Russian
| English
"Куда идет мир? Каково будущее науки? Как "объять необъятное", получая образование - высшее, среднее, начальное? Как преодолеть "пропасть двух культур" - естественнонаучной и гуманитарной? Как создать и вырастить научную школу? Какова структура нашего познания? Как управлять риском? Можно ли с единой точки зрения взглянуть на проблемы математики и экономики, физики и психологии, компьютерных наук и географии, техники и философии?"

«О старении, старости и ветеранском движении в России» 
В.Л. Романов

22.   Провоторова Г.Н. Роль социально ориентированного предприятия и ветеранской организации в решении проблемы социальной включенности пожилых людей // Социально-экономические науки и гуманитарные исследования.  2015. № 4. С. 184-188.

Исследование, о результатах которого сообщается в статье, выполнено в рамках глобально актуальной проблемы – нарастающим старением обществ в связи с прогрессирующим увеличением среди населения доли лиц пожилого и старческого возраста. В контексте тревожного значения этой проблемы для жизни обществ в статье заостряется внимание на ее гуманитарном аспекте – прогрессирующем в процессе старения людей их выпадении из социальной среды, что ускоряет их погружение в старость со всеми вытекающими из этого негативными последствиями как для стареющих индивидов, так и для общества в целом. Целью исследования определялось выявление основных направлений, форм и механизмов социальной включенности пожилых людей на площадке ветеранской организации градообразующего ОАО «Новолипецкого металлургического комбината, объединяющей 14248 ветеранов (пенсионеров) войны, труда, вооруженных сил и правоохранительных органов. Повышению эффективности деятельности организации, по данным исследования, способствовали следующие дела.

  • Избрание в состав Совета ветеранов, Президиума Совета ветеранов с целью «притока идей» лиц из числа вновь вступивших в организацию; распределение обязанностей и ответственности между членами Президиума Совета ветеранов по основным направлениям работы.
  • Выделение и учет ветеранов, нуждающихся в социальной поддержке: одинокие: инвалиды 1 группы; участники и инвалиды ВОВ и приравненные к ним категории; ветераны, проживающие в домах с печным отоплением.
  • Формирование целевых групп по интересам: творческая, рационализаторы и изобретатели, спортсмены, туристы и др.
  • Реализация социально-профилактических и социально-терапевтических программ: развитие навыков коммуникабельности, общение в рамках проводимых мероприятий, психологическая поддержка, взаимодействие со службой медиации.
  • Организация регулярных встреч ветеранов с психологами, врачами.
  • Акцент в работе с ветеранами на преемственности поколений: чествование трудовых династий, повышение престижа семейных ценностей.

Важную роль в работе с ветеранами получила организация выставок их творческих произведений – художественная фотография, вышивки и др.; участие в литературных встречах, поэтических сборниках. Большую популярность у пенсионеров имеют программа по обучению компьютерной грамотности, уроки пользования банковской картой. Деятельность ветеранской организации поддерживается администрацией завода и  широко освещается в СМИ.

23.   Антонович Л.П. Состояние и пути развития ветеранского движения в геологической отрасли // Минеральные ресурсы России. Экономика и управление. 2013. № 1. С. 79-81.

В статье приводятся сведения об истории организации ветеранского движения в геологической отрасли России, ее нынешнем состоянии и  приоритетных направлениях дальнейшего развития. Показательно, что создание ветеранской организации было вызвано тяжелейшим положением геологической отрасли в целом, когда в связи с распадом Советского Союза и резким сокращением геолого-разведочных работ практически прекратились ассигнования на социально-бытовые нужды как работающих, так и ветеранов-пенсионеров, которые оказались полностью социально незащищенными и не адаптированными к новым экономическим реалиям. Инициативное возникновение на местах различных ветеранских групп не решало этой проблемы, поскольку они были малочисленны, раздроблены и не пользовались поддержкой со стороны предприятий. В этой связи определилась необходимость создания Общероссийской общественной организации ветеранов-геологоразведчиков (ООО «Ветеран-геологоразведчик»), которая была в 1991 году создана, имея в своей структуре 3 межрегиональные организации и 56 региональных отделений. В настоящее время в организации состоят на учете 30 тыс. ветеранов. Важной особенностью разработки и реализации программ работы с ветеранами является помощь со стороны Минприроды России, Роснедра и Российского геологического общества, мотивированная включенностью ветеранской организации в решении насущных кадровых проблем отрасли и активным участием ветеранов в образовательной и воспитательной работе с молодым поколением геологоразведчиков.

24. Сиденко А.Я. Славный юбилей ветеранской организации // Железнодорожный транспорт. – 2009. – № 4. С. 6-12.

Статья, посвященная 25-летнему юбилею Общероссийской общественной организации ветеранов (пенсионерам) войны и труда железнодорожного транспорта России, содержит подробный анализ ее  создания, становления, развития и данных о вкладе ветеранской деятельности в совершенствование и повышение эффективности железнодорожного труда. Отмечено, что необходимость создания организации было вызвано существенными проблемами, с которыми столкнулась отрасль в начале 1980-х годов, когда железнодорожный транспорт с трудом справлялся с перевозками и возникла необходимость изыскивать внутренние резервы, активнее использовать передовой опыт, его передачу молодым железнодорожникам. В этих условиях в ряде железных дорог и предприятиях стали образовываться группы ветеранов, которые в форме шефства и наставничества передавали свои навыки работы, обучали и воспитывали молодежь в духе традиций и требований времени. В кратчайший срок к этому делу было привлечено около 300 тыс. пенсионеров, обладающих огромным производственным и жизненным опытом. В 1984 году решением Коллегии МПС СССР и Президиума ЦК профсоюзов для координации этой деятельности был создан «Центральный Совет ветеранов железнодорожного транспорта», положивший начало образованию в 1991 г. «Общероссийской общественной организации ветеранов (пенсионеров) войны и труда железнодорожного транспорта России», которая к юбилейному году объединяет в своих 2980 организациях свыше 770 тыс. ветеранов. Их деятельность реализуется в решении задач двух основных направлений: 1) многопрофильная поддержка и помощь членам организации, 2) активное участие в организационной и практической деятельности отрасли. По первому направлению, наряду с традиционными для ветеранских организаций мерами, следует особо отметить улучшение пенсионного обеспечения 170 тыс. ветеранов путем назначения им дополнительно к трудовой пенсии корпоративной пенсии за счет благотворительного фонда «Благосостояние». Сообщается также о социальной активности советов ветеранов ряда железных дорог. К примеру, на Западно-сибирской железной дороге социальный пакет по коллективному договору составил более 6 тыс. руб. На этом направлении выделяется работа ветеранских комиссий по безопасности движения поездов, охране труда, укреплению трудовой и технологической дисциплины. На высоком уровне осуществляется работа ветеранских организаций по увековечиванию памяти выдающихся железнодорожников, совершенствованию музеев. Значителен и вклад ветеранов в дело военно-патриотического воспитания молодежи на примерах героизма, проявленного железнодорожниками при защите Отечества в годы Великой Отечественной войны.

25. Требуется пенсионер. Подавляющее большинство россиян не хотят уходить на заслуженный отдых // https://www.domkadrov.ru/article.php?artid=49&compfunction=143n&citu=1 [обращение 13.08.2017 г.]

Представлены данные социологического опроса работающих граждан. Показано, что 74% опрошенных ориентированы на продолжение работы после достижения пенсионного возраста. Из них: 37% однозначно намерены продолжить работу и столько же – в зависимости от обстоятельств. Только каждый десятый респондент ответил, что работать на пенсии не будет. Отмечается, сегодняшние работающие пенсионеры главной причиной не отказываться от работы называют низкий размер пенсии. Другие причины отказа: желание материально помочь своим детям и внукам, желание быть в коллективе, а также привычка работать и интерес к работе. Примечательно, что 47% респондентов считают, что никто не должен выгонять сотрудника на пенсию, если он сам этого не хочет. К сообщению приложены данные (дом кадров.ру) о приглашениях пенсионеров на работу в 33 городах России. К лидирующим в этом отношении городам относятся Москва, Челябинск, Уфа, Новосибирск.

 IV.     ВЕТЕРАНСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ ВОЕННЫХ И ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ  СЛУЖБ

26.  Ветеранское движение – активная общественная сила // http://www.gwas.ru/russia/edinros/id_129565/ [дата обращения 30.07.2017]

Сообщается о создании в 2008 году постановлением учредительной конференции Общероссийской организации ветеранов Вооруженных сил России. По мнению члена Генерального совета партии «Единая Россия» председателя думского комитета по делам ветеранов Н. Ковалева и председателя организационного комитета новой организации генерала армии М. Моисеева, что общероссийское объединение, по примеру других министерств и ведомств, многочисленных ветеранских организаций обеспечит централизованный подход в координации их деятельности, более успешному решению вопросов социальной и правовой защиты ветеранов.

27. Кибакин М.В. Обеспечение военной безопасности Российской  Федерации как сфера деятельности ветеранских организаций и социальной активности ветеранов / М.В. Кибакин // Власть. – 2015. – № 12. – С. 11-16.

Автор статьи старший научный сотрудник Военной академии Генерального штаба Вооруженных сил РФ обосновывает важное значение   ветеранских общественных организаций в обеспечении военной безопасности РФ в условиях дестабилизации социальной ситуации, угроз дезорганизации деятельности органов государственного и военного управления. Представляя ветеранов как субъектов, обладающих достаточным уровнем профессиональной подготовки, административными качествами, опытом ответственной работы, ученый рассматривает ветеранство как социальный институт профессионального профиля, способный регулировать отношения в сфере военной безопасности, реализуя различные формы общественного контроля. Раскрываются основные направления использования потенциала ветеранских организаций в обеспечении военной безопасности (правореализационное, правозащитное, административно-правовое, регулятивное, правотворческое, воспитательное, превентивное). Отмечается значение в реализации этого потенциала многих в настоящее время различных общероссийских ветеранских объединений. Среди них существенное значение в специфической сфере обеспечения военной безопасности имеет Общероссийская общественная организация ветеранов Вооруженных сил Российской Федерации (в статье подробно перечислены основные направления ее деятельности и проводимые мероприятия). Вместе с тем, автор подчеркивает, что возможности ветеранских организаций в укреплении военной безопасности используются не полностью. К основным направлениям повышения эффективности использования потенциала ветеранских организаций в этом деле предлагается отнести: компетентную деятельность субъектов военной политики; более полное воплощение принципов социальной защиты ветеранов в правоприменительной практике; активность самих ветеранов и ветеранских организаций, направленная на защиту своих прав и законных интересов; постоянный мониторинг положений дел в социальной сфере и формирование соответствующих законодательных инициатив; развитие законодательства в сфере военной безопасности с более полным учетом роли и места ветеранских структур.

28. Работа с ветеранскими организациями МВД России // https://xnp1abo.xnb1aew.xp1ai/dyat/veterans [дата обращения 01.08. 2017 г.]

Центр социальной работы МВД России представляет сведения о решении 17 апреля 1991 года учредительной конференции Общественной организации ветеранов внутренних дел и внутренних войск создания Российского совета ветеранов органов внутренних дел и внутренних войск МВД России, на который возложено общее руководство Общественной организацией. Возглавил Совет генерал-полковник внутренней службы И.Ф. Шилов – помощник Министра внутренних дел России, член коллегии МВД РФ. Рабочим органом совета ветеранов является Президиум, состоящий из 18 человек. В Общественной организации состоит более 625 тыс. ветеранов, объединенных в 4497 ветеранских организациях территориальных и транспортных подразделений, образовательных учреждений и внутренних войск МВД России. Организационная работа Совета ветеранов осуществляется через Координационные советы руководителей ветеранских организаций системы МВД в Федеральных округах. Отмечается, что ветеранские организации органов внутренних дел и внутренних войск  МВД России вносят весомый вклад в деятельность системы Министерства, участвуя в работе по предупреждению и раскрытию преступлений, обучению и воспитанию сотрудников и военнослужащих, пропаганде правовых знаний среди населения, формированию в российском обществе позитивного отношения к правоохранительным органам.

29.  Ветеранское движение и воспитательная работа // http://ormvd/ru/pubs/102/veteran-movement-and-educational-work [дата обращения 30.07.2017 г.]

В электронной публикации популярно-правового альманаха «Профессионал» представлен корреспондентский текст сообщения председателя Российского совета ветеранов ОВД и ВВ МВД России, помощника министра внутренних дел России генерал-полковника внутренней службы И. Шилова о создании в федеральных округах РФ новой структуры ветеранской организации – координационных советов и его рассказа о ветеранской работе в системе МВД России в целом. Поясняется, что цель координационных советов – это организаторская ветеранская работа в федеральных округах, помощь региональным, первичным организациям в решении насущных проблем, обобщение и распространение передового опыта, взаимодействие с ветеранскими организациями соседних республик, краев, областей. Приводятся примеры успешной реализации этого нововведения на местах. Отмечено, что Российский совет ветеранов строит свою работу в самом тесном контакте со всеми департаментами, структурными подразделениями МВД и, в первую очередь, с Департаментом кадрового обеспечения в решении задач участия ветеранских организаций в воспитании молодых сотрудников и привлечения ветеранов к практической деятельности, в т.ч. и на штатной основе, имея в виду, прежде всего, приток молодых  ветеранов-пенсионеров. Интересен в этом отношении пример такой работы Совета ветеранов Департамента обеспечения правопорядка на транспорте, в котором создана секция работающих ветеранов. Председатель Российского совета ветеранов полагает, что это вполне приемлемая, легитимная форма привлечение в ветеранские организации ветеранов службы – тех, кто прослужил 20 лет. Отмечается эффективная работа комиссии Россовета  по организации участия ветеранов в служебной деятельности на контрактной основе. Результат – за последние 5 лет численность ветеранов-контрактников увеличилась в 1,4 раза и составляет сегодня более 9 тыс. человек, силами которых раскрыто более 13 тысяч преступлений.  Признавая задачи социальной защиты ветеранов важнейшими в делах Российской ветеранской организации, председатель Россовета обратил внимание на недостатках и проблемах материальной (финансовой) поддержки нуждающихся в этом лиц.

30. Центральный совет ветеранов МЧС России празднует 20-летие // http://mchs.gov.ru/news/item/3221524/ [дата обращения 11.08. 2017].

Ветеранская организация МЧС создана в 1995 году как Общественная организация ветеранов войны и гражданской обороны МЧС России с избранием Совета ветеранов, переименованного 2009 году в Центральный совет ветеранов МЧС России. В 803 ветеранских организациях системы МЧС России состоит более 82911 человек. Структурно организация представлена ветеранскими организациями в территориальных органах МЧС России, соединениях, воинских частях и органах управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации. Основными направлениями деятельности ветеранских организаций являются:

  • оказание помощи ветеранам и их семьям по вопросам, предусмотренным Федеральным законом «О ветеранах» и иными нормативными актами;
  • пропаганда героико-патриотических традиций местной противовоздушной обороны (МПВО), гражданской обороны, МЧС Россиаи;
  • военно-патриотическое воспитание личного состава соединений, воинских частей, спасательных формирований и курсантов учебных заведений;
  • передача молодым сотрудникам системы МЧС России профессионального опыта.

Эта работа проводится во взаимодействии с руководящим составом Министерства, начальниками региональных центров главных управлений, учреждений, командованием соединений и воинских частей гражданской обороны.

31.   О мерах по совершенствованию взаимодействия МЧС России с ветеранскими организациями [Текст документа] // http://docs.cntd.ru/document/499047074  [дата обращения 12.08.2017]

Представлен текст приказа Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 4 февраля 2009 года № 46 «О мерах по совершенствованию взаимодействия МЧС России с ветеранскими организациями». Исходное основание приказа – недостаточное использование опыта ветеранов в деле обучения населения, патриотического воспитания молодежи, сотрудников Федеральной противопожарной службы, а также курсантов и слушателей образовательных учреждений МЧС России. Приказания направлены на активизацию привлечения ветеранов к работе по патриотическому воспитанию, профессиональному становлению молодых сотрудников и военнослужащих, курсантов и слушателей образовательных учреждений МЧС России; содействие ветеранским организациям в организации и проведении ими работы, реализации вопросов правовой и социальной защиты ветеранов, оказании им медицинской, психологической и социально-бытовой помощи, укреплении материально-технической базы ветеранских организаций. Приказано также создать в региональных центрах по делам МЧС, в главных управлениях МЧС России по субъектам Российской Федерации, соединениях и воинских частях войск гражданской обороны, образовательных и научно-исследовательских учреждениях, организациях МЧС России – Советы ветеранов МЧС России.

32. Ветеранская организация Главного управления МЧС по Самарской области // http://63.mchs.gov.ru/document/1683674/ [дата обращения 01.08.2017 г.]

Представлен полный текст Положения о ветеранской организации Главного управления МЧС России. В разделе «Общие положения» определяется место и значение этой организации в структуре системы ветеранской организации МЧС России – взаимодействие через ее Совет ветеранов с подчиненными Главному управлению подразделениями, организациями ветеранов войны и труда, другими общественными объединениями. Структура и содержание документа полностью соответствует положениям Федерального закона «О ветеранах» и регламентирующих документов МЧС России о ветеранских организациях. Основой Совета Главного управления являются его первичные организации. Высшим органом Совета ветеранов Главного управления является Конференция, которая  проводится не реже одного раза в год.

33. Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 15 мая 2010 г. № 195 «О мерах по совершенствованию взаимодействия с общественными организациями ветеранов и пенсионеров прокуратуры // http://www.garant.ru/products/po/prime/doc/1257336/ [дата обращения 15.08.2017]

Отмечена важная роль общественных организаций ветеранов и пенсионеров прокуратуры в деле воспитания прокурорских кадров, обеспечения преемственности поколений, формирования позитивного отношения граждан к деятельности прокуратуры. Подчеркивается значение для единения и консолидации ветеранских организаций прокурорской системы продуктивного функционирования Общероссийской общественной организации ветеранов и пенсионеров прокуратуры. Вместе с тем констатируется, что потенциал ветеранских организаций в большей части остается нереализованным, не везде для их работы создаются надлежащие условия. Приказ предписывает руководителям всех уровней организации и управления в системе прокуратуры обеспечить активизацию участия организаций ветеранов и пенсионеров в укреплении законности и в деятельности прокуратуры. Конкретно приказано организовать и обеспечить в повседневной их деятельности надлежащий уровень взаимодействия по всем вопросам прокурорской деятельности, в том числе в делах прокурорского надзора, подбора, воспитания и кадров; взятие под личный контроль с оказанием всемерной помощи разрешение вопросов, связанных с непосредственной деятельностью ветеранских организаций; принятие мер к созданию необходимых для этого условий. Важно отметить важное значение приказа нижестоящим  органам прокуратуры учитывать состояние работы с ветеранскими организациями при рассмотрении вопросов о поощрении руководителей органов и учреждений прокуратуры и при их выдвижении на вышестоящие должности. Контроль за исполнение приказа возложен на заместителя Генерального прокурора Российской Федерации.

34.  Организация ветеранов – Прокуратура Белгородской области // http://www.belproc.ru/veterans/ [дата обращения 14.08. 2017 г.]

Белгородская общественная организация ветеранов прокуратуры создана 12 февраля 2008 года. Исполнительным органом организации является Правление, члены которого (7 человек) наряду с выполнением функциональных обязанностей, курируют закрепленные за ними структурные подразделения организации на местах. Главные задачи ветеранской организации:

- обеспечение преемственности поколений, воспитание молодых сотрудников прокуратуры в лучших ведомственных традициях, передача им опыта работы ветеранов по укреплению российской законности и прокурорского надзора;

- организация труда и отдыха ветеранов, объединение усилий в решении вопросов социальной и правовой защищенности членов организации, оказание моральной и материальной помощи пенсионерам прокуратуры, страдающим тяжелыми заболеваниями либо попавшим в трудные жизненные ситуации;

- сплочение ветеранов для активного использования их потенциала в разъяснении и пропаганде российского законодательства, в информировании населения о деятельности прокуратуры по противодействию нарушения законности.

Ветераны и пенсионеры прокуратуры, внесшие наибольший вклад в дело укрепления законности и воспитания молодых прокурорских кадров, представляются в установленном порядке к поощрениям правами Генерального прокурора Российской Федерации.

35.  Забота о ветеранах. Регламент мер социальной поддержки ветеранов и пенсионеров органов прокуратуры в прокуратуре Иркутской области // https:www.ircproc.ru [дата обращения 15.08.2017 г.].

В сообщении предпосылается статусное определение двух понятий – «ветеран прокуратуры» и «пенсионеры за выслугу лет». Ветераном прокуратуры по общеустановленному законодательству и в соответствии с приказом ГП от 06.04.07 г. № 393-к признаются работники органов и учреждений прокуратуры, а также пенсионеры органов и учреждений прокуратуры, прослужившие в системе прокуратуры 20 и более календарных лет. Под пенсионерами за выслугу лет подразумеваются все получатели пенсии за выслугу лет, независимо от стажа работы в прокуратуре. Далее представлены сведения о правах и обязанностях пенсионеров, включая их право на медицинское обслуживание и обеспечение лекарствами за счет федерального бюджета; видах чествования и поощрений; о помощи при  погребении.

36. Организация ветеранов МИД России в системе ветеранских и других организаций России // http://mid.ru/about/social/veterans/ [дата обращения 01.08. 2017 г.].

Сообщается о том, что Организация ветеранов МИД России признана Московским городским Советом ветеранов одной из лучших в Москве и определена базой для обмена опытом среди ветеранских организаций аппаратов министерств и ведомств Российской Федерации. Ряд представителей Организации ветеранов МИД РФ избраны во Всероссийский Совет ветеранов войны и труда и в Московский городской Совет ветеранов войны и труда, в Координационный Совет ветеранов стран СНГ, в Международную общественную организацию «Внешнеполитическая  ассоциация», в Ассоциацию российских дипломатов, в Некоммерческий благотворительный фонд  ветеранов разведки и дипломатической службы «За возрождение Отечества» в Академию проблем безопасности, обороны и правоохранительных органов, в Международную академию  духовного единства народов мира.

V.     ВЕТЕРАНСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ

37.  Растить патриотов // Московский ветеран. 2016. № 7-8. С. 563-564.

Сообщается о состоявшемся 17 февраля 2016 года в Московском городском совете ветеранов совместного совещания ветеранского актива Москвы, руководителей ветеранских организаций вузов, совета ректоров вузов Москвы и Московской области. С основным докладом на тему «Роль и место ветеранских организаций вузов в патриотическом воспитании студенческой молодежи» выступил председатель Московского городского совета ветеранов В.И. Долгих. Во вступительной части доклада достаточно подробно и с обостренным акцентом раскрыто крайне напряженное состояние международной обстановки в мире, возбужаемое агрессивными действиями США в насаждении преступными, в том числе военными акциями угодного Америке порядка. Возрождение России как великого государства не устраивает претендента на мировое господство и в настоящее время противостояние этих двух держав находятся на уровне, угрожающем величайшими потрясениями. При этом, отмечает докладчик, нельзя не учитывать и изменения, происходящие внутри нашего общества, которые требуют серьезного внимания и действенных мер по их направлению в русло обеспечения устойчивого развития и безопасности России. В этой связи подчеркивается особая важность патриотического воспитания молодежи и, прежде всего, в образовательной среде, в которой реализуется передача не только знаний, но также опыта жизни и труда на благо Отечества. Далее раскрывается реальный вклад в это дело Московского городского совета ветеранов и подробно, на конкретных примерах освещается активная воспитательно-патриотическая работа ветеранских организаций вузов Москвы и Московской области. Отмечен положительный опыт ветеранской работы на этом направлении в Московском государственном автомобильно-дорожном техническом университете, Московском государственном медико-стоматологическом университете, МГТУ гражданской авиации, Российском государственном аграрном университете – МСХА им. К.А. Тимирязева, Академии труда и социальных отношений и других. Значительное место в докладе занимает и рассмотрение проблем проведения воспитательной работы в вузах, которая еще далека от реальной результативности. Приводится яркое тому подтверждение: по данным Генпрокуратуры РФ за 2013 год преступность в студенческой среде возросла на 30% и приобретает групповой характер. По мнению ветеранов, Министерство образования индифферентно относится к вопросу патриотического и духовно-нравственного воспитания студентов. Достаточно сказать, отмечено в докладе, что при аккредитации и лицензировании ВУЗов страны убрали показатель «Воспитательная деятельность ВУЗов», к тому же, с каждым годом в учебных планах сокращаются часы по истории России, культурологии, философии, политологии. В заключение высказывается мнение о необходимости определения стратегии и тактики воспитания нашего студенчества. Необходимо также четко определить, кто в ВУЗе должен вести воспитательную работу? Докладчик считает, что ответ на этот вопрос дает сама жизнь. Во главе ее организующего начала должен стоять ректор ВУЗа, с подчиненным ему аппаратом. Воспитательная составляющая должна пронизывать весь трудовой коллектив – от ректора до коменданта общежития, и прежде всего весь без исключения профессорско-преподавательский состав.  Отсюда и определение места и роли ветеранской организации ВУЗа в этом важнейшем деле, а также и широкое поле для выработки форм и методов своего участия.