Russian
| English
"Куда идет мир? Каково будущее науки? Как "объять необъятное", получая образование - высшее, среднее, начальное? Как преодолеть "пропасть двух культур" - естественнонаучной и гуманитарной? Как создать и вырастить научную школу? Какова структура нашего познания? Как управлять риском? Можно ли с единой точки зрения взглянуть на проблемы математики и экономики, физики и психологии, компьютерных наук и географии, техники и философии?"

Космические технологии (1961 – 2019) 
Олег Фиговский (Израиль) и Валерий Гумаров (Россия)

Что касается полётов наших ракет в дальний космос на встречу с братьями по разуму, если они с нами познакомиться захотят, то, переходя к обзору перспектив космических технологий, следует вспомнить, как все начиналось.  Чтобы прикинуть, на что мы способны в обозримой перспективе.

Началом «космической гонки» принято считать запуск Советским Союзом первого искусственного спутника Земли «Спутник-1» 4 октября 1957 года, хотя соперничество двух держав – СССР и США – за лидерство в освоении космоса началось задолго до этого. Запуск спутника Советами стал своего рода знаковым событием в плане отсчёта реальных достижений в деле освоения людьми космоса.

Следующей точкой отсчёта явился полёт вокруг Земли Юрия Гагарина 12 апреля 1961 года. Хотя к тому времени усилиями советских и американских учёных и конструкторов было уже много чего достигнуто в плане запуска ракет в космос, включая успешные полёты к Луне и накопленный опыт неудачных запусков космических аппаратов к Венере и Марсу, открытым оставался вопрос пилотируемых космических полётов: «Сможет ли человек полететь на ракете, выйти за пределы земной атмосферы, и сможет ли человечество вернуть его обратно целым и невредимым?». Вопрос был закрыт полётом Юрия Гагарина. С гагаринского: «Поехали» началась эра освоения человеком космического пространства посредством пилотируемых полётов.

Ну, а самым знаменательным событием в деле освоения человеком космического пространства стала первая высадка на Луне американских астронавтов Нила Армстронга и Базза Олдрина 21 июля 1969 года. Воистину крылатой стала фраза Нила Армстронга, первого человека, ступившего на неземную поверхность: «Это один маленький шаг для человека, но гигантский для всего человечества».

19 апреля 1971 года выведением на орбиту советской орбитальной станции «Салют-1» было положено начало орбитальных полётов – длительного пребывания на орбите Земли экипажей, выполняющих большой объём научных исследований, невозможных на поверхности Земли: изучение поверхности Земли с высоты нескольких сот километров, наблюдение за земной атмосферой со стороны, проведение астрономических наблюдений без атмосферных помех, проведение экспериментов в условиях невесомости, изучение влияния длительных космических полётов на организм человека.

В первые годы космической гонки выйти на орбиту было довольно рискованно. Между 1957 и 1962 годами около 32% американских и 30% советских запусков потерпели неудачу. Раньше только государства могли пойти на такие риски. Частным компаниям, желающим отправить что-нибудь в космос, к примеру, американским телекоммуникационным компаниям, приходилось пользоваться услугами НАСА.

Сейчас вокруг Земли вращается порядка 4500 спутников, которые предоставляют услуги связи и навигации, следят за погодой, наблюдают за Вселенной, занимаются шпионажем и многим другим. Когда-то их вывод на орбиту был делом вооружённых сил и космических агентств сверхдержав. Теперь же этим занимаются в основном частные предприятия и правительства развивающихся стран.

Ситуация изменилась, когда европейские страны начали строить пусковые установки средствами французской компании «АрианСпейс», большая часть акций которой принадлежала властям, и услугами которой пользовались производители спутников по всему миру. Когда космический челнок «Челленджер» взорвался 26 января 1986 года, НАСА отказалось от программ по запуску спутников, что привело к тому, что, наряду с операторами спутников, НАСА, а затем и Пентагон стали клиентами частных космических компаний.

В последнее десятилетие космический рынок Запада стал более гибким, благодаря новому инновационному участнику – компании Илона Макса «SpaceX». Однако на развивающихся рынках все ещё лидируют государственные программы. В 2003 году Китай стал третьей по счету страной, выведшей человека на орбиту, Индия планирует последовать его примеру в 2022 году. Обе страны предоставляют услуги по запуску частным клиентам. В 2014 году Китай легализовал частные полёты в космос, но пока ни одна китайская компания не воспользовалась этой возможностью.

Как и их предшественники времён холодной войны, эти азиатские гиганты добиваются как славы, так и реализации своих стратегических задач. Им нужен независимой доступ в космос для обеспечения связи, разведки и навигации. Каким бы влиянием ни пользовались частные предприниматели в космической сфере, борьба за космос никогда не ограничится экономикой, тут всегда будет присутствовать политическая составляющая.

В этом разрезе обращает на себя внимание космическая программа Китая. В преддверии 60-летия своего основания «колыбель» китайских ракет-носителей, Первый исследовательский институт Китайской авиакосмической научно-технической корпорации распланировал строительство китайской космической транспортной системы.

2020 год – первый полёт ракеты-носителя «Чанчжэн-8». К 2020 году запланирован первый полёт ракеты-носителя средней грузоподъёмности нового поколения «Чанчжэн-8». Согласно сообщениям, технология этой ракеты спроектирована на базе «Чанчжэн-7» и «Чанчжэн-3А», к ракете прикреплены два твёрдотопливных ускорителя с тягой 120 тонн. «Чанчжэн-8» значительно снизит расходы на отправку низкоорбитальных спутников, тем самым, прогнозируются благоприятные перспективы на рынке коммерческих космических запусков.

Таким образом, благодаря интеллектуализации ракеты-носителя аппараты серии «Чанчжэн» могут предлагать сравнительно недорогие, но надёжные услуги по осуществлению коммерческих запусков.

2025 год – постановка на поток суборбитальных космических полётов. Суборбитальное пространство находится от 20 до 100 км от Земли между самой высокой точкой полёта самолётов и самой низкой орбитальной высотой спутника. Директор Комитета науки и техники Первого исследовательского института Китайской авиакосмической научно-технической корпорации Лу Юй сказал, что по внешнему виду суборбитальный транспортный аппарат похож на трансатмосферный самолёт. «Он осуществляет суборбитальные полёты, затем возвращается на Землю». Это означает, что простые люди также могут безопасно «полететь в небо».

Кроме этого, в будущем значительно увеличится скорость ракет-носителей, увеличится грузоподъёмность, будет осуществлена интеллектуализация всех систем космических аппаратов. Это необходимо для осуществления планов по освоению ближнего космоса, созданию лунной орбитальной станции, как стартовой площадки для полётов к планетам Солнечной системы, колонизации Луны и Марса.

«Ракета-носитель большой грузоподъёмности все ещё находится в процессе ключевого технического исследования и обоснования, достигнуты некоторые знаковые результаты», — сказал главный конструктор серии ракет-носителей Первого исследовательского института Китайской авиакосмической научно-технической корпорации Лун Лэхао. Он отметил, что уже создан планер ракеты кольцевой структуры, успешно проведены испытания 500-тонного двигателя кислородно-керосинового класса.

Согласно техническому заданию, диаметр китайской ракеты-носителя большой грузоподъёмности составляет около 10 метров, двигатель – кислородно-керосиновый тягой 500 тонн, полезная нагрузка – 100 тонн, что позволит осуществить пилотируемые полёты к Луне с высадкой экипажа на её поверхность и доставку автоматических аппаратов к Марсу для исследования этой планеты с возможностью возвращения на Землю проб и образцов, получаемых в результате марсианской миссии.

2035 год – многократное использование космических аппаратов, оснащённых интеллектуальными системами управления и жизнеобеспечения. Согласно плану, к этому времени осуществит полет китайская ракета-носитель нового поколения, что положит начало созданию космической транспортной системы, которая, по словам президента Первого исследовательского института Китайской авиакосмической научно-технической корпорации Кан Ягана,  откроет дорогу в космос большому количеству простых людей – у них появится возможность осуществить свою мечту и отправиться в космос.

2040 год – межпланетное путешествие космического шаттла с ядерной силовой установкой. По плану, «движущая сила» станет ключевым словом 2040 года. С одной стороны, будут успешно разработаны двухступенчатые носители многократного использования. С другой, планируется совершить прорыв в строительстве космических шаттлов с ядерной силовой установкой, транспортные средства могут эффективно поддерживать разведку и освоение космических ресурсов. Ожидается, что будет осуществляться разработка месторождений на малых планетах, а также строительство космической солнечной электростанции.

2045 год – всестороннее осуществление цели по созданию космической державы. «К 2045 году мы выдвинули цель о всестороннем строительстве космической державы», – заявил академик Китайской академии инженерных наук, советник Комитета науки и техники Китайской авиакосмической научно-технической корпорации Ван Лихэн. К тому времени Китай, по планам китайцев, будет обладать техническими возможностями исследования космоса при тесном взаимодействии людей, техники и искусственного интеллекта, китайские оборудования и технологии станут передовыми в мире, что сделает Китай передовиком в деле освоения космоса.

К тому времени также произойдут значительные перемены в методах космической транспортировки. Планируется разработка комбинированной одноступенчатой орбитальной ракеты для многоразового использования. По словам директора Комитета науки и техники Первого исследовательского института Китайской авиакосмической научно-технической корпорации Лу Юя, при поддержке передовой транспортной системы, станут обыденными исследования небесных тел в Солнечной системе на базе взаимодействия людей и космических аппаратов, начнётся этап активного изучения и использования космоса.

Планы по практическому освоению космоса и использованию возможностей, открывающихся с околоземной орбиты, готовятся не только в формате госпрограмм, но и в виде инициатив вроде бы не причастных к космосу субъектов.

Так, власти южно-китайского города Чэнду в 2020 году планируют запустить «отражатель», который зависнет над конкретным городом и будет бросать на Землю пятно солнечного света диаметром 10-80 километров. Таким образом, стационарный космический отражатель станет заменой ночному уличному освещению, на которое уходит немалая часть городского бюджета.

Возможно, освещение с помощью спутника-отражателя обойдётся дешевле. Чэнду – город с населением свыше 11 млн. человек, один из крупнейших городов в Китае. На освещение городских улиц в тёмное время суток уходит немалая сумма, так что спутник вполне можно рассматривать, как возможность сэкономить.

Только вот площадь города Чэнду составляет 12390 км², что соответствует окружности с диаметром примерно 125 км. То есть, один спутник-отражатель с параметрами предполагаемой орбиты не осветит всю территорию города целиком. Можно будет освещать только центр города. Но как бы то ни было, а идею запуска собственной «искусственной Луны» озвучил Ву Чуньфэн, председатель Научно-исследовательского института аэрокосмических наук и технологий систем микроэлектроники в Чэнду в выступлении на конференции по всеобщим национальным инновациям и предпринимательской активности.

Спутник освещения сконструирован так, чтобы дополнить или даже заменить естественную Луну ночью. Яркость «искусственной Луны» предусмотрена в восемь раз больше, чем реальной. Она будет достаточно яркой, чтобы заменить уличные фонари освещения.

Скорее всего, высоколобым экспертам идея ночного освещения с применением искусственного спутника Земли покажется, мягко говоря, неразумной. Но тут интересен сам подход к использованию космической техники. Это по-шекспировски: «Дерзай, и ты станешь тем, кем желаешь быть. А нет – оставайся среди слуг, недостойных коснуться пальцев Фортуны».

Это в полной мере относится к планам американского инженера, предпринимателя, изобретателя, миллиардера и инвестора Илона Маска. Илон Маск грезит колонизацией Марса. В эти грёзы он начал погружаться ещё в начале 2000-х годов, когда основал свою частную космическую компанию SpaceX. Но каково же было удивление и одновременно разочарование молодого на тот момент ещё миллионера, когда он узнал, что государственное космическое агентство NASA совершенно не прикладывает усилий для того, чтобы однажды доставить людей на Марс, тем самым забронировав для человечества дополнительное место для выживания в том случае, если Земля превратится в выжженную пустыню (а судя по последним прогнозам, все к этому и идёт).

С тех пор Маск успел разработать несколько впечатляющих аэрокосмических систем: Falcon 1 – первую орбитальную ракету компании; Grasshopper – небольшую тестовую ракету; Falcon 9 – многоразовую ракету-носитель орбитального класса; Dragon – серию космических грузовиков, а в ближайшей перспективе пилотируемых кораблей для доставки астронавтов NASA на орбиту Земли; а также Falcon Heavy – сверхтяжелую ракету-носитель, отправившую в космическое путешествие верхом на электромобиле Tesla манекен в прототипе скафандра будущего, тоже разработанного SpaceX.

Однако, Марс – это цель иного калибра. Это холодный, практически безвоздушный и не прощающий ошибок огромный кусок камня, а точнее гигантская пустыня, расположенная примерно в 225 миллионах километров от Земли. Для того чтобы посадить на Красную планету даже маленький космический аппарат при текущем уровне технологий требуется огромные усилия и невероятная изобретательность. Что уж говорить о гигантском космическом корабле, заполненном людьми и грузами? Именно поэтому SpaceX последние 16 лет планомерно, неспешно набиралась опыта, расширяла персонал и увеличивала объем вкладываемых в развитие технологий денег. Все, для того чтобы начать проект строительства гигантской ракеты-носителя Big Falcon Rocket или BFR.

Полностью многоразовая, 117-метровая космическая система будет состоять из двух огромных ступеней: примерно 18-этажного космического корабля Big Falcon Spaceship и примерно такого же по размерам ускорителя Big Falcon Booster. Носитель будет выводить космический корабль на низкую околоземную орбиту, откуда уже своим ходом он будет добираться до точки назначения, а затем, после дозаправки, использоваться повторно.

Определение сроков – дело неблагодарное, особенно когда речь идёт о пилотируемых космических полётах, однако очень смелые прогнозы Маска о том, когда SpaceX сможет доставить людей на Марс, отражают то, насколько предприниматель одержим этой идеей.

Сроки выполнения поставленных задач, представленные ниже, основаны на более ранних заявлениях самого Маска, официальных лиц SpaceX, инсайдеров, а также огромного сообщества поклонников частной космической компании.

Маск заявлял, что космический корабль BFR – самая сложная в реализации космическая система, поэтому компания занята тем, чтобы сосредоточить вокруг неё все свои ресурсы. Например, SpaceX начала строительство завода примерно в 15 километрах от порта Лос-Анджелес, где будет производиться сборка BFR. Пока идёт строительство, инженеры компании заняты созданием прототипа космического аппарата площадью 1860 квадратных метров, который будет выполнен с использованием самых современных и эффективных конструкционных материалов.

Кроме того, официальные лица SpaceX проводят встречи с сотрудниками NASA, а также представителями других организаций и компаний для обсуждения планов, связанных с полётами на Марс. Многие вопросы остаются пока нерешёнными. Например, необходимо придумать, как защитить пассажиров BFR от радиации, голода, а также от самих себя.

Компании нужен собственный космодром не только для запуска ракет-носителей Falcon 9 и Falcon Heavy, но также и для испытательных запусков прототипов своих разработок. Речь идёт о строительстве частного космодрома в Техасе. Выбор в пользу Техаса в качестве места для строительства космодрома обусловлен сразу несколькими факторами.

Во-первых, SpaceX сможет транспортировать гигантские части ракеты к месту сборки из Лос-Анджелеса по воде с помощью баржи через Панамский канал. В противном случае детали придётся перевозить самолётом или грузовиками, что по оценкам выйдет существенно дороже.

Во-вторых, в окрестностях того места (деревушка Бока Чика), где будет располагаться космодром, практически никто не живёт, что очень хорошо для компании, планирующей заправлять экспериментальный космический корабль всякими разными взрывоопасными жидкостями, а затем ещё и пытаться запустить его в космос.

В-третьих, постройку космодрома финансово поддерживают власти Техаса, поскольку космодром должен предоставить штату множество новых рабочих мест.

Кроме того, ракеты в таком случае можно будет запускать над Мексиканским заливом, что ещё сильнее снизит риск для людей, а также различной наземной инфраструктуры. Вполне возможно, что стартовая площадка будет вообще находиться на воде, к чему склоняется сам автор проекта.

Ну а основной довод в пользу техасской стартовой площадки заключается в том, что место будущего космодрома находится в самой южной части США. Чем ближе к экватору будут производиться запуски, тем эффективнее удастся экономить топливо ракеты, поскольку вращение планеты будет придавать существенную помощь при ускорении во время запусков.

Контрольные точки проекта Илона Маска в освоении Марса.

2019 год – дебют космического корабля Big Falcon Spaceship. Президент и исполнительный директор SpaceX Гвинн Шотвелл заявила, что компания надеется провести тестовый запуск прототипа корабля из южной части Техаса в конце 2019 года. Запуск будет не орбитальный – аппарат запустят, а затем сразу посадят. Основная задача – проверка работы прототипа и сбор информации, которая будет учтена при дальнейшей разработке системы.

Как показывает опыт многих предыдущих ранних испытательных запусков SpaceX, тестовый старт может обернуться для прототипа Big Falcon Spaceship «быстрым и незапланированным разбором аппарата», как любит называть Маск взрывы своих ракет.

2020-2021 годы – тестовый запуск полноценной системы BFR и вывод корабля на околоземную орбиту. Во время международной выставки и конференции по вопросам спутниковой индустрии Satellite 2018 проходившей в марте Шотвелл говорила о том, что BFR «должна стать орбитальной в 2020 году». Другими словами, президент SpaceX имела ввиду, что и ускоритель, и космический корабль будут доставлены в Техас, собраны вместе и подготовлены к орбитальному запуску. Однако сам Маск сказал, что для этого этапа временные рамки пока не определены. В то же время глава SpaceX отметил, что хотел бы провести несколько непилотируемых орбитальных тестовых полётов перед тем как пускать людей на борт BFR.

2022 год – запуск двух миссий на Марс с полезной нагрузкой (без людей). Маск как-то сказал, что «мечтает» отправить первые миссии к Марсу с помощью ракеты BFR в 2022 году. Каждый корабль якобы должен будет сначала совершить облёт вокруг Земли и использовать весь запас топлива. Затем к каждому кораблю отправятся космические танкеры, которые заново заправят аппараты, и уже затем они отправятся к Марсу. Пока неясно, сколько космических запусков и главное времени потребуется для решения таких задач.

Примерно раз в два года расстояние между Марсом и Землёй становится минимальным, что создаёт возможность для того, чтобы быстрее добраться до Красной планеты. Исходя из этого лучшим временем для запусков станет лето 2022 года. В зависимости от того, насколько эффективно Big Falcon Spaceship сможет изменять свою скорость, полет до Марса может занять от нескольких месяцев до года. Таким образом, посадка корабля на поверхность Марса может состояться либо в конце 2022 года, либо в начале 2023-го.

2022-2023 годы – посадка первого космического корабля Big Falcon Spaceship на Марс. В рамках первых полётов к Марсу Маск хочет отправить туда не пустые корабли. Ожидается, что в качестве полезной нагрузки первые корабли доставят на Марс припасы и оборудование, которые потребуются при дальнейших миссиях на Красную планету.

Людям, которые отправятся на Марс в рамках будущих миссией для строительства первого марсианского поселения потребуются источники питания, оборудование для добычи воды, а также системы для переработки местных ресурсов в топливо и кислород, которые будут необходимы для возвращения обратно на Землю.

Пол Вустер, ведущий инженер марсианских миссий компании SpaceX в августе 2018 года поделился некоторыми деталями о том, как будут проходить первые полёты на Марс. Вустер заявил, что в рамках первых двух беспилотных грузовых миссий «будет подтверждено наличие запасов воды в тех регионах планеты, которые в настоящий момент представляют ключевой интерес, будут определены все сложности посадки для будущих миссий, а также заложены первые части будущей марсианской инфраструктуры». Например, будет построена посадочная площадка для более безопасного прибытия пилотируемых миссий.

2023 год – отправка людей на ракете BFR вокруг Луны. В сентябре 2018 года Маск представил миру первого будущего космического туриста компании SpaceX. Им стал японский миллиардер Юсаку Маэдзава. Сколько Маэдзава заплатил за право стать первым пассажиром ракеты BFR – коммерческая тайна. Но речь, вероятнее всего, идёт о нескольких сотнях миллионов долларов. Более того, Маэдзава выкупил все места на космическом корабле и планирует пригласить с собой от 6 до 8 человек творческих профессий в рамках созданного им арт-проекта #dearMoo, которые полетят вместе с ним к Луне в 2023 году. Эта миссия станет убедительным доказательством того, что концепт ракеты BFR работает.

«Он не просто платит огромную сумму денег для того, чтобы помочь в разработке корабля и ускорителя. Он платит за возможность для среднестатистического человека в будущем летать на другие планеты», – прокомментировал Маск подвижничество японского миллиардера.

2024 год – отправка первого человека к Марсу. С учётом успешности первых грузовых и разведывательных миссий SpaceX планирует отправить одну-две пилотируемые миссии к Марсу. По словам ведущего инженера марсианских миссий компании SpaceX, каждый корабль возьмёт на борт как минимум 100 тонн различных припасов. Доставив на Марс больше припасов и тяжёлого оборудования, чем может потребоваться любой команде в рамках годовой миссии на Красной планете, SpaceX сможет компенсировать необходимость в продвинутых технологиях, которые в противном случае потребовались бы для возможности остаться на Марсе.

2025 год – первая высадка человека. Как и в случае первых беспилотных миссий на Марс, пилотируемым кораблям потребуется от шести до девяти месяцев для того, чтобы добраться до Красной планеты. Пол Вустер заявил, что первые корабли, вероятнее всего, будут служить в качестве жилищ для астронавтов. Условия будут не самые комфортабельные, но использование кораблей позволит упростить реализацию миссии, исключив необходимость в немедленном строительстве марсианского жилища.

2028 год – завершение строительства жилища Mars Base Alpha. Кто-то спросил Илона Маска в «Твиттере» о том, сколько времени потребуется для строительства первой постоянной марсианской базы, ранними концептами которой он делился до этого. Маск ответил, что база, возможно, будет готова в 2028 году. Развивая данную тему, Маск рассказал, с чего планируется начать создание первой марсианской колонии.

«Она начнётся со строительства самой базовой инфраструктуры: станции по добыче топлива, электростанция, теплицы для выращивания еды – все те необходимые базовые вещи, без которых вы не сможете выжить, – поделился планами закопёрщик проекта. – После этого откроются и предпринимательские возможности».

2030-е годы – строительство первого марсианского города. Если большинство вещей, сказанных выше, могло показаться чем-то фантастическим, то сказанное ниже покажется вообще чем-то находящимся за гранью фантазий реалистов.

Эксперты по системам жизнеобеспечения, мягко говоря, сомневаются в том, что необходимые для высадки человека и его выживании на поверхности Марса технологии, не говоря уже о технологиях, позволяющих построить целый город для колонизации вскоре после этого, будут готовы к 2020 году. Но именно это хочет сделать Маск. Ну, или, по крайней мере, положить начало тому, что в его представлении может быть дальше.

«Я считаю, что люди начнут думать о создании цивилизации на Марсе, как о реальной цели. Ведь речь идёт не только о человечестве, но и о заботе о всей жизни, которая нам известна», – сказал Маск в 2017 году.

В его мечтах – отправка около миллиона человек на Марс со стоимостью билета в один конец на уровне 200000 долларов. По мнению главы SpaceX, эта цена вполне достижима, если учесть гипотетический потенциал многоразовости BFR. В то же время Маск верит, что жизнь на Марсе в далёкой перспективе мало чем будет отличаться от земной: «На Марсе будет все. Начиная от заводов и заканчивая пиццериями. Я думаю, что там обязательно появятся отличные марсианские бары».

Касательно планов Илона Маска, кто-то просто фыркнет: «Бред, безумные фантазии, мечты идиота», а между тем 22 февраля 2018 года состоялся запуск ракеты Falcon 9 компании SpaceX с мыса Канаверал. Ракета несёт на себе три модуля. Один – это обычный связной спутник, другой – экспериментальный военный спутник. А третий – не имеющий аналогов в истории человечества лунный посадочный аппарат. Этот посадочный аппарат Beresheet (на иврите это означает Книга Бытия) создан израильской стартап-компанией SpaceIL. Впрочем, это не просто стартап. Эта компания, созданная в 2011 году, явилась родоначальником широкого израильского национального движения, участники которого имеют перед собой цель – совершить мягкую посадку на Луну в апреле этого года и доставить туда весьма необычный груз. Груз этот предоставлен американской компанией Arch Mission Foundation, которая занимается созданием «вечной» библиотеки человечества. Эта библиотека называется Архив Миллиарда Лет, и Лунная Библиотека – только первая фаза этого благородного проекта. Как следует из названия, этот архив человеческих знаний рассчитан на то, чтобы выжить в условиях открытого космоса миллиарды лет – даже после того, как от планеты Земля не останется и следа. Луннaя Библиотекa основана на нанотехнологиях, созданных американской компанией NanoArchival.

Компания SpaceX – аэрокосмическая компания, созданная Элоном Маском. Израильская компания SpaceIL была создана тремя молодыми израильскими инженерами Яривом Башем, Кфиром Дамари и Йонатаном Вайнтраубом. Компания NanoArchival была создана Брюсом Ха, семья которого нашла в Америке убежище от коммунистов, наступающих на Южный Вьетнам. Arch Mission Foundation была основана Новом Спиваком и Ником Славиным, которых вдохновила книга писателя-фантаста Айзека Азимова.

Что общего между всеми этими людьми? – Когда они начинали, у них не было ничего, кроме грандиозных идей и неограниченного доступа к интеллектуальным ресурсам.

Лунная Библиотека содержит миллионы страниц истории человечества – от Библии и библейских времён до современности. Представлены все достижения мировой цивилизации, которые создатели Лунной Библиотеки предполагают хранить на тонких никелевых дисках и после того, как полностью разрушатся египетские пирамиды. В Лунной Библиотеке представлены как научные, так и гуманитарные достижения человечества – книги, документы, иллюстрации, картины и рисунки.

Что пропущено в списке тех, кто участвует в создании Лунной Библиотеки? В этом списке отсутствуют правительства. Все компании-участники миссии являются негосударственными компаниями.

Очередной запуск ракеты Falcon 9 – это первая в истории человечества попытка частных негосударственных компаний совершить космическую экспедицию на Луну.

Что касается освоения космоса и космических технологий со стороны России… Слово экспертам.

Михаил Котов, журналист, освещающий вопросы современного состояния науки и техники.

«Что творится в российской космонавтике сейчас? Судя по официальным новостям, всё прекрасно и удивительно, покорение космоса идёт по плану, Федеральная космическая программа выполняется, а мировое лидерство России неоспоримо. Однако если почитать независимых журналистов, то впору бежать за цветами на гроб «Роскосмоса» уже сейчас. Почему получается такой лаг в оценках?

Всё дело в том, что государственная корпорация по космической деятельности «Роскосмос» уже давно занимает дуалистичную позицию, сидя сразу на двух стульях. По форме и факту это государственная корпорация со всеми полагающимися атрибутами: получаем деньги от государства, решаем поставленные задачи, проводим госполитику в космической отрасли. С другой стороны, «Роскосмос» – это главный представитель России на коммерческом космическом рынке. Правда, здесь никакие реалии не работают – нужно быть быстрее, умнее и дешевле конкурентов.

И вот борьбу за коммерческий космос «Роскосмос» к настоящему времени проиграл практически в ноль. Увы, это не слова, к сожалению, это исключительно цифры. «Роскосмос» имеет менее одного процента от общего мирового космического рынка. Единственная ниша, где мы чувствовали себя способными дать бой – рынок пусковых космических услуг. И здесь мы за последние годы тоже утратили лидерство. За последние два года доля России в коммерческих пусках не превышает 20% и имеет все тенденции к дальнейшему снижению.

Реагируя на эти данные, представители «Роскосмоса» сразу же вспоминают, что они госкорпорация, у них есть Федеральная космическая программа, а бизнесом они занимаются так, постольку-поскольку. И возразить на это сложно: «Роскосмос» жестко держится за нажитое, и ожидать, что в ближайшее время появится серьёзная частная российская коммерческая компания, просто наивно.

Вот и непонятно, как оценивать перспективы «Роскосмоса» по гамбургскому счету: как госкорпорации или как коммерческого проекта. Попробуем взглянуть на проблему с разных сторон.

В феврале 2016 года была принята Федеральная космическая программа на 2016-2025 годы (ФПК), которая и должна стать определяющей для российской космонавтики в ближайшей перспективе. И если с её числовой частью всё более-менее понятно, то с остальным не очень. По деньгам всё просто – сначала предлагалось выделить 2,5 трлн рублей, затем после ряда сокращений остановились на 1,5 трлн рублей на ближайшие десять лет. Впрочем, пересмотреть могут как вверх, так и вниз. Тут дело такое, ситуация не самая радужная, и если в бюджете потребуется заткнуть пару дыр, сделать это за счёт космоса вполне себе вариант.

Гораздо интереснее текстовая часть ФКП. Вряд ли её писал человек, совсем незнакомый с целеполаганием. Скорее, её специально создавали с прицелом на изменение целей в зависимости от результатов, а не наоборот. В ней нет чётких количеств, наименований и дат. Зато спустя десять лет легко будет отчитываться: стояла задача нарастить до «требуемого количества», вот мы и нарастили – в данный момент требуется ноль таких спутников.

Поэтому выполнить Федеральную космическую программу до 2025 года «Роскосмос» в части прикладных космических аппаратов, скорее всего, сможет, а, значит, как госкорпорация «Роскосмос» будет полезен государству. Вот и на презентации спутниковых сервисов, проведённой «Роскосмосом» 22 мая 2018 года, все проекты очень чётко ориентированы на внутреннего пользователя, то есть на другие госкорпорации.

При этом они подменяют (ну или импортозамещают) уже существующие и действующие проекты других стран. Например «Наша Россия» – сервис, автоматически отслеживающий исполнение федеральных контрактов по строительству больших объектов. Он сразу нацелен на единственного пользователя в лице государства. Стоит ли говорить, что подобные проекты не имеют никакого экспортного потенциала.

Таким образом, «Роскосмос» сознательно ставит своей целью наращивание прикладных космических аппаратов ДЗЗ (дистанционного зондирования земли). Собственно, скорее всего, это и станет основной задачей и работой на ближайшие годы.

Есть в Федеральной космической программе и наука. И даже почему-то именно в этом пункте прописано количество запускаемых космических аппаратов. Во имя науки за ближайшие десять (вернее, уже восемь) лет должны запустить десять миссий. Увы, но, скорее всего, этот пункт выполнен не будет. Может быть, что-то запустят, что-то перенесут. Пока же у России есть всего один чисто научный спутник «Спектр-Р», три научно-технологических спутника «МиР» и два «АИСТа». Тут всё будет делаться по остаточному принципу.

Лунные же проекты, скорее всего, сейчас начнут безбожно откладывать, благо повод для этого есть. Мы ждём сразу две ракеты: «Союз-5» в разработке, затем ещё много лет можно ждать сверхтяжелую ракету. «Ангара» же переезжает в Омск, что тоже требует времени. Вот и получится, что для прикладных проектов носители и финансы найдутся, а научные как-нибудь потом.

Что будет с пилотируемой космонавтикой, пока неизвестно, и сценариев тут несколько. Во многом ситуация будет зависеть от того, насколько быстро американцы смогут перейти на новые пилотируемые корабли Dragon V2 от SpaceX и Starliner от Boeing. Делают их уже долго, и ставить на то, что это событие произойдёт в следующем году, вряд ли стоит. Если у американцев свои «батуты» готовы не будут, то наша пилотируемая космонавтика будет продолжать развиваться, как раньше. А вот если американцы перейдут на своё и свернут финансирование (более $500 млн в год), то всё будет зависеть от состояния бюджета.

В худшем из вариантов Россия постепенно начнёт сворачивать свою пилотируемую программу, постарается спихнуть МКС коммерческим компаниям и убедит население, что в нынешней ситуации изучение космоса – это прерогатива космических аппаратов. Свою же пилотируемую космонавтику мы начнём потихоньку уменьшать – денег она не приносит, а гордостью за успехи сыт не будешь.

В ближайшее время ожидается всплеск количества запусков, связанный с началом реализации британской коммерческой программы OneWeb по выводу спутников связи на орбиту. Предполагается, что часть из них запустит Россия, контракты уже подписаны. Спутников по плану много, и эти запуски в настоящее время – самая большая надежда «Роскосмоса».

В остальном же прорывов на коммерческом фронте у «Роскосмоса» не предвидится. Шансов, что Россия начнёт делать коммерческие космические аппараты и попробует откусить часть этого рынка, просто нет. Для этого нет ключевых вещей: элементной базы, квалифицированных рук, площадей и техпроцессов, способных обеспечить конкурентные цены. На рынок спутниковой связи надежды ещё меньше.

Остаются запуски, откуда Россию продолжат потихоньку выдавливать. Против нас играет и логистика, и заключение пусковых контрактов во время заказа спутника. Дело тут не только и не столько в цене. Если нам удастся сохранить нынешние 20%, это будет чудом.

Вот и получается, что одновременно успеть всё и привести в порядок всё, шансов просто нет. Чем-то явно придётся жертвовать. А после новостей о том, что на базе «Роскосмоса» создадут холдинг, который объединит в своём составе ряд других направлений по ракетной тематике, таких как концерн ВКО «Алмаз-Антей» и концерн «Тактическое ракетное вооружение», всё становится предельно понятным.

Буквально за пять лет наша космическая отрасль начнёт плавное и необратимое движение в военную сторону. Соответственно, и «Роскосмос» станет корпорацией, занимающейся запуском военных и прикладных спутников дистанционного зондирования Земли. Всё остальное либо потихоньку отцепят, либо продолжат двигать «на минимальных оборотах». Для всех других вариантов нужен чудо-управленец, сильная команда и переформатирование всех целей с чётким указанием их приоритета и требуемых сроков исполнения. Увы, но другого космоса у нас просто нет».

Своё мнение на этот счёт есть и у независимого эксперта по аэрокосмическим системам Вадима Лукашевича. Мнение во многом эмоциональное, но тем и ценно. Эмоции, если хладнокровно к ним подходить – проявление заинтересованности автора в решении рассматриваемых им вопросов, попытка повлиять на процесс, который, по его мнению, идёт не так, как следовало бы.

«Итак, все случилось даже гораздо раньше, чем я рассчитывал – Россия вышла из международного проекта окололунной орбитальной станции. Точнее, не смогла в него попасть («Россия отказалась участвовать в американском лунном проекте»).

И это не смотря на заявления, что «Роскосмос продолжит участие в проекте по созданию международной окололунной станции Gateway совместно с США и другими зарубежными партнёрами, которые прозвучали по итогам встречи в Орландо, где обсуждались требования к международной лунной орбитальной станции. Там «Роскосмос» подтвердил намерение быть полноправным участником данного проекта. По итогам работы стороны договорились продолжать сотрудничество по созданию международной окололунной станции.

Напомню, за что меня (Вадима Лукашевича – примечание для тех, кто не в курсе) забанил глава пресс-службы «Роскосмоса» Владимир Устименко – я сказал ему, что «батут» вам ещё простили, но «американскую диверсию с дрелью» уже не простят. И что вы с Рогозиным войдёте в историю как могильщики отечественной космонавтики, добавив у себя в ленте, что из-за этих уродов нас вышвырнут из следующей большой международной программы создания пилотируемой окололунной станции.

Все дело в том, что отказ от участия в этом новом проекте – это начало агонии нашей пилотируемой космонавтики. Потому что, по большому счету, серьёзных задач для дальнейшего пребывания человека на околоземной орбите нет (личное субъективное мнение Вадима Лукашевича). Все, что он мог там сделать, исследовать или изучить, включая проблемы обеспечения длительного пребывания человека в невесомости – уже выполнено за почти 50-летнюю историю околоземных обитаемых станций (и полтора года непрерывного полёта отработали, и радиотелескоп был, и фермы собирали, и модули перестыковывали, и ремонтировали, и летали меж разных станций, и ДТП с разгерметизацией случилось, и даже «горели в танке», — все уже было). И задач, которые нельзя было бы сделать проще и дешевле автоматами на околоземной орбите, для человека не осталось, а промышленное освоение околоземного космического пространства так и не началось.

Более того, российская (не путать с советской!) пилотируемая космонавтика существует до сих пор именно благодаря международному сотрудничеству, и в первую очередь с американцами. Самостоятельных задач для российских космонавтов, оправдывающих их пребывание в космосе нет.

Именно поэтому Владимир Поповкин, бывший глава Роскосмоса, ещё несколько лет назад предлагал перейти от постоянного присутствия на МКС к посещаемым экспедициям, как это было на первых советских орбитальных станциях «Салют». И это неспроста: пилотируемая космонавтика «съедает» примерно 40-45% всего нашего космического бюджета, ничего толком (в сопоставимом размере, да хотя бы в заметном) не давая взамен. В современных экономических условиях отказ от международного сотрудничества – это для нашей пилотируемой космонавтики смерть. Упование на БРИКС – самообман политиканов. При этом, из-за исчезновения жёстких сроков реализации международного проекта как стимула торопиться, отечественная будущая сверхтяжелая ракета окончательно становится химерой.

Через несколько лет технологически развитые страны сделают следующий логичный шаг – уйдут к Луне. Мы останемся в заднице, потому что реализовать самостоятельно подобный проект окололунного поселения – это «ухо от селедки», нам это просто не под силу, кто бы что не говорил, не предлагал и не рисовал на бумаге.

Человечество в лице США, Европы, Канады и примкнувшим к ним странам уйдёт к Луне, а у Земли останемся мы и Китай. Но Китай идёт по своему плану, мы ему не нужны. Он построит модульную орбитальную станцию, и к 2028 году сделает свой супертяж и тоже уйдёт к Луне. Он это сделает, мы – сильно сомневаюсь».

Возвращаясь к «нашей Луне», следует обратить внимание на аналитику опять того же многосведущего журналиста Владимира Котова, который задаётся вопросом: «Сможет ли российская космонавтика возобновить исследования спутника Земли?».

«К 20-летию проекта Международной космической станции «Роскосмос» не только провёл несколько круглых столов и праздничных мероприятий, но и представил новую российскую лунную программу. Она рассчитана до 2040 года, и предполагается, что уже в 2025-2030 годах на Луну будет запущен тяжёлый луноход, а к 2035 году на поверхности земного спутника взовьётся российский флаг, воткнутый в грунт нашими космонавтами.

Но Луна жёстко стелет и требует денег. Тут без «дорожных карт» будущих свершений на самом деле никуда. Большие научные и космические программы невозможно создавать, ориентируясь исключительно на сиюминутные задачи. Требуется долгосрочное планирование и понимание, куда именно двигаться, какие цели нужно достигать через 10-15 лет. А чёткое разбиение на этапы и грамотные вехи позволяет планировать бюджет наиболее рационально.

Вот только не верится в высадку на Луне уже через 15 лет. Хочется, чтобы так было, чтобы к 2040 году на поверхности спутника Земли работала российская лунная экспедиция, но увы. Основная проблема этой программы такая же, как и у большинства других – оторванность от реальности, слепая вера в то, что в ближайшие годы космический бюджет увеличат многократно, и нежелание учитывать тенденции последних лет. Это идеальная программа для идеального мира, не очень похожего на наш.