Russian
| English
"Куда идет мир? Каково будущее науки? Как "объять необъятное", получая образование - высшее, среднее, начальное? Как преодолеть "пропасть двух культур" - естественнонаучной и гуманитарной? Как создать и вырастить научную школу? Какова структура нашего познания? Как управлять риском? Можно ли с единой точки зрения взглянуть на проблемы математики и экономики, физики и психологии, компьютерных наук и географии, техники и философии?"

«КАЧЕСТВО ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ» 
Н.М. Римашевская

На здоровье детей действует немало факторов, но главный из них — это здоровье родителей и, прежде всего — матери.

Статистика показала, что в плохом состоянии находится репродуктивное здоровье, которое к тому же интенсивно ухудшается (см. графики 4-5). За пери-од 1990-2002 гг. доля беременных, страдающих анемией, возросла в 3,3 раза, а доля детей, родившихся больными и заболевшими за период с 1990 до 2000 г. возросла в 2,6 раза.
Теперь обратимся к группе факторов, определяющих профессионально-образовательные ресурсы и интеллектуальный потенциал.
Что здесь мы видим?

Профессионально-интеллектуальный потенциал

Второй круг социальных рисков связан с интеллектуальным потенциалом населения, уровнем его образования и квалификационно-профессиональной подготовки. В современном мире образование становится одним из основных факторов, определяющих экономический рост страны, ее социокультурное раз-витие. Для личности образование выступает как социальное благо, как основа формирования и развития человека.

Общепризнанно, что российский генофонд всегда отмечался высоким интел-лектом. Однако в постсоветский период и в этой сфере возникли негативные процес-сы. Численность занятых научными исследованиями и разработками сократилась на одну треть. По данным Центра исследований и статистики Минпромнауки России и РАН с 1992 по 1999 гг. персонал, занятый исследованиями и разработками снизился с1532 до 872 тыс. чел., в том числе исследователи с 804 до 420 тыс. (см. табл. 3).

Последнее десятилетие XX в. отмечалось высоким уровнем «утечки умов», когда уезжали наиболее активные и талантливые. Правда, в последние годы российские ученые больше ориентированы на временную работу за рубе-жом с тем, чтобы потом возвратиться на родину. В поле притяжения зарубежной науки попадают, прежде всего, российские специалисты в области физики и биологии, математики и программирования. Изощренной формой «утечки умов» является наем российских ученых и специалистов иностранными компаниями, находящимися на территории России.

График 4 Динамика здоровья беременных женщин. Российская Федерация. 1990-2002 г. (в % к числу закончивших беременность)
График 5 Общая заболеваемость новорожденных детей (число заболевших и родившихся больными) на 10 000 родив шихся живыми.Российская Федерация. 1995-2002 гг. Данные МЗ РФ
Таблица 3 Численность занятых исследованиями и разработками (тыс. человек)

Внутренняя миграция из сферы науки почти в 10 раз превышает внеш-нюю, направляясь в торговлю, промышленность, финансовые органы и, прежде всего, — коммерческие банки. Продолжающийся отток ученых и специалистов из оборонных отраслей создает условия для формирования параллельных рынков занятости для российских ядерщиков, ракетчиков и других оружейников, что представляет серьезную угрозу с точки зрения осуществления контроля за не-распространением ядерных и ракетных технологий. Не менее тревожной скла-дывается ситуация с вовлечением ученых и специалистов криминальными структурами в противозаконную деятельность. Это — новое для российской жиз-ни явление, масштабы которого постоянно расширяются.

Теневая экономика в столь существенных объемах попросту не могла бы существовать без соответ-ствующей научно-технической поддержки. Криминальный бизнес все активнее втягивает в свою сферу научно-техническую интеллигенцию: от юридического и экономического консалтинга на предмет незаконного извлечения прибылей до прямого участия в нелегальном производстве биоматериалов, наркотиков, ору-жия, взрывчатых и отравляющих веществ.

Одновременно отмечается частичное ослабление активности молодых ученых, т. к. их формирование и подготовка происходит все больше на коммер-ческой основе. При богатых родителях имеется больший шанс окончить ВУЗ, по-ступить в аспирантуру и таким образом реализовать свою карьеру. Тем самым исключается прямая связь со способностями и талантом личности.

Произошло снижение уровня общего образования: при отсутствии обяза-тельности обучения по экспертным оценкам около 2 млн детей не посещают учебные заведения; около 1 млн детей не могут получить стандартного образо-вания в связи с низкими показателями здоровья; эксперты считают, что 10% школьников не могут освоить программу школы в полной мере; платность и дифференцированность обучения стимулирует разделение учащихся на бога-тых и бедных с потерей необходимой для школы социальной толерантностью; нищета и бедность школьных учителей лишает их социального ресурса для ис-полнения своей воспитательно-культурной роли. Нельзя не считать аморальным нынешнее положение с образованием на селе, где в школах нет не только тех-нического оборудования, но подчас электричества, воды, тепла и канализации. Известно, что одна треть школ нуждается в капитальном ремонте. Российские психологи отмечают, что из-за сложившихся социально-экономических условий негативного свойства произошло снижение интеллектуального уровня россий-ской популяции, и процесс этот прогрессирует. По данным 1999 г. Россия заняла лишь седьмое место из 17 развитых стран по показателю математических успе-хов среди школьников. (См. график 6).

Существенно отстает от потребностей квалифицированного труда рынок об-разовательных услуг, углубляются диспропорции между профессиональным стату-сом рабочей силы и изменяющимся спросом на нее со стороны работодателя. Мо-ниторинг рынка образовательных услуг, проведенный по регионам России, показы-вает, что не менее 36,5 млн граждан в возрасте от 18 до 45 лет имеют актуализи-рованные образовательные потребности; из них более половины хотели бы полу-чить профессиональное образование. А использование высоких технологий требу-ет обновления знаний большинством специалистов один раз в 5-7 лет. Кроме инте-гральной безработицы обостряется структурное несоответствие рабочей силы и рабочих мест. Подобная ситуация в российских условиях приводит не только к рос-ту безработицы, но главное — к расширению ее застойных форм, что, в свою оче-редь, влечет за собой деквалификацию рабочей силы.

Однако не может не вызвать у нас положительных эмоций интенсивное раз-витие высшего образования. За последние 13 лет численность вузов увеличилась более чем в 2 раза, а число студентов — в 2 раза; из 1000 населения России сегодня 41 — студент. Это, разумеется, серьезный интеллектуальный ресурс.

Формирование в России, новой институциональной среды потребовало от всего населения страны изменения ранее привычных моделей социально-экономического поведения, т. е. адаптации к новым условиям жизнедеятельности. В отсутствии социальной политики, адекватной задачам, поставленным кризисным протеканием трансформационных процессов, для успешной адаптации потребо-валась мобилизация всех имеющихся индивидуальных ресурсов. Одним из клю-чевых адаптационных ресурсов является уровень образования. Исследования

График 6 Уровень подготовки восьмиклассников по математике, 1999 г. (процент учащихся, имеющих подготовку выше среднего международного показателя)

показали, что лучших материальных и статусных позиций за период реформ достигли те, кто получил высшее образование. Это обстоятельство послужило фактором смены приоритетов потребителей образовательных услуг. Если в на-чале 90-х годов высшее образование не рассматривалось как фактор, повы-шающий шансы на успешную адаптации, то с середины 90-х ситуация резко из-менилась: востребованность высшего образования возросла.

Культурно-нравственные ценности и духовность граждан

Не менее остро встают проблемы кризиса социальных ценностей, паде-ния нравов и моральных принципов на базе отсутствия правопорядка и наруше-ния законности. В массовом сознании идет процесс «размывания» таких норм нравственности, как доброта, милосердие, вежливость, честность, ответствен-ность, порядочность. Под натиском «вестернизации» падает потенциал духовно-сти российской нации, который всегда составлял основу ее «особости». Все большее распространение получает прагматизм, преобладание ориентации ин-дивида на личную выгоду в разрешении конфликтов и межличностном общении.

Психологи, социологи и представители церкви отмечают, что негативные морально-нравственные принципы поведения во всех слоях общества постоян-но усиливаются. Это неизбежно сказывается на состоянии населения и внутри-семейных отношениях. «Основная причина бегства многих наших современни-ков в царство алкогольных и наркотических иллюзий, — отмечено в «Основах со-циальной концепции русской православной церкви», — это духовная опустошен-ность, потеря смысла жизни, размытость нравственных ориентиров. Наркомания и алкоголизм становятся проявлением духовной болезни не только отдельного человека, но всего общества. Это расплата за идеологию потребительства, за культ материального преуспевания, за бездуховность и утрату подлинных идеа-лов».

В этих условиях чрезвычайное значение получает забота о нравственном здоровье нации.
Немало молодых и здоровых ребят сегодня оказались в рабской зависи-мости от материального положения, и это толкает их на криминальное падение. Слишком велики раскол общественного сознания, уровень агрессивности, нрав-ственное одичание. Общество переполнено ненавистью и озлобленностью. Этиология этого явления не только в семидесятилетней истории тоталитаризма, но и в десятилетии экономических реформ, основанных на американской моде-ли либеральных ценностей, глубоком индивидуализме, фактически чуждом рус-ской культуре.

***

Ослабление социального потенциала России, наблюдаемое при рассмот-рении населения под разным углом зрения — в плане демографического воспро-изводства, человеческого капитала, а также межличностных и общественных от-ношений — можно сравнить сегодня с процессом истощения природы, которое происходит под антропогенным воздействием при отсутствии условий ее вос-становления. Российские власти вместо того, чтобы последовательно осущест-влять инвестиции в человека, своими повседневными действиями фактически разрушают социальный потенциал страны и тем самым противоречат устойчи-вому развитию России, в концепции которого основное внимание отводится че-ловеческому фактору.

Качество трудового потенциала

В Институте социально-экономических проблем народонаселения РАН разработана методика измерения и оценки качества трудового потенциала, обобщающим индикатором которого является социальная дееспособность, по-нимаемая как способность личности к осуществлению трудовых функций в спе-цифических условиях конкретного производства. Качество трудового потенциала определяется двумя группами свойств: а) энергетический потенциал, или спо-собность к труду, включающий психофизический (физическое здоровье, психи-ческое здоровье) и интеллектуальный потенциалы (когнитивный и творческий); б) социально-психологический потенциал, определяемый коммуникативными возможностями (коммуникативность и культурный уровень) и социальной актив-ностью (нравственный уровень, потребность в достижении). С помощью специ-альных процедур сбора информации и алгоритмов расчета выявляются индика-торы качества трудового потенциала, т. е. «измерение качества».

Указанные выше комплексы формирования качества трудового потенциа-ла определяют не только его актуальное состояние, но и некоторую динамику на ближайшие 7-10 лет. Специальные исследования, проведенные в период с 1996 по 2001 годы (Вологодская область), показывают, что первичные индикаторы социальной дееспособности (физическое и психическое здоровье, знания, твор-ческие способности, нравственность, культурный уровень, потребность в дости-жении, коммуникабельность) отражают постоянно понижающийся уровень каче-ства трудового потенциала (см. табл. 4).

Таблица 4 Динамика индексов качества трудового потенциала Вологодской области

***

Торжество рыночных отношений активизировало в России ренессанс патри-архатности. На рынке труда женская рабочая сила, отягощенная социальными фак-торами прочно рассматривается как «второсортная». Здесь формируется дискрими-нация женской рабочей силы, которая проявляется в разных направлениях.

При относительно равных стартовых позициях мужчин и женщин, выходя-щих на рынок труда, наблюдается профессиональная и статусная сегрегация, более низкая оплата труда женщин, ограничения вертикальной мобильности («стеклянный потолок» и «стеклянные стены»). Если в восьмидесятых годах уровень заработка женщин составлял 70% от заработка мужчин, то в 2000 г. этот показатель снизился до 50-60%. Специальные исследования показывают, что среди специалистов женщины составляют 40%; среди низших служащих — 90%, а среди высших чиновников — 25%. Все это в совокупности, при условии в сред-нем более высокого уровня образования женщин, обедняет и снижает качество совокупной рабочей силы. Кроме того, следует учитывать, что в силу психиче-ской специфики женщина обладает особыми возможностями, которые сущест-венным образом повышают качество трудового потенциала в целом не только как индивида, но и как члена коллектива.

Факторы, определяющие качество рабочей силы
и трудового потенциала

Можно выделить ряд главных факторов, негативно воздействующих на качество рабочей силы и качество трудового потенциала.

  • Во-первых, низкий уровень оплаты труда, когда минимальный заработок составляет лишь четверть от прожиточного минимума трудоспособного челове-ка; 30% работников в 2002 г. имели заработную плату ниж е прожиточного мини-мума. Подобное положение свидетельствует о том, что часть работников нахо-дится в состоянии между бедностью и нищетой, не обеспечивая даже своего физического воспроизводства на уровне необходимого количества калорий. Эпидемиологические исследования свидетельствуют о том, что роль недоста-точного и несбалансированного питания может быть сопоставима с ролью гене-тических факторов и активных химических или инфекционных воздействий. Бо-лее того, от величины материальной обеспеченности семьи существенным об-разом зависит характер настроения работника. Специальные исследования по-казывают, что более 40% жителей продолжают испытывать напряжение, раз-дражение, страх, тоску. Большая часть населения готова констатировать то-тальную несправедливость существующего общественного уклада, что «обу-словливает нарастание отчуждения (неприятия) сложившейся жизни». При этом отмечается жесткая зависимость настроения от социально-экономического ста-туса человека. Среди богатых и высокообеспеченных большинство имеет от-личное настроение; напротив, среди бедных и нищих значительная часть под-вержена страху, тоске.
    Степень распространенности негативных психических состояний оказыва-ется серьезной проблемой для общества, если учесть, что одна четверть насе-ления находится за порогом бедности. Около половины жителей либо обраща-лись за психологической помощью, либо нуждаются в ней. Большинство убеж-дено в необходимости функционирования специальных психологических служб.
  • Во-вторых, низкий уровень заработков и «неплатежи» вынуждают работ-ника использовать модели множественной занятости («подработки»), что приво-дит к естественному истощению рабочей силы и осложнениям во внутрисемей-ных отношениях, сказываясь на качестве социализации подрастающего поколе-ния. В России сегодня все чаще говорят о феномене «отсутствующего отца».
  • В-третьих, феномен безработицы, приобретающий сегодня все более за-стойный характер становится не только главным фактором бедности, но разру-шением моральных устоев общества, особенно применительно к молодежи.
  • В-четвертых, наступательно негативный характер содержит сегодня рос-сийское информационное поле, создаваемое основными каналами СМИ. Ин-формационные потоки транслируют деструктивные установки, моделирующие поведение потребителей наркотиков и в контексте основных положений сексу-альной революции, идущей в Россию с Запада, фактически программируют де-мографический коллапс. Сегодняшнее наполнение отечественного информаци-онного пространства, включая пропаганду гражданского, или «свободного» бра-ка, защиту прав сексуальных меньшинств, необходимость раннего начала поло-вой жизни одновременно создает информационную среду, способствующую распространению и потреблению наркотиков.

Следует специально подчеркнуть особую опасность эпидемии наркома-нии, которая расползается по регионам России. По оценкам экспертов пока еще существует возможность остановить это бедствие. Но время работает против наших желаний. Если упустим время, то Россия пропитается наркотиками также как алкоголем, и пути назад уже не будет; наркотическая «воронка» засосет са-мый активный слой трудоспособного населения.

Одновременно с разработкой теории и методологии измерения качества человеческого потенциала осуществлялось выявление факторов, влияющих на его уровень, что позволило сформировать контуры программы, нацеленной на интенсивное повышение качественных характеристик, не только трудовых ре-сурсов, но и населения в целом.

***

Ясно одно: думая о будущем России, необходимо в качестве главного критерия всех решений федеральных и региональных властей, использовать харак-теристики состояния населения, качество его жизни. И нельзя не согласиться с уже многократно озвученным тезисом о том, что наша национальная идея — это «сбережение народа», аккумулирующая в качестве главной цели — сбережение каждого человека страны, каждого гражданина.