Russian
| English
"Куда идет мир? Каково будущее науки? Как "объять необъятное", получая образование - высшее, среднее, начальное? Как преодолеть "пропасть двух культур" - естественнонаучной и гуманитарной? Как создать и вырастить научную школу? Какова структура нашего познания? Как управлять риском? Можно ли с единой точки зрения взглянуть на проблемы математики и экономики, физики и психологии, компьютерных наук и географии, техники и философии?"

«О проблемах, возникающих в связи c попытками радикальных и масштабных изменений в обществе и других сложных социальных образованиях» 
В.В. Щербина

Статья написана в рамках той проблематики, которую обычно связывают с теорией и практикой социальных изменений. В статье ставится вопрос о необходимости, основаниях, условиях и возможности формирования такой теории, опора на которую давала бы социальным практикам возможность существенно снижать риски от реализации осознанно инициированных и направляемых ими проектов радикальных и масштабных социальных изменений. Последние, будучи социальными инновациями, всегда порождают неопределенность в тех социальных образованиях, где они осуществляются, но наиболее серьезную угрозу для социума они создают тогда, когда осуществляются в крупных, сложных по структуре и функциям и культурно неоднородных социальных образованиях, сформированных на механической основе. Здесь (как показывает опыт) изменения такого типа практически всегда ведут к социальной деградации, а иногда и к распаду таких образований как социальных целостностей. Апеллируя к сформированному им ранее тезису о необходимости дозирования социальных изменений (в привязке к разным типам социальных образований), автор достаточно подробно описывает этапы формирования своей концепции социальных изменений, которую после эмпирической проверки и коррекции он считает возможным превратить в теоретическую модель, ориентированную на задачи, возникающие в социальной практике.

Читать текст (PDF)>>