Процесс профессиональной подготовки различных категорий специалистов определяется характером их деятельности. Существует, например, разница между количеством и характером возникающих ситуаций, при которых необходимо принимать адекватные решения у операторов станков-автоматов и у врачей терапевтов. Чем в меньшей степени деятельность специалиста попадает под направляющие требования различного рода стандартов, правил и других нормативных документов, тем выше его свобода выбора при принятии решений. Абсолютной свободы не бывает. У свободы принимаемых решений должен быть свой внутренний ограничитель. Этим ограничителем являются профессиональные знания и опыт их практического применения. Инновационный инженер относится к категории специалистов, выполняемая работа которых относится к высшим формам человеческой деятельности (творческие работники, учёные, инженеры-изобретатели, педагоги, врачи, адвокаты). Процесс подготовки этих специалистов отличается тем, что достижение ими продуктивного (или высокого) квалификационного уровня происходит через 10 — 12 лет с момента начала учёбы в университете. Это связано с тем, что в педагогике профессионального обучения за обозримый исторический период каких-либо существенных методологических прорывов, направленных на сокращение сроков профессионального становления, не произошло. Стихийно-повседневный процесс приобретения индивидуального профессионального опыта является доминирующим для этой категории специалистов.