Russian
| English
"Куда идет мир? Каково будущее науки? Как "объять необъятное", получая образование - высшее, среднее, начальное? Как преодолеть "пропасть двух культур" - естественнонаучной и гуманитарной? Как создать и вырастить научную школу? Какова структура нашего познания? Как управлять риском? Можно ли с единой точки зрения взглянуть на проблемы математики и экономики, физики и психологии, компьютерных наук и географии, техники и философии?"

«НРАВСТВЕННАЯ ЭЛИТА: ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ И ВОЗМОЖНОСТИ ИССЛЕДОВАНИЯ» 
А.Л. Журавлев, А.Б. Купрейченко

Специфика нравственной элиты относительно других видов элит. Следует остановиться специально на выделенииспецифики влияния нравственной элиты на других людей, социальные группы, по сравнению с влиянием других видов элит. Первая особенность заключается в том, что практически все упоминавшиеся выше виды элит в общественном разделении труда всегда стремятся производить что-то новое или, по меньшей мере, что-то совершенствовать, вносить реальные изменения в соответствующих сферах жизнедеятельности (экономике или политике, науке или образовании, бизнесе или спорте и т.д.). Нравственная же элита воспроизводит и транслирует, прежде всего, уже известные человечеству нравственные принципы и нормы, ценности и идеалы, однако, стремится сделать это в более широких масштабах, насколько это возможно или насколько это получается, наполняя их конкретным содержанием в соответствии с требованиями современности.

Вторая особенность нравственной элиты состоит в том, что ее жизненные принципы и ценности для большинства людей представляют собой идеал , к которому могут и должны стремиться фактически все. Нравственные вопросы волнуют практически всех людей, а то, в чем наиболее ярко проявляет себя нравственная элита, имеет отношение тоже ко всем людям. И это принципиально отличает ее от других видов элит, к нормам и правилам жизнедеятельности которых реально могут и тем более должны стремиться лишь отдельные представители социальных групп современного общества. Тем самым нравственная элита не противопоставляется основным массам населения – она их авангард , хотя и труднодостижимый, но эталон, образец, пример для них и т.п. Важно подчеркнуть то, что речь в таком сравнении идет лишь об общественной необходимости и возможностях отдельных людей, а не о возможности всех достичь ценностей и идеалов нравственной элиты или даже всем приблизиться к ее представителям.

Среди характеристик нравственной элиты важно выделять и раздельно представлять, во-первых, функциональнуюрациональность, которая была описана выше и которая выражается, прежде всего, в пользе для социальной группы и общества (например, общественно-полезной активности, бескорыстной помощи другим людям, благотворительности, альтруистическом поведении, жертвенности и т.д.), во-вторых, некоторую идеальность нравственной элиты, которая сопровождается трудностями достижения их жизненных принципов, ценностей, образа жизни в целом, но одновременно и магнетическим действием, вызывающим намерения и стремления большого числа людей достигнуть такого состояния, которое не всякому человеку возможно достичь реально. Функциональная рациональность нравственной элиты может целенаправленно формироваться в обществе различными способами, причем многочисленными, в том числе и с помощью ее культивирования государством, властными структурами, разными административно-управленческими органами и т.д. Идеальность как свойство нравственной элиты, по нашему мнению, формируется чаще всего стихийно , через конкретные и, как на деле оказывается, трудоемкие и далеко не всегда заканчивающиеся соответствующим результатом попытки достижения образа жизни нравственной элиты или хотя бы отдельных его составляющих.

Третья особенность нравственной элиты состоит в том, что ее представители реально встречаются в любой сфере жизнедеятельности общества: науке и образовании, политике и экономике, спорте и управлении, искусстве и культуре и т.д., так как во всех них функционируют и человеческие отношения, и социальные группы, в которых наиболее ярко и может проявляться нравственная элита. В этом смысле она характеризуется тесно связанными свойствами: с одной стороны, универсальностьюсвоего проявления, а с другой – интегрированностью с другими видами элит. Поэтому в одном человеке могут одновременно сочетаться характеристики (или признаки) разных элит, по меньшей мере, любого вида элиты в сочетании с нравственной, например: научной и нравственной, художественной и нравственной, спортивной и нравственной и т.п. Именно в этом состоит особый (и универсальный, и интегрирующий) характер нравственной элиты, который во многом и позволяет объяснить причины, хотя бы частичного «наложения» нравственной элиты и таких ее видов, как: интеллектуальная, научная, творческая, а особенно – духовная и культурная.

Какой бы, однако, не была специфика влияния нравственной элиты на социальное окружение, его реальная степень, или интенсивность определяется огромным множеством разнообразных факторов , выделение и конкретное изучение которых представляет собой важную и теоретическую, и эмпирическую задачу социально-психологического исследования. В контексте данной работы необходимо кратко отметить несколько таких факторов. Во-первых, в любом конкретном сообществе принципиально важен процент (или доля) людей, реально способных сохранять, воспроизводить и тем более изменять в позитивном направлении нравственную атмосферу жизни этого сообщества. Конечно, таких людей может быть и не так много, но достаточно, чтобы положительно влиять на общую атмосферу в сообществе. Во-вторых, нужно при этом понимать, что, несмотря на существенное значение количественных показателей, определяющую роль чаще всего будет играть качественноесодержание сохраняемых или транслируемых нравственных принципов, ценностей, идеалов и т.д. К анализу перечисленных нравственных регуляторов (принципов, ценностей, идеалов, норм, правил и т.п.) необходимо подходить дифференцированно, например, учитывать степень строгости следования им, возможности их переноса на других людей и т.д. В-третьих,представители нравственной элиты своей жизнедеятельностью фактически создают вокруг себя пространство нравственно-психологических отношений, границы которого сложно не только прогнозировать, но и точно описывать и определять, тем более, что такое пространство является не физической, а социально-психологической реальностью.

Стараясь выделить наиболее яркие особенности Я-концепции представителей нравственной элиты, при всей их разнородности, можно отметить следующее: их главные ориентиры вынесены в сознании за пределы (или границы) пространства сиюминутных человеческих отношений или проблем, будь то проблемы отдельного человека, какой-то конкретной группы, общества или человечества в целом. Фактически речь должна идти об известном феномене трансценденции субъекта , его выхода за границы только человеческого существования.

В трансцендентности нравственной элиты наиболее ярко проявляется ее гуманизм , хотя он, безусловно, качественно отличается от традиционного гуманизма. Дело заключается в следующем: чтобы решать эффективно многие важные и сложные жизненные проблемы, человеку необходимо и полезно выходить за пространство непосредственного и привычного его существования, где и на самом деле могут находиться решения человеческих проблем. Следовательно, важнейшая функция социального конструирования трансцендентного субъекта принадлежит именно нравственной элите.

В связи с анализом реального положения нравственной элиты в современном обществе, целесообразно поставить вопрос об отношении к ее представителям со стороны других людей – ее современников. Вполне можно утверждать, что в отношении к нравственной элите может проявляться вся возможная психологическая шкала: от оценки как идеала, превознесения и обожания ее представителей до агрессивного и враждебного отношения, не говоря уже о возможной недоброжелательности и критических оценок. В социально-психологическом смысле не совсем понятно и то, что в некоторых сообществах, конкретных группах высоконравственные люди вызывают насмешливое отношение, разного рода мелкие издевки и т.п., выражающиеся на уровне обыденного сознания, прежде всего, в таких высказываниях, как: «тоже мне нравственный нашелся», «смотри, а то скоро крылья вырастут», «все «простите» да «пожалуйста» — противно слышать» и т.п. (приводится из протоколов эмпирических исследований). Вопрос об отношении к представителям нравственной элиты по большому счету еще ожидает своего специального и подробного исследования.

Проблема формирования нравственной элиты. Если все-таки допустить, что термином «нравственная элита» можно обозначать особые категории высоконравственных людей в социальных группах или современном обществе, то закономерным и принципиально важным вопросом становится неизбежное формирование (или культивирование) соответствующей нравственной элиты, как и всякого другого ее вида (политической, управленческой, научной, художественной, спортивной и т.д.). В необходимости и возможности последнего не только уже никто не сомневается, но и во многих современных обществах, в том числе российском, существенно продвинулись в целенаправленной подготовке самых разных упоминавшихся выше элит.

В связи с формированием нравственной элиты возникает интересный и специальный вопрос о том, возможны ли в принципеспециализированные формы подготовки (или воспитания) высоконравственных людей или такое формирование всегда включено в другие, самые разные формы обучения и воспитания, а также в процесс общей социализации, прежде всего, молодых людей. Помочь ответить на этот непростой вопрос, по нашему мнению, может специальный анализ опыта подготовки служению другим людям и обществу, накопившегося в истории нашей страны. Совсем не претендуя на такой анализ, здесь можно привести лишь отдельные известные исторические примеры эффективной подготовки высоконравственных людей в России: воздействие старчества как духовного явления русского православия; воспитание российского дворянства, система подготовки российского офицерства, подготовка священнослужителей, воспитание в институте благородных девиц и т.д. Именнослужение Богу и Родине, стране и народу, государству и отечеству, обществу и человечеству составляло главную цельвышеперечисленных систем подготовки (обучения и воспитания) в российской истории, что во многом вселяет надежду на нахождение и разработку подобных, но современных ее форм. В контексте данной работы принципиально важно признать, что аналогичное, по сути, возможно, не забывая при этом, что высоконравственный жизненный путь есть результат осознанного выбора, жизненного и нравственного самоопределения человека. Поэтому, в конечном итоге, принципиально важно и необходимо говорить о создании окружающих условий, социально-психологических пространств и социальных сред, способствующих формированию будущих представителей нравственной элиты.

Заключение. Таким образом, в российском обществе существовали всегда и существуют в настоящее время категории людей, которые целесообразно обозначить термином «нравственная элита» и которые выполняют важнейшие полезные функции в жизнедеятельности современного общества. Кроме того, существует высокая потребность больших масс людей видеть ее представителей на ключевых позициях во всех сферах общественной жизни. Проектирование будущего развития России, по нашему мнению, должно обязательно предусматривать проект развития и целенаправленного формирования нравственной элиты российского общества, предполагающей высочайшую не только нравственную, но и психологическую культуру бытия, как отдельного человека, так и его многочисленных общностей.

Материалы Международной конференции
«ПУТЬ В БУДУЩЕЕ – НАУКА, ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ, МЕЧТЫ И НАДЕЖДЫ»
26–28 ноября, 2007 Институт прикладной математики им. М.В. Келдыша РАН, Москва

Литература

•  Асеев В.Г. Мотивационная регуляция нравственного поведения личности // Социально-психологические и нравственные аспекты изучения личности. М.: ИП АН СССР, 1988. С. 36-42.

•  Братусь Б.С. К проблеме нравственного сознания в культуре уходящего века // Вопросы психологии. 1993. № 1. С. 6-13.

•  Брушлинский А.В., Темнова Л.В. Интеллектуальный потенциал личности и решение нравственных задач // Психология личности в условиях социальных изменений. М.: ИП РАН, 1993. С. 45-56.

•  Воловикова М.И. Представления русских о нравственном идеале. 2-е изд. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2005.

•  Горбачева Е.И., Купрейченко А.Б. Отношение личности к деньгам: нравственные противоречия в оценках и ассоциациях // Психологический журнал. 2006. Т. 27. № 4. С. 26-37.

•  Дикевич Л.Л. Обыденные представления о порядочном человеке: Дис… канд. психол. наук. М., 1999.

•  Журавлев А.Л., Купрейченко А.Б. Нравственно-психологическая регуляция экономической активности. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2003.

•  Купрейченко А.Б. Проблемы нравственно-психологической регуляции экономической активности // Проблемы экономической психологии. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2005. Т.2. С. 17-65.

•  Лисовский В.Т. Духовный мир и ценностные ориентации молодежи России и Санкт-Петербурга. СПб., 2000.

•  Психологический универсум образования человека ноэтического. Томск: Водолей, 1999.

•  Хвостов А.А. Структура и детерминанты морального сознания личности: Дис … канд. психол. наук. М., 2005.

•  Чудновский В.Э. Нравственная устойчивость личности. Психологическое исследование. М.: Педагогика, 1981.