Russian
| English
"Куда идет мир? Каково будущее науки? Как "объять необъятное", получая образование - высшее, среднее, начальное? Как преодолеть "пропасть двух культур" - естественнонаучной и гуманитарной? Как создать и вырастить научную школу? Какова структура нашего познания? Как управлять риском? Можно ли с единой точки зрения взглянуть на проблемы математики и экономики, физики и психологии, компьютерных наук и географии, техники и философии?"

«Человечество и новая война: есть ли будущее?» 
О.С. Анисимов

Опубликовано в: Будущее России

В прошлом веке человечество пережило две большие войны, потеряв многие миллионы людей в иллюзиях, что каждая страна защищает свои интересы. Обе войны, как это многократно показано, были условиями перераспределения капитала и влияний в конкуренции сначала однородных, по типу устройства, обществ, а затем противоположных типов обществ. Кроме того, продолжением второй войны стала «предвойна», которую назвали «холодной». Исходя из интересов глобального капитала, возможности иметь более высокую динамику прибыли мировые финансовые олигархи потопили в крови многие народы, демонстрируя полное пренебрежение к жизни человечества, к предназначению людей на земле, их творческому, созидательному самовыражению, усиленному современной индустрией, к базисному стремлению к разностороннему благу и к своему богоподобию. Ради обеспечения манипулятивных и злонесущих замыслов «невидимый» олигархат создал индустрию обмана, иллюзий. псевдоцелеполагания, подчинив себе достижения информационно-коммуникативных механизмов. Достижения науки о микромире были подхвачены для создания оружия, способного уничтожить человечество. В устремлении к господству эти зловещие силы использовали науку и в создании биологического оружия, маскирующего свою оружейность. И мы встретились с его использованием против человечества. Возник новый тип войны, сохраняющий все остальные в арсенале самой функции войны. Усложнились способы контроля за этим оружием, имевшим прототипы в прошлом опыте человечества, но предназначенные для локализованного использования, «доиндустриального». Все это хорошо известно, но возникает и вопрос о сохранности самого человечества в более изощренном и утонченном использовании нового оружия.

При рассмотрении войн всегда анализируются обе стороны крайних форм конфликтов, «агрессора» и «жертвы», наступления и обороны. Если применение нового оружия становится глобальным, направленным на человечество, то в чем состоит потенциал и организация обороны, самозащиты человечества? По опыту всех войн защита предполагает мобилизацию сил защищающихся, создание и применение подобного или более совершенного в нанесении вреда агрессору оружия. Чтобы применить какое-либо оружие, надо знать противника «в лицо» и выявить характер наносимого ему вреда, а также возможность такого ослабления его действий и намерений, которое делает ненужным насилие, возможность переориентации устремлений и сведение его к сдаче. Особенность финансовых манипуляторов состоит в том, что они не демонстрируют свою агрессивность в поле созерцания, скрывают свои усилия в планировании, маскируют их в различных формах, в том числе и в «Клубах» с разными названиями, в форумах и т.п. Лишь аналитики и ученые умственно воссоздают последовательности причин и приходят к первопричинам. Политологи, экономисты, кратологи, социологи, культурологи, философы и др. раскрыли то, что тщательно маскировалось и инициаторы войн опознаны. Однако принимают решения правители, макроуправленцы, обеспеченные все более сложными и эффективными механизмами разработки и принятия, реализации решений, чиновничьими иерархиями, научными, аналитическими сервисами, информационными технологиями. Этому помогают ориентированными на интересы «заказчиков» образовательные системы, формирующими то сознание, самосознание, мышление, самоопределение, энергию и типы поведения, которое устраивает олигархат. Даже организация науки находит способы, в использовании добросовестно полученных результатов, адаптации к базовым интересам мировых иерархов. В целом удается догадки и даже версии о спекулятивности их политики сделать субъективно незначимыми и вести людей к согласию с происходящим в рамках сформированных иллюзий. В этом процессе свой вклад вносит работа идеологов и проектировщиков будущего, а также особые формы поддержки политизированных религиозных систем, имеющих способы нейтрализации сторонников искренности и истинности внутри церковных иерархий.

Следовательно, современное состояние мировой цивилизации, в ее наиболее развитой политически, идеологически, экономически части, вмещает огромное количество цивилизационных язв, шлаков, пороков, что его нельзя квалифицировать иначе, как болезненное. Огромная ослабленность здравомыслия, проницательность, принципиальности, приверженности к истине, общности судеб и устремленности к реальному человеческому благополучию способствует приходу к катастрофическому суммарному эффекту, к незащищенности в условиях натиска агрессивных сил. Это проявляется в низкой политической дееспособности в условиях кризиса, случайности и ситуативности, недоказуемости принимаемых решений на форумах и внутри стран, отсутствии решительности в борьбе со злом, эгоистичности в реагировании на негативные сюжеты в происходящем. Неэффекивность аналитических служб предопределена не только связанностью с интересами подлинных заказчиков, но и с низким уровнем интеллектуальной культуры, привлечением тех мыслительных оснований, которые уже раскрыты в своей недостаточности потенциала, высокой относительности пользы. Высроенная индустрия аналитики, сеть ситуационных центров, при всей затратности усилий, не может давать подлинно системные воззрения о прошлом, настоящем и, тем более, будущем. Проекты состояний человечества в будущем крайне приблизительны и ненадежны не в силу сложности самого аналитического мышления,сколько из-за слабой озабоченности качеством организации мыслительных процессов. И это в условиях включенности в спекулятивные замыслы заказчиков. Поэтому возникает потенциал обреченности человечества на неуспех в своих положительных намерениях и надежности катастрофы. Поэтому для тех, кто смог выявить такие пороки и болезни человечества очевидным становится путь выздоровления с предполаганием мучительного разрыва с укрепленной инерцией сложившегося способа цивилизационного бытия и прорыва в будущее на основе любви к и знанию предназначения человечества, любви к истине, совместному благополучию, подчиненности вечным законам универсума, божественным устоям первопричин. Тем более, что добросовестное постижение и знание истории человечества, без спекулятивных наслоений, позволяет увидеть все нужные ориентиры в деяниях и умыслах древних предков времен первичных цивилизаций Рассении, Египта, Китая, Перу, Вавилона, Шумер и др. При всей сложности слежения за миграциями, отношениями, кровосмешениями, конфликтами, союзами и др. в рамках применения современных мыслительных средств и методов выявляется та динамика состояний цивилизаций, в которой различимы как положительное, так и отрицательное, ведущее к катастрофам. Есть чему поучиться. Но поскольку от качества аналитики зависит содержательность практических действий, их неслучайность и перспективность, то на фене быстрого роста объема и сложности информации, ее зависимости от темпов изменений информационного материала и самой реальности, то стратегическая акцентировка смещается в пользу качества интеллектуальных механизмов, из культурно мыслительных оснований, логики и онтологии. Это отражается на смещении акцента и в образовании, увеличении значимости культурного арсенала критериев, процессов окультуривания субъективности, формирования механизмов саморазвития и т.п. Меняется спектр значимости в отношении методов образования в пользу моделирования и игромоделирования. Но именно в этих переакцентировках ведущая роль принадлежит России благодаря возникновению особого типа методологии, опирающейся на деятельностную и мыслительную категориальную парадигму. В последние десятилетия в России освоен опыт немецкой классической философии и особенно самое трудное для освоения звено – наследие Гегеля. Его онтология и метод обрел технологическую форму, что позволило резко повысить уровень качества стратегических разработок, в том числе цивилизационной направленночти. Однако эти успехи остаются локализованными и демонстрируются лишь в узких методологических кругах, не находят признание не только в управленческих и аналитических, но и научных кругах из-за консерватизма и закрытости к субъективному развитию пытающихся освоить найденные принципиальные решения. Так как результаты таких разработок, при готовности к их демонстрации в кругах профессионалов, не могут исчезнуть при наличии носителей способности их освоивших, то Россия и человечество имеет потенциал прорыва в будущее аналитики и практики бытия. Вероятность вовлечения результатов в решение проблем увеличивается в условиях роста кризиса и хаотизации мысли и чувств.

Появление космонавтики как отрасли деятельности человечества на основе как идеологии космизма, так и успехов в авиастроении, стимулировало устремление к будущему освоению космического пространства, к полетам на ближайшие планеты и постепенному увеличению потенциала полетов в дальние миры. Однако масштаб затрат и реестр опасностей требует усилий многих и всех готовых к космическим проектам стран, их согласованности, проявления взаимопонимания и сплоченности самого человечества. Необходимы стратегии на основе идеологии совместности и гармонизации отношений разнородных участников и осознанности в выделении «земных потребностей» в космической деятельности. Тем самым, именно космическая деятельность человечества является противником противостояний и войн и сторонником глобальных проектов общечеловеческой цивилизационной гармонизации. Однако такое устремление может быть дееспособным лишь при устранении принципов эгоизма, атомизации, конкурентности, вражды в пользу совместности, сплоченности и солидарности, в пользу онтологического приоритета целого над частью. Тем самым, ведущую роль в создании и воплощении стратегий космической деятельности должны быть страны не технократической идеи, а духовноцентрической идеи к созиданию благонаправленного бытия всего человечества. Следовательно, духовный потенциал России обретет особую значимость в будущем, наряду со всеми вариантами положительных по содержанию версий идеологий иных стран. Технократизм при его использовании духовно неразвитыми или эгоистически центрическими странами не может дать надежную и безопасную в ноосферных координатах перспективу. Но для совмещения потенциалов духовности и технократизма, в рамках приоритета духовности,необходимо в решении прагматических,технократических задач и проблем использовать потенциал не только духовности, но и высших форм мышления. На этом пути и будет развиваться земная цивилизация, если она самоопределится относительно кризиса и возможных войн в пользу именно совместного благополучия и найдет пути и средства противостоять активности спекулятивной элиты человечества.

Для реализации идеи и стратегии такого самопреобразования человечества требуется налаженность решения таких тактических задач,как качество аналитики, моделирование наиболее перспективных форм сотрудничества, внедрение самых перспективных моделей коммуникативного взаимодействия носителей разных и разнородных идеологий, миропониманий, профессиональных парадигм, стереотипов, обычаев, религиозных систем и т.п. Сама потребность в понимании друг друга и учете в самодвижении в рамках единого пространства деятельности очевидна для всех профессионалов и социотехников. Однако конкретные технологии мыслительного и нравственного взаимодействия развиты далеко не на том уровне, который нужен для межцивилизационного взаимодействия, например, в полете представителей разных стран и мотиваций в одном космическом корабле и в длительном совместном пребывании вне земли. Передовые позиции в технологиях этой направленности занимает именно Россия после «изобретения» новейших форм игромоделирования в конце 70 х годов ХХ века. Накопленный опыт является достоянием всего человечества, но известен пока лишь в пространстве бывшего СССР. При этом он не используется и в сфере деятельности Роскосмоса.

Подводя итоги мы отмечаем опасность губительных последствий начавшейся войны, биологическими средствами, могущей погубить человечество, потребность общечеловеческой мобилизации в противодействии и наличие потенциала противодействия и победы в этом типе войны, построения нового состояния человечества с помощью и самой развитой аналитики при поддержке положительной элиты мирового сообщества.

Литература

  • Анисимов О.С. Цивилизация и ее механизмы: становление и разрушение. В 2хт.М. 2007
  • Анисимов О.С. Цивилизационная безопасность: сущность и становление. М.2008
  • Анисимов О.С. Сущность человека: проблемное поле. М. 2009
  • Анисимов О.С. Игромоделирование. Игротехника. Методология.М. 2009
  • Анисимов О.С. Цивилизационный кризис и современная Россия.// Мышление стратега: модельные сюжеты. Вып.18.М. 2010
  • Анисимов О.С. Правитель: ум и мудрость.// Мышление стратега: модельные сюжеты.Вып. 25.М.2011
  • Анисимов О.С. Солидарное общество: концептуально-стратегический этюд. М. 2012
  • Анисимов О.С. Культура и духовность в мышлении стратега. М. 2012
  • Анисимов О.С. Войны: сущность, типы, стратегии, технологии. М.2013
  • Анисимов О.С. На пути создания теории пилотируемой космонавтики: методологическое введение. М. 2014
  • Анисимов О.С. Высшая мыслетехника в цивилизационной аналитике.// Мышление стратега: модельные сюжеты. Вып. 41.М 2016
  • Анисимов О.С. Управленческие решения и стратегическая аналитика.// Мышление стратега: модельные сюжеты. В 2х т.Вып. 52. М.2018
  • Анисимов О.С. Высшая мыслетехника в мировом рефлексивном пространстве.// Мышление стратега: модельные сюжеты. Вып.60. М. 2020