Russian
| English
"Куда идет мир? Каково будущее науки? Как "объять необъятное", получая образование - высшее, среднее, начальное? Как преодолеть "пропасть двух культур" - естественнонаучной и гуманитарной? Как создать и вырастить научную школу? Какова структура нашего познания? Как управлять риском? Можно ли с единой точки зрения взглянуть на проблемы математики и экономики, физики и психологии, компьютерных наук и географии, техники и философии?"

«Государство, общественная эволюция и экономический рост» 
Александр Субботин

Опубликовано в: Будущее России

 

 «Что такое государство?»
» — Это орган насилия!»
(из бытового разговора)

Разговор о преодолении досадного отставания организации отечественной системы высокой технологии (хайтек)  от авангардного потенциала нашей великой культуры (хайхьюм), при имеющейся достаточной сырьевой базе,  важен для современной России.

Вопрос требует внимательной теоретической проработки. Высшее в культуре априори способно обеспечивать высший тип организации социальной жизни и соответствующей ей авангардной научно-технологической сферы.

Это вопрос прикладной теории государственного строительства  стратегически важен для развития и безопасности страны.

*** *** ***

Чтобы активно влиять на  систему, управлять ею, её необходимо видеть как составную часть в контексте метасистемы, — пространства большей мерности. Например, дабы рассмотреть карту, бесполезно находиться в её  плоскости — необходимо  организовать отстранённую точку наблюдения, двумерный образ понятен с высоты трёхмерности.

В своё время, основанная на эмпирическом (основанном на очевидности) наблюдении небесных явлений, сложная геоцентрическая Птолемеева картина мира, никак не объясняющая замысловатых движений планет, (с тремя слонами и неподвижной земной твердью), сменилась на теоретически, умозрительно вычисленную понятную и многое объясняющую гелиоцентрическую.

Согласно простым и понятным положениям новой теории, Солнце оказалось центром системы, обладающим в миллион раз большей массой, чем вращающиеся по концентрическим орбитам вокруг него пылинка-Земля с другими планетами-пылинками.

Организующим началом взаимного движения небесных тел выступает всемирное тяготение. От этого момента умозрительной реорганизации внутри уже имеющегося знания навсегда и неузнаваемо изменился мир.

Какую же страшную новость несли в народ стремившиеся лишь к Истине астрономы, которых европейские властители травили, жгли на кострах и вешали? — Философское осмысление новой системы взглядов на внешний космос было чревато пониманием закономерностей космоса внутреннего, духовного. Чем это грозило? Изменением организации общественного сознания. Развенчанием ничтожности олигархии, господства меньшинства над обществом.

Можем  ли мы сегодня найти такую особую дополнительную «точку» наблюдения,  чтобы разобраться в замысловатых хитросплетениях сегодняшнего мира: общества, политики, науки, экономики, власти? Вышли ли мы, в понимании и использовании своей собственной сложности, из Птолемеевой картины социального мира, или всё ещё живём в ней?

Изучая события и факты, мы часто строим интерпретации, пропущенные лишь через физиологию ощущения, через видимость тех или иных событий. Делаем выводы, всякий раз привязываясь к оказии, обстоятельству, а не к теории и смыслу. Такое обыденное мышление, задаваемое «от очевидности», ведёт к неправильным выводам. Это ошибка индивидуального наблюдения из точки своего эго, свойственна эмпирическому, «птолемеевскому» методу!

(Видим ли мы, например, гравитацию? Радиоволны? Видим ли мы, воочию, интеллект? (— лично свой — конечно))), а коллективный разум? Добро и зло?.. Можно ли потрогать, пощупать, поцарапать ногтем?) Надо отдавать себе отчёт, что общество людей, как система, несравнимо сложней, чем один её элемент — наш собственный разум. Элементу системы нужно как-то постичь систему. В этом состоит вся сложность построения адекватного метода социальной науки.

Мы не можем оценивать приёмы экспертной риторики, высокие задачи политики или способ своего жизнеустройства на предмет их разумности, эффективности и безопасности, находясь сами внутри изучаемой структуры, «варясь в том же соку». Анализ, прогноз, очевидный наблюдаемый факт —  голая видимость, личное ощущение, о котором можно много спорить,  но это далеко не предметная сущность, не modus operandi и не реперный ориентир в оценке сложных, социально-сочетанных эффектов.

Разум, в отличие от чувства, смотрит и проектирует с более высокой орбиты, со стороны метапространства, стоя на культурных и теоретических позициях за пределами простой чувственности. Включает познавательный метод, позволяющий охватить широкий общесоциальный, глобальный контекст, сориентироваться на неизменяемые смыслы.

Например, такие, как императивы бессмертия человечества, продления и подъёма качества жизни человека, понятие абсолютного блага, свободы, открытого общества, освоения будущими поколениями  Дальнего Космоса.

Жители России, в силу наследуемой высокой культуры, вписанной в метафизику на уровне родного великого и могучего языка, мы способны мыслить категориями, даже не замечая этого. Мы ещё далеко не утратили всей своей разумности, замещая её физиологическими инстинктами, навязываемыми нам извне.

Это рождает нашу веру в Россию, питает исторический оптимизм при любых раскладах.

Но, как видно из нашего текущего опыта, что того, что из имеющегося наследия мы применяем на практике, пока крайне недостаточно. Учёные — гуманитарии, к счастью, не корчатся на кострах при стечении народа, но слишком часто зависимы от куска хлеба насущного.

Знание об обществе, которое было выработано многими предшествующими поколениями, стараниями кураторов — книжников и фарисеев, — оказалось разделено, герметизировано, предано глубокому забвению, выметено из образовательных программ.

Нас настойчиво кормят рекламой «красивой жизни», идеями трансгуманизма, приучают к привлекательности плоскостного и линейного мышления.

***

Человек только тогда стоит над ситуацией неопределённости будущего, когда силой своего разума строит многомерности: гипотезы, теории, открывает новые явления, отыскивает и включает в свою сферу деятельности новые и всё более могучие природные энергии. Если угодно, космические процессы.

Задавая им своей волей начальные условия и компонуя их между собой так, чтобы строить технологию и получать массовый желаемый и планируемый необратимый результат, физическое благо для своего биологического существования и дальнейшего развития своего разума.

Назойливо внедряется формула, что «экономика — это фундамент всего», в том числе и база для подтягивания финансирования науки и «социалки». И предлагается в качестве социальной теории британский экономизм.

Давняя мечта шарлатанов, выдающих себя за мудрецов, — деньги делать из воздуха и разбрасывать их с вертолёта. Вспоминается барон Мюнхаузен, вытаскивавший из болота себя за собственные волосы, вместе с живым конём. Это вопрос к науке топологии — что чем объемлемо. Где место подобной системы экономики, ставящей целью отчуждение денежной прибыли, а где место социума. И что чему базис.

Рост физических объёмов производства, сопровождающийся снижением удельных затрат и обгоняющий рост населения, —  это не самоцель. Это элементарный признак здоровья простого, нормального,  гармонично развивающегося общества. По сути своей, ход правильно протекающего фундаментально сложного организационного процесса, описываемого наукой.

Это основная идея физической экономики. Общество, своим интеллектом и основанной на нём волей определяет, изменяет, проектирует и активно творит будущее, стремясь от неустроенности, тьмы и нужды к свободе и свету.

От заблуждения — к Истине. От скудости и слабости — к процветанию и могуществу.

Сеет семена в обработанную прогретую Солнцем почву, в огне печи обжигает кирпич. Возводит плотины гидроэлектростанций, отапливает зимой жилище, конструирует реактивные авиалайнеры. Даёт хорошее воспитание и качественное образование детям, веря, что  это принесёт добрые плоды.

Что же является двигателем необратимого успешного развития? — Развитое теоретическое мышление, «умозрение категориями». — Вера, смысл, познание, технология, стратегия, проект. То есть, мы имеем дело с принципом работы рационального разума, опирающегося обязательно на вечные, незыблемые истины, принципы, «аксиомы духовного опыта,» как их назвал Иван Ильин.

Воспроизводится и ускоренно развивается генетическое ядро — социальный   фундаментальный процесс, обеспечивающий эволюцию человека разумного от момента самого его появления и до сего дня. Явление человека в животном мире —  это возникновение виртуального «облака» его сетевого социального сознания, создаваемого всеми предыдущими поколениями, несомого живущим поколением и передаваемого потомкам. В режиме реального времени, просто от постоянного его употребления, происходит саморазвитие этого «нематериального актива» — способности к мышлению и совместному, самостоятельно ускоряющемуся «экономному» социально-организованному действию.

Сети нашего разума постоянно производят оптимизацию, внутреннюю реорганизацию своей архитектуры, выбирая наиболее компактную, экономную перепаковку, универсализацию знания. Это всецело относится к естественному строю общества и, в частности, к оптимальной организации, по принципу платоновского академизма, примирению и воссоединению ветвей науки — гуманитарного знания и естественнонаучного комплекса.

Любая деятельность человека может иметь двойное назначение — ножом можно на хлеб намазывать масло, а можно перерезать кому-то горло. Что уже говорить о транспорте, тяжёлой промышленности, военном деле и расщеплении ядра. И что говорить о СМИ, которые могут нести свет, просвещать, а могут быть оружием высокого поражающего действия — массово растлевать. Сфера применения науки и техники настолько тесным образом переплетена со сферой человеческой мысли, работающей в оперативной системе культуры, что в основу технологии, экономики, политики глубоко «вшиты» фундаментальные метафизические смыслы бытия. Если это правило где-то нарушается, то нарушается и даёт осечку, рассыпается и идёт вспять весь ход развития. Возникают, реализуются локальные аварийные ситуации, которые затем перетекают в глобальные катастрофические процессы.

Фактически, «Ноосфера» В.И.Вернадского как социальная сеть возникла сразу и вместе с появлением человека. Глобальный охват, обживание и освоение живым человеческим умом всех уголков планеты идёт не прерываясь, преемственно, наверное, миллионы лет. Материализация общественного сознания — это организация ментальной культурой, с её духовной сферой и техническим знанием материальной сферы, организуемой как сложная, многомерная технологическая сеть, которая в принципе не может обгонять, но может, по ряду устранимых причин, значительно отставать от сферы, её порождающей.

Вопрос преодоления отставания организации авангардно-высокой технологии  от авангардного потенциала нашей великой культуры —  важен для современной России. Он требует хорошей, духовно зрячей теоретической разработки. Высшее в культуре априори способно поднимать и нести на себе высший тип организации социальной жизни и соответственно всей её материальной, инструментально-технологической сферы.

Это сегодня прикладной жизненно важный  вопрос  нашего государственного строительства. Та оперативная мыследеятельностная система, которая насильно внедряется в России вот уже много лет, идёт вразрез с национальным, цивилизационным образом мышления, который свойственен и успешен в России. Это носит характер проектируемой военно-тактической операции по поражению, деградации  и слому России и её государственности.

***

Идея физической природы экономики восходит к основателю современной науки, физического принципа инженерии и технологии Готфриду Лейбницу, а идея Идеального Государства и публичного блага — к основателю философии античному Платону. Он  организовал структуру отраслей всего человеческого Знания, его идеи по-прежнему представляют собой высший образец академизма, достойный системного применения.

Итогом  фундаментальных выводов физики в уходящем ХХ веке стала картина изменчивости мира, в которую положены принципы Лейбница и Платона, -  динамика неравновесности и принцип эволюции как самоорганизации сложных систем, на которые указывал Илья Пригожин. Основы организационной теории успел заложить в двадцатые годы рано ушедший из жизни философ-революционер Александр Богданов.

Синергетическая русская школа с её эволюционной картиной сложного мира уверенно выводит на решение неразрешимых, «тупиковых» отечественных и мировых проблем. Это  открывает перспективу реализации сильно недооценённой в прежней (ньютоновской) парадигме фундаментальной сущности интеллекта через помещение творческой свободы человека на подобающее ей место.
В этом перемещении — ключ предстоящей подлинной научно-технологической революции, которая характеризуется темпом экономического роста в прогрессии, поддерживающей и ускоренно опережающей динамичный рост численности населения.

«Экономить» в экономике и можно, и нужно. И есть что. Крепко экономить, отчего экономика — только выигрывает.

Ресурс, который следует беречь, это самое ценное и невосполнимое — жизнь. А «пускать в расход» -  знание. Чем его больше эксплуатируют, тем оно становится глубже и лучше.

Сберегать и преумножать народ и в числе, и в умении — задача подлинного, не мнимого Государства.
Время — это «вещество»  ограниченной во времени  жизни любого человека, и  необратимость, это его золотые годы и тяжёлые дни, его труд, его здоровье. А экономить на образовании, на научном процессе — это своими руками рубить топором будущее детей и, вообще, страны.
Образованность, просвещённость народа — не развлечение для родителей и даже не просто источник эффективности экономики, но и качества, безопасности, разумности проживаемой человеком жизни, наполненной высоким смыслом.

Экономия «социальных издержек», сбережение социального времени возрастанием общей мощности системы — это почти одно и то же выражение, что и заезженные фигуры речи:  «рост производительности труда», «ускорение экономического развития», «эффективность производства». Но в совершенно ином, человеческом измерении.

Экономия социального времени — это не потогонная система рабского труда, — а результат высокого качества (имея ввиду прежде всего, его содержательную сторону) образования, добротного здравоохранения, развитой кооперации, разумной, свободной социальной организации и, наконец, технической вооружённости, механизации, автоматизации. Эффективность экономики — в формировании всей сложнейшей многоступенной системы обеспечения высокой отдачи от каждой единицы вложенного человеческого здоровья, затраченного труда.

Маркер эффективности государства — разрешение «демографической проблемы». Это сбережение народа посредством социально-эффективной государственной политики, государственным содействием социальной самоорганизации. При его безусловной свободе: — защитой государством от  криминала, эксплуатации — любых, — открытых и скрытых — форм насилия, порабощения, манипуляции сознанием.

Цивилизации живут, процветают и умирают вместе с Традицией — мудростью народов, их создающих. Увяла Традиция — сошло на нет, заглохло, коррумпировалось государство, разбрелось и вымерло население, на опустошённую землю пришли другие.
Государство — это не чиновники и не их власть. Если бы это было действительно так, то тогда надо было бы об этом прямо говорить. Но ведь и в Конституции такой нормы нет.

Государство — организующая мир идея, форма социальной стратегии, фокусирующая и направляющая вектор общественного сознания в творческий процесс — основу процветания, активно-деятельной безопасности.

Маркер здорового государства и его безопасности — совесть.

***

Власть материалистической парадигмы мышления, основанной на эмпиризме, детерминизме, редукции, линейности и равновесности достигла пределов своей применимости.

Это насильственная имперская олигархическая власть. Это, для народа, — плохо ли, хорошо ли скрываемое, рабство.
Она строилась как «ньютоновский» физический процесс, страдающий линейностью, отсутствием глубокого смысла и цели развития, обратимостью во времени, безразличием к целям развития. Это процесс, характеризующийся отрицательной обратной связью — удушения свободы, «запретительного» управления. Результатом протекания физических процессов этого класса  является возрастание энтропии: хаоса, неопределённости; рассеяние внутренней энергии, потеря системной управляемости.

В конце концов, приходит финал для самого субъекта управления.

На эту власть и опиралось современное демократическое государство. Эта, обозначаемая как модерн,  «окончательно совершенная», система власти, характерная для периода разрушения сельского хозяйства, аграрной цивилизации  и становления урбанизированной индустрии массового производства, как ещё недавно казалось, идеально управляет.

То есть, социально ответственно ведёт народ в светлое будущее. Позволяя себе право производить широкомасштабные манипуляции общественным сознанием,  устремляя общество и его хозяйство в неизвестность, сдерживая общество от побега ветхозаветным арсеналом институциональных рогатин, нескончаемым тиражированием законодательных формальностей, системой штрафов, запретов.

Действуя административно, путём эксплуатации, насилия, войны, государство в этой парадигме быстро и глубоко забюрокрачивается, чем утрачивает сам принцип, суть платоновского государства справедливости, преуспевая в «нейтрализации» разума — традиционных общественных структур. Глобализация такой социально не ответственной власти через проект «глобального правительства» не боится ставить под вопрос даже будущее населения планеты. Это уже не коррупция, её процесс давно закончился.

Современный социальный дарвинизм, ссылающийся на эволюционное учение Дарвина в своей трактовке эволюции человека, не оставляет малого места принципу разумности, сводя человеческую жизнь к физиологическому инстинкту, условному рефлексу на пищу, удовольствие, животным принципам хищничества, сводя эволюцию человека к агрессии, принципу «естественного отбора» слабого (неагрессивного) через его смерть.

Геноцид — высшая форма реализации этой философии.

Чарльз Дарвин ещё при жизни не без оснований опасался вольной трактовки и столь наглого «научного» употребления его наблюдений и обобщений соотечественниками, идеологами имперского мышления, тоталитаризма, фашизма.

***

«Критикуя, предлагай» — гласит народная мудрость.

Русская мысль,  внутренний голос русской цивилизации, предлагает миру обратить внимание на нечто, присущее совершенно иному мировосприятию:  на образ эволюции человека, выраженный через русскую культуру.
Он успешен как раз в опоре на жизнь и её умножение, на веру, правду, совесть, свободу, любовь. На защиту слабого — от агрессии, на защиту неискушённого — от чужой подлости и хитрости. Это работает, как мирное прирастание, основательное, надёжное обустройство совместной, взаимоуважительной полнокровной жизни для всех  — Россия не случайно самая большая и древняя государственность на планете.

Названные внутренние социогенетические качества, вместе выражаемые как справедливость ( т.е., жизнь с правом, в правде), видят в человеческой цивилизации путь генерации, сохранения, совершенствования и закрепления широкого разнообразия всех проявлений жизни, логически ведут к синтезу высоких социально эффективных организационных  форм. Культура, возвышающая человека в духе, в правде — универсальный генетический код, парадигма здорового традиционного, разумного общественного развития. Удивительным образом, это соответствует  выводу новейшей физики неравновесных систем — самоорганизации как универсальному принципу всех уровней эволюции в Природе — от атома до человечества.

Человек  имеет власть над  стихией и своим будущим, эволюционируя в долгосрочной перспективе только тогда, когда его разум и воля обладают свободой самоорганизации, на всех уровнях надёжно защищённой совестью и государством от попыток любых форм порабощения, в том числе, интеллектуального. Это асимметрия возвышения разума, преображающего природу, создаваемая сознательным подавлением зла агрессии в его зародыше.

Общество обладает коллективным разумом, творческой свободой как присущим человеку саморазвивающимся потенциалом энергичного, проактивного развития, как инструментом преодоления смерти и хаоса через организацию синергии, через приручение, образумление и использование им могучих «слепых» сил стихии.

Такой тип самоорганизующейся деятельности насыщен положительными обратными связями, сообщающими процессу целенаправленное ускоряющееся саморазвитие.

Цитата: «Новая система ценностей, Новый Завет, со всею силою противополагается старому. Вся Нагорная проповедь построена на этой противоположности, постоянно повторяемой: «вы слышали, что сказано древними… — а Я говорю вам» Праведности книжников и фарисеев противопоставляется другая, более высокая праведность, без которой нельзя войти в Царство Небесное (Мф. 5:20). Старая система ценностей в этом противопоставлении чаще всего объемлется понятием закона (Тора). (…)

Или, как говорит ап. Павел, «старое прошло, теперь все новое». Действительно, праведность «книжников и фарисеев», т. е. еврейских ученых и учителей жизни, именно и состояла в строжайшем и точнейшем исполнении буквы закона. Закон есть высшая ценность ветхозаветной религиозной этики …» (Б.П.Вышеславцев, «Этика преображённого эроса».)

По существу, Запад имманентно, принципиально не приемлет государства как позитивного явления системы активной безопасности и развития человеческого общества. Подлинное Государство — цивилизация им (западом) демонтируется и замещается тайными обществами, фондами, другими имперскими структурами, исполняющими полицейскую функцию обслуживания «власти денег».

Бюрократия действует путём административного подавления «буквой» закона попыток самоорганизации атомизированного ею населения и способствует созданию рамочных условий экономического принуждения его к форме эксплуатации — наёмному труду. В этом смысле, сущность государства здесь извращена настолько, что общество расслаивается на манипулируемое «гражданское общество» и, по сути, аморфный закрытый наднациональный «правящий класс», служащий большим деньгам и их хозяевам.

Государство на Западе стало формальной вывеской названия нации, за которой часто скрывается лишь вымороченная оболочка.
На виду же разыгрывается большой и шумный спектакль, где политика активно играет свою роль, выдавая западное государство, его технологию демократии за идеал справедливости и за образец для обязательного подражания другими («тогда мы идём к вам»).
Вытеснение добра злом, цивилизации империей, государства бюрократией, права насилием, совести наживой есть сущность коррупции как асоциальной идеи и преступной двуличной практики.

***

В завершение, небольшая предметная иллюстрация к вышесказанному.

С марксизмом, взятом в качестве, не меньше и не больше как социальной теории, и другими либеральными учениями, на плодородную почву радикальных революционных перемен была занесена локковская, евроатлантическая идея государственного устройства по образцу и подобию империи. (Других образцов на слуху просто не было), с  административным аппаратом подавления, римским формальным правом, отвязанным от права копного, естественного, и принудительным малопроизводительным трудом.

В какой-то мере, с этим положением дел как доставшейся данностью, хоть и паллиативно, но успешно справлялся И.В.Сталин, усмиряя властные порывы и потребительские аппетиты аппарата, регулярно устраивая жёсткие партийные и аппаратные чистки. Поддерживая в обществе здоровые умонастроения, традиционные идеалы справедливости, непримиримость к проявлениям культа потребительства и, тем более, тяги к роскоши.

Теория  построения социалистического государства не была очищена от «закладок» западной модели мышления. Скорее, она намеренно была «заряжена» вирусами, направленными на долгосрочный, самый верный, постепенный путь размывания русской Идеи.
Практически, народная совесть солидно подкреплялась страхом. «Открытое» же общество в кристально чистом виде, даже при наличии его развитой теории, было бы  смято и переформатировано внешними и внутренними  силами, господствующей в мире метасистемой, империалистической «матрицей», замкнутой логически на саму себя.

Открытость для всех, всё-таки, предполагает открытые, добрые и искренние намерения соседей. Господствующей глобальной парадигмой, мир-системной матрицей, задающей моду, и по сей день является западная имперская модель полицейского государства, о которой русский философ Б.П.Вышеславцев пишет, что она «объемлема Торой».

Но, при сегодняшней, дорогой ценой сохраняемой открытости России, эта мода диктует нам иметь, в самом лучшем случае, гибрид, «двоевластие» Торы и Нового Завета, живя в состоянии гибридной холодной войны. Вопрос развития — в векторе нашей собственной внутренней эволюции, организуемой и движимой совестью и направляемой Государем. Границы подлинных перемен проходят, чаще всего, внутри нас самих. В нашем внутреннем мировосприятии.

Сталину, всё же, и при непростых обстоятельствах, удалось создать  закрытую от внешнего мира пуленепробиваемым «железным занавесом» (спрятанной в «оболочку» империи) свою модель социализма в одной, отдельно взятой, стране.  Удалось отбросить троцкистское крыло партии и, с ним, марксову политэкономию и создать действующий прототип Государства будущего, взявшего за свою основу платонизм и русскую цивилизационную идею справедливости, вытекающие из неё принципы долгосрочной проектности, планового народного хозяйства. Государственного, советского и кооперативно-артельной форм общественной и хозяйственной самоорганизации.

Благодаря учёбе в семинарии, И.В.Сталин был знаком с идеями Платона, понимал  и принимал их. Но идей синергетики в то время сформулировано не было.

Удалось не так уж и мало, — точнее, очень много, с учётом сжатых сроков, внутренних противоречий, эвакуации промышленности на Восток, разорительной Великой Отечественной войны, послевоенного восстановления из руин народного хозяйства, вынужденного непроизводственного отвлечения  колоссальных человеческих ресурсов на осуществление гонки вооружений — ядерного, термоядерного и ракетно — космического проектов.

Мы до сих пор живём во многом благодаря социальным, технологическим прорывам и хозяйственному опыту того недолгого трудного периода. Это навсегда останется Советским чудом, ещё ждущим своего непредвзятого исследования. Стоит особо отметить, что такой триумф  в осуществлении Сталиным его политики был обязан следованию им глубинным основам русской цивилизационной Традиции. Именно сущность справедливого государства, вобравшего в основу принцип разума, явила миру прорывной образец обеспечившего Великую Победу народного хозяйства.
Именно наследие того Государства сохраняло страну до 90-х, вызывая сегодняшнюю растущую ностальгию по СССР.

***

Придя к власти, Н.С.Хрущёв, для укрепления имиджа в среде работников госаппарата, вылил ушаты грязи на своего предшественника и приоткрыл лазейку развала принципов «платоновского» государства Сталина. Было негласно дано «добро» роскошествам, двуличию и фальши. Стало нормой партийного и советского чиновничества, на людях говорящего «правильные слова»,  в своём кругу тихо прибирать к рукам, (кто, конечно, хотел), тёплые места, привилегии и присматривать «на будущее, деткам» лакомые куски.

Правящая верхушка довольно быстро навела духовные  скрепы чуткого классового родства с социально близким «потусторонним» миром, только и ждущим сноса общенародного Советского проекта.  Связь советской  государственности с русской цивилизационной Идеей слабела под радующие неискушённый глаз интеллигенции признаки культурной «оттепели».

Вскоре нашлись инструменты торможения общественного развития. Внедрение отрицательных обратных связей «идеологически нейтральных» экономических методов стимулирования труда. Заговорили об экономических реформах Косыгина -Либермана, о вытеснении плана и государства из экономики, «некоторых элементах» рынка, об экономической кибернетике…
В семидесятые-восьмидесятые в стране сложился неформальный пул сторонников экономических реформ. С участием зятя А.Н.Косыгина, Д.Гвишиани, была подготовлена команда либерал-реформаторов, для разведения и откорма которых внутри страны был создан питомник —  филиал МИПСА, фактического органа «Римского клуба». Этот «ретранслятор потусторонних смыслов» и стратегий здравствует и поныне, как десятки других подобных структур в России. Так страна постепенно, идя по инерции и под гору, пришла к 1991 году.
***

-Что «поражение СССР в холодной войне» дало современной России и миру?

Потери. Большие потери.

-А что положительного?

Главное, что не очевидно, но принципиально. — Оно вызвало в стране и в мире шоковое общественное осознание подлинного места России в грядущих глобальных переменах и критической важности вопроса качества её Государства.