Russian
| English
"Куда идет мир? Каково будущее науки? Как "объять необъятное", получая образование - высшее, среднее, начальное? Как преодолеть "пропасть двух культур" - естественнонаучной и гуманитарной? Как создать и вырастить научную школу? Какова структура нашего познания? Как управлять риском? Можно ли с единой точки зрения взглянуть на проблемы математики и экономики, физики и психологии, компьютерных наук и географии, техники и философии?"

«СИНТЕЗ СИНТЕЗИРУЮЩИХ НАУК И ИНТЕГРАЦИЯ УНИВЕРСИТЕТСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ С ФУНДАМЕНТАЛЬНЫМИ ИССЛЕДОВАНИЯМИ» 
Б.Н. Пойзнер, Э.А. Соснин

Б.Н. Пойзнер, Э.А. Соснин
Томский государственный университет;
Институт сильноточной электроники СО РАН, г. Томск

Сегодня за наукой сохраняется функция обновления культуры и прогнозирования наименее опасных путей в открытое будущее. Это требует: интеграции университетского образования и академического знания; синтеза синтезирующих наук; конвергенции наук о природе, человеке и обществе; сближения методов религиозного, художественного и научно-технического творчества; обращения к архаическому знанию ради получения новых технологий etc.

Сегодня за наукой сохраняется функция обновления культуры и прогнозирования наименее опасных путей в открытое будущее. Это требует: интеграции университетского образования и академического знания; синтеза синтезирующих наук; конвергенции наук о природе, человеке и обществе; сближения методов религиозного, художественного и научно-технического творчества; обращения к архаическому знанию ради получения новых технологий etc.

На наш взгляд, предпосылка этого — распространение эволюционного метода в естествознании и углублённые его приложения к проблемам гуманитарных наук. Продуктивный импульс для интеграции университетского образования и фундаментальных исследований способно дать объединение синтезирующих наук постнеклассического периода. В их число наряду с синергетикой входят: циклистика, эволюционная диатропика, меметика, теория нейронных сетей, телеологическая теория информации, общая теория адаптации и, видимо, другие. Коснёмся некоторых из них кратко.

Синергетика занимается, в частности, выяснением факторов, влияющих на поведение динамических систем. Состояние динамической системы в данный момент описывают набором переменных. Множество этих состояний образует так называемое фазовое пространство, в котором каждому состоянию отвечает точка, а эволюция изображается траекториями. Исторические, социально-политические, экономические, демографические и пр. сюжеты всё чаще интерпретируют с помощью категорий синергетики (см. библиографию в [1]. Так, используемый в синергетике термин бифуркация (развилка) служит методологической основой ретроальтернативистики. Синергетика выясняет закономерности и механизмы переходов типа: «хаос из порядка», «порядок № 2 из порядка № 1″, «хаос № 2 из хаоса № 1″, «порядок из хаоса» в сложной неравновесной и нелинейной динамической системе. Последний процесс, т.е. формирование эволюционирующих пространственно-временных структур, называют самоорганизацией. Особые интегративные возможности синергетики видны из того, что благодаря ей сложился ряд полидисциплинарных подходов: системно-синергетический, социосинергетический, синергетико-экономический, нейросинергетический, информационно-синергетический. В диалоге с синергетикой возникла диатропическая познавательная модель, претендующая на синтез всех предшествующих познавательных моделей.

Циклистика изучает периодические явления в природе и обществе, поэтому её справедливо считать одной из древнейших наук. Идеи всемирно-исторической циклистики в трудах Н.Я. Данилевского, К.Н. Леонтьева, О. Шпенглера, Н.Я. Пэрны, Н.Д. Кондратьева, А.Л. Чижевского, А. Тойнби, Л.Н. Гумилёва, породили спектр толкований. Роль гелиофизического фактора в истории убедительно обосновал Чижевский. С 1941 г. роль международного координатора исследований по циклистике играет основанная Э.Р. Дьюи организация Foundation for the Study of Cycles, издающая журнал Cycles. Можно считать, что циклическое движение есть предельный случай нерегулярного движения, а потому математические модели циклистики составляют важные, но частные варианты синергетических моделей либо их гибриды.

Неологизм «диатропика» предложил Ю.В. Чайковский как имя науки о разнообразии (необходимость существования которой обосновал С.В. Мейен). Древнегреческое слово diatropoV означает: разнообразный, разнохарактерный (dia означает полную степень качества, а tropoV — поворот, направление, образ мыслей, характер, обычай, слог, стиль). Эволюционная диатропика занимается закономерностями разнообразия, не зависящими непосредственно от материальной природы объектов, образующих то или иное множество. Её интересует случайность, организующая разнообразие и, в конечном итоге, организующая эволюционные процессы. Исходное для диатропической познавательной модели понятие — ряд (а не бинарная оппозиция). Она оперирует рядом как фактом, сопоставляя его с другими рядами, выделенными по иным признакам. Выдвигая идею разнообразия, диатропика отказывается от единственности оптимального решения, понимаемого (в кибернетике) как совокупность всеобщих однозначных предписаний.

Меметика (memetics) описывает историко- и социокультурные процессы, в частности, возникновение, формирование, трансляцию знания, заимствуя понятия и объяснительные схемы эволюционной генетики. Своё имя меметика получила от неологизма мем (meme, от memory — память), предложенного в Р. Докинзом для обозначения элементарной единицы передачи социокультурной информации. Мем мыслится как аналог гена в биологии, распространяющийся подобно инфекционному процессу. Дискретные модели социокультурных процессов используются в культурологии уже полвека: вспомним понятия культурных паттернов (patterns, т.е. схем, форм, шаблонов), социальных эстафет, культурных образцов. Продолжением идеи мема служит выдвинутая концепция культургена, опирающаяся на параллели в механизмах передачи генетической и социокультурной информации (давно подмеченные в лингвистике). На наш взгляд, «прививка» синергетической методологии к меметике расширила бы перспективы моделирования исторических и социокультурных процессов, заложив базу культурометрии [1].

Теория нейронных сетей ориентирована на изучение и реализацию алгоритмов и устройств обработки информации, являющихся аналогами головного мозга человека. Процессы в искусственных нейронных сетях имитируют преобразование биоэлектрических импульсов в нервных системах мозга. Нейросеть состоит из формальных нейронов. Нейрон, получив сигнал, производит над ним некоторые операции и посылает результат на входы других нейронов, образующих сеть. Свойство нейросети — антропоморфная методика решения задач (типа классификации данных, распознавания образа, прогнозирования и др.), основанная на самообучении после прохождения этапа обучения решению стандартных задач (patterns). Согласно методологии построения нейросетей, нейроны можно моделировать довольно простыми автоматами с нелинейностью, зато сложность мозга и гибкость его работы детерминированы структурой связей между нейронами. Хотя процессы в нейросетях описываются в терминах теории самоорганизации, остаётся нерешённым вопрос о соотношении между классом динамических систем и классом нейросетей. По нашему мнению, для преодоления этого противоречия требуется модернизировать аппарат теории динамических систем, распространив его на нейросети. Это позволило бы учитывать феномены обучаемости и когнитивной активности социума в моделях социосинергетики и синергетической экономики [1]. Относительно перспектив взаимодействия теории нейросетей, меметики и синергетики надо иметь в виду, что концепция культургена объединяет мем как квант культуры с эпигенетическими механизмами, действующими в человеке в акте его передачи. Они считаются обусловленными морфогенетическими и нейрофизиологическими процедурами, которые обеспечивают структурную организацию мозга и его динамику. Причём обеспечивают на всех уровнях: от рефлекторных откликов нейросетей до восприятия и познания. Т.е. открывается возможность использовать аппараты синтезирующих наук в психологии и феноменологии [2].

Телеологическая теория информации (ТТИ) исходит из ситуации достижения некоторой цели (события), понятия целерационального действия и понятия оператора информации, организованного (с учётом цели) на базе некоторой информации. Информацию здесь определяют как совокупность приёмов, правил или сведений, необходимых для построения оператора. Опираясь на ТТИ, авторы предложили версию социальной информатики. Она позволяет раскрыть особенности функционирования логической информации в человеко-машинных средах; дать новую интерпретацию закономерностей динамики организаций; указать признаки «сетевого общества» и описать эволюцию личностных стандартов в контексте воспроизводство признаков личности etc.[3]. ТТИ актуальна и для истории в плане моделирования и реконструкции сюжетов. На ТТИ основан информационно-синергетический подход к изучению процессов самоорганизации / хаотизации в социуме. С меметикой и диатропикой ТТИ роднит понятие репликации (самовоспроизведении) информации, которую осуществляют мемы и гены.

Итак, для университета актуальны три взаимно усиливающих процесса:

  • синтез синтезирующих наук, имеющих ряд граней соприкосновения, обладающий своей логикой и динамикой
  • интеграция университетского образования с фундаментальным знанием, успехи в получении которого зависят от прогресса синтезирующих наук;
  • стимулирование лизинга методологий в ходе этой интеграции и формирование инкубаторов технологий на территории университета (о п. 3 идёт речь в другом докладе авторов).

Литература

1. Пойзнер Б.Н. История как предмет синтезирующих наук // Шпет Г.Г./Comprehensio. — Томск: Водолей, 1999. С. 123-133.
2. Пойзнер Б.Н. Модель психологического универсума человека как проблема синергетики // Психологический универсум образования человека ноэтического. — Томск: Водолей, 1999. С. 59-68.
3. Соснин Э.А., Пойзнер Б.Н. Основы социальной информатики: пилотный курс лекций. — Томск: ТГУ, 2000. 108 с.

Работа выполнена по программе «Университеты России — фундаментальные исследования», пр. № 3945/990675 (2000 г.).