Russian
| English
"Куда идет мир? Каково будущее науки? Как "объять необъятное", получая образование - высшее, среднее, начальное? Как преодолеть "пропасть двух культур" - естественнонаучной и гуманитарной? Как создать и вырастить научную школу? Какова структура нашего познания? Как управлять риском? Можно ли с единой точки зрения взглянуть на проблемы математики и экономики, физики и психологии, компьютерных наук и географии, техники и философии?"

«СИНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ВЫЗОВ КУЛЬТУРЕ» 
Е. Князева

Опубликовано в: Синергетика и искусство

Синергетика — это мудрость мягкого управления, управления через советы и рекомендации, фактически управления как самоуправления. Синергетическое знание говорит о том, как подражать природе в разрешении конфликтов, в притирании частей к целому, в развитии от этапа к этапу. Синергетика помогает обнаружить эволюционные, исторические слои мудрости в каждом из нас. Она показывает, что временные преобразования структуры могут быть пространственно распределены. Она подсказывает, что можно сделать явным то, что непроявлено в нелинейной среде, что этих скрытых возможностей очень много, и путь в будущее не предопределен

1. Междисциплинарный синтез знания

Синергетика, имея первоначально естественнонаучную основу (нелинейный анализ, теорию детерминированного хаоса, теорию диссипативных структур, фрактальную геометрию природы, моделирование быстрых процессов blow up), ныне все более гуманитаризируется. Она постепенно становится человекомерной областью знания. Обнаруживается плодотворность ее применения в понимании феномена человека и человеческой культуры, в разгадывании тайн человеческого сознания и психики.

Благодаря недавним результатам в области синергетики (или теории самоорганизации) начинают устанавливаться внутренние связи между естественными и гуманитарными науками, восточным и западным мировосприятиями, новой наукой (наукой о сложности, нелинейности и хаосе) и старой культурой, наукой и искусством, наукой и философией. Синергетика имеет интегративную или синтетическую ценность.

Существуют достаточно веские основания полагать, что синергетика может служить основой для междисциплинарного синтеза знания. Синергетика междисциплинарна по своей собственной природе, поскольку она ориентирована на поиск универсальных паттернов эволюции и самоорганизации открытых нелинейных систем любого рода, независимо от конкретной природы их элементов или подсистем. Понятия самоорганизации, хаоса и порядка, нелинейности начинают широко использоваться как в естественных, так и в гуманитарных науках. Теория самоорганизации активно разрабатывается в настоящее время в различных странах в ряде научных школ в самых разнообразных аспектах (И.Пригожин, Г.Хакен, Ф.Варела, Э.Ласло, К.Майнцер, Б.Мандельброт, Э.Моран и др.).

Синергетика является одной из современных исследовательских программ, программой междисциплинарных, или трансдисциплинарных, исследований. Судя по всему, именно эта область знания инициирует глубокие изменения в методологических основаниях современной науки, в философском взгляде на мир, в самом стиле научного мышления. Сегодня формируется некий новый нетрадиционный взгляд на мир — синергетическое видение мира.

В связи с интенсивным развитием синергетики происходит радикальная смена парадигмы, “переключение гештальта”, изменения во всей концептуальной сетке мышления. Происходит переход от категорий бытия к со-бытию, событию; от существования к становлению, сосуществованию в сложных эволюционирующих структурах старого и нового; от представлений о стабильности и устойчивом развитии к представлениям о нестабильности и метастабильности, оберегаемом и самоподдерживаемом развитии (sustainable development and sustainability); от образов порядка к образам хаоса, генерирующего новые упорядоченные структуры; от самоподдерживающихся систем к быстрой эволюции через нелинейную положительную обратную связь; от эволюции к коэволюции, взаимосвязанной эволюции сложных систем; от независимости и обособленности к связности, когерентности автономного; от размерности к соразмерности, фрактальному самоподобию образований и структур мира. Разумеется, речь идет не об исчезновении прежних категорий, а о смещении фокуса внимания. В новой — синергетической — картине мира акцент падает на становление, коэволюцию, когерентность, кооперативность элементов мира.

Синергетика как новая парадигма, таким образом, вызывает изменения в профессиональных эпистемологических средствах (способах постановки проблем и научного исследования), в концептуальном арсенале, в используемых моделях, в целях и установках научного поиска. Синергетика может служить основанием для принятия эффективных решений в условиях нестабильности, нелинейности и открытости будущего.

Благодаря своему междисциплинарному характеру, теория самоорганизации (синергетика) может рассматриваться также как исходное основание для кросс-дисциплинарной, кросс-профессиональной и кросс-культурной коммуникации. Обладание синергетическим знанием или, по крайней мере, синергетическим стилем мышления может быть некой платформой для открытого творческого диалога между учеными, мыслителями, деятелями искусства, имеющими различные творческие установки и взгляды на мир.

2. Некоторые парадоксальные следствия синергетики

Множество новых парадоксальных идей, образов и представлений возникает в синергетике. Кроме того, с точки зрения синергетики может быть рассмотрен совершенно по-новому целый ряд традиционных понятий.

Первое. Изучаются механизмы локализации быстрых эволюционных процессов в сложных системах (на открытых нелинейных средах). Структура (или организация) рассматривается здесь не как нечто стационарное, а как процесс, локализованный в определенной области непрерывной Среды. Этот процесс имеет определенную геометрическую форму и способен как-то развиваться, реконструироваться, перемещаться по среде. Другими словами, структура есть пятно организации, блуждающее по среде. Открытая нелинейная Среда покрывает себя пятнами организации. Парадоксально, что тепло (горение) может поддерживать себя в форме определенных структур, в форме “кристалла тепла” (“кристалла горения”). Этот феномен изучен научной школой академика РАН А.А.Самарского и члена-корреспондента РАН С.П.Курдюмова и назван феноменом инерции тепла.

Удалось установить механизмы формирования структур-процессов в открытых нелинейных средах. В результате изучения относительно простых математических и вычислительных (компьютерных) моделей получен результат фундаментальной важности: непрерывная нелинейная среда потенциально содержит в себе различные типы локализации процессов (различные типы структур). Среда выступает в качестве носителя различных форм будущей организации, в качестве поля возможных путей эволюции.

Второе. Изменяется представление о будущем. Будущие состояния сложных систем ускользают от нашего контроля и предсказания. Будущее открыто, оно неоднозначно. Но в то же время в нелинейной среде скрыт, предсуществует как непроявленное спектр “целей” развития, будущих возможных структур. Не любой произвольный путь эволюции реализуем на данной среде, но только определенный набор эволюционных путей. И этот спектр “целей”, структур-аттракторов эволюции определяется исключительно внутренними, собственными свойствами открытой нелинейной cреды. Таким образом, будущее открыто в виде спектра преддетерминированных возможностей.

Третье. В синергетике возникает одно из наиболее парадоксальных представлений — представление о влиянии будущего, или конечной причинности. Будущее преддетерминирует настоящее, структуры-аттракторы детерминируют ход исторических событий. Будущее оказывает влияние сейчас, в некотором смысле оно существует в настоящем.

Структуры-аттракторы как будущие состояния пред-даны, предзаданы (свойствами данной нелинейной среды). Они существуют “as a ready-made”. Паттерны самоорганизации и эволюции наличествуют до самих процессов эволюции. Patterns are before processes. Аттракторы выглядят как “память о будущем”, как “воспоминание будущей активности”. Все воздействия, попытки построить организацию, которые выходят за пределы области притяжения (“конуса” аттрактора), оказываются тщетными. Все, что не соответствует структурам-аттракторам, будет смыто, уничтожено диссипативными процессами. Например, человек может стремиться действовать против тех сил, которые “тянут его” из будущего, действовать наперекор своим неосознанным установкам. Но все попытки такого рода обречены на провал.

Четвертое. Хаос — это не зло, а “сила”, выводящая на структуры-аттракторы эволюции, а также способ синхронизации темпов развития подструктур внутри сложной структуры.

В мире должна быть определенная доля хаоса, разрушения Хаос, флуктуации на микроуровне играют существенную роль в определении наличных тенденций, “целей” процессов на макроуровне. Хаос предстает в качестве механизма выхода на структуры-аттракторы эволюции. Макроорганизация строится благодаря беспорядку, хаосу на микроуровне. Добро и зло, порядок и хаос, организация и дезорганизация — все в мире уравновешено. Стало быть, бессмысленно бороться против хаоса, стремиться полностью вытеснить негативные, деструктивные элементы из мира.

Пятое. Не может быть резкого роста без угрозы падения и разрушения. Существуют некоторые законы ритма, свойственные как живой, так и неживой природе, законы периодической смены состояний: подъем — спад — стагнация — подъем и т.д. Только подчиняясь этим “ритмам жизни”, режимам колебаний, сложные системы могут поддерживать свою целостность и динамично развиваться. Этот механизм самодвижений, автоосцилляций глубоко аналогичен восточному образу инь-ян. Инь — это полная потенциальность и устремленность, это, так сказать, подсознание, нечто невербализованное и непроявленное. Ян — это реализованное, вербализованное, проявленное.

Согласно нашим синергетическим моделям, периодическая смена HS- и LS- режимов с обострением, которая возможна для открытых сред с сильной нелинейностью, может рассматриваться в качестве математической аналогии смены инь-ян, чередования двух дополнительных элементов мира. HS- режим — это режим “неограниченно разбегающейся волны”, когда нет локализации, и все структуры, неоднородности размываются. LS- режим с обострением — это режим “сбегающейся волны горения”, режим локализации и интенсивного роста процессов в более или менее узкой области около максимума.

Шестое. Синергетика вводит новые принципы объединения простых структур в сложные, принципы эволюционного холизма. Объединение “разновозрастных”, развивающихся в разном темпе структур происходит через синхронизацию их темпа жизни, скорости развития. Синтез простых структур в одну сложную осуществляется посредством установления общего темпа их эволюции. В результате объединения структуры попадают в один темпомир, начинают развиваться с одной скоростью.

Седьмое. Задача моделирования и предсказания развития сложной системы является по существу задачей определения возможных путей развития, спектра структур-аттракторов эволюции открытых нелинейных систем. Получается, что управляющее воздействие должно быть не энергетически мощным, а правильно топологически организованным. Не вкладываемая энергия, не интенсивность воздействия, а его топологическая конфигурация, симметричная “архитектура” наиболее существенны. Слабые, но правильно организованные — так называемые резонансные — воздействия на сложные системы чрезвычайно эффективны. Сложные организации оказываются селективно топологически чувствительными. Они демонстрируют неожиданно сильные ответные реакции на релевантные их внутренней организации, резонансные возмущения.

3. На пути к синергетике с человеческим лицом

Сегодня мы находимся на пути к социосинергетике или гомосинергетике. Мы пытаемся построить, если можно так выразиться, синергетику с человеческим лицом. Мы движемся к синергетике, умеющей подходить и знающей как подходить к человеческой культуре, к пониманию феномена человека во всех его разнообразных проявлениях, к раскрытию тайн человеческого художественного и научного творчества, познания, здоровья, образования, коммуникации, встраивания человека в ближайшую и более отдаленную социальную и культурную среду.

На пути к гуманитарной, человеческой синергетике возникает ряд метафорических представлений, мыслеобразов. Паттерны самоорганизации и геометрии человеческого поведения; фрактальные рисунки исторических событий; ментальные (или социокультурные) ландшафты, в которых всеобъемлюще представлено вчера-сегодня-завтра; ситуации “здесь и теперь” как такие места, где встречаются неведомое прошлое и внезапно возникающее будущее; когнитивные карты личности; картины «сгущения» и «разрежения» культурных инноваций — эти визуальные образы, навеянные синергетикой, способны стать точками роста гуманитарного знания.

Итак, синергетика прилагается и применяется к пониманию самых разных явлений природы и мира человека. Синергетика пытается выступать в самых разных модификациях, более или менее отдаленных приложениях. Сама синергетическая система знания развивается благодаря и через «синергетический подход к…»

Синергетика может рассматриваться как позитивная эвристика , как метод экспериментирования с реальностью. Это — не инструмент, дающий предзаданные результаты, а дверь, открытая в… реальность природную или человеческую и ожидающая ответов от самой этой реальности. Стоит попробовать, подойти к миру синергетически, проинтерпретировать или переинтерпретировать феномены или события с синергетической точки зрения и посмотреть, что получится. Синергетика становится способом не просто открывания, но и создания реальности, способом увидеть мир по-другому и активно встроиться в этот мир. Она дает возможность рассмотреть старые проблемы в новом свете, переформулировать вопросы, перереконструировать проблемное поле науки.

Я выступаю за экспериментальную, или “веселую”, синергетику, которая может строиться на солидном фундаменте математических аналитических расчетов и компьютерного моделирования процессов в открытых нелинейных средах. Речь идет о свободном оперировании полученным знанием и попытках эвристического приложения этого знания к самым различным областям. Синергетика возможна не только как строгая наука, но и как средство экспериментирования, игры с реальностью.

Парадигма самоорганизации, или, с моей точки зрения, синергетическая парадигма, влечет за собой, как показывают И.Пригожин и И.Стенгерс, новый диалог человека с природой. Она приводит также к новому диалогу человека с самим собой и с другими людьми. Нелинейная ситуация, ситуация бифуркации путей эволюции или состояние неустойчивости нелинейной среды, чувствительности ее к малым воздействиям, связана с неопределенностью и возможностью выбора. Осуществляя выбор дальнейшего пути, субъект ориентируется на один из собственных, определяемых внутренними свойствами среды путей эволюции и вместе с тем на свои ценностные предпочтения. Он выбирает наиболее благоприятный для себя путь, который в то же время является одним из реализуемых в данной среде путей. Синергетику поэтому можно рассматривать как оптимистический способ овладения нелинейной ситуацией.

Синергетика вообще неразрывно связана с оптимизмом. В современной ситуации ускоренного и нестабильного развития мира синергетика имеет мажорное звучание. Это — оптимистическая попытка понять принципы эволюции и коэволюции сложных систем, раскрыть причины эволюционных кризисов, нестабильности и хаоса, овладеть методами нелинейного управления сложными системами, находящимися в состоянии неустойчивости.

Главная проблема заключается в том, как управлять, не управляя, как малым резонансным воздействием подтолкнуть систему на один из собственных и благоприятных для субъекта путей развития, как обеспечить самоуправляемое и самоподдерживаемое развитие. Проблема также в том, как преодолевать хаос, его не преодолевая, а делая его симпатичным, творческим, превращая его в поле, рождающее искры инноваций.

Разрушить уходящий в глубокую древность стереотип страха перед хаосом, увидеть красоту и конструктивность хаоса — это tour de force, настоящий подвиг синергетики. Малое и хаотическое прекрасны, ибо открывают возможность рождения нового. Красота с синергетической точки зрения может быть рассмотрена как некий промежуточный феномен между хаосом и порядком. Красота — это не полная симметрия, а некоторое нарушение симметрии (порядка).

Синергетика позволяет понять разрушение как креативный принцип, а «страсть к разрушению как творческую страсть», о чем писал М.Бакунин, ибо только освободившись от прежнего, повернув процессы в обратную сторону, на противоположный режим, на осколках старого может быть создано что-то привлекающее внимание новое.

Нелинейная (синергетическая) ситуация — это ситуация игры с реальностью. Это — некий тип физического эксперимента, или же ментальной или экзистенциальной игры, блуждания по полю многовариантных путей в будущее. В этой эволюционной игре ничто не предопределено, кроме самых общих правил этой игры. Эти правила носят характер эволюционных запретов, накладываемых на некоторые несвойственные сложной системе (среде) пути эволюции.

Не субъект дает рецепты и управляет нелинейной ситуацией, а сама нелинейная ситуация, будь то природная ситуация, ситуация общения с другим человеком или с самим собой, как-то разрешается и в том числе строит самого субъекта. Нелинейное, творческое отношение к миру, таким образом, означает открытие возможности сделать себя творимым. Позволить нелинейной ситуации или другому человеку влиять на себя. Строить себя от другого. Похожий принцип находим в поэтическом государстве Поля Валери: «Творец — это тот, кто творим».

Погружение в синергетику и намерение ее использовать как «позитивную эвристику» связано, стало быть, с развитием игрового сознания. Синергетически мыслящий человек — это homo ludens, человек играющий. Синергетика выступает в таком случае как некий тип интеллектуальной йоги. Давая рецепты овладения сложным, она разрушает сам «рецепт”, сам прежний способ рецептообразования. Она все делает гибким, нежестким, открытым, многозначным. Синергетическое действие — это действие исподволь, исходя из собственных форм образования, собственных сил, способностей, потенций. Это — стимулирующее действие.

Синергетический подход к человеку — это новый подход к здоровью человека, индивидуальному или коллективному (социотерапия). Открывая принципы сборки сложного из простого, синергетика строит новый холизм. Синергетический подход к человеку — это холистический подход. Если речь идет о здоровье, то это гештальт-терапия. Лечение обретает метафорический образ «нового открытия себя», «возвращения к самому себе». Говоря об основах будущей холистической медицины, Ф.Капра отмечает: “Доктор должен будет уважать способность тела к самоисцелению и не пытаться господствовать над процессом исцеления”.

Лечение и излечение предстает как «синергетическое приключение» человека, при котором в самом человеке обнаруживаются скрытые установки (структуры-аттракторы) на благоприятное и здоровое будущее. Оно есть проявление собственных поддерживающих человека путей и внутренних сил следовать этими путями. С позиции синергетики возможно обсуждение вопросов о том, здорово ли быть хаотическим, каковы причины эффективности малых (допустим, гомеопатических или акупунктурных) воздействий, можно ли быть психически здоровым при соматической болезни и наоборот, может ли быть здоров индивид, если “нездорово” общество, социальная среда его обитания и наоборот.

Синергетический подход к образованию (синергетика образования) может быть охарактеризован аналогичным образом как гештальтобразование. Процедура обучения, способ связи обучаемого и обучающего, ученика и учителя — это не перекладывание знаний из одной головы в другую, не вещание, просвещение и преподнесение готовых истин. Это — нелинейная ситуация открытого диалога, прямой и обратной связи, солидаристического образовательного приключения, попадания (в результате разрешения проблемных ситуаций) в один самосогласованный темпомир. Это — ситуация пробуждения собственных сил и способностей обучающегося, инициирование его на один из собственных путей развития. Гештальтобразование — это стимулирующее, или пробуждающее, образование, открытие себя или сотрудничество с самим собой и другими людьми.

Кто-то мудро сказал, что образование — это то, что помнишь, когда уже все забыл. Это в высшей степени относится к синергетическому образованию и к образованию через синергетику. Знание не просто накладывается на структуры личности или, тем более, навязывается им. Синергетическое образование действует подспудно. Это — образование, стимулирующее на собственные, может быть еще непроявленные, скрытые, линии развития. Как я стремилась показать, это — способ открывания реальности, поиска путей в будущее.

4. Начала синергетики познания

Мною была предпринята попытка выявить эвристическое значение синергетической модели эволюции и самоорганизации сложных систем для эпистемологических исследований. Синергетика обнаруживает широкие перспективы применения в понимании таких проблем человеческого мышления и творчества, как характер современной информационной революции, креативные способности человека, функционирование его творческой интуиции и продуктивного воображения, историчесий ход развития науки и культуры.

Синергетический подход к пониманию эволюции научного знания и креативности человека (синергетика познания) попадает в рамки эволюционной эпистемологии. Синергетика познания — это синергетика второго порядка (синергетика II) по отношению к синергетике как области исследования механизмов эволюции и самоорганизации вообще (синергетика I).

«Если попытаться обозреть совокупное знание человечества, то оно предстает для его «обитателей» в виде Вавилонской башни с такой сложной и развитой иерархией, что вся система постоянно движется на грани развала и саморазрушения», — рисует метафорическую картину Э.Эзер один из известных специалистов в области эволюционной эпистемологии.

Сложный, неоднозначный и запутанный исторический ход движения познающего разума выглядит как построение «Вавилонской башни» знания. Будучи порождением человеческого разума, идеи, теории, модели — этот третий мир Поппера — начинает свою собственную жизнь, приобретает собственную историю, порождающую сложность, превосходящую первоначально созданное человеком. И подобно тому, как в библейском мифе о строительстве «Вавилонской башни» произошло смешение языков, в историческом течении научного знания имеет место смешение, синкретичное переплетение начал организованного и самоорганизующегося, сознательного, преднамеренного и неосознанного, стихийного, предсказуемого и непредсказуемого. В этом когнитивном движении смешивается да и нет, истина и заблуждение, наука и миф, наука и псевдонаука, рассудок как tabula rasa и предрассудок.

Встает вопрос о самой применимости синергетики к пониманию человеческих когнитивных процессов. Синергетика применима, ибо ориентирована на раскрытие универсальных механизмов самоорганизации и эволюции сложных систем, систем любого типа, как природных, так и человекомерных. Синергетика устанавливает мостики между мертвой и живой природой, между целеподобностью поведения природных систем и разумностью человека, между процессом рождения нового в природе, «творчеством природы» и креативностью человека.

Могут быть выдвинуты три аргумента в защиту самой возможности синергетического подхода к эволюции научного знания и представлений культуры. Это, — во-первых, очевидная роль кооперативных, когерентных эффектов в науке и культуре, во-вторых, плодотворность структуралистского подхода и, в-третьих, длительная апробация и ценность информационного подхода к науке и культуре.

Такие черты креативного мышления как наличие альтернатив, сценариев развертывания мыслей, разнообразие шагов ментальных движений могут быть рассмотрены с точки зрения синергетики.

Альтернативы, плюрализм, просмотр различных вариантов как аналог хаоса в когнитивной области играют позитивную, стимулирующую роль в творческом мышлении. На первоначальном этапе работы творческой интуиции, вероятно, имеет место максимальное расширение креативного поля, охват максимально возможного разнообразия элементов знания. При этом уравновешивание главного и неглавного, существенного и несущественного, т.е. радикальная переоценка познавательных ценностей перед лицом творческой цели, осознаваемой в большей или меньшей степени, является основой продуктивного выбора идеи. Первоначальное брожение по метальному мицелию служит подготовкой к инновационному скачку мыслей.

Механизм творческого мышления, «работы» интуиции может быть рассмотрен как механизм самоорганизации, самодостраивания визуальных и мысленных образов, идей и представлений. Механизм самодостраивания включает в себя, во-первых, направленность на возникающее целое. Установка (план, основная идея или образ) выполняют роль путеводной нити поиска.

Во-вторых, на базе увеличения разнообразия, переоценки познавательных ценностей происходит отбор, отсечение «ненужного». Смысл скрытых установок как раз селективный, фильтрующий. Механизм творческого мышления — это не случайный перебор вариантов, а выбор главного, чтобы организовать целое. Самоорганизация осуществляется вокруг этого ключевого звена. Интеллектуальное и словесное творчество связано с безжалостным отбрасыванием, беспощадным уничтожением многого из того, что незадолго до этого было допущено как когнитивный аналог хаоса.

В-третьих, механизм самоорганизации в творческом мышлении может быть представлен как механизм восполнения недостающих звеньев, самодостраивания, самосборки целостного образа. Происходит не просто «инсайтная перестройка», мгновенная организация целостной структуры, как это полагают гештальтпсихологи. Согласно синергетической модели, творческое мышление представляет собой самовырастание целого из частей в результате самоусложнепния этих частей. Поток мыслей и образов в силу своих собственных потенций выстраивает себя.

В-четвертых, научное открытие может быть интерпретировано как реорганизация проблемного поля (поля вопросов), как кристаллизация знания, выход на структуру. Причем в научном творчестве, как правило, имеет место целая серия кристаллизаций.

Синергетическое видение исторического развития науки и культуры складывается из представлений о принципиальной нелинейности и циклическом характере развития, неравномерности темпов развития и чередовании периодов «сгущения инноваций» («всплеска талантливости») и «разрежения инноваций» в науке и культуре, инерции парадигмального сознания и ценности маргинальных и архаических элементов в науке и культуре.

С позиции синергетики научные революции можно истолковать как «точки бифуркации» развития науки и культуры. Научные революции связаны с выбором между альтернативами и с поворотом, коренным изменением в научной картине мира. В предреволюционный, критический период, как правило, происходит «размножение» научный направлений и школ, т.е. преобладают дивергентные тенденции. И именно это разнообразие подходов, концепций и интерпретаций конструктивно для выбора в «точках бифуркации» собственных устойчивых тенденций развития систем научного знания. Рост альтернативных научных школ перед научной революцией как бы заранее подготавливает системы знания к многовариантному будущему.

После научной революции, в период «нормальной науки», напротив, идет формирование мощного парадигмального течения, т.е. начинают проявляться тенденции конвергенции.

Отметим одно из наиболее удивительных следствий синергетического видения развития науки и культуры синергетика показывает нам, что мы должны изменить свое отношение к маргинальным линиям развития науки и культуры, к так называемым «тупикам» развития и даже к архаическим элементам. По аналогии с буддийским образом сознания-сокровищницы можно предложить образ науки-сокровищницы, науки, в которой не исчезают, а остаются как неуничтожимый фон реликты ушедших в далекое прошлое эпох.

М.М.Бахтин как-то сделал замечание, что культура располагается на границах. Границы, побочные линии, маргиналии культуры — это, может быть, в некотором отношении более ценное и интересное, чем общепринятое и общераспространенное в культуре. Синергетическое видение культуры, которое стирает резкие временные и пространственные различия, сближается здесь с постструктурализмом и постмодернизмом, которые пытаются придать статус “здесь и теперь” всему ушедшему, полузабытому, утраченному.

Результаты современных исследований в области эволюционной эпистемологии идут в данном случае в одном русле с синергетическими представлениями. Эволюционно-эпистемологический взгляд на историю познания позволяет объяснить ряд фундаментальных «заблуждений» коллективного человеческого разума в истории науки, например двухтысячелетнее (с некоторыми изменениями) существование физики Аристотеля.

Для этого вводится понятие мезокосма — когнитивного окна, которое открывается перед человеком, обремененным своей биологической природой. Мезокосм — «когнитивная ниша человека». А физика Аристотеля, видоизмененная Ж.Буриданом в средние века, — это правильная мезокосмическая физика, это интуитивная физика, неосознанно используемая и современным человеком.

Предрассудки классической науки и более ранних этапов развития науки живут в современном человеке. Из-за своего мезокосмического и эволюционного происхождения они трудно устранимы. Человек не может выпрыгнуть из своей мезокосмической природы, и продукты его иннтеллектуального труда носят печать этой его мезокосмической ограниченности.

Синергетической взгляд на науку позволяет переинтерпретировать и феномен инерции парадигмального сознания в науке. Процесс становления новой научной парадигмы связан со своеобразными когерентными, кооперативными эффектами в науке. Но возникнув по общему согласию и как эффект свободного выбора каждого, парадигмальное знание, а также вытекающие из него коллективные паттерны мышления и деятельности, становятся теми «параметрами порядка», которые порабощают каждого ученого-исследователя, а особенно тех, кто только вступает в научную деятельность (принцип «парабощения» ввел в синергетику Г.Хакен).

Научное сообщество весьма консервативно, настороженно настроено по отношению к инновациям. Можно говорить, по-видимому, о феномене инерции парадигмального сознания в науке. Инерция — это своеобразный иммунитет науки как организма, как целостной системы. Это — стремление сохранить существующие структуры знания, направленность и схемы научно-исследовательской работы. Это — отторжение всего чуждого, несвойственного для организма науки. Новое, как правило, по началу воспринимается блюстителями чистоты парадигмального знания как непростительное инакомыслие. С утверждением новой системы знания оно начинает приветствоваться и распространяться. Последняя стадия собственной эволюции научных идей — это стадия инволюции идеи, ее жесткой кристаллизации, догматизации.

Суммируем, что нового вносит синергетический подход по сравнению с близкими к нему и более развитыми теоретико-информационным и структуралистским подходами к анализу эволюции научного знания и феноменов культуры. Специфика синергетического подхода — в исследовании

  • механизмов становления когерентности, связности событий, возникновения общепринятых образцов когнитивного поведения и мышления (ибо наука представляет собой коллективное предприятие, в котором проявляют себя кооперативные, корпоративные эффекты, подобные формированию коллективного мнения в той или иной общественной группе);
  • роли аналогов хаоса, разнообразия элементов знания и опыта, испытания ряда ментальных альтернатив для устойчивого и продуктивного функционирования когнитивных систем;
  • быстрых процессов роста научного знания и научной информации, режимов с обострением (blow-up regimes), а также смены двух взаимодополнительных режимов на научной среде — быстрого развития и локализации процессов, с одной стороны, и замедления, спада активности и «растекания» — с другой;
  • соотношения элементов преддетерминации и открытости эволюционных процессов, связанных с событием выпадения на структуру-аттрактор как одну из спектра возможных структур знания, с выбором дальнейшего пути эволюции на поле большого, но ограниченного, спектра возможностей;
  • конструктивных механизмов коэволюции сложных, иерархически организованных и «разновозрастных» структур индивидуального сознания, знания и коллективной когнитивной деятельности (системы сознания-подсознания ученого; научных школ, как правило, охватывающих несколько поколений ученых; науки как сложной системы, включающей в себя слой интуитивного знания, скажем, интуитивные представления о движении современного человека, близкие к физике Аристотеля, народную науку, институализированную науку и неукладывающийся на сегодня в рамки установленного и объяснимого слой паранормального знания — паранауку);
  • возможности эффективного управления нелинейными системами сознания и знания посредством топологически правильно организованных, так называемых резонансных, воздействий.

5. “Детство науки” и детское сознание с точки зрения синергетики

С синергетической точки зрения могут быть проанализированы образы сознания в филогенезе и онтогенезе человека, представления «детства науки и культуры» (первобытного сознания) и образы детского сознания. Как для архаического, так и для детского сознания характерны образы древа познания и поиска, образы мандалы, цикличности, возвратов к прошлому, к сокровищнице сознания, а также синкретичность пространственных и временных представлений.

Образы «древа познания» показывают наличие интуитивного чувства (и у древнего человека, и у ребенка) о плодотворности разнообразия, элементов хаоса для надлежащей мироориентации. Причем плюрализм жизненных и когнитивных путей означает не только развертывание возможностей, но и их свертывание, не только элементы дивергенции в творчестве, познании, жизненной практике, но и элементы конвергенции в них.

Динамичность развития поддерживается, с синергетической точки зрения, только за счет чередования двух взаимодополнительных режимов возрастания интенсивности процессов и их спада, стекания на центральное традиционное ядро процессов и растекания от него, только за счет частичных возвратов к старому, к традиции, к «прасреде» сознания, что интуитивно отражается в устойчиво повторяющихся образах мандалы. Получается, что «прошлое ещё впереди», как однажды выразилась М.Цветаева. Подобным образом Р.М.Рильке отмечает, что “будет скрыто многое и впредь, чтобы наши завтрашние дали мы в себе сегодня обретали”. Аттракторы развития как будущие состояния предданы. Они предстают как «память о будущем», «воспоминание будущего».

В детском и в архаическом сознании имеется глубокая связь между пространственными и временными представлениями. Пространственные и временные характеристики, оказывается, здесь взаимооборачиваемы. Имеет место опространствование времени или овременение пространства. В архаическом мышлении и языке, как показывает Л.Леви-Брюль, “быть здесь”, «быть в том или ином месте» означает в то же время «быть в тот или иной момент». “Вообще, все, что относится ко времени, выражается здесь словами, которые применялись раньше к пространственным отношениям”. Это коррелирует с синергетическими представлениями о структурах-аттракторах эволюции, в которых пространство и время не свободны, но связаны друг с другом. Последнее обстоятельство дает возможность «вычитывать» прошлое и будущее структуры из сегодняшней картины эволюционных процессов в различных пространственных фрагментах этой структуры. Оказывается, можно не моделировать будущее, а увидеть будущую картину процесса сегодня. Можно не восстанавливать «по крохам» прошлое, а найти его в целостности в настоящем.

6. Синергетика как позитивная эвристика: как далеко мы можем идти?

В предыдущих разделах я пыталась продемонстрировать широкие эвристические возможности синергетики, плодотворность ее применения в различных областях естественной и гуманитарной науки.

Претензии синергетики на универсальность и на некий род позитивной эвристики рождают целый спектр человеческих эмоций и рациональных отношений — от неподдельного интереса или простого любопытства до явного сомнения или даже раздражения. Это вынуждает нас возвращаться к наиболее глубоким вопросам. Насколько оправданы синергетические интенции выявить универсальные паттерны эволюции? Как возможно синергетическое видение мира? Как возможна трансдисциплинарная или кросс-профессиональная коммуникация на основе синергетики? Ведь известно, что теория, которая объясняет все, не объясняет ничего. Вольфганг Паули как-то заметил, что установил для себя эмпирическое правило: если теоретик говорит “универсальное”, это означает пустую бессмыслицу.

Сегодня, когда проходит волна первого восторженного отношения к синергетике, а равно и ее активного неприятия или простого отрицания, становится очевидным, что возможности синергетики как позитивной эвристики достаточно фундированы. Синергетика имеет достаточно сформированное “твердое ядро” в виде выявленных и естественнонаучно описанных механизмов эволюции сложных систем. Некоторые результаты, из которых мы выводим мивоззренческие следствия, доказаны в форме математических теорем.

Стоит упомянуть также о том, что “твердое ядро” новой теории самоорганизации составляют также два фундаментальных открытия: открытие странных аттракторов и открытие режимов с обострением (blow-up regimes). Оба эти открытия имеют большое философское значение. Именно они создают возможность построения моста между синергетикой, имеющей истоки главным образом в естествознании (в нелинейном анализе, неравновесной теормодинамике, теории хаоса, фрактальной геометрии), и гуманитарными науками (когнитологией, эпистемологией, культурологией, социологией, демографией, экономикой).

Наличие странных, или хаотических аттракторов — один из фундаментальных фактов в теории самоорганизации. К настоящему времени странные аттракторы обнаружены в самых разных фрагментах мира природы и человека, начиная с метеорологии и кончая нейрофизиологией, исследованиями активности человеческого мозга. Странные аттракторы показывают нам пределы предсказуемости эволюционных процессов и наличие областей их принципиальной непредсказуемости. Это означает понимание вероятностного, стохастического поведения сложных динамических систем, которое обусловлено не ограниченностью наших исследовательских возможностей, а самой природой этих систем.

Другой фундаментальный факт — это закон роста народонаселения Земли. Мы привыкли считать, что процессы быстрого роста, такие как рост населения, “экономическое чудо” или информационный взрыв, происходят согласно экспоненциальному закону. На самом деле, это — один из мифов классической науки. Большинство процессов лавинообразного роста протекают гораздо быстрее, в режиме с обострением, когда характерные величины неограниченно возрастают за конечный промежуток времени.

Режимы с обострением исследуются в настоящее время в физике плазмы, метеорологии, экологии (например, рост и вымирание биологических популяций), нейрофизиологии (моделирование распространения сигналов по нейронным сетям). Те же самые режимы с обострением имеют место в социальном и культурном развитии. Рост научной информации и рост населения Земли подчиняются гиперболическому закону, т.е. эти процессы протекают в режиме с обострением.

Благодаря междисциплинарному характеру этих фундаментальных открытий, синергетика открывает возможности для нового диалога между естествоиспытателями и гуманитариями. Синергетика делает шаги в направлении синтеза естественных и гуманитарных наук, в направлении универсального знания.

Вместе с тем синергетика должна быть достаточно скромной и взвешенной в своих претензиях, с тем чтобы не вызывать неоправданных надежд, с одной стороны, сдержанности, опасений или открытого и непримиримого скептицизма — с другой. Синергетика, разумеется, не в праве претендовать на объяснение и переинтерпретацию всего и вся в человекознании. Она открывает лишь необычный ракурс рассмотрения феномена человека и исторического движения культуры. Это — ракурс эволюционности, когерентности, спонтанности, нелинейности человеческого поведения. С позиции синергетики возможен свежий взгляд на уже давно известные феномены человеческой культуры.