Russian
| English
"Куда идет мир? Каково будущее науки? Как "объять необъятное", получая образование - высшее, среднее, начальное? Как преодолеть "пропасть двух культур" - естественнонаучной и гуманитарной? Как создать и вырастить научную школу? Какова структура нашего познания? Как управлять риском? Можно ли с единой точки зрения взглянуть на проблемы математики и экономики, физики и психологии, компьютерных наук и географии, техники и философии?"

«ДИНАМИКА СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ ЛИЧНОСТИ В ИЗМЕНЯЮЩЕМСЯ ОБЩЕСТВЕ» 
А.Л. Журавлев

Постановка проблемы.

В связи с социально-экономическими трансформациями в современной России изменениям подвергаются различные социально-психологические феномены на уровне личности, малых и больших социальных групп, межличностных и межгрупповых отношений. Сложившийся специфический комплекс историко-культурных условий России 90-х гг. ХХ в. и начала ХХI в., во-первых, определил появление новых социальных норм и стандартов поведения, а, во-вторых, на основе жизненного опыта личности, перестройки ее жизненных планов и взаимоотношений с социальной действительностью (прежде всего с другими людьми) стимулировал переоценку личностью системы ее ценностей /3, 5, 8/.
Проблема данного исследования состоит в выяснении закономерностей динамики ценностных ориентаций личности и различных социальных групп под влиянием радикальных трансформаций российской экономики. Исследование направлено на изучение специфики в динамике ценностных ориентаций в условиях социально-экономических изменений с целью выявить, какие именно ценности изменяются и в какой степени, когда социально-экономические преобразования становятся радикальными.
Из большой совокупности психологических явлений предлагается исследовать новые тенденции именно в ценностных ориентациях человека, поскольку в социально-психологической структуре как личности, так и социальной группы, важнейшее место занимают ценностные ориентации. Поэтому когда преобразуется общество, ценностные ориентации личности и различных социальных групп закономерно трансформируются /1, 2, 4, 7/.
Основная цель данного исследования заключается в установлении фундаментальных закономерностей взаимодействия психологических явлений с основными феноменами изменяющегося российского общества.
Общая гипотеза исследования состоит в предположении о том, что в конкретные исторические периоды значимые изменения ценностных ориентаций личности происходят во взаимосвязи с изменениями социально-экономических условий жизнедеятельности.
Объектом исследования является население Московского региона общей выборкой 1872 чел., которые распределились по годам следующим образом: 215 чел. в 1994 г., 314 чел. в 1997 г., 887 чел. в 1999 г. и 456 чел. в 2001 г. Каждая из выборок примерно в равных частях распределялась по следующим социальным группам: работники государственных предприятий; предприятий без образования юридического лица (ПБОЮЛ, а в 90-е гг. — индивидуальных частных предприятий); открытых акционерных и закрытых акционерных обществ (последние являлись объектом исследования с 1997 г.); военнослужащие (только по ведомству МО РФ); предприниматели сферы малого бизнеса; безработные; студенты и старшие школьники.

Концептуальные представления о динамике социальной психологии личности в условиях социально-экономических изменений.
Ниже в концентрированной форме формулируются важнейшие теоретические положения по проблеме исследования, которые, с одной стороны, опираются на теоретический анализ литературы, а с другой стороны, вытекают из результатов исследования.
1. Соотношение ценностных ориентаций конкретной личности и ценностных ориентаций социальной группы, к которой личность принадлежит.
Ценностные ориентации личности, включенной в разные социальные группы, так же как и ценностные ориентации разных социальных групп отличаются. Теоретической проблемой исследования является выделение критериев социальной категоризации респондентов. В основу их социальной категоризации было положено несколько критериев. Выбор исследуемых групп производился по трем критериям: во-первых, по роду занятий (работающие, учащиеся и безработные); во-вторых, по форме экономической деятельности, то есть форме материального самообеспечения и обеспечения своей семьи (наемные работники и предприниматели); в-третьих, по работе на предприятиях с разной формой собственности. Дополнительно учитывались и социально-демографические критерии: пол, возраст и семейный статус. Тем самым достигалась высокая степень разнородности выборки.
2. Представление о структуре ценностных ориентаций.
В исследовании мы рассматриваем два вида структур ценностных ориентаций. 1) Ранговая (иерархическая) структура ценностных ориентаций, которая определяется через ранжирование личностью жизненных ценностей, то есть традиционно исследовавшаяся в работах М.Рокича, В.А.Ядова и др. 2) Корреляционная структура. Необходимость рассмотрения корреляционной структуры ценностных ориентаций обусловлена тем, что те или иные ценности могут быть равнозначимыми для личности, то есть не состоять в иерархических отношениях между собой, быть одного ранга. Прежде всего это может касаться неосновных (второстепенных, менее значимых, расположенных ниже в иерархии) ценностей.
3. Виды динамики ценностных ориентаций.
Динамика ценностных ориентаций может быть общая и частная (парциальная).
Частная (парциальная) динамика — это изменения в историческом времени отдельных частных ценностных ориентаций. Понятие частной динамики используется в нескольких смыслах: во-первых, как динамика отдельных ценностных ориентаций (например, ориентации на работу, развлечения, друзей), во-вторых, как динамика некоторых их блоков, близко стоящих их объединений (например, этических ценностей, ценностей межличностных отношений, ценностей профессиональной самореализации).
Общая динамика — это динамика ранговых и корреляционных структур ценностных ориентаций социальных групп. Для обозначения общей динамики используются такие термины, как: динамика интегральных ценностей и генерализованная динамика.
4. Наиболее устойчивые и изменчивые ценностные ориентации.
Некоторые ценности более податливы к изменению своего положения в общей иерархии, а другие отличаются своей устойчивостью. Проведенное нами исследование показало, что некоторые ценности являются наиболее устойчивыми в историческом времени и фактически не подвергались трансформациям на протяжении периода исследования, а ряд ценностей являлись чрезвычайно динамичными, изменяющими свою значимость в условиях изменяющейся социально-экономической среды. К группе наиболее устойчивых ценностей относятся прежде всего ценности отношений личности с самым ближайшим социальным окружением: семья (2 место), любовь (3 место), терпимость (7-8 места), а также ценность уверенности в себе (7-8 места). Данные жизненные ценности оставались относительно стабильными на протяжении 1994-2001 гг. Группу наиболее динамичных ценностей составили ориентации личности на честность (1-4 места), независимость (4-6 места), общение с друзьями (5-6 места), свободу (6-8 места), эффективность в делах (7-13 места). Значимость данных ценностей характеризовалась выраженной неустойчивостью и интенсивно трансформировалась.
5. Интенсивность изменений ценностных ориентаций представителей различных социальных групп.
Изменение социальных ценностей в общественном сознании происходит постепенно и неравномерно в различных группах людей. Динамика ценностных ориентаций опосредствуется тем, представителем какой социальной группы является конкретная личность. Существуют социальные группы, которые в большей степени устойчивы по отношению к социально-экономическим изменениям, и это выражается в устойчивости их ценностных ориентаций. И есть очень динамичные социальные группы, которые в историческом времени быстрее изменяют свои ценностные ориентации.

Методики и организация исследования

Методики исследования. 1) Для изучения ценностных ориентаций личности применялся адаптированный В.А.Ядовым, А.Гоштаутасом, А.А.Семеновым /9/ вариант методики М.Рокича «Ценностные ориентации» /10/, модифицированный Д.А.Леонтьевым /6/ и В.А.Хащенко, в списки ценностей которого были внесены некоторые изменения. В результате, респондентам предъявлялись 18 терминальных и 19 инструментальных ценностей, среди которых им предлагалось проранжировать первые семь, наиболее важных для них ценностей в каждой группе.
2) Для диагностики психологических характеристик личности применялись шкалы 16-факторного опросника Кэттелла (форма С): фактор МD — адекватность самооценки, фактор Q2 — конформизм — нонконформизм и фактор М — практичность — мечтательность.
3) Для изучения экономико-психологических характеристик личности разработана программа стандартизированного опроса.
Организация исследования. Для изучения динамики ценностных ориентаций личности используется метод поперечных срезов, позволяющий фиксировать состояние ценностных ориентаций личности в конкретный исторический период и через сравнение различных «срезов» оценивать их изменение. Исследовательские «срезы» осуществлялись через 2-3 года в относительно спокойные в социально-экономическом плане периоды (не менее, чем через 1 год после острых экономических кризисов).
При планировании эмпирического исследования учитывался фактор интенсивности изменений социально-экономических условий в обществе. Так, состояние ценностных ориентаций личности фиксировалось в условиях после острого социально-экономического кризиса осенью 1994 г., далее — в период, отличавшийся более высокой, по сравнению с первым периодом, экономической стабильностью, — осенью 1997 г. Третий исследовательский «срез» был сделан примерно через год после экономического дефолта августа 1998 г. — осенью 1999 г. Четвертый исследовательский «срез» был выполнен весной 2001 г. — в условиях стабилизации, когда прямые последствия кризиса были относительно нейтрализованы.

Изложение результатов исследования

Результаты исследования свидетельствуют о том, что ориентации личности на инструментальные ценности являются более динамичными, чем ориентации на терминальные. В целом в период 1994-2001 гг. в структуре ведущих ориентаций личности достоверно (р 0,05) изменялась значимость 3-х терминальных (работы, общения с друзьями, свободы) и 6-ти инструментальных ценностей (образованности, честности, предприимчивости, независимости, ответственности, самоконтроля).
Для того, чтобы выделить ценностные ориентации личности, характеризующиеся либо возрастанием значимости, либо ее снижением в исследуемый период с 1994 г. по 2001 г., мы руководствовались двумя условиями. Во-первых, значимость тех или иных ценностных ориентаций должна достоверно различаться между 1994 г. и 2001 г. (р 0,15). Во-вторых, в динамике их значимости в период 1994-2001 гг. должна отсутствовать волнообразность (на достоверном уровне р 0,15).

Гистограмма 1. Динамика ведущих ценностных ориентаций личности, значимость которых возрастала в 1994-2001 гг.
Гистограмма 2. Динамика ведущих ценностных ориентаций личности, значимость которых снижалась в 1994-2001 гг.

Итак, на протяжении изучаемого исторического периода с 1994 г. по 2001 г. динамика ценностных ориентаций респондентов происходила по следующим направлениям (гистограммы 1, 2). Возрастала значимость прагматических ценностей (эффективности в делах, предприимчивости), ценностей ответственности и самосовершенствования (образованности, здоровья). Менее значимой становилась ориентация на этические ценности (чуткость, воспитанность), ценности личностного развития (мудрость, самоконтроль, бессмертие), терминальные ценности счастья других и собственности, а также инструментальные ценности независимости и жизнерадостности.
Структура ценностных ориентаций личности в периоды после острых социально-экономических кризисов. Чтобы зафиксировать все тенденции в структуре ценностных ориентаций личности в периоды после острых социально-экономических кризисов, мы рассматриваем те ценностные ориентации личности, значимость которых изменялась в достаточно широких пределах: на уровне значимости р 0,15 при сравнении одной из пар исследовательских «срезов» (1994 — 1997 гг. или 1997 — 1999 гг.) и р 0,35 при сравнении другой.

Таблица 1. Динамика ценностных ориентаций личности в периоды после острых социально-экономических кризисов
(1994 и 1999 гг.)
Примечание 1: В таблице представлены те ценности, которые изменялись на уровне значимости не менее р 0,15 при сравнении одной из пар исследовательских «срезов» и не менее р 0,35 при сравнении другой.
Примечание 2: знак * означает р 0,05; ** — р 0,01; *** — р 0,001.

Как показывают результаты исследования, в периоды после острых социально-экономических кризисов (после 1992-93 гг. — в 1994 г. и после 1998 г. — в 1999 г.) структура ценностных ориентаций характеризуется следующим (табл. 1). Возрастает значимость прагматических ценностей (эффективности в делах, собственности), свободы, ценностей духовного развития (познания, мудрости, творчества), положительного социально-психологического самочувствия (жизнерадостности), красоты и снижается значимость этических ценностей (честности, воспитанности), профессиональной самореализации (работы, исполнительности), общения с друзьями и развлечений. В структуре ведущих ценностей в условиях радикальных социально-экономических преобразований в обществе изменениям подвергаются прежде всего терминальные ценности (работа, общение с друзьями, свобода) и лишь одна инструментальная ценность (честность).
Следует отметить, что пока невозможно говорить о наличии у жителей Московского региона новой, относительно устойчивой системы жизненных ценностей. И характер самого процесса усвоения новых социальных норм и ценностей, и содержание того, что будет усвоено (принято) или отвергнуто, обусловлены взаимодействием множества факторов, связанных не только с конкретными историческими обстоятельствами, экономическими и политическими условиями, но и с особенностями этнокультуры и различными психологическими факторами. В 90-е гг., безусловно, имели место качественные преобразования ценностного сознания личности, тенденции развития которого определялись как внешними социальными условиями, так и внутренней логикой процесса переосмысления, переоценки ценностей, существовавших ранее и появившихся в российском обществе фактически в современный исторический период.
Интенсивность изменений ценностных ориентаций представителей различных социальных групп. Результаты проведенного исследования свидетельствуют о том, что ценностное сознание некоторых социальных групп в наибольшей степени устойчиво в условиях трансформирующегося общества и в малой степени подвергается изменениям. На протяжении всего периода исследования наибольшей устойчивостью характеризовалась структура ценностных ориентаций работников открытых акционерных обществ, а также предпринимателей. До 1999 г. (т.е. в период острых социально-экономических кризисов) относительно стабильной оставалась и система жизненных ценностей работников частных предприятий, а с 1997 г. по 2001 г. — работников госпредприятий.
В большой степени динамичной являлась система жизненных ценностей старших школьников, которая претерпевала значительные изменения от «среза» к «срезу». С 1994 г. к 1997 г. на достоверном уровне р 0,05 для них изменилась значимость 4-х ценностей, с 1997 г. к 1999 г. — 8-ми, а с 1999 г. к 2001 г. — 5-ти ценностей. До 1999 г. (т.е. в период острых социально-экономических кризисов) чрезвычайно динамичной была и структура ценностных ориентаций военнослужащих (с 1994 г. к 1997 г. изменилась значимость 8-ми ценностей, с 1997 г. к 1999 г. — 6-ти ценностей). С 1997 г. по 2001 г. динамичным также являлось ценностное сознание студентов (с 1997 г. к 1999 г. для них изменилась значимость 8-ми, а с 1999 г. к 2001 г. — 7-ми ценностей).
Структура ценностных ориентаций респондентов с разными личностными характеристиками. Результаты исследования структуры ценностных ориентаций респондентов с разными личностными характеристиками показали, что изучаемые личностные характеристики респондентов в разной степени связаны с их ценностными ориентациями. Наиболее принципиальное влияние на структуру ценностных ориентаций оказывают практичность, самооценка личности (по Кэттеллу) и уровень ее экономических притязаний, а наименьшее — уровень деловой активности личности. При этом полярные группы по уровню практичности и экономических притязаний различными имеют преимущественно ориентации на терминальные ценности, а полярные группы по уровню самооценки — на инструментальные.
Были выявлены следующие взаимосвязи ценностных ориентаций с личностными характеристиками респондентов. С возрастанием субъективно-экономического статуса личности (который выявляется через оценку уровня своего материального благосостояния) повышается значимость терминальных ценностей красоты, развлечений, любви и богатства. По мере его снижения постепенно повышается значимость материальной обеспеченности, инструментальной ценности собственности, ответственности и семьи. С возрастанием экономических притязаний респондентов (оценивающихся показателем ежемесячного дохода, необходимого, по мнению личности, для того, чтобы чувствовать себя богатым человеком) для них повышается значимость ценности красоты. С возрастанием готовности личности к соревнованию с другими людьми в своей сфере деятельности повышается значимость ценности эффективности в делах, а снижается в иерархии ценность терпимости. С возрастанием оценок личностью уровня своей деловой активности повышается для нее значимость ценности исполнительности, а снижается значимость мудрости.
С повышением самооценки личности возрастает значимость ценностей счастья других, семьи, честности, воспитанности и чуткости. Полученные результаты свидетельствуют о том, что с повышением уровня самооценки личности возрастает в целом значимость других людей, причем как самых близких, так и вообще других. В свою очередь, реально встречающиеся жизненные примеры сочетания завышенной самооценки личности и низкой значимости для нее других людей могут объясняться влиянием как высокой выраженности (кроме самооценки) каких-либо других личностных свойств, так и конкретных их сочетаний, а не являться только следствием высокой самооценки личности. С возрастанием самооценки личности наблюдается снижение значимости ценности твердой воли. Можно предположить, что высокая оценка личностью себя и твердая воля выступают взаимно дополняющими и взаимно компенсирующими механизмами адаптации (гармонизации) личности в социальной среде. При выраженности одного механизма значимость другого при этом может снижаться. Та же тенденция характерна для ценностей свободы и эффективности в делах.
С возрастанием выраженности конформизма личности (по Кэттеллу) повышается значимость ценностей общения с друзьями, образованности. По мере снижения уровня конформизма личности (с возрастанием ее нонконформизма) повышаются в иерархии ценности свободы и творчества. С возрастанием практичности личности (по Кэттеллу) повышается значимость ценности работы, терминальных ценностей богатства и собственности, а снижается значимость ценностей познания, творчества, семьи и жизнерадостности.
Таким образом, результаты исследования свидетельствуют о том, что на структуру ценностных ориентаций личности оказывают влияние целый ряд других личностных характеристик, но наиболее принципиальное — это уровни практичности, самооценки личности (факторы по Кэттеллу) и ее экономических притязаний.

Выводы.
1. В условиях изменяющегося российского общества возрастает значимость прагматических ценностей (эффективности в делах, предприимчивости), ценностей ответственности и самосовершенствования (образованности, здоровья), а менее значимой становится ориентация на этические ценности (чуткость, воспитанность), ценности личностного развития (мудрость, самоконтроль), счастья других, жизнерадостности, независимости и собственности.
2. В периоды после острых социально-экономических кризисов (после 1992-93 гг. и после 1998 г.) возрастала значимость прагматических ценностей (эффективности в делах, собственности), свободы, ценностей духовного развития (познания, мудрости, творчества), положительного социально-психологического самочувствия (жизнерадостности), красоты и снижалась значимость этических ценностей (честности, воспитанности), профессиональной самореализации (работы, исполнительности), общения с друзьями и развлечений.
3. Ориентации личности на инструментальные ценности являются более динамичными, чем ориентации на терминальные. В период 1994-2001 гг. в структуре ведущих ориентаций личности достоверно изменялась значимость 3-х терминальных (работы, общения с друзьями, свободы) и 6-ти инструментальных ценностей (образованности, предприимчивости, честности, независимости, ответственности, самоконтроля).
4. Наибольшей устойчивостью в условиях социально-экономических изменений характеризуется структура ценностных ориентаций работников акционерных обществ открытого типа и предпринимателей. Наиболее динамичной является структура жизненных ценностей старших школьников. До 1999 г. чрезвычайно изменчивой была структура ценностных ориентаций военнослужащих, а с 1997 г. по 2001 г. — ценностное сознание студентов.
5. Результаты исследования свидетельствуют о том, что наиболее принципиальное влияние на структуру ценностных ориентаций оказывают практичность, самооценка личности (по Кэттеллу) и уровень ее экономических притязаний.

Заключение.
Результаты данного исследования, во-первых, помогают продвинуться в понимании закономерностей влияния макросоциальных изменений на психологические феномены сознания личности, выявляют тенденции исторических изменений в ценностных ориентациях. Во-вторых, исследование динамики ценностных ориентаций способствует пониманию направлений развития конкретных социально-демографических и социально-экономических групп, так как именно ценностные ориентации отражают приоритеты социального развития. В-третьих, исследование ценностных ориентаций необходимо, чтобы понять, чем обусловливается социальное поведение личности и группы, причем не столько их отдельные поступки в конкретных социальных ситуациях, сколько более длительные поведенческие программы, направленные на достижение отдаленных целей. В целом, изучение динамики ценностных ориентаций человека в связи с социально-экономическими трансформациями способствует построению более обоснованного прогноза социального развития личности и социальных групп.
В условиях изменяющегося российского общества обнаруживается специфическая динамика ценностных ориентаций личности. Выявлено, что у представителей разных социальных групп динамика ценностных ориентаций различна и специфична для каждой группы. Люди с разными личностными характеристиками по-разному адаптируются, изменяют свои приоритеты и ценностные ориентации, когда трансформируются социально-экономические условия в обществе.

Использованная литература
1. Динамика ценностей населения реформируемой России / Отв. ред. Н.И.Лапин, Л.А.Беляева. М.: Эдиториал УРСС, 1996. 224с.
2. Интеллигенция России в конце ХХ века: система духовных ценностей в исторической динамике. Екатеринбург: Ин-т истории и археологии УрО РАН, 1998. 80с.
3. Козлов А.А., Гришина Е.А., Ильинский И.М. Ценностные ориентации молодежи // Молодежь России: тенденции, перспективы. М.: Молодая гвардия, 1993. С. 167-189.
4. Лапин Н.И. Модернизация базовых ценностей россиян // Социологические исследования. 1996. №5. С. 3-23.
5. Лапин Н.И. Пути России: социокультурные трансформации. М., 2000. 194с.
6. Леонтьев Д.А. Методика изучения ценностных ориентаций. М.: Изд-во «Смысл», 1992. 17с.
7. Леонтьев Д.А. Ценностные представления в индивидуальном и групповом сознании: виды, детерминанты и изменения во времени // Психологическое обозрение. 1998. №1. С. 13-25.
8. Модернизация в России и конфликт ценностей / Отв. ред. С.Я.Матвеева. М.: ИФ РАН, 1994. 248с.
9. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности / Под ред. В.А. Ядова. Л.: Наука, 1979. 264с.
10. Rockeach M. The Nature of Human Values. New York: Free Press, 1973.