Многие считают, что прогнозы далекого будущего дело неблагодарное и безответственное, ведь проверить невозможно и спросить не с кого. Именно так рассуждает прагматичный обыватель, для которого будущее оптимистично. Но все меняется, когда впереди угрожающий хаос и неизвестность. Без образа будущего нет стратегии жизни, нет надежды, нет веры в завтрашний день. Такова и сегодняшняя реальность.
Обычно исторические прогнозы делаются на базе геополитических и экономических моделей развития, однако есть еще социокультурные и психологические факторы, которые в эпоху глобализации, манипуляции массовым сознание, оранжевых революций и войн цивилизаций часто оказываются важнее многих экономических соображений. Эта сфера практически не моделируется. Исключение составлют полуколичественные модели Тойнби и Шпенглера, Данилевского и Гумилева. Для России это скорее социальная эсхатология, область русской духовной мысли и социальной философии, а не интерес современных профессиональных историков. Как правило, строят простые линейные модели исторических циклов, однако время нелинейно и циклы непредсказуемо сбиваются, исчезают, рождаются.
Современная теория сложных систем, или синергетика, располагает более адекватными подходами: нелинейное моделирование и фрактальный анализ. Десять лет я разрабатываю нелинейную модель развития социокультурных психологических архетипов — ценностно-смысловых блоков в укладах жизни, которые отличают разные времена и народы. Для России модель достаточно уверенно объясняет динамику социальных архетипов за последние четыре века, и дает прогноз на ближайшие десятилетия.
В основе модели государственности лежит представление о девяти социальных архетипах, определяющих социальное бессознательное общества, каждый из которых развивается по специфическому фрактальному закону, названному мной ритмокаскадом (законом, оптимально сочетающим цикличное и апериодическое время в развивающихся иерархических системах). Девять архетипов объединяются по группам властных, ресурсных и структурных архетипов. Эти архетипы порождались и подтверждались в яркие моменты максимальных социально-полевых напряжений народа, пассионарных толчков по Гумилеву, манифестируя далее в исторической событийной ткани, как общественные предпочтения, склонности и потенциалы. В России это следующие три группы базовых архетипов:
Три властных , управляющих архетипа:
- корпоративный (от призвания Рюриков), князь правил «со дружиною»
- авторитарный (от воцарения Грозного), подавление элит
- идеологический (от Сергия, Куликова поля), оформление национальной идеи
Три кормящих , ресурсных архетипа:
- религиозный (от крещения Руси.), следует учитывать и ислам, но пока не умею
- соборный (от Великого стояния на Угре),
- пассионарный (от образования Запорожской Сечи)
Три структурных , архетипа:
- исполнительский (от восшествия Романовых), далее элитно-бюрократический .
- общинный, в протестной форме ( Разин), перерастает в социалистический
- индивидуальный, в протестной форме (Пугачев), перерастает в либеральный.
Рис.1
Представленная схема анализа применима к любому государству, однако, специфика каждой страны задается очередностью, старшинством возникновения ритмокаскадов того или иного архетипа. Для России стартовые «моменты» ритмокаскадов символически приведены на следующем рисунке.
Рис.2
Можно уподобить социальные архетипы организмам, тогда государство подобно сообществу социальных архетипов — археоценозу развивающихся исторических организмов. Конкуренция структурных архетипов за власть и ресурсы, а так же внутригрупповые и кросгрупповые противоречия и альянсы различных архетипов создают рисунок и векторы социального развития исторического процесса. Наблюдая за ритмокаскадами развития архетипов, мы видим возвышение различных качеств одних архетипов и ослабление других. На последнем рисунке, показаны интегральные характеристики, по следующим свойствам — энергия, воля, эмоции, для каждого из девяти архетипов с начала ХХ века, до середины ХХ1.
Рис.3
Здесь хорошо виден период безвластия во время революции и гражданской войны, роль идеологии в довоенное время, мощь государства и общества в военное и послевоенное время, трансформации при распаде СССР, предстоящие испытания рубежа следующего десятилетия.
Подробный ритмокаскадный анализ семейства российских базовых архетипов показывает, что примерно каждые 120 лет происходит резкая трансформация всех архетипов, причем 7 из 9, кроме общинного и индивидуального, последовательно трансформируются за одно поколение, меняя свою энергетику, волевые, эмоциональные статусы и т.д. В такой фазе трансформации мы сейчас и находимся. Это будет происходить на фоне мощных исторических вызовов, стимулирующих формирование архетипов: краха мировой финансовой системы, миграционного и территориально давления, катастрофичных климатических изменений, вероятных международных конфликтов и атак терроризма.
Формирование завершается в двадцатые годы, и вопреки марксистским и либеральным лозунгам об отмирании государства, к 2030 Россия обретает: третье за двести лет обновление хозяйственного уклада; могучую идеологию уже с 2015 года, которой сегодня нет и в помине; мощную власть о «двух головах» (и корпоративную и авторитарную одновременно); возрождение угасшего перед распадом СССР соборного потенциала, обогащенного новыми обратными связями власти и народа и информационно-сетевыми формами коммуникации, небывалый расцвет религиозной духовности. Вместе с тем к этому времени резко ослабеют пассионарный, либеральный и элитно-бюрократический архетипы, которые доминируют сегодня. Достаточно сказать, что задача удвоения ВВП, точнее реальных доходов населения, легко решается не в сфере экономики, а в сфере власти, идеологии и нравственности — прекращением откатов бюрократии. Крестьянский, или социалистический архетип в его привычном понимании находится в латентном состоянии и просыпается к 2040 году, но к этому времени наступают и времена общепланетарного антропологического поворота. К этому времени Россия должна и будет готова, выполнять свою особую миссию духовного центра, центра синтеза и гармонизации культур, религий, идеологий многих полюсов нашего Мира.