Russian
| English
"Куда идет мир? Каково будущее науки? Как "объять необъятное", получая образование - высшее, среднее, начальное? Как преодолеть "пропасть двух культур" - естественнонаучной и гуманитарной? Как создать и вырастить научную школу? Какова структура нашего познания? Как управлять риском? Можно ли с единой точки зрения взглянуть на проблемы математики и экономики, физики и психологии, компьютерных наук и географии, техники и философии?"

«ИНФОРМАЦИОННАЯ ГЛОБАЛИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВА И ГУМАНИТАРНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ» 
К.К. Колин

По существу, сегодня, буквально на наших глазах, осуществляется наиболее грандиозная в истории цивилизации глобальная информационная революция, результатом которой станет переход на качественно новый уровень развития цивилизации — к глобальному информационному обществу. Что ждет человека в этом обществе? Какие основные гуманитарные тенденции его формирования проявляются уже сегодня? К каким последствиям для человека может привести дальнейшее развитие этих тенденций? Как нам нужно на все это реагировать?

1. Мировое сообщество на пороге новой гуманитарной революции

Важнейшей отличительной особенностью развития цивилизации в XXI в., безусловно, будет являться процесс все большей глобализации общества. Он обусловлен, прежде всего, глобализацией инфосферы — мирового информационного пространства, которое в последние годы стремительно преображается в результате развития и распространения средств информатики и новых информационных технологий.

Эти средства все более широко проникают практически во все сферы жизнедеятельности общества и коренным образом изменяют привычный образ жизни и профессиональной деятельности миллионов людей в различных странах мира. Они создают для них принципиально новые, беспрецедентные в истории человечества возможности, а также новые, ранее неизвестные проблемы, изменяют традиционные стереотипы поведения и образ жизни.

По существу, сегодня, буквально на наших глазах, осуществляется наиболее грандиозная в истории цивилизации глобальная информационная революция, результатом которой станет переход на качественно новый уровень развития цивилизации — к глобальному информационному обществу. Что ждет человека в этом обществе? Какие основные гуманитарные тенденции его формирования проявляются уже сегодня? К каким последствиям для человека может привести дальнейшее развитие этих тенденций? Как нам нужно на все это реагировать?

Анализ показывает, что радикальные изменения, которые окажут наиболее сильное влияние на всю дальнейшую судьбу развития цивилизации, произойдут в гуманитарной сфере. Ведь ее главной движущей силой является сам человек, его мировоззрение, система ценностей, интеллект и образованность, моральные установки и нравственность, которые в условиях глобализации общества могут существенным образом измениться. Поэтому сегодня можно вполне обоснованно говорить о том, что мировое сообщество находится на пороге новой гуманитарной революции, последствия которой необходимо своевременно прогнозировать.

2. Гуманитарные тенденции становления глобального информационного общества и их ожидаемые последствия

Глобализация сознания. Рассмотрим теперь некоторые принципиально важные гуманитарные тенденции, которые просматриваются уже сегодня в связи с развитием новых информационных технологий и формированием глобального информационного общества. Одна из них заключается в глобализации индивидуального и общественного сознания. Это новая и весьма революционная тенденция, безусловно, будет иметь важные последствия для всего дальнейшего развития человеческого общества. Она обусловлена глобализацией информационного пространства современного общества, которая особенно заметно стала проявлять себя в последние годы.

Если проанализировать основные факторы, содействующие глобализации информационного пространства мирового информационного сообщества, то среди них можно выделить следующие четыре наиболее важных:

  1. Развитие глобальной системы телевидения и радиовещания на основе использования спутниковых систем связи, покрывающих сегодня всю поверхность земного шара. Благодаря этому практически в любой точке нашей планеты сегодня обеспечивается прием нескольких телевизионных и радиопрограмм крупнейших мировых теле- и радиокомпаний, которые работают круглосуточно и передают важнейшие новости, а также сведения из области экономики, науки, образования и культуры.
  2. Развитие глобальных информационно-телекоммуникационных сетей. Ярким примером здесь является сеть Интернет, которая сегодня охватывает практически весь земной шар и количество пользователей в которой продолжает непрерывно возрастать.
  3. Глобализация телефонной связи, в том числе мобильной. По мобильному телефону уже сегодня можно связаться с абонентами во многих развитых странах мира, а через несколько лет эта сеть будет охватывать уже всю нашу планету.
  4. Появление принципиально новых средств и технологий для информационных коммуникаций. Здесь, прежде всего, необходимо отметить персональные цифровые коммуникаторы, представляющие собой портативные устройства, обеспечивающие интеграцию функций мобильного телефона, терминала сети Интернет и даже миниатюрной видеокамеры.

Кроме того, очень быстро развиваются и технологии интернет-телефонии, когда речевые сообщения передаются по информационным трактам сети Интернет. Еще одна тенденция проявляется в расширении функций обычного телевизионного приемника. После перевода телевизоров на цифровую элементарную базу они будут обеспечивать возможность не только приема информации из компьютерных информационных сетей, но также и передачу ответной информации в эти сети от своих абонентов.

Какими могут быть гуманитарные последствия дальнейшего развития перечисленных выше факторов, совместное действие которых и создает новое глобальное информационное пространство? Их много. Но прежде всего это развитие у людей чувства «постоянной включенности» в мировое информационное пространство и, как следствие этого, глобализация сознания. Суть этого нового гуманитарного феномена состоит в том, что человек больше не чувствует себя одиноким, оторванным от других людей. Уже сегодня он быстро узнает обо всех событиях, которые происходят в мире, и становится сопричастным к этим событиям. Впервые в истории развития человеческого общества практически у каждого человека нашей планеты появляется реальная возможность влиять на те или иные общественно значимые события или же по крайней мере выражать свое отношение к этим событиям. И эти возможности появляются именно благодаря развитию новых средств информационных коммуникаций.

Следует отметить, что наблюдаемый сегодня феномен — это уже третий этап глобализации сознания за всю историю развития человечества.

  • Первый этап произошел после кругосветных путешествий Магеллана и Колумба, когда человечество впервые осознало ограниченность нашей планеты, размеры которой ранее считались бесконечными. Это был первый серьезный шаг по пути глобализации сознания людей.
  • Второй этап глобализации общественного сознания произошел после полета в космос Юрия Гагарина. Тогда человек впервые сам увидел нашу планету из космоса, а человечество начало понимать, какая она маленькая и хрупкая и как нам нужно научиться ее беречь.
  • Третий этап глобализации сознания мы наблюдаем сегодня, когда началось целенаправленное формирование глобального информационного общества.На этом этапе происходит осознание взаимной информационной связанности человечества, всех людей, которые сегодня живут и будут жить на нашей планете, независимо от их культуры, расы, религиозных и политических убеждений. Это чрезвычайно важный гуманитарный и общецивилизационный феномен, а также обусловленный развитием процесса глобальной информатизации общества.

Повышение уровня информационной коммуникабельности общества. Еще одна важная гуманитарная тенденция проявляется сегодня в быстром повышении уровня информационной коммуникабельности общества. Каковы основные признаки проявления этой тенденции? Здесь можно выделить следующие, наиболее важные:

  • Сегодня мы наблюдаем быстрый рост интенсивности информационных коммуникаций в обществе. При этом усиливается обмен информацией как между отдельными людьми, так и между организациями, регионами, странами и континентами.
  • Существенно возрастает интенсивность международных связей, идет широкое развитие экономического, научного, образовательного и культурного сотрудничества.
  • Начался новый этап в развитии международного разделения труда и занятости населения. Особенно заметно это проявляется в информационной сфере общества.

Какими могут быть гуманитарные последствия дальнейшего развития этих тенденций? В первую очередь следует ожидать значительной активизации в использовании интеллектуальных ресурсов слаборазвитых и развивающихся стран. Хорошим примером здесь является Индия, которая сейчас выходит на одно из ведущих мест в мире по разработке программного обеспечения для информационных технологий. Это так называемое оффшорное программирование, когда программные продукты создаются по заданной спецификации зарубежной фирмы, а результаты отправляются ей по сети Интернет. Объем таких разработок в Индии уже сегодня измеряется миллиардами долларов.

Еще один прогнозируемый результат заключается в том, что появляется надежда на практическое решение проблемы «информационной бедности» в слаборазвитых странах и регионах мира. Эта проблема сегодня является исключительно важной для повышения качества жизни людей в современном мире. Ведь психика людей имеет социальную природу. Человек нуждается в постоянном общении с другими людьми. Поэтому отсутствие такого общения нельзя заменить никакими материальными благами.

3. Интеллектуализация общества и новый этап развития системы образования

Рассмотрим теперь те принципиально новые возможности, которые открываются перед человеком в интеллектуальной сфере информационного общества. В первую очередь здесь необходимо выделить повышение доступности качественного образования для все более широких слоев населения. Этому содействуют следующие основные факторы:

  1. Развитие системы дистанционного образования на основе с использования телекоммуникационных сетей и новых достижений педагогической информатики. Сегодня в мире уже существует целый ряд так называемых мегауниверситетов, в каждом из которых обучается более 100 тыс. студентов. В ближайшие годы такие университеты появятся и в России. Так, например, уже в 2001 г. общее количество студентов Московского государственного социального университета составило 80 тыс. человек. При этом 22 тыс. из них обучаются в Москве, а остальные — в филиалах этого университета, расположенных в различных регионах России.
  2. Активное формирование системы «открытого образования» и так называемых «виртуальных университетов». Они дают возможность обучаться одновременно в нескольких учебных заведениях, что позволяет реализовать принцип индивидуального обучения. Появляется возможность выбрать свою собственную «образовательную траекторию» в получении новых знаний.

Какими могут быть гуманитарные последствия развития этих новых возможностей? Здесь, прежде всего, следует ожидать существенного повышения общего уровня образованности людей и качества их профессиональной подготовки. Следует также ожидать и беспрецедентного расширения системы высшего образования, которое необходимо для перехода на новый технологический уровень общественного производства. Ведь если в середине XX в. лишь 20% рабочих мест требовали высокой квалификации работников, то уже сегодня доля таких рабочих мест составляет 60%, а в дальнейшем, безусловно, станет еще выше. Именно поэтому некоторые наиболее технологически развитые страны мира, например Япония, планируют переход к системе всеобщего высшего образования. И в этом нет ничего удивительного. Технологии XXI в. будут наукоемкими. Поэтому не только для их создания, но и для их эффективного использования во многих сферах жизнедеятельности общества потребуются высокообразованные люди.

Таким образом, главным итогом повышения доступности качественного образования станет общее повышение качества развития человеческого потенциала. А ведь именно он и составляет основную долю национального богатства любой страны. Так, например, в результате специальных исследований, проведенных специалистами Программы развития при ООН, установлено, что в общей структуре богатства, которым сегодня располагает наша планета, 2/3 составляет именно человеческий потенциал и только 1/3 приходится на долю природных ресурсов и всей производственной инфраструктуры, вместе взятых.

Это очень серьезный вывод, над которым стоит задуматься. Нам еще предстоит пересмотреть свое отношение к человеку и с экономической точки зрения. Ведь именно он является главным богатством любой страны. Поэтому развитие человека, вложение средств в это развитие — это сегодня самое эффективное вложение капитала не только с гуманитарной, но и с экономической точки зрения.

Интеллектуальная революция. Необходимо отметить, что новые информационные технологии являются сегодня эффективным средством усиления интеллекта и развития творческих способностей человека. Впервые в истории развития цивилизации человек создал наконец средство для усиления своего интеллекта. Мало того, это средство позволяет развивать и способности самого человека — его память, пространственное мышление, творческое воображение, логику. Все это позволяет говорить о том, что мы сегодня стоим на пороге нового этапа интеллектуальной революции. Революции, которая произойдет в ментальной сфере общества. Ее главными результатами станут:

  • повышение интеллектуального потенциала общества как главного ресурса его дальнейшего развития;
  • создание условий для практической реализации творческого потенциала личности, который заложен в самой природе человека.

Изменение представлений о пространстве и времени в информационном обществе. Одним из наиболее важных гуманитарных последствий информационной глобализации общества и существенной интенсификации информационных коммуникаций между его членами должно стать радикальное изменение представлений о пространстве и времени. Об этих двух фундаментальных категориях в миропонимании любого человека. Действительно, ведь уже современные информационные технологии, такие, как электронная почта, интерактивный обмен информацией по сети Интернет, мобильная сотовая телефонная связь, дают возможность осуществлять и постоянно поддерживать оперативный обмен информацией между любыми абонентами во многих развитых странах мира, которые уже освоили и широко применяют эти технологии.

С информационной точки зрения наш мир становится все более взаимосвязанным. Он как бы уменьшается в объеме. Расстояния уже не кажутся такими большими, как раньше. Они уже в меньшей степени разделяют людей друг от друга, благодаря возможности их постоянного общения между собой. Да и понятие времени в информационном обществе будет иметь несколько иное значение, так как изменится само психологическое восприятие времени, которое станет более динамичным.

В информационном обществе произойдет существенное «уплотнение» социального времени общества, так как в одном и том же интервале времени будет происходить существенно большее количество социально значимых событий по сравнению с тем, как это имеет место сегодня. Анализируя этот социально-психологический феномен, который будет иметь важные последствия в развитии ментальной сферы информационного общества, можно было бы провести сравнение с аналогичным феноменом в индустриальном обществе. Речь идет о развитии транспортных коммуникаций. Ведь появление и широкое распространение в индустриальном обществе железнодорожного, автомобильного и в особенности авиационного транспорта не только изменило облик экономики, но и весь образ жизни людей. Оно также изменило и их мировосприятие, и, прежде всего, в части их представлений о пространстве и времени.

Развитие общественно доступных транспортных коммуникаций кардинальным образом изменило жизнь всего общества. Ведь не зря американцы говорят, что современный облик Соединенных Штатов Америки создали автомобиль и знаменитые на весь мир шоссейные дороги. Нечто подобное мы переживаем сегодня в развитии информационной сферы общества, которое становится все более и более взаимосвязанным. И это, безусловно, еще одно очень важное проявление происходящей в современном мире новой гуманитарной революции, которая должна будет изменить наше отношение к окружающему миру в части восприятия его пространственно-временных измерений.

4. Формирование новой информационной культуры общества и информационного образа жизни

Еще одна важная гуманитарная тенденция развития информационных технологий в современном мире проявляется в том, что сегодня происходит формирование новой информационной культуры общества. Какой смысл мы сегодня вкладываем в это понятие? Можно дать такое определение: «Информационная культура общества характеризует его способность формировать и использовать информационные ресурсы, современные средства информатики и информационные технологии в интересах обеспечения жизнедеятельности и развития общества». Необходимо отметить, что здесь очень много зависит от уровня развития системы образования. Ведь именно она дает человеку широкий кругозор, формирует у людей новые информационные потребности.

Хотелось бы подчеркнуть, что современная информационная культура не сводится лишь к навыкам использования вычислительной техники и телекоммуникационных систем. Это понятие гораздо шире. Оно включает в себя и готовность людей воспринимать новую информацию, т. е. предполагает определенный уровень развития интеллекта, и владение основными международными языками, на которых сегодня представлены современные научные, экономические и другие знания, и многое другое, в том числе умение общаться с другими людьми.

От развития новой информационной культуры сегодня зависит очень многое. Ведь история показывает, что только те новшества и изобретения, которые воспринимались культурой, в конечном итоге и находили свое развитие в обществе. Или же, наоборот, их развитие задерживалось на многие годы.

Еще одна важная тенденция современности проявляется в том, что сегодня в развитых странах мира формируется новый, информационный образ жизни людей. Дело в том, что новая информационная среда общества достаточно быстро формирует у людей новые привычки, стереотипы поведения, новые культурные запросы и даже новые ценности. Мы уже привыкли пользоваться теми удобствами, которые нам дает информационное общество, и не собираемся от них отказываться. Однако здесь важно понять другое — новая информационная среда изменяет и самого человека, весь его стиль жизни и профессиональной деятельности. Характерным примером является сокращение транспортных коммуникаций с целью обмена информацией. Ведь сегодня можно вполне успешно организовать совместную работу людей над общим проектом, даже если они проживают в разных городах или в различных странах. Сетевая экономика, сетевые распределенные коллективы — все это уже становится реальностью сегодня, и, безусловно, будет развиваться в будущем.

5. Новые проблемы человека в информационном обществе

Информационное неравенство. К сожалению, глобальная информатизация общества несет человеку не только блага и удобства, но также и новые проблемы. Некоторые из них имеют глобальный характер и начинают проявлять себя уже сегодня. Одна из этих проблем — это проблема информационного неравенства между людьми, странами и их регионами в новой информационной среде общества. Этой проблеме было уделено особое внимание в Окинавской хартии глобального информационного общества, которая была принята на встрече руководителей стран «большой восьмерки» в июле прошлого года. Подписавшие этот документ руководители объявили о своем намерении объединить усилия для построения глобального информационного общества и борьбы с информационным неравенством.

Следует подчеркнуть, что проблема информационного неравенства является сегодня не только глобальной экономической, геополитической и социальной проблемой. Это также и проблема культурологическая. Ведь возможность использования тех преимуществ, которые дают новые информационные технологии и средства информатики, зависит не только от уровня развития экономики той или иной страны. Во многом она зависит от уровня образованности и лингвистической культуры общества, ее ориентации на новое, информационное направление вектора развития современной цивилизации. К сожалению, есть основания полагать, что проблема информационного неравенства, которая сегодня только начала привлекать к себе внимание политических лидеров и научной общественности, в ближайшие годы будет обостряться и для ее решения необходимо будет принимать специальные меры как на национальном, так и на международном уровне.

Проблема обеспечения информационной безопасности человека и общества. Сегодня эта проблема приобретает новое содержание и включает в себя не только информационную и компьютерную преступность. Здесь появились и совершенно новые аспекты. В их числе средства и технологии воздействия на массовое сознание (манипуляция сознанием), которое может осуществляться как через средства массовой информации, так и через глобальные компьютерные сети, а также проблема разрушения традиционных национальных культур под воздействием глобализации общества.

По оценкам специалистов в области международной лингвистики, сегодня каждые две недели навсегда исчезает один из языков, на которых говорят люди нашей планеты. Таких языков сегодня более двух тысяч. И по некоторым прогнозам, к концу XXI в. 90% из них могут исчезнуть навсегда. А это уже очень опасное явление, так как уменьшается культурное разнообразие человечества и, следовательно, происходит его культурологическая деградация.

Технократизация общества и гуманитарные ценности. Еще одна опасность подстерегает мир на пути все большей технократизации общества, которая в последние годы становится все более заметной. По многим прогнозам, уже в XXI в. в обществе будет доминировать технократия. Так, например, уже сегодня 80% всей собственности в Японии находится в руках технократов. В основном это ведущие менеджеры различных фирм, которые владеют контрольными пакетами акций. Таким образом, уже сегодня Япония — это не капиталистическая страна, а скорее страна с корпоративной формой собственности.

Правомерен вопрос: а хорошо ли это? Конечно, не плохо, когда к власти в стране приходят компетентные люди, которые не только имеют свой капитал, но и умеют сами работать, производить новую продукцию. Здесь важно другое — не потерять при этом гуманитарных ценностей общества, не допустить подмены этих ценностей технократическими.

Дегуманизация общества и проблема нравственного воспитания. Дегуманизация общества, которая сегодня наблюдается практически повсеместно, представляется в стратегическом плане крайне опасной. Свидетельство этому — последние события в Нью-Йорке и Вашингтоне. Они должны заставить нас пересмотреть свое отношение к проблемам морали и нравственного воспитания людей. Ведь только нравственное воспитание может дать людям надежду на сравнительно спокойное будущее. Наш мир становится все более опасным, и высокие технологии эту опасность не только не снимают, но и еще более усиливают. Здесь весьма уместно вспомнить слова Иммануила Канта: «Есть только две вещи, которым я не перестаю удивляться: звездное небо над головой и моральный закон во мне».
Моральный закон — это воспитанное с детства представление о том, что есть поступки, которые человек не имеет права совершать ни при каких обстоятельствах. Нравственный императив — вот что может служить реальной гарантией безопасного развития человечества. Никакие противоракетные системы здесь не помогут!

Важнейшие тенденции развития современного общества, связанные с процессом его глобализации, должны будут оказать самое серьезное и многоплановое воздействие на многие компоненты гуманитарной сферы общества. Совокупность этих воздействий и будет составлять основное содержание того нового общецивилизационного феномена, который уже все отчетливее проявляет себя сегодня и который с достаточным основанием можно квалифицировать как новую гуманитарную революцию. Развитие этой революции следует ожидать в ближайшие десятилетия XXI в. Уже сегодня совершенно ясно, что эта революция приведет не только к радикальным переменам в сфере образования, науки и культуры, но также во многом изменит и мировоззрение людей во всех странах мира, их отношение к природе, к себе, к другим людям.

В середине XXI в. мы, вполне вероятно, будем жить уже совсем в другом мире. Хотелось бы думать, что он будет лучше и безопаснее того, который окружает нас сегодня.

С позиции синергетики процесс глобализации общества можно рассматривать как закономерную реакцию мировой цивилизации на новые угрозы для ее дальнейшего устойчивого развития. Сегодня здесь борются между собой две главные противоречивые тенденции — повышение информационной взаимосвязанности различных частей мирового сообщества, что, безусловно, должно повысить его устойчивость как сложной самоорганизующейся системы, и другой тенденции — разрушения традиционных национальных культур под воздействием процесса глобализации.

Последняя тенденция уменьшает культурное разнообразие мирового сообщества и поэтому должна рассматриваться как негативная. Она уменьшает устойчивость цивилизации по отношению к разрушительным воздействиям. Какая из этих тенденций возобладает, покажет будущее.

Однако в любом случае сегодня уже совершенно ясно, что главные проблемы будущего человечества будут решаться не в экономической или политической сферах, а в сфере культуры, которая и должна стать в ближайшие годы центром внимания в контексте проблем устойчивого развития цивилизации.