Russian
| English
"Куда идет мир? Каково будущее науки? Как "объять необъятное", получая образование - высшее, среднее, начальное? Как преодолеть "пропасть двух культур" - естественнонаучной и гуманитарной? Как создать и вырастить научную школу? Какова структура нашего познания? Как управлять риском? Можно ли с единой точки зрения взглянуть на проблемы математики и экономики, физики и психологии, компьютерных наук и географии, техники и философии?"

«СТРАТЕГИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ЗАЩИТЫ И РАЗВИТИЕ РОССИИ» 
Воробьев Ю.Л.

Человечеству, чтобы выжить, придется совершить и пережить очень важный поворот в своей истории, сравнимый по значению с прошлыми социально-экономическими революциями. В течение ближайших десятилетий должны измениться цели и источники развития, смысл и критерии прогресса, ценности культуры, возможно — общественные структуры. Необходимо добиться гармоничного раз-вития техносферы и биосферы, кардинально изменить потребительскую психологию, отойти от ценностей «общества потребления». При этом предстоящий поворот, в отличие от упомянутых революций, бывших самопроизвольными процессами, должен совершаться целенаправленно на основе достижений фундаментальной науки с привлечением научного потенциала ведущих институтов России.

Современная Россия переживает важный этап своего развития. В стране планируется осуществить комплекс преобразований в социальной, финансовой, научной, промышленной, военной и других сферах обеспечения жизнедеятельности государства, а также мероприятий по повышению эффективности органов государственного управления, удержанию достигнутых темпов экономического роста. Вместе с тем ряд проблем может не только помешать реализации намеченных планов, но и направить социально-экономическое развитие страны по иному сценарию. Сложности в реформировании страны, неоднозначное воздействие на этот процесс внешних факторов существенно осложняют обеспечение ее интересов в современном меняющемся мире. По существу, вся сложность процесса преобразований в России как бы фокусируется в комплексной задаче обеспечения Националь-Ной безопасности России и реализации жизненно важных интересов ее граждан в политической, в экономической, в военной сферах деятельности, а также в сфере безопасности жизнедеятельности населения и экологической безопасности. Для устранения или предотвращения появления конкретной угрозы приходится прибегать к различным мерам защиты и обеспечения безопасности, под которыми понимается комплекс мер по предотвращению или нейтрализации посягательств, враждебных действий, опасностей и других угроз.

При этом важное место занимают меры по обеспечению безопасности жизнедеятельности населения, которые включают в себя мероприятия гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.

Мы живем в XXI веке, управляем огромными ресурсами, используем колоссальную по масштабу энергию. Благодаря электронным технологиям мир получил доступ к огромным массивам информации, люди научились передавать и получать ее с невиданной скоростью. Наша жизнь стала настолько насыщенной делами и свершениями, что можно утверждать — мы живем намного эффективнее, «быстрее» своих предшественников, и в каком-то смысле проживаем более долгую жизнь. За последние 40 лет численность населения на планете удвоилась и достигла 6 миллиардов.

Вместе с тем, анализ тенденций в области безопасности общества и человека и прогнозы ученых показывают, что опасности и угрозы приобретают все более комплексный, взаимоувязанный характер. Одна угроза порою влечет за собой целую цепочку других. Войны приносят чрезвычайные ситуации в техногенной, социальной, экологической сферах. Техногенные катастрофы индуцируют природные катаклизмы, и, наоборот, природные бедствия влияют на техногенную и пожарную безопасность. И подобных примеров можно привести много потому, что история развития земной цивилизации — сложный, противоречивый, неравномерный процесс. В значительной мере его траектория зависит от стремления человека и общества обеспечить свою безопасность, избежать голода, болезней, добиться комфортных условий существования, обеспечить защиту от агрессии, сохранить окружающую среду обитания. Можно сказать, что важнейшей целью развития во все времена было достижение все более высокого качества жизни и безопасности людей.

Очевидно, что эти цели развития сохранятся в ближайшие десятилетия. Однако значение безопасности, ее вес в общей структуре жизнеорганизации существенно возрастет. Сейчас уже можно уверенно утверждать, что обеспечение комплексной безопасности личности, общества станет важнейшим приоритетом ближайших десятилетий. Оно должно быть положено в основу стратегии планирования будущего нашей цивилизации, а также разработки планов социально-экономического развития России.

За свою историю человек многому научился, но управлять природными процессами он все-таки не умеет, хотя и пытается. Современная наука не в состоянии обеспечить точное прогнозирование многих опасных явлений в природе, поэтому можно сделать вывод, что опасные природные процессы чаще все-го не поддаются управлению человеком. Если же говорить о техносфере, то она сама есть порождение человека и, в меру своих знаний и возможностей, человек планирует риски своей технической деятельности, вероятность реализации которых во многом зависит от поведения самого человека. Таким образом, только в социальной сфере, в согласованном поведении людей, их организации, которая реализуется через социальные нормы поведения, законы, правила, традиции, приобретенные и умноженные знания, науку, практику, политику можно управлять уровнем безопасности человека.

Ничего, кроме своей социальной организации, человек не может противопоставить катастрофам и стихийным бедствиям. Это кажется банальным, но является единственно верным постулатом безопасности, возвращающим нас к истокам человеческой цивилизации. Становятся понятными социальный характер человека и смысл исторического процесса общественной организации. В связи с этими положениями в настоящее время в стране создана и эффективно функционирует социально необходимая единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и система гражданской обороны, которые реализуют функции по обеспечению безопасности жизнедеятельности населения — гражданской защиты.

Рост значимости обеспечения безопасности жизнедеятельности населения в процессах развития общества в ближайшие десятилетия обусловлен возрастающим общесистемным кризисом цивилизации, обострением проблемы ее выживания, необходимостью радикального изменения пути развития.

Такие переломные моменты в истории человечества наступали неоднократно. Благодаря научно-технической революции, социальному и экономическому прогрессу, во второй поло-вине прошлого столетия мир радикально изменился. В развитых странах существенно улучшились условия труда и качество жизни людей, в том числе выросли благосостояние, уровень здравоохранения, образования, обеспеченности, культуры. В то же время в слаборазвитых странах обострились социальные проблемы, возросли угрозы экстремизма и межнациональной нетерпимости.

Кроме того, научно-технический прогресс, подняв человека на его современный уровень, проявил свою оборотную негативную сторону, связанную с истощением ресурсных возможностей Земли, экстенсивным характером эксплуатации этих ресурсов, рядом других кризисных явлений в социальной, экономической, политической сферах. Стало ясно, что экстенсивный путь развития исчерпал себя. Одновременно мировая динамика явила новый цивилизованный феномен. Растущая взаимозависимость стран и народов, несмотря на все различия в уровнях развития, культуре, религии, исторических традициях, достигла такой степени, что ее стали понимать как важнейшее современное явление в жизни человечества, названное «глобализацией». Различные составляющие этого явления носят как позитивный, так и негативный характер. В негативном плане глобализация наиболее ярко проявилась в виде так называемых глобальных проблем. В принятой у нас трактовке под глобальными проблемами человечества понимаются всеобщие затруднения и противоречия во взаимоотношениях природы и человека, а также внутри общества, имеющие по охвату и интенсивности планетарный масштаб. Стоящие перед человечеством, и до сих пор не решенные глобальные проблемы несут существенные угрозы безопасности цивилизации и серьезно затрагивают решение проблемы безопасности жизнедеятельности. К основным из них можно отнести: слабую устойчивость мировой экономики, бедность, межнациональную вражду, религиозную нетерпимость, организованную преступность и коррупцию, истощение невозобновляемых ресурсов, нехватку продовольствия, безработицу, возникновение новых болезней, наркоманию, проблемы природно-техногенной, духовно-нравственной сферы и многие другие.

Мы пока не в полной мере провели оценку последствий влияния глобальных проблем на развитие нашей страны. В то же время необходимо правильно и адекватно идентифицировать данные проблемы с учетом особенностей страны и ее отдельных регионов для своевременного формирования и реализации государственной политики в данной сфере. Эти постулаты особенно актуальны в настоящий период, когда страна вступает в новую фазу социально-экономических преобразований, решает комплексную задачу совершенствования социальной организации общественного устройства.

В Российской Федерации в течение последних пяти лет наблюдается тенденция к некоторому снижению количества техногенных чрезвычайных ситуаций. Однако при этом увеличиваются масштабы их последствий и ущербы от них. Прямой ущерб от всех видов чрезвычайных ситуаций превышает 100 млрд. рублей в год. Суммарный общий ущерб от всех видов чрезвычайных ситуаций составляет почти 3 % внутреннего валового продукта страны.

Весьма остро проявляется проблема природных катастроф. Стихийные бедствия регулярно приводят к людским потерям и огромному экономическому ущербу во многих странах, а, приобретая масштаб природных катаклизмов, иногда роковым образом сказываются на судьбах народов. При анализе последствий природных катастроф выявляется одна из основных тенденций — рост количества крупных чрезвычайных ситуаций и наносимого ими экономического ущерба. Только за последние сорок лет количество стихийных бедствий с ущербом свыше 1 млрд. долларов США каждая возросло в четыре раза. Суммарный прямой ущерб от наиболее разрушительных природных катастроф возрос более чем в 15 раз, в то время как мировой валовой продукт — всего в четыре раза. К сожалению, по прогнозам ООН, зарубежных и наших ученых, тенденция увеличения числа природных бедствий сохранится и в ближайшее время. Это характерно и для нашей страны. По последним отечественным экспертным оценкам суммарная величина ежегодных материальных ущербов от природных катастрофических явлений в нашей стране будет возрастать.

Грозной и трудно решаемой проблемой в ближайшие десятилетия будет экологическая проблема. Точнее, это целый комплекс проблем, связанных с кризисом природной среды из-за антропогенного воздействия. Проявления экологического кризиса, который сопровождается многочисленными опасностями для человечества и даже чреват глобальной экологической катастрофой, многообразны. Идет загрязнение грунтов вредными веществами. Особенно опасные среди них — радиоактивные вещества и диоксиды. Деградируют почвы — они утрачивают гумус, ширятся опустынивание и засоление.

Нарастает дефицит пресной воды. Усиливается загрязнение океана, поверхностных и подземных вод вредными веществами. Падает количество фитопланктона — основа пищевой цепочки в океане и важный источник кислорода.

Продолжается загрязнение атмосферы. Наблюдаются температурные инверсии, кислородный голод в городах, выпадают кислотные дожди.

Происходит изменение глобального климата. Все катастрофичнее проявляется феномен Эль Ниньо. Истощается озоновый слой атмосферы Земли. Наносится невосполнимый урон биосфере планеты, обедняется ее генофонд. Деградируют, а то и исчезают, многие виды животных и растений, падает их биологическое разнообразие. Исчезают леса — важнейший регулятор природной среды.

Экологическое неблагополучие коснулось и околоземного пространства — оно насыщено «космическим мусором» — отработавшими искусственными телами.

Анализ экологического состояния планеты позволяет выявить тенденцию опережающего роста экономического ущерба от ЧС по сравнению с динамикой роста их количества. Кроме того, экология оказывает все большее влияние на безопасность жизнедеятельности людей.

Большую опасность представляют техногенные чрезвычайные ситуации: крупные пожары, аварии на потенциально опасных объектах и электроэнергетических системах, системах жизнеобеспечения. Не останавливаясь на многочисленных причинах сохранения высокого уровня техногенных угроз, следует отметить, что в нашей стране подобной причиной выступает значительная выработка ресурса основных фондов, которая достигла 50-80%. Важнейшие объекты энергетики, транспорта, нефтяной, газовой, химической промышленности, строительного комплекса работают за пределами проектного ресурса, что является прямой предпосылкой для возникновения аварий и техногенных катастроф. Необходимые в этих условиях затраты на модернизацию, реконструкцию, вывод из эксплуатации должны составить, по некоторым оценкам, 15-20% от валового национального продукта ежегодно.

Серьезную опасность представляют пожары в городах, населенных пунктах, промышленных объектах, на транспорте и в лесах.

Статистика пожаров в Российской Федерации за последние годы позволяет констатировать, что их количество сохраняется на уровне около 250 тыс. в год, гибель людей на пожарах возросла до 20 тыс. в год. Вместе с тем эту тенденцию удалось переломить в 2003 году, когда количество пожаров было уменьшено на 8 процентов. Прямой ущерб от пожаров составляет около 4 млрд. рублей. Ежегодно в России происходит не менее 10 тыс. лесных пожаров на площади от 200 га и выше, что вызывает серьезную озабоченность общественности.

Имеются проблемы в сфере обеспечения охраны жизни людей на водных объектах Российской Федерации. Только за прошедший год общая гибель людей, связанная с водой, в Российской Федерации по статистическим данным составила более 14,9 тыс. человек. Несмотря на снижение гибели людей на водных объектах по сравнению с предыдущим годом на 10%, количество несчастных случаев продолжает оставаться на неоправданно высоком уровне.

Основными причинами гибели и травматизма людей на водных объектах, как и в предыдущие годы, остаются: купание людей в неустановленных и необорудованных для этих целей местах, купание в состоянии алкогольного опьянения, несоблюдение элементарных мер безопасности на водоемах, установленных правилами охраны жизни людей на воде.

В настоящее время особую остроту приобретают проблемы войны и мира. Они относятся к социально-политической сфере и заключаются в том, что из арсенала человечества в качестве средства разрешения противоречий не исключены войны и вооруженные конфликты. Эти бедствия продолжают наносить человечеству огромный урон. Современные войны сопровождаются массовой гибелью не только военнослужащих, а в большей степени мирного населения. Разрушения населенных пунктов, объектов промышленности, хозяйственной и социальной инфраструктур приводят с серьезным демографическим, экологическим, экономическим и социальным проблемам.

В ближайшем будущем ожидается обострение проблем терроризма. Они заключаются в том, что в мире широкое распространение получило явление, при котором организованные сообщества и группы, а также одиночки, пытаются добиться своих социальных, политических или экономических целей путем применения угроз и насилия. В современных условиях терроризм является опаснейшей разновидностью политического экстремизма, следствием которого оказываются человеческие жертвы, страдания людей, экономический ущерб, дестабилизация и устрашение общества.

Кроме того, человечество волнует другая проблема — демографическая, так называемый демографический императив. Неконтролируемый рост населения и ограниченность ресурсов планеты являются наиболее угрожающей составляющей этой проблемы. Для России с ее убывающим населением этот рост формирует иного рода риски, связанные с сохранением территориальной целостности и национальных интересов народов, проживающих на огромной территории нашей страны. Демографическая проблема имеет еще две стороны, чреватые опасностями, — интенсивное старение населения, рост числа людей нетрудоспособного возраста и управление миграционными процессами.

Основная часть названных проблем эффективных решений в настоящее время не находит. Они порой достигают критического состояния и приводят к различного рода бедствиям. В результате возникают чрезвычайные ситуации различного характера и масштаба, происходит дестабилизация условий существования цивилизации, нарушаются процессы ее развития, обществу наносится большой урон, который выражается в человеческих потерях и экономическом ущербе, дестабилизации системы жизнеобеспечения населения.

Таким образом, начало столетия характеризуется усилением опасностей и угроз различного характера. Это возводит усилия по обеспечению безопасности жизнедеятельности населения в разряд одного из главных приоритетов на ближайшую перспективу в целях обеспечения устойчивого социально-экономического развития страны. Начавшийся позитивный процесс социально-экономического развития России требует поиска новых форм и способов оптимального сопряжения социальной самоорганизации и государственного управления в формировании национальной стратегии динамического развития страны, своевременного решения проблем обеспечения защиты населения на приемлемом уровне.

Какие меры для решения этих проблем в целях обеспечения устойчивого развития России нам целесообразно предпринять в первую очередь?

В Послании Федеральному Собранию Российской Феде-рации Президент России определил одной из важнейших целей достижение высокого уровня жизни, жизни — безопасной. Для того чтобы страна стала сильной и богатой надо сделать все для нормальной жизни каждого человека. Мы должны общими усилиями создать безопасные условия жизни.

В Концепции национальной безопасности Российской Федерации определен весь спектр егоз личности, обществу и государству во всех сферах жизнедеятельности. На фоне всей совокупности современных угроз хотелось бы отметить особую значимость упоминавшихся проблем природной, техногенной и пожарной безопасности, безопасности людей на водных объектах, а также вопросов снижения военных опасностей для гражданского населения. Они являются важными составными частями национальной безопасности Российской Федерации.

В настоящее время существуют все предпосылки для то-го, чтобы отнести защиту населения и территорий от военных опасностей и чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера к самостоятельной неотъемлемой составной части национальной безопасности, которая в будущем должна будет охватить вопросы комплексной безопасности людей.

Для реализации этих задач разработано новое «Положение о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций», утверждённое постановлением Правительства Российской Федерации 30 декабря 2003 г. № 794.

Этот нормативный акт учитывает весь спектр изменений, произошедших в Российской Федерации за последние годы, имеет концептуальный характер и создаёт условия для дальнейшего совершенствования и развития системы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации.

Президентом Российской Федерации 5 января 2004 г. утверждены «Основы единой государственной политики в области гражданской обороны на период до 2010 года». Этот концептуальный документ позволяет сформировать новый облик гражданской обороны страны, отвечающий современным требованиям. Он дает возможность привлекать ресурсы гражданской обороны при крупномасштабных чрезвычайных ситуациях, а также при террористических актах.

В период до 2010 года будет осуществляться постепенное организационно-методическое сближение РСЧС и системы гражданской обороны. Поэтому в перспективе представляется целесообразным с учетом реальных условий построить унифицированную систему на единых принципах, основанную на законодательной базе, решающую весь комплекс задач по противодействию чрезвычайным ситуациям и обеспечению безопасности жизнедеятельности населения в мирное и военное время.

Это сближение будет достигаться унификацией нормативных правовых документов на мирное и военное время, использованием одних и тех же органов управления, оптимально трансформируемых при переходе на работу в условиях военного времени, комплексным применением аварийно-спасательных формирований, сил гражданской обороны в интересах РСЧС, достижением оптимального порядка перехода РСЧС на военное положение и наращивания возможностей гражданской обороны, экономических механизмов функционирования РСЧС и системы гражданской обороны на основе оптимального сочетания элементов гражданской и военной экономики. В настоящее время уже готовятся соответствующие изменения в современном законодательстве Российской Федерации.

Для повышения эффективности функционирования единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и системы гражданской обороны, выполнения увеличивающихся объемов работ и расширяющегося круга задач в течение первого десятилетия XXI века в Российской Федерации должны быть осуществлены меры по:

  • повышению готовности органов управления, сил и средств;
  • улучшению профессиональной квалификации специалистов;
  • развитию систем прогнозирования и планирования деятельности;
  • наращиванию резервов финансовых и материальных ресурсов на случай чрезвычайных ситуаций;
  • созданию новых современных аварийно-спасательных средств и имущества;
  • реконструкции и развитию систем управления, связи, оповещения и др.

В целях обеспечения прикрытия объектов экономики, а особенно территорий будет больше внимания уделено развитию сил РСЧС и гражданской обороны.

Все планируемые мероприятия по развитию этих сил должны осуществляться с учетом необходимости комплексного подхода к улучшению технической оснащенности, технологической подготовки, создания унифицированных пожарно-спасательных формирований, а также повышения их мобильности, что обеспечивает своевременность их сосредоточения в требуемом районе. В связи с этим должны получить дальнейшее развитие авиационные технологии, решающие задачи не только по транспортировке сил, но и по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, осуществлению мониторинга, тушению пожаров, спасению терпящих бедствие, оказанию экстренной медицинской помощи и т.д.

Предстоящее десятилетие явится периодом дальнейшей интеграции систем управления РСЧС и ГО в единую систему государственного и военного управления, организационно-технического совершенствования этих систем. Автоматизированная информационно-управляющая система РСЧС в перспективе обеспечит телекоммуникационное взаимодействие абонентов, будут внедрены клиент-серверные технологии, введены в строй региональные и территориальные звенья этой системы. В городах Российской Федерации необходимо создать объединенные городские системы оперативно-диспетчерского управления (ОСОДУ) при угрозе возникновения ЧС, которые обеспечат прием сообщений о чрезвычайных ситуациях от населения и организаций и координацию действий городских дежурных диспетчерских служб на базе телефона «01″. Будет осуществлен перевод системы оповещения гражданской обороны на принципиально новую техническую базу, использующую цифровые системы связи.

В основе всех новых подходов к защите населения и территорий, по нашему мнению, целесообразно использовать методологию теории управления рисками. Она должна приобрести прикладное значение и обеспечить работников в области безопасности жизнедеятельности населения объективной оценкой положения дел, критериями выбора приоритетов и соответствующих конкретных стратегий действий.

Управление безопасностью и риском составляет важную сферу деятельности, как международного сообщества, так и государственных органов управления страны, а также менеджеров всех уровней. Целью этого вида управленческой деятельности являются установление, поддержание и восстановление научно обоснованного приемлемого уровня безопасности и риска с соблюдением условий оптимального и эффективного использования ресурсов общества и сохранения достигнутого уровня жизни. Последние условия позволяют полностью сочетать переход к устойчивому развитию с усилиями по комплексному управлению безопасностью территорий. Такая работа уже ведется.

На совместном заседании Совета Безопасности Российской Федерации и президиума Государственного совета Российской Федерации 13 ноября 2003 г. осуществлена выработка государственной политики в области обеспечения ядерной и радиационной, химической и биологической безопасности Российской Федерации на период до 2010 года и дальнейшую перспективу. Реализация этих решений позволит сделать еще один важный шаг в обеспечении безопасности населения России.

Важную роль в обеспечении успеха в деле противодействия бедствиям играет улучшение подготовки руководящего состава, населения и специалистов к действиям в условиях чрезвычайных ситуаций, готовность и способность людей помочь себе и окружающим в критических случаях. Чтобы этого достичь, необходимо осуществить всеобщее обучение населения в данной области, в т.ч. с использованием ресурсов СМИ, современных технических средств, а также новых форм и методов подготовки и информирования населения.

Важным делом, дополняющим обучение руководящего состава, населения и специалистов, останется забота о становлении в нашем обществе культуры риска, формировании в нем соответствующей культурной среды. Культурная среда в отношении к рискам, безопасности и чрезвычайным ситуациям должна включить то социальное пространство, в котором происходит формирование поведенческих мотиваций людей, направленных на восприятие рисков, анализ ситуаций и принятие решений, обеспечивающих их индивидуальную и коллективную защищенность.

Формирование культуры безопасности жизнедеятельности должно сопровождать человека в процессе всей жизни по мере накопления определенных знаний и жизненного опыта.

Сегодня мы исходим из того, что вопросы безопасности жизнедеятельности являются важнейшей частью общей культуры современного человека. Вот почему самое пристальное внимание МЧС России уделяет подготовке учащейся молодежи.

В настоящее время в нашей стране усилиями многих специалистов сформирована целостная и самостоятельная система новой интегрированной области знаний безопасности жизнедеятельности. Разработаны государственные образовательные стандарты для средней и высшей школы. Созданы, приняты и реализуются учебные программы для общеобразовательных учреждений, педагогических вузов, а также специалистов всех направлений и специальностей. Четко прослеживается преемственность образовательных программ разных уровней по их структуре и содержанию.

Определенному реформированию должна быть подвергнута международная система мер и организаций, призванных реагировать на бедствия.

Приоритет во внешней политике России по этому вопросу должен быть отдан государствам — участникам СНГ, сотрудничество с которыми будет осуществляться, в основном, в рамках существующей Межгосударственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Продолжится интеграция национальных систем, получат дальнейшее развитие координирующие органы Межгосударственной системы, Корпуса сил СНГ для ликвидации чрезвычайных ситуаций. Должны быть восстановлены единое сейсмологическое пространство и сеть гидрометеорологического наблюдения.

В ближайшие годы и в перспективе предстоит укреплять и развивать сотрудничество с Управлением ООН по координации гуманитарных вопросов, Управлением Верховного Комиссара ООН по делам беженцев, Частичным открытым Соглашением Совета Европы, Международной организацией гражданской обороны и другими международными организациями. Важную роль в системе международного сотрудничества России по вопросам защиты населения и территорий будут продолжать играть отношения с отдельными странами и группами государств.

Стратегические приоритеты международного сотрудничества России в рассматриваемой области на ближайшие годы сохранятся и получат дальнейшее развитие. К ним могут быть отнесены:

  • осуществление и поиск новых путей и форм интеграции усилий в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций с государствами, имеющими с Россией общие границы и связанными с ней традиционными узами сотрудничества;
  • активное участие в реализации совместного стратегического курса с государствами-участниками СНГ в части поэтапного объединения отдельных элементов национальных систем противодействия чрезвычайным ситуациям;
  • планомерное продвижение российских интересов в деле сотрудничества с государствами, имеющими опыт и возможности противодействия чрезвычайным ситуациям, — США, ФРГ, Францией, Великобританией, Швейцарией и др., а также с международными организациями, выступающими в роли координаторов национальных усилий в международной аварийно-спасательной и гуманитарной деятельности;
  • взаимное оказание гуманитарной помощи пострадавшим от чрезвычайных ситуаций, а также населению в зонах всевозможных конфликтов.

Завершая свой доклад, уместно отметить, что человечеству, чтобы выжить, придется совершить и пережить очень важный поворот в своей истории, сравнимый по значению с прошлыми социально-экономическими революциями. В течение ближайших десятилетий должны измениться цели и источники развития, смысл и критерии прогресса, ценности культуры, возможно — общественные структуры. Необходимо добиться гармоничного раз-вития техносферы и биосферы, кардинально изменить потребительскую психологию, отойти от ценностей «общества потребления». При этом предстоящий поворот, в отличие от упомянутых революций, бывших самопроизвольными процессами, должен совершаться целенаправленно на основе достижений фундаментальной науки с привлечением научного потенциала ведущих институтов России.

Приоритетами жизнедеятельности и развития личности, общества, государства должны стать высокая нравственность, умеренность, осмотрительность, предсказуемость, экономия, устойчивость, порядок, что и обеспечит безопасность людей.

Это позволит обеспечить реализацию решений по социально-экономическому развитию России, улучшению качества и безопасности жизни россиян.