Исследования нашего коллектива показали, что большинство регионов России сегодня управляются региональными властями весьма профессионально
Федеральной властью принято окончательное политическое решение о незамедлительном вступлении в ВТО. Независимые исследования показали, что большинство регионов России будут готовы к этому только через 5 лет.
Опыт преодоления региональными властями и региональным директорским корпусом последствий глубоких кризисов 1992-1993 и 1998 годов показывает, что и с грядущим кризисом 2008-20.. годов российские управленцы справятся. Однако потери от неподготовленного вступления в ВТО будут огромны и лягут на плечи в первую очередь региональной власти .
В ближайшей перспективе региональные власти и директорский корпус столкнутся с необходимостью больших изменений во всех аспектах управления в регионах. Для поддержки решения этих вопросов нашим коллективом разработан инструментарий управления развитием и сформирована программа подготовки молодых специалистов для подразделений развития.
Вступление же в ВТО с отсрочкой на 5 лет, наряду с форсированным созданием структур по поддержке разрешения в регионах перечисленных выше вопросов позволит не только предотвратить неизбежные широкомасштабные потери, но и резко уменьшить перенапряжение регионального руководства и регионального директорского корпуса.
Проблемы, с последствиями которых столкнутся региональные власти и региональный директорский корпус:
- Недопустимо плохо защищена интеллектуальная собственность региональных компаний, институтов и даже органов власти; отсутствуют эффективные структуры поддержки, способные в разумный срок исправить положение
- Практически повсеместно отсутствуют полноценные Карты Уровней на производимые в регионах товары и услуги (следовательно, не может быть проведено их объективное позиционирование на мировом рынке)
- Сертификация производственных процессов региональных компаний и выпускаемых ими товаров и услуг по международному стандарту качества ISO 9000/2 встречается только в порядке исключения
- Персонал региональных компаний пока плохо владеет международным языком де-факто — английским и отсутствуют структуры поддержки, позволяющие быстро изменить существующее положение, а также осуществлять перевод документации на выпускаемые товары и услуги на языки стран импортеров с нужным качеством и в обычно практикуемые сроки (40000 знаков за 4 дня)
- Российские региональные органы власти и компании сегодня имеют достаточно эффективную культуру управления (процессуальный подход), которая резко отличается от культуры управления транснациональных корпораций (процедурный подход), что отражается также на значительных различиях в терминологии и подходах к управлению российских менеджеров высшего и среднего звена в сравнении с зарубежными менеджерами, выросшими на культуре Master of Business Administration ( MBA )
- В массе своей у региональных властей и компаний отсутствует практика решения спорных вопросов в международных судах, что делает их весьма уязвимыми после вступления в ВТО
- Следует учитывать массовое использование российскими региональными компаниями производств с техническим и технологическим отставанием от принятого в мире уровня
- Региональные инновационные системы находятся в процессе формирования и не могут оказать в ближайшие 3-5 лет массовой и эффективной помощи реальной региональной промышленности в отборе и освоении новых товаров и технологий
- Разрушенная система среднего специального образования создает в регионах острый дефицит кадров квалифицированных рабочих
- В большинстве случаев не сформированы локальные рынки, которые при любых сценариях будут ориентироваться на отечественного производителя и нет эффективных структур способствующих ускорению этого процесса
- И многое другое
Нашим коллективом был разработан комплексный инструментарий для подразделений развития регионов и корпораций в новых условиях, способствующий к решению некоторой части инновационно-ориентированных проблем из перечисленных выше.
Комплексный инструментарий для подразделений развития регионов и корпораций в новых условиях:
- Библиотека базовых международных стандартов по инновациям (перевод на русский язык)
- Инструмент оперативного составления среднесрочного и долгосрочного прогноза социально- экономического развития регионов
- Инструмент диагностики и анализа инновационных систем «Барометр российских инноваций»
- Банк математических моделей
- Экспертное сообщество «Российское сообщество экспертов»
- Подготовка команд молодых специалистов для обеспечения подразделений развития.
Благодаря поддержке Министерства промышленности и науки Московской области
Библиотека базовых международных стандартов по инновациям (переведенных на русский язык)
- Проведен сбор международных стандартов де- факто по инновационной деятельности
- Выполнен перевод 6 базовых стандартов на русский язык
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Библиотека базовых международных стандартов по инновациям (переведенных на русский язык)
Необходимо распространить по инновационно-ориентированным регионам России международные стандарты в области инновационной деятельности и использовать единую терминологию в данной сфере. Модель современного инновационного процесса
![]() Современная модель инновационного процесса в рамках инновационной системы, приемлемая для рыночной экономики (международный стандарт де-факто |
![]() Устаревшая линейная модель инноваций – широко применяемая сегодня в России |
Инструмент оперативного составления среднесрочного и долгосрочного прогноза социально-экономического развития регионов
Для инновационного развития регионов критически важным является составление и использование адекватных долгосрочных прогнозов социально-экономического развития – в том числе, для повышения инвестиционной привлекательности региона.
![]() |
Инструмент оперативного составления среднесрочного и долгосрочного прогноза социально-экономического развития регионов
Пример анализа социально-экономического развития Московской области.
![]() |
Экономика Московской области изменяется, она всё больше превращается из самостоятельной в обслуживающую.
Инструмент оперативного составления среднесрочного и долгосрочного прогноза социально-экономического развития регионов
По нашим расчетам, в случае инерционного развития, к 2011-2012 г. произойдет перелом и доля ВРП Московской области в ВВП России начнет сокращаться.
![]() |
Если комплексно не использовать все имеющиеся в Московской области резервы, то регион начнет утрачивать свою экономическую самостоятельность.
Место Московской области в международной инновационной деятельности
Выход для Московской области – эффективное использование огромного научного, научно-технического и инновационного потенциала.
![]() |
Инструмент оперативного составления среднесрочного и долгосрочного прогноза социально-экономического развития регионов
Разработанный инструмент позволяет легко учитывать корректировки в плане социально-экономического развития. Кроме того, реализация на основе открытых кодов позволяет вносить региональную специфику.
![]() |
Что во много раз сокращает сроки разработки таких планов и повышает их качество.
Инструмент диагностики и анализа инновационных систем «Барометр российских инноваций»
Для отслеживания инновационных разработок в различных секторах экономики нами разработан «Барометр российских инноваций»
![]() |
Инструмент диагностики и анализа инновационных систем «Барометр российских инноваций»
Пример количественного анализа региональной инновационной системы
![]() |
Банк математических моделей
Нашим коллективом при решении прогностических задач широко используется аппарат математического моделирования. Для увеличения оперативности разработки используется обширная база данных математических моделей Института прикладной математики им. М.В. Келдыша.
![]() |
Экспертное сообщество «Российское сообщество экспертов»
Для проведения экспертизы проектов, инновационных технологий, планов развития и пр. разработан комплексный распределенный инструментарий проведения экспертизы на базе инновационных гуманитарных технологий (hi-hume) и высоких технологий ( hi-tech).
![]() |
Подготовка команд молодых специалистов для обеспечения подразделения развития
Разработана программа подготовки для подготовки команды молодых специалистов для работы помощниками директоров по развитию корпораций, заместителей губернаторов по социально-экономическому развитию, руководителей крупных политических партий и общественных организаций, руководителей крупных СМИ. Комплекс специальностей включает:
- Доверительного аналитика
- Инновационного менеджера
- Мастера по современным технологиям моделирования, конструирования и дизайна
В исторической аналогии данная группа молодых специалистов — помощников по развитию соответствует введению в середине XIX и в начале XX века для массового преодоления кризиса текущей деятельности компаний должностей – секретаря, помощника и референта первого лица.
![]() |
Руководитель работы - Шишов Вадим Викторович - старший научный сотрудник научно-образовательного центра «Прикладная математика» ИПМ им.М.В.Келдыша РАН |