Russian
| English
"Куда идет мир? Каково будущее науки? Как "объять необъятное", получая образование - высшее, среднее, начальное? Как преодолеть "пропасть двух культур" - естественнонаучной и гуманитарной? Как создать и вырастить научную школу? Какова структура нашего познания? Как управлять риском? Можно ли с единой точки зрения взглянуть на проблемы математики и экономики, физики и психологии, компьютерных наук и географии, техники и философии?"

«НЕЛИНЕЙНАЯ ДИНАМИКА (СИНЕРГЕТИКА) В ХИМИЧЕСКИХ, БИОЛОГИЧЕСКИХ И БИОТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ СИСТЕМАХ» 
Б.М.Кершенгольц, Т.В.Чернобровкина, А.А.Шеин, Е.С.Хлебный, Аньшакова В.В.

Современное состояние развития синергетического знания позволяет вести обоснованный поиск универсальных законов эволюции и самоорганизации сложных открытых неравновесных, нелинейных систем любой природы. В педагогической системе теория самоорганизации полезна преподавателю для того, чтобы, меняя стереотипы мышления, конструктивно осуществлять переход от механистического мировоззрения ХХ века к концепции самоорганизующегося мира; для помощи студенту в процессе формирования его как саморазвивающейся личности с новым миропониманием и толерантным сознанием. Синергетика как наука впервые в истории естествознания (со времен Ньютона) сводит воедино естественные и гуманитарные науки, динамику и термодинамику, теорию относительности и квантовую механику. Дает совершенно новое понимание «энтропии» и «времени» в их совмещении. Применительно к химическому и биологическому уровню организации материи Синергетика является физико-химической основой теории возникновения, эволюции, развития и диссипации всех без исключения биологических систем и большинства наиболее сложно организованных химических (особенно автокаталитических) систем, обеспечивающих процессуальность явлений и жизнедеятельности.

Читать текст (PDF) >>