Russian
| English
"Куда идет мир? Каково будущее науки? Как "объять необъятное", получая образование - высшее, среднее, начальное? Как преодолеть "пропасть двух культур" - естественнонаучной и гуманитарной? Как создать и вырастить научную школу? Какова структура нашего познания? Как управлять риском? Можно ли с единой точки зрения взглянуть на проблемы математики и экономики, физики и психологии, компьютерных наук и географии, техники и философии?"

«ПРОЕКТИРОВАНИЕ БУДУЩЕГО И МОДЕРНИЗАЦИЯ РОССИИ» 
Г.Г. Малинецкий

Опубликовано в: Будущее России

Выступление в Государственной Думе на круглом столе «Модернизация и образ будущего России»
24.02.2011

России отпущено очень немного времени на модернизацию. Этот проект требует сверхусилий от общества и элит, сшивания социально-экономической ткани страны, ориентации на смыслы и ценности развития, на существенное изменение правового поля. Российская наука и коллективы, занимающиеся планированием будущего, междисциплинарным стратегическим прогнозом могут сыграть в этом важную роль. Перед народом российским, перед элитами, перед научным сообществом встает задача увидеть, спроектировать будущее мира России и воплотить этот проект в реальность. Модернизация дает шанс для этого. От всех нас зависит, чтобы этот шанс не был упущен.

Уважаемый председатель! 
Уважаемые депутаты!
Дорогие эксперты, коллеги, друзья!

Я имею честь работать в Институте прикладной математики им.М.В. Келдыша РАН, являюсь вице-президентом Нанотехнологического общества России, вице-президентом Клуба инновационного развития Института философии РАН. В настоящее время нахожусь в столице Атомного комплекса России – городе Сарове – где проводятся чтения, посвященные выдающемуся учёному и организатору науки, академику Юлию Борисовичу Харитону. И на всех этих площадках ученые активно и заинтересовано обсуждают именно те вопросы, которым посвящен наш круглый стол. От того, каким будет образ будущего в сознании народа и элиты, от того, по какому пути пойдет модернизация страны, зависит судьба России. Одним из ключевых понятий в прикладной математике являются «граничные условия» и «начальные данные». Именно они позволяют из множества решений исследуемых уравнений выбирать те, которые подходят для поставленной задачи. В полной мере это относится и к России. За последние 25 лет мы с вами имели много возможностей убедиться, что множество стратегий, реформ, подходов («перестройка», «гласность», «приватизация», «интернетизация», «оптимизация управленческого аппарата» и др.), вполне успешно сработавших в других странах, не подходят для России. Капитализм, к созданию которого призывали реформаторы и ради которого были принесены огромные жертвы, в нашей стране не получился. Одна из причин этого – игнорирование «краевых условий», тех географических и геополитических реалий, которые имеют место в России. Важно, чтобы та же судьба не постигла модернизацию – может быть, главный исторический шанс России.

В самом деле, Россия находится в экстремальных условиях. На слайде представлены январские изотермы на территории СССР. Из этой картинки следует, что 2/3 территории нашей страны находится в зоне вечной мерзлоты. Отсюда следует, что Россия не может «на общих основаниях», на условиях, приемлемых для многих других стран, участвовать в процессе глобализации. Вспомним учебники экономики. Глобализация подразумевает свободный поток идей, людей, капиталов, товаров, информации, технологий, свободную конкуренцию всех со всеми. Природные условия России предопределяют очень большую стоимость капитального строительства и энергоемкость продукции, дорогую рабочую силу. Эту «силу» надо обогревать, тепло одевать и сытно кормить.

Отсюда следует, что почти всю продукцию, которую можно производить в более благоприятных климатических условиях, будут делать именно там. Стоит напомнить слова Маргарет Тэтчер о том, что в условиях глобализации экономически оправдано проживание на территории России 15 (пятнадцати) миллионов человек. Именно тех, которые будут обслуживать нефтегазовую «трубу». Россия не может стать «банановой республикой» — на её территории не растут бананы, а значительная часть территории находится в зоне рискованного земледелия. Наша страна не может стать «энергетическим гарантом» — для этого у нас слишком мало энергоносителей. Вклад России в мировой энергетический бюджет составляет около 7% (мы не можем даже «пошевелить» цены на нефть). По запасам нефти Российская Федерация находится на 8-м месте в мире, а её запасы газа существенно уступают суммарным запасам газа Ирана и Катара.

Это означает, что естественный выбор нашей уникальной самодостаточной цивилизации – мира России – высокие технологии, курс на использование таланта, интеллекта, творческого потенциала нашего народа . Чтобы прорваться в будущее, надо видеть цель, перспективу и коридор возможностей. В этом может помочь наука. Это диктует курс на форсированное развитие высоких технологий и инновационного сектора экономики. На мировом рынке в среднесрочной и, тем более , в долгосрочной перспективе, мы должны выступать с тем, что не умеют делать другие страны.

Важно определиться, мы, наш народ и элита, действительно хотят и готовы осуществить модернизацию, найти новое жизнеустройство, соответствующее реалиям мира России (Быть!). Или все разговоры про модернизацию – это лишь лозунги, предвыборные маневры, за которыми стоит лишь желание успокоить общество и перераспределить финансовые потоки (Казаться!).

Признак серьёзного отношения к делу – продумывание проекта от начала и до конца. К сожалению, этого в модернизационном проекте, выдвигаемом Минэкономразвития, пока нет. Допустим, модернизация состоялась и производительность труда удалось увеличить до европейского уровня, примерно в 4 раза. Куда в этом случае «девать» 18 миллионов человек, которые высвободятся при этом? Платить им пенсии? Создавать новые отрасли экономики? Какие отрасли? Нет ответа.

Громогласно заявлено, что Министерство обороны до 2020 года закупит вооружений более, чем на 20 трлн. рублей. Какого оружия? Чтобы решать этот вопрос, надо иметь прогноз развития и мира, и России. Нужны мозговые центры, которые постоянно , систематически и на высоком уровне заниматься этой работой. Но их нет! А значит и нет научной основы для принятия стратегических решений.

В точности те же проблемы возникают на региональном уровне. Например, «Роснано» сейчас реализует проект создания завода солнечных батарей на основе поликристаллического кремния в Чувашии, в зоне опережающего развития, в районе Новочебоксарска. Это технологии 30-летней давности. При этом в России есть технологии создания таких батарей на основе арсенида галлия, разработанные под руководством нобелевского лауреата, академика Ж.И. Алферова. И это модернизация и развитие нанотехнологий?! По данным академика Е.М. Примакова, более 90% станков, закупаемых российскими предпринимателями за рубежом, является устаревшими. Это закладывает отставание отечественной промышленности на десятилетия вперед…

Пожалуй, стоит обратить внимание на императивы модернизации, вытекающие из отечественного и мирового опыта

  • Проектная легитимация власти.
  • Управление из будущего и для будущего.
  • Мечта и план – способы самоорганизации общества необходимые для успешной модернизации.

По оценке американского социолога и историка Самюэла Хантингтона, имеющего большое влияние на американскую администрацию, XXI век станет столетием схватки цивилизаций за тающие природные ресурсы. Разумеется, в интересах России было бы гораздо лучше, если бы развитие шло под знаком диалога цивилизаций, а не их конфронтации. Однако влияние нашей страны на сценарий мирового развития не является определяющим. План Барака Обамы по «переформатированию Ближнего Востока», организация других нестабильностей в этом регионе полностью соответствует конфронтационному сценарию.

Сравним валовой внутренний продукт (ВВП) и численность населения разных цивилизаций

Можно напомнить известные слова В.В. Путина о том, что самой крупной геополитической катастрофой ХХ века является распад Советского Союза. И действительно, в 1913 году ВВП России составлял около 10% ВВП США. К началу реформ Горбачёва-Ельцина, в 1985 году мы имели вторую экономику мира и ВВП СССР составлял уже 60% от американского. В настоящее время он равен примерно 6%. Иными словами, по этому важнейшему экономическому показателю реформы последних десятилетий отбросили нашу страну назад более, чем на столетие.

За время разрушительных реформ последних десятилетий отечественная экономика сократилась в 10 раз по отношению к американской и в 30 раз по отношению к китайской. За то же время население нашей страны уменьшилось примерно на 10 миллионов человек. Независимо от дальнейшего сценария развития демографическая слабость будет существенно влиять на траекторию развития нашей цивилизации, по крайней мере, ближайшие два поколения.

Таким образом, мир России находится в сложной ситуации. Чтобы наша страна не сошла с исторической арены в ближайшие 10-15 лет, нужно точное, эффективное, научно обоснованное управление.

Какие же задачи должна решать будущая модернизация России? Ответ на это даёт теория выдающегося русского экономиста Николая Дмитриевича Кондратьева, получившая развития в трудах И.Шумпетера, Д.С.Львова, С.Ю.Глазьева. В соответствии с этой теорией, войны, революции, взлёт одних государств и падение других определяются сменой технологических укладов

Посмотрим на технологическую историю начала века. В начале века развивается III и IV уклады. Локомотивными отраслями является тяжёлое машиностроение, металлургия, большая химия, производство автомобилей, самолётов, танков. Истинный смысл сталинских пятилеток состоит в освоении возможностей IV уклада. Вложив сверхусилия, наш народ решил эту задачу. Это позволило выстоять в Великой Отечественной войне, превратить СССР в сверхдержаву.

Втянувшись в бесплодные, разрушительные реформы, наша страна упустила возможности, представленные V укладом, локомотивными отраслями которого были компьютеры, малотоннажная химия, телекоммуникации, электроника, интернет. На этой волне взлетели Южная Корея и «новая экономика» США.

Модернизация должна решить задачу исторического масштаба, стоящую перед нашей страной. Не имея промышленности, соответствующей V укладу, нам предстоит освоить возможности VI -го. Его «локомотивом», по-видимому, станутбиотехнологии, новая медицина, нанотехнологии, новое природопользование, полномасштабные технологии виртуальной реальности.

Именно сейчас происходит «пере c дача карт Истории», определяется, какие страны и регионы станут продавцами, а какие покупателями, кто взлетит на новой волне, а кто уйдёт из истории.

Развитие кондратьевского подхода даёт не только понимание кризисов и их качественное описание, но и возможности их количественного моделирования и прогноза. С 2009 года в Институте прикладной математики им.М.В.Келдыша РАН выполняется проект «Комплексный системный анализ и математическое моделирование мировой динамики» программы «Экономика и социология знания» Президиума РАН. Руководитель проекта – академик В.А.Садовничий, ответственные исполнители – иностранный член РАН А.А.Акаев и профессора А.В.Коротаев и Г.Г.Малинецкий. Участниками этого проекта профессорами В.И.Пантиным и В.В.Лапкиным мировой кризис, с первой волной которого мы столкнулись в 2009 году, был предсказан за 5 лет до его наступления с точностью до нескольких месяцев. По этому поводу упомянутые исследователи в 2006 году выпустили монографию. Однако мало иметь достоверный прогноз и достаточно большой научный потенциал. Ими надо ещё и пользоваться.

Основатель и первый директор нашего института академик М.В.Келдыш говорил, что черепаха обгонит Ахиллеса и первой придёт к цели, если она будет двигаться в правильном направлении, а он в неправильном. В полной мере это относиться и к тем направлениям модернизации, которые должны стать ключевыми.

В теории технологического развития выделяют инфратраектории. Это зависимость от времени той доли рынка, которую занимает определённая макротехнология, по сравнению со своим наибольшим развитием, когда происходит насыщение и доля рынка уменьшается и определяется уже не технологическим уровнем отрасли. На рисунке видно, что разные отрасли развиваются в разном темпе. Например, телевидение и атомная энергетика быстро прошли путь своего развития и «вышли на насыщение». Потенциал компьютерной индустрии раскрывается существенно медленнее. Видно, как в конце 5-го цикла Кондратьева начинается взлёт биотехнологий, нанотехнологий и мультимедиа-систем.

А теперь обратимся к стратегическим направлениям инновационного развития, намеченным Комиссией по модернизации и технологическому развитию экономики России 18.06.2009. Это – энергоэффективность и энергосбережение, ядерные технологии, космос, медицина,стратегические информационные технологии.

Судя по инфратраекториям, ни одна из этих технологий (за исключением медицины) не может стать технологией инновационного прорыва. Например, атомная энергетика уже давно стала сложившейся, успешной отраслью, достаточно консервативной. Большинство экспертов сходятся во мнении, что в ближайшие десятилетия прорывов здесь ожидать не приходится. Ещё в большей мере это относится к суперкомпьютерам.

Аксиомой, принятой в нашем институте, является: «Идти следует от задачи и цели, а не от инструмента и средства». За прошедшие с начала компьютерной эры быстродействие вычислительных машин возросло в 250 миллиардов раз. Телега оказалась далеко впереди лошади. И если увеличить быстродействие в 10, 100 или даже в 1000 раз, то это, по всей вероятности, не приведёт к революционным сдвигам ни в науке, ни в экономике.

Первые атомные бомбы рассчитывались на логарифмической линейке, орбиты первых космических кораблей — на простейших компьютерах. Видимо, действительно следует вначале подумать о задачах, а потом уже обо всём остальном. Вероятно, точно так же, надо очертить задачи, которые должны быть решены в ходе модернизации, а уже потом, исходя из них, выбирать стратегические направления инновационного развития. Наверное, мост удобнее и полезнее строить поперёк, а не вдоль реки.

«Кризис» в переводе с греческого – суд, испытание, момент истины. Более десяти лет в стране проводится либеральный курс, который активно проводят и отстаивают всё это время А.Л.Кудрин, А.А.Фурсенко, Г.О.Греф, А.Б.Чубайс. Кризис позволил объективно оценить результаты этой политики и действия перечисленных руководителей.

Кризис стал тяжёлым испытанием для мировой экономики. Впервые за всё время после Второй Мировой войны глобальный продукт сократился. Показатели России хуже, чем у всех развитых стран – её ВВП сократился на 8,2%. Россию часто относят к странам с быстро растущей экономикой (БРИК), куда входят также Бразилия, Индия, Китай. Но справедливо ли это? ВВП Бразилии за время первой волны кризиса вырос, Индии увеличился на 6%, а Китая возрос на 8%.

Поэтому, на первый взгляд, антикризисная политика экономического блока российского правительства, на проведение которой было затрачено около 1/3 Стабилизационного фонда (более 200 млрд долл.), закончилось полным провалом. И ВВП упал очень сильно, и до реального производства выделенные средства не дошли. Но, с другой стороны, после кризиса количество долларовых миллиардеров в России увеличилось почти в 2 раза. И с точки зрения определённого круга лиц, антикризисные действия российского правительства следует признать более, чем успешным. И в отсутствие целеполагания со стороны государства, сформулированных и проверяемых критериев качества государственного управления, так будет и впредь. Перефразируя Ф.М.Достоевского, можно сказать: «Если целеполагания нет, то чиновникам всё позволено». Государство российское должно вернуть себе функцию целеполагания.

Очень остро стоит вопрос об эффективности госаппарата. По экспертным оценкам, выполняются от 2 до 5% решений, принимаемых Президентом РФ. Это, по сути, потеря управляемости и путь к распаду страны.

Очень показательна в этом плане борьба с бюрократией и сокращение государственного аппарата. За время этой нелегкой борьбы, которая ведется в стране с 2000 года, численность аппарата выросла почти в 1,5 раза. Средства массовой информации открыто пишут об «откатах» в проектах, реализуемых министерствами, а первые лица страны говорят о том, что выделенные средства «все равно будут разворованы». Бессмысленно носить воду в решете. По-видимому, решение задач модернизации потребует организационных структур, альтернативных нынешнему госаппарату, не справляющемуся в ряде сфер жизнедеятельности с рутинными задачами управления. В перспективе новой России придется создавать новый государственный аппарат, адекватный вызовам XXI века.

И результатом, и условием модернизации является декриминализация страны. Известен исторический анекдот. Когда великий русский историк Николай Михайлович Карамзин преподнес царю Александру I «Историю государства Российского», царь спросил: «В чем же главная идея российской истории?». «Воруют-с» — последовал ответ. Но, видимо, эти люди и вообразить не могли, с воровством каких масштабов столкнутся их потомки через 200 лет.

По данным экспертов Госдумы доля фальсификата среди лекарств продаваемых, как импортные препараты, оценивается от 4% до 60%. Это при том, что стараниями правительства Ельцина-Гайдара отечественная фармацевтика была уничтожена, и по большинству позиций кроме лекарственного импорта в России ничего нет. Кроме того, фальсификация лекарств дает до 1000% прибыли, что делает эту сферу крайне привлекательной для криминала. Уже неоднократно звучало, что в России будет собственный инсулин. Но его по-прежнему нет (Казаться, а не Быть…). Объем взяток, даваемых и принимаемых в России, превышает государственный бюджет. Происходит героизация криминального мира, разрушается государственная монополия на насилие. Форсирование инновационного развития и криминализованное общество в сочетании с коррумпированным госаппаратом — «как гений и злодейство — две вещи несовместные». И эту проблему тоже придется решать в ходе модернизации.

Одним из важнейших источников идей, технологий, изобретений, кадров во многих странах оказывался оборонно-промышленный комплекс. По мнению многих экспертов, взлет американской экономики в 1980-х годах был обусловлен эффективной конверсией (технологии и люди, а не оборудование и деньги, как делалось в ходе перестройки» во времена горбачевщины) из военного в гражданский сектор экономики. К сожалению, эти возможности в нашей стране стремительно тают.

До реформ господина А.Э. Сердюкова по обычным вооружениям (без ядерной компоненты) отношение потенциала системы вооружений России и совокупному потенциалу стран НАТО составляет 1/60. По плану реформ к 2012 году должно быть сокращено 200 тысяч офицеров и 150 тысяч прапорщиков и мичманов. Численность сухопутных войск сокращена в 10 раз, ВВС вдвое, ВМФ вдвое, ракетных войск стратегического назначения в 1,5 раза. Россия покупает у Франции вертолетоносцы «Мистрали» и платит за покупку 2-х кораблей 1,4 млрд.$; планируется закупка беспилотников у Израиля, снайперских винтовок у Англии, бронетранспортеров у Италии. Развалены военная медицина, образование, наука… Как защищать Россию при таком положении дел? Мне кажется, что этот вопрос должен возникать ежедневно не только у первых лиц государства, у депутатов, но и у всех граждан нашего отечества.

Обращу внимание депутатов на поправки сената США к договору СНВ-3, подписанному в Праге Дмитрием Медведевым и Бараком Обамой. Они увязывают выполнение этого договора с началом переговоров о «ликвидации дисбалансов» по тактическим ядерным вооружениям между РФ и США. Россия и Америка находятся в разном географическом, геополитическом, экономическом положении. После «ликвидации дисбалансов» мы просто можем оказаться беззащитны даже в случае локальных конфликтов.

Александр III говорил, что у России есть два союзника. Это её армия и флот. Приходится с горечью констатировать, что у нас уже нет ни армии, ни флота. Остался только ракетно-ядерный комплекс. И, отдав его, мы можем потерять Россию.

Напомню хрестоматийные строки поэта, дипломата, мыслителя Федора Ивановича Тютчева.

Умом Россию не понять
Аршином общим не измерить:
У ней особенная стать –
В Россию можно только верить…

Провидческий смысл этих строк становится понятен только сейчас, когда значительная часть российской элиты поражена острым комплексом национальной неполноценности и неверием в Россию.

Более 500 миллиардов долларов российской элиты лежат в западных банках, более 300 тысяч русских живут в Великобритании, и это символ того, что они не видят у России будущего и уже связывают свою судьбу с другими цивилизациями.

Недавно было объявлено, что «Роснано» предполагает осуществить крупнейшую венчурную инвестицию – вложить 700 млн. (семьсот миллионов) долларов в малоизвестную западную фирму Plastic Logic , предполагающую создать технологию производства сверхтонких экранов для ноутбуков (которых не делают в России). Это примерно треть годового бюджета всей Российской академии наук. Такая инвестиция, по сути дела – констатация недееспособности отечественной науки.

Другой символ – комплекс «Сколково», где должны действовать другие законы, правила налогообложения, где тон должны задавать зарубежные ученые, создаваться иная культурная среда. Этот центр (в отсутствие конкретных задач, которые должны быть решены на его основе) можно сравнить с существовавшей 300 лет назад в Москве Немецкой слободой. Историки пишут, что и слобода, и, в особенности, Анна Монс, произвели на Петра 1, когда он был юношей, большое впечатление, внушили мысль, что многие иностранные обычаи стоило бы перенять. Но, может быть, есть более прямой путь к модернизации, не отбрасывающий нас на 300 лет назад?

В математике важную роль играют теоремы существования. Прежде чем решать многие задачи, полезно убедиться, что решение существует. Действительно, в ходе модернизации нужно было бы создавать промышленность VI технологического уклада, не имея V -го. Возможно ли это? Анализ мирового опыта дает утвердительный ответ (см. слайд 11). По этому пути прошла Южная Корея, вложив сверхусилия и реализовав большой проект, связанный с переходом к V технологическому укладу в отсутствие IV . В 1970-х годах такая же задача стояла перед Канадой. Однако, в отличие от Кореи, эта страна развивалась медленнее, тратя гораздо большую часть ВВП на потребление. В Южной Корее огромные ресурсы вкладывались в закупку и освоение технологий, а базисные темпы роста в течение многих лет превышали 10% в год.

Стоит обратить внимание на Китай, который, несмотря на скромный общий уровень потребления, форсировано развивает космические и военные программы, обновляет свою промышленность. Несколько месяцев назад в этой стране были осуществлены демонстрационные полеты истребителя V поколения, показан суперкомпьютер с рекордным быстродействием, предназначенный для имитации ядерных взрывов. Другими словами, решение существует. Путь в будущее для России есть. Важно пойти по нему. Даже начало движения по этому пути позволило бы решить многие внутренние и внешние задачи. Но для этого важно быть, а не казаться.

К важнейшим задачам, которые должны быть решены в ходе модернизации, следует отнести деколонизацию российского образования, культуры, науки.

В своё время И.В. Сталин говорил: «Каждая катастрофа имеет фамилию, имя и отчество». Образовательная катастрофа, происходящая в России, неразрывно связана с инициативами Высшей школы, ректором которой является Я.И. Кузьминов, а научным руководителем Е.Г. Ясин. Эти инициативы уже много лет принимаются к исполнению Министерством образования и науки, воплощаются в жизнь и далее развиваются, несмотря на плачевные результаты, к которым они привели.

Наглядный пример – «эксперимент» с введением единого государственного экзамена (ЕГЭ). Задуманный как средство борьбы с коррупцией в системе образования, ЕГЭ привел к её многократному росту. Взятка пришла в среднюю школу в невиданном ранее объеме, ЕГЭ уродует и среднюю, и высшую школу, резко снижает общий уровень образования и культуры. Об этом неоднократно говорилось на слушаниях в Государственной Думе, в Совете Федерации, в Общественной палате. В набат били заслуженные учителя и академики, родители и эксперты, профессора и преподаватели. Но… Васька слушает да ест.

По оценкам социологов, против ЕГЭ и ряда других разрушительных реформ в системе образования выступает более 40 миллионов человек. Наверно, отчасти от депутатов зависит, чтобы голос этих людей был, наконец, услышан.

Если нет пророка в своем отечестве, обратимся на Запад. Американский президент Барак Обама недавно заявил о начале национальной программы, направленной на отказ от тестирования в американской системе образования. По оценкам экспертов, эта система не стимулирует, а подавляет творческие способности учащихся. В реализацию этой программы будет вложено 4 миллиарда долларов. Они-то обратно, а мы-то всё ещё туда…

Символом отношения власти к образованию стали проекты закона «Об образовании» и образовательных стандартов, разработанные Министерством образования. Обычно сначала формулируют стратегию, на реализацию которой должен быть направлен закон, затем публикуют концепцию закона, которые и должны обсуждаться обществом. Дело-то важнейшее! «Железный канцлер» Отто фон Бисмарк утверждал, что войны выигрывает школьный учитель. В настоящее время это ещё более верно, чем 1,5 века назад. Однако ни стратегии, ни концепции закона нам не предложено. Вместо этого предлагается 400 страниц текста, из которых следует, что закон предусматривает урезание многих прав и гарантий тех, кто учится и учит. Много шагов назад и ни одного шага вперед.

Символично, что в первом варианте образовательных стандартов числилось только четыре обязательных предмета –физкультура, основы безопасной жизнедеятельности, Россия в мире и индивидуальный проект.

Результаты образовательных реформ последних десятилетий тоже стали очевидны. В прошлом году по данным ВЦИОМА 28% граждан России полагали, что Солнце вращается вокруг Земли, а не наоборот. В этом году это число возросло до 32%. Таким образом примерно треть страны в области культуры и образования отброшена в докоперниковскую эру – почти на четыре века назад.

Отличительной чертой колониальных стран является отсутствие реальных политических и стратегических приоритетов и декоративный характер множества государственных и общественных институтов («Казаться!», а не «Быть!»). К сожалению, это в полной мере относится и к нынешнему российскому образованию. Только на новую форму, пошивом которой будет отмечено переименование милиции в полицию, будет затрачено 45 миллиардов рублей, что превысит затраты федерального бюджета, на среднюю школу. А в целом реформа милиции-полиции превысит затраты на среднюю школу в 10 раз. Хотя, конечно, значение новых фуражек и лампасов трудно переоценить.

Таким образом, речь идет не о недостатке средств, необходимых для деколонизации науки, культуры и образования, а об отсутствии политической воли, желания навести элементарный порядок в этих важнейших сферах жизнедеятельности и способности прислушаться ко мнению десятков миллионов людей, требующих остановить деградацию и развал во всем, что касается будущего страны. Чем быстрее ситуация измениться, чем скорее от «реформирования» власть перейдет к деколонизации, тем больше шансов сохранить социальную стабильность в России.

«Управлять — значит предвидеть» — говорил в своё время Блез Паскаль. Мониторинг, моделирование, прогноз, планирование, анализ наиболее вероятных последствий принимаемых мер – стали азами, неотъемлемой частью государственного управления во всех развитых странах. Пионерский опыт советского Госплана осмыслен, обобщен и воплощен в компьютерных прогнозирующих системах, позволяющих переходить от общих стратегических целей к конкретным показателям, программам и проектам. Можно упомянуть в этой связи систему индикативного планирования Японии, прогнозирующую более 2000 показателей социально-экономического развития. Большое впечатление производят глубокие, продуманные документы, подготовленные в этой стране, раскрывающие существо, перспективы и меры по созданию ключевых технологий, которые позволят этой стране в 2030-х годах уйти в отрыв от всего остального мира. Очень интересны и содержательны документы, посвященные мировому развитию (часть которых выложена на открытом сайте ЦРУ США), технологическому прогрессу.

И в этой связи вызывает изумление состояние дел в области прогноза и планирования в России в целом и в Государственной Думе в частности. В самом деле, и государственные доклады различных ведомств, и «Стратегия-2020», и многие другие документы не имеют серьёзного модельного и прогнозного обеспечения. Поэтому кризис (о котором ученые предупреждали за несколько лет до его наступления) воспринимался как стихийное бедствие, перечеркивающее все ранее сделанные прогнозы и разработанные планы.

В Госдуме отсутствует экспертиза законопроектов по существу, позволяющая предвидеть неочевидные результаты принимаемых законов. Без этого говорить об эффективном государственном управлении в XXI веке не приходится. Без этого мы вновь и вновь будем наступать на одни и те же грабли и удивляться, почему же нам так не везет. Могут ли ученые помочь в решении этой крайне острой задачи? Могут. Новые информационные технологии позволяют заменить громадный Госплан небольшой компьютерной структурой когнитивного центра. Когнитивный центр представляет собой синтез экспертизы (эксперты, привлеченные к анализу, оценке и обсуждению конкретных проектов, могут находиться в разных городах России или за её пределами). Наконец, это процедуры согласования интересов. Есть известная пословица о том, что умный сможет выбраться из любой сложной ситуации, а мудрый в неё просто не попадет. Когнитивные центры позволяют просчитать ситуацию на несколько ходов дальше, чем традиционные управленческие технологии, что обычно воспринимается как проявление мудрости.

Если раньше такие инструменты были прерогативой государств или министерств, то сейчас их использование стало доступным для регионов России, отраслей, общественных организаций и даже крупных муниципальных образований.

В этом плане показателен опыт Центра компьютерного образования и экспертного анализа ИПМ с Чувашской республикой до кризиса, во время и после кризиса. Прогноз оказался настолько точным, убедительным и своевременным, что по инициативе президента Чувашии Н.В.Федорова была пересмотрена стратегия промышленного, технологического и социально–экономического развития республики. В новой стратегии акцент сделан на технологиях VI уклада и на опережающем развитии ряда районов республики. Однако Н.В.Федоров ныне в Совете Федерации, а будет ли заниматься этим новое правительство – большой вопрос. Когнитивные центры успешно использовались в задачах планирования социально-экономического развития Москвы, Московской области, Чувашии, Кемеровской области, республики Якут(Саха).

Сказанное представляет собой лишь малую часть того, что понято, разработано, использовано научным сообществом, к которому я принадлежу. Судить об остальном или уточнить детали позволяют книги серий «Синергетика: от прошлого к будущему» и «Будущая Россия», которые выпускаются издательством URSS , и председателем редакционных коллегий которых я имею честь быть. В первой серии выпущено около 50 монографий, учебников, курсов лекций, научных трудов на русском и испанском языках. Во второй, которая начала издаваться позже, более десятка. Будем рады видеть вас в качестве и читателей, и авторов книг этих серий.

Синергетика или теория самоорганизации – междисциплинарный подход, создающий основу для конструктивного, творческого взаимодействия гуманитариев, естественников, математиков и дающий содержательный язык для такого взаимодействия – язык математических моделей.

Синергетика играет особую роль в задачах государственного управления и в технологиях проектирования будущего. Мир становится всё более сложным и более «быстрым». Административные иерархические структуры всё чаще уступают по эффективности неформальным сетевым объединениям. Все чаще, решая управленческие задачи, приходится опираться не только на организацию, но и на самоорганизацию. Синергетика дает для этого и концепции, и модели, и стратегии.

Перед народом российским, перед элитами, перед Вами, уважаемые депутаты, перед научным сообществом встает задача увидеть, спроектировать будущее мира России и воплотить этот проект в реальность. Модернизация дает шанс для этого. От всех нас зависит, чтобы этот шанс не был упущен.

Проведенные в РАН исследования показывают, что модернизация (Быть!), а не ее имитация (Казаться!) требует новой повестки дня:

  • Форсированный перехода к технологиям VI технологического уклада (биотехнологии, нанотехнологии, новая медицина, когнитивные технологии, новое природопользование, высокие гуманитарные технологии, полномасштабные технологии виртуальной реальности). На это могли бы сработать законы «Об инновационной деятельности», «О промышленной политике», «Об образовании», выбор верных приоритетов технологического развития, Национальный технологический прогноз и ряд других документов (при условии, что они направлены на ускорение модернизации, а не на ее торможение).
  • Возврат государству функции целеполагания (В этом может помочь система когнитивных центров, Национальная система научного мониторинга опасных явлений и процессов, другие институты прогноза, планирования, оценки рисков). Необ ходим ряд законов в сфере прогноза, управления рисками, мониторинга ряда сфер жизн едеятельности .
  •   Создание нового государственного аппарата (в частности ряда структур, обеспечивающих эффективное выполнение ряда ключевых модернизационных проектов, организация подготовки специалистов по государственному управлению современного уровня, освоение новых технологий управления. Необходим анализ причин провала Административной реформы и новые решения.
  •   Декриминализация страны (отечественный и мировой опыт показывает пути решения этой задачи).
  •   Форсированный (до 10% в год, как показывает опыт успешной модернизации XX века) экономический рост. Перенос акцентов на высокотехнологичную промышленность и вывод ряда локомотивных отраслей и отечественных брендов на мировой уровень, ликвидация многих барьеров для предпринимательской и инновационной деятельности, повышение восприимчивости экономики и инновационной активности населения (более, чем в 10 раз).
  •   Деколонизация российского образования, культуры, науки. Переориентация этих сфер с устаревших западных образцов, предлагаемых странам 3-го мира, на задачи модернизации России. Ни «Сколково», ни Немецкой слободой тут не отделаться.
  •   Пересмотр стратегии национальной безопасности, военной политики, сценария развития российского оборонно-промышленного комплекса на основе научного прогноза рисков развития России на ближайшие десятилетия с учетом геополитических, геоэкономических, геокультурных факторов.
  •   Преодоление неверия в Россию большей части населения и острого комплекса национальной неполноценности большинства элит (новый общественный договор и восстановление обратных связей между субъектами и объектами управления, без которых страна катится к революции). Разработка и реализация ряда законов в сфере информационного и рефлексивного управления обществом. Разработка и представление большого проекта для России.

России отпущено очень немного времени на модернизацию. Этот проект требует сверхусилий от общества и элит, сшивания социально-экономической ткани стра ны, ориентации на смыслы и ценности развития, на существенное изменение правового поля. Российская наука и коллективы, занимающиеся планированием будущего, междисциплинарным стратегическим прогнозом могут сыграть в этом важную роль.