Russian
| English
"Куда идет мир? Каково будущее науки? Как "объять необъятное", получая образование - высшее, среднее, начальное? Как преодолеть "пропасть двух культур" - естественнонаучной и гуманитарной? Как создать и вырастить научную школу? Какова структура нашего познания? Как управлять риском? Можно ли с единой точки зрения взглянуть на проблемы математики и экономики, физики и психологии, компьютерных наук и географии, техники и философии?"

«НА ПУТИ ОТ АЛЬФЫ К ОМЕГЕ. ЗАКОНЫ ЭВОЛЮЦИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА СКВОЗЬ ПРИЗМУ НАУКИ, ФИЛОСОФИИ И РЕЛИГИИ» 
Н.М. Калинина

Выходя в точку Омеги, превращаясь в новое сложное целое, обладающее более широким кругозором и принципиально иным видением окружающего мира, система снова повторяет свой эволюционный цикл, но на более высоком иерархическом уровне: изучает, анализирует ставший ей доступным мир, адаптируется к новым условиям, дифференцируется для того, чтобы ускорить свое продвижение на этом пути; затем, объединив накопленные знания всех своих подструктур и элементов, вдруг осознает, что она не только приспособилась к жизни в новом качестве, но уже в состоянии покорить то, что прежде только изучала.
Она выходит на новый эволюционный уровень, чувствуя себя победителем, но тут же оказывается, что ей снова нужно анализировать, приспосабливаться, преодолевать, чтобы затем снова покорить следующую вершину.
Подобные революционные скачки постоянно возникают на пути эволюционного продвижения системы. Первый шаг для нас, современного человечества — это расширение сознания до уровня планетарного, следующий — до уровня космического. Но можно смотреть и дальше, наметив в качестве своей цели Глобальный Аттрактор.
Но одного только синтеза собственных знаний и опыта недостаточно для восхождения системы на все новые и новые вершины. С появлением новых устремлений появляется необходимость в увеличении собственных возможностей, и это может быть достигнуто только путем кооперации, объединения с подобными себе системами, обладающими аналогичным уровнем знаний, опыта и целей.
Так возникает проблема гармоничного объединения более простых систем в более сложные. Проблема — поскольку увеличение масштабов сложной целостной системы делает ее все более маловероятным и крайне неустойчивым образованием.
Однако все мироздание, вопреки второму закону термодинамики, идет по пути увеличения сложности, и, по-видимому, разрушение и хаос не угрожают этому процессу.
В настоящее время наука подошла к пониманию законов, предотвращающих хаотизацию системы с повышением ее сложности. Это понимание выражается в виде закона иерархических компенсаций Седова35, говорящего о том, что стабильность усложняющейся системы (Суперсистемы) достигается путем снижения разнообразия на ее нижележащих иерархических уровнях.
Это не означает, что упрощение системы на этих уровнях должно произойти за счет их деградации. Наоборот, оно должно произойти за счет развития взаимопонимания, достижения однозначности толкования тех или иных понятий, одинаковой реакции на те или иные события. Тогда структуры одних и тех же уровней различных систем, объединяющихся в более сложное целое, будут способны совместно выполнять свои частные программы, решать задачи, относящиеся к уровню их компетентности.
Обычно для организации такого совместного действия необходима какая-то подготовительная работа, объяснение целей и задач на языке, доступном всем элементам, системам и подсистемам. Но поскольку с выходом Суперсистемы на новые иерархические уровни повышается объем информации, расширяется спектр энергетических воздействий, на которые она должна отреагировать, возникает необходимость в умении быстро оценивать быстро меняющуюся ситуацию и, соответственно, быстро принимать адекватные меры.
Такое умение будет достигнуто тогда, когда каждый элемент Суперсистемы, или, говоря другими словами, каждый член такого сообщества будет сам, без каких-либо разъяснений знать, что делать в той или иной ситуации, и точно так же это будут знать и делать все остальные члены этого суперколлектива.
Поскольку выход на уровень Суперсистемы, на новый, расширенный уровень сознания фактически является выходом в точку Омеги, то мы пришли к пониманию того, каким требованиям должна удовлетворять система в точке максимального Синтеза.
В апокрифическом «Евангелии от Фомы»36 приводятся «секретные слова» Иисуса Христа, которыми Он загадочно отвечает на вопрос учеников о времени, когда наступит Царство Небесное:

Когда станете двое одним,
а внутреннее станет как внешнее,
и внешнее как внутреннее,
и высокое точно низкое!
И если сделаете из мужчины
и женщины единое
чтобы мужчина более не был мужчиной,
а женщина женщиной;
Тогда войдете в царство.

Примечательно, что речь здесь идет не о конкретных сроках, а о степени преображения человечества, то есть об изменении фазового состояния системы, когда стираются различия между противоположностями.
Посмотрим, как еще можно описать состояние человеческого общества в точке Омега. Ниже приведена характеристика так называемого «эзотерического» круга:

«Он состоит из людей, которые достигли высочайшего уровня развития; каждый из них обладает индивидуальностью в самой полной степени, то есть неделимым «Я», всеми формами сознания, возможными для человека, полным управлением состояниями сознания, всецелым знанием, доступным человеку, свободной и независимой волей. Они не могут производить действия, противоречащие их пониманию, или обладать пониманием, которое не проявляется в действиях. Вместе с тем, среди них нет разногласий, нет различий в понимании. Поэтому их деятельность вполне согласована и ведет к общей цели без всякого принуждения, ибо она основана на одинаковом понимании»11.

Каким же образом в современном обществе, раздираемом противоречиями и в то же время постепенно выходящем на уровень планетарного мышления, может быть достигнута такая согласованность? Огромная роль в этом процессе отводится синтезу религии, науки и философии.
Развитие науки — скачкообразный, революционный процесс, сущность которого выражается в смене парадигм. Развитие науки какой-то период идет в рамках данной парадигмы: происходит накапливание эмпирического материала, обработка данных, совершенствуются методики исследований и т.д., то есть проходит стадию анализа. Постепенно возникают причины для сомнения в ясности, очевидности и обоснованности общепринятых теоретических положений. Парадигма как привычный стиль мышления расшатывается, и на каком-то этапе наступает кризис исходных понятий в данной науке. Накапливаются противоречия данных новых методик выводам и методикам устоявшейся парадигмы, происходит утрата доверия к исходным принципам действующей парадигмы со стороны какой-то значительной части общества. Из этого кризиса наука выходит через стадию синтеза — путем обобщения всех имеющихся знаний и противоречий и последующего обнаружения новых причинно-следственных связей.
Смену этих переходов от анализа к синтезу, от Альфы к Омеге замечательно исследовал в своем «Феномене человека» Пьер Тейяр де Шарден:

«Современная наука, которая некогда чрезмерно, вплоть до впадения в заблуждение поддавалась обаянию анализа, ныне вновь привыкает рассматривать эволюционно творческую функцию синтеза. Она начинает видеть, что в молекуле заключено гораздо больше, чем в атоме; в клетке больше, чем в молекулах; в социальном больше, чем в индивидуальном; в математической теории больше, чем в расчетах и теоремах…На каждой последующей ступени комбинации выступает нечто несводимое к отдельным элементам…»37.

Однако выход через синтез к новой парадигме (которую тоже можно назвать точкой Омеги) не следует сам собой. Для этого требуется подключение фантазии, интуиции, веры.

«В общем, как только выходя за пределы низшей и предварительной стадии аналитических исследований наука переходит к синтезу, — синтезу, который, естественно, завершается реализацией какого-то высшего состояния человека, тотчас же она вынуждена предвосхищать будущее и целое и делать ставку на них и тем самым, выходя за пределы самой себя, она начинает делать выбор и заниматься поклонением… Религия и наука — две неразрывно связанные стороны, или фазы, одного и того же полного акта познания, который только один смог бы охватить прошлое и будущее эволюции, чтобы их рассмотреть, измерить и завершить»37.

«После почти двухвековой страстной борьбы ни наука, ни вера не сумели ослабить одна другую. Но совсем даже напротив становится очевидным, что они не могут развиваться нормально одна без другой по той простой причине, что обе одушевлены одной и той же жизнью. В самом деле, ни в своем порыве, ни в своих истолкованиях наука не может выйти за пределы самой себя, не окрашиваясь мистикой и не заряжаясь верой»37.

Переживаемый нами рубеж тысячелетий является также временем кризиса основных мировых религий. Как и перед сменой старой научной парадигмы, религии переживают период, когда требуется обобщение накопленного человечеством за последние тысячелетия, выявление всех противоречий и формирование принципиально нового взгляда на взаимоотношения человека с Богом для того, чтобы эти противоречия были сняты.

«…Всевозможные верования, секты, культы, научные теории, гипотезы и открытия, все системы, философии и мышления, все противоречивые учения, все разделяющее и разъединяющее человечество будет осознано и понято как бесчисленные аспекты понимания веши единой, цельной и нераздельной в единстве своем. И увидят тогда, что не о чем спорить и не на чем разъединяться, так как Беспредельность окружающего человека мира объемлет и заключает в себе все в виде единого, нераздельного Целого, и что все расхождения и противоречия происходят лишь от созерцания разных точек видимости этого великого, единого и необъятного мира. И что не спорить, враждовать или разъединяться надо, но стремиться соединить воедино, в великом синтетическом понимании все, что доступно постижению и что может объять и вместить сознание. Объединение всех аспектов сущего произойдет в сознании человечества под знаменем синтеза»38.

«Будущее стоит перед Нами, становясь как бы прошлым и в то же самое время сохраняя устойчивость и не погружаясь в невозвратное. Как луч маяка ведет корабли среди бури и тьмы, хотя сам маяк остается на месте, так и будущее ведет человечество вперед, не поглощаясь прошедшим. Великий План Эволюции человечества Определен Нами на такое огромное будущее, что быстротекущая проходимость обычности ему не грозит уничтожением. Сколько миллионов лет еще претечет, прежде чем седьмая раса завершит свой земной цикл. Но раса седьмая — это еще далеко не конец, за ней идет следующий круг, и снова семь рас, а за ними опять новый круг. Конца нет. Великий План намечает будущее, которое не имеет конца. И ваша планета со всеми ее кругами — только лишь временная ступень в бесконечной цепи миров в Беспредельности сущей»39.

«Бога нет, но есть Иерархия Знания, Духи Света, стоящие на Лестнице Жизни, которые людьми почитались богами…Беспредельна Лестница Иерархии Света, и даже Высочайшие Духи не могут сказать, что они Предстояли Началу Начал. Потому надо понять, что без Бога пути нет»40.

«И Бог и Царствие Божие внутри человека… Все качества Божества: всезнание, всемогущество, вездесущие, всеведение и так далее — может он, беспредельно их развивая, в себе утверждать беспредельно и собою Лик Бога являть, который в нем и кроме которого иных богов нет. Ибо человек — это бог, не познавший еще Тайны своей сущности…Формула — вы боги — является основою, заключающей в себе сущность и смысл эволюции человека на пути …беспредельного совершенствования и раскрытия скрытых в нем качеств его духа»41.

А пока мы живем в иллюзорном мире, поскольку воспринимаем его сквозь призму своего ограниченного сознания: индивидуального, коллективного, общечеловеческого.
Даже наука, достижениями которой мы так гордимся, позволяет видеть мир настолько ясно и глубоко, насколько это позволяют сделать современные научные методы.
Но мы прекрасно знаем, что есть области, в которые невозможно проникнуть, не изменив принципиально тот инструментарий, которым мы владеем в настоящее время. Квантовая физика пришла к выводу, что параметры состояния атомов или молекул можно с достаточной степенью достоверности определить, только применив в качестве измерительных приборов тоже атомы и молекулы, играющие роль проводников информации.
И в мысль человека можно проникнуть только встречной мыслью. Поэтому нет ничего странного в том, что Мир Высший можно увидеть только духовным зрением.
Людям суждено стать проводниками Высшей Мудрости, какими были великие Учителя и Пророки, несшие во все времена знания человечеству.
Человечество в скором времени сможет совместить в своем сознании мир физический и мир духовный, мир плотный и Мир Тонкий.
И, как ни кажется это неожиданным, но правила вхождения в Новый Мир мы можем начинать осваивать уже сейчас, находя в них аналогии с законами самоорганизации. Подобное притягивается к подобному… Какими мы будем, каким энергиям будем созвучны в момент вхождения в Тонкий Мир, зависит от нас. Поэтому и ад, и рай мы готовим себе сами, сейчас, своей земной жизнью.
Та часть человечества, которая, кардинально изменив систему ценностей, поймет ответственность за качество своей жизни и жизнь планеты в целом, может смело входить в Новую Эпоху, в новое состояние — состояние Богочеловека.