Процесс научного познания неисчерпаем» — это считается аксиомой. Ссылаются на неисчерпаемость свойств мира и человека, а, стало быть, и безграничность развития научного познания. При этом могут «появляться» новые знания не только о каких-то принципиально новых объектах, но и о тех, которые, казалось бы, хорошо изучены, не только о сложных системах, но и о сравнительно «простых», как считается, объектах, что и приводит исследователей к мысли о «неисчерпаемой сложности простоты». Утверждается, что тем самым все новые достижения науки будут служить основой неуклонного совершенствования общественной практики. Однако эти утверждения справедливы лишь в масштабе больших исторических периодов, целых эпох и, видимо, в масштабе всего существования человечества. Сегодня же множатся признаки того, что накопление новых знаний о мире и обществе замедляется, многие проблемы познания природы и общества (кстати, заметим, не в последнюю очередь проблемы экономического развития) остаются не решенными, а перспективы человечества не ясными.