Russian
| English
"Куда идет мир? Каково будущее науки? Как "объять необъятное", получая образование - высшее, среднее, начальное? Как преодолеть "пропасть двух культур" - естественнонаучной и гуманитарной? Как создать и вырастить научную школу? Какова структура нашего познания? Как управлять риском? Можно ли с единой точки зрения взглянуть на проблемы математики и экономики, физики и психологии, компьютерных наук и географии, техники и философии?"

«Развитие субъекта: логос, космос и хаос» 
Александр Сухарев

Александр Владимирович Сухарев – доктор психологических наук, профессор, ведущий научный сотрудник Института психологии РАН. Автор нового направления в науке – этнофункциональной антропологии. Работает в области клинической и исторической психологии. Работал и проводил клинические исследования в Институте психиатрии МЗ РФ (детская и аффективная психиатрия), онкологических клиниках г. Москвы и Подмосковья, НИИ наркологии г. Москвы, в ряде школ и детских садов, интернатах и домах престарелых г. Москвы, следственных изоляторах СИЗО No3 и No7 г. Москвы. Также был руководителем исследований в полевых этнопсихологических экспедициях в Нижнеколымском районе Республики Саха (Якутии), Камчатском крае и Сахалинской области. Практикующий психолог-психотерапевт. Сайт: http://ethnofunc.ru

В настоящей работе предложено введение в науку системы понятий Логоса, хаоса, космоса и др. как максимально обобщенного языка описания развития субъекта Вселенной и человека. Данный язык позволяет получать конкретные результаты прогноза и способы регуляции развития субъекта. Показано, что представление синергетики о синтезе «хаоса и порядка», описывающее динамику структуры, для гуманитарных систем должно быть дополнено учетом их образного содержания. Развитие при этом определяется как направленность на идеал синтеза «хаоса и космоса» – «девственную природу». Анализируется роль данного идеала в развитии гуманитарных систем при этноинтегрирующей функции ведущих представлений субъекта, то есть их природо и культуросообразности, и, напротив, инволюции систем с ведущими этнодифференцирующими представлениями. Были осуществлены экспериментально-психологические исследования на индивидуальном уровне, результаты которых на основе принципа единства микро и макрокосма использовались для историко-психологического анализа поведения некоторых коллективных субъектов как по психологическим, так и по непсихологическим показателям развития экономики, права, экологии, медицины, образования, религии и др.

Читать текст (PDF)>>