Russian
| English
"Куда идет мир? Каково будущее науки? Как "объять необъятное", получая образование - высшее, среднее, начальное? Как преодолеть "пропасть двух культур" - естественнонаучной и гуманитарной? Как создать и вырастить научную школу? Какова структура нашего познания? Как управлять риском? Можно ли с единой точки зрения взглянуть на проблемы математики и экономики, физики и психологии, компьютерных наук и географии, техники и философии?"

«О подобиях между явлениями квантового и генетического мира» 
Захидов Сабир Тишаевич

Захидов Сабир Тишаевич — доктор биологических наук, профессор.

Настоящая статья посвящена двум всемирно известным ученым, основателю советской генетики и экспериментальной биологии Николаю Константиновичу Кольцову (1872–1940) и его блистательному ученику, основоположнику химического мутагенеза, Герою Социалистического Труда, лауреату Ленинской премии, номинанту на Нобелевскую премию (1962 г.), члену-корреспонденту АН СССР Иосифу Абрамовичу Рапопорту (1912–1990). Оба внесли огромный вклад в сближение и взаимопроникновение разных наук, наведение мостов между живой и неживой природой. Чуть более 120 лет назад на свет появились две великие теории — квантовая и генная. Обе теории сыграли революционную роль в естествознании, установив две фундаментальные черты материального мира — дискретность и скачкообразность. Заговорив одновременно на языке прерывности, квантовая физика и генетика на протяжении всего XX столетия шли параллельными курсами, обогащаясь новыми фактами и идеями. Открытые ими законы сломали многие представления о «старом добром мире», где господствуют феноменологические взаимосвязи, свели сущности всех вещей и явлений к комбинаторике и действиям атомов и генов, дали ключи к управлению многими естественными, природными процессами. Динамичный характер исследований объектов микромира сохранится и в XXI в., поскольку многие нерешенные проблемы, связанные с потребностями человека, лежат в области физики высоких энергий, генетики, молекулярной биологии, нанотехнологий.

Читать текст (PDF)>>