Д.С. Чернавский, Н.И. Старков
ФИАН
Введение.
Интерес к этой теме в последнее время заметно возрос [1]
В классической теоретической (математической) экономике (т.н. «мейнстрим») психологический фактор не учитывается. В ней используются аксиомы о том, что экономическое поведение людей разумно: потребитель стремится получить максимум полезности, производитель – максимум прибыли. Используются понятия: функция полезности и производственная функция. Принимается, что «разумность» — понятие универсальное, функция полезности всюду выпукла и рыночное равновесие единственно. Это позволяет использовать математический аппарат максимизации целевых функций.
Конечная цель этого подхода – построение модели «идеального общества», в котором интересы всех групп максимально удовлетворены.
Недостатки «мейнстрима» в следующем.
Он не описывает важные процессы, протекающие в реальности: развитие экономики (в том числе кризисы и волны) .
2. Не учитывает психологические факторы, такие как, стремление к творчеству (новаторство), «капризы моды», эмоции и т.п. Это принципиальный недостаток. Действительно, если поведение экономических агентов «разумно», то в нем нет места «капризам».
3. Существование «идеального общества» не реально в той же мере как и утопии великих гуманистов прошлого.
В практической экономике (маркетинг, реклама, торговля и пр.) психологический фактор является главным и, конечно, учитывается [2]. Это обсуждается в работах, посвященных микроэкономике (см. ), преимущественно на вербальном уровне. Математические модели используются эпизодически [3].
То же относится и к социологии. Здесь коллективная психология обсуждается давно и детально (см.[2]). Основное внимание уделяется процессу формирования общественного мнения, начиная с момента, когда оно отсутствует и кончая моментом, когда оно становится единым. Современное состоянию вопроса обсуждается в монографии [4].
Разрыв между высокой теорией и практикой в последнее время стал очевиден, о нем идут дискуссии в рамках «мейнстрима», чему посвящена монография [1].
Существует второе направление теоретической экономики – эконофизика, которое объединяет экономику (включая анализ событий на бирже) и физику . Оно имеет много названий: эконофизика (физическая экономика), эволюционная экономика и др. , однако, все они составляют единый блок теоретических исследований. Они исходят из одинаковых положений, принятых в физике, химии, биофизике и других развивающихся науках (подробнее см. [5]).
Это направление основывается на теории развивающихся систем.. Экономическое поведение людей представляются в форме функций спроса и производства. Последние не «выводятся» из постулата «разумности», а строятся как результат формализации наблюдений за реальным поведением объектов. В них учитываются как элемент «разумности» так и психологические факторы [6]. Пример поведения рационального, но реального потребителя рассмотрен в [7].
Это направление междисциплинарно, и является разделом «синергетики». Сама синергетика – широкое научное направление, цель которого объединение точных, естественных и гуманитарных наук [8,9]. Оно включает экономику, физику, биологию, теорию информации, и, в последнее время когнитивую науку. Сейчас синергетический подход становится популярным.
Цель предлагаемого сообщения – показать, как психологические факторы могут быть учтены в математических моделях макроэкономики.
Психологические факторы.
До недавнего времени психология была наукой гуманитарной и фактологической. В последнее время появилась когнитивная наука (раздел синергетики, см. [10,11]). Она включает биологию, нейрофизиологию, теорию нейросетей и динамическую теорию информации. Ниже мы обсудим психологические факторы с позиций когнитивной науки.
Свойство всех живых существ – стремление сохранить, распространить и создать свою условную информацию. Под последней понимается код, способ общения, правила поведения в коллективе себе подобных (поведенческие реакции). В человеческом обществе условной информацией являются: язык, религия, правила поведения и т.п. Выбор варианта (кода, языка ит.д.) происходит в результате взаимодействия равноправных субъектов (их борьбы, договоренности) и потому является условным. Принцип сохранение своей информации в биологии включает в частности борьбу за выживание (индивидуума, рода, вида и т.д.). Из него следует, что в одной экологической нише на данном трофическом уровне может стабильно существовать один (и только один) вариант условной информации , т.е. один вид из многих возможных и равноправных. Это положение – результат обобщения наблюдений (носит название «теорема Гаузе»). Оно же следует и из теоретической модели борьбы условных информаций (см.[9])
В социальном аспекте это означает, что в данном обществе (стране, регионе) имеет место один, общий для всех, тип условной информации: языка, правил поведения, идеологии, т.е один тип поведенческих реакций. При этом в разных обществах и в разное время поведенческие реакции в общем случае отличаются.
Отметим, что условие сохранения своей информации и создания новой дуальны, т.е. противоречивы. При создании «нового» «старое» должно уступать ему место , т.е. не сохраняться. Тем не менее, оба условия необходимы: первое для сохранения целостности общества[I], второе – для его развития. При решении конкретных задач в определенных условиях и с определенными целями преобладает либо одно условие либо другое, но не оба вместе.
Соответственно существует два типа психологии: коллективная и индивидуальная. Первая отражает стремление к сохранению общества (т.е. «быть как все»). Вторая отражает стремление к созданию нового и тем выделиться из коллектива, «быть выше других».
Сказанное выше относится к коллективной психологии. На неё можно воздействовать (управлять) как с помощью государственных институтов (СМИ, образование), так о общественных организаций и интернета. Можно сказать, что коллективная психология институционально управляема. От индивидуальных (врожденных) свойств человека коллективная психология зависит слабо. Человек, попавший в определенное общество, вынужден следовать принятым в нем правилам поведения, даже если они ему не нравятся. В макроэкономике коллективная психология влияет на поведение потребителей и рядовых производителей (рабочих).
Индивидуальная психология зависит от врожденных свойств человека (в частности, генетических) и воспитания в раннем детстве. Роль её в экономике детально обсуждается в 1 На индивидуальную психологию можно влиять (управлять ею) медикоментозно (психотропные препараты, наркотики). Общественные институты такого влияния (например, наркобизнес) запрещены (хотя реально существуют).
В экономике индивидуальная психология проявляется в поведении руководителей отдельных предприятий (владельцев) при принятии решений. Здесь важны качества: смелость (склонность к риску) или, напротив, осторожность. Это важно в микроэкономике и отражается в моделях, описывающих освоение инноваций.
Ниже мы акцентируем внимание на роли коллективной психологии в макроэкономике.
3. Коллективная психология в макроэкономике.
В макроэкономике используются т.н. однопродуктовые модели, в которых фигурирует единый агрегат товаров (единый «продукт»), функция спроса на него и производственная функция [5,6]. При этом встают вопросы:
1. Как формируется единый агрегат из многих конкретных товаров и насколько оправдано его использование.
2. Как коллективная психология влияет на форму и параметры функции спроса и производства.
Обсудим эти вопросы, используя форму функций, предложенную в [6]. Она может быть аппроксимирована выражением
(1)
Здесь: Q — количество агрегированного товара, приобретаемое в единицу времени. r – покупательная способность, равная r=u/p, где u -ликвидные накопления потребителей и p — цена товара. Величина r — характеристика благосостояния членов общества.
Графики функций спроса и производства представлены на рис. 1
Рис. 1. Функция спроса – кривая с изломом, производства – ломаная прямая
Агрегат включает три типа товаров:
(1) Жизненно важные товары (пища, одежда, жилище). Потребительская ценность их очевидна и спрос на них слабо зависит от псих- фактора. Спрос на эти товары преобладает при малых значениях благосостояния. Пищевая часть этого агрегата называется «продовольственной корзинкой». В ней выбираются пропорции между продуктами, наиболее полезные физиологически. Например: полезно определенное сочетание хлеба и масла, но не один хлеб (без масла) и не одно масло (без хлеба). То же относится к сочетаниям пищи, одежды и жилища. Т.о. формирование единого агрегата в этой области определяется физиологией человека и в этом смысле «полезность» его объективна.
(2) Товары долговременного пользования (предметы комфорта, удобства и т.п.). Спрос на них определяется коллективной психологией т.е. стремлением быть «как все», доводы разума играют второстепенную роль. В результате борьбы мнений и взаимных договоренностей возникает представление о едином агрегате предметов комфорта – т.н. «джентельменский набор» Подчеркнем, в данном обществе этот набор — единственный. Конкретные предметы в нем могут различатьсч (например, марки автомобилей), но сам предмет (автомобиль) у джентельмена должен присутствовать. Наличие другого набора (например, вместо автомобиля – верблюд, как в Туркмении) общество не допустит. Это – глубинное свойство формирования коллективной психологии (см. выше).
Т. о. формирование единого агрегата в этой области определяется не физиологией, а психологическими факторами. Спрос на этот агрегат появляется, когда благосостояние потребителей превышает пороговое значение rmin . Величина rmin отражает коллективную психологию общества. Больщая величина rmin означает, что в обществе принято сберегать средства и тратить их только тогда, когда есть их избыток. Малое rmin означает, что в обществе господствует стремление получить «всё и сразу» даже при малых сбережениях.
3) Элитные товары (произведения искусства, украшения и элитные образцы первых двух типов). Спрос на них определяется стремлением выделиться из общей массы, быть «лучше других». Этот спрос определяется индивидуальной психологией . Потребительской ценности эти товары не имеют, но являются «символами успеха». Набор элитных товаров, вообще говоря, не представляет собой единый агрегат. Пропорции между компонентами его не фиксированы, а определяются индивидуальными предпочтениями. Однако, важен не сам набор, а его цена, которая и символизирует степень успешности его владельца. Спрос на совокупность (агрегат) элитных товаров не насыщаем, хотя спрос на конкретный предмет роскоши падает с ростом его производства и снижением цены. Спрос на элитные товары играет роль при больших значениях благосостояния потребителей r .Параметр e отражает рост вклада элитных товаров в суммарный спрос.
Изложенные соображения являются достаточным основанием для введения единого агрегата в однопродуктовом приближении.
Производственная функция F(r(in) ) — количество производимого в единицу времени продукта. Оно зависит от оборотных средств предприятий r(in) При малых r(in) величина F пропорциональна вложенным оборотным средствам. . При больших значениях r(in) величина F достигает максимального значении Fmax и не зависит от r(in) (эффект убывающей отдачи). Параметры c и Fmax зависят от уровня технологии и от работоспособности трудящихся. Последняя включает психологический фактор – склонность к труду.
Состояние экономики общества существенно зависит от значений упомянутых параметров и при изменении их могут происходить как «кризисы, так и «взлеты». Продемонстрируем это на примере простейшее(базовой) модели.
4. Базовая модель закрытого общества.
Рассмотрим закрытое общество, где производится один продукт (агрегат) ТНП. В нем роль денег играет условная единица агрегата r («щтука» продукта). Доходы и расходы выражаются в шт/ед. времени, накопления – в «шт».
Динамические переменные:
Накопления домохозяйств - r . Они возрастают за счет доходов и тратятся на потребление ТНП в соответствии с функцией спроса.
Реальные доходы домохозяйств D. Они поступают в виде зарплаты за производство продукта, но в общем случае могут увеличиваться за счет дотаций или уменьшаться в случае, если зарплата не выплачивается. Модель имеет вид:
(2)
(3)
Здесь tD - время установления равновесия между реальными доходами и оступлением зарплаты.
Средства r и r(in) выполняют разные функции: r(in) - оборотные средства в производстве и r — средства, вращающиеся на рынке. Сумма их равна:
r(in) + r = R ( R - аналог денежного агрегата M2 ).
Отношения их обычно сохраняется постоянным. Примем: и r(in) = q r. Тогда (2) примет вид:
(4)
Уравнения (2) и (4) составляют полную систему. Она описывает различные режимы функционированияэкономики и переходы между ними (бифуркации). Управляющими параметрами переходов являются комбинации:
И
Фазовый портрет её приведен на рис. 2. Изоклина вертикалей (dr/dt=0 ) совпадает с функцией спроса на рис. 1 и изоклина горизонталей (dD/dt=0 ) пропорциональна производственной функции.
Рис. 2 Фазовый портрет системы (2), (4), I- ый режим.
При разных значениях управляющих параметров а1 и а2 возможны следующие режимы:
I –ый режим реализуется при a1>1и a2>1. Возможны три устойчивых стационарных состояния: А) Высокопродуктивное (ВП), Б) Низкопродуктивное (НП) В) Натуральное: r =0, D =0 (Точнее: r = Unat <<1, D=Dnat <<1). Области притяжения их разделены сепаратрисами.
Возможны переходы между состояниями за счет: изменения динамических переменных U и D (динамические переходы) и параметров – (параметрическое переключение). Динамические переходы (Внесение или изъятие средств — «продукта» извне) совершаются быстро и с малыми затратами. Быстрый переход из оВП в НП – кризис, Переход из НП в ВП – «экономическое чудо». Параметрическое переключение совершаются медленно, с большими затратами и гистерезисом.
Этот режим представляется наиболее реалистическим для развитых стран. При этом они сущесвуют в ВП состоянии, но могут переходить в НП состояние и обратно.
II –ой режим реализуется при a1<1и a2>1. Имеется два устойчивых состояния: ВП и Натуральное . Для этого режима характерно малое rmin — («расточительность», стремление «получить всё и сразу»), Большое Fmax – наличие фондов, высокая технология . В ВП состоянии высокий спрос сбалансирован высоким уровнем производства. Можно сказать, что в этом случае интересы всех групп общества (включая стремление получить «всё и сразу») максимально удовлетворены, т.е. реализуется утопия всеобщего благополучия. Однако, из фазового портрета (представлен на рис. 3.) видно, что «благополучное» состояние близко к сепаратрисе. При малых изменениях динамических переменных происходит переброс через сепаратрису и «бдагополучие» сменяется глубоким кризисом, минуя НП состояние[II]. Этот вывод не нов. В экономической (и художественной) литературе [12] стремление предпринимателей получать максимальную прибыль, а потребителей – «все и сразу» именуется алчностью; глубокий кризис – плата за алчность.
Рис. 3. Фазовый портрет во II - ом режиме.
III – режим реализуется при a1>1и a2<1. Имеется два устойчивых состояний: НП и Натуральное хозяйство. Для этого режима характерно большое rmin ( «бережливость».) и малое Fmax . Последнее означает, что фонды изношены, а новые и высокотехнологичные отсутствуют. В НП состоянии сравнительно низкий спрос сбалансирован с уровнем производства. Этот вариант соответствует слабо развитым странам. В этом режиме элитарные товары в стране не производятся и интересы элиты могут быь удовлетворены только за счет импорта (что в модели не рассматривается). Фазовый портрет этого варианта приведен на рис. 4.
Рис. 4. Фазовый портрет III -его режима модели.
В этом варианте, в отличие от II-ого , интересы групп удовлетворены не максимально, но в нем общество существует более стабильно и дальше от сепаратрисы.
Быстрый (динамический) переход в ВП состояние в этом случае невозможен. Параметрический переход (за счет создания производственных фондов) возможен, но требует длительного времени.
. IV ый режим реализуется при a1<1и a2<1. Существует только одно устойчивое Натуральное Хозяйство. Для него характерно низкое значение rmin (большие запросы) и низкий уровень технологии (малое Fmax). В современной экономике этот вариант серьезно не рассматривается, считается, что это означает полный развал как экономики, так и страны.
В целом из модели следует, что психологические факторы могут существенно влиять на макроэкономику, особенно в критических ситуациях. Изменение их может способствовать появлению кризиса, либо, напротив, выходу из него.
На основе базовой модели были развиты более детальные модели. В работах [5,6] были предложены модели, описывающие события в экономике России, начиная с 1992 г.В работах [12 ] была предложена модель волн Кондратьева. Во всех них важную роль играли факторы коллективной психологии.
5. Заключение.
Приведем основные результаты.
В макроэкономике факторы коллективной психологии влияют на функции спроса и производства. Именно эти факторы способствуют формированию единого (общепринятого) набора товаров долговременного пользования, т.е. единого агрегата. Это обстоятельство важно, поскольку оно является достаточным основанием для использования единого агрегата в т.н. однопроуктовых моделях макроэкономики.
Теоретическая экономика, развиваемая в рамках эконофизики, тесно связана с другими естественными и гуманитарными науками, как в идейном, так и в методическом отношениях. Можно сказать, что в ней реализуется синергетическая парадигма. В этом её отличие от классической теоретической экономики («мейнстрима»), которая фактически обособлена от других наук.
Литература.
- Ольсевич Ю, Я, Когнитивно — психологический сдвиг в аксиоматике экономической Теории, Москва, 2013г.
- Психология толпы, Москва, Из-во Ин-та Психологии РАН, 1998 г.
- Saviotti P.P., Growth and demand, J. Evolutionary Economics, V.11,2001, p. 119-141.. См. также [9], III-е из-ие, гл. 9.
- Москевичи С., Исторический проспект по психологии масс, Москва,
- Усп. Физ. Наук, 2011, т. 181, № 7.
- Д.С. Чернавский Д.С., Старков Н.И., Щербаков А.В. 2002, О проблемах физической экономики, Усп. Физ. Наук, 79/2, 1045 – 1064. Д.С. Чернавский Д.С., Старков Н.И., Малков С.Ю., Коссе Ю.В., Щербаков А.В, 2010, Модель макроэкономической динамики современной России, Стратегическая стабильность, 1/5, 2-19. 1996 г.
- Маевский В.И., Чернавский Д.С., О рациональомповедении реального потребителя, Вопросы Экономики, 2007, № 3, стр. 71-84.
- Сб. «Синергетическая парадигма», 2000 г., Москва, из-во «Прогресс-Традиция».
- Чернавский Д.С., Синергетика и Информация, I- ое из-ие: М, Наука, 2001г., II-ое из-ие: М., УРСС, 2004 г., III-е из-ие: М.УРСС 2013г.
- Когнитивный подход, Москва, «КАНОН», 2008 г.
- Труды III - всероссийской конференции «Нелинейная динамика в когнитивных исследованиях», Н. Новгород, 2013, в печати.
- Сорнет Д., Как предсказывать крах финансовых рынков. М. Из-во «Трейд», 2004..
- Сб. «Мировая Динамика». . М. УРСС, 2013 г. Стр.348 -362
[I] Во многих странах условия единства идеологии нарушалось и наступало «смутное время» При этом страна либо рападалась, либо возраждалась с новой, но тоже единой идеологией.
[II] В базовой модели не фигурирует финансовый сектор и кредитование. Ясно, однако, что при стремлении получить «всё и сразу» избежать кредитной кабалы не удается. Тогда кризис сопровождается обвалом баковской системы в результате невозврата кредитов.