К началу ХХI века достаточно четко обозначилась потребность человека и общества в принципиально иных информационно-эмоциональных, мыслительных (ментальных) и поведенческих стратегиях, информационном и этическом поведении человека как на уровне своего внутреннего мира, отношений с самим собой, так и на уровне социальных отношений. Особенно актуальна такая постановка вопроса для системы высшего образования, т. к. оно фактически подготавливает человека к самостоятельным социальным (профессиональным) отношениям, основывающимся на определенных стратегиях.
Одной из существенных особенностей современного периода жизни общества является резкое увеличение скорости информационных процессов, сопровождающее изменение социально-политических, социально-экономических, культурологических и психологических условий жизни людей. Другими словами, речь идет об изменении параметров среды обитания человека, в частности, информационной (информационно-ментально-эмоциональной, психоэмоциональной, аксеологической) среды — ИС.
С одной стороны, это относится к обществу как социально-информационной макросреде, с другой — к личности, к внутреннему миру человека как личностно-информационно-ментально-эмоциональной (психоэмоциональная) среде — ЛИС, что приводит к понятию «среда в среде» как «нелинейная среда в нелинейной среде», или «целое в целом» как «нелинейное целое в нелинейном целом», каждая из которых выступает как становящаяся целостность, (становление трактуется в рамках взглядов И. Пригожина).
Это одно из базовых положений (1) данной концепции образования, концептуально-стратегической модели системы высшего образования.
Дальнейшая реализация подобного пути социального, в т. ч. образовательного, развития — это, фактически, гонка за созданием ещё более нового за ещё более короткий срок, при этом, не успевая использовать то, что уже создано и даже не ставя такую задачу. Подобный характер процесса — социального, образовательного, информационного, личностного можно назвать изнуряющим, поскольку психологическим рефреном эмоционального состояния человека в этом случае становится страх «не успеть», страх «не соответствовать». К этим страхам с недавнего времени добавился еще один страх — это неизвестность, неопределенность того, когда и где произойдет очередной террористический акт.
В таких условиях страдает психика человека, поскольку состояние его психоэмоциональной сферы часто переходит в крайне неравновесное состояние и длительное время в нем находится. В соответствии с синергетической концепцией психика человека рассматривается как гиперсистема синергетического порядка, имеющая фазовую структуру [1]. По определению, как психика человека, так и социальная, информационная, биологическая, природная, экологическая среды принадлежат к подклассу открытых нелинейных самоорганизующихся сред. В поведении данных сред крайне неравновесному состоянию уделяется особое внимание, поскольку в этом состоянии среда ведет себя принципиально иначе.
В современных условиях изменения среды страдает и этика, поскольку, когда «во главу угла» ставится задача «успеть», то в этом случае, обычно, уже не до этических соображений. Поэтому вторым положением данной концепции образования (2) становится проблема нооэкологии, т. е. экологии психики человека (термин И. Ершовой-Бабенко), экопсихологии и нооэтики (термин В. Запорожана).
К началу ХХI века достаточно четко обозначилась потребность человека и общества в принципиально иных информационно-эмоциональных, мыслительных (ментальных) и поведенческих стратегиях, информационном и этическом поведении человека как на уровне своего внутреннего мира, отношений с самим собой, так и на уровне социальных отношений.
Особенно актуальна такая постановка вопроса для системы высшего образования, т. к. оно фактически подготавливает человека к самостоятельным социальным (профессиональным) отношениям, основывающимся на определенных стратегиях.
Без комментариев
1994. «Нередко приходится слышать, что история в наши дни все ускоряет и
ускоряет свой бег. И в этом случае сказанное относится не к изменению природы
отдельных людей, а к изменению отношений между ними, возникшему в
результате небывалого развития средств связи, которое привело к созданию
глобальной коммуникационной сети.» [3. С. 256].
Учитывая все это, изменение только организации системы образования становится необходимым, но недостаточным шагом.
В качестве одного из примеров, иллюстрирующих изменение скорости информационных процессов, можно привести скорость смены представления о материи. Так, от первого представления о материи, зафиксированного культурой в 6-м в. до н. э., до возникновения второго представления интервал составляет приблизительно 2 300 лет, от второго до третьего — около 230 лет, т. е. 10:1, и т. д. в том же соотношении. К концу ХХ в. было предложено уже 6-е представление о материи. Таким образом ускорение в среднем составляет 10.000 : 1 за период в 2.600 лет. Однако, если за 2.300 лет произошла одна смена представлений, то за последние 300 лет произошло пять смен представлений.
Этот пример демонстрирует явление, которое можно обозначить как процесс ускорения информационных процессов не просто в отдельной стране или регионе, а на уровне современной цивилизации в целом. Данный аспект позволяет увидеть, что связь вопроса изменения сценария развития цивилизации, общества, образования, политики, экономики только с решениями, которые принимаются сейчас, только с выбором норм и целей также становится необходимым, но недостаточным.
Без комментариев
2002 «В настоящее время цивилизация проходит очень крутой поворот. Меняются не только политические, экономические, социальные траектории отдельных стран, этносов, регионов, но и их исторические пути. Решения, которые принимаются сейчас, могут изменить сценарий развития, жизнь людей на много поколений вперед. Поэтому ключевой становится проблема выбора норм, целей, приоритетов, экономических, социальных, политических и иных технологий» [2. С. 18].
В большей степени, на наш взгляд, вопрос связан со степенью адекватности нашего представления об особенностях поведения, характере и этапах изменения социально-информационной среды, в которой мы уже находимся, как нелинейной, как становящегося целого, о возможности учета ее истории, о потенциальных возможностях путей развития такой среды и реализации на этой среде определённых сценариев. Тоже относится и к внутреннему миру человека, особенности которого в значительной мере формируются в системе образования. Процесс формирования таких особенностей можно выразить моделью и механизмом нелинейной положительной обратной связи.
Для нас в этом случае имеет особое значение следующее экспериментально доказанное и теоретически обоснованное свойство этого механизма: «коллективные эффекты при наличии мощных механизмов положительной обратной связи приводят к тому, что явления, характерные для одного уровня организации материи, (И.В.: добавим — энергии, информации, смысла) могут проявляться на другом» [2. С. 21 ].
Внутренний мир человека изменяется под влиянием его собственных состояний и социальных условий, информационно-эмоциональной нагрузки, в результате чего возникает измененное вну- и внешнего поведение человека. В том числе оно может быть как отрицательным девиантным (правонарушение и под.), так и положительным девиантным (творчество).
Говоря о поведении человека важно учитывать, что оно может осуществляться человеком как во вне-, т. е. в социальной среде, так и внутри, т. е. на уровне внутреннего мира человека в виде оценки себя с определенным уровнем адекватности, а также в виде поступков по отношению к самому себе. Измененное поведение личности в свою очередь сталкивается с изменяющимися под его влиянием внутриличностными и социальными условиями, внешними и внутриличностными информационно-эмоциональными нагрузками. Последние, в свою очередь, вновь влияют на состояние внутреннего мира человека и т. д.
Подобная модель позволяет ассоциировать происходящее с моделью автокатализа, реакцией Белоусова-Жаботинского. Такая ассоциация имеет право на существования вследствие того, что, как уже было сказано, с точки зрения науки конца ХХI века социальная, информационная и психическая среды определяются как среды одного подкласса — открытые нелинейные самоорганизующиеся
Без комментариев
2002 Смысл хаоса
«Исследование электрической активности при распознавании запахов млекопитающимися
показали, что принципиальную роль в этом процессе играют регулярные и хаотические
колебания. … Каждому запаху соответствует определенный паттерн активности
рецепторов, который часто бывает искаженным, так как в результате турбулентных
завихрений вдыхаемого воздуха не все рецепторы взаимодействуют с пахучим веществом.
… когда активность рецепторов отсутствует, активность обонятельной луковицы носит
низкоамплитудный, нерегулярный характер и, по всей видимости, хаотический характер.»
При вдыхании знакомого запаха, «активность становится периодической. …колебания
…синфазны, но отличаются амплитудой. …каждому знакомому запаху отвечает
… своеобразная стоячая волна, … . … если вдыхаемый запах незнаком, то активность
обонятельной луковицы остается хаотичной. … без хаотического поведения нейронная
система не может добавить новый запах к своему репертуару уже выученных запахов».
…Нейробиологические данные говорят о том, что состояние нейрона в последующий
момент зависит не только от внешних воздействий, но и от состояния самого нейрона в
предыдущий момент времени».[2. С. 170 - 172].
Если же учитывать только первичность цели или просто саму цель, то на определённом этапе развития информационной среды эта позиция может стать ограничением в реализации человеком (обществом) потенциальных возможностей этой среды, возможностей, о которых мы можем и не знать из-за того, что не всегда у нас самих есть возможность произвести макроуровневый анализ динамики её изменения. В результате для сложных сред [9;1 и др.], открытых нелинейных самоорганизующихся, при ориентации на цель может возникать парадокс: цели понятны, средства и условия их реализации есть, а желаемый результат не возникает, т. к. и цель, и ориентированное на нее поведение являются в действительности неадекватными характеру поведения среды как целого.
На современном этапе развития общества вопрос изменения сценария развития цивилизации для системы образования всё больше и больше оказывается связанным с выбором качественной характеристики, с тем, что выбирать, какую именно стратегию развития образовательной политики.
В концептуальные основания предлагаемой нами модели и стратегии включена позиция (3), что системно согласованное поведение обеспечивает единство: единство внутреннего мира человека; единство человека и общества, которое он создает; единство человека, общества и природы, в которой они живут.
Следовательно, вопрос изменения стратегии, сценария развития системы образования (общества, цивилизации) можно считать связанным с явлением согласованности или рассогласованности поведения сред (внутриличностных и социальных), в частности, таких параметров среды, как скорость процессов, характеризующих субъекты, которые задействованы на определенной стадии изменения среды (1), ёмкость ментальной единицы (2) — информационная, смысловая, топографические данные (3), отношение к происходящему (4), т. к. системно согласованное поведение обеспечивает целостность, единство среды, а также возраст структуры (5) Еще раз подчеркнем, что подобной средой является и внутриличностный мир человека.
Слова Гёте, написанные им более 100 лет назад, приобретают сегодня удивительную актуальность: «Когда целое вполне обнаруживает себя, оно указывает на всё остальное, и в этом понимании лежит величайшее дерзновение, и величайшее смирение» [4]. Более того, эти слова удивительно созвучны основным принципам синергетического мировидения. «Основополагающими элементами синергетического видения мира являются также новые принципы формирования целого… . В нелинейном мире нарушается обычный принцип суперпозиции. … Целое уже …качественно иное по сравнению с вошедшими в него частями. И, кроме того, возникающее целое видоизменяет части. …посредством механизмов системного согласования». [5. С. 90].
Не случайно С. П. Курдюмов еще 10 лет назад подчеркивал, что эти принципы новой холистики особенно важны в свете возможных когнитивных приложений синергетики, которые реализованы совсем недавно в работе Г, Хакена [6].
Для системы высшего образования такая постановка вопроса выдвигает на первое место наличие в поведении человека определенной степени сформированности и возможности развития специальных способностей и стратегий, адекватных характеру и стадии среды. Это требует введения в понятийное поле системы образования такого понятия как степень адекватности психоэмоциональных, ментальных стратегий, характера и стадии среды. Например, способностей и стратегий изменения информационной емкости ментальной единицы, а, следовательно, скорости своих ментальных, внутриличностных и внешних поведенческих процессов, изменения в нужный момент, в ту или иную сторону (усиление, ослабление, регуляция, поддерживание определенного темпа или режима), т. е. ускорения или замедления, поддержания, изменения режима, согласуясь с обстоятельствами и другими параметрами среды. Другими словами, подразумевается гибкость мышления, соответствующая его нелинейным характеристикам [7], темпоральности по И. Пригожину, самоорганизации, системной согласованности.
Подобные стратегии и основанные на них способности обеспечивают возникновение новых качеств личности: целостности и согласованности, адекватности ее поведения происходящему, что и определяется как нелинейная становящаяся внутриличностная (ментальная, эмоциональная и аксеологическая) среда человека.
Соответственно, возникает и задача уметь определять эти стратегии и скорости вне- и внутри себя, регулировать темпоральность с помощью стратегий, обладать навыками создания и сохранения своей целостности, определения степени целостности, уметь идентифицировать себя целостного с целостностью другого человека, с целостностью социума, соотносить степень их целостности с собой. И всё это требует от человека сочетания названного с умением быстро «ориентироваться во времени и пространстве», видеть существующую или возникающую смысловую социальную или индивидуальную, информационную и ценностную композицию, создавать свою и гармонично, неразрушающе согласовывать их при необходимости.
Без комментариев
В «случае открытой системы сравнению подлежат два состояния системы, не отвечающие одной и той же энергии. Ясно, что если перекрыть входы и выходы для энергии системы, например лазера, и поддерживать систему при постоянной энергии, то система перестроится, увеличит свою энергию и перейдет из упорядоченного состояния в некоторое другое состояние. В общем случае мы не можем дать никаких заключений относительно беспорядка или порядка в открытых системах, если рассматриваем только энтропию. С более формальной точки зрения различие в интерпретации энтропии и информационной энтропии обусловлено различием в ограничениях, используемых для замкнутых и для открытых систем» [8. С. 128 - 129].
С одной стороны, это скорости уже происходящих вокруг нас и внутри нас процессов разного уровня — информационных, поведенческих, эмоциональных, смыслонесущих, ценностных, биологических, органических и неорганических, временных и пространственных или то и другое вместе и т. д. С другой стороны, это скорости наших мыслительных (ментальных) и внутриличностных процессов, что и определяет достаточно часто принимаемые решения и степень их срабатывания, гармонии внутри нас и вне нас.
При этом, если мыслительные процессы совершаются на определенной скорости, (имеется в виду достижение большой скорости за счёт изменения информационной ёмкости оперируемой мыслительной единицы и достижение гибкости за счёт специфического умения «сложить и разложить», синтезировать и перестроить создаваемую смысловую структуру из единиц разного уровня информационной ёмкости, а также умения создать смысловое поле, поток или перейти с одного уровня на другой), то, оказывается, снижается тормозящая роль сознания, стереотипов сознательного поведения, т. к. включаются иные формы и уровни «контроля» за принимаемыми решениями, выбираемыми стратегиями и характером их исполнения. По нашему мнению они принадлежат уровню механизмов новой холистики [5], подсознанию и интуиции.
Это связано с тем, что в условиях высокоскоростных информационно- и смыслоёмких мыслительных процессов, достигается такое качество процесса и событий, которое само исключает негативный характер возможного решения. Процессы сознательного контроля, выражающие признанную функцию сознания, обладают значительно меньшей скоростью, чем интуитивные, и поэтому на определённом уровне информационной ёмкости и скорости мыслительных процессов происходит отрыв этих процессов от сознательного контроля из-за разности скоростных и ёмкостных характеристик. В этом случае функцию контроля берёт на себя некоторое иное качество высокоскоростного и высокоёмкостного гибкого мыслительного процесса — интеллектуальная интуиция. Важно учитывать, что функция этого процесса нуждается в наличии значительного объёма знаний и позиций нооэтики.
Таким образом, в новых информационных условиях, характеризующих ХХI в., возрастает потребность личности в формировании и развитии специфических ментальных (информационно-ментально-эмоциональнальных) способностях, умениях и стратегиях, которые связаны с возможностью скачкообразного изменения (увеличения или уменьшения) скорости мыслительных (информационно-ментально-эмоциональных) процессов путем перехода к определённой организации смыслового уровня этих процессов, владения, создания и распознавания личностью не только и не просто внешнего по отношению к ней знания, но и своего собственного внутриличностного знания, в том числе и себя самоё. Имеется в виду такая организация, которая обеспечивает увеличение смысловой плотности (информационной ёмкости) той единицы информации, которой оперирует человек.
Обучение специфическим навыкам такого качества осуществлено нами в рамках разработанного проф. И. Ершовой-Бабенко метода «Создающая Сила» («Creative Power»), применение которого имеет как личностно-, ментальноразвивающий и психокоррекционный, так и лечебный эффекты, способствует значительному ускорению мыслительных процессов на основе качественно новых стратегий, в т. ч. скачкообразному переходу на более высокий уровень смысловой плотности (информационной ёмкости), ускорения и оперирования высокоинформационно- и высокосмыслоёмкими единицами.
Работа по исследованию, формированию и развитию таких специфических ментальных (смысловых) навыков показала, что при «повреждении» системы психической реальности личности (послестрессовая потеря памяти, постдепрессивные состояния, истерия, социальное недоразвитие, нервная анорексия, аутизм, некоторые виды шизофрении, мокрая экзема, псориаз и проч.) и/или отдельных психических реакций в системе психической реальности личности, с помощью этих навыков удается вновь создавать и активизировать целостность, «включать» цепь (сеть) психических реакций. При этом скорость «новых» реакций на много порядков превышает характерные скорости для психических реакций, текущих в норме, а не только в случае болезни.
Литература:
1.Ершова-Бабенко И.В. Методология исследования психики как
синергетического объекта: Монография.- Одесса, ОДЭКОМ, 1992.- 124 с.
2.Малинецкий Г. Г., Потапов А.Б. Современные проблемы нелинейной динамики. — М.: Едиториал. УРСС, 2002. — 360 с. (Синергетика: от прошлого к будущему.)
3.Пригожин И., Стенгерс И. Время, хаос, квант: Пер. с англ. — М.: Прогресс, 1999. — 266 с.
4.Свасьян К. А. Философское мировоззрение Гёте. — Ереван, 1983. — 183 с.
5.Князева Е., Курдюмов С. Законы эволюции самоорганизации сложных систем. — М.: Наука, 1994.
6.Хакен Г. Принципы работы головного мозга. Синергетический подход к активности мозга, поведения и когнитивной деятельности. — М.: 2000. — 354 с.
7.Добронравова И. С. Синергетика: становление нелинейного мышления. — К.: Либідь, 1990. — 324 с.
8. Хакен Г. Информация и самоорганизация: Макроскопический подход к сложным системам: Пер. с англ. Ю. А. Данилова; Предисл.
Ю. Л. Климонтовича. — М.: Мир, 1991. — 240 с.
9.Майнцер К. Сложность и самоорганизация // Вопр. философии, 1997. — № 3. — С. 48 — 62.