Russian
| English
"Куда идет мир? Каково будущее науки? Как "объять необъятное", получая образование - высшее, среднее, начальное? Как преодолеть "пропасть двух культур" - естественнонаучной и гуманитарной? Как создать и вырастить научную школу? Какова структура нашего познания? Как управлять риском? Можно ли с единой точки зрения взглянуть на проблемы математики и экономики, физики и психологии, компьютерных наук и географии, техники и философии?"

«ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ СИСТЕМНО-КРЕАТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ – БАЗОВАЯ СТРАТЕГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В XXI ВЕКЕ» 
А.В. Шевырёв, М.Н. Романчук

Шевырёв А.В. — директор Центра креативного мышления МАЭП, к.э.н.,
Романчук М.Н. — ректор ИПИУ г. Москва, к.э.н., доцент

Человечеству нужен новый тип мышления — креативный. Формирование человека креативного типа предполагает освоение им принципиально новой культуры мышления, суть которой заключается в развитии интеллекта человека с помощью не традиционных технологий обучения. В подобных технологиях акцент делается не столько на организацию и переработку знаний, сколько на их порождение.

Шквал проблем, обрушившихся на человечество в XX и начале XXI столетий заставляет говорить о «провале» («коллапсе») решений (Дж. Надлер, Ш. Хибино, Дж. Фаррелл), системном кризисе культуры (В. Хексле, Ю. Хабермас, Ф. Хоркхаймер, Т. Адорно, М. Вебер, Д. Лукач и др.), антропогенетическом кризисе (А. Арсеньев, В. Семенов и др.), кризисе «несовершенного общества» (А. Печчеи, Э. Гидденс, У. Бек) и т.д. и т.п. Человек перманентно прибывает в проблемном пространстве в режиме с обострением, преобразовывающемся на наших глазах в пространство катастроф, например, сегодняшний мировой финансовый кризис.

Почему теряется управляемость социальностью?

В философии существует принцип адекватности методов познания (управления) объекту познания (управления). Сегодня изменилось состояние самого объекта управления – социума, рынка, человека – «распалась связь времён», а методы познания и управления остались прежними, т.е. неадекватными, мы пытаемся открыть «новую дверь» старыми «ключами».

При этом теория и практика менеджмента, и образования в том числе, остаются неизменными, основанными на классических принципах тейлоризма (в лучшем случае модернизированного), мы по-прежнему учим студентов накапливать, организовывать и преобразовывать знания, что в существующей ситуации уже явно недостаточно, но никак не генерировать их.

Ключ к устойчивому развитию общества – это непрерывное творческое развитие. Всё вышесказанное относится не только к общецивилизационным (глобальным) проблемам социально-экономического, политического и технологического развития, но также и к проблемам национального, регионального и организационного развития.

Человечеству нужен новый тип мышления — креативный. Формирование человека креативного типа предполагает освоение им принципиально новой культуры мышления, суть которой заключается в развитии интеллекта человека с помощью не традиционных технологий обучения. В подобных технологиях акцент делается не столько на организацию и переработку знаний, сколько на их порождение.

Отсюда ключевой задачей профессионального образования становится обучение слушателей креативному мышлению, в том числе и коллективному, а ключевым элементом любой современной технологии профессионального образования становится технология формирования и развития системно-креативного мышления . Сегодня становится важнее правильно думать, чем много знать: «Воображение важнее знания» (А. Эйнштейн)

Подобная технология позволяет в течение полутора — двух часов организованного мышления «почувствовать» суть проблемы намного глубже и продвинуться к решению намного дальше, чем за недели, а может быть и месяцы беспорядочных поисков («Независимая газета»). На эту технологию, как на каркас, «одевается» любой предметный материал, в виде учебной дисциплины или конкретной управленческой ситуации.

Образование на рубеже XX — XXI веков носит явно кризисный характер и требует неотложной реформы существующих концепций, технологий и методик.

Приметы этого многообразны – отставание от потребностей развивающегося информационного мира, устаревшие методики обучения, ориентированные на усвоение и репродукцию знаний, усреднённый подход к учебному процессу, отсутствие эффективных компьютерных технологий ведения занятий, методологическая беспомощность студентов и т.д. и т.п. Сегодня главное не стремиться знать всё, а знать, как получить необходимое знание. Универсализм специалиста сегодня заключается не в объёме полученных знаний и навыков, а в овладении общей системой ориентации в жизни, умение постоянно пополнять и достраивать свою личную систему знаний, уметь находить путь к уже существующему знанию и уметь генерировать новое знание (личностное – М. Поляни). Жить – значит познавать, думать в глобальной системе координат, решая свои локальные проблемы.

Сегодня, в эпоху четвёртого, интеллектуального передела, страны делятся на думающие эффективно и неэффективно. Деинтеллектуализация российского общества достигла невиданных размеров (С. Кара-Мурза), идет направленное воздействие на создание искажённой системы ценностей общества потребления, создание структуры квазипотребностей (К. Левин) и системы ценностей, порождающих утрату человеком смысла жизни. В основе успехов лидеров мировой экономики лежит развитое управленческое сознание (мышление), основой которого всё чаше выступает системная креативность. Креативное управленческое мышление в современной России только формируется и первостепенная роль в этом должна принадлежать высшей школе.

Концепция формирования и развития системно-креативного мышления и управления предусматривает осуществление следующих эта­пов:

  • повышение роли, статуса и изменение места управленческой подготовки студентов в общей системе их обучения и воспитания – придать управленческой подготовке системообразующие и координирующие функции во всём учебно-воспитательном процессе;
  • повышение уровня методологического образования студентов – сформировать у студентов методологическую составляющую их управленческого мышления, обеспечивающую переход от преимущественного индуктивного (школьного) стиля мышления к преимущественно дедуктивному и абдуктивному (вузовскому);
  • дальнейшее интегрирование всех управленческих дисциплин в единую целостную систему научного знания об управлении – выработать у студентов высокую управленческую эрудицию, осознать ими управление как единую систему;
  • переориентация методик преподавания дисциплин с преимущест­ венного присвоения студентами знаний на преимущественную их творче­ скую выработку и использование;

Реализация концепции в МАЭП и других вузах России осуществляется под эгидой УМО вузов России по образованию в области менеджмента (ГУУ) и Союза негосударственных вузов г. Москвы и Московской области.

Для реализации этих этапов в МАЭП была проделана определённая работа, созданы специальные технологии обучения и программные продукты (Рис. 1):

Рис. 1 Виды программных продуктов и образовательных услуг для формирования и развития системно-креативного мышления

  • Разработана концепция креативного менеджмента как интегрирующей управленческой дисциплины (2001г);
  • Разработана и апробирована в учебном процессе программа спецкурса «Креативный менеджмент» (2001г);
  • Подготовлены учебно-методические материалы по курсу «Креативный менеджмент» (2003г, 2007г);
  • Разработан и введён в эксплуатацию сайт www . ewrikasmc . ru (2007 г.) – обучение (в т.ч. «библиотека»), технологии и программное обеспечение системно-креативного мышления и управления.
  • Разработан «Мультимедийный учебно-методический комплекс «Основы креативного менеджмента» (2006г);
  • Разработаны технологии креативного менеджмента и программное обеспечение использования этих технологий и программ в учебном процессе (ПК «ТТРП-ЭВРИКА», свидетельство об официальной регистрации Федеральной службы РФ по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам №2006610693) (2006г);
  • Разработана методика обучения управленческому проектированию в учебном КСЦ в режиме деловой игры с управлением командной креативностью в режиме реального времени (программа TeamCreator) (2006г).
  • Созданы класс-мастерская управленческого мышления (2001 г.) и лаборатория креативного мышления (2003 г.), реорганизованная в 2007 году в Научно-исследовательский центр креативного мышления;
  • Подготовлена монография «Креативный менеджмент: синергетический подход», Белгород, ЛитКараВан, 2007.

Системно-креативный менеджмент ( System Managing Creativity ), как реализация синергетической парадигмы мышления, в т.ч. в образовании, позволяет активно внедрять синергетические методы образования в следующем виде (Е.Н. Князева, С.П. Курдюмов):

  1. самообразования – овладеть способностью пополнения и генерации знаний, а также быстрой ориентации в сложно организованных базах данных и разветвлённых системах знаний, а также современными способами самообразования. А в передаче этого Know how может помочь педагог;
  2. связи учителя и ученика как создания условий, при которых возможно активное продуктивное творчество учащихся – система открытого диалога, прямой и обратной связи, попадание – в результате совместного разрешения проблемных ситуаций в процессе управленческого проектирования – в один и тот же, самосогласованный темпомир, т.е. функционировать с одной и той же скоростью восприятия и представления, в одной и той же управленческой среде как одно целое; Обучение становиться интерактивным (У. Матурана, Т. Паск, Ф. Варела) – не только учитель учит ученика, но и ученик учителя – кооперативное, когерентное поведение. Педагогу в такой ситуации легче понимать студента, студенту – учителя;
  3. пробуждающегося обучения – использование технологий креативного менеджмента в образовании позволяет преодолевать неорганизованные устремления студента, делая их творческими, инновационными;
  4. адаптивного обучения – обучение имеет резонансную природу: осуществляется ускоренный переход к новым, модифицированным структурам знаний и поведения;
  5. обучение как фазового перехода – в результате обучения перестраивается личность обучающегося, обучение не только усиливает следы памяти и уже существующие синоптические связи, но и радикально перестраивает всю конфигурацию сознания;
  6. гештальт – образования: синергетический подход в образовании – это гештальт – образование. Процесс обучения, связь обучаемого и обучающего позволяет обнаружить скрытые потенции на перспективные тенденции собственного развития. Гештальт – образование можно интерпретировать как передачу целостных блоков информации, качественную смену, перестройку, конфигурации ситуации обучения. Научить мыслить нелинейно, системно-креативно – значит научить мыслить в альтернативах, предлагая возможность изменения темпа развития проблемной ситуации, её качественной логики. Обучать креативно – значит воспитывать талантливых людей.

Для формирования и развития навыков креативного мышления в ВУЗе необходима серьёзная системная работа, позволяющая связать весь комплекс организационно-управленческих мероприятий, технологий и программных продуктов в единое целое.

Виды работ по формированию и развитию системно-креативного мышления в ВУЗе (на примере Московской академии экономики и права) приведены на Рис. 2

Рис. 2 Название новой учебной дисциплины «Креативный менеджмент – системное управление процессом креативного мышления (индивидуального и командного)

С середины 70-х годов XX века произошло необратимое изменение стиля научного (но не управленческого и образовательного!) мышления. Предпосылка его развития была создана с появлением конструкционистского и интуитивистского направлений в логике (А. Марков, Брауэр и др.). Метафорически можно сказать о самоконструировании (проектно-конструкционной деятельности, сценарности) интуиций, как возможных состояний реальности.

Креативность – это способность генерации нового знания путём технологически управляемого расширения и трансформации видения реальности как будущего, способного системно организовать настоящее, т.е. креативность – это творческое конструирование в режиме самоорганизации процесса мышления. В этом смысле креативность отличается от творчества, как генерации нового знания путём использования уже существующих («слабых» и актуальных свойств, Л. Секей) свойств, связей, отношений, хотя и скрытых. Креативность предполагает ( to create – создавать) «создание» (проектирование) таких свойств из уже существующих элементов (свойств, отношений). Творчество характеризуется неуправляемой спонтанностью, креативность – управляемым продуктивным воображением (И. Кант).

Креативность предполагает необходимое разнообразие знаний, а первоначальный ментальный порядок есть потенциальная целокупность всех возможных порядков (П. Валери). Сценарность креативного мышления близка к модели мысленного экспериментирования, к балансированию «на грани хаоса» (И. Пригожин) – действительного и возможного.

Системно-креативное мышление – мышление, активизирующее креативность в процессе решения существующих проблем и поиска новых возможностей.

Сегодняшние организации (в т.ч., и прежде всего, ВУЗы) должны найти для себя новые образы и формы, которые помогут им трансформироваться в так называемые интеллектуальные организации. Интеллектуальная организация должна фокусироваться на будущем, которое она хочет создать (проактивный подход). Ее ключевая цель – преуспевать в мире хаоса и неопределенности, воспринимая их не как препятствия, а как новые возможности, там, где основная масса теряет, они находят. Кредо интеллектуальной организации: «Думай глобально, действуй локально» и «Думай из будущего в настоящее».

Неотъемлемой частью интеллектуальной организации, ее «мозговым центром» является креативный ситуационный центр (КСЦ), предназначенный для целей стратегического планирования и оперативно-диспетчерского управления организацией. Креативные ситуационные центры позволяют повысить качество управленческих решений прежде всего за счет использования системно-креативного подхода к разработке и реализации управленческих решений.

В настоящее время существуют два основных подхода в разработке теории и практики менеджмента в образовании – Л.Ф. Никулин, Л. М. Андрюхина и др.:

Первый подход – неоклассицизм рационалистического толка (посттейлоризм) — в этом стиле написано абсолютное большинство учебников по менеджменту и разработке управленческих решений – характеризуется безличностными процессами трансформации и организации знаний, без привязки к конкретным проблемным ситуациям;

Второй подход – эпистемологическая реальность менеджмента осуществляется с собственно человеческой, личностной стороны как «познающего тела» (У. Матурана, Ф. Варела). Отсюда проблемное поле современного менеджмента определяется (Л.М. Андрюхина, Е.Н. Князева и др.):

  • Смещением предмета анализа с процессов дедуктивной трансформации, переработки и организации знаний к процессам генерации нового знания;
  • Переходом от грубого анализа знания как ресурса менеджмента (ресурсный подход) к их тонкой дифференциации (физические и физиологические знания – embodied , экспертные знания – embrained , кодифицированные на носителях знания – encoded , материализованные в технологиях, процедурах знания – embedded , общие интеллектуальные знания – patterns , разделяемые коллегами, явные ( explicit ) и неявные ( tacit , implicit ) знания (М. Поляни, И. Нонака, Х. Такеучи), а также анализа знаний в контексте исторического развития (эпистемы М. Фуко, М. Хайдеггер и др.);
  • Повышенным вниманием к процессу мышления (поиска рациональности) не только как чисто психологическому процессу (концепция НЛП, медитативные техники изменения состояния сознания Т. Лири, К. Кастанеды, Н. Рериха и т.д.), но, прежде всего как культурному фактору организационного развития (В.С. Швырёв, В.С. Стёпин и др.);
  • Разработкой моделей интеллектуального обучения, заменяющих стандартизированные процедуры трудовых операций Ф.У. Тейлора – Э. де Боно, Т. Бьюзан, Г.С. Альтшуллер, Т. Вуджек, Дж. Ниренберг, И. Нонака, Х. Такеучи, К. Арджирис, Р. Салмон и др.

«Ядром», в котором происходят процессы как обучения (учебный креативный ситуационный центр (учебный КСЦ), классы (студии) управленческого мышления в ВУЗах), так и управления (профессиональный КСЦ) в интеллектуальной организации, является креативный ситуационный центр организации (КСЦ) – специальный учебно-игровой и/или профессиональный управленческий комплекс, оборудованный средствами визуализации, обработки и генерации информации, включая работу с базами данных, графическими редакторами и специальными программными приложениями.

Креативный ситуационный центр (КСЦ), предназначен для целей стратегического планирования и оперативно-диспетчерского управления организацией, в т.ч. ВУЗом.

Создание креативных ситуационных центров (КСЦ) является сегодня одной из актуальнейших задач повышения эффективности управленческой деятельности. В настоящее время в мире насчитывается несколько сотен ситуационных центров работающих в режиме реального времени.

Принципиальным отличием КСЦ, разработанного в НИЦ креативного мышления МАЭП от обычного ситуационного центра, которые находят всё большее применение в управлении (прежде всего государственном – в России ситуационные центры функционируют в Администрации Президента РФ, в Правительстве РФ, аппаратах уполномоченных представителей Президента РФ, МЧС, ФСО, МВД, МО, ОАО РЖД, РАО ЕС и др. ведущих организациях) , является использование в процессе разработки, организации и реализации управленческих решений специальных технологий системно-креативного мышления (управления), основанных на нелинейных принципах мышления (управления).

П одобные обучающие структуры: классы (студии) креативного управленческого мышления (управления), учебные КСЦ (см. www . ewrikasmc . ru ) начинают активно внедряться и в образование (Московская академия экономики и права, Орловский государственный технологический университет, Академия ФСО г. Орёл, Белгородский государственный университет, Белгородская государственная сельскохозяйственная академия, Институт прикладной информатики и управления г. Москва, Корпоративный институт ОАО «ГазПром», Институт современной экономики г. Москва, Институт социальных наук г. Москва, Северо-западная академия госслужбы филиал г. Калуга и др.). Проведены десятки корпоративных тренинг-семинаров с использованием программного комплекса “ТТРП-ЭВРИКА”, спецкурс по креативному управленческому мышлению успешно использовался в программах МВА и магистратуры ведущих российских вузов: Государственный университет управления, Московский государственный университет экономики статистики и информатики (МЭСИ), Академии народного хозяйства при правительстве РФ, Международной высшей школы бизнеса (МИРБИС), Высшей коммерческой школы и др.

Вузы видят внедрение у себя подобных классов (студий) и технологий как одну из новых форм преподавания, которая может внести принципиальные изменения в существующую образовательную модель, а также помочь в решении сложных внутривузовских проблем.

Именно такая технология, разработанная на базе класса-мастерской управленческого мышления Московской академии экономики и права в виде программного комплекса Технология творческого решения проблем «ТТРП-ЭВРИКА» , уже сейчас активно используется в учебном процессе нескольких московских и региональных вузов.

В Московской академии экономики и права с 2006 года действует учебный КСЦ, на базе класса-мастерской управленческого мышления. Основная цель учебного КСЦ – формирование и развитие практических навыков управленческого проектирования у студентов.

В рамках проведения организационно-мыслительных и организационно-деятельностных (деловых) игр, студентами МАЭП разработаны несколько десятков реальных управленческих проектов (программ): «Россия на перепутье XXI века» (программа), проекты — «Народосбережение», «Работа ОАО Морской порт Санкт-Питербург», «Доступное жильё», «Транспортные проблемы мегаполиса», «Материнский капитал», «Оптимизация работы оптового склада», «Эффективность использования времени студентами», «Разработка системы онкологического обслуживания в России», «Проблемы миграции в России», «Мотивация участников учебного процесса в целях повышения качества образования (на примере МАЭП)» и др. (см. Рис. 3)

Рис. 3 Управленческие проекты студентов ПК ТТРП-ЭВРИКА позволяет:

  • Связать знания слушателей по различным учебным дисциплинам в единую, постоянно развивающуюся систему знаний, позволяющую интенсифицировать процесс образования.
  • Сформировать и совершенствовать навыки управления и, прежде всего управленческого мышления, при разработке и реализации конкретных проектов, учитывая индивидуальные когнитивные особенности и образовательные потребности слушателей.
  • Значительно облегчить практическую работу преподавателей и слушателей в компьютерных классах, перевести их в исследовательский режим. Сделать эту работу интересной и захватывающей, повысить производительность труда преподавателя, дать возможность студенту работать самостоятельно.
  • Повысить «чувствительность» пользователей к конкретным проблемным ситуациям;
  • Привить вкус пользователей к культуре аналитической работы.
  • Минимизировать затраты на программное обеспечение управленческой подготовки слушателей и ее главной составляющей управленческого мышления (одна интегрированная обучающая система для самых разных учебных дисциплин: экономических, юридических, социальных, психологических и т. д.).

Проведение занятий по креативному менеджменту осуществляется в учебном КСЦ с помощью технологий управленческого проектирования в среде ПК «ТТРП-ЭВРИКА». Основная цель этих занятий – выработать «чувствительность студентов к реальным проблемным ситуациям, связать их знания в единую систему с помощью методов Action learning и Case — study .

В заключение следует отметить, что современный подход к обучению становится необходимым условием выживания ВУЗа, а сам процесс обучения становится основой его развития и изменения.