Russian
| English
"Куда идет мир? Каково будущее науки? Как "объять необъятное", получая образование - высшее, среднее, начальное? Как преодолеть "пропасть двух культур" - естественнонаучной и гуманитарной? Как создать и вырастить научную школу? Какова структура нашего познания? Как управлять риском? Можно ли с единой точки зрения взглянуть на проблемы математики и экономики, физики и психологии, компьютерных наук и географии, техники и философии?"

«НООСФЕРА ОБРАЗОВАНИЯ. ОБЛАСТЬ УДАЛЕННОГО ДОСТУПА К ЗНАНИЯМ» 
Н.В. Карлов Н.Н. Кудрявцев

Оценка нынешнего демографического состояния России говорит, что общее число подростков, по возрасту могущих обучаться в четырех старших классах средней школы, не превышает 15 миллионов человек. Это означает, что по порядку величины ЗФТШ охватывает своей активностью десятую долю процента (0,1%) соответствующей возрастной когорты, что на самом деле немало. Интересно, что для участия в заключительном этапе Всероссийской олимпиады по физике и математике состязательно отбирается, грубо говоря, один школьник из десяти тысяч (6), что хорошо корреспондирует данным Института морфологии человека РАМН, в соответствии с которыми «реальным творчеством, а не комбинаторикой занимается примерно один на десять тысяч человек»(7). В этом аспекте важен тот факт, что из общего числа участников заключительных этапов Всероссийских олимпиад по физике половину и по математике треть составляют ученики ЗФТШ. В сопоставлении с относительным весом учеников ЗФТШ в общем числе российских школьников сие означает, что этой школе дополнительного дистанционного образования удается плавно и спокойно, путем индивидуальной и кропотливой, внимательной и длительной подготовки предварительно отобранных одаренных молодых людей серьезно стимулировать плодоносность того возрастного слоя населения России, из которого рекрутируются когорты будущей интеллектуальной элиты страны.

Не входя в детали того, как устроена ЗФТШ, целесообразно указать, что обучение в школе бесплатно, что для зачисления в школу необходимо выполнить вступительное задание, а после зачисления ежегодно выполнять 6-7 объемистых заданий. Предмет этих заданий находится в строгом соответствии с программами старших классов средней школы. Задания содержат теоретические проработки отдельных вопросов программы, о которых по опыту известно, что они трудны для восприятия, и задачи, более сложные и интересные чем среднешкольные.

В течение учебного года преподаватели, аспиранты и студенты МФТИ рецензируют и оценивают свыше 100 000 выполненных заданий. Многолетняя переписка, замечания и советы, регулярный контроль и мотивированная оценка серьезно стимулируют стремление ребят развивать заложенные в них способности, причем развивать в должном направлении. ЗФТШ ведет заочное, по переписке, т.е. дистанционное, обучение каждого своего ученика индивидуально по системе все усложняющихся заданий.

За 33 года работы через ЗФТШ успешно прошло около 60-и тысяч молодых людей, 10 тысяч из них стали студентами МФТИ. Несомненно должен быть подчеркнут этот факт, свидетельствующий о том, что заочная физико-техническая школа как учреждение дополнительного образования работает не только на МФТИ, но и на другие вузы естественно-научного и инженерного профиля. По существу, за эти 33 года создана, практически отработана и доведена до известной степени совершенства Всероссийская общефедеральная система отбора и обучения талантливой молодежи путем довузовского дополнительного дистанционного образования, система, доступная всегда, всюду и всем, кто того хочет.

7. Заключение

Знания должны приобретаться во благовремении и в должной упорядоченности, в соответствии с их внутренней логикой и историей их постижения и становления.

Способность усваивать знания так, чтобы они могли составлять прочный фундамент повседневной, жизненной мудрости и цементировать основания мудрости более высокого порядка, возрастнозависима. Если до 8-и лет не научить человека бегло читать на родном языке, то как его потом ни учи, в течение всей последующей жизни он будет читать, шевеля губами, морща лоб и оставаясь функционально неграмотным. Если русский человек до завершения пубертатного периода не прочел «Евгения Онегина», «Героя нашего времени» и «Войну и мир», не понял необходимости помнить наизусть хоть по нескольку строк наших великих поэтов, он навсегда останется эмоционально глух. Человек, в отрочестве не изучавший алгебру и Евклидову геометрию, став взрослым, не сможет последовательно и логично мыслить ни по какому поводу. Доводы такого рода можно множить и множить, да нужды нет.

Очевиден вывод. Правильное образование должно быть получаемо в правильное время.

Но, как известно, корень учения горек, а виртуальная сладостность его плодов в детстве далеко не очевидна. В охотку учиться во имя будущего обычный ребенок не способен. Поэтому необходимо принуждение, пусть мягкое, даже нежное, максимально уважительное и любовное, но принуждение. Дистанционное образование по своей природе не может быть дисциплинарно вынуждаемым, оно не совместимо с принуждением.

Следовательно, регулярное школьное образование, начальное и среднее, не может быть дистанционным.

Неадекватность методов дистанционного обучения задачам школьного образования становится еще более очевидной, если принять во внимание особенности возрастной психологи, требующей удовлетворения потребности подростка следовать примеру, носитель которого жив, реален, непосредственно и повседневно ощущаем. «Во плоти» объектом подражания с небольшой примесью обожания часто становится школьный учитель, наставник, руководитель. На самом деле хороший учитель всегда обожаем. Этого не может быть при любой форме дистанционного образования по смыслу слова «дистанционное».

Напротив, дистанционное высшее образование, которому подвергаются достаточно взрослые, зрелые люди, сознательно того желающие, вполне возможно при условии тщательной сертификации. Оно может носить весьма массовый характер и обеспечивать получение регулярного и уважаемого диплома, но только по гуманитарным специальностям и специальностям из области наук об обществе. Все остальное слишком опасно, а потому недопустимо.

Однако одним регулярным обучением по схеме «начальная – средняя – высшая» школа мир образования не исчерпывается. Людям, в свое время получившим высокую квалификацию, зачастую приходится доучиваться и даже переучиваться. Потребность в дополнительном образовании для уже образованных людей ощущается все сильнее. Она в значительной мере может и

должна удовлетворяться средствами заочного, т.е. дистанционного обучения.

Новые информационные технические возможности и, в частности, Интернет драматически изменили технологию заочного обучения, сделав его во многих случаях действительно образованием. Тем самым стало вполне мыслимым, технически возможным и в принципе организационно доступным дополнительное (второе) высшее образование по дистанционной методике открытого университета.

Большинство людей заинтересовано в регулярном, надежном и добротном образовании, соответствующем тому или иному государственному стандарту. Те же, кого стандарт не удовлетворяет, могут дополнительно шлифовать свою образованность с помощью разного рода схем дистанционного образования. Так, одаренные дети, как правило, не вписываются в стандарты средней школы, их запросы, их возможности выходят за пределы стандартов. Таким детям дистанционное образование, идущее параллельно регулярному школьному, создает замечательную возможность самореализации, тренирует, обучает и воспитывает их.

Здесь есть место любым видам заочного обучения, как самым технически изощренным, а потому дорогостоящим и далеко не всем и не всюду доступным, так и простым по форме, предельно дешевым в реализации, но содержательно богатым методам дополнительного образования по переписке, осуществляемой по обычной почте и на бумажных носителях. Успешный опыт ЗФТШ при МФТИ наглядно о том свидетельствует.

Методы обучения при удаленном доступе к источнику знания, т.е. заочные, дистанционные методы обучения могут хорошо работать только тогда, когда необходимость образования твердо осознана учащимся и его работодателем. Но для тех, кто ощущает в себе внутреннюю склонность к учению, для тех, кого неудержимо влекут к себе знания, для тех, кто одарен способностью к наукам, дистанционное образование представляет великолепную возможность проявить свою одаренность, развить свой талант, достойно оснастив его самыми совершенными орудиями познания.

Авторы признательны Ю.А. Самарскому и Т.А. Чугуновой, предоставившим ценные сведения о работе ЗФТШ.

Литература

1. А.А. Ракитов, А.Д. Иванников, А.О. Кривошеев. Выступление на семинаре центра «ИСТИНА» по дистанционному образованию.

Вестник РАН 1998 том 68 №6 с.с. 520-524

2. В. И Вернадский. Биосфера и ноосфера, в книге “Научная мысль как планетарное явление”, М. 1977, с.с. 139-150

Мысли о ноосфере, там же, с.с. 178-191.

3. Ветхий Завет, Книга Премудрости Царя Соломона, VI, 17.

4. Сборник трудов VII конференции ассоциации научных и учебных организаций – полльзователей сетей передачи данных RELARN,

«RELARN – 2000«, Самара, 29 июня – 4 июля 2000 г., «Самарский Университет»

5. А.Е. Войскунский — ред., Гуманитарные исследования в Интернете, М., «Можайск- терра», 432с.

6. Н.В. Карлов, Н.Н. Кудрявцев, Много званых, мало избранных,

Вестник РАН, 2001, том 71, вып. 1, с.с.

7. “Известия”, 8 декабря 2000 года, 30 граммов на всю цивилизацию,