М.А. Ананян — доктор технических наук,
Генеральный директор Концерна «Наноиндустрия»
Развитие нанотехнологий в целом, а особенно, систем вооружения и военной техники, безусловно, относится к числу важнейших конвенциальных проблем, которые должны быть сформулированы и рассмотрены на самых высоких уровнях уже сегодня, чтобы своевременно найти необходимые политические решения. И Россия должна иметь на этом поле достойный для равноправных переговоров потенциал.
Дамы и господа! Уважаемые коллеги!
Для всех нас, находящихся в этом зале, год 2007 ознаменован тем, что Президентом России провозглашена стратегическая линия на создание отечественной наноиндустрии.
Это означает, что все наши усилия по формированию общественного мнения, созданию наноинформационного пространства, региональных центров наноиндустрии, изданию журналов, наконец, проведению научно-практических конференций, посвященных реальному применению нанотехнологий, были не напрасны.
Однако на фоне всеобщего ликования и эйфории от объявленных масштабов госбюджетных вливаний в это научно-техническое направление, пора переходить к деловой рабочей программе действий.
Для этого необходимо обсудить сильные и слабые стороны процесса развития нанотехнологий в России. Сильные перечислить легко, так как, в первую очередь, наша страна богата замечательно талантливыми людьми, умеющими решать сложные технические задачи даже в условиях, далеких от комфортных.
Другой нашей важной особенностью является специфическая российская ментальность, связанная с пока еще не изжитыми традициями базового фундаментального образования, которая позволяет значительному числу специалистов подняться до уровня системного осмысления и понимания проблем нанотехнологий.
Наконец, к самым существенным компонентам процесса создания отечественной наноиндустрии относится сохранившийся еще кадровый потенциал специалистов высшей квалификации – носителей технологий, что является гарантией передачи опыта и знаний молодому поколению специалистов.
Теперь о слабых сторонах процесса. С нашей точки зрения, самым слабым местом является то, что буквально до последнего времени государством не был определен вектор практической организации работ в области нанотехнологий. Триада, о которой мы все время твердили, то есть, естественный путь перехода от исследований и разработок к промышленному производству и затем –
к потребительскому рынку никем всерьез не рассматривалась и к реализации не планировалась. Были лишь вежливые поклоны и прописанные в официальных документах декларации о практическом использовании нанотехнологий.
Это очень сильно влияло и влияет на психологический настрой научного и инженерного сообщества
Не секрет, что в настоящее время в сфере нанотехнологий большинство государственных организаций, да и бизнес-структур сидит на бюджетной «игле». И в этом проблема. Бюджетная «игла» приводит к тому, что в итоге большинства наноисследований и разработок рождаются публикации, отчеты, в лучшем случае какие-то образцы, иногда патенты. Сегодня, когда объявлено о баснословных суммах, направляемых на развитие нанотехнологий, все в еще большей степени хотят припасть к бюджетным источникам. Однако мало что делается для того, чтобы результаты исследований и разработок превратились в продукцию, востребованную на потребительском рынке. Потому что именно рынок создает независимый от бюджета источник финансирования и в случае его успешного освоения будет не только преодолен иждивенческий стереотип поведения множества, в том числе и весьма солидных организаций, а также работающих в них специалистов, но, самое главное, государство, сняв с себя значительную часть затрат на «прокормление», сможет направить освободившиеся ресурсы на создание того технологического базиса, без которого говорить о прогрессе нанотехнологий в России совершенно бессмысленно.
Действительно, сегодня звучат слова о спецтехнологическом оборудовании, метрологическом обеспечении, приборах для научных исследований. Однако же в большинстве случаев речь идет о закупке оборудования и приборов за рубежом, при этом небольшая номенклатура оборудования и приборов отечественного производства предлагается, а иногда и навязывается по неоправданно завышенным ценам. Благо деньги-то у потребителя – бюджетные.
Но важно другое. Государственными чиновниками и выступающими рядом с ними в качестве экспертов отдельными представителями науки даже не поставлена задача формирования программы по созданию функционально полной системы отечественного спецтехнологического и измерительного оборудования, развития российского научного приборостроения.
Возникает естественный вопрос – а что мы будем делать через 3-5 лет, когда закупленное за рубежом оборудование устареет? Снова бездумно тратить бюджетные средства?
Мы потеряли много времени на старте нанотехнологий. Надо отдавать себе отчет, что имеющийся в России технологический базис для развития наноиндустрии несравненно слабее того, что имеется, например, в США, Японии или странах ЕС. Поэтому, заявляя публично о включении России в мировую нанотехнологическую гонку, следует понимать, что при существующих стартовых позициях никакими деньгами, без коренного изменения сложившейся в сфере нанотехнологий системы организации работ, упущенное время не вернуть.
Есть еще один вопрос, непосредственно связанный с потребительским рынком. Всем известно, что в Россию из-за рубежа поставляется все больше продукции, сделанной с использованием нанотехнологий. Пока это не очень сильно ощущается, но процесс освоения российского рынка начался. И может статься, что через несколько лет наш рынок, также как и автомобильный, в значительной степени будет монополизирован зарубежными компаниями.
У нас же, напротив, не объявленная, а реальная государственная политика в сфере инноваций приводит к постоянному затягиванию процесса «индустриализации» нанотехнологий. Никто не озадачен созданием условий для того, чтобы Россия имела свою нишу на мировом рынке нанопродукции. Наоборот, те условия, в которые мы сегодня поставлены (связанные с экспортным контролем, таможней и т.д.), всячески этому препятствуют. И может оказаться, что через 4-6 лет Россия в этом секторе международного рынка будет уже никому не нужна.
Еще одна наша слабая сторона заключается в том, что в настоящее время внутренний рынок продукции нанотехнологий в стране не сформирован. И в этом Россия, как минимум, на 7-10 лет отстает от технологически развитых стран. Сложившаяся ситуация связана, в частности, с тем, что классическая модель инновационного развития, основанная на стимулирующей роли рынка в запуске процесса инноваций в производство, в условиях России так и не заработала. Крупные государственные и частные предприятия-производители не заинтересованы в использовании передовых отечественных разработок, так как им выгоднее использовать хоть и устаревшие, но готовые для практического внедрения зарубежные технологические и технические достижения, а малые и средние предприятия – не имеют для инновационного развития достаточных финансов и ресурсов.
В этих условиях представляется, что процесс создания базиса наноиндустрии, организации производства и внедрения продукции должен развиваться в нескольких направлениях.
Во-первых , необходимо кардинально изменить сам подход к формированию и, самое главное, к осуществлению программных мероприятий, который в настоящее время сводится к сбору предложений от разработчиков проектов и отбору из них наиболее привлекательных, которые выставляются на конкурс. Полученная в результате таких проектов продукция, как правило, не находит реального потребителя. Но дело даже не в этом. Отдельные проекты решают, возможно, и важные, но частные задачи
2
Необходимо создание самого механизма запуска инновационного процесса. И именно нанотехнологии как раз дают такой шанс для экономики и перспективного развития России. Поэтому принципиально важно проведение анализа задач и проблем конкретных предприятий и отраслей промышленности, других секторов экономики и социальной сферы (сельское хозяйство, строительство, медицина, образование и т.д.), что позволит выделить те позиции, где использование нанотехнологий и нанопродукции даст конкретный научно-технический и экономический эффект. Такой анализ будет способствовать расстановке приоритетов в развитии нанотехнологий, сократит финансовые издержки, распыление материальных и людских ресурсов.
Во-вторых , представляется целесообразным организовать предметную работу в различных регионах России с предприятиями и организациями, решающими проблемные, важные для страны вопросы, разрабатывающими и производящими наиболее ответственные образцы техники. Таковыми являются,
в первую очередь, структуры оборонно-промышленного комплекса. На их основе можно отработать механизмы промышленного внедрения уже существующей продукции нанотехнологий, а также создания новой продукции, реализованной в соответствии с сформулированными ими техническими требованиями. Такая работа и в Москве, и в регионах уже начата.
Полученный при этом опыт может быть в дальнейшем использован в рамках широкомасштабной акции по переводу отечественной экономики на инновационный путь развития. Мультиплицирование такого опыта можно осуществить через создание «точек роста» — инновационных кластеров двух типов: региональных и отраслевых
В частности, сегодня по инициативе ЗАО «Концерн «Наноиндустрия» более чем в 20 регионах России организуютсяРегиональные центры наноиндустрии , задачами которых являются:
- инвентаризация осуществляемых в регионе работ и проектов в сфере нанотехнологий;
- участие в создании коллективного информационного пространства в области нанотехнологий и нанопродукции;
- внедрение достижений нанотехнологий на предприятиях регионов.
При этом следует отметить, что региональные центры наноиндустрии, пользуясь поддержкой местных администраций, опираясь на множественные научно-технические и организационные связи в своих регионах, дополняя друг друга, образуютмногоуровневую сетевую структуру . Поэтому каждый из них может активно использовать не только собственные достижения, но и весь спектр технологий, представленный и постоянно пополняемый в пределах коллективного информационного пространства.
Вопросы организации отраслевых инновационных кластеров сегодня также находятся в стадии обсуждения в рамках авиационных предприятий,
ОАО «Российские железные дороги», агропромышленного комплекса, Российских ассоциаций станкостроения, водоснабжения и водоотведения и т.д.
Весьма важным представляется и то, что приобретение опыта практической деятельности, связанной с созданием завершенных разработок, внедрением на рынок нанокомпонентов и систем, созданных на их основе, даст возможность достаточно быстросформировать высокопрофессиональные коллективы специалистов , которые сегодня практически отсутствуют.
В-третьих , следует признать целесообразным создание консорциумов, ориентированных на решение технологических задач определенной тематической направленности . Так, например, Белгородским технологическим университетом объявлено о создании консорциума, ориентированного на использование нанотехнологий при создании нового поколения строительных материалов. Нижегородский региональный центр наноиндустрии совместно с двумя десятками предприятий и организаций позиционирует себя в части нанокерамики. Буквально на днях НИАТ совместно с НИИ Измерения, концерном «Наноиндустрия» и рядом других организаций подписали соглашение о создании Научно-инженерного центра прецизионных измерительных систем и приборов. И Центр этот является открытой системой, то есть, мы приглашаем к участию в его работе всех желающих.
Такие структуры могут развиваться, например, в форме частно-государственного партнерства, в основу стратегии которого должна быть также положена концепция «точек роста», определяющая выбор приоритетных направлений в сфере внедрения нанотехнологических инноваций, прежде всего, на предприятиях консорциума, а затем и на других заинтересованных предприятиях. В этом случае государство, выступая заказчиком разработок, получит инновационные проекты, готовые к привлечению инвестиций на конкурсной основе или на основе частно-государственного партнерства, результат которых – организация высокотехнологичных производств, создание новых площадок по внедрению и продажам конкурентоспособной продукции на российском и зарубежном рынках.
Системный подход и структурирование деятельности таких консорциумов в части отбора инновационных проектов, внедрения инноваций в производство и вывода новой продукции на рынок позволит уже в среднесрочной перспективе запустить реальные механизмы коммерциализации нанотехнологических достижений и привлечь средства частных, в том числе, и зарубежных инвесторов, оптимизировав тем самым государственные расходы.
Таким образом, развитие и внедрение нанотехнологий есть сугубо системная задача. И решать ее должны специалисты-системщики. Более того, многофакторность нанотехнологии выделяет ее как специфическую область междисциплинарных научных и инженерных знаний . Поэтому вопрос подготовки соответствующих научных, инженерных и рабочих кадров требует разработки нетрадиционных специальных образовательных программ разного уровня. Это курсы лекций, лабораторные работы и учебные пособия для специалистов, желающих получить второе высшее образование. Затем – то же самое – для переподготовки и повышения квалификации преподавательского состава. Следующий уровень – студенты, начиная с третьего курса. И, наконец – факультативы для школьников, учащихся техникумов и ПТУ с максимально возможным внесением элементовнано в учебные программы по физике, химии, биологии, информатике
По существующим прогнозам, потребность в специалистах в области нанотехнологии в 2010 — 2015 годах будет не менее: 0,8 ? 0,9 млн. человек в США, 0,5 ? 0,6 млн. – в Японии, 0,3 ? 0,4 млн. – в Европе, 0,1 ? 0,2 млн. – в Тихоокеанском регионе, около 0,1 млн. – в других странах. Россия в этих прогнозах никак не представлена.
Давайте посмотрим, как мы сами себя позиционируем.
В правой части слайда приведены данные из самого последнего варианта Программы развития наноиндустрии в РФ до 2015 года, подготовленного Министерством образования и науки РФ для утверждения в Правительстве. Обратите внимание на цифры — 23,5 тыс.чел., то есть, примерно в 35-40 раз меньше, чем в США и в 15-20 раз меньше, чем в странах ЕС. Вот где уже сегодня закладывается наше стратегическое отставание!
Точно также обстоит дело с прогнозируемыми объемами патентования
Менее 100 международных патентов за 8 лет! О каком паритете, а тем более опережающем развитии можно в этом случае говорить?
Мы сильно опоздали с введением в программы ВУЗов двух специальностей – «Нанотехнологии в электронике» и «Наноматериалы». Вместе с тем, важность проблемы форсированной подготовки кадров трудно переоценить.
К сожалению, существующая практика лицензирования тормозит возможность получения образования в области нанотехнологий, прежде всего, дипломированными специалистами, учащимися школ, техникумов и ПТУ, а также студентами естественнонаучных и инженерных «непрофильных» ВУЗов. Хотя пора бы понять, что для нанотехнологий нет «непрофильных» ВУЗов и перечень лицензируемых специальностей по направлению «Нанотехнология» уже давно должен быть существенно расширен.
Не менее важно и другое. Развитие нанотехнологий будет в значительной степени зависеть от создания своего рода «спецназа», то есть групп высококвалифицированных специалистов, обладающих знаниями в таких областях, как физика, химия, биология, медицина, прикладная и вычислительная математика, электротехника, материаловедение, машиностроение. Подготовка такого рода специалистов-системщиков – серьезная задача, которая практически не решается нашими высшими учебными заведениями, поскольку они до сих пор придерживаются достаточно строгого деления на специальности.
Вопрос о необходимости кардинального изменения в образовательной системе в части подготовки кадров для нанотехнологий назрел уже давно. При этом следует учесть, что образование в сфере нанонауки и нанотехнологий, необходимость получения практических навыков в наноконструировании требуют специальных лабораторных условий. И мы снова вынужденно обращаемся к вопросу об отсутствии государственной технической политики в части разработки и производства отечественного спецтехнологического оборудования, парка научных приборов, метрологического обеспечения, что, безусловно, должно быть отнесено к числу важнейших и упущенных сегодня приоритетов.
ВЕКТОРЫ РАЗВИТИЯ
Практика показала, что неформальное сотрудничество научных, инженерных, производственных групп специалистов обладает взрывным синергетическим эффектом, обогащая каждого из участников новыми возможностями, новыми подходами к решению стоящих перед ними задач, идеями, почерпнутыми из общения с коллегами.
Естественным продолжением сложившейся кооперации Региональных центров наноиндустрии, Торгово-промышленной палаты РФ, отраслевых и академических институтов, промышленных и малых предприятий стало учреждение в ноябре 2006 г.Национальной ассоциации наноиндустрии
Задачами ассоциации являются:
- создание на территории России цивилизованного рынка нанотехнологий;
- защита интересов разработчиков, производителей и потребителей нанопродукции;
- организация единого информационного пространства для развития прикладных направлений нанотехнологий и производств на их основе;
- создание условий для реализации инновационных нанопроизводств в сфере малого предпринимательства;
- содействие продвижению нанотехнологий и нанопродуктов российских предприятий и организаций на мировой рынок.
После долгих бюрократических проволочек в Министерстве юстиции РФ Национальная ассоциация наноиндустрии в январе 2008 г. начинает свою активную деятельность. В частности, в ее планах:
- создание сетевой структуры обмена информацией для членов ассоциации;
- организация межрегиональных технологических цепочек для производства востребованной на потребительском рынке продукции наноиндустрии;
- анализ и проведение мониторинга задач и проблем развития промышленных предприятий, других секторов экономики с целью выбора тех направлений внедрения, где использование нанотехнологий приводит к изменению качественных показателей производства;
- организация, с целью обмена опытом, тематических семинаров, посвященных отдельным направлениям развития и внедрения нанотехнологий и т.д.
Со своей стороны, ЗАО «Концерн «Наноиндустрия» считает важным развитие следующих направлений деятельности
- Повышение эффективности и юридического статуса Региональных центров наноиндустрии, организация отраслевых инновационных кластеров, участие в консорциумах тематической направленности (строительные технологии, наномедицина, нанотехнологии для АПК и т.д.).
- Формирование, совместно с Департаментом науки и технической политики, Московским комитетом по науке и технологиям, Московского центра наноиндустрии, отработка механизма внедрения нанотехнологий и нанопродукции на промышленных предприятиях, в топливно-энергетическом и транспортном комплексах, а также жилищно-коммунальном секторе городского хозяйства.
- Участие в организации работ по оценке рисков, связанных с воздействием наночастиц на окружающую среду и здоровье человека; создание стандартов безопасности и специализированной аппаратуры.
- Участие в создании и реализации программы по ресурсосбережению, утилизации промышленных отходов, глубокой переработке природных ресурсов с целью создания высокорентабельной сырьевой базы, необходимой для развития наноиндустрии. В рамках этой задачи особое значение приобретает разработка технологий утилизации продукции, созданной непосредственно с использованием нанотехнологий. Полагаю, что этот вопрос должен быть решен в законодательном порядке, так как не хотелось бы возвращаться к тем проблемам, с которыми мы столкнулись при проведении конверсии военного производства.
- Развитие идеи междисциплинарности нанотехнологий в направлении математического моделирования нанотехнологических процессов и наноструктур и создание на этой основе специализированных дизайн-центров, что позволит не только перейти от эмпирики к осмысленному наноконструированию, но и расширить интеллектуальный базис нанотехнологий за счет активного вовлечения в этот процесс талантливых российских математиков и программистов.
- Организация просветительской деятельности с учетом того, что в ближайшей перспективе нанотехнологии окажут огромное влияние на экономический рост, стандарты жизни, компетентность общества. Поэтому, кроме продвижения в новых технологических решениях, существует необходимость в глубокой информированности населения всех возрастных категорий и всех уровней образования о возможностях нанотехнологий и, таким образом, в подготовке его к адекватному восприятию воздействия нанотехнологий на социальные аспекты жизни общества, экономику, этику, законодательство, культуру, здравоохранение и образование.
Кроме того, более полная информированность о нанотехнологиях будет формировать у населения и, прежде всего, молодежи стремление к получению специальных знаний в этой области. Образование в области нанонауки и нанотехнологии может помочь:
- вырастить новое поколение исследователей-новаторов;
- обеспечить рабочий и технический персонал будущего современными и перспективными технологическими навыками;
- заинтересовать руководителей производств возможностями, которые дает внедрение нанотехнологий;
- подготовить население к принятию взвешенных решений в постоянно меняющемся обществе.
До настоящего времени информация, связанная с применением нанотехнологий в России, доходит до населения в очень ограниченных объемах через СМИ и специализированные выставочные экспозиции. Информация, распространяемая научным сообществом, также носит специальный характер и не затрагивает социальных аспектов применения нанотехнологий. Эти способы передачи нанотехнологических знаний населению не могут считаться достаточными. Необходимо вести поиск и других путей и методов просвещения, что тем более важно при обсуждении животрепещущих вопросов, касающихся клонирования животных и человека, создания генно-модифицированных продуктов, влияния наночастиц на среду обитания человека и его здоровье.
В заключение я хотел бы остановиться на том, что одинаково важно для всех нас
Сегодня человечество находится на пороге глобальных вызовов, угрожающих самому его существованию. В их числе: проблема глобального потепления, истощение традиционных энергетических ресурсов, нарастающий дефицит чистой питьевой воды, терроризм, военное противостояние цивилизаций, негативное влияние окружающей среды на здоровье человека.
Эта ситуация непосредственно затрагивает геополитические интересы России, и именно с этих позиций необходимо рассматривать всю проблематику нанотехнологий.
Нанотехнологии могут явиться благом для человечества за счет создания принципиально новой материальной базы, большего количества пищи, энергии, доступных водных ресурсов, новых возможностей медицины.
Вместе с тем, их потенциал способен изменить мировую энергосистему, осуществить переворот в экономике, политике, вооруженных силах государств.
В частности, решающее влияние на изменения в социальной сфере окажет нанотехнологическая альтернатива традиционным энергоресурсам. Возрастание эффективности сбора солнечной энергии, водородная энергетика, извлечение энергии из вещества – это только некоторые из возможных дополнительных, а впоследствии и преобладающих, источников энергоресурсов, внедрение которых напрямую связано с успехами в развитии нанотехнологий.
Разные страны располагают теми или иными запасами нефти, газа, угля. Можно перекрыть нефтяную или газовую трубу, но трудно представить себе, что одна страна может помешать другой иметь доступ, например, к энергии солнца. Нанотехнологии позволят каждой стране иметь столько ресурсов, сколько ей необходимо. Поэтому структура мирового хозяйства будет кардинально меняться с безусловным снижением значимости ресурсодобывающих стран.
Освобождение человека от ресурсозависимости приведет к важным социальным последствиям. Миллионы людей вынуждены будут сменить профессию или остаться безработными, изменится геополитическая карта мира.
Очень важным является вопрос, насколько общество психологически готово принять нанотехнологическую революцию, как совершающийся факт, насколько оно располагает кадровым потенциалом для эффективного участия в этом процессе. Существенная роль в психологической подготовке общества, безусловно, принадлежит средствам массовой информации.
Точно также, нанотехнологии могут стать и причиной серьезных конфликтов, в том числе, вооруженных. Сложившаяся в мире геополитическая ситуация в значительной степени опирается на созданную систему глобального контроля уровня вооружений и военной техники технологически развитых стран. Сегодня разработку и накопление оружия массового уничтожения можно обнаружить и вопреки желанию государства-хозяина. В случае же нанотехнологий, контроль практически невозможен, в крайнем случае, весьма проблематичен.
Машины, способные делать необходимые операции с атомами, уже создаются. Закладываются основы технологий атомной и молекулярной сборки и самосборки для использования в электронике, связи, оптике, робототехнике. Испытана в Афганистане система Smart dust («умная» пыль). Ведутся работы по созданию «маломощного» ядерного оружия с использованием элементов нанотехнологий, нано- и пикоспутников, появление которых может значительно скорректировать существующие военные доктрины.
Поэтому представляется, что развитие нанотехнологий в целом, а особенно, систем вооружения и военной техники, безусловно, относится к числу важнейших конвенциальных проблем, которые должны быть сформулированы и рассмотрены на самых высоких уровнях уже сегодня, чтобы своевременно найти необходимые политические решения. И Россия должна иметь на этом поле достойный для равноправных переговоров потенциал.