Russian
| English
"Куда идет мир? Каково будущее науки? Как "объять необъятное", получая образование - высшее, среднее, начальное? Как преодолеть "пропасть двух культур" - естественнонаучной и гуманитарной? Как создать и вырастить научную школу? Какова структура нашего познания? Как управлять риском? Можно ли с единой точки зрения взглянуть на проблемы математики и экономики, физики и психологии, компьютерных наук и географии, техники и философии?"

«СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ – АНАЛИЗ И ПЕРСПЕКТИВЫ» 
В.М. Сазонов

Сазанов Владимир Михайлович — предприниматель, руководитель Лаборатории СВМ, кандидат технических наук

Предлагаемый доклад – результат исследования социальной сети Мой Круг – www . moikrug . ru (сервиса Яндекса), блогов Mail . ru , других сетевых социальных технологий второго поколения. Под социальной сетью понимается множество акторов (точек, вершин, агентов) которые могут вступать во взаимодействие друг с другом и связи между которыми являются социальными, то есть дружба, совместная работа или обмен информацией. С формальной точки зрения т акие сети удобно представлять в виде графов и применять для их анализа существующий математический аппарат. В отличие классической сети социальная группа, или сообщество, действующая в Интернет среде допускает более активное и оперативное изучение программными методами путем интегрирования в управляющую среду модулей статистики, анализа и прогнозирования

«Нам не дано предугадать, чем слово наше отзовется…»
Ф.И. Тютчев

Предлагаемый доклад – результат исследования социальной сети Мой Круг – www . moikrug . ru (сервиса Яндекса), блогов Mail . ru , других сетевых социальных технологий второго поколения.

Под социальной сетью понимается множество акторов (точек, вершин, агентов) которые могут вступать во взаимодействие друг с другом и связи между которыми являются социальными, то есть дружба, совместная работа или обмен информацией.
С формальной точки зрения т акие сети удобно представлять в виде графов и применять для их анализа существующий математический аппарат.

В отличие классической сети социальная группа, или сообщество, действующая в Интернет среде допускает более активное и оперативное изучение программными методами путем интегрирования в управляющую среду модулей статистики, анализа и прогнозирования.

Возникшие как среда общения одноклассников и сослуживцев социальные сети нашли естественное развитие в сетях знакомств, поиска работы, профессиональных и творческих контактов и могут использоваться для исследования общественного мнения, пропаганды научно-технических знаний и общественного влияния.

Целью доклада является представление положения дел в данной отрасли знаний, изучение моделей развития социальных сетей, анализ перспективных областей для построения общественно-значимых сетей, поиск партнеров.

К лассические и онлайновые социальные сети

Особенностью технологий «первой волны» с точки зрения организации коммуникаций и теории социального капитала является узкая направленность взаимодействия Личность-Личность или «вертикальные» отношения Фирма-Личность. Вместе с тем, исторические примеры показывают, что для социальных преобразований важными являются сплоченные «горизонтальные» интеллектуальные сообщества, которые наблюдались, например, на рубеже перестройки в академических институтах, вокруг бардов-исполнителей, клубов студенческой песни, физматшкол.

Создание групп по интересам — сообществ и социальных сетей активно идет в Интернет-среде. Один из исторически первых примеров – это 40 млн. однокласников, однокурсников и сослуживцев в сети www . Classmates . com , охватившей жителей Америки и Канады. Впечатляют цифры сети знакомств www . Mamba . ru , в которой 9 млн. зарегистрированных «жаждущих» осуществяют 1,3 млн. попыток найти друг друга каждый день.

Кроме развитых коммерческих сетей, ориентированных на поиск «умных голов», обращает на себя внимание сеть личных и деловых контактов www . MoiKrug . ru , в которой заявлено 100 тыс. участников.

Общение в данной сети идет по немодерируемой схеме, на основе свободно предоставленных анкетных данных (учебные заведения, работа, личные интересы, любимые книги и сайты). Схема общения такова. Кроме обычного блога, участник может заявить тему для обсуждения, сделать «затравку» новой или проблемной информацией, сообщать и дискуссировать новости. Действует схема голосования или рейтингования тем и записей.

Социальную сеть МойКруг можно характеризовать как социальный и технологический эксперимент. Опыт участия в данной сети показал ее молодежную направленность и полезность с точки зрения понимания поведения участников виртуального обсуждения, отличающегося от обычного личностного или «живого» группового, изучения общественного мнения, отработки методов ведения информационных войн.

Как объект исследования социальные сети можно рассматривать с психологической и формальной математической точек зрения.

Психологические аспекты

В статье Н.Д.Чеботаревой [2] представлены предпочтения сетевого общения, отмечены мотивационные составляющие, области и темы общения:

  • обсуждение глобальных бытийных вопросов (в т.ч. религиозных, философских);
  • обсуждение психологических проблем реального общения;
  • агрессивное «выяснение отношений» между участниками;
  • скрытая и открытая реклама товаров и услуг.

Опыт сетевой жизни в МК более года позволил понять некоторые особенности сетевого поведения и характерные модели. Отбрасывая неадекватное поведение в сети графоманов, социопатов и провокаторов, такие уже описанные явления как, например, троллинг (см. Wikipedia ), можно отметить этапы развития общения или групповой психодинамики, специфичные для виртуальной группы:

  • вступление участника в дискуссию (выражение Автору благодарности за интересный текст и теоретические замечания относительно отдельных моментов);
  • начало самораскрытия со стороны участника, комментирование реплик других с точки зрения собственного жизненного опыта;
  • взаимные провокации нововступившего участника и «старожилов». «Выяснение отношений» между теми участниками дискуссии;
  • возрастание искренности, обсуждение глубинных личностных проблем.

Формальный анализ – параметры, модели и показатели ценности сети

В отчете исследователей из Томска [3], посвященном моделированию социальных сетей, выделены 3 основные направления:

  • создание моделей сетей;
  • поиск статистических свойств, характеризующих поведение сетевых систем;
  • предсказание поведения систем с сетевой структурой.

Рассматривая социальную сеть как программно-технический объект, удобно применить подходы системологии, предполагающей возможность описания системы рядом параметров и совокупностями моделей цели, структуры, поведения во времени, и конечно ресурсов.

Один из формальных показателей – количество участников сети.. В статье сайта Сообщества.РУ [4] приведен график роста аудитории многомиллионной сети Facebook , показывающий типовые этапы эволюции социальной сети.

На графике видна:

  • начальная зона,
  • всплеск гудка (молвы),
  • долина «сомневающихся»,
  • рост выдержавших и затем
  • зона устойчивой работы.

 

 

Формализуя понятие цели или ценности сети, следуя Роберту Меткалфу [5], можно согласиться с тем, что для коммуникационной сети ценность пропорциональна количеству связей между участниками сети, а не количеству участников как в классической трансляционной сети.

Для анализи коммуникативных возможностей социальных сетей применяют такие понятия теории графов как ранг сети, характеризующий число узлов, соединенных с данным. В 1979 году С. Фриманом было предложено понятие центра группы и три конкурирующих принципа, а именно: ранг узла, контроль и независимость.

С позиций коммуникативности и центральности И.В Градосельской предложены 4 типа сетевых структур [6].

 

  • Комбинация признаков с уровнями высокая\низкая позволяет установить четыре типа структур.
  • Высокая доминантность и высокая коммуникативность присущи «спутниковой» структуре, где ресурсы перемещаются от центра к периферии.
  • В системе, характеризующейся высокой степенью доминирования, большинство связей будут соединять «центры» и «клики».

 

 

В системе с высокой связанностью и низкой доминантностью общее число связей распределено равномерно и потоки направлены от одного фрагмента системы к другому.

Система с низкой коммуникативностью и низкой доминантностью присуща диффузным, слабоинтегрированным популяциям. Система с низкой коммуникативностью и высокой доминантностью сосредоточивает связи в определенных ареалах сообщества и обозначает его декомпозицию.

Создание сети – дело дорогое. Например, руководители одной из отечественных сетей поиска работников оценили свои усилия в полмиллиона условных единиц. При таком уровне расходов встает вопрос о прогнозировании процесса развития сети. И здесь может быть применена модель социального поведения И.Н. Трофимовой [7] .

При построении модели изучался вопрос о влиянии на поведение в группе таких формальных признаков среды как величина популяции, возможность установления контактов (социабельность) и степень разнообразия элементов.

Исследования на модели «Социабельность» показали наличие качественных фазовых переходов при формировании «малых миров», разное распределение кластеров определенного размера при разных значениях вышеупомянутых параметров.

Наблюдение за процессами подкруга «Тем кому за 30» социальной сети Мой Круг позволяет предположить возможность применения предложенных в модели И.Н. Трофимовой подходов для анализа процессов «долины сомневающихся» — одного из критических моментов на пути построения социальной сети.

Перспективные направления развития социальных сетей

Двумя перспективными областями применения технологий социальных сетей в научной и образовательной сфере представляются сетевые научные сообщества и сети молодежной направленности, ориентированные на диалог поколений.

Идеальное взаимодействие в научной организации представляется состоящим из 3 уровней. Первый уровень – это главный информационный сайт, с которого пользователь попадает на страницы Лабораторий. C точки зрения организации обратной связи Лабораторий и Исполнителей полезным представляется уровень дневниковых записей – блогов, например www.Mail.ru . Преимуществом последних является разделение записей и комментариев на видимые для всех, друзей и только автору. В недрение подхода проводится в Психологическом институте Российской академии образования – www . pirao . ru .

Следующим, 3-м уровнем идеального информационного взаимодействия является профессиональная социальная сеть, которая может быть построена по образцу сети личных и деловых контактов www . MoiKrug . ru .

Выводы и Предложения

Задача состоит в практическом построении общественно-значимой социальной сети, например сети школьников ориентированных на научно-техническую деятельность. Сеть, на которую имеется «социальный заказ», могла бы решать проблемы обеспечения социального статуса и престижа. Существующий уровень программных технологий допускает эффективную реализацию.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Капица С.П., Курдюмов С.П., Малинецкий Г.Г. Синергетика. Прогнозы будущего, М., УРСС, 2001, 288 с.
  2. Чеботарева Н.Д. Интернет-форум как виртуальный аналог психодинамической группы - http :// www . follow . ru / print . php ? id =181& page =1
  3. Давыденко В.А., Ромашкина Г.Ф., Чуканов С.Н. Моделирование социальных сетей. Отчет по гранту «Социолого-математическое моделирование социальных сетей» — Вестник Томского госуниверсита -http://www.tmnlib.ru/resources/books/pdf/Romashkina_3.pdf
  4. Социальные сети и формирование групп - http://www.soobshestva.ru/news/?p=243 Сайт Сообщества.РУ
  5. Леонид Левкович-Маслюк. Математика этих сетей — Компьютерра №35 от 28 сентября 2005 года -http://www.kinnet.ru/cterra/607/230222.html
  6. Градосельская Г. В. Анализ социальных сетей. Автореферат диссертации -http://www.ecsoc.ru/images/pub_ecsoc/2004/09/29/0000011331/Gradoselskaya_Referat.doc
  7. Трофимова И.Н. Моделирование социального поведения. http :// spkurdyumov . narod . ru / Trophimova 9. htm \ Сайт С.П. Курдумова «Синергетика»
  8. Сазанов В.М. Социальные сети: Анализ – Технологии – Перспективы \ Обзор. Сайт Лаборатории СВМ - http://ntl-cbm.narod.ru/CBM-NET/net_rew.doc