Russian
| English
"Куда идет мир? Каково будущее науки? Как "объять необъятное", получая образование - высшее, среднее, начальное? Как преодолеть "пропасть двух культур" - естественнонаучной и гуманитарной? Как создать и вырастить научную школу? Какова структура нашего познания? Как управлять риском? Можно ли с единой точки зрения взглянуть на проблемы математики и экономики, физики и психологии, компьютерных наук и географии, техники и философии?"

«ИННОВАЦИОННЫЙ ИМПЕРАТИВ
Человеческий, научный и технологический потенциал страны продолжает таять» 

Юрий Елисеев, Георгий Малинецкий, Александр Медведев, Александр Харин

В советские времена в стране был проведен небывалый эксперимент: была сделана попытка учить всю молодежь как элиту – добротно, серьёзно, системно, а не фрагментарно. Попытка учить видеть проблемы, взаимосвязи явлений, применять знания на практике, решать задачи. Это дало огромные результаты в научно-технической сфере. Остается удивляться, как Советский Союз, затрачивая в разы, а то и в десятки раз меньше средств, чем США, смог выйти во многих областях науки и техники на мировой уровень. И если относиться к инновационному будущему России всерьёз, то к советскому опыту развития образования придется в определенной мере возвращаться. Или, по крайней мере, определить баланс государственных интересов, рынка и экономической логики. Сейчас во многих вузах ликвидированы или ликвидируются научные и проблемные лаборатории, из государственных образовательных стандартов исключена как обязательная составляющая учебно-исследовательская работа студентов, сокращены часы на фундаментальные учебные дисциплины и специальные курсы, читаемые выпускающими кафедрами. Именно те курсы, которые позволяют вырастить специалиста, а не «полуфабрикат».
Ядро новой экономики составляют информационные технологии. Изобретатели должны знать, а что, собственно, нужно. Предприниматели, что уже создано. Ученые – каких знаний не хватает для создания новых технологий. В мире создаются «виртуальные» институты, лаборатории, корпорации. В одной команде, благодаря глобальным телекоммуникациям, удается объединить усилия многих людей, находящихся на разных континентах. Индия предполагает довести экспорт создаваемого в стране программного обеспечения в недалёкой перспективе до 50 млрд. долларов в год. Это инновационный проект в чистом виде. Не нужно гигантских цехов дорогостоящего оборудования или дефицитного сырья.
Не секрет, что по-прежнему основной научный потенциал в сфере фундаментальной науки сконцентрирован в столицах. Следует признать, что во многом благодаря межведомственным, национальным и международным программам последних 5 – 6 лет в сфере научных и образовательных инфокоммуникаций, еще сохранился потенциал и перспективы развития региональных компонент. Вместе с тем, изменения государственной политики в сфере академических, исследовательских и образовательных сетей, отказ от создания национальной, а не коммерческой информационной инфраструктуры, без ведомственных границ полностью перечеркивает перспективы роста и развития инновационного потенциала десятков регионов России.
В решении вопросов создания собственной национальной межведомственной инфокоммуникации власть просто обязана употребить свой административный ресурс, ведь опыт «диалога» власти с монополистами в других сферах имеется. Информационное обеспечение инноваций придаст совершенно новую динамику развития инновационно-ориентированных регионов Российской Федерации.
Научно-образовательному сообществу необходим не просто «интернет-доступ», а развитая информационная среда, где самые последние раз-работки, ушедших далеко вперед стран Запада и собственные идеи найдут своё реальное воплощение. Ресурсы же неиспользуемых волоконно-оптических линий связи есть у всех монополистов, необходим лишь конструктивный диалог, экономическая логика и их заинтересованность.
Назрела острейшая необходимость в разработке национального межотраслевого проекта инновационных инфокоммуникаций,
Российские программисты пользуются международным признанием. Но, как правило, выступают солистами в Кремниевой долине и других весьма отдаленных местах. Прямо как в комедии Грибоедова: «амуры и зефиры все распроданы поодиночке».
Нет пророка в своем отечестве… Иными словами, если думать об инновациях всерьёз, то такие базовые фундаментальные технологии придется возрождать и поддерживать.

… завтра поздно
Следует признать, что, с точки зрения инновационного развития, последние 15 лет были потеряны. В то время как многие развитые страны сделали инновационный сектор экономики, высокие технологии мотором для своего экономичного роста, Россия стремительно откатывалась назад.
На наш взгляд, пришло время для инновационного рывка. Может быть, мы переживаем уникальный момент. И важно, чтобы этот шанс не был упущен. Почему момент уникален?
В стране впервые за многие годы в руках государства и ряда крупных компаний оказались значительные средства, которые можно вложить в сектор высоких технологий, в организацию инновационной активности. Вложить в будущее.
И в экономике, и в социальной сфере постоянно повышается управляемость. В конце концов административный ресурс, о котором так много говорили в последние месяцы, можно использовать и «в мирных целях». Например, для восстановления инфраструктуры, модернизации экономики и инновационной активности. В Индии и Китае это удалось. Может быть, и у нас получится? Кроме того, после выборов, власть получила кредит доверия, и некоторую свободу для маневра. Естественно воспользоваться этой свободой, разумно определив вектор развития.
Перед страной в полный рост встала проблема технологического перевооружения экономики. Но на какой основе? С какой скоростью, имея в виду, что при существенном сокращении во всех развитых странах времени от разработки до внедрения нового продукта у нас этот ключевой показатель только возрастает. Куда идти – вперед, назад или «как получится»? Стране придется определить технологическую стратегию и политику. И это тоже шанс для инновационного развития. А отсутствие стратегии, жизнь без «измов» и идеологии, как мы убедились на горьком опыте последнего десятилетия, – очень плохой выбор.
Исключительно остро стала проблема кадрового обеспечения управленческих структур. Одному из авторов этого текста приходится читать лекции в Российской академии государственной службы при Президенте РФ руководителям различного уровня из многих регионов страны.
Перед началом курса этим людям, работающим в структуре исполнительной власти, задают ряд вопросов. Один из них – как видится ими будущее России в обозримой перспективе. В ряде групп более 80% слушателей отвечают: «Распад и сход страны с мировой арены». У них нет образа будущего. Перефразируя Ф.М.Достоевского, можно сказать, что если будущего нет, то всё позволено. Наполеон в своё время ставил по вкладу в могущество государства людей, работающих в структуре государственного управления, на одну доску с армейским корпусом. Он видел в них становой хребет государства. Деморализованное чиновничество – это очень опасно. В этом случае шанс на успешное проведение любых реформ крайне мал. У чиновников должен быть образ будущего, которого сейчас нет, и видение своего места в этом будущем. И если власть будет ставить на технологическое лидерство в ряде отраслей, на национальные интеллектуальные ресурсы в отдаленном будущем, то работать это начнет уже сегодня.
Человеческий капитал, научный, технологический, инновационный потенциал – необходимое условие для рывка – в стране пока есть. За годы смуты и бездарных реформ он сильно уменьшился. И не на проценты, как считали министры предшествующих правительств, а в разы. Он продолжает таять. Инженеров, руководителей, ученых, имеющий опыт выполнения масштабных научно-технических проектов советских времен становится все меньше. Лет пять назад академик В.П.Ефремов, один из создателей комплекса С-300, посетовал, что главная проблема его коллектива – «седые и лысые». Беда не только в отсутствии молодежи, еще опасней утрата среднего звена. А сейчас и седых, и лысых не хватает.
Ряд кафедр московских вузов закрылись, потому что ими некому заведовать. Все чаще в академические институты приходят начинающие инженеры, считающие по американским программам, с просьбой объяснить, что же они считают и какими методами. Судя по имеющимся моделям динамики профессорско-преподавательского корпуса, процесс утраты научного потенциала неравномерен. Начиная с какого-то уровня, происходит обвал. Интуитивно это и понятно. Когда высококвалифицированных преподавателей станет совсем мало, будет некому учить учителей и объяснять молодым инженерам и ученым, что такое хорошо, а что такое плохо. И тогда с инновационными надеждами придется проститься навсегда. Либо придется действовать в сфере жизненно важных технологий так, как действовал Петр I.
В конце семестра студенты сдают сессию. Те, кто получает двойки, пересдают экзамен. Те, кто и его завалил, пересдают еще раз. И наступает время последней пересдачи. И если здесь не получиться, то объяснять в деканате объективные и субъективные причины бесполезно. Но, как ни странно, редко, очень редко, но попадаются студенты, получающие на этой, последней, пересдаче «отлично». Наверное, это те, кто очень медленно запрягают, но умеют и ездить. На наш взгляд, у научно-технического и профессорско-преподавательского корпуса, у руководителей, которым поручено развитие экономики, науки и технологий в нашем отечестве, сейчас пришло время последней пересдачи. На экзамене по инновационному развитию России. Попробуем пересдать?