Russian
| English
"Куда идет мир? Каково будущее науки? Как "объять необъятное", получая образование - высшее, среднее, начальное? Как преодолеть "пропасть двух культур" - естественнонаучной и гуманитарной? Как создать и вырастить научную школу? Какова структура нашего познания? Как управлять риском? Можно ли с единой точки зрения взглянуть на проблемы математики и экономики, физики и психологии, компьютерных наук и географии, техники и философии?"

«Современное инженерное образование в странах мира» 
Олег Фиговский (Израиль)

На постсоветском пространстве и, прежде всего в Украине и России, отмечается значительный упадок инженерного образования. По мнению украинского писателя, харковчанина Констатина Кеворкяна  Украине, категорически не нужен всесторонне развитый гражданин: чем хуже образован человек, тем меньше вопросов он будет задавать действующей власти, тем податливее к пропагандистским манипуляциям окажется. Хорошее и плохое образования для разных социальных классов — это прямой путь к построению кастового общества. Аналогичо в трёх статьях, опубликованных в журнале «Атомная стратегия» за последние годы, проф. А.Я. Благовещенский (Военно-Морской Политехнический Институт ВУНЦ) не раз отмечал разрушительный характер реформирования инженерного образования России. Я солидарен с выводами авторов, о чём не раз писал ранее. В связи с вышеизложенным я хотел бы ознакомить читателя с системами инженерного образования в ведущих странах мира.

Вопрос о том, как готовить кадры высококвалифицированных инженеров, важнейшая государственная задача, которая стоит сейчас перед системой высшего инженерного образования Китая. Сегодня Китай – страна прогресса и инноваций. Научные достижения китайских учёных ценятся во всём мире, их разработки активно внедряются в повседневную жизнь. В Китае крупнейший рынок робототехники; территорию страны бороздят новейшие поезда со скоростью 487,3 км/ч; ТОП-5 мировых производителей смартфонов включает 3 китайские компании.

Технические университеты Китая получают одно из лучших материальных обеспечений в мире. Они своевременно оснащаются новейшими разработками в области техники, а также дают возможность стажироваться в сотрудничестве с мировыми лидерами инноваций. Студенты сами могут проектировать новинки и получать патенты на свои изобретения. Практика во время обучения приносит многим готовые рабочие места. В свете этого неудивительно, что технологические университеты Китая так популярны среди абитуриентов. Наиболее рейтинговые технические вузы входят в консорциум China Campus Network и открыты для поступления всем желающим. Так, Чжэцзянский университет – комплексный научный вуз с высокой долей влияния в Китае и мире. Основан в 1897 году в живописном районе города Ханчжоу провинции Чжэцзян. При университете есть собственный Научный парк площадью 113 гектаров, на нём находятся 100 высокотехнологичных предприятий и 7 рейтинговых больниц. Годовой бюджет исследовательского фонда данного научного университета – более 3.3 миллиона юаней. В награды университета, которые может получить каждый продвинутый  студент, входит и стипендия от Huawei Technologies.

Не менее знаменит Фуданьский университет – один из старейших и престижнейших вузов в стране, технологический университет Фудань за сто лет внёс немалый вклад в общее развитие Китая. Он основан в 1905 году и расположен в крупнейшем мировом центре – китайском мегаполисе Шанхай. Научный парк университета насчитывает 480 предприятий, оснащённых по последнему слову техники. В их числе известные бренды таких компаний, как Fudan Microelectronics, Fudan Guanghua, TCSoft and Fudan Water. Также здесь есть 10 инновационных госпиталей, некоторые из них являются ведущими больницами страны. Кампус Фуданьского университета настолько огромен и функционален, что из него можно не выходить неделями. Здесь есть не только общежития, библиотеки, кафе и лаборатории, но и баскетбольные и футбольные поля, а также банкоматы, аптеки и магазины.

Не менее известен Харбинский институт технологий – перспективный технический вуз Китая, завоевавший 9е место в мировом рейтинге компьютерных наук. Основан в 1920 году в городе Харбин, столице северо-восточной провинции Хэйлунцзян. Это многопрофильный университет, нацеленный на постоянное развитие.

Годовой бюджет на исследования института доходит до суммы в 295 миллионов долларов. Последние пять лет принесли увеличение научных трудов вуза более чем на 170 процентов – такого беспрецедентного темпа роста не наблюдается даже у таких знаменитых университетов, как Стэнфорд, Токио, Гарвард и Беркли.

Нанькайский университет – классический научно-технический университет Китая, находящейся под эгидой Министерства образования КНР. Отличается балансом между всем преподаваемыми в его стенах дисциплинами, очень широко известен среди работодателей. Этот технологический вуз основан в 1919 году в портовом городе Тяньзинь недалеко от Пекина. На сегодняшний день в числе его преподавателей немало академиков из Китайской Академии наук и инженерии – аналог Российской инженерной академии.

Как пишут Валентина Вильевна Кузнецова и Ольга Анатольевна Машкина (МГУ им. М. В. Ломоносова), современный Китай стал страной с наиболее масштабной системой высшего образования в мире. Но одновременно с проведением курса на развитие массового высшего образования Китай также формирует кластер элитных университетов, цель которых — выход на ведущие позиции в рейтингах лучших вузов мира. Становление китайской высшей школы в качеств международного образовательного лидера превращается в весомый фактор геополитического влияния китайского образования, культуры и жизненных ценностей, в первую очередь — на сопредельные страны.  Принятые в конце ХХ в. «План мер по возрождению образования в XXI веке» и совместное решение ЦК КПК и Госсовета КНР «Об углублении реформы образования и всестороннем содействии продвижению качественного образования» заложили основу правового регулирования современной системы национальных вузов. Все государственные вузы были разделены на две основные категории: центрального (категория «А») и местного (категории «Б/В») подчинения. Находящиеся под управлением центральных ведомств университеты превращались в площадки апробации различных моделей организации обучения для повышения качества образования с ориентиром на достижение лучших мировых стандартов. Ряд китайских университетов также активно сотрудничает с зарубежными вузами, предлагая разнообразные образовательные программы, включая программы двойного диплома. В настоящее время действует 2 389 совместных с иностранными вузами образовательных проектов, которыми охвачено около 600 тыс. студентов.

В 13-м пятилетнем плане КНР (2016−2020) были намечены дальнейшие направления развития национальной системы образования в рамках стратегии построения экономики знаний. В качестве официальных целей стратегии строительства университетов и дисциплин мирового класса были выделены:

продвижение университетов и учебных дисциплин, обладающих соответствующим потенциалом, в число высоко котирующихся на мировом уровне; ускорение развития системы управления высшим образованием и модернизация возможностей управления; повышение уровня инноваций в подготовке кадров, научных исследований, социальных услуг и культуры в структурах высшего образования; трансформация институтов высшей школы в важный источник исследовательских и технологических инноваций, передовых идей и культуры, основы по воспитанию талантливых граждан во всех сферах.

Проект выделяет три этапа реализации установленных целей:

- к 2020 г. сформировать группу университетов мирового уровня и учебных дисциплин, отвечающих наивысшим образовательным стандартам.

- к 2030 г. увеличить число университетов и учебных дисциплин, признанных лучшими в мире (включение не менее 6 из 9 лучших китайских университетов в топ-15 лучших в мире вузов), добиться существенного повышения качества национального высшего образования.

- к 2050 г. превратить китайское высшее образование в мирового лидера.

Уникальная Программа «План тысяч талантов» (ТТП) или программа «Тысяча талантов», в которую был приглашён и я, была учреждена в 2008 году центральным правительством Китая для признания и набора ведущих международных экспертов в области научных исследований, инноваций и предпринимательства. Как Соединенные Штаты, так и Канада предупредили, что Китай намерен использовать ученых, участвующих в этом плане, для получения доступа к новым технологиям для получения экономических и военных преимуществ. В 2019 году программа была реорганизована как «Национальный план набора иностранных экспертов высокого класса». Программа включает в себя два механизма – ресурсы для постоянного набора в китайские научные круги, а также ресурсы для краткосрочных назначений, которые обычно ориентированы на международных экспертов, которые имеют полный рабочий день в ведущих международных университетах или исследовательской лабораториях. Программа предусматривает приглашение небольшого количества элитных экспертов иностранного происхождения, обладающих навыками, которые имеют решающее значение для международной конкурентоспособности Китая в области науки и инноваций. Мой опыт работы в Китае показал, что в рамках проекта «1000 талантов» выявился преимущественный интерес к работам военной тематики.

В январе 2020 года Федеральное бюро расследований арестовало Чарльза М. Либера, заведующего кафедрой химии и химической биологии Гарвардского университета, за ложь о его связях с программой. В мае 2020 года ФБР арестовало бывшего исследователя клиники Кливленда за то, что он не раскрыл связи с Программой тысячи талантов. В июне 2020 года сообщалось, что Национальные институты здравоохранения провели расследование поведения 189 ученых. В ноябре 2020 года Сун Го Чжэн, участник TTP, признал себя виновным в ложных заявлениях ФБР о своих связях с правительством Китая во время его работы в Государственном университете Огайо. В августе 2020 г. Канадская служба безопасности и разведки предупредила о ТТП как канадские университеты, так и канадские исследовательские институты, заявив, что она нанимает исследователей и ученых по всему миру, чтобы убедить их поделиться своими исследованиями и технологиями – либо добровольно, либо по принуждению.

Студенты, которые планируют изучать инженерные специальности в США, знают, что инжиниринг – это быстро развивающееся направление с большими перспективами карьерного роста как в США, так и за рубежом. Несмотря на то, что в США существует множество университетов с инженерными специальностями, некоторые из них выделяются среди остальных. Согласно всем международным рейтингам, Массачусетский технологический институт (МИТ), Стэнфордский университет, Калифорнийский технологический  и Калифорнийский университет в Беркли возглавляют  все рейтинги, когда речь заходит о программах инженерных дисциплин. В инженерном деле существует широкий спектр специализаций. Самыми  высокооплачиваемыми инженерными направлениями в США являются:

  • Нефтяная техника
  • Электротехника
  • Компьютерная инженерия
  • Химическая инженерия
  • Гражданское строительство
  • Машиностроение
  • Аэрокосмическая / авиационная техника
  • Генная инженерия

Из 300 университетов в рейтинге химической инженерии почти четверть (74) приходится на США. Из них 16 входят в 50 лучших университетов  мира. В рейтинг 6 лучших университетов США в области химической инженерии входят:

1. Массачусетский технологический институт (MIT)

2. Стэнфордский университет (Stanford University)

3. Университет Калифорнии, Беркли (UCB)

4. Калифорнийский технологический институт (Caltech)

5. Университет Принстон (Princeton University)

6. Университет Висконсин-Мэдисон (University of Wisconsin-Madison)

В рейтинг лучших университетов в области гражданского и промышленного строительства входят 200 учреждений по всему миру, в том числе 37 университетов США. Топ-6 снова возглавляет MIT:

1. Массачусетский технологический институт (MIT)

2. Калифорнийский университет, Беркли (UCB)

3. Стэнфордский университет (Stanford University)

4. Институт технологии Джорджии (Georgia Tech)

5. Университет штата Иллинойс в Урбана-Шампейн (University of Illinois at Urbana-Champaign)

6. Техасский университет в Остине (University of Texas at Austin)

Если посмотреть на рейтинг лучших университетов в области электротехники, то из 400 лучших университетов мира  69 находятся в США. Приведенные ниже 6 вузов входят в топ-25 мира:

1. Массачусетский технологический институт (MIT)

2. Стэнфордский университет (Stanford University)

3. Университет Калифорнии, Беркли (UCB)

4. Университет Гарвард (Harvard University)

5. Калифорнийский университет, Лос-Анджелес (UCLA)

6. Калифорнийский технологический институт (Caltech)

В США находятся 74 из 400 лучших университетов в рейтинге по машиностроению и авиационной инженерии:

1. Массачусетский технологический институт (MIT)

2. Стэнфордский университет (Stanford University)

3. Университет Гарвард (Harvard University)

4. Университет Калифорнии, Беркли (UCB)

5. Мичиганский университет (University of Michigan)

6. Технологический институт Джорджии (Georgia Tech)

Школа Colorado School of Mines занимает первое место в области нефти- и горно-добыващей , начиная с 2016 года, это единственный инженерный рейтинг, в котором нет MIT:

1.             Колорадская школа нефтедобычи (Colorado School of Mines)

2.             Университет штата Пенсильвания (Pennsylvania State University)

3.             Университет Аризоны (University of Arizona)

4.             Университет штата Юта (University of Utah)

5.             Политехнический институт Вирджинии (Virginia Tech)

6.             Университет Колорадо в Боулдере (University of Colorado at Boulder)

Подготовка высококвалифицированных атомщиков, в том числе из других стран, жизненно необходима не только для развития национальной атомной индустрии США, но и для продвижения интересов страны на мировых энергетических рынках. Проблеме дефицита квалифицированных атомщиков придается огромное значение на федеральном уровне. В Штатах, как и во многих других странах, на кадры денег не жалеют. Ведущие министерства и госучреждения запускают все новые образовательные программы, уделяя особое внимание грантовой системе. Например, ещё в 2005 году Минэнерго одобрило программу образовательных грантов, разработанную Комиссией по ядерному регулированию (NRC). Программа нацелена на поддержку различных образовательных программ. В конечном итоге специалисты нужны на всех стадиях ядерно-топливного цикла – от добычи урана до вывода из эксплуатации. В США профессия атомщика оплачивается хорошо, поэтому требуется соответствующий уровень компетенции. Желающие работать в ядерно-энергетической отрасли должны иметь минимум диплом высшей школы.

Германия — страна, которой исторически принадлежала лидирующая роль в развитии промышленности в Европе. Техническое образование в Германии существует примерно с XVII века и специалисты всегда отличались всесторонней подготовкой. Наиболее значимые технические университеты Герммании:

  • Рейнско-Вестфальский технический университет (г. Ахен)
  • Берлинский технический университет
  • Технический университет Брауншвейга
  • Технический университет Дармштадта
  • Технический университет Дрездена
  • Ганноверский технический университет им. Г.В. Лейбница

По словам Вильгельма Гумбольдта, «…характерной чертой высших учебных заведений является то, что здесь всегда рассматривается наука как еще не до конца решенная проблема и поэтому высшая школа неизменно остается в процессе исследований.».  В числе основных условий развития экономики Германии — рост производства и потребления, зависимость от импорта сырья и энергоносителей, рост цен на сырье и энергоносители, нестабильность импорта сырья и энергоносителей, жесткие требования Киотского протокола. Сюда же относятся рост заработной платы и социальных расходов и повышение спроса на инновационные технологии на мировом рынке.

Основа государственной инновационной политики — создание условий для активизации науки и инновационных технологий за счет внедрения рыночных принципов управления. Доля занятых в сфере инновационных технологий: Германия — 27,7 %, Япония — 23,5 %, Италия — 20,4 %, США — 15,5 %, а доля прибавочной стоимости сегмента инновационных технологий составляет в Германии — 27,9 %, Японии — 25 %, Италии — 20,7 %, США — 18 %.  Распределение бюджетных средств проводится только через научные сообщества.          При этом Европейский Союз — это главный финансист научных исследований. Проводятся «Дни открытых дверей» в университетах и научных организациях — каждый может прийти и посмотреть, что делается конкретно и спросить, и задать вопросы, так как налогоплательщик — это основа жизни немецкого общества. Имеют место несколько научных сообществ в Германии: Немецкое научно-исследовательское общество, Общество Макса Планка (80 институтов, 12 тыс. сотрудников), Общество Гельмгольца (15 научных центров, 26 тыс. сотрудников), Фраунгоферовское общество (56 институтов, 13 тыс. сотрудников).

Немецкое техническое образование всегда носило консервативный характер, формируя сегодняшнюю культуру при умении использовать знания прошедшего времени с потребностями сегодняшнего дня и с поисками путей в будущее. В системе образования Германии к успехам реформ можно отнести следующее: 72 % университета и 95 % институтов согласились внедрить реформу, а связь ВУЗов с системой аккредитации Германии позволила не снизить качества образования. Также возникла параметризация специальностей: появились модули, кредитные пункты, учебная нагрузка, приложения к диплому, система экзаменов. Востребованность бакалавров на немецком рынке труда высокая, так как часто не требуется сверхквалифицированный специалист, а тебуется понимание специальности и ответственность при работе.

Высшая школа (Гранд Эколь) и Университеты – два основных видов ВУЗов, исторически сложившихся во Франции. Как пишет Евгения Кузнецова (Университет Сан-Катан-ан-Ивлин), высшие инженерные школы произошли из школ для военных офицеров, первая из которых была создана в 1679 году Людовиком XIV. Современные аналоги высших школ были основаны в период Французской революции (1789-1799) “для зачисления лучших студентов для обучения специальным профессиям. Примеры таких школ: Ecole Polytechnique, предлагающая высококвалифицированное образование для инженеров при поддержке Министерства обороны; Ecole des Points et Chaussee’s, готовящая инженеров в области гражданского строительства; AgroParis Tech, объединяющая различные направления в области сельского хозяйства и экологии, и Ecole des Hautes Etudes Commerciale’s, являющаяся ведущей в экономической сфере и поддерживаемой Торговой Палатой Парижа.

Франция имеет самую большую пропорцию выпускников научных и технологических специальностей в возрасте 20–29 лет в Европе. По данным «Евростата», во Франции на 10 тыс. выпускников в возрасте 20–29 лет приходилось 207 выпускников технических специальностей, в Великобритании – 175, в Германии – 114.

В 2007 году Франция провела реформу высшего образования и науки, изменив организацию университетов и сделав их более открытыми для бизнес-сектора. Сегодня университеты ведут собственную политику научных, бюджетных и кадровых ресурсов, а также управляют своею недвижимостью. Теперь они быстрее и проще набирают сотрудников, создают новые курсы повышения квалификации, строят партнерства, создают университетские фонды и пользуются их средствами. С января 2011 года около 90% французских университетов решили перейти на автономный режим.

5 млрд евро было выделено из Госфонда через государственно-частное партнерство в рамках программы «Новый университетский кампус», чтобы обновить лаборатории, создать сильное сообщество, объединив главные кампусы, и повысить их международный имидж. Сейчас обновления проводятся в 12 главных кампусах: Лионе, Эксе-Марселе, Бордо, Гренобле, Страсбурге, Тулузе, Монпелье, Лилле, Лотарингии, и в трех кампусах в парижском регионе (Париже, Саклэ и Кондорсе-Обервилье). Ускорение модернизации университетов стало возможным благодаря средствам национальной инвестиционной программы.

Подготовка атомщиков во Франции проходит в рамках деятельности европейской организации European Nuclear Education Network (ENEN), которая была создана в 2003 году и сейчас объединяет более 30 самых авторитетных ядерных вузов Европы. Основная цель ENEN – сохранение и дальнейшее развитие знаний в ядерной области. Классический пример французского академического вуза, который проводит подготовку атомщиков по всем направлениям, – Национальный институт ядерной науки и технологии (INSTN). Он был создан в 1956 году, когда Франция решила начать ядерную программу. Основная площадка института находится в Сакле (20 км к югу от Парижа). Четыре филиала созданы в Гренобле, Кадараше, Маркуле и на территории кампуса Шербур-Октевиль. Ещё в 2010 году стартовали международная англоязычная магистерская программа во Франции и программа подготовки для операторов реакторов (степень бакалавра ядерной технологии) в Иордании. В 2011 году было открыто совместное высшее учебное заведение по подготовке инженерных кадров в сфере ядерных технологий в Китае. То есть Франция делает акцент на экспорте высшего образования, идя двумя путями: традиционный экспорт национального образования в виде специализированных университетских центров и межуниверситетская кооперация (инсталляция специализированных центров в университеты стран-новичков).

Инженерно-технологический сектор вносит огромный вклад в экономику Великобритании – 27.1% от ВВП. 66.3% выпускников инженерных и технологических факультетов нашли постоянную работу по специальности в первые полгода после окончания вуза. Специалисты в области STEM (Science, Technology, Engineering, Maths – наука, технология, инженерия, математика) получают одни из самых высоких зарплат (£68,539 в год при среднем годовом доходе по стране в £26,500).

Химическая инженерия (Chemical Engineering). Эта молодая инженерная отрасль сочетает в себе естественные науки (химию, физику и биологию) с математикой и экономикой. Занимается изучением того, как получить из сырья и химикатов продукты, пригодные для использования в разных областях жизни.

Лучшие университеты для изучения химической инженерии в Великобритании: университет в Кэмбридже, Имперский колледж Лондона, Университет Бата.

Гражданское проектирование (Civil Engineering). Строительство объектов гражданского назначения. Сюда включаются как жилые и общественные здания, так и мосты, плотины, дороги и каналы.

Лучшие университеты, которые готовят специалистов по гражданскому проектированию: университет в Кэмбридже, Имперский колледж Лондона, Университет Бата.

Электрическая инженерия (Electrical Engineering). Эта отрасль изучает электрический ток и его применение. Электрическая инженерия охватывает целый ряд подразделов: источники электропитания, электроника, системы управления, телекоммуникация и другие. Лучшие университеты для изучения электрической инженерии: университет в Кэмбридже, Имперский колледж Лондона, Университе в Саутгемптоне.

Компьютерная инженерия (Computer Engineering) разрабатывает компьютеры и компьютерные системы, что включает создание:

  • новой аппаратной техники
  • карманных персональных компьютеров
  • USB-устройств
  • а также компьютерных систем на предприятиях.

Лучшие университеты для изучения компьютерной инженерии в Великобритании: университет в Кэмбридже, Имперский колледж Лондона, Оксфордский университет. Мехатроника (Mechatronics Engineering) основана на синергетическом объединении механики с электрическими и электронными компонентами. Объединенные системы носят названия электромеханических. К ним относятся: автоматизированные производственные системы, системы отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха систем и различных подсистемы самолетов и автомобилей. Лучшие университеты для изучения мехатроники в Великобритании: Южный региональный колледж, Бристольский колледж, колледж Бриджуотера.

Машиностроение (Mechanical Engineering) включает в себя производство и использование тепла и механической энергии для проектирования, производства и эксплуатации машин и инструментов.

Лучшие университеты, предлагающие программы по специальности “машиностроение”: университет в Кембридже, Имперский колледж Лондона, Бристольский университет.

Ученые из Управления по атомной энергии Великобритании (UKAEA) «успешно протестировали первую в мире концепцию, которая может устранить одно из главных препятствий на пути развития термоядерной энергии», заявило UKAEA 26 мая 2021 года. Первые результаты нового эксперимента UKAEA «MAST Upgrade» в Калхэме, недалеко от Оксфорда, продемонстрировали эффективность инновационной вытяжной системы, предназначенной для обеспечения реализации коммерческой жизнеспособности компактных термоядерных электростанций. Возрожденная атомная отрасль Великобритании  позволит стране избежать угрозы исчерпаемости нефтегазовых месторождений и тем самым удовлетворить все энергетические потребности населения, что потребуют увеличения выпуска инженеров — атомщиков. Поэтому по-прежнему остается актуальным вопрос о том, что ожидает британскую атомную отрасль в ближайшем будущем: долгожданное и спасительное возрождение или застой?

Современное инженерное оборазование в Израиле я освещал ранее (см., например: https://radiovesti.ru/brand/61009/episode/1461572/). Израиль на сегодня входит в тройку стран-лидеров по количеству образованного населения – их число составляет здесь 49,9 % граждан (по данным Организации экономического сотрудничества и развития OECD за 2021 год). Система образования в Израиле известна современными подходами к процессу обучения на всех уровнях. Выпускники израильских высших учебных заведений – квалифицированные специалисты, не имеющие проблем с трудоустройством в самые престижные организации по всему миру. На 2021 год лучший в Израиле технологический университет - Технион занимает 6 место в мире среди высших учебных заведений, создающих наиболее благоприятные условия для исследований и инновационных разработок. Занимает 8 место среди технологических университетов мира, поддерживающих ученых-лауреатов Нобелевской премии. Сегодня в Технионе работают 3 Нобелевских лауреата. В 2020 году Технион создал свой дочерний университет в Китае -  Гуанджун Технион с факультетами Химической инженерии, Материаловедения и научной инженерии, Биотехнологии и пищевой инженерии и Математики и вычислительной техники.

Но сейчас я хотел бы остановиться на современном инженерном образовании в Нидерландах.
Голландцы известны своими инновациями и творчеством, а их система образования известна своим международным характером и стилем обучения, основанным на проблемах. В стране действуют 14 исследовательских университетов и 41 университет прикладных наук, которые финансируются государством, причём Лейденский университет и Амстердамский университет преподают более 100 курсов на английском языке. Лучшими  техническими университетами считаются:

  • Делфтский технологический университет,
  • Эйндховенский технологический университет.
  • Университеты Амстердама и Гронингена,

Technische Universiteit Delft, основанный в 1842 год, является некоммерческим государственным высшим учебным заведением, расположенным в городских районах большого города Делфт, Южная Голландия. Основные задачи TU Delft — академические исследования и преподавание, а также передача знаний (повышение ценности), как описано в Законе о высшем образовании и исследованиях, выполняются факультетами.  Факультеты включают в себя:

  • Архитектура и искусственная среда
  • Электротехника, математика и информатика (EEMCS)
  • Аэрокосмическая Техника (AE)
  • Прикладные науки (AS)
  • Гражданское строительство и геонауки (CEG)
  • Инжиниринг промышленного дизайна (IDE)
  • Технология, политика и управление (TPM)
  • Машиностроение, морское и материаловедение (3mE)

В условиях глобализации, экологической неустойчивости, демографических сдвигов и миграции Технологические университеты Нидерландов  сфокусировали внимание на непрерывном обучении и развитии трансверсальных навыков в системе инженерного образования. Трансверсальные компетенции приобретают характер жизненно важных в гиперсвязанном мире «общества знаний», движимом глобализацией, цифровыми технологиями, глобальной конкуренцией и искусственным интеллектом. Трансверсальные компетенции имеют следующие характеристики: они могут применяться в различных областях и контекстах жизнедеятельности человека; относятся к социальным и межличностным отношениям; являются кросс-функциональными и междисциплинарными в образовании; коммуникация является ключевым элементом; являются важными инструментами в любом контексте ускоренного и устойчивого развития; их можно наблюдать, подтверждать и развивать; они раскрываются через опыт и развитие в процессе высокоинтерактивных технологий обучения; влияют на самосознание и самопознание личности

Одним из основных условий перехода к инновационному инженерному образованию по мнению И.Г. Шамшиной  (ДВФУ) является обновление методологии и содержания инженерного образования на основе тенденций и подходов современного наукоемкого инжиниринга в рамках построения Единого национального комплекса «Инженерное образование – Наука – Промышленность – Инновации» формирующейся инновационной экономики знаний. Выявления лучших зарубежных аналогов образовательных программ, лучших практик, таких как выполнение на старших курсах реальных НИР, НИОКР и НИОКТР по заказам промышленных предприятий, интеграция передовых промышленных концепций и технологий, идей и подходов мировых лидеров в содержание курсов, развитие академической мобильности и программ двойных дипломов – все это должно способствовать становлению инновационного инженерного образования. Однако академическая мобильность, широко применяемая в мировой практике, когда студент может переехать из одного города в другой, из одной страны в другую, отучиться там какое-то время и, ничего не теряя, не прерывая образовательного процесса, вернуться обратно, в России не применим. Причина тому – административные и финансовые барьеры. И.Г. Шамшина убеждена, что для изучения технологий мирового уровня, которыми владеют компании – лидеры промышленности, преподаватель должен иметь возможность зарубежной стажировки минимум один раз в три года. Кроме того, должно быть выделено финансирование на участие профессорско-преподавательского состава в конференциях различного уровня, прохождение курсов переподготовки по читаемым дисциплинам и особое внимание следует обратить на мировые тенденции развития инженерной деятельности и современные международные требования к профессиональным инженерам. Решение данной проблемы должно быть связано с созданием технических и технологических университетов нового типа, разработкой и освоением новых образовательных программ. В рамках же модернизации высшего технического образования необходимо увеличивать общеинженерную и фундаментальную подготовку, дать вузам право самим определять её формы и содержание.

По моему мнению это сегодня трудно осуществимо, но то, что значительные изменения в российском инженерном образовании необходимы — не вызывает сомнения. Этому поможет и опыт современного инженерного образования в ведущих странах мира, часть которого и приведена в этой статье.