Russian
| English
"Куда идет мир? Каково будущее науки? Как "объять необъятное", получая образование - высшее, среднее, начальное? Как преодолеть "пропасть двух культур" - естественнонаучной и гуманитарной? Как создать и вырастить научную школу? Какова структура нашего познания? Как управлять риском? Можно ли с единой точки зрения взглянуть на проблемы математики и экономики, физики и психологии, компьютерных наук и географии, техники и философии?"

«ИННОВАЦИОННАЯ ПРАКТИКА ПОДГОТОВКИ IT -СПЕЦИАЛИСТОВ В УНИВЕРСИТЕТЕ «ДУБНА» 
Черемисина Е.Н., Крейдер О.А.

Черемисина Е.Н. — проректор Университета «Дубна», профессор
Крейдер О.А. — исполнительный директор, доцент

Инновационное образование – это создание в вузе оптимальной и устойчивой учебно-организационной, научно-методической и нормативно-административной среды, обеспечивающей поддержку инновационных подходов к образовательному процессу, которые ориентированы на интеграцию научно образовательного потенциала вуза и отраслевой академической науки и установления партнерских отношений с работодателями. Инновационное образование подразумевает использование возможностей международного сотрудничества и усиление творческого, самостоятельного и заинтересованно-ответственного участия студентов в учебном процессе.

Инновационное образование – это создание в вузе оптимальной и устойчивой учебно-организационной, научно-методической и нормативно-административной среды, обеспечивающей поддержку инновационных подходов к образовательному процессу, которые ориентированы на интеграцию научно образовательного потенциала вуза и отраслевой академической науки и установления партнерских отношений с работодателями. Инновационное образование подразумевает использование возможностей международного сотрудничества и усиление творческого, самостоятельного и заинтересованно-ответственного участия студентов в учебном процессе.

Образовательная модель университета «Дубна» использует системный, проблемно-ориентированный, информационный подходы, которые определяют компетенции выпускников, владеющих современными методами системного анализа, навыками при решении конкретных предметных на основе применения соответствующих теоретических, методических и технологических материалов и использование тех или иных компьютерных средств или систем. Креативный подход формирует у учащихся осознанную самостоятельность и креативность в процессе приобретения предметных знаний и дальнейшей профессиональной деятельности.

Принципы образовательной модели университета «Дубна» включают:

  • фундаментальную университетскую подготовку всех студентов;
  • профессиональную подготовку всех студентов по проблемам взаимодействия природы, общества и человека;
  • мощную информационную поддержку всего учебного процесса с целью обучения студентов высокому уровню информационных технологий;
  • глубокую языковую подготовку всех студентов, существенно повышающую их культурно-образовательный уровень.

Современное образование – это образование в области информационных технологий или I Т-образование, которое отличается непрерывным и быстрым ростом требований к квалификации специалистов. Соответственно, постоянно растут и требования к системе I Т-образования.

Технологическая и информационная глобализация диктует международные стандарты и требования к квалификации I Т-специалистов и, соответственно, к национальным системам подготовки кадров. Высокая скорость обновления технологий превращает IT -образование в постоянный процесс, который не должен прерываться на протяжении всей профессиональной деятельности каждого специалиста.

Особенности IT -образования в университете «Дубна» подразумевают обучение студентов, начиная с 1-го курса, выявлению и постановке предметных задач, их структуризации и формализации, умению творчески осуществлять поиск решения и оценивать последствия принятых решений.

Рис.1. Общая схема постановки и решения задач

Согласно приведенной схеме постановки задач студенты 1-го курса обучаются на примерах: «Моделирование идеального студенческого городка»; «Выбор земельного участка для строительства» и др.

Начиная с 1-го курса, студенты ведут научно-исследовательскую деятельность, отражаемую в курсовых работах по различным дисциплинам: Технология программирования (1-ый курс), Программирование на языке высокого уровня (1-ый курс), Теория принятия решений (2-ой курс), Теория вероятностей и математическая статистика (2-ой курс), Проектирование информационных систем(3-ий курс), Системный подход к организации управления на предприятии (5-ый курс).

Обучение студентов на основе коллекции предметных задач, связанных со специальностью обучаемых, позволяет демонстрировать актуальность изученного материала в будущей профессиональной деятельности.

Коллекции предметных задач разработаны для таких дисциплин как: Информатика, Информационные системы и технологии, Геоинформационные системы, Методы оптимизации и теория принятия решений и многие другие.

Студенты проходят производственную, преддипломную практику и стажировку на площадках IT -компаний и градообразующих предприятий г.Дубны и других регионов. Темы практик: Анализ моделей распределенного кодирования в локальных сетях; Анализ и автоматизация документооборота ООО «Центр-Сервис»; Анализ и проектирование информационной системы для работы склада ОАО «Энергостальконструкция» и др.

Учебная лаборатория информационных систем в образовании

Для обеспечения качественного IT -образования в университете «Дубна» реализован ряд проектов по инновационной подготовке IT -специалистов.

Одним из таких проектов является создание Учебной лаборатории информационных систем в образовании – структурного подразделения университета Дубна, уполномоченного выполнять в соответствии с учебными планами научно-исследовательские и учебно-методические работы по практической подготовке студентов различных направлений университета в области информационных технологий.

Основные направления деятельности Лаборатории

1. Разработка, модернизация и согласование учебных программ по офисным информационным технологиям для студентов различных направлений университета

Учитывая уровень специализации математических дисциплин, необходимую глубину изучения программирования и специфику профессиональных задач, все направления, при участии выпускающих кафедр, разбиты на 4 уровня, для каждого разработана своя учебная программа, которые характеризуются набором базового программного инструментария; глубиной и объемом изучения каждого компьютерного приложения; набором предметных задач, на которых проводится обучение.

Рис.2. Первый уровень — Лингвистика, Психология, Социальная работа, Экология и природопользование, Юриспруденция. Второй уровень — Менеджмент, Социология, Химия, Нетрадиционные и возобновляемые источники энергии, Электрооборудование летательных аппаратов. Третий уровень — Геофизика, Государственное и муниципальное управление, Проектирование и технология электронных средств, Радиационная безопасность, Экономика. Четвертый уровень — Информатика и вычислительная техника, Прикладная информатика, Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем.

2. Внедрение в процесс обучения новых видов информационных технологий:

  • автоматизированная информационная библиотечная система «МАРК» ( курс читается ведущими специалистами библиотечного комплекса университета «Дубна» );
  • справочно-поисковая система «Консультант +» ( с выдачей сертификата об обучении );
  • с 2008 г. в программы курса добавятся новые ресурсы MS Office (InfoPath, OneNote, Publisher и др.)

3. Организация курсов повышения квалификации преподавателей по офисным информационным технологиям:

  • летом 2007 года организованы курсы для преподавателей офисных информационных технологий ОИТ по изучению пакета «Консультант +» ( 12 преподавателей кафедры информационных технологий получили сертификаты уровня «Специалист» )

Обучение бизнес-реинжинирингу

Следующим важным решением при подготовке IT -специалистов было введение в образовательный процесс изучения реинжиниринга бизнес-процессов, который доказал свою исключительную эффективность в области управления современным бизнесом. Основная цель бизнес-реинжиниринга в рамках инновационного образования заключается в подготовке управленческих кадров.

При обучении бизнес-реинжинирингу в университете «Дубна» студентам даются знания, навыки и умения, позволяющие им выполнять:

  • анализ деятельности коммерческой организации;
  • анализ внешней среды, в том числе системы конкурентных сил;
  • определение причин недостаточной эффективности работы коммерческой организации;
  • разработку системы сбалансированных показателей эффективности;
  • разработку целей, стратегий развития и критических факторов успеха, необходимых для достижения поставленных целей;
  • разработку бизнес-планов;
  • проектирование новых, более эффективных вариантов деятельности коммерческой организации;
  • автоматизацию деятельности коммерческой организации.

В процессе подготовки студентов используются кроме традиционных методов (лекции, семинары и др.) специальные методики, позволяющие студентам работать в команде в реальных ситуациях бизнеса, учиться слышать друг друга и принимать коллективно эффективные бизнес-решений: открытие нового бизнеса, разработка эффективной маркетинговой стратегии развития, разработка системы сбалансированных критических факторов успеха и др.

Научно-исследовательский центр управления знаниями и распределенных вычислений

В сотрудничестве с компанией AMD в университете «Дубна» создан Научно-исследовательский центр Управления знаниями и распределенных вычислений, основными задачами которого являются:

  • разработка научной основы производства товарных знаний,
  • организация производства товарных знаний,
  • участие в создании и реализации проектов товарных знаний,
  • разработка научной основы распределенных вычислений,
  • моделирование проектов на основе распределенных вычислений, включающих технологии Grid.

Научно-исследовательский центр Управления знаниями и распределенных вычислений использует в обучении студентов систематическую методику извлечения знаний из различных научных источников. Центром разработана автоматизированная методика анализа научных текстов, которая направлена на разрешение различных вопросов, в том числе таких как: какие вопросы и ответы содержатся в научном тексте; какие методы аргументации использовал автор научной работы; соответствует ли наименование научной работы её содержанию т т.п.

Студент, освоивший методику, способен быстро фильтровать большие объемы информации с целью поиска сведений, необходимых ему для эффективной работы. Методика анализа научного текста была применена для различных предметных дисциплин студентов 4-5-х курсов кафедр социологии и САУ: «Моделирование в социологии», «Разработка управленческих решений», «Теория систем», «Теория автоматизированного управления».

Авторами Научно-исследовательского центра Управления знаниями и распределенных вычислений разработана автоматизированная сетевая система социологического опроса, которая может быть использована для получения различных сведений об удовлетворённости студентов жизни в общежитии, учебным процессом, причинах не посещаемости занятий, отношении к изучаемым дисциплинам со стороны студентов, преподавателей, администрации и т.д.

Система была апробирована в г.г. Санкт-Петербурга и Москвы на задаче «Выявление особенностей корпоративного управления организациями» в отдельных компаниях.

Дополнительная магистратура

Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2005 года № 781 в городе Дубна создана Особая экономическая зона (ОЭЗ) технико-внедренческого типа. К 2011 году планируется увеличить число работающих в IT -компаниях-резидентах ОЭЗ до 10000 специалистов в области IT -технологий.

Университет «Дубна» имеет 14-летний опыт подготовки квалифицированных кадров – специалистов, бакалавров и магистров в области информационных технологий. Эти выпускники востребованы во многих компаниях, предприятиях и научных организациях Дубны, Московской области, России.

Создание ОЭЗ в области IT -технологий в Дубне сделало актуальной задачу ускорения и развития подготовки IT -специалистов в университете «Дубна».

Для успешного развития проекта требуются специалисты, готовые приступить к работе непосредственно после окончания учебы. Тогда компаниям не придется тратить дополнительные финансовые ресурсы на «доводку» знаний, умений и навыков выпускников до потребностей конкретной компании. Это объясняет необходимость тесного сотрудничества с IT -компаниями-резидентами ОЭЗ в образовательной практике.

Для целевой подготовки специалистов Правительство Московской области выделило дополнительные бюджетные места для обучения в магистратуре студентов из других ВУЗов РФ.

В магистратуру университета «Дубна» в период с 2005-2007 г.г. было принято более 100 бакалавров и специалистов.

В настоящее время в университете «Дубна» на информационных кафедрах обучаются магистры из 16 вузов, в частности: МГУ им. Ломоносова, Московский институт радиотехники, электроники и автоматики, Московский инженерно-физический институт, Московский институт стали и сплавов, Московский государственный технический университет им. Баумана, Российский университет дружбы народов, Орловский Государственный технический университет, Бакинский государственный университет, Московский Государственный авиационный технологический университет и др.

Вот мнения некоторых магистров, обучаемых в университете «Дубна» на дополнительной магистратуре.

Суконкина Настя, 6-ой курс магистратуры (ФГОУВПО «Чувашский государственный университет им. И.Н.Ульянова»): «Подход к изучению языков программирования основан на практических навыках. Изучаемые предметы отвечают всем требованиям: выпускник кафедры на рынке труда будет востребованным квалифицированным специалистом».

Столяров Дмитрий, 6-ой курс магистратуры (Тверской государственный университет): «Инновационный подход к обучению, т.е. студентов учат применять современные технологии. Доброжелательное, позитивное отношение преподавателей к студентам. Постоянно совершенствующаяся программа обучения, соответствующая современным потребностям рынка труда IT .»

Система дистанционного обучения

В университете создана и успешно внедряется в образовательный процесс Система Дистанционного Обучения (СДО) как основа для организации непрерывного образования в г. Дубна, которая используется в среднем, высшем очном и заочном, а также дополнительном образовании.

Единая среда дистанционного обучения направлена на:

  • обеспечение всех форм (очное, заочное, очно-заочное) и этапов (школьное, среднее, высшее, дополнительное) обучения;
  • организацию доступа обучаемых к различным ЭУМ и возможностям СДО в соответствии с их статусом в СДО (школьник, абитуриент, студент, аспирант, молодой ученый, специалист, преподаватель);
  • организацию обратной связь с участниками ИСО посредством традиционных видов связи, видеоконференций, электронной почты, форумов и семинаров;
  • работу с электронными и мультимедийными учебными материалами (методические пособия, программы курсов, электронные учебники и др.).
  • Цели создания и использования Системы Дистанционного Обучения:
  • Внедрение в различные формы и виды образования;
  • Создание учебно-методического и программного обеспечения учебных программ;
  • Разработка спецкурсов, семинаров, практикумов, образовательных модулей;
  • Создание электронного контента, ориентированного на применение мобильных коммуникационных средств обучения.

База знаний СДО позволяет создавать различные варианты ЭУМ и формализовать их, на сегодняшний день база содержит : 210 курсов для высшего очного и заочного обучения, разработанных преподавателями университета; 10 курсов для дополнительного обучения (выполненных по заказу МПР и РГБ) ; 32 курса для средних школ, разработанных учителями средних школ и центра развития информационных технологий ГорУно г.Дубны.

Результаты внедрения СДО в в ысшее профессиональное образование (очная форма) заключается в том, что п реподаватели–предметники, использующие СДО в учебном процессе, отмечают повышение успеваемости по своим дисциплинам. Появилась возможность более наглядно представлять на занятиях учебный материал с помощью набора демонстрационных материалов (видеолекции, флэш–ролики, иллюстрации и демо-материалы к задачам). С помощью СДО удобно проводить контроль качества знаний, где может быть представлен индивидуальный набор вопросов для каждого студента. Модуль «Статистика тестирования» позволяет объективно оценивать качество знаний как одной или нескольких групп, так и каждого студента индивидуально.

Результаты внедрения СДО в Высшее профессиональное образование (Заочная форма) включают использование э лектронных учебных материалов, которые позволяют учиться в любом месте и в любое время, то есть строить индивидуальную траекторию своих занятий между экзаменационными сессиями. Работая в СДО, студенты заочного отделения осваивают информационные технологии, даже те, кто совсем не был знаком с компьютером. Появился интерес к самоконтролю, как следствие, повышение мотивации студентов и повышение качества обучения.

Результаты внедрения СДО в Дополнительное образование заключаются в п остоянно организовываемых курсах повышения квалификации в области ИКТ. На настоящий момент обучено:

  • Около 500 учителей школ г. Дубны;
  • Более 50 преподавателей–предметников средних школ г. Дубны разработке учебно-методических материалов по программам средней школы.
  • 50 библиотечных служащих Российской Государственной библиотеки.
  • 80 преподавателей Университета «Дубна».

Открытый университет информационных технологий

Для целевой подготовки IT -специалистов и кадрового обеспечения ОЭЗ «Дубна» в мае 2006 года при поддержке Правительства Московской области, Администрации г.Дубны и Территориального Управления РосОЭЗ был создан Открытый университет информационных технологий как некоммерческое партнерство ВУЗов и IT -компаний.

Целью создания Открытого университета информационных технологий является консолидация научного и образовательного потенциалов учебных заведений, научно-исследовательских учреждений и компаний-резидентов ОЭЗ «Дубна» и других регионов для увеличения реального вклада образовательного и научного потенциала в социально-экономическое развитие регионов.

Партнерами Открытого университета информационных технологий являются ведущие вузы России: Московский институт радиотехники, электроники и автоматики, Тверской, Воронежский, Смоленский, Орловский Государственные университеты, Московский государственный университет экономики, статистики и информатики, Воронежский институт высоких технологий и др.

Соглашение о создании Открытого университета подписали градообразующие компании: ОИЯИ, Приборный завод «Тензор», НПЦ «Аспект» и др., а также IT -компании: Корпорация AMD , ООО «Люксофт», ОАО НПО «Транскомсофт», ООО «Астрософт» и др.

Направления деятельности Открытого университета информационных технологий включают:

  • организацию заказа на подготовку, переподготовку и повышение квалификации специалистов с учетом потребностей заказчиков и возможностей современных образовательных и коммуникативных технологий;
  • оказание консалтинговых услуг по вопросам кадрового обеспечения IT -специалистами;
  • предоставление инструментария для ведения различных проектов в области IT -технологий по областям применения на основе научных разработок университетов – членов НПКО ОУИТ, в том числе методов административного управления в виртуальных организациях, распределенных ГИС и баз данных, методологии распределенного ведения проектов и т.д.;

Основным направлением деятельности Открытого университета информационных технологий является целевая подготовка специалистов совместно с компаниями-резидентами.

Центры компетенций конкурентоспособности студентов

Для обеспечения конкурентоспособности студентов университета «Дубна» созданы центры компетенций совместно с ведущими IT -компаниями.

24 сентября 2007 г. подписан Меморандум о взаимопонимании с Российским представительством корпорации IBM (г..Москва) о создании в университете «Дубна» Академического Центра Компетенции IBM в области проектирования виртуальных организаций.

Основная задача Центра компетенции заключается в проведении и поддержке научных некоммерческих исследований в области проектирования виртуальных организаций как новой формы ведения бизнеса и обучения в XXI веке.

Сотрудничество с Центром компетенции предлагает:

  • студенту – ознакомление с широким спектром корпоративных приложений фирмы IBM и изучение современных информационных технологий;
  • аспиранту – участие в проведении исследований новой формы ведения бизнеса и образования в XXI веке, публикацию результатов исследований в трудах и материалах Центра компетенции;
  • преподавателю – ознакомление с программным обеспечением фирмы IBM и использование его в учебном процессе, разработку учебных пособий и методических материалов по изучению и освоению современных информационных технологий.

В настоящее время ведется деятельность по созданию академического центра компетенций Oracle .

Корпорация Oracle обязуется обеспечить наполнение компьютерных классов необходимым программным обеспечением и проведение лекций и семинарских занятий ведущими консультантами. Создание центра позволит привлечение специалистов и студентов для участия в конференциях, семинарах, выставках и других мероприятиях. Перечень курсов, предлагаемых корпорацией Oracle : базы данных Oracle ; базовые технологии и корпоративные информационные системы; управление проектами; управление рисками; бизнес аналитика; управление логистикой.

Виртуальная лаборатория

Созданная виртуальная лаборатория, цель которой состоит в привлечении современных информационных корпоративных технологий для обучения студентов работе в проектных командах, подразумевает такие направления как: управление организацией; моделирование сложных систем; проектирование динамических экспертных систем и муниципальных и региональных информационных систем; проектирование систем мониторинга; разработка виртуальных учебных учреждений.

В лаборатории осуществлена установка и выполнена апробация ERP системы, а также установлен пакет бизнес-приложений Oracle Applications. Компоненты этих систем планируются для следующих дисциплин:

  • Информационные системы в административном управлении (муниципальный, региональный уровни),
  • Разработку управленческих решений,
  • Теория организаций,
  • Информационный менеджмент
  • Теоретические основы автоматизированного управления,
  • Проектирование информационных систем,
  • Современные технологии исследования больших и сложных систем

Таким образом, основные принципы IT -образования в университете «Дубна» включают расширение направлений IT -подготовки и совершенствование программ учебных курсов для интеграции современных образовательных технологий и повышения качества и доступности образования.

Тесная кооперация университета «Дубна» с IT -компаниями, заинтересованными в высококвалифицированных кадрах обеспечивает новый уровень качества подготовки специалистов, повышение их конкурентоспособности и востребованности на рынке труда за счет создания оптимальных образовательных программ для обучения целевых групп в интересах IT -компаний.