Russian
| English
"Куда идет мир? Каково будущее науки? Как "объять необъятное", получая образование - высшее, среднее, начальное? Как преодолеть "пропасть двух культур" - естественнонаучной и гуманитарной? Как создать и вырастить научную школу? Какова структура нашего познания? Как управлять риском? Можно ли с единой точки зрения взглянуть на проблемы математики и экономики, физики и психологии, компьютерных наук и географии, техники и философии?"

«Синергетический подход в развитии профессионального мастерства современного педагога» 
С.Д. Якушева

Якушева Светлана Дмитриевна
кандидат педагогических наук,
доцент общеинститутской кафедры теории и истории педагогики
Института педагогики и психологии образования
ГБОУ ВПО «Московский городской педагогический университет»

В образовательной политике XXI века происходят инновационные процессы, которые коренным образом модифицируют всю систему отечественного образования. Эти процессы создают возможность для введения новшеств, буквально требуя изменения содержания самого педагогического образования и способов организации образовательного процесса.

Сегодня в науке осуществляется новое методологическое направление – синергетика, становящаяся на прочную позицию область педагогического знания и мировоззрение, которые нашли свое отражение в теории, принципах и закономерностях самоорганизации педагогических систем.

Изучению вопросов, связанных с синергетикой, посвящены работы В.А. Аршинова, Ю.А. Данилова, Б.Б. Кадомцева, С.П. Капицы, Е.Н. Князевой, С.П. Курдюмова, А.К. Лоскутова, Дж. Николис, И. Стенгерс, А.Г. Шазаретяна и др.; теории самоорганизациис педагогической точки зрения — М.В. Богуславского, А.А. Ворожбитовой, Л.Я. Зориной, Г.Г. Малинецкого, Л.И. Новиковой, Е.Г. Пугачевой, Д.И. Трубецкова, С.С. Шевелевой, Ю.В. Шаронина и др.; педагогической синергетики — В.И. Андреева, М.Е. Писарук, Н.М. Таланчук, О.Н. Федоровой и др.; синергетического подхода, развивается в исследованиях В.Г. Буданова, А.В. Коротаева, С.Ю. Малкова, А.П. Назаретяна, В.Г. Рындак, П.И. Третьякова, П.В. Турчинова, Д.С. Чернявского и др.

Появление синергетической парадигмальной установки на социогуманитарном методологическом горизонте является свершившимся фактом, имеющим определенные последствия и для психолого-педагогических наук.

Проблеме использования синергетического подхода в педагогике посвящены диссертационные исследования А.И. Бочкарева, В.Т. Виненко, В.В. Маткина, А.А. Мелентьевой, Г.А. Суминой, Л.В. Сурчалова, Ю.В. Талагаева и др.

Несмотря на то, что вопросам синергетики посвящено немало работ, такие понятия, как «педагогическая синергетика», «синергетический подход», еще не получили однозначного толкования в педагогике и находятся лишь в стадии разработки.

Мало исследованными остаются возможности синергетического подхода к профессиональной деятельности педагога, повышения восприимчивости его к новациям, предоставления возможностей активного целенаправленного и свободного использования информации, актуализации внутренних сил и мотивов, направленных на свое развитие.

В отечественном образовании происходит постепенный переход к новой образовательной парадигме от традиционной к гуманистической, личностно-ориентированной (Е.В. Бондаревская, 1997; В.В. Сериков, 1994; И.С. Якиманская, 1996 и др.), приоритетами которой являются интересы личности, адекватные тенденции интенсивного развития самого общества.

Новая образовательная парадигма рассматривает самоопределяющуюся личность как открытую самоорганизующуюся систему, обладающую эмерджентными (внезапно возникающими) свойствами, для социально-психологической и педагогической поддержки которой необходимо знание и правильное применение принципов синергетики с целью продуктивного использования потенциала личностной самоорганизации [7].

Термин «синергетика» происходит от греческого «synergeia» «содружество», «сотрудничество» и акцентирует внимание на согласованности взаимодействия частей при образовании структуры как единого целого [16, с. 456].

Научный подход к проблеме получил отражение в дефинициях, которые включены различного рода энциклопедические и специальные лексикографические издания.

Так, Новейший философский словарь содержит развернутое определение «синергетика». Она трактуется как современная теория самоорганизации, новое мировидение, связываемое с исследованием феноменов самоорганизации, нелинейности, неравновесности, глобальной эволюции, изучением процессов становления «порядка через хаос» (И. Пригожин), бифуркационных(раздвоение)изменений, необратимости времени, неустойчивости как основополагающей характеристики процессов эволюции» [11, с. 618].

Ю.Л. Климонтович считает, что синергетика — новое междисциплинарное научное направление; ее цель — выявление общих идей, методов и закономерностей в самых разных областях естествознания, а также социологии и даже лингвистики; более того, в рамках синергетики происходит кооперирование различных специальных дисциплин [6, с. 111].

В научной литературе широко применяется определение, предложенное Г. Хакеном. Синергетика, по его мнению, — это совокупный коллективный эффект взаимодействия большого числа подсистем, приводящий к образованию устойчивых структур и самоорганизации в сложных системах [19, с. 9].

Предметом синергетики являются механизмы самоорганизации. Поэтому ее и называюттеорией самоорганизации [17, с. 276]. В настоящее время итогом продвижения синергетики в сферу образования стали идеи, отправной точкой которых является синергетичность процесса образования.

Синергетический подход основывается на доминировании в образовательной деятельности самообразования, самоорганизации, самоуправления и заключается в стимулирующем или побуждающем воздействии на субъект с целью его самораскрытия и самосовершенствования, самоактуализации в процессе сотрудничества с другими людьми и с самим собой.

Итак, возникла новая область педагогического знания «педагогическая синергетика» (Н.М. Таланчук, 1993), которая основывается на законах и закономерностях самоорганизации и саморазвития образовательных систем. Педагогическая синергетика дает возможность по-новому подойти к разработке проблем самоопределения и развития личности, рассматривая их с позиции открытости, сотворчества и ориентации на саморазвитие.

Г.М. Коджаспирова считает, что понятие «синергетика» очень близко понятию «воспитание» (в переводе с греч. означает «совместное действие», «сотрудничество»). Синергетическое понимание мира важно для воспитания человека: синергетическому способу мышления свойственны открытость, диалогичность, коммуникативность. Синергетика ориентирует педагога как субъекта педагогического процесса на изучение сложнейших внутренних законов жизни человека [8, с. 240].

Э.К. Никитина утверждает, что синергетика позволяет восстановить утраченные в процессе развития педагогической теории связи с практической реальностью, создать «коммуникативный мост» между разными компонентами воспитательной системы и ее субъектами на основе развития диалогичности, открытости, взаимодействия. Синергетический подход к построению воспитательной системы позволяет значительно повысить ее творческий потенциал [10, с. 204].

М.С. Ковалевич утверждает, что синергетика позволяет методологически усилить значимость процесса самоопределения и развития личности как субъекта деятельности, придав законченный вид следующим педагогическим принципам: центр образовательного процесса – самоопределяющаяся личность; обучающийся – субъект обучения и воспитания, в образовательном процессе занимает активно-творческую позицию; свобода самовыражения и самореализации личности в образовательной среде, поиск индивидуальной стратегии самоопределения в жизни и профессии; актуализация принципов активности, диалогичности, самостоятельности, инициативы, творчества; обучающий и обучающийся – открытые, саморегулирующиеся системы, стремящиеся к развитию субъектности и субъективности; свобода выбора стратегии индивидуального жизненного пути, а значит, выбора образовательных программ, курсов, глубины их содержания и самого преподавателя [7].

В.Г. Буданов считает, что использование синергетического подхода в образовании возможно по трем направлениям:

1. Синергетика для образования. В этой связи предлагаются интегративные курсы по завершению очередного цикла обучения.

2. Синергетика в образовании. Это направление характеризуется внедрением в частных дисциплинах материалов, иллюстрирующих принципы синергетики. В каждой учебной дисциплине имеются разделы, изучающие процессы становления, возникновения нового. Здесь уместно, наряду с традиционным, использовать язык синергетики, позволяющей в дальнейшем создать горизонтальное поле междисциплинарного диалога.

3. Синергетика образования. Данное направление предусматривает синергетичность самого процесса образования, становления личности и знания. Примеры педагогического мастерства и авторских методик есть лучшие образцы приложения целостных синергетических подходов. Однако сегодня проблема не в том, чтобы создать единую методику, а в том, чтобы научить педагога осознанно создавать свою, только ему присущую методику и стиль деятельности, оставаясь на позициях науки о человеке [5, с. 300].

В педагогической литературе обсуждается и другой подход к использованию идей синергетики в образовании. Согласно этому подходу, М.А. Федорова выделяется два основных направления:

1.  Синергетика в содержании образования- формирование основных синергетических понятий через знакомство с миром сложных нелинейных систем, определение этих понятий и перенос их в другие области знания. Это позволит преодолеть границы между дисциплинами учебного цикла. Сам же процесс направлен не на увеличение количества информации, а на построение и изучение универсальной модели развития.

2.  Синергетика в организации образовательного процесса- создание образовательных программ как образа развития, изменение отношений между субъектами образовательного процесса как своеобразный путь поэтапного изменения возможностей, по которому субъект совершит движение через образовательное пространство [18].

М.С. Ковалевич утверждает, что синергетика является «партнером» новой педагогики (неопедагогика) и переводится с латинского как со-энергетичность и со-дружество. Следовательно, и синергетика, и новая педагогика действуют в рамках открытого диалога, прямой и обратной связи, солидаристического образовательного приключения, игры [7].

Синергетическое образование, также как и новая педагогика, – это самообразование, самоопределение, стимулирующее человека на собственные возможности. В связи с этим возрастают требования к профессиональному мастерству.

Проблема профессионального мастерства педагога разрабатывалась в трудах ведущих отечественных педагогов и психологов: И.П. Андриади, Ю.Л. Азарова, И.К. Баклановой, Л.В. Заниной, И.А. Зязюна, Н.В. Кузьминой, Н.П. Меньшиковой, Н.А. Моревой, А.И. Савенкова, В.А. Сластенина и др.

Мастерство, на наш взгляд, – это высокое и постоянно совершенствуемое искусство воспитания и обучения, доступное каждому педагогу, работающему по призванию и любящих детей.

В педагогической науке педагогическая деятельность, технология и мастерство — понятия одного ряда. Все они связаны высоким уровнем профессиональной подготовленности педагога. Их связующим звеном является прежде всего творчество и общая культура педагога.

Доминантой в деятельности любого образовательного учреждения является педагог, ибо с него начинается социализация ребенка в общество и от его компетентности и мастерства зависит дальнейшее развитие его личности.

Мы утверждаем, что педагог-мастер – это специалист высокой культуры, мастер своего дела, он в совершенстве владеет преподаваемой дисциплиной, методикой обучения и воспитания, обладает психологическими знаниями, а также знаниями в различных областях науки и искусства [20, с. 5].

В научной литературе даны теоретические основы процесса развития профессионального мастерства, выделены его специфические признаки:

Ю.К. Бабанский считает, что мастерство педагога – это свободное владение профессиональной технологией, творческий подход к профессиональной деятельности, а также грамотный анализ педагогической ситуации при выборе оптимального решения и уважении к личности ученика [12].

Ю.П. Азаров заявляет, что основой педагогического мастерства является знание закономерностей воспитания детей [1, с. 108].

Б. Т. Лихачев полагает, что педагогическое мастерство является частью педагогического искусства и выражается в современном владении педагогом методами и приемами, всем арсеналом педагогических умений и навыков, обеспечивающих практическое воплощение педагогического искусства в процессе формирования личности [9, с. 284].

В.А. Сластенин считает, что высокий уровень развития ряда профессиональных умений дает мастерство [13, с. 124]. Подтверждая и развивая эту мысль, он утверждает, что мастерство учителя – это синтез личностно-деловых качеств и свойств личности, определяющих высокую эффективность педагогического процесса [13, с. 151].

И.П. Андриади рассматривает педагогическое мастерство как свойство личности, отражающее ее духовно-нравственную и интеллектуальную готовность к творческому осмыслению социокультурных ценностей  общества, а также теоретическую и практическую готовность к творческому применению знаний, умений и навыков в профессиональной деятельности [2].

Н.К. Бакланова определяет профессиональное мастерство как систему, качественный уровень профессионально-педагогической деятельности, интегральное качество личности педагога и как синтез профессионализма, творчества и духовности [4, с. 143].

А.И. Савенков рассматривает педагогическое мастерство как системное качество личности, обретаемое человеком в результате специального обучения и в процессе становления его профессиональной идентичности [15, с. 205].

Л.А. Байкова и Л.К. Гребенкина определяют педагогическое мастерство как высший уровень педагогической деятельности, проявляющийся в творчестве учителя, в постоянном совершенствовании искусства обучения, воспитания и развития человека [3, с. 12].

Мы определяем педагогическое мастерство как искусство обучения и воспитания, доступное каждому преподавателю и мастеру производственного обучения, требующего постоянного совершенствования

Мы считаем, что педагогическое мастерство как профессиональное умение включает в себя следующие составляющие: педагогическую культуру; профессиональную компетентность педагога; педагогические умения и способности; речевую культуру преподавателя; педагогическое взаимодействие, умение управлять собой; педагогическое общение и этику; психолого-педагогические знания [20, с. 6].

Таким образом, профессиональное мастерство педагога начинается с гуманистической позиции и педагогического общения, создающего среду, которая окрашивает педагогическое сотрудничество и оптимизирует образовательный процесс.

Синергетический подход позволяет по-новому и объективно понять сущность не только структуры, но и содержания педагогической деятельности.

В связи с этим в рамках нашего исследования, рассматривая профессиональное мастерство педагога на основе синергетического подхода, мы акцентировали внимание на развитие методологической культуры, творческого потенциала, самооценки и самообразования педагога. Эксперимент был проведен в течение одного 2010-2011 учебного года. В нем принимали участие педагоги (56 человек) разных образовательных учреждений г. Москвы.

Для выявления важности развития методологической культуры в деятельности педагога респондентам, среди них было 16 педагогов со стажем от 1-3 лет (молодые специалисты), 22 педагога со стажем до 10 лет работы и 18 человек со стажем более 15 лет. Им была предложена методика «Самооценка методологической культуры педагога». Тест состоял из 11 вопросов. Ответы оценивали по 9-бальной шкале степень выраженности соответствующих знаний, умений и личностных качеств педагога.

Проанализировав ответы педагогов, было отмечено, что молодые специалисты до 3 лет (13%) стремятся к овладению инновационными знаниями, педагоги со стажем до 10 лет (32%) – развивают методологическую культуру, а воспитатели со стажем работы более 15 лет (55%) имеют высокий уровень, постоянно его совершенствуя.

В процессе экспериментальной работы мы определили уровни развития творческой индивидуальности педагога образовательных учреждений. Был проведен тест «Каков ваш творческий потенциал?» (О.Ф. Потемкина, Е.В. Потемкина) [14, с. 92-96]. Помимо этого всем участникам эксперимента было предложено оценить свою творческую индивидуальность (диаграмма 1).

 Диаграмма 1.

Уровни развития творческого потенциала педагога

 

В результате было установлено, что на начало эксперимента уровень развития творческой индивидуальности педагога составлял: высокий уровень – 16%, средний — 75%, низкий уровень — 9%. В этот период доминирует средний уровень развития творческого потенциала педагогов. На конец эксперимента — высокий уровень составлял 17%, средний уровень — 83%, низкий уровень отсутствует.

Итак, у педагогов, имеющих средний уровень, нормальный творческий потенциал. Они обладают теми качествами, которые позволяют им творить, но у них есть и проблемы, тормозящие процесс творчества. Во всяком случае, их потенциал позволит творчески проявить себя, если они этого пожелают. У педагогов с высоким уровнем заложен значительный творческий потенциал, который предоставляет богатый выбор возможностей, им доступны самые разнообразные формы творчества.

Были выделены следующие шкалы: границы любознательности; вера в себя; постоянство; амбициозность; слуховая память; зрительная память; стремление быть независимым; способность абстрагироваться; степень сосредоточенности. Эти способности составляют основные качества творческой индивидуальности. Общая сумма набранных очков показывает уровень творческости педагога. Результаты тестирования нашли свое отражение в диаграмме 2.

Диаграмма 2.

Уровень творческости педагога

В связи с эти нами была проведена диагностика самооценки воспитателя. В диаграмме 3 представлены результаты исследования самооценки педагога на начало и конец эксперимента.

 Диаграмма 3.

Диагностика самооценка педагога

 

Затем был проведен опрос по самообразованию. Так, среди начинающих педагогов (со стажем менее трех лет) заметно выше доля тех, кто повышает уровень своего педагогического мастерства. В группе педагогов до 3 лет выше доля тех, кто повышает уровень самообразования «раз в месяц или чаще» Таких педагогов более половины. Как показал опрос, более трети респондентов указывает, что занимаются самообразованием каждый день и «самообразование»для них — это форма повышения педагогического мастерства. Примерно четверть отмечает, что на самообразование они тратят два – три дня в течениемесяца. Большая часть интервьюируемых ответила, что на самообразования отводят один – два часа в неделю.

Подобная ситуация требовала соответствующей корректирующей работы, так как данный компонент является значимым в структуре профессионального мастерства педагога.

В связи с этим нами был разработан проект «Педагогическая синергетика в развитии профессионального мастерства педагога современного образовательного учреждения».

Цель проекта: организация методической работы по совершенствованию навыков самостоятельной деятельности педагогов по саморазвитию и самообразованию.

Основные направления: научная деятельность педагога, направленная на развитие мотивации к самостоятельному решению конкретных задач по развитию, воспитанию и воспитанию обучающихся; исследовательская деятельность педагога, устремленная на результат профессиональной деятельности (наблюдение, эксперимент, моделирование); раскрытие творческого потенциала педагога, организация научно-методической деятельности, рамках которой осуществится развитие методологической культуры; развитие профессионального мастерства педагога.

В результате осуществлено: создание условий для развития творческого потенциала педагога; постоянное изучение научной и методической литературы; включение в ежегодный план мероприятий отчета педагога по самообразованию (портфолио, выступления на совещаниях, конференциях, научных статей, раскрывающих сущностные особенности его деятельности и др.); участие педагогов в открытых мероприятиях городских творческих объединений (мастер-классы, круглые столы, панорама передового педагогического опыта и др.).

Итогом проекта является разработка индивидуальных маршрутов педагогов, осуществляющих совершенствование профессионального мастерства мастера на основе синергетического подхода. Итоговым мероприятием было проведение круглого стола «Я, педагог-новатор».

Подводя итоги, можно отметить следующие: в связи с проведенными мероприятиями у всех респондентов наблюдалось повышение уровня профессионального мастерства (диаграмма 4).

 Диаграмма 4.

Уровни профессионального мастерства педагога

 

Таким образом, можно отметить следующие: актуализация синергетического подхода в профессиональной деятельности педагога-мастера – сложный, динамичный, многоуровневый процесс. Подход связан с различными формами деятельности педагога: развитием творческого потенциала, методологической культуры, самооценки и самообразования, что в свою очередь характеризует профессиональное мастерство как личностное качество педагога.

Реализуя синергетический принцип в процессе воспитания и обучения саморазвивающейся личности, педагогика реализует антропологический подход и гуманистические идеи, гармонично сбалансировав гуманитарное и естественнонаучное мировоззрение.

Синергетика имеет дело с саморазвивающимися объектами – человеком и обществом, раскрытие которых позволило выработать не только законы взаимоотношений ценностей, определив методы их содержания. Приоритетными составляющими являются: дидактические аспекты адаптации идей синергетики в содержании образования; использование их в моделировании и прогнозировании развития образовательных систем; применение в управлении учебно-воспитательным процессом. Синергетическая концепция, позволяет по-новому раскрыть научно-педагогическое знание. Она ориентирует на многомерность, многокомпонентность и полифоничность (альтернативность и вариативность) познаваемых процессов.

Итак, профессиональное мастерство является личностным качеством педагога, использование синергетического подхода актуализирует профессиональную деятельность педагога, способствуя обогащению образовательного процесса диалоговыми приемами и методами педагогического взаимодействия, делая его более интенсивным процесс обучения обучающихся и повышает качество самого образования.

Синергетический подход позволяет рассматривать каждый субъект педагогического процесса (обучающийся, педагог) как саморазвивающиеся подсистемы, осуществляющие переход от развития к саморазвитию.

Процесс последовательного изменения отношений педагога и учащегося с образовательной средой, своеобразный «путь» субъектов образовательного процесса в образовательном пространстве. В работе такой «путь» трактуется как проектная деятельность, цель которой определяется направленностью движения субъектов в образовательном пространстве. Проекты направлены на развитие личностного потенциала, как педагога, так и учащегося являются способами организации образовательного процесса, построенного на принципах синергетики.

Все сказанное позволяет сделать вывод, что применение синергетического подхода в образовании и педагогической деятельности открывает новые перспективы и возможности.

Список литературы:

  1. Азаров Ю.П. Мастерство воспитателя. М.: Просвещение, 1971. 126 с.
  2. Андриади И.П. Основы педагогического мастерства: учеб. пособие. М.: Издательский центр «Академия», 1999. 160 с.
  3. Байкова Л.А. Педагогическое мастерство и педагогические технологии / Л.А. Байкова, Л.К. Гребенкина. М.: Педагогическое общество России, 2000. 256 с.
  4. Бакланова Н.К. Теоретико-методологические аспекты профессионального мастерства специалиста педагогического профиля / Ученые записки Московского гуманитарного педагогического института. Т. 4. М.: МГПИ, 2006. 484 с. С. 132-143.
  5. Буданов В.Г. Трансдисциплинарное образование, технологии и принципы синергетики // Синергетическая парадигма: Многообразие поисков и подходов / Сб. ст. отв. ред. В.И. Аршинов и др. М.: Прогресс-Традиция, 2000. C. 285-304.
  6. Климонтович Ю.Л. Введение в физику открытых систем // Соросовский образовательный журнал. 1991. № 8. С. 111.
  7. Ковалевич М.С. Социально-психологические и педагогические проблемы профессионализации личности: синергетический подход. [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://sites.google.com/site/konfep/Home/2-sekcia/kovalevic
  8. Коджаспирова Г.М. Педагогика: учебник. М.: Гардарики, 2004. 528 с.
  9. Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций: учеб. пособие. М.: Юрайт, 2001. 523 с.
  10. Никитина Э.К. Управление качеством воспитания в системе подготовки современного специалиста / Ученые записки Московского гуманитарного педагогического института. Т. 4. М.: МГПИ, 2006. 484 с. С. 200-211.
  11. Новейший философский словарь / Сост. А.А. Грицанов. Мн.: Изд. В.М. Скакун, 1998. 896 с.
  12. Педагогика: учеб. пособие / Под. ред. Ю.К. Бабанского. М.: Просвещение, 1983. 608 с.
  13. Педагогика: учеб. пособие / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е. Н. Шиянов. М.: Школа-Пресс, 1998. 512 с.
  14. Потемкина О.Ф., Потемкина Е.В. Тесты для подростков. М.: ACT-ПРЕСС КНИГА, 2006. 320 с. С. 92-96.
  15. Савенков А.И. Педагогическая психология: учебник. В 2 т. Т. 2. М.: Издательский центр «Академия», 2009. 240 с.
  16. Словарь иностранных слов. 15-е изд., испр. М.: Рус. яз., 1988. 608 с.
  17. Современная западная философия: Словарь / Сост. В.С. Малахов, В.П. Филатов. М.: Политиздат, 1991. 414 с.
  18. Федорова М.А. Педагогическая синергетика как основа моделирования и реализации деятельности преподавателя высшей школы: Дис. … канд. пед. наук: 13.00.08. Ставрополь, 2004. 170 с.
  19. Хакен Г. Синергетика: пер. с англ. М., 1980. 406 с.
  20. Якушева С.Д. Основы педагогического мастерства: учебник. 6-е изд., стер.. М.: Издательский центр «Академия», 2013. 256 с.