Russian
| English
"Куда идет мир? Каково будущее науки? Как "объять необъятное", получая образование - высшее, среднее, начальное? Как преодолеть "пропасть двух культур" - естественнонаучной и гуманитарной? Как создать и вырастить научную школу? Какова структура нашего познания? Как управлять риском? Можно ли с единой точки зрения взглянуть на проблемы математики и экономики, физики и психологии, компьютерных наук и географии, техники и философии?"

«Евразийские экологические катастрофы XX века: созидание после разрушения» 
С.Т. Захидов

В статье всесторонне рассмотрены итоги двух катастроф — Аральской экологической и Чернобыльской ядерной катастрофы. Несмотря на то, что Аральское море, четвёртое по величине озеро в мире, полностью потеряло статус стабильной, сверхсложной природной системы, нельзя исключить, что земли, прилегающие к современному Аралу, могут стать очагами возникновения новых биологических форм растений и животных, обладающих высокими адаптивными способностями. Что касается Чернобыля, то неполнота и противоречивый характер знаний, касающихся последствий Чернобыльского эффекта, породили череду прогнозов, высвечивающих в основном одну сторону проблемы — необратимость разрушительных процессов, угрозу биологическому миру, здоровью и благополучию человека. Между тем широкомасштабное радиоактивное загрязнение не вызвало тяжелых необратимых нарушений в структурно- функциональной целостности экосистем, не повлияло губительным образом на биологическое разнообразие.

Читать текст (PDF)>>