Н.М. Римашевская — член-корреспондент РАН, д.э.н., профессор
Происходящие в России радикальные общественные преобразования, имеющие несомненно цивилизационный характер, затронули пока преимущественно экономические аспекты жизни страны (приватизация собственности, маркетизация производственных отношений, формирование рынков труда, жилья, услуг). Если и предпринимались какие-то действия в социальной сфере, то они были либо ошибочны, либо не эффективны с точки зрения решения социальных проблем
Происходящие в России радикальные общественные преобразования, имеющие несомненно цивилизационный характер, затронули пока преимущественно экономические аспекты жизни страны (приватизация собственности, маркетизация производственных отношений, формирование рынков труда, жилья, услуг). Если и предпринимались какие-то действия в социальной сфере, то они были либо ошибочны, либо не эффективны с точки зрения решения социальных проблем.
Изменения условий, уровня и качества жизни граждан страны трансформировались в социально-экономические проблемы, и народ России оказался в плену пяти острейших проблем, вызвавших три не менее острых демографических следствия. Среди них следует выделить:
- высокую долю бедной группы населения, включая «социальное дно», при чрезвычайно «скудной» границе бедности;
- беспрецедентную социальную поляризацию, определяемую дифференциацией оплаты труда и доходов, денежных сбережений, различий в имуществе и жилищной обеспеченности;
- значительные масштабы безработицы и по сей день существующие неплатежи заработков;
- деградацию социального обеспечения, включая систему пенсионирования, и фактическое разрушение социальной сферы, которая катится по старым рельсам, но потеряла характер бесплатности и общедоступности.
Обострение социально-экономических проблем, затрагивающих основные аспекты жизнедеятельности человека, повлекли за собой нарушения динамического стереотипа высшей нервной деятельности, что, в свою очередь, вызывает ослабление иммунной защиты, развитие патологических процессов, депрессии и другие психические отклонения. Состояние «износа» и «усталости» населения приводит к тому, что поколение детей не воспроизводит поколение родителей не только количественно, но и качественно. Это снижает численность населения, разрушает человеческий капитал, представляя угрозу национальной безопасности. В конечном счете, сложившаяся ситуация вызвала естественную убыль и депопуляцию, падение качества каждого следующего поколения, неэффективную внешнюю и внутреннюю миграцию.
Системный кризис российского социума потребовал радикального изменения стратегий развития страны.
Необходимость «крутого» поворота в сторону социальных реформ К концу 90-х годов, особенно после дефолта 1998 г., стало очевидным, что продолжать формирование рынка в России, не обращая внимания на положение и состояние граждан страны, уже невозможно. Однако неолиберальная идеология, которую исповедуют правящие структуры, не позволила адекватно ответить на социальные вызовы. Основная направленность социальных действий Правительства с самого начала («шоковая терапия») и по сию пору ориентировалась на снижение уровня социальных обязательств государства, что фактически противоречит Конституции, которая определяет российское государство социальным.
Проводя чисто либеральную политику, государство озабочено лишь экономическим положением крупного бизнеса, фактически пренебрегая условиями выживания основной части населения, что не может не разрушать народного потенциала страны и увеличивать протестный ресурс. Наблюдается распад социальных связей и ослабление социального потенциала, что сравнимо с процессом истощения природы при отсутствии деятельности по ее восстановлению.
К установлению социальной справедливости. Все сказанное о социальных последствиях экономических преобразований приводит к настоятельной необходимости решительного и радикального поворота в сторону осуществления социальных реформ для реализации двуединой задачи — обеспечение социальной защиты населения и перевода на рыночные «рельсы» социальной сферы. Более того, настоящая маркетизация социальных отношений и социальных отраслей ко всеобщему удовольствию (и либералов) на самом деле позволит снизить государственные социальные расходы, не ухудшая материального положения населения.
Ситуация в социальной сфере требует немедленного глубокого маневра в сторону конкретного человека, позитивного изменения условий и уровня жизни, возможностей социального и профессионального развития. Социальная реформа предполагает разрешение острейших проблем с целью предотвращения угрозы социальной безопасности и «сбережения» российского народа, расширения адаптационных возможностей населения и формирования среднего класса в качестве гаранта общественно политической стабильности, всесторонней поддержки семьи как главного социального института, способствующего расширению демографического воспроизводства и выступающего опорой становления «частного» человека. Главная задача социального реформирования — ответ на социальные вызовы, повлекшие за собой ухудшение состояния населения.
Конечная цель происходящих в стране социально-экономических преобразований — повышение качества жизни не только в среднем, но всех слоев и групп населения, каждого гражданина и прежде всего тех, кто находится за пределами достойных условий существования. Базой достижения этой цели является интенсивный экономический рост в рамках структурных реформ. Социальная реструктуризация активизирует экономическое развитие прежде всего путем повышения качества рабочей силы, включая улучшение ее физического, психического и социального здоровья, а также высокого интеллектуального и образовательного потенциала, духовности и нравственности. Существенное значение приобретают социокультурные факторы поддержания сложившегося в стране престижа высокого уровня образования и участия в творческой деятельности. Интеллектуальность и духовность все еще достаточно значимы для большинства населения. Не меньшее значение с позиции экономического роста имеет расширение внутреннего потребительского рынка товаров и услуг, связанного с ростом доходов населения.
К повышению ценности труда и трудовой мотивации. Одним из главных факторов увеличения ВВП является система радикального повышения трудовой мотивации, ориентированной на все группы и слои населения: молодежь и престарелых, высоко- и низкообразованных, занимающихся физическим и умственным трудом, предпринимателей и наемных работников, социальной элиты и бюрократии. Без активизации деятельности каждого трудоспособного не может быть экономического развития и роста благосостояния. Необходимо преодоление поляризации доходов и оплаты труда, возникших вследствие российских методов либерализации экономики. Гипердифференциация доходов становится активным стимулом для торгово-посреднической и финансовой деятельности, сулящей быстрые и сверхвысокие прибыли, но снижает заинтересованность участия в реальной экономике, науке, просвещении, подрывая общественную мораль, утверждая сугубо меркантилистские ценности, интенсифицируя криминализацию и социальную изоляцию в обществе. Просматриваются два главных условия активизации труда: обеспечение для каждого возможностей вертикальной мобильности и — роста престижа образования, профессионализма, творчества. Оба условия выполнимы лишь на базе уменьшения социальной поляризации. Главным фактором роста человеческого капитала, выступающего в качестве фактора роста ВВП, остается эффективное развитие образования и здравоохранения.
К эффективному развитию здравоохранения и образования. Необходимо реформирование отраслей социальной инфраструктуры, включая пенсионное обеспечение. В последнем случае задача состоит в том, что бы трансформация существующих пенсионных выплат жестко зависела не только от уровня оплаты труда, но и от трудового стажа.
Деятельность здравоохранения следует привести в соответствие с требованиями Конституции о бесплатности медицинского обслуживания, обеспечивая его гарантиями государства, широким социальным страхованием, а также доступностью для всего населения помощи со стороны квалифицированных врачей. Должна быть существенно повышена мотивация медицинского персонала к оказанию качественного лечения, расширены выделяемые бюджетные средства для сохранения сети государственных лечебно-профилактических учреждений и уникальных специализированных центров.
В области образования в полной мере необходимо реализовывать конституциональные права граждан с учетом постепенного перевода и этой отрасли на рыночные рельсы.
Чрезвычайно серьезные задачи стоят в сфере жилищно-коммунального обслуживания, где жилой фонд и основные коммунальные фонды изношены более чем наполовину. Для реформирования этой чрезвычайно важной области жизни людей требуются не только серьезные государственные ресурсы, но и широкие временные рамки.
К преодолению социальной поляризации. Проблема чудовищной поляризации жизненного уровня населения, приведший на основе гипердифференциации доходов к образованию глубокого социального разлома.
Снижение дифференциации в оплате труда, доходах, имущественной обеспеченности будет проходить на базе интенсивного формирования средних слоев населения, образующих главный субъект платежеспособного спроса, который лежит в основе экономического роста. Отсутствие этих слоев блокирует развитие отечественного рынка и сегментирует его: на одном конце образуется элитарное востребование преимущественно дорогих высококачественных импортных товаров, а на другом — низкосортных дешевых товаров, которые опять-таки удовлетворяются преимущественно импортом, что негативно воздействует на внутреннее производство. Стагнация экономики ведет к кризису инвестиционной деятельности, а капиталы, накапливаемые элитарными стратами общества, уходят за рубеж; падает отечественное производство, сокращается число рабочих мест, доходы основной массы населения снижаются, процесс приобретает самовоспроизводящийся характер. Главный эффект снижения поляризации состоит в консолидации общества, настоятельная необходимость которой ощущается все больше.
Главным инструментом уменьшения поляризации заработной платы и доходов является налоговая система, которая на базе дифференцированных налоговых шкал обеспечивает запрет на сверхвысокие заработки и доходы.
К реформированию социальной защиты. Основные инструменты реализации социальной защиты населения и реформирование социальной сферы сводятся к трем: а) минимальные социальные гарантии, обеспечиваемые государством; б) расширенная и расширяющаяся система социального страхования; в) налоги, как способ снижения дифференциации оплаты труда и доходов.
Минимальные стандарты уровня жизни — это не предмет дискуссий. Это социальный императив. Им должен быть придан наивысший приоритет, они должны быть доведены до сведения каждого человека. В основе функционирования системы защиты лежит социальный консенсус в отношении основополагающих ценностей, определяющих приемлемые уровни и гарантированность доступа к средствам удовлетворения фундаментальных потребностей и реализации основных прав. Минимальные социальные гарантии включают, по крайней мере, следующие стандарты: прожиточный минимум, минимальная оплата труда, минимальные социальные выплаты (пенсии, пособия, стипендии), минимум бесплатного образования, программа первичного медицинского обслуживания, право на элементарное жилище.
Составной частью социальной защиты населения является всеобъемлющая обязательная система государственного страхования от социальных рисков: потеря работы, болезнь, старость, утрата кормильца, набор которых определяет законодатель. В современных условиях чрезвычайно высокой дифференциации доходов населения решающая роль принадлежит реализации принципа солидарности, способствующего перераспределению поступлений от некоторых «финансирующих» подгрупп общества в пользу «получающих» подгрупп, т.е. больных, пожилых, нетрудоспособных, безработных. Главный источник финансирования в этом сегменте — фонды обязательного социального страхования, формирующиеся на базе страховых платежей работодателя и работника. Фонды действуют исключительно как страховые государственные кампании, адаптируясь к переменам в социальной сфере. Новую роль играют профсоюзы, которые становятся представителями застрахованных работников во всех секторах социального обеспечения для защиты их прав.
Социальная программа действий. Конкретные шаги
Повышение минимальных социальных гарантий. Изначальной составляющей социальных реформ является повышение минимальных социальных гарантий. Главная социальная норма сегодня — это прожиточный минимум (ПМ), или минимальный потребительский бюджет (МПБ). Фактически он определяет все другие нормативы. Современный ПМ — жесткая структура, включающая по существу лишь физиологические потребности и формирующая чрезвычайно низкую границу бедности; все семьи, доходы которых находятся ниже ПМ, рассматриваются в состоянии бедности. Подобный бюджет не выдерживает никакого дополнительного расхода семьи, в том числе увеличение оплаты жилищно-коммунальных услуг, не говоря о платной медицине, образовании или расширении социального страхования.
Перевод социальных отраслей на рыночные рельсы требует «насыщения» ПМ за счет более высоких, чем сегодня платежей по обязательному страхованию, а также полную оплату жилья и коммунальных услуг. В таком случае ПМ получает структуру «полного бюджета прожиточного минимума» (ПБПМ), его размер должен увеличиться в 2,4 раза.
ПМ (ПБПМ) определяет минимальную оплату труда, минимальную пенсию, минимальные пособия. Если используем ПБПМ, то получаем минимальную «рыночную модель оплаты труда». Только при таких условиях работник имеет адекватную заработную плату, выходя на рынок труда, и в полной мере включается в систему обязательного государственного страхования, как базы социального обеспечения населения. Одновременно отрасли социальной сферы начинают функционировать в соответствии с рыночными принципами.
Реформирование системы оплаты труда. Фундаментом социальных реформ является реформирование системы оплаты труда. Основой социальных преобразований такого рода выступают реструктуризации рынка труда и его оплаты. Только в условиях последовательного роста заработной платы можно обеспечить заинтересованность работника в более эффективном труде и реализовать постоянный рост его производительности. Повышение заработной платы обеспечивает выполнение ее функций.
Положительная динамика оплаты труда фактически является основой для повышения качественного потенциала рабочей силы и решения проблемы социальной защиты одной трети российских семей, находящихся за границей бедности по причине низкой заработной платы. Без роста заработков нельзя решить проблему бедности. Более того, увеличение оплаты труда есть главный фактор расширения покупательского спроса и внутреннего рынка, а вслед за ним — и развития производства. Форд в свое время открыл то, что позднее стало общепризнанным законом роста национальной экономики. Если мы хотим интенсивно развивать автомобилестроение, автомобили должны быть доступны как товары широкого потребления, а потенциальные покупатели должны зарабатывать достаточно денег, чтобы быть в состоянии их купить. Поэтому он за три месяца выплачивал рабочим эквивалент цены одной из моделей «форда».
Социальные реформы в области оплаты труда включают три взаимосвязанных компоненты:
- динамику прожиточного минимума с целью включения в него не только традиционного потребительского набора, но более высоких налогов, социальных взносов, полной оплаты жилья и коммунальных услуг;
- радикальное повышение гарантированного минимума оплаты труда и ее средней величины, с учетом изменения «структуры» расходов заработной платы, включая увеличение обязательных платежей;
- существенное сокращение поляризации заработной платы.
Таким образом, реформа оплаты труда представляет собой одномоментное осуществление трех взаимосвязанных действий: повышение заработной платы, снижение ее дифференциации и рост обязательных платежей. Сдвиги должны быть такими, чтобы, с одной стороны, реформа достигла поставленных целей в контексте повышения жизненного уровня, а с другой — не были нарушены важные соотношения на макро- и микроуровне между ростом заработной платы, увеличением производительности труда, доходов и эффективности экономической деятельности предприятий.
Первая составляющая реформирования касается радикальных перемен в оплате труда на основе существенного повышения ее уровня и прежде всего — гарантированного минимума. Минимальная заработная плата не может быть ниже прожиточного минимума или минимального потребительского бюджета, включая существенную социальную компоненту. Более того, «заработный минимум» — это прожиточный минимум, взятый с коэффициентом 1,2-1,5, т.к. даже минимальная оплата труда должна содержать объем ресурсов, необходимых не только для воспроизводства работника, но и его ребенка (хотя бы частично).
Вторая составляющая реструктуризации оплаты труда служит сбалансированности интересов работника и работодателя. Повышение заработной платы вместе с ростом налогов и обязательных платежей социального страхования, которые производит работник, совмещается с уменьшением налогов и платежей социального характера работодателем. Сегодня предприниматель (работодатель) более одной трети к фонду оплаты труда выплачивает в виде социального налога. Это осложняет его экономическое положение, и он стремится часть заработной платы увести в «тень». Но и работник в такой ситуации проигрывает, т.к. его пенсионное обеспечение определяет уровень открытой заработной платы. Вместе с тем, очевидно, что выплаты в страховые фонды, осуществляемые работодателем, есть ничто иное, как часть оплаты труда. Поэтому целесообразно начисления на ее фонд разделить таким образом, что одну треть их работодатель будет выплачивать, как и прежде, в социальные фонды, а две трети -работнику, увеличивая заработки. Из этой «прибавки» у работника часть уйдет на налоги и обязательные страховые взносы за социальные и профессиональные риски; главное, что уровень этих вычетов из заработка будет различным для низко-, средне- и высокооплачиваемых. Подобный подход будет способствовать снижению дифференциации в оплате труда, т.к. чем ниже заработная плата, тем выше прирост, и — наоборот.
Таким образом, происходит некоторый «размен» между предпринимателем и работником, в результате которого увеличится заработок не только номинальный, но и фактический, а также подоходный налог с него; сумма социального налога останется в целом без особого изменения, но работник будет заинтересован вывести свой заработок из «тени», т.к. от этого зависит величина его страховок по всем видам риска. Другой не менее важный источник увеличения среднего заработка — это государственный бюджет, особенно если это касается занятых в бюджетной сфере.
Третья составляющая реформирования оплаты труда требует, чтобы подоходный налог с физических лиц в условиях неоправданной поляризации не был основан на плоской шкале. Целесообразно установить четырехступенчатую шкалу подоходного налога с физических лиц: работники с заработком ниже и на уровне прожиточного минимума безоговорочно освобождаются от подоходного налога, работники с заработком ниже 2ПМ платят минимальный налог в размере 10%, работники с заработком ниже 3ПМ облагаются налогом среднего уровня — 15%, остальные — 20%-ным налогом. Освобождение от подоходного налога заработной платы в размере ниже прожиточного минимума будет способствовать повышению доходов именно тех семей, которые находятся в бедственном положении. Кроме того, подобный шаг соответствует решению генеральной задачи повышения минимального заработка до величины прожиточного минимума.
При этом, как было сказано выше, социальные платежи по обязательному страхованию делятся между предпринимателем (работодателем) и работником в отношении 1 : 2. Одну часть покрывает — работодатель, а две части — работник. Разумеется, что подобная реструктуризация налогов возможна лишь при соответствующем повышении оплаты труда. Более высокие налоги предусматриваются не только в структуре прожиточного минимума, а следовательно, и в структуре минимальной оплаты труда, но и соответственно — в составе любого заработка. В конечном счете существенно уменьшится доля налогов и обязательных платежах с производителя (предпринимателя). В этом направлении будут действовать изменения соотношения страховых платежей работодателя и работника в сторону увеличения доли последнего. Масштабы и характер перераспределений проводятся с учетом интересов всех участников данного процесса: страхователей, страховщиков и застрахованных.
Освобождение государственного бюджета от дотаций жилищно-коммунального характера не только позволит снизить налоги с предпринимателей, но и откроет резервы для инвестиций в сферу производства. Кроме того, сокращение налогов с предприятий усилит стимулы их саморазвития, даст собственный источник инвестирования, уплаты кредитов, пополнения оборотных средств. Повышение заработной платы будет стимулировать предприятия к уменьшению численности работников, увольняя излишний персонал, сокращая неэффективные производства. Должны активизироваться также и стимулы предприятий по созданию новых рабочих мест за счет развития малого и среднего бизнеса. Повышение оплаты труда для предпринимателя частично компенсируется снижением в три раза социальных платежей.
Таким образом, третья компонента реформы предполагает уменьшение поляризации заработной платы и доходов с тем, что соотношение заработков крайних 10% работников (децильный коэффициент дифференциации) не должно превышать 4-5 раз, против 8-10 раз сегодня. Об этом убедительно свидетельствует не только мировой опыт, но и реальные соотношения в эффективности труда разного качества. Для этого необходимо: а) ввести определенные ограничения на рост максимальных заработков, прежде всего, на государственных предприятиях; б) установить «запретительные» налоги для высоких заработков и доходов; в) ввести сильно дифференцированные налоговые шкалы; г) установить дифференцированные шкалы для тарифов по обязательному социальному страхованию; д) в коллективных договорах предусмотреть ограничения на высокие заработки работникам предприятия.
Уменьшение различий в оплате труда в конечном счете позволит повысить ее уровень при меньшем фонде как компоненты себестоимости. Изменение же налоговых платежей и обязательных страховых взносов, увеличивая долю работников, будет определенным балансиром повышения оплаты труда.
Без роста оплаты труда нельзя не только трансформировать рынок рабочей силы, но и перевести систему социального обеспечения на рыночные рельсы.
Проектировки на 2010 г. при изложенных выше предпосылках показывают, что минимальная оплата труда должна увеличится в сравнении с 2003 (в единых ценах) почти в 7 раз, а средняя в 2,5 раза; при этом различия в оплате труда, измеряемые децильным коэффициентом дифференциации снизятся до 5,7 раза, т.е. уменьшатся на 40%, а доля работников с оплатой труда ниже минимальной упадет до одной десятой.
Восстановление солидарной составляющей пенсионного обеспечения. Наиболее острой социальной проблемой оказалось пенсионное обеспечение, которое реформировалось, начиная с 1990 г. и продолжает существовать в состоянии реструктуризации по накопительному пути, направленному по существу против живущего сегодня пожилого населения. Необходимо повернуть систему пенсионирования в страховое русло, используя систему персонификации работников для целей органической увязки уровня пенсий с аккумулированной величиной заработной платы, полученной работником за трудовую жизнь, и размером стажа. Пенсионная система должна базироваться на солидарно-распределительном принципе, наиболее справедливом для российского общества, учитывая религиозно-нравственную основу, определяющую отношение к семье, к родителям и прародителям. Нельзя игнорировать и демографический аспект проблемы. Ведь около одной пятой пенсионеров проживают одиночками, среди престарелых в 2 раза больше женщин, чем мужчин (т.е. это наши матери); половина пожилого населения оказалась вдали от своих близких и родственников. В связи с интенсивным вовлечением (в советское время) населения и особенно женщин, в общественное производство, сформировались новые внутрисемейные отношения между супругами, базирующиеся на экономической независимости отдельных членов семьи. Существует и определенный психологический момент в отношении к пенсии, когда вторая часть трудового пути работника, как правило, связана с заботой о получении ее максимальной величины. Кроме того, наше население за последние 10 лет трижды теряло свои накопления, что особенно болезненно для пожилых, которые сегодня с трудом балансируют свой семейный бюджет.
Учитывая сложившееся положение, а также практику пенсионирования, основанную более сорока лет назад и уже пережившую определенные коррективы. При реформировании пенсионной системы, необходимо руководствоваться рядом принципов, главный из которых требует переноса использования накопительной компоненты как минимум на десятилетие вперед, в течение которого должны существенно вырасти жизненный уровень населения вместе с преодолением бедности среди всех слоев общества.
Система должна включать три ступени пенсионного обеспечения:
- социальные пенсии;
- трудовые государственные пенсии;
- негосударственные (частные) пенсии.
Социальные пенсии получают все престарелые, не имеющие права на трудовые выплаты: они должны финансироваться целиком из бюджета страны за счет общих налогов и платежей, поступающих в бюджетную сеть. К социальному виду относятся все доплаты к трудовой пенсии, не связанные непосредственно с трудовым страхованием. За счет государственного бюджета получают пенсии также госслужащие, находящиеся на материальном и денежном обеспечении от государства. Таким образом существующая сегодня базовая пенсия коренным образом меняет свое содержание и, как следствие — источник финансирования.
Право на трудовую пенсию распространяется исключительно на застрахованных работников, и размер ее зависит от продолжительности страхового стажа и величины взноса. Трудовая пенсия рассчитывается на уровне не менее 40% от заработной платы за весь период трудового стажа, актуализированной к моменту выхода на пенсию. Этот принцип может быть реализован лишь при наличии персонифицированного учета страховых взносов. Определенной разновидностью трудовой пенсии является профессиональная, которая назначается работникам ограниченного круга профессий; дополнительные взносы на профессиональные пенсии осуществляет государство и предприниматель. Другим видом особых трудовых пенсий становятся территориальные, выплачиваемые лицам, работавшим в сложных и экстремальных природно-климатических условиях.
Негосударственные пенсии позволяют реализовать личную инициативу работника и работодателя. Они нацелены на предоставление возможности каждому жителю страны добровольно обеспечить себе дополнительную защиту в старости, выбрав любую из существующих программ. В отличие от государственных систем, эти пенсии могут быть более гибкими по размерам и условиям их получения в рамках негосударственных пенсионных программ, реализуемых на основе специального законодательства. По существу они являются альтернативой накопительной пенсии без обязательности ее использования.
Главным «уровневым» принципом пенсионной системы является факт установления минимальной пенсии не ниже прожиточного минимума нетрудоспособного гражданина страны, определяемого и законодательно закрепляемого один раз в четыре года. Пенсионный возраст для общей трудовой пенсии предлагается оставить прежним — 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин. Пересмотреть это положение возможно лишь в случае устойчивого роста продолжительности предстоящей жизни населения страны на 5-10 лет против существующего. Пенсия по инвалидности выплачивается при стойкой утрате трудоспособности при истечении срока выплаты пособия по временной нетрудоспособности, если врачебная комиссия определит состояние здоровья как неизлечимое.
Принимая сформулированные выше принципы и рост оплаты труда прогнозы пенсионного обеспечения на 2010 г. (в единых ценах) показывают, что а) социальная пенсия возрастет в 2,3 раза; б) средняя трудовая пенсия увеличится в 3,6 раза; в) соотношение трудовой пенсии со средней оплатой труда достигнет 54%.
Реформирование системы здравоохранения. Серьезного реформирования требует система здравоохранения, причем, не только в плане более четкого определения источников финансирования, отвечающего требованиям бесплатности медицинской помощи, но и относительно обновления технологий при производстве здравоохранительных услуг и организации соответствующей помощи.
При этом должны соблюдаться следующие принципы.
Во-первых, существование трех источников финансирования здравоохранения, каждый из которого имеет строго целевое назначение:
- государственный бюджет, обеспечивающий минимальные социальные гарантии в области охраны здоровья, необходимую реорганизацию системы здравоохранения и развитие науки с целью получения новых медицинских технологий;
- обязательное медицинское страхование, обеспечивающее основной объем медицинских услуг, закрепленный программой;
- прямые затраты населения (платные услуги), включая различные эксклюзивы.
В здравоохранении бюджетное финансирование направляется на тот круг заболеваний, либо иных медицинских услуг, которые имеют острое социальное значение. К таким болезням относятся туберкулез, ВИЧ/СПИД, профессиональные нозологии. Тоже касается и некоторых категорий больных, нездоровье которых связано с экономическими, экологическими и техногенными катастрофами. Бюджетные расходы в данном случае определяются в контексте минимальных социальных гарантий, осуществляемых государством.
Во-вторых, страхование на случай получения медицинской помощи распространяется на все население страны и должно быть организовано по единой схеме. Работающие страхуются на случаи: временной нетрудоспособности, трудового увечья и профессионального заболевания, материнства, смерти застрахованного лица или нетрудоспособных членов семьи, находящихся на его иждивении.
В-третьих, целесообразно сосредоточить в одном фонде страхование рисков Фонда социального страхования (ФСС) и Фонда обязательного медицинского страхования (ФОМС), создав специальные страховые кассы, что позволит ликвидировать зависимость страховой защиты работника от работодателя.
В-четвертых, для страхования медицинской помощи ставка устанавливается дифференцированно по районам, т.к. возможности регионов и потребности в медицинской помощи различны. Оплата медицинских услуг осуществляется по ценам, определяемым тарифным соглашением между профессиональными медицинскими ассоциациями, страховщиком и профсоюзами как представителями застрахованных. Покупателем медицинских услуг становится сам застрахованный. Для каждого заболевания, включенного в программу ОМС необходим стандарт медицинской помощи, предусматривающий перечень средств профилактики, диагностики и лечения. Информация о нормативах и ценах по каждому виду услуг должна быть общедоступна. Все услуги сверх гарантируемых программой ОМС, предоставляемые государственным ЛПУ, оплачиваются пациентом самостоятельно также по платежным документам и по утвержденным ценам.
Схема «покупки» медицинских услуг решает ряд насущных проблем в организации здравоохранения:
- ликвидируется излишний посредник — СМО; полноценным страховщиком становится Фонд медико-социального страхования;
- ликвидируется в качестве посредника бухгалтерия работодателя; работник получает оплату временной нетрудоспособности независимо от желания работодателя;
- застрахованные получают реальную возможность выбирать врача, лечиться в частной клинике, самостоятельно оплачивая разницу в стоимости услуг;
- возникает возможность изменить систему оплаты врача; к минимальной заработной плате по единой тарифной системе (ЕТС) он получает дополнительно установленный в цене процент от оплаты за предоставленные услуги из страховых средств и средств, полученных за платные услуги; чем больше пациентов пролечит врач, тем больше будет его заработок;
- создается конкурентная среда в сфере медицинских услуг, что является стимулом к перестройке системы здравоохранения. Постепенно ликвидируются в лечебных организациях (поликлиниках, больницах) невостребованные рабочие места.
Административные расходы на формирование страховых касс частично будут компенсированы высвобождением персонала двух фондов в связи с сокращением объема работ по сбору страховых средств, ведению дел по зачетной схеме с каждым страхователем и дел в СМО.
Прогнозы финансовых ресурсов по медико-социальному страхованию на 2010 г. сделаны при условии роста оплаты труда; они обеспечивают страховые пособия, базовую программу медицинских услуг и административные расходы. Подушевой расход возрастет более, чем в 3 раза, а тарифная ставка составит не более 5,2%.
Российское здравоохранение нуждается в серьезных инновациях, связанных с его организацией, включая использование стационарозамещающие технологии — дневные стационары, стационары на дому, стационары «хирургии одного дня», осуществление диагностики, выхаживание и реабилитации либо в амбулаторных условиях, либо на более дешевых реабилитационных койках; расширение отряда врачей общей практики и семейных врачей для оказания первичной медицинской помощи.
Страхование занятости. Риск потери работы (безработица) сохраняется в условиях рынка независимо от успехов развития экономики. Для наемных работников, не имеющих иного источника дохода, кроме оплаты за труд, жизненно необходимо страхование данного социального риска. Оно основывается на следующих принципах:
- страхование обязательное и распространяется только на работающих в трудоспособном возрасте;
- страховые взносы взимаются из заработной платы работника. До тех пор, пока минимальная оплата труда не достигнет прожиточного минимума, в котором заложены соответствующие страховые взносы, за работников с заработком ниже прожиточного минимума их уплачивает работодатель;
- право на пособие по безработице имеют только застрахованные, поэтому система учета взноса и выплаты пособий должна основываться на индивидуальном страховании и персонифицированном учете;
- право на получение пособия возникает у работника при непрерывной уплате взноса в предшествующие безработице 12 месяцев работы, при увольнении не по собственному желанию;
- размер пособия: в первые 3 месяца — 65%, следующие 3 месяца — 50%, следующие 6 месяцев — 45% страхуемой заработной платы;
- максимальная продолжительность выплаты пособия — не более 1 года;
- максимальный размер пособия определяется через ограничение максимальной величины страхуемой оплаты труда. «Потолок» целесообразно устанавливать аналогично пенсионному страхованию.
- Тарифная ставка колеблется в пределах от 2% до 1,1%.
Вместо заключения
Повышение оплаты труда, пенсионного обеспечения, расширение страхования социальных рисков, а также государственная гарантия минимального уровня удовлетворения потребностей фактически позволят преодолеть в России не только проблему бедности, но еще более страшную проблему социальной поляризации, разрушающей человеческий капитал и препятствующий адаптации населения к новым условиям жизни. Средний денежный доход в 2010 г. возрастет в 3,5 раза, децильный коэффициент дифференциации снизится на 30% и составит 5,7 раз; доля населения с денежным душевым доходом уменьшится до 10,5%, т.е. в 2,5 раза по отношению к сегодняшнему состоянию. Среди бедной группы населения останутся в основном многодетные семьи с неработающей матерью, одиноко проживающие пенсионеры, получающие социальную пенсию, а также семьи с детьми-инвалидами. Эти группы населения будут получать пособия (субсидии). Возможный рост ВВП в 2 раза позволит еще дальше продвинуться по пути улучшения жизненного уровня населения. В том же направлении будет действовать и национализация природной ренты.