Russian
| English
"Куда идет мир? Каково будущее науки? Как "объять необъятное", получая образование - высшее, среднее, начальное? Как преодолеть "пропасть двух культур" - естественнонаучной и гуманитарной? Как создать и вырастить научную школу? Какова структура нашего познания? Как управлять риском? Можно ли с единой точки зрения взглянуть на проблемы математики и экономики, физики и психологии, компьютерных наук и географии, техники и философии?"

«МНОГО ЗВАНЫХ, НО МАЛО ИЗБРАННЫХ…» 
В. Карлов, Н.Н. Кудрявцев

История развития современной нам цивилизации фиксирует, в частности, тот несомненный факт, что человечество как таковое обладает творческим стремлением понять природу вещей и явлений, стремлением к познанию и преобразованию мира. Но эта тяга к новому и маняще перспективному, являясь видовой особенностью человека, генетически присуща далеко не каждому. Большинство людей находит удовлетворение в про- процессе добротного и тщательного воспроизведения уже известного, уже достигнутого.

Эта способность, это умение в массовом порядке репродуцировать все то, чем овладело человечество, и необходимы, и похвальны. Подготовленные к тому умелые люди достойны всеобщего уважения и высокой оплаты.

Но действительно интеллектуальную элиту человечества составляют люди творческие, яркие, мыслящие и действующие нестандартно, не по раз и навсегда заданному алгоритму. Получив адекватное своим способностям образование, именно они задают направление, определяют и темп, и объем прогресса человечества. Их, как уже говорилось, мало. И, действительно, мудрое мироустройство таково, что в реальной жизни лишь у весьма немногих из людей к наукам обращен «ум, алчущий познаний», а душевный « жар — к искусствам творческим, высоким и прекрасным » (1).

Именно поэтому талантливые, одаренные дети являют собой великое общечеловеческое богатство, бесценное национальное достояние, составляют тот ресурс, из которого рекрутируются когорты национальной интеллекту-альной элиты. Их образование и воспитание, сам факт их существования, их благоденствие гарантируют человечеству безопасное и достойное бытие.

Но очень трудно находить, выделять тех детей, которые должны еже-годной когортой пополнять корпус интеллектуальной элиты. Еще труднее давать им должное, соответствующее их предназначению образование.

Очевидна при этом необходимость прежде всего принимать во внимание интересы личности, индивидуальные цели. И именно здесь мы встречаемся с довольно серьезными трудностями. По самой своей сути, подготовка элиты – это подготовка совокупности ярких индивидуальностей, которые с самого начала своего жизненного пути проявляют стремление к удовлетворению личностных интересов, к достижению индивидуально поставленных целей, прежде всего, в познавательном процессе, в образовательной сфере. Это хорошо, это облегчает подготовку. Затрудняют ее проблемы, возникающие при поиске тех одаренных, талантливых детей, из которых при правильной образовательной практике, при индивидуальной по сути подготовке вырастут общественно полезные деятели.

Дело в том, что все множество детей примерно одного возраста — это море возможностей, это океан талантливости. Каждый ребенок талантлив, талантлив по-своему, каждый – чудо из чудес, т.к. в сжатые сроки своего детства и отрочества он проходит, переживает всю историю человечества, как физиологическую, так и, в меньшей мере, социальную. В процессе преднатального и раннего постнатального развития индивидуальный онтогенез выводит личность ребенка в некую, вообще говоря, достаточно строго определенную область параметров «человековости».

Эта область параметров никогда не стягивается в точку, она имеет конеч- ные размеры, она протяженна, и всегда существует разброс параметров.

Дети не одинаковы, они не равны друг другу. И среди них есть те, в ком сохранен дух вождей и шаманов, воителей и мудрецов, поэтов и ученых, философов и врачевателей, художников и мастеров. Это и есть те талантливые дети, которые суть национальное богатство страны. Такие дети, дети с высоким творческим потенциалом есть всегда и есть повсюду, их появление равновероятно и в пространстве, и во времени. Они составляют лучшую часть генофонда нации.

Для того, чтобы это потенциальное национальное богатство сберегать, приумножать и использовать с толком, надо уметь находить таких детей, помогать им найти себя и правильно себя оценить, бережно поддерживать их развитие. Эта трудная задача имеет, кроме серьезных профессиональных сложностей педагогического и методологического плана, еще и нелегкий социально-психологический аспект.

Генетически выделенные, потенциально высоко одаренные, талантливые дети остро нуждаются в защите и поддержке, как моральной, так и мате- риальной. При этом следует иметь в виду, что эти дети так устроены, что для них определяюще важны стимулы моральные. Поэтому рассмотрим сначала моральную сторону проблемы.

Прежде всего, талантливые дети должны чувствовать интерес к себе, интерес к своим способностям, интерес к проявляемому ими интересу. Они должны видеть перспективу, хоть издали, но они должны видеть факел в руке впереди идущего и понимать, что факелоносец освещает и их путь.

Прекрасный рассказ-притча В.Г. Короленко «Огоньки» полон глубокого смысла для всех, но особенно для творчески одаренных людей с тонкой душевной организацией. Без путеводной звезды трудно, почти невозможно двигаться вперед в зачастую непроглядной тьме повседневного.

Большинству людей, обычным людям мало одной лишь путеводной звезды Людям талантливым, людям одаренным, а потому, как правило, одержимым высокой идеей, этого часто оказывается как бы достаточным, в чем и состоят корни их потенциальной счастливости и причины отнюдь не редких жизненных несчастий. Именно поэтому, поддерживая юные таланты, находя и выделяя их, освещая им путь к знанию, к умению, к творчеству, надлежит иметь в виду и материальную сторону их жизнеобеспечения.

Если в круге интересов молодого человека из экономически не очень состоятельной семьи доминирует фундаментальное естественно-научное или гуманитарное знание, то ждать от него продуктивных усилий по жизненному самообеспечению не приходится. Отсюда вытекает необходимость поддержки молодого таланта, поддержки не только идейно одобряющей, но и жизненно материальной.

Во всех обществах традиционно принято ободрять морально и мате-риально молодых людей, талантливых в сферах гуманитарной культуры — юных музыкантов, танцовщиков, художников, гимнастов и фигуристов, во-обще спортсменов. Это нормально, в этом нет ничего плохого, это понятно.

Результат виден сразу, меценатство вызывает умиление, общественный отклик шумно благоприятен… Да и дело это действительно хорошее и обществу нужное, прежде всего, для сиюминутного самоутверждения.

Сложнее обстоит дело с выявлением, одобрением и поддержкой одаренности в области фундаментальных наук — естественных и гуманитарных. Талантливость в этой сфере глубже спрятана, развивается медленнее и проявляется позднее, а стремление продемонстрировать себя, некий естественный эксгибиционизм творческого человека из области изящных искусств отсутствует или принимает непонятную для обывателя форму. Да и во всем остальном поведение подростков, по настоящему глубоко заинтере-сованных наукой и способных к занятиям ею, вызывает, как правило, не-понимание, даже неприятие со стороны их окружения.

Дети, особенно подростки, способные к наукам, тянущиеся к наукам, фанатично отдающие все свое время и всю свою энергию образовательным усилиям, выглядят дико в глазах своих сверстников (всегда), в глазах родителей (часто) и в глазах школьных своих учителей (нередко). Они одиноки, эти дети. Коллектив сверстников – стая ординарностей видит в них выскочек, зубрил и «ботаников», родители видят финансовую бесперспективность, хуже того, пагубность такого увлечения их чад, средний учитель чувствует себя весьма неуютно рядом с более высоким интеллектом, жадно познающим соответствующую науку и достаточно бесцеремонно высказыва-ющи оценку своего окружения.

Ясно, что интересы общества требуют сильных мер поддержки одаренных молодых людей повсюду, где бы они ни обнаруживались. Путеводные огни для научно одаренной молодежи должны светить как можно более ярко с тем, чтобы не только сами дети жадно и радостно стремились к источнику света, но чтобы и их родители, и школа, и власть предер- жащие видели, что путь этот и светел, и перспективен.

Начало

Должно признать, что в России достаточно давно была понята необходимость выработать регулярные способы поддержки одаренных молодых людей. В середине 30-х годов сделало первые шаги так называемое олимпиадное движение. Дело в том, что к этому времени в нашей стране практически полностью завершилась вызванная к жизни революцией социальной революция культурная, процесс ликвидации без-грамотности шел к концу, активно создавался многочисленный корпус инженеров — руководителей современного массового производства и началась проработка идеи элитного естественно-научного и инженерного образования (подробнее см. (2) ), немыслимого без фундаментальной научной составляющей.

Элитное высшее образование требует соответствующего абитуриентского корпуса. При нацеленности на занятия фундаментальной наукой сословные, классовые или этнические критерии формирования категорически неприемлемы. Нужен поиск, обнаружение генетически одаренных, способных к упорному и напряженному умственному труду молодых людей, нужна и система их тренировки, их целевой подготовки, ибо способности расцветают, потенциал раскрывается только при постоянном упражнении, при осмысленном употреблении.

Эту двуединую задачу естественным образом решает практика предметных школьных олимпиад.

Олимпиады возникли в России, и это неслучайно. Дело в том, что для России, как, впрочем, и для многих других быстро развивающихся обществ, характерен колоссальный разрыв в степени просвещенности между поколениями дедов и внуков. Поступательная постепенность прогресса была нам чуждой. Но быстрый ход просвещения исключает естественную консервативность его развития. Принадлежащие к одной семейной линии, генетически, по плоти родные друг другу люди в разных поколениях становятся посторонними по духу. На это часто игнорируемое отличие России от благополучной Западной Европы обратил внимание известный в конце XIX века педагог и талантливый литератор А.Д. Галахов ( 3 ). Образование происходит, конечно, в сфере духа, причем внезависимости от того, материальны или идеальны интересы обучающегося, вне зависимости от того, материалистична или идеалистична исповедуемая при этом педагогическая парадигма. Поэтому так важна психологическая установка на образованность того или иного плана, в том числе и фундаментального естественно-научного и гуманитарного. Роль олимпиадного движения в создании соответствующего психологического климата очевидна.

В настоящее время идея научных олимпиад школьников воспринята и реализуется во многих странах мира. Возникла же эта идея, как уже было сказано, впервые в России еще до войны. У истоков олимпиадного движения в СССР стоял член-корреспондент АН СССР Б.Н. Делоне. Дальнейшее развитие, да и само становление предметных олимпиад в нашей стране связано с выдающимися именами академиков П..Л. Капицы, И.К. Кикоина, А.Н. Колмогорова, Ю.А. Осипьяна, члена-корреспондента АН СССР А.П. Терентьева, профессора А.Ф. Платэ.

Вполне естественным образом первыми были олимпиады по математике (Ленинград, 1934-й год, Москва, 1935-й год). За ними последовали физическая (1938-й год) и химическая (1939-й год) олимпиады. Проводились олимпиады Московским и Ленинградским университетами и по охвату участников были далеки они от всероссийского. Но это было начало, важное как таковое. Предметные научные олимпиады школьников противостояли, казалось бы, прочно установившимся в постреволюционном советском обществе настроениям вульгарного эгалитаризма. В сущности, система олимпиад, развивая состязательную составляющую неформального образования, формировала интеллектуальную элиту страны.

Война прервала этот процесс, но характерно то, что сразу же после победы олимпиадное движение было возобновлено. Уже весной 1946-го года Московский университет провел среди московских школьников математическую и физическую олимпиады.

Все послевоенное время вплоть до начала 60-х годов мехмат, физ-фак и химфак МГУ регулярно и настойчиво проводили московские олимпиады по математике, физике и химии соответственно. Этим МГУ сде- лал большое дело, создав организационные и методические основы олимпиадного движения в СССР. Кроме того, и это самое главное, именно в те годы олимпиады наглядно показали свою «народнохозяйственную» значимость, позволив выявить и привлечь к науке целые слои талантливой молодежи, составившие впоследствии цвет московской профессуры.

Значительный прогресс был достигнут в самом начале 60-х годов. Московский физико-технический институт (МФТИ) с 1960-го года начал проводить олимпиады, которые тут же, в соответствии с физтеховским подходом к образовательному процессу, приобрели практически всесоюз- ный размах. Дело это настолько точно отвечало общественной потребности, что тогда же большую математическую олимпиаду, на которую съехались школьники из разных областей страны, собрал мехмат МГУ.

Громадный массив до того неиспользуемых человеческих возможностей вскрыло Сибирское Отделение АН СССР, организовав в 1962-м году по инициативе академика М..А. Лаврентьева Всесибирскую физико-математическую олимпиаду. Ее проводили недавние выпускники Московского физтеха — сибирские сотрудники М.А. Лаврентьева.

На следующий (1963-й) год МФТИ и физфак МГУ совместно провели физико-математическую олимпиаду для европейской части СССР, по определению включающей в себя и Закавказье.

В целом, к моменту, когда в 1964-м году было создано Министерство просвещения СССР, накрывающее в рамках административно-властной вертикали и Минпрос РСФСР, и Минпросы остальных республик Союза, приказ Министра член-корреспондента АН СССР М.А. Прокофьева

об утверждении государственной системы предметных олимпиад оказался адекватным и потребностям, и возможностям, а потому хорошо подготовленным и выполнимым. Наличествовали и грамотные кадры, и обширный общественный опыт.

Первый послевоенный этап развития олимпиад в СССР важен еще и тем, что именно в 50-60-е годы в МГУ и в МФТИ сформировался устойчивый коллектив энтузиастов этого движения — авторов задач, носи- телей методики и знатоков организационных тонкостей проведения олим- пиад.

Неодолимость олимпиадного движения, точность его соответствия советскому общественному мнению о престижности точных и естест- венных наук ( 4 ), полное совпадение с интересами государства привели к тому, что это изначально в чистом виде общественное движение невооб- разимо быстро было поддержано на государственном уровне, получив уже в 1964-м году официальный статус Всесоюзной физико-математичес- кой и химической олимпиады. С 1965-го года олимпиады проводились под эгидой Министерства просвещения СССР, ЦК ВЛКСМ и Академии наук СССР.

Государственная система управления народным образованием (просвещением) в Советской России и в СССР часто подвергалась реорганизациям.

Союзные, союзно-республиканские и республиканские министерства и комитеты с невнятно определяемыми мерой и областями компетенции возникали и исчезали, они сливались и разделялись, нередко их отношения между собой осложнялись какой-то нелепой административной ревностью.

Однако государственная политическая, организационная и финансовая поддержка олимпиадного движения в СССР всегда осуществлялась весьма аккуратно.

Постсоветский период

После распада СССР олимпиада вновь стала Всероссийской, на фоне новой Российской государственности вобравшей в себя весь накопленный ранее опыт. В дополнение к уже осуществляемым олимпиадам по математике, физике, химии, биологии, информатике в последние три года стали проводиться таковые по астрономии, экологии, географии, экономике, отечественной истории, русскому языку, литературе и иностранному языку. Основные цели всех олимпиад неизменны — выявление одаренных детей, развитие у всего массива обучающихся интереса к наукам, моральная (и материальная, если это удается) поддержка талант-ливых школьных педагогов и их выдающихся питомцев.

Проводятся олимпиады в пять этапов — школьный, районный (городской), областной, зональный, заключительный. Общее руководство и методическое обеспечение олимпиад осуществляет Центральный организационный комитет и формируемые им методические комиссии по предметам. Состав Центрального оргкомитета определяется приказом по Министерству образования. Схема стройна и, вообще говоря, работоспособна.

Трудности начинаются, когда дело доходит до денег. Если финансовое обеспечение первого и второго этапов осуществляют местные власти и локальные спонсоры, что в малых масштабах всегда относительно легко организовать, то обязанность финансирования третьего, четвертого и пятого этапов Всероссийской олимпиады, а также участия Российских сборных команд в международных олимпиадах лежит на Министерстве образования России. К сожалению, соответствующие бюджетные ассигнования предусматриваются с большим трудом, к тому же и после утверждения бюджета реальные деньги поступают отнюдь не вовремя и в количестве, зачастую меньшем запланированного, если поступают вообще.

Энтузиазм научно-педагогической общественности, ясно понимающей важность школьных предметных олимпиад в деле устроения России, всегда был, есть и будет невероятно, несказанно высок. Тому есть много причин. Едва ли не важнейшей из них, наряду с животворным чувством подлинного патриотизма, является ощущение нужности, востребованности усилий по организации олимпиад, по преодолению бюрократических препятствий и финансовых затруднений. Детям олимпиады нужны. Они это наглядно демонстрируют наиболее убедительным способом — массовым участием. Масштабность олимпиадного движения потрясает. Ежегодно сотни тысяч детей пробуют свои силы, проходя через горнило олимпиадной состязательности. В 1998-м — 1999-м учебном году в заключительном этапе Всероссийской олимпиады школьников приняли участие 2000 учащихся 8—11-ых классов. В относительной мере это составляет менее сотой доли общего числа участников олимпиады и, по грубой оценке, не превышает четвертой части от тысячной доли (2,5×10 -4 ) численного размера соответствующей возрастной когорты. Другими словами, для участия в заключительном этапе Всероссийской олимпиады по общеобразовательным предметам из каждых десяти тысяч старшеклассников состязательно отбираются два-три человека, конституируя тем самым будущий корпус интеллектуальной элиты страны.

Победители заключительного этапа принимают участие в международных олимпиадах школьников по математике, физике, химии, биологии, географии, экологии и информатике. Они действительно суть лучшие из лучших. Таким образом отобранные (и в процессе отбора подготовленные) дети завоевывают золотые медали на международных олимпиадах..

С 1996-го по 1999-й год российские школьники завоевали по мате матике, физике, химии и информатике 35 золотых, 26 серебряных и 11 бронзовых медалей. Заметно ниже, что пока легко объяснимо, успехи по биологии, экологии и географии, где суммарно завоевано только 2 золотых, 11 серебряных, и 20 бронзовых медалей.

Заметим в скобках, что в 2000-ом году завоеваны 4 золотые меда- ли из 4-х возможных по химии, 5 золотых и одна серебряная по мате- матике ( абсолютные первые место), две золотых, две серебряных и одна бронзовая по физике, две золотых, одна серебряная и одна бронзовая по биологии (вторые места).

Надо сказать, что многократные обращения активистов олимпиадного движения сначала на имя Президента СССР М.С. Горбачева, а затем и Президента Российской Федерации Б.Н. Ельцина возымели действие. По президентской программе «Дети России», имеющей специальный раздел «Одаренные дети», осуществляется целевая (что особенно важно) финансовая поддержка проведения Всероссийских олимпиад, а также подготовки к международным олимпиадам и участия в них. Это еще не все. Дети, даже одаренные, их родители, да и страна в целом плохо разбираются в хитросплетениях внутрибюджетных отношений. В таком тонком деле как образовательная политика важнейшую роль играют психологические факторы, моральная мотивация. С учетом этого нельзя переоценить, не боясь высоких слов в их прямом смысле, государственную значимость приема в Кремле Президентом Российской Федерации Б.Н. Ельциным победителей международных олимпиад. Это знаковое событие имело место только дважды, только к концу соответствующих президентских сроков в 1995-м и в 1999-м г. г., но оно имело место, и это впечатляюще важно.

Сейчас, когда в России отчетливо наблюдается неуклонный рост чувства государственности, когда регулярно совершаются осознанные и планомерные усилия по возрождению Российской государственности, есть все основания надеяться на постоянное и реально конструктивное внимание власть предержащих к олимпиадному движению. Определяюще важной, знаковой здесь является готовность Президента России ежегодно торжественно принимать в Кремле победителей международных олимпиад и их наставников. Разумеется, такая акция, буде она происходит, не должна оставаться без внимания средств массовой информации.

Итак, олимпиады школьников рассматриваются в России как дело государственной важности в системе народного образования. Следует при этом ясно понимать, что первопричиной здесь является не только и не столько интерес государства к выявлению наиболее одаренных, самых талантливых, хотя и это имеет место, сколько создание условий, при которых пробуждается интерес к изучению наук у большого числа школьников. Действительно, процесс выделения интеллектуальной элиты по сути своей глубинно связан с процессом широкого, возможно более правильного обучения широких масс учащихся. Во-первых, немассовость заужает выбор. Во-вторых, и это главное, без мощной массовой и квалифицированной, культурной поддержки элита теряет свою силу, свою действенность, свою, если угодно, народнохозяйственную значимость. Пирамида интеллектуальности, пирамида культурности не может быть опрокинутой, не может устойчиво балансировать на острие немногих высоких достижений, она должна плотно стоять на широком основании надежной образованности широких масс.

К счастью, взаимная обусловленность массовой образованности и элитной подготовленности естественным образом проявляется, реализуется при проведении предметных олимпиад школьников, которые являют собой в России по-настоящему массовое движение, оказывающее заметное влияние на общий уровень знаний учащихся общеобразовательных школ.

Не бывает учеников без учителя, талантливый учитель всегда находит талантливых учеников. Отсюда вытекает серьезный интерес олимпиадного движения к школьным учителям и стремление помогать им, прежде всего, морально и методически, а также и материально. Олимпиады, выявляя лучших учеников, дают возможность почти автоматически фиксировать те школы, где, судя по всему, работают хорошие учителя. Далее работает стандартная олимпиадная методика индивидуальных приглашений, собираю- щих лучших из учителей на соответствующие симпозиумы и съезды.

Здесь надо признать, что в последнее время государство в рамках общей политики большего внимания образованию стало отчетливее демон- стрировать свое уважение к учителю вообще и к учителю, увлеченному олимпиадным делом в частности. Служебный рост, разного рода почетные знаки и звания, приглашения в Кремль — все это в немалой степени определяется олимпиадными успехами талантливых учеников талантливых учителей.

Но денег у государства нет. Точнее, нет понимания необходимости серьезных инвестиций в неодолимо и стремительно надвигающееся буду- щее. Нет подлинного, внутреннего понимания, нет понимания жизненного, нет понимания тем телесным и духовным единством, которое и составляет сущность человека, его «душу живу», а не его внешне окультуренный, блируко рациональный ум. Коль нет такого понимания, то нет и желания.

Нет желания — нет и умения, в частности, нет умения без коррупции и стабильно привлекать к делу образования интеллектуальной элиты деньги частных лиц и негосударственных организаций.

Соросовская олимпиада школьников

В течение последних пяти лет под эгидой Международной Соросовской Программы Образования в Области Точных Наук ( ISSEP ) в России по математике, физике, химии и биологии ежегодно весьма широко и открыто проводится олимпиада школьников, закономерно получившая название Соросовской (см., например, ( 5) ). Эта олимпиада организуется по методике, в чем-то заметно отличающейся от проводимой под эгидой Министерства образования. Это-то и хорошо, т.к. отход, особенно на начальном этапе многоступенчатого соревнования, от выглядящей школярски казенной и административно заорганизованной структуры официальных олимпиад, способен придать олимпиадному движению еще большую широту и открытость и, соответственно, вовлечь в современный образовательный процесс новые слои молодежи.

Соросовская олимпиада проводится в три этапа (в три тура). Первый из них, что принципиально, является заочным. Условия задач публикуются в специальных выпусках газеты «Первое сентября», соответствующие номера которой рассылаются по адресам школ и учителей. Широко используются также современные электронные средства коммуникаций. Точно таким же образом, с помощью той же газеты «Первое сентября», «Соросовского Образовательного Журнала», Интернета публикуются и решения задач. Дело в том, что по замыслу устроителей заочный тур олимпиады совсем не олимпиаден, не соревнователен. Его цель — вовлечь в благородное дело приобретения знаний возможно большее количество молодых людей, приоохотить их к решению нестандартных, оригинальных, свежих, «внешкольных» задач и показать им тем самым интересность и посильность учения.

Заочный тур длится два месяца. По рассмотрении полученных решений организаторы олимпиады, памятуя о необходимости обратной связи, высылают в те школы, где учатся приславшие свои решения дети, сведения о баллах, полученных каждым из них за каждую из задач тура вместе с данными по всей России о распределении участников по баллам. Каждый может найти свое место и объективно себя оценить на множестве своих сверстников.

Во второй (первый очный) тур широко приглашаются все желающие, причем вне зависимости от участия или неучастия в первом туре. Таким образом, заочный тур не служит этапом отбора, барьером, который надо формально преодолеть, чтобы попасть во второй тур. Это обстоятельство известно заранее, и, тем не менее, за все пять лет проведения олимпиад 71 тысяча школьников из 3500 школ стали участниками заочного тура. В сущности, это — не этап олимпиады, а подготовительный класс заочной естественно-научной школы, подобной Заочной физико-технической школе МФТИ (ЗФТШ МФТИ), тридцатилетний опыт работы которой заслуживает специального рассказа. В контексте проводимого здесь рассмотрения умест- но лишь отметить высокую значимость такого рода деятельности в смысле приобщения больших массивов учащихся средних школ к духу уважения научных знаний.

Реально Соросовская олимпиада является двухуровневой, состоящей из второго (первого очного) и финального туров. Массовость первого очного тура потрясает — за пять лет существования олимпиады в нем приняло участие свыше 600 тысяч школьников. Это число в равной мере наглядно свидетельствует как о блестящей административной и методологической работе организаторов олимпиады, так и о высоком уровне востребованности, реальной нужности их труда. Здесь, пожалуй, целесообразно заметить, что в процессе работы с участниками олимпиады практически автоматически накапливается первичный статистический материал, который высоко достоверен в силу массовости и непрямого характер «опроса».

Этот материал еще ждет своего грамотного социологического анализа, но нельзя не обратить внимание на распределение интересов молодых людей между четырьмя предметами олимпиады: математика – 48%, биология 22%, физика – 16% и химия – 14% Таков вот среди нынешней молодежи рейтинг математики, что довольно естественно в компьютерный век виртуальной реальности.