Russian
| English
"Куда идет мир? Каково будущее науки? Как "объять необъятное", получая образование - высшее, среднее, начальное? Как преодолеть "пропасть двух культур" - естественнонаучной и гуманитарной? Как создать и вырастить научную школу? Какова структура нашего познания? Как управлять риском? Можно ли с единой точки зрения взглянуть на проблемы математики и экономики, физики и психологии, компьютерных наук и географии, техники и философии?"

«НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ КАК НОВАЯ МОДЕЛЬ СТРУКТУРНОЙ ЕДИНИЦЫ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ» 
Д.И. Трубецков, Ю.П. Шараевский, Ю.И. Левин

Трубецков Дмитрий Иванович – профессор, доктор физ.-мат. наук, член — корреспондент РАН, зав. кафедрой электроники, колебаний и волн Саратовского государственного университете, Шараевский Юрий Павлович — профессор, доктор физ.-мат. наук, зав. кафедрой нелинейной физики, Левин Юрий Иванович – профессор

В течение последних лет вСаратовском государственном университете на базе научной школы по нелинейной динамике складываются новые модели образования, основанные на создании единого учебно-научного пространства на всех ступенях образовательной деятельности, начиная со школьной. Опора на нелинейную динамику(синергетику), как науку о сложных, самоорганизующихся системах, позволяет скоординировать методы и цели образования с темпами развития науки и самой жизни [4-6]. Обсуждению этих вопросов и посвящена настоящая статья

«Гораздо быстрее мы можем изменить другую традицию
— обучение завтрашних ученыхметодами вчерашнего дня»
Федерико Майор

Проведение национальной политики в области образования в России вызывает необходимость разработки и внедрения новых методов и форм обучения, а также структурных преобразований. К сожалению, новые знания и научные направления довольно инерционно включаются в образовательный процесс, в том числе и в высшей школе. Безусловно, система высшего образования может успешно развиваться только при наличии необходимого финансового и материально-технического обеспечения, но не менее важной на данном этапе становится задача — определить пути развития фундаментальной подготовки высокообразованных профессионалов, реальные пути взаимодействия и взаимопроникновения образовательной деятельности и науки. Именно эта мысль и подчеркивается в эпиграфе к настоящей статье [1]. Образование, в высшей школе, сохраняя фундаментальный характер, должно быть открытым для внедрения новых форм и технологий, которые внесли бы не только устойчивость в развитие образования, но главное — обеспечили бы синхронизацию с темпами развития науки и общества.

Рассуждая о сохранении фундаментальности образования, надо понимать важную роль в этой проблеме классических университетов. Функции классического университета, согласно высказыванию В. Гумбольта, — производство, накопление, сохранение и распространение знаний. По выражению В.А. Садовничего [2] университеты являются самыми “живучими” институтами общества, во всем мире они исповедают одинаковые принципы — удовлетворять потребность общества в науке, образовании, знаниях. Основная задача университетского образования должна состоять не просто в передаче студентам профессиональных знаний, а в формировании у них единой естественно-научной картины мира, имея ввиду не только студентов естественно­научных специальностей, но и студентов-гуманитариев [3]. Развитие университетского образования — фундаментальная ценность, которую иногда приходится отстаивать, особенно в насто­ящее время общих изменений в системе образования.

Именно поэтому в течение последних лет в Саратовском государственном университете на базе научной школы по нелинейной динамике складываются новые модели образования, основанные на создании единого учебно-научного пространства на всех ступенях образовательной деятельности, начиная со школьной. Опора на нелинейную динамику(синергетику), как науку о сложных, самоорганизующихся системах, позволяет скоординировать методы и цели образования с темпами развития науки и самой жизни [4-6]. Обсуждению этих вопросов и посвящена настоящая статья.

Научно-образовательные институты и центры в рамках классических университетов как один из путей решения современных проблем высшей школы РФ .

Влияние науки на образовательную деятельность в вузах всегда было достаточно велико. Это, прежде всего, обновление содержания образования, что на конечном этапе должно приводить к адаптации образования к нуждам экономики и общества через рынок труда. Это и поддержка высокого уровня квалификации профессорско — преподавательского состава в высшей школе благодаря участию преподавателей в научных исследованиях. Именно необходимость сохранить высокий уро­вень научных исследований в вузах и возможность подготовки высококвалифициро­ванных специалистов требует тесного взаимодействия системы научных учреждений с образовательным процессом в высших учебных заведениях. Такое взаимодействие позволяет обеспечить концентрацию средств и материальных ресурсов для улучшения материально-технической базы образовательных и научных учреждений, эффектив­но использовать высокий научный потенциал научно-исследовательских институтов, включая институты системы РАН, и вузов для подготовки специалистов, способных эффективно адаптироваться в новых условиях, самостоятельно проводить опережающие исследования в различных сферах науки, производства и образования.

Одной из важнейших задач в этом плане всегда считалась интеграция систем выс­шего профессионального образования и Российской академии наук. Попытка решить эту задачу первоначально предпринималась в рамках Федеральной целевой программы “Интеграция науки и высшего образования России” (ФЦП “Интеграция”). Эта программа выполнялась в два этапа: с 1997 по 2001 годы и с 2002 по 2004 годы. Вот только некоторые данные, касающиеся результатов действия этой программы и которые приводились в докладе на Российско-американской конференции «Исследовательские университеты. Интеграция науки и образования» (2005 г.) [7]:

  • Участниками ФЦП “Интеграция” за весь период ее действия являлись 282 высших учебных заведения и 492 научно-исследовательских института.
  • В период действия Программы в вузах работало более 400 действительных и членов­ корреспондентов РАН на штатной основе и более 800 — по-совместительству.
  • В 110 институтах РАН организовано более 200 базовых кафедр из 40 вузов страны.
  • В вузах преподают около 8000 сотрудников РАН — докторов и кандидатов наук.
  • Основным эффектом Программы явилось создание 154 Учебно-научных центров (УНЦ), расположенных практически во всех крупных городах Российской Феде­рации.

Такой центр был создан и в Саратове на базе Саратовского государственного универ­ситета (СГУ) совместно с Саратовским филиалом Института Радиотехники и Электроники РАН (СФ ИРЭ РАН) и государственным учебно-научным центром “Колледж” (Го­сУНЦ “Колледж”). УНЦ объединил традиционные научные направления Саратовской школы по электронике и нелинейной динамике и получил название “Волновая элек­троника, микроэлектроника и нелинейная динамика”[8].

Все эти годы (1997-2004 гг.) Саратовский УНЦ “Волновая электроника, микроэлектроника и нелинейная динамика” успешно функционировал в направлении прове­дения совместных фундаментальных исследований в СГУ, СФ ИРЭ РАН и в ГосУНЦ “Колледж”, в развитии международного сотрудничества, включая организацию визитов аспирантов и молодых ученых за рубеж, в совместной организации и проведении различного ранга конференций и школ, в том числе и Международного уровня. Осо­бое внимание в Саратовском УНЦ уделялось разработке научно-методической системы по широкому привлечению к научным исследованиям молодежи, включая школьников и студентов. Эта система мероприятий получила свое дальнейшее развитие в других научно-образовательных структурах, созданных в Саратовском университете. Существенным результатом деятельности УНЦ явилось также создание базовой кафедры динамических систем СГУ в СФ ИРЭ РАН.

Особого внимания заслуживает создание в российских государственных университетах 16 высокопрофессиональных Научно-образовательных центров (НОЦ), ориен­тированных на развитие фундаментальных исследований в области естественных на­ук [9]. НОЦ создавались в рамках совместной российско-американской Программы “Фундаментальные исследования и высшее образование” (BHRE, 1997- ­2012 г.г.), осуществляемой на основе сотрудничества и взаимодействия CRDF (Амери­канского фонда гражданских исследований и развития) и Министерства образования и науки Российской Федерации. Финансирование программы осуществлялось на совместной кооперативной основе: 50% -из американских источников за счет грантов, выделяемых CRDF со стороны Фонда Мак Артуров и Корпорации Карнеги; 25% предоставлялось Минобразованием России; 25% выделялось на условиях софинансирования из региональных или местных источников.

Программа получила широкую поддержку научно-педагогической общественности и признана одной из наиболее успешных программ сотрудничества США и России в области образования и науки. Она уникальна своей ориентацией на регионы России и привлечением ресурсов территории для создания крупных научно-образовательных центров международного уровня.

В Саратовском государственном университете в рамках программы “Фундаменталь­ные исследования и высшее образование” также создан и успешно функционирует с 01.07.2000 года Научно-образовательный центр “Нелинейная динамика и биофизи­ка”, включающий коллективы физического и биологического факультетов, факультета нелинейных процессов, базовые кафедры и научные лаборатории в институтах Российской академии наук г. Саратова и ряд биомедицинских научных лабораторий. Прошло определенное время и уже смело можно подвести итоги системного эффекта Программы “Фундаментальные исследования и высшая школа”. Сделаем это на примере Саратовского НОЦ “Нелинейная динамика и биофизика”, выделив только основные элементы этого эффекта.

  1. Первый и главный элемент системного эффекта программы — сохранение ведущих научных школ и научно-педагогических коллективов высших учеб­ных заведений. В Саратовский НОЦ входят три ведущие научные школы России, возглавляемые членом-кор­респондентом РАН Д.И. Трубецковым, профессорами В.В. Тучиным и В.С. Анищенко, а также три веду­щих научно-педагогических коллектива: радиофизика и нелинейная динамика — профессор В.С.Анищенко (он же директор НОЦ), колебания, волны, хаос, струк­туры, нелинейная динамика — член-корреспондент РАН Д.И. Трубецков; оптика, лазерная физика и биофизика — профессор В.В. Тучин.
  2. Воспитание в высшей школе по-настоящему интеллигентного человека с широким образованием — второй элемент системного эффекта программы в целом.
  3. Создание развитой, работоспособной, четко функционирующей инфраструктуры НОЦ, опирающейся на широкое представительство факультетов и соответствующих структур РАН. Это то, что должно остаться в университете и после окончания программы.
  4. Впервые в Саратовском университете создана структура, которая решает вопросы развития фундаментальных исследований не самих по себе, а с целью их активного внедрения в образовательный процесс, в процесс подготовки студентов, аспирантов и молодых ученых. При этом созданы уникальные возможности целенаправленного использования материальных ресурсов для создания широкомасштабной системы учебнонаучных подразделений специального профиля, решающих конкретные задачи. Отметим, что в рам­ках НОЦ в Саратовском университете были созданы новые модели научно-образовательных комплексов в виде институтов: научно-образовательный институт “Открытые системы” (по­дробнее см. ниже), научно-исследовательские институты «Нелинейная динамика», «Физика живых систем».
  5. Реальное объединение ученых университетов в научных областях, представленных в программе НОЦ (программы всех НОЦ отражены в [9]), координация их деятельности, создание базы для определения перспектив развития тех или иных направлений исследования на конкретных факультетах и базовых кафедрах в институтах РАН.
  6. Широкое использование полученных результатов в учебном процессе, привлечение студентов и аспирантов к выполнению научно-исследовательских работ в рамках программ НОЦ. Разработка новых курсов лекций, создание учебных и учебно-научных лабораторий.
  7. Регулярное проведение научных конференций по научным направлениям НОЦ, публикация статей в ведущих российских и зарубежных изданиях, получение научных грантов.
  8. Расширение внешних связей, способствующее появлению дополнительных контактов университетов с российскими и зарубежными университетами и научными центрами.
  9. Отработка основанных на принципах независимой научной экспертизы конкурсного отбора научных проектов студентов, аспирантов и молодых нацчных сотрудников для включения.

В НОЦ проводятся ежегодные конкурсы для студентов, аспирантов и молодых ученых по присуждению грантов на научные исследования (ежегодно присуждается поряд­ка 15 грантов молодым ученым, 20 аспирантам и 15 студентам). На эти цели выделяется не менее 10% от общего финансирования НОЦ в рамках программы “Фундаментальные исследования и высшее образование”. Кроме того, из бюд­жета НОЦ выделяется на конкурсной основе не менее 6000 долларов США в год для финансирования поездок молодых ученых, аспирантов и студентов на конференции и школы различного уровня, включая Международные. Таким об­разом, общая сумма, израсходованная на непосредственную поддержку молодых исследователей в НОЦ, составляет не менее15% от общей суммы финансирования.

В рамках действующей с 2003 года совместной Программы Минобрнауки и CRDF по поддержке молодых ученых — ­кандидатов наук в Саратовском НОЦ прошли стажировку в области научной и преподавательской деятельности 30 молодых преподавателей и научных сотрудников из различных вузов и научных учреждений г. Саратова и других городов. В настоящее время еще 7 молодых ученых проходят аналогичную стажировку в НОЦ. Для этой цели на конкурсной основе стажерам присуждаются трехгодичные гранты в размере12000 долларов США. Вышеперечисленные системные эффекты характерны для любого из 16 НОЦов, созданных в период действия Программы “Фундаментальные исследования и высшее образование”. Тем не менее НОЦ является только одной из возможных моделей инте­грации науки и образования в классических университетах.

Отметим, что существует еще Международная российско-американская програм­ма по поддержке гуманитарных наук в вузах РФ “Межрегиональные исследования в общественных науках” (CASE, 2001-2010 гг.) В рамках этой Программы в девяти университетах Российской Федерации, в том числе и в Саратовском университете, созданы аналогичные научно-образовательные центры, приоритетами которых являются научные исследования, международное сотрудничество, поддержка молодых ученых и в меньшей степени, образовательные цели.

Открытие в Саратовском государственном университете двух Научно-образовательных центров международного уровня (НОЦ “Нелинейная динамика и биофизика” –в области естественных наук, и Межрегионального института общественных наук (МИОН) – в области гуманитарных наук) открывало для университета реальные возможности осуществлять стратегию в направление создания Исследовательского университета – современной структуры интеграции науки и образования [7].

Научно-образовательный институт “Открытые системы” Саратовского государственного университета.

В последние годы в Саратовском государственном университете на базе научной шко­лы, возглавляемой одним из авторов данной статьи членом–корреспондентом РАН, профессором Д.И. Трубецковым, складывалась новая модель образования, основанная на создании единого учебно–научного пространства на всех ступенях образования, начиная со школы. Для непосредствен­ного участия преподавателей, аспирантов, студентов и школьников в выполнении научных исследований и для подготовки научно–педагогических кадров высшей ква­лификации в 1992 году был создан Государственный учебно–научный центр “Кол­ледж” Саратовского госуниверситета (ГосУНЦ “Колледж” — научный руководитель Д.И. Трубецков, директор — Ю.И. Левин), являвшийся юридическим лицом. Вокруг этого центра активно функционировала структура непрерывного образования “школа – вуз”, получившая название Колледж прикладных наук Саратовского государственного университета, состоящая из двух ступеней [10]. Учебный колледж открылся 1 сентября 1992 года.

Первая ступень — Лицей прикладных наук (полное среднее образование), вторая ступень — вначале называлась Высший колледж прикладных наук (создан в1994 году на правах факультета СГУ), позднее (2001г.) был переименован в факультет нелинейных процессов (высшее образование, аспирантура) [11]. Школьники, успешно окончившие первую ступень (Лицей прикладных наук) и получившие аттестат о полном среднем образовании, зачислялись без вступительных экзаменов на 1 курс факультета нели­нейных процессов (вторую ступень). Полный срок обучения 9 лет (1-ая ступень — 4 года и 2-ая ступень — 5лет).

Почему было взято слово “колледж”? Организаторам этой необычной учебной структуры показалось, что уже в самом слове заложено единство средней и высшей школы. Если заглянуть в словарь иностранных слов, то можно прочитать: “колледж (англ. — college) — высшее или среднее учебное заведение, научное учреждение в Великобритании, США и некоторых других странах; колледжи как высшие учебные заведения часто входят в состав университетов”.

В последние годы (точнее в 2001 году) на базе Колледжа прикладных наук в Саратовском государственном университете совместно с Государственным учебно–научным центром “Колледж”, Саратовским филиалом Института радиотехники и электроники РАН и институтом биохимии и физиологии растений и микроорганизмов РАН была создана новая интеграционная структура в виде Научно – образовательного института “Открытые системы” (научный руководитель Д.И.Трубецков).

В состав Института “Открытые системы” (НОИ «Открытые системы») входят Лицей Прикладных наук (ЛПН — 8–11 классы), факультет нелинейных процессов (ФНП) СГУ с базовыми кафедра­ми в академических и отраслевых институтах, редакционно–издательский комплекс с редакцией Всероссийского научно–технического журнала “Известия высших учебных заведений. Прикладная нелинейная динамика”, научный сектор, включающий отделение физики нелинейных систем Научно–исследовательского института естественных наук СГУ и научные лаборатории в институтах РАН. Таким образом, НОИ “Открытые системы” не является структурной единицей Саратовского госуниверситета, а представляет действительно интегрированный научно–образовательный комплекс, содержащий несколько ступе­ней образования (школа, вуз, аспирантура) и включающий подразделения различной ведомственной подчиненности (Минобрнауки РФ, РАН, Министерство образования Правительства Саратовской области).

Авторам, предложившим эту модель научно–образовательной структуры в высшей школе, название “Открытые системы” представлялось наиболее удачным. Во-первых, в основу создания ее положено новое междисциплинарное научное направление — нели­нейная динамика или синергетика, сейчас часто говорят «наука о сложности». По мысли Германа Хакена [12], автора неологизма “синергетика”, он означает “совместное действие”. Введя этот термин, Г. Хакен хотел подчеркнуть роль кооперативных процессов при образовании сложных самоорганизующих структур, изучаемых синергетикой. Причем, принципиальным является то, что эти структуры являются открытыми, поскольку они могут обмениваться с окружающей средой энергией, импульсом, веществом и, что не менее важно, информацией[12,13].

Во-вторых, авторы хотели подчеркнуть, что предлагаемая модель является открытой для внедрения не только последних достижений научных исследований, но и самих научных подходов непосредственно в технологию образовательного процесса (конкур­сы, гранты, научные школы–семинары и др.).

Именно существование НОИ “Открытые системы” во многом определило то, что Саратовский университет выиграл грант в рамках российско–американской програм­мы “Фундаментальные исследования и высшее образование” по созданию Научно– образовательного центра “Нелинейная динамика и биофизика”. НОИ был своеобразной “изюминкой” проекта и, как один из научно–образовательных комплексов, целиком во­шел в структуру НОЦ.

Об основных особенностях модели, а также подробно обо всех структурных ком­понентах НОИ “Открытые системы” мы и расскажем ниже.

Лицей Прикладных Наук. Прежде всего, зададимся вопросом: зачем в структуре университета нужен Лицей, дающий среднее (общее) образование? Аргументов в пользу положительного ответа на этот вопрос можно привести достаточно много. Но мы хотели бы обратить внимание только на два обстоятельства.

Первое — университет должен не просто передать студентам определенные зна­ния, необходимые для их профессиональной деятельности, а сформировать у них естественно–научную картину мира, подготовить не только высококвалифицирован­ных специалистов, но и широко образованных людей, для которых знание литературы и искусства,свободное владение иностранными языками, компьютерной техникой, основами экономических знаний представлялось бы естественным. Достичь этого, на наш взгляд, можно только в интегрированных структурах, включающих среднее и высшее образование.

Еще одно не менее важное обстоятельство. Между средней и высшей школой существует определенный разрыв: различные традиции, различные технологии обучения. При переходе из одной среды обучения в другую возникают определенные трудности. И дело даже не в отсутствии тех или иных знаний, сколько в отсутствии навыков самостоятельной работы, которая является одним из важнейших элементов процесса обучения в вузе, неумении размышлять и применять свои знания, полной беспомощности, поскольку в вузах нет такого жесткого шаблона обучения, как в школах. Объединяя среднее и высшее образование в рамках одной учебной структуры, мы фактически имеем все возможности для устранения этого разрыва.

Лицей прикладных наук (ЛПН) — 4 года обучения дает среднее (полное) образование. Финансирование Лицея осуществляется из бюджета Министерства образования Правительства Саратовской области.

В Лицей принимаются на конкурсной основе учащиеся, имеющие образование, соответствующее семи классам средних учебных заведений. Ежегодный прием —40 человек. Конкурс проводится в два тура. Первый тур — письменные работы по физике и математике. Работа по физике содержит вопрос, требующий ответа в виде небольшо­го сочинения. Школьники, успешно выдержавшие письменный экзамен, допускаются ко второму туру, который проводится в виде собеседования. В собеседовании принимают участие профессора и преподаватели факультета нелинейных процессов СГУ, а также психолог. Для оценки знаний и общего развития ребенка разработана определенная система.

Конкурс в Лицей в течение первых трех лет составлял около 8 человек на место, а в 1995 году конкурс достиг более 25 человек на одно место. В последние годы в связи с общей демографической ситуацией в стране конкурс значительно уменьшился.

Из поступивших в Лицей учащихся сформируются два класса — по 20 человек. Кроме того, в соответствие с Учебным планом Лицея при проведении занятий по иностранному языку, ряду точных дисциплин (физики, математики, информатики и др.) и физической культуре классы делятся на две группы.

При широком привлечении спонсоров и поддержке Администрации области создан современный компьютерный класс, который через общую университетскую сеть под­ключен к сети Интернет.

Педагогический коллектив Лицея формируется на конкурсной основе, исходя, пре­жде всего, из принципов: профессионализм; сначала любить, потом учить; уважение учителя к ученику. Для чтения спецкурсов и отдельных дисциплин привлекаются сов­местители, в основном сотрудники Саратовского университета и научных институтов РАН, имеющие многолетний опыт работы с учащимися средних школ (преподавание предметов, проведение школьных турниров и олимпиад, руководство кружками и т.п.). В настоящее время в учебном процессе в ЛПН принимают участие — член–корреспондент РАН, профессор Трубецков Д.И. (научный руководитель Лицея), 2 профессора СГУ (Ю.И. Левин, Ю.П. Шараевский), доценты, кандидаты наук.

До 2004 года учащиеся Лицея по результатам выпускных экзаменов зачислялись вне конкурса на вторую ступень обучения — факультет нелинейных процессов СГУ.С 2004 года выпускники Лицея поступают на все без исклю­чения факультеты СГУ на общих основаниях по конкурсу.

Но главная отличительная черта Лицея прикладных наук от множества элитных школьных учреждений подобного типа состоит в том, что используется новая концепция подачи знаний на основе так называемого синергетического подхода. Мы уже не один раз в этой статье упоминали о междисциплинарном направлении в “нелинейных” науках, которое называется по-разному, например, наукой о сложности, неравновесной термодинамикой, теорией детерминированного хаоса и образования структур, теорией самоорганизации, нелинейной динамикой, синергетикой [14].

Действительно, в различных областях науки, да и в человеческой деятельности, часто приходится встречаться с самоорганизацией — появлением порядка из хаоса, рождением структур, их усложнением и развитием. В этом плане физика, биология, радиоэлектроника, экономика, медицина, психология, социология и другие науки до­пускают выявление сходных черт, достойных выработки общего подхода, который и называется синергетическим.

Что же дает синергетический подход в средней школе? Главная особенность синер­гетической концепции обучения — возможность создания единой картины мира. Чтобы лучше понять это, воспользуемся художественным образом. Современная картина мира подобна огромной фреске, на которую ученые–художники наносят изображения с момента появления науки. Отдельные места фрески переписываются заново, какие-то реставрируются или подновляются, какие-то по-прежнему остаются белыми. Процесс этот бесконечен. Что же делает школа с фреской? Она вырезает из нее небольшие кусочки, обрамляет их, снабжает подписями “Математика”, “Физика”, “Биология” и т.д. и развешивает почти в произвольном порядке, определяемым лишь удобствами школьного расписания. Поэтому зачастую окончившие школу не видят связи между отдельными дисциплинами, а, уж, о картине мира и говорить не приходится.

Синергетический подход позволяет оставить фреску в целостности, находя в разных местах ее общее — колебательные и волновые явления, детерминированный хаос, статистические, стационарные и динамические структуры.

Заметим, что речь идет о действительно широком взгляде на современную науку, об идее, которую можно положить в основу концепции и современного обучения естественным (и нее только естественным наукам). Овладение данной для выпускника сред­ней школы концепцией, даже для тех, кто не собирается далее получить естественно– научную специальность — весьма желательный элемент современной культуры.

Для воплощения этой идеи в ЛПН в качестве основной дисциплины читается трехгодичный курс (9–11 классы) «Колебания, волны, синергетика». В 9–10 классах уча­щиеся сдают зачет по этому курсу, а в 11 классе — выпускной экзамен с обязательным представлением выпускной работы по определенной тематике в рамках Программы курса.

В учебном плане ЛПН предусмотрено четыре блока основных дисциплин (гумани­тарный цикл, цикл точных наук, естественно–научный цикл и общеобразовательный цикл) и набор спецкурсов. За исключением общешкольных к основным специальным дисциплинам, кроме уже названного курса «Колебания, волны, синергетика», отно­сится также «Математический анализ». В учебном плане также предусмотрены такой общеобразовательный курс как «Мировая культура и искусство», изучение двух иностранных языков (английского и немецкого), причем занятия по английскому языку проводятся ежедневно.

Для проведения занятий используется также база учебных и учебно–научных лабо­раторий кафедр, научной библиотеки Саратовского госуниверситета. Занятия по курсу “Мировая культура и искусство” частично проводятся в Художественном музее г. Са­ратова.

Показателем эффективности учебного процесса в какой-то мере являются успехи учащихся Лицея в олимпиадах и конкурсах различного ранга. Учащиеся регулярно становятся победителями олимпиад городского, областного и всероссийского уровня, и не только по физике и математике. Школьники старших классов регулярно принимают участие во Всероссийских научных школах (Нижегородская школа по радиофизике и нелинейной динамике, “Нелинейные дни в Саратове для молодых” и др.), в Студенческой научной конференции факультета нелинейных процессов СГУ, где выступают с научными докладами.

Подход, положенный в основу учебного процесса в Лицее прикладных наук и нацеленный на раннее формирование междисциплинарного и “нелинейного мышления”, развивается на второй ступени обучения — Факультете нелинейных процессов СГУ.

Факультет нелинейных процессов. Факультету нелинейных процессов (ФНП) Саратовского государственного универси­тета 1 сентября 2008 года исполнилось 14 лет. Факультет — единственный в России, нет ему аналогов и в мире. В 2004 году начат прием на специальность “Физика открытых нелинейных систем” с квалификацией “Физик–системный аналитик”, стандарт которой подготовлен сотруд­никами ФНП и реализация которой в качестве эксперимента поручена Саратовскому университету. Впервые за свою почти столетнюю историю университет удосто­ился столь высокой чести. Во время обсуждения стандарта на экспертной комиссии Минобразования России не было сомнений в необходимости новой специальности, но возникал вопрос: “Почему Саратов?”. В вопросе звучал подтекст: грибоедовская провинция и вдруг специальность в новой, бурно развивающейся области науки — нелинейной динамике, есть ли на что опереться?

Позволим себе пространный ответ. Лозунгом российских университетов был и остается следующий: “Нет образования без науки, нет науки без образования”. В самые тяжелые недавние годы вузовская наука выжила именно потому, что сохранила научные школы, уровень которых не уступает уровню академических и отраслевых, потому что в вузах сохранились фун­даментальные исследования.

В 90-х годах ушедшего века стали настойчиво говорить о том, что фундаментальная наука должна быть самоокупаемой. Удивительная нелепость, если учесть, что фундаментальная наука создает лишь базу для приложений в технике и технологи­ях. Разумеется, чтобы выжить она должна зарабатывать деньги на фундаментальные исследования подачей заявок на получение патентов, контрактами с коммерческими компаниями, выполнением хоздоговорных работ для отраслевых НИИ и промышлен­ных предприятий, но нельзя допустить коммерциализации науки.

Грантовая система не всегда способствует сохранению научных школ, поскольку многие гранты (особенно зарубежные) ориентированы на индивидуальную поддержку ученых. Вспомним послевоенное прошлое страны, когда за какие-нибудь десять лет СССР стал второй научной державой мира и сумел создать могучую промышленность. Почему? В значительной степени потому, что в нашей стране сохранились научные школы, потому, что наше правительство, несмотря на тяжесть Отечественной войны, сумело их сохранить. И сейчас часть из них действует. Коллективный принцип организации науки чрезвычайно важен. В недавнем интервью академик А.В.Гапонов-­Грехов четко выразил эту мысль: “Исследовательский процесс — это, с одной стороны, свобода индивидуального творчества, вдохновение, с другой — жесткая регламентация коллективного труда. Эти две составляющие исследовательского процесса наиболее гармонично сочетаются в научной школе — коллективе ученых, объединённых некими общими идеями, целями, взглядами на научное творчество и, может быть, даже на жизнь. Я считаю, что одна из причин успехов советской науки (а они несомненны) — опора на ведущие научные школы” (Вестник Российской академии наук, 2003, т.73, №1, с.30).

Поэтому ответ на вопрос “Почему Саратов?” таков. Основой ФНП и новой спе­циальности являются официально признанные ведущая научная школа (руководитель член-корр. РАН Д.И. Трубецков) и ведущий научно-педагогический коллектив “Коле­бания, волны, хаос, структуры, нелинейная динамика” (руководитель член-корр.РАН Д.И. Трубецков). Они ведут начало от школы профессора Владимира Николаевича Шевчика. ФНП — сердце научно-образовательного института “Открытые си­стемы”.

Российское образование часто упрекают в том, что мы обучаем не тому, “что сейчас нужно”. Но в этом как раз и есть наша сила — сегодня больше, чем когда-либо, необ­ходимы люди с широким кругозором, способные заниматься самыми разнообразными вещами. Мы живем в такое время, когда происходит непрерывная смена тематики, непрерывная смена номенклатуры производимой продукции, когда жизнь ставит перед нами новые неожиданные задачи, когда важно во время предусмотреть их появление. Для того и существуют университеты! Для этого и создан ФНП!

Надо учить тому, как человек должен учиться новому (по воспоминаниям академика Н.Н.Моисеева эта фраза принадлежит академику М.А.Лаврентьеву). На ФНП этот элемент определяется уже названиями факультета, специальности и смыслом тер­мина “нелинейная динамика”. Под нелинейной динамикой понимают новое междисциплинарное научное направление, цель которого — выявление общих методов и общих закономерностей в самых разных областях естествознания, а также социологии даже лингвистики; более того, в рамках нелинейной динамики происходит кооперирование различных специальных дисциплин.

Фактически речь идет о современной картине мира и о месте человека в ней на основе современной науки о колебаниях и волнах. Речь идет о воспитании на ФНП по настоящему интеллигентного человека с широким образованием, человека размышля­ющего, человека читающего, человека творящего.

В своем знаменитом эссэ “Книга” Людовик Флашен пишет: “Книга ничего не опи­сывает и не выражает; она оказывает действие. Описать или выразить — значит сде­лать первый шаг, опереться на что-то. Всё остальное ещё впереди.”

Понимая это, сотрудники ФНП в рамках программы “Интеграция” подготовили серию книг “Современная теория колебаний и волн”, выпущенных Физматлитом и рекомендованных Минобразования России в качестве учебных пособий для студентов высших учебных заведений, обучающихся по физическим специальностям [15-20]. К этой серии можно добавить и другие книги [2 1 - 30 ].

Учебный процесс и научные исследования в НОИ открывают путь к светлой поре, когда мировое ученое сообщество выработает единый язык для описания эволюции самоорганизующихся систем, где бы они ни возникали. Ведь одни и те же странные аттракторы Лоренца обнаружены и в планетарных масштабах, и в электронных генераторах. Одно и то же сплетение эволюционных нитей заметно и в молекуле ДНК, и в истории (российской или английской), состоящей из взаимодействующих этногенезов. Впрочем, механизм взаимодействия таких нитей мало ещё понятен. Надо снова становится энциклопедистами, хотя бы по старым меркам, а для этого нужны современные книги, учебно-научные лаборатории и новые технологии обучения.

Факультет нелинейных процессов осуществил “экспансию” на некоторые гуманитарные и естественные факультеты университета, на которых по их заявкам читаются курсы “Синергетика для гуманитариев” и «Концепции современного естествознания”.

У геологов работал семинар “Синергетика в геологии”, где ряд лекций прочли сотрудники факультета нелинейных процессов. Сейчас этот семинар преобразован в общеуниверситетский под названием “Синергетика: от прошлого к будущему”. В его работе участвуют геологи, философы, историки, сотрудники факультета нелинейных процессов.

К сожалению, до настоящего времени не удалось осуществить единую стратегию Саратовского государственного университета в области естественных, гуманитарных и общественных наук. Она была лишь сформулирована и утверждена ученым Советом СГУ в следующем виде: реализация открытой модели образования и междисциплинарных научных исследований в контексте федеральной экспериментальной площадки — Университетский комплекс (автономный университетский комплекс). Саратовский государственный университет три года имел этот статус. Были сделаны только пер­вые шаги, но они не остались незамеченными: Д.И. Трубецков вместе с коллегами из Нижегородского и Уральского университетов в 2000 году удостоен премии Прези­дента РФ в области образования за создание концепции преподавания естественных наук для гуманитариев. Сейчас эта стратегия частично реализуется в НОИ “Открытые системы” в содружестве с академическими институтами, отдельными факультетами СГУ, а также с Нижегородским и Удмуртским государственными университетами. Заметим, что согласно одному из создателей квантовой механики Е.Вигнеру [31], первой из причин, которая может остановить развитие науки, является разрыв между естественными и гуманитарными науками. Причем, в последнее время именно благодаря нелинейной динамике естественные науки стремятся сблизиться с гуманитарными. Именно под этим лозунгом создано виртуальное “Нелинейное сообщество России”(см. http :// nonlinearity . xaoc . ru / — Nonlinear Community of Russia ).

Почему и как возник факультет нелинейных процессов, как он эволюционировал и каков он сегодня?

Немного предыстории. В 1992 году, как уже упоминалось, был создан Колледж прикладных наук, основу которого составил Лицей прикладных наук. У колыбели ЛПН стояли ректор университета тех лет А.М. Богомолов, физики Р.И. Бурштейн, Ю.И. Левин и Д.И.Трубецков. Сразу же возникла мысль о перенесении идеи ЛПН на высшее обра­зование. Так в 1994 году возник в Саратовском государственном университете Высший колледж прикладных наук, который теперь превратился в факультет нелинейных про­цессов. В то время было принято решение не дожидаться, когда лицеисты закончат учебу в ЛПН и придут на ФНП, и в 1994 и 1995 годах набирали студентов по конкурсу из всех школ области и города на специальность “010400 Физика”. В 1996 году на ФНП практически полностью пришел выпуск ЛПН (26 человек).

Постепенно число студентов на ФНП увеличивалось, кроме специальности “010400 Физика”, появилась специальность “013800 Радиофизика и электроника” и направле­ние “511500 Радиофизика”. Таким образом, Высший колледж прикладных наук пре­вратился в ФНП (официально название появилось в 2001 году). В настоящее время прием на факультет нелинейных процессов состав­ляет 60 студентов на специальности “014500 Физика открытых нелинейных систем” и “013800 Радиофизика и электроника”, а также на направление “511500 Радиофизика”.

Каков же факультет нелинейных процессов сегодня? Это две кафедры в Сара­товском государственном университете: кафедра электроники, колебаний и волн (зав. кафедрой член-корр. РАН Д.И. Трубецков) и кафедра нелинейной физики(зав. кафед­рой профессор Шараевский Ю.П.), и три базовых кафедры: кафедра динамических систем в Саратовском филиале Института радиотехники и электроники РАН (зав. кафедрой профессор А.П. Кузнецов); кафедра биофизики в Иниституте биохимии и физиологии растений и микроорганизмов РАН (зав. кафедрой профессор Н.Г.Хлебцов) и кафедра проектирования приборов СВЧ в Государственном унитарном предприятии “НПП “Алмаз” (зав. кафедрой к.ф.-м.н.Н.А.Бушуев).

В последние годы на факультете нелинейных процессов были созданы следующие новые учебные и учебно-научные лаборатории и практикумы для углубленной под­готовки специалистов в области нелинейной динамики: учебный практикум “Волны, структуры, самоорганизация” по теории волновых процессов и процессов самоорга­низации в нелинейных распределенных системах различной природы (уникальность этого практикума в том, что через него проходят студенты не только факультета нели­нейных процессов и физического факультета, но и студенты факультета компьютерных наук и информационных технологий, факультета философии и психологии и др. в рамках междисциплинарного курса “Синергетика”); цикл учебных практикумов “Методика, технология и информационное обеспечение физиче­ского эксперимента” [32,33], учебная лаборатория “Прикладная нелинейная динамика в элек­тронике), учебная лаборатория новых информационных технологий; учебная лаборатория нелинейной динамики.

Процесс педагогической деятельности на факультете нелинейных процессов тесно связан с научными исследованиями, базой для которых является отделение физики нелинейных систем Научноисследовательского института естественных наук Сара­товского университета (см. ниже) вместе с научными лабораториями в институтах РАН.