что приведет к снижению смертности) и направление полученных дополнительных доходов на стимулирование рождаемости.

Данный «демографический маневр» одновременного снижения смертности и стимулирования рождаемости может сохранить 300-400 тысяч жизней в год и обеспечить рост доходов бюджета.

Повышение акцизов, как непопулярную меру, следует увязать с мерами поддержки семей с детьми. Для этого целесообразно создать целевой Фонд поддержки семьи и охраны здоровья. Фонд должен предусматривать финансирование мероприятий по следующим направлениям:

- предоставление семьям после рождения второго ребенка возможности приобретать жилье по ипотеке по ставке 5%;

- предоставление семьям после рождения третьего ребенка возможности приобретать жилье по беспроцентной ипотеке (это послужит и мощной антикризисной мерой, стимулирующей жилищное строительство в нашей стране);

- обеспечение 100% доступности дошкольного образования для детей от 3 до 7 лет;

- развитие системы услуг по присмотру и уходу за детьми для детей до 3 лет с участием бизнеса;

- софинансирование региональных программ профилактики заболеваний и снижения сердечно-сосудистых заболеваний в регионах с высоким уровнем смертности населения в трудоспособном возрасте;

- софинансирование региональных программ субсидирования найма жилья для семей с детьми;

- дополнительные программы повышения квалификации для родителей, имеющих детей;

- социальная поддержка молодых и многодетных семей в регионах с неблагоприятной демографической ситуацией.

В период преодоления экономического кризиса Фонд поддержки семьи и охраны здоровья смог бы обеспечить реализацию дополнительных демографических мер, а после выхода из кризиса – обеспечить устойчивый рост демографических показателей.

Литература

1. Краткосрочные и долгосрочные угрозы и риски России в условиях обострения международных отношений и пути их минимизации: Стратегический анализ / Отв. ред. С.Ю.Малков, Л.Е.Гринин, А.В.Коротаев. – М.: Московская редакция издательства «Учитель», 2015.

2. Глазьев С.Ю. Теория долгосрочного технико-экономического развития. — М.: ВлаДар, 1993.

3. Перес К. Технологические революции и финансовой капитал: Динамика пузырей и периодов процветания. — М.: Дело, 2011.

4. Садовничий В.А., Акаев А.А., Коротаев А.В., Малков С.Ю. Моделирование и прогнозирование мировой динамики. – М.:  ИСПИ РАН, 2012.

5. Садовничий В.А., Акаев А.А., Коротаев А.В., Малков С.Ю. Комплексное моделирование и прогнозирование развития стран БРИКС в контексте мировой динамики. – М.:  Издательский Дом «Наука»,  2014.

6. Малков С.Ю. От Мир-системы к Мир-организму // Вестник Московского университета. Серия XXVII. Глобалистика и геополитика, 2013, №1, с.76-84.

7. URL: www.ggdc.net/maddison.

8. Wallerstein I. Economic Cycles and Socialist Policies // Futures, 1984, №16/6, р.579–585.

9. Путин В.В. Строительство справедливости. Социальная политика для России  // Комсомольская правда, 13.02.2012 г.

 


1 Работа выполнена при поддержке РНФ (проект № 14-11-00634).
2 Анализ рисков и уроз России, а также мер по их парированию выполнен в Центре долгосрочного прогнозирования и стратегического планирования МГУ имени М.В.Ломоносова коллективом в составе: Акаев А.А., Андреев А.И., Бондаренко В.М. Гринин Л.Е., Дубовский С.В., Зинькина Ю.В., Коротаев А.В., Малков А.С., Малков С.Ю., Махов С.А., Мельянцев В.А., Пантин В.И., Старков Н.И., Чернавский Д.С. при участии Билюги С.Э., Гринина А.Л., Давыдовой О.И., Джамакеева У.Т., Каверина М.А. [1]
3 Ведущими исследователями данной темы являются Сергей Глазьев [2] и Карлота Перес [3].
4 Биологическим аналогом полностью глобализованной системы является организм, где каждый орган выполняет свою, жизненно необходимую для организма функцию. В организме все органы одинаково важны и «заинтересованы» в эффективной работе друг друга, «дискриминация» отсутствует.
5 Если в 2005 году соотношение бедных домохозяйств с детьми и домохозяйств без детей было 50/50, то в 2013 году это соотношение составило уже 64/36.
6 «Алкогольная либерализация» заключается в следующем: Правительство РФ отказалось от запланированного повышения акцизов на алкоголь, что на фоне растущей инфляции означает их фактическое снижение; с 1 февраля значительно понижена минимальная цена на водку; предполагается разрешить продажу пива в киосках; решено вернуть рекламу алкоголя в средства массовой информации, практически отменить ночной запрет на торговлю и т.д.