В 2001 году были подведены итоги ряда предшествующих исследований по системному анализу и компьютерному моделированию системы образования в России, проводившихся в Институте прикладной математики им. М.В.Келдыша РАН. С этих позиций были проанализированы важнейшие направления предлагавшихся реформ. За последние годы существенно изменилась конфигурация российского образовательного пространства, экономические отношения и приоритеты социальной политики. Это требует постановки и анализа ряда новых проблем. Поэтому центральным результатом исследований, проведенных в 2001-м году, на наш взгляд, является разработанная участниками проекта Комплексная программа исследований по выбору альтернативных образовательных стратегий и прогнозу развития системы образования на ближайшее десятилетие. Этой программе и посвящен настоящий препринт. Основная позиция исполнителей проекта в отношении предлагавшихся в последнее десятилетие реформ, по счастью, совпадает с мнением Министра образования России, высказанным им после обсуждения на Госсовете основных направлений образовательной политики: «Важно, что в результате всего этого мы пришли к вопросу о развитии российского образования, а не о его реформе. Наша система образования обладает таким огромным потенциалом, что она не требует коренной реформы. Ей нужны адаптация и модернизация».