Russian
| English
"Куда идет мир? Каково будущее науки? Как "объять необъятное", получая образование - высшее, среднее, начальное? Как преодолеть "пропасть двух культур" - естественнонаучной и гуманитарной? Как создать и вырастить научную школу? Какова структура нашего познания? Как управлять риском? Можно ли с единой точки зрения взглянуть на проблемы математики и экономики, физики и психологии, компьютерных наук и географии, техники и философии?"

«Принцип синергии в восточно-христианском (православном) богословии» 
Олег Сыромятников

Опубликовано в: Будущее России
Слово «синергия» – συνέργεια (др. гр. совместная деятельность, сотрудничество) встречается в Священном Писании и обозначает сознательное соработничество, сотрудничество личностей в достижении общей цели. Апостол Павел говорит, обращаясь к первым христианам: «Мы соработники у Бога, а вы Божия нива, Божие строение» (1 Кор. 3,9).В святоотеческой письменности термин «синергия» употреблялся, начиная с Игнатия Богоносца (I-II в.), в четырех сферах православного богословия:

1. В отношении Лиц Божественной Троицы (тринитарный аспект).

Св. Афанасий Великий (296-373) говорит о взаимодействии Св. Духа с Отцом: «Итак, тот по образу Бога созданный человек от Отца, и Сына, и Святого Духа был создан. Ведь Он сказал: “Сделаем”, чтобы сказать об синергии, а не “Сделайте”, чтобы ты не говорил о помогающем и слуге» . И далее: «Созданного “по образу” человека с синергией Духа мы видим сущего»; «Создание наше от Отца, и Сына, и Святого Духа было. Ведь не один создал, а другой обновил, но сотворивший Бог с Сыном и Духом Святым. И поэтому в начале сказал: “Сотворим человека по образу нашему и по подобию”, чтобы явить из синергии тождество или единосущее природы Отца, Сына и Духа».

2. Бога и человека (сотериологический аспект).

Свт. Евсевий Кесарийский (265-339) говорит: «Заложив где-нибудь на чужбине только основание веры, они ставили пастырями других людей, поручали им только что приобретенную ниву, а сами, сопутствуемые Божией благодатью и помощью, отправлялись в другие страны и к другим народам» .

Свт. Федорит Кирский (393-457): «Прияв сии повеления, говорит Пророк, спешил я исполнить служение и не ноги свои дозволено мне было употребить в дело, но божественным содействием перенесен был к тем, к кому был послан».

3. Ангелов (ангелологический аспект).

Ориген (185-254): «Толпа, идущая впереди и за Ним, может являть собой ангельское содействие: одни подготавливают Ему путь в наши души, благодаря чему эти души украшаются, другие идут вослед Его пребыванию в нас» ; «Необходимо содействие Бога и наше усердие, чтобы от Него получить и употребление, и овладение практическим и созерцательным» .

Дионисий Ареопагит (?- ок.96): «Таким образом каждый чин Иерархии, по мере своих сил, принимает участие в делах Божественных, совершая благодатию и силою, дарованною от Бога, то, что находится в Божестве естественно и вышеестественно и совершается непостижимо, и что наконец открыто для того, чтобы умы боголюбивые подражали тому»; «<первая Иерархия небесных Существ> удостоена тесного общения с Богом и содействия Богу» .

4. Бесов (демонологический аспект).

Климент Александрийский (150-215): «Если же с кем-нибудь от недостатка ли благоразумия и осторожности или же в результате действия, а лучше сказать, содействия дьявола, приключится какая-то напасть, то не следует винить в этом собственную глупость или нечистого» .

Ориген: «Всё это действительно происходило, хотя бы и под влиянием некоторой демонической силы» .

Рассмотрим действие принципа синергии в сотериологическом аспекте. Здесь он является важнейшей частью православной сотериологии – учении о спасении человека от вечной смерти. Он заключается в добровольном согласовании воли человека и воли Бога и является необходимым условием спасения.

Сущность принципа синергии заключается в том, что Бог при всем Своем всемогуществе, премудрости и силе совершает спасение людей только при их сознательном и свободном обращении к Нему – то есть когда воля Божия и воля человеческая совпадают в направлении своего движения и действия. Макарий Великий (300-391): «Воля человеческая есть как бы существенное условие. Если нет воли, то Сам Бог ничего не делает, хотя и может по свободе Своей. Посему совершение дела Духом зависит от воли человека».

Православие утверждает, что человек абсолютно свободен и может направлять свою волю как к добру, так и ко злу, как к жизни, так и к смерти. Священное Писание гласит: «Во свидетели пред вами призываю сегодня небо и землю: жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое, любил Господа Бога твоего, слушал глас Его и прилеплялся к Нему; ибо в этом жизнь твоя и долгота дней твоих…» (Втор. 30,19-20).

Свобода – атрибутивное (неотчуждаемое) свойство человеческой личности, входящее в понятие «образ Божий» наряду с такими понятиями, как любовь, творчество, разум, совесть и др. Бог никогда и ни в чем не ограничивает свободу человека, предоставляя ему самому распоряжаться ею. Православие говорит, что спасение совершается только при условии добровольного согласия человека и наличии его собственных сознательных волевых усилий. Только в этом случае благодать Божия входит в духовную сферу человека, очищает от греха, наполняет силой и делает способным к исполнению одной из важнейших заповедей: «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5,48).

Прп. Максим Исповедник говорит, что каждый человек свободен отказаться от спасения. Именно в свободном и сознательном направлении своей воли к спасению и принятии благодатной воли Бога заключается синергия, о которой говорит православие. Если человек не желает жить по воле Бога и отвращается от Него, он лишается помощи Божественной благодати и остается один на один со своими проблемами и доживает свою жизнь, подчиняясь внутренним потребностям и внешней необходимости.

Воля Бога открыта в Священном Писании: Он «не желает погубить душу и помышляет, как бы не отвергнуть от Себя и отверженного» (2-я Цар. 14,14); «хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1 Тим. 2,4). Однако многие люди не желают жить с Богом, а желают быть богами без Бога. Священное Писание показывает множество примером подобного поведения (апостасии): от нарушения заповеди еще в раю, до последующих времен, когда человеку казалось, что всего, что у него есть, он добился только своими усилиями: «А между тем они говорят Богу: отойди от нас, не хотим мы знать путей Твоих!» (Иов, 21,14).

Пока человек лично не обратится к своему Создателю, божественная благодать лишь сохраняет его от быстрого разрушения грехом, и направляет его к личной встрече с Богом. Однако эти действия не насильственны, человек всегда может отказать и даже действовать вопреки благодати. Он отсекает от себя благодать грехом: «Наблюдайте, чтобы кто не лишился благодати Божией…» (Евр. 12,15). В этом случае человек сознательно или бессознательно вступает во взаимодействие с падшими духами. Однако, говорит Макарий Великий, если цель Бога – спасти человека, то единственная цель дьявола – погубить его, т.к. «он был человекоубийца от начала…» (Ин. 8,44).

Бог, как любящий Отец, только предлагает человеку спасения, а не тащит в него насильно: «Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною» (Откр. 3,20). Если человек откликается на Его призыв, благодать становится преображающей силой: очищает от грехов, укрепляет на добрые дела, просвещает ум и сердце, приводит к богообщению. Каждый раз, когда человек побуждает себя к исполнению заповеди Божией, он получает благодатную помощь, во много раз превышающую первоначально приложенное им усилие. Результатом соединения временной человеческой воли с вечной волей Бога становятся великие открытия и шедевры мирового искусства. Если же человек полагается только на свои силы, то даже при наличии больших возможностей и благих помыслов результат его трудов оказывается неполным и непрочным, о чем говорит Христос: «Без Меня не можете делать ничего» (Ин. 15,5).

Божественная любовь всех зовет, но никого не неволит. По словам свт. Иоанна Златоуста, «Бог никогда никого не ведет к Себе силою и принуждением. Он всем хочет спастись, но никого не принуждает» . Об этом говорит и свт. Кирилл Иерусалимский: «Дело Бога – предложить Свою благодать, дело человека – принять и хранить эту благодать» .

Другими словами, благодать совершает спасение человека, но только тогда, когда он открывает ей свое сердце и предоставляет Богу изменить себя. Об этом говорит ап. Павел: «Благодатию Божиею есмь то, что есмь; и благодать Его во мне не была тщетна, но я более всех их потрудился: не я, впрочем, а благодать Божия, которая со мною» (1 Кор. 15,10).

Таким образом, условиями осуществления принципа синергии в общении человека с Богом являются:

1. Вера в Бога и Его благодатную помощь.

2. Сознательное и добровольное желание жизни с Богом.

3. Исполнение заповедей Божиих .

Высший пример синергии со стороны человека явлен в лице Божьей Матери, когда на призыв архангела Гавриила Она ответила: «Се, раба Господня, да будет мне по слову твоему» (Лк. 1,38). Святитель Филарет Московский говорил по этому поводу, что без Ее согласия Воплощение Бога Слова было бы невозможно.

Православие отрицает искажения в понимании взаимодействия свободы и благодати, допущенные в:

- ереси пелагианства (возможность духовно-нравственного совершенствования человека без благодатной помощи Бога);

- в католицизме, где принято учение о предестинации – изначальном предопределении одних людей к спасению, других – к смерти.

- кальвинизме (человека спасает исключительно Бог по Своему предвечному предопределению, независимо от нравственных усилий человека).

Пример синергии – семья.

Православие понимает под семьей союз между мужчиной и женщиной, основанный на духовной и душевной близости и любви. Целью семьи является спасение, которое невозможно без взаимной помощи супругов, движимых любовью, то есть силой (энергией), рождающей, приумножающей и спасающей жизнь. Главным качеством любви, отличающим ее от внешне сходных явлений (влюбленности, ревности и пр.) служит жертва любящего ради любимого. Если нет ни любви, ни духовной, ни душевной близости, а есть только инстинктивное половое влечение или эстетическая симпатия, речи о семье быть не может. Но даже в этом случае само отсутствие близости по указанным параметрам в совокупности с нравственными и психологическими характеристиками партнеров дает возможность прогнозировать длительность такого союза и вероятные сроки его распада.

Автор О. И. Сыромятников, Профессор кафедры русской литературы Пермского государственного национального исследовательского университета, Доктор филологических наук