На рубеже ХХ и XXI вв., первого и второго тысячелетий рефлексивное состояние человечества позволило осознать две глобальные проблемы, два главных недостатка, препятствующих достижению гармонии во внешнем мире и внутреннем (в сознании) каждого жителя планеты. Их устранение осознано как главные задачи XXI в.: возвращение к духу и возвращение к природе. Возвращение к духу, к пониманию самого себя, к разумности в своих действиях — первичная задача, суть которой в психологическом взрослении человека и человечества. Именно ее решение позволит сбалансировать отношения биосферы и техносферы, естественного и искусственного.
На рубеже ХХ и XXI вв., первого и второго тысячелетий рефлексивное состояние человечества позволило осознать две глобальные проблемы, два главных недостатка, препятствующих достижению гармонии во внешнем мире и внутреннем (в сознании) каждого жителя планеты. Их устранение осознано как главные задачи XXI в.: возвращение к духу и возвращение к природе. Возвращение к духу, к пониманию самого себя, к разумности в своих действиях — первичная задача, суть которой в психологическом взрослении человека и человечества. Именно ее решение позволит сбалансировать отношения биосферы и техносферы, естественного и искусственного.
Научно-технический прогресс, достигший к началу XXI в. кризисной отметки, представляет опасность и для человечества, и для человека, его породившего. Ориентация на создание средств затмевает сегодня ценности. Вопрос «Ради чего?» зачастую остается без ответа, а иногда и не ставится. Человечеству необходимо повзрослеть в процессе осознания собственной жизнедеятельности, ее безопасности. Алчная часть человечества, называющая себя цивилизованной, создает опасность, порождает огромное несоответствие в благополучии людей, углубляя их разделение на богатых и бедных. Так называемый «золотой миллиард», включающий в себя страны с высоким уровнем жизни, противопоставил себя оставшимся позади 4 миллиардам. У
величивающееся несоответствие всегда приводит к конфликтам, в данном случае к глобальным. Стремление Европы к размещению на своей территории исключительно интеллектуальных технологий и избавление от других за счет своих соседей по планете конечно же улучшит экологию, но надолго ли. Природа, позволив человеку поделить землю, еще держит в своих руках атмосферу, общую для всех.
Появившийся в конце XX в. (1992 г. — Рио-де-Жанейро) термин «глобальное мышление». Он означает, что по-другому будут думать имеющиеся 5 миллиардов голов. Каждый осознает себя гражданином планеты Земля и с этой позиции будет совершать собственные действия. Вероятно, это задача «золотого миллиарда» в первую очередь. Это они — наиболее развитые, наиболее продвинутые, наиболее образованные, наиболее культурные (их уровень благополучия создает им благоприятные условия для развития, обучения, воспитания, образования) и, стало быть, наиболее ответственные за все происходящее вокруг.
Изменение окружающего мира всегда было реальным фактом, менялся лишь характер изменений: длительные периоды эволюции чередовались с короткими периодами революций, количественные — с качественными. Современный мир сегодня меняется не столько эволюционно, сколько революционно, не столько естественно, сколь искусственно. В его изменении значительно возросла роль человека не только добывающего информацию, использующего ее для преобразования внешнего мира, но и производящего ее. Конец XX в. знаменателен для человечества осознанием того, что преобразование, регуляция внешнего мира превзошли возможность преобразования, саморегуляции мира внутреннего. Проявилась недостаточность понимания сознания перед пониманием бытия, духовного перед материальным, оказалось востребованным «возвращение к Духу» как источнику гуманизма, нравственности, разумности.
Человек всегда старался понять окружающий мир и к нему приспособиться. Зависимость человеческой деятельности от внешних условий требует от деятеля умения адаптироваться. Оно становится необходимостью, так как деятельность индивида все более и более социализирована. Человеку приходится находить и выстраивать отношения со множеством людей, а значит, приспосабливаться к их способу мышления, общения, поведения, т. е. менять самого себя, свой внутренний образ, находиться постоянно в образовательном процессе, в процессе осознания самого себя. Именно поэтому появились новые взгляды на образование как на непрерывный процесс. Девизы: «образование через всю жизнь», «образование без границ», «образование для всех и каждого» — суть новых парадигм образования и емко описывается тезисом: «информация — это еще не знание, знание — еще не образование, образование — еще не преуспевание». Различение названных дефиниций требует от профессионалов в системе образования инновационных моделей и технологий, ориентированных на обучающихся, обеспечивающих их субъектность, способность быть хозяином своей судьбы, своего успеха в жизни, психологической взрослости.
Взаимодействие между внутренним и внешним можно охарактеризовать как возбуждение и ответная реакция. Информационные потоки вызывают раздражимость, возбуждение ощущений и их отражение. Происходит движение встречных информационных потоков в различных сферах реального мира. Первичные потоки активны, отраженные — реактивны. В ощущениях отражаются отдельные свойства предметов и явлений, комплекс ощущений создает целостное восприятие. Информационные потоки в объективном мире, усвоенные человеком, становятся субъективным знанием, сознанием.
Сознание совершенствуется и становится средством усвоения новой информации из окружающего мира, способным познавать не только внешнее, но и внутреннее в процессе самопознания. Оно способно себя анализировать, контролировать, регулировать, порождая процессы самоанализа, самоконтроля, саморегуляции и, стало быть, самосовершенствования. Современная психологическая наука ориентирована на преодоление разделенности внутреннего и внешнего, на исследование психических процессов, их взаимопроникновения, континуума, и потому наиболее актуальной проблемой в теории и практике психологии является разработка процессов осознанности действий, поведения, деятельности, их проектирования и рефлексии как признаков психологической взрослости.
Отношения внутреннего и внешнего в их психологическом аспекте можно рассматривать как отношения сознания и бытия, как процесс осознания окружающего мира. Анализируя эти отношения, можно выделить три группы факторов, разделив окружающий мир на три сферы: биосфера, социум и духовное пространство в их единстве и целостности, во взаимодополнении. Правила анализа предполагают расчленение, условное разделение целого на части для более тщательного изучения каждой в отдельности для глубины восприятия целого.
Когда-то в отношениях с окружающим миром главным было установление гармоничных отношений с биосферой, с природой, преодоление непонимания окружающих событий (бытия), преодоление страха, тревоги, беспокойства в собственном сознании. Индивид в своих отношениях с природой, в труде совершенствовался: научился окружающий мир понимать, изменять, преобразовывать, создавая техносферу. Техносфера, достигшая угрожающих размеров для природы и для индивида, создавшего ее, порождает сегодня те же состояния страха, тревоги, беспокойства, которые характеризовали много веков назад отношения индивида и природы. Эти проблемы переходят в сферу социальных, в сферу отношений личности с социумом, проникая во все социальные сферы: личность, семья, группа, коллектив, общность, общество, мировое сообщество.
Психологическое ощущение опасности от окружающих людей, претендующих на то же жизненное пространство, в котором личность находится и обустраивает его для себя, является основополагающим источником проблем в отношениях внутреннего и внешнего. Как закрытая система личность характеризуется по степени ощущения этой опасности. Межличностные отношения в значительной степени определяются пониманием опасности конкретного человека, который в ситуациях общения рассматривается как внешний мир здесь и сейчас. Чем больше каждый натренирован в самостоятельности, в умении брать ответственность на себя, управлять ситуацией, тем менее он подвержен возникновению опасений, страха и как следствие — закрытости.
Влияние внешнего мира бывает так велико, что человек перестает быть самим собой. Он подвержен стереотипам поведения, тщательно создаваемым в нем с раннего детства множеством ограничений, зачастую чрезмерных, ненужных. «Так надо» в его сознании настолько велики, что не оставляют места для понимания этих «надо», для осмысления «для чего?», для сомнений, для своего: «я так хочу, я так решил, я буду действовать». Неразвитая самость либо пассивно подчиняется «так надо, должен», либо уходит от этого, подчиняясь собственной лености. Самостоятельность, активность развиваются в принятии решений в многочисленных ситуациях каждодневной жизни, создающих образовательное пространство для взрослых.
Попытаемся определить его смысл, продвигаясь от семантики. Образовательное связано с изменением внутреннего образа в процессе осознания. Пространство, в самом простом смысле, предполагает трехмерность, некоторую сферичность неправильной формы, в которой радиус — вектор постоянно меняет свое направление и длину. В зависимости от того, в каком направлении и насколько далеко осознается субъектом окружающий мир, зависит форма образовательного пространства. Может быть это комната, может — небосвод. Системно организованное мышление предрасположено увидеть систему в целом, ее планетарную модель и в ней осознавать элементы и связи, используя репродуктивное (ранее известное) знание и порождая продуктивное (ранее неизвестное), новое знание. Их целостность, взаимопроникновение есть содержание образовательного пространства, в котором необходимо выделить следующие взаимопроникающие составные части:
- воспитательное пространство — все то, чем субъект заинтересовался, что на него влияет, действует; все то, что он впитывает как «огурец в рассоле», только осознанно, отметая то, что для данного субъекта неценно, неинтересно, что он не желает впитать. Осознанность возвышает, как возвышает разум. Различаются тем самым воспитание от впитывания, также как восхождение отличается от хождения, воспевания от пения и т. п.;
- информационное пространство, в котором усваивается информация, т. е. происходит процесс обучения — усвоения новой информации, приобретение знаний. Современное информационное пространство отличает высокая плотность информации, ее многообразие, сложная внутренняя структура и многоязычие. Чтобы в этом пространстве не заблудиться, свободно передвигаться, необходимо знание языка каждого содержания (физики, химии, экономики и т. д.), его внутренней структуры, логики продвижения от общего к частному, от простого к сложному. Содержание должно быть модульно структурировано, т. е. преобразовано системно, где системообразующая — коэффициент преобразования содержания окружающего мира. И тогда, владея языком учебной дисциплины и пониманием ее внутренней структуры, можно свободно перемещаться в сложном информационном пространстве;
- развивающее пространство сопряжено с деятельностью, с ее главными видами: мыследеятельность, коммуникативная деятельность и труд, работа, связанная с преодолением и с сопротивлением материалов, с физической усталостью, с преобразованием материального продукта.
Каждому из этих компонентов образовательного пространства посвящено немало исследований, написано множество публикаций, где рассматривается их отличие, особенности. Сегодня важно рассмотреть их в единстве и целостности, во взаимопроникновении по принципу дополнительности. Всякая рутинная работа, немеханизированная процедура отупляет, но не настолько, чтобы человек, ее исполняющий, не думал о том, как выполнить ее более оптимально. Рано или поздно он находит решение, проявив творчество. Процесс понимания, обеспечивающий проход в духовное пространство, базируется на собственных субъективных открытиях, на востребованности новой объективной информации.
Категории субъективного и объективного относят к философии, которая, как известно, есть мудрствование. К мудрости каждый приходит рано или поздно по мере взросления. Понимание этих категорий лежит в основе понимания отношения внутреннего и внешнего.
Вопрос отношений начинается с вопроса интереса субъекта к окружающим его объектам, субъективного (внутреннего) к объективному (внешнему). То, что субъекта не интересует, не замечается, не видится, не слышится — не действует на ощущения и как бы не существует. Для данного субъекта его нет не только во внутреннем, но и во внешнем. Его место пусто, оно — пустое место. Хотя для других субъектов данное нечто может представлять интерес, привлекать внимание, будить воображение, т. е. проникать во внутренний мир. В сознании создается образ предмета, он не всегда адекватен оригиналу и в этом смысле субъективен. Объективность также не абсолютна, то, что является объективным, не зависящим от каждого отдельного субъекта в одном социуме, может рассматриваться как необъективное в другом.
Отношение субъективного и объективного, духовного и материального является методологической основой для психологической науки. Современная психология опирается на синергетический принцип дополнительности духовного и материального, их континуум в понимании психологического смысла взросления.
Разнообразные психологические школы в своих исследованиях следовали либо парадигме первичности идеального, внутреннего, своего я, либо парадигме первичности реального, внешнего, не-я. Находясь в путах основного вопроса философии о первичности либо сознания, либо бытия, они представляли борющиеся научные школы, течения. В этой борьбе оставалось без внимания их взаимодополнение, снимающее противоречия в суждениях: что возникает раньше, а что позже; что причина, а что следствие.
Примирение противоположностей в данном контексте осуществляется во взаимопроникновении идеального и реального, внутреннего и внешнего, сознания и бытия, оно составляет новую сущность — осознание. Осознание как проникновение сознания в бытие, идеального в реальное есть проектирование контакта с окружающим миром, собственных действий, поведения, деятельности. Осознание как проникновение бытия в сознание, внешнего во внутреннее при их контакте (действии) есть рефлексия. Процесс осознания меняет внутренний образ и, следуя семантике, может называться образовательным, который происходит везде и всегда, когда осуществляется осознание, в чем и состоит процесс взросления.