АНО «Центр междисциплинарных исследований» (ЦМИ)
Russian
| English
"Куда идет мир? Каково будущее науки? Как "объять необъятное", получая образование - высшее, среднее, начальное? Как преодолеть "пропасть двух культур" - естественнонаучной и гуманитарной? Как создать и вырастить научную школу? Какова структура нашего познания? Как управлять риском? Можно ли с единой точки зрения взглянуть на проблемы математики и экономики, физики и психологии, компьютерных наук и географии, техники и философии?"

«РИТМОКАСКАДЫ В ИСТОРИИ И МОДЕЛЬ БУДУЩЕГО РОССИИ» 
В.Г. Буданов

В.Г. Буданов — к.ф.-м.н., доцент Институт философии РАН, старший научный сотрудник

Материалы Международного форума «Проекты будущего: междисциплинарный подход» 16-19 октября 2006, г. Звенигород

В последнее десятилетие активно развивается теоретическая история, математическое моделирование истории, основанное на синергетическом, целостном описании общества как нелинейной развивающейся системы (С.Курдюмов, С.Капица, Г.Малинецкий, Д.Чернавский, В.Белавин, С.Малков, А.Малков, В.Коротаев, Д. Халтурина, П. Турчин, В.Буданов). Этот подход, на наш взгляд, наиболее перспективен для прогнозирования развития общества

Одна из основных причин демографического кризиса — страх человека за свое потомство, ведь без образа будущего нет веры в завтрашний день. Моделирование будущего занятие деликатное и исторических моделей пока немного. В первую очередь это организмические классические модели О.Шпенглера, А.Тойнби и Н.Данилевского и Л.Гумилева, которые могут служить лишь первыми полуколичественными приближениями в реальных прогнозах. Широко используются так же циклические подходы: В.Хлебников, П.Сорокин, А.Чижевский, Н.Кондратьев, В.Маслов, С.Яковец, В. Пантин и др.

Однако, в циклистике существуют свои нерешенные проблемы: строят простые линейные модели исторических циклов, однако историческое время нелинейно и циклы сбиваются. Кроме того, начиная с работ Римского клуба, исторические прогнозы делаются так же на базе экономических математических моделей развития, однако есть еще и геополитические, социокультурные и психологические факторы, которые в эпоху глобализации, манипуляции массовым сознание, оранжевых революций и войн цивилизаций часто оказываются важнее многих экономических соображений. Именно эта сфера почти не моделировалась, но именно она, на наш взгляд, имеет решающее значение в вопросах демографии и национальной идентичности.

В последнее десятилетие активно развивается теоретическая история, математическое моделирование истории, основанное на синергетическом, целостном описании общества как нелинейной развивающейся системы (С.Курдюмов, С.Капица, Г.Малинецкий, Д.Чернавский, В.Белавин, С.Малков, А.Малков, В.Коротаев, Д. Халтурина, П. Турчин, В.Буданов). Этот подход, на наш взгляд, наиболее перспективен для прогнозирования развития общества.

Ритмокаскадный подход в истории . Десять лет мной разрабатываются нелинейные модели развития социокультурных психологических архетипов — ценностно-смысловых блоков в укладах жизни. Отметим сразу, что социально-экономический и геополитический аспекты в нашем подходе не является доминирующими. Они скорее создают контекст, моделирование которого является важной сопряженной задачей. Предлагаемая ниже модель истории России имеет горизонт ретросказаний в прошлое страны около 400 лет (по некоторым архетипам более 1000 лет), достаточно уверенно объясняет динамику социальных архетипов за последние четыре века, и дает прогноз общественных потенциалов на ближайшие десятилетия.

Модель не дает ответов на вопросы «что делать?», но помогает ответить на вопрос «где мы?» и каковы тенденции и возможности развития. Ответ разворачивается в целостном историческом контексте с генетическими программами взаимосвязей событий на десятилетия, и даже века, как в прошлое, так и в будущее. Подчеркнем, что прогнозируются не сами события, но потенциалы некоторых качеств социокультурных архетипов, которые могут активироваться, либо переходить в пассивное состояние. В основу нашего подхода к моделированию истории положены три гипотезы:

  • —1 предположение о существовании социально-исторических архетипов
  • — 2 обусловленность архетипов нелокальным социальным полем
  • — 3 ритмокаскадная природа развития архетипов

1. Гипотеза социально-исторических архетипов: поведение целостной социально-исторической системы определяется небольшим числом социально-исторических архетипов , задающих базовые характеристики истории общества, его параметры порядка, если говорить синергетическим языком. Фактически речь идет о социальной генетике, об обращении к молчаливому знанию социума, его социальному бессознательному , воспроизводимому в культурных образцах, навыках, привычках, стилях мышления и поведения, тому, что прорастает из глубины времен в сегодняшний день и что неизбывно проявится в будущем. Термин социальное бессознательное используется нами в отношении социальной целостности в том же смысле, в каком индивидуальное бессознательное понимается в отношении личности или коллективное бессознательное в отношении человечества.

Сценарии разворачивания социальных архетипов, их взаимодействия и трансформации определяют канву, стиль исторического развития общества. Значимые масштабные исторические события так же описываются на языке социальных архетипов, разлагаются по их базису. Приведем группы социально-исторических архетипов, которые мы выделяем в нашем подходе исходя из системно-синергетических представлений [9, 10]. Прежде всего, это: властные (типы управления), ресурсные (типы социальной энергии), структурные (типы организации), метасистемные (типы сопряжения с метасистемой общемировых исторических процессов). Они, в свою очередь формируют синтетические архетипы: адаптивные (типы социального гомеостаза), и ценностно-целевые архетипы (социальные аттракторы) и т.д.

2. Гипотеза нелокального социального поля. Мы полагаем, что социально-исторические архетипы являются событийными проявлениями относительно устойчивых развивающихся структур социального поля, по сути, это социально-полевые архетипы. Действие социального поля опосредуется: с одной стороны культурной традицией, событийной средой, практиками и сознанием людей, с другой, феноменами бессознательного полевого обменного взаимодействия людей, которое не обязательно связано с прямой коммуникацией индивидов.

Феномены когерентного социального поля каждому хорошо знакомы. В локальной форме они ярко проявляются, в поведении: возбужденной толпы, болельщиков на стадионе, аплодирующих зрителей, солдат, идущих в атаку. Человек как бы «захватывается», «заражается» состоянием и поведением коллектива, этот феномен, следуя Курту Левину, и ассоциируют обычно с социальным, или групповым полем, локализованным на месте событий. Такой «захват» никогда не остается без последствий для личности: от фобий, стрессов и вытесненных комплексов, до навязчивых зависимостей.

Однажды возникнув, социальное поле живет в нас, часто помимо нашего желания и знания о нем, тем самым делокализуясь во времени, времени физическом, психологическом, социальном. Социальное поле укореняется через множественные повторения культурных образцов в традиции, воспитании, либо мощью разовой прививки-инициации-потрясения. Вероятно, именно этот механизм может объяснить возникновения пассионарных толчков в теории этногенеза Л.Гумилева.

В архаических, традиционных обществах социальные архетипы были тонко гармонизированы в ритуалах праздников и повседневности, направленно инициируя, трансформируя человека, но, не меняя общество, в нашем мире они творят историю. Вот почему, регулярные многотысячные митинги, народные празднества, военные действия, массовые молебны, создают чрезвычайно мощные структуры социального поля, трансформирующие общество, пробуждая в нем различные стороны человеческой природы, начиная от природы животной до высшей духовной. Наличие именно этих полевых структур позволяют стихии социального хаоса стать обществом.

Может возникнуть ощущение, что социальные архетипы несут в себе только мощные аффективные состояния и локализованы в области событийного проявления. Но феномен социального поля заключен не только в этом, он намного более тонок и впечатляющ, носит глобальный характер, и не локализован в пространстве и времени. Последние, так называемые эффекты синхронистичности К.Г.Юнга, формируют и обнаруживают социальное коллективное бессознательное синхронно, единовременно на уровне не локализованных в пространстве социальных систем, это когерентность через дальнодействие. Они наблюдаются и в животном мире, это, так называемый, внутривидовой феномен «сотой обезьяны», когда навык, условный рефлекс может передаваться без прямого контакта особей на любом расстоянии.

В культуре, например, они проявляются в феноменах возникновения одинаковых стилей в искусстве в разных частях мира, в синхронном независимом совершении одинаковых научных открытий, в явлениях сверх устойчивости традиций и религий в диаспорах в разных уголках планеты. А догоняющая модернизация народов третьего мира, которые как бы «считывают» западную культуру, хотя и на свой лад, преодолевая целые эпохи исторического развития? В частности, загадку возникновения планетарного Осевого времени можно пытаться объяснить единым для всего человечества ноосферногенетическим социополевым переходом к общим духовным ценностям: мировым религиям, философиям.

Современная физика, начиная с В.Паули и Д.Бома, строит, пока предварительные, квантово-полевые модели объяснения феномена синхронистичности или когерентности через дальнодействие. Сегодня нелокальные (дальнодействующие) макроквантовые корреляции, так называемый эффект Эйнштейна-Подольского-Розена, в физике надежно экспериментально установлены в опытах А. Аспекта в 1981 году. Вероятно, эти корреляции отвечают и за нелокальные социальные поля (Р. Уилсон, Р. Пенроуз, М. Менский, И. Данилевский).

3. Ритмокаскадная природа развития социально-исторических архетипов .

Базовые социально-исторические архетипы развиваются во времени относительно автономно друг от друга. Развитие каждого социально-исторического архетипа можно описать в кодах растущего дерева ритмокаскадов. Далее мы используем подход моделирования эволюционирующих систем — метод ритмокаскадов , развиваемый автором с 1996 года в работах [3-12] Метод с успехом применялся к описанию сложных систем, как живой, так и неживой природы. В его основе лежит идея синтеза двух повсеместно распространенных категорий времени: времени-ритма и времени-возраста.

Первый образ времени дают циклические модели, а в качестве второго, апериодического образа времени мною взят, так же широко распространенный, сценарий перехода (выхода) системы к (из) динамическому хаосу — сценарий Фейгенбаума. Напомним, что сценарий Фейгенбаума это каскад событий-бифуркаций последовательных удвоений периода (частоты) системы. В исторических системах естественным базовым периодом является год. Синтез осуществляется на самом быстром варианте сценария Фейгенбаума, названного мной ритмокаскадом, означающим, что время (число периодов), отделяющее некоторую трансформацию-событие от следующей трансформации вдвое больше времени (числа периодов) отделяющего ее от предыдущей трансформации . Иначе: последующий шаг между событиями вдвое длиннее предыдущего.

Учет иерархических отношений в системе приводит к построению дерева ритмокаскадов [4], обладающего экстремальными эволюционными свойствами [11]. Перечислим некоторые характерные признаки дерева ритмокаскадов: дробный ритм, две стрелы времени, конечность структурного роста, блиц кризисы-трансформации, эффект домино, фрактальность или самоподобие временного ряда (см. рис)

Суть метода ритмокаскадов сводится к представлению эмпирического временного массива событий деревом ритмокаскадов (одним или суммой нескольких). Подчеркнем, что дерево ритмокаскадов — это матрица структурно-функциональных состояний системы, в данном случае социальной, которая растет, заполняется и изменяется со временем, с годичным шагом, по специфическому закону, увеличивая свою сложность и количество структурных уровней по самоподобному фрактальному принципу. Экспертный анализ, проведенный для систем разной природы, показывает, что строки ритмокаскадной матрицы отвечают следующим функциональным уровням системы, по старшинству, то есть по очередности возникновения: 1– субстанциальный; 2 – энергетический; 3 — реактивно-эмоциональный; 4 — рефлекторно-логический; 5 — информационно-интуитивный; 6 – когерентный; 7 — волевой. Уровни с 8 по 14 повторяют назначения 1 – 7 уровней, но на следующем метауровне системы и т.д.

Столбцы матрицы отвечают дискретным моментам времени — текущим годам от момента старта дерева ритмокаскадов. Элементы матрицы на пересечении строк и столбцов отвечают дискретным, качественным оценкам состояний уровней, например, активность или пассивность. Отметим так же, что быстрые трансформаций-перестройки в дереве ритмокаскадов всегда начинаются с молодых, «духовно-идеологических» уровней, завершаясь на старших эмоционально-энергетических, субстанциальных уровнях.

Исторические экспликации. Момент активации социального архетипа обновляет его, привносит ему новые качества, запуская процесс роста дерева ритмокаскадов обновленного архетипа. Он связан с мощным всплеском социального поля, например, с войной или пассионарным толчком в смысле Гумилева, но не только.

Это может быть любой яркий взлет когерентности состояния умов и желаний многих тысяч людей, общественного сознания или состояния. Важно отметить, что фрактальная природа дерева ритмокаскада позволяет нам писать историю не с «чистого листа». Мы полагаем, что исторический момент активации архетипа есть его манифестация в одной из наиболее мощных зон трансформации, которых может быть неопределенно много как в далеком прошлом, так и в будущем. Сам же момент перворождения архетипа и соответствующего праритмокаскада, может, восходить к архаическим временам, и его распознать, крайне трудно, если не невозможно.

Это может быть что-то типа платоновых Эйдесов, которые пресуществуют, но являются нам в разных культурноисторических одеждах. Потенциальная история конкретного государства на предлагаемом языке представляется совокупностью социокультурных ритмокаскадных деревьев разного возраста, точнее архетипическим ритмокаскадным ценозом, задающим возможные предпочтения, стили и доминанты развития в каждый период времени. Реальная, событийная история может проявить эти потенциалы, и чем они выше, тем больше вероятность их проявления-реализации. Подчеркнем, что истории разных государств конечно зависят, как от возрастной структуры архетипического ритмокаскадного ценоза, так и от национальных типов взаимодействия и весов архетипов, а так же внешних вмешательств в систему архетипов.

Можно уподобить социальные архетипы организмам-субъектам истории, тогда государство подобно сообществу социальных архетипов — археоценозу развивающихся исторических организмов или некоторому «суперорганизму». Конкуренция структурных архетипов за власть и ресурсы, а так же внутригрупповые и кросгрупповые противоречия и альянсы различных архетипов образуют рисунок и векторы социального развития исторического процесса.

Ритмокаскадная модель истории России

В приложении к России экспертный анализ показывает, что исторически значимые этапы и события за 400 лет укладываются на сеть из девяти ритмокаскадных деревьев, задающих своеобразную архетипическую систему координат. Кроме того, необходимо ввести десятый архетип — комплексный метасистемный архетип внешних управляющих или замещающих воздействий. Эти архетипы порождались и подтверждались в яркие моменты максимальных социально-полевых напряжений народа, пассионарных толчков по Гумилеву, манифестируя далее в исторической событийной ткани, как общественные предпочтения, склонности и потенциалы, именно они формируют вторичные, более конкретные ценностно-целевые и адаптивно-синтезирующие архетипы общества.

В общем случае удобно ввести четыре кластера базовых архетипов. Девять архетипов можно объединить по группам властных, ресурсных и структурных архетипов , десятый архетип комплексный метасистемный .

  • Управляющие : 1- корпоративный, 2- авторитарный, 3- идеологический.
  • Ресурсные : 4- религиозный , 5- пассионарный, 6- соборный.
  • Структурные : 7- индивидуально-либеральный, 8- общинно-коллективистский, 9- элитно-бюрократический .

В каждой тройке архетипов мы видим: один чисто коллективного происхождения, второй относится к индивиду, а третий является смешанным коллективно-индивидуальным архетипом, связующим личность и общество.

10. Метасистемный комплексный архетип внешних влияний.

Отметим, что такая схема анализа применима к любому государству.

Краткие результаты ритмокаскадного анализа архетипов для России:

1. Корпоративный (Стартует от призвания Рюриков 862г.), князь правил «со дружиною». Дает образ коллегиального принятия решений на уровне элиты. Значим для России вплоть до Ивана 111, затем теряет энергию. Возрождается в Екатериненскую эпоху вплоть до победы над Наполеоном, смягчая царский абсолютизм. Манифестирует в правление Александра 11, а так же в 1900-1914 г.г. и в советский период с послевоенного времени.

2. Авторитарный (Стартует от воцарения Грозного 1561г.), подавление элит, удержание территорий. Берет начало от признания легитимности царской власти Ивана Грозного патриархом Константинопольским. Манифестирует в эпоху от Елизаветы до Александра 1, с 1942 его энергия неизменна, яркие манифестации вплоть до семидесятых, сейчас происходит его укрепление, завершающееся в 2006 г. Далее до 2060 г. этот архетип входит в максимум своих проявлений.

3. Идеологический (Стартует от Сергия Радонежского, Куликова поля 1380г.), Консолидирует общие цели власти светской, духовной и народа, рождает архетип национальной идеи . Многократно утрачивал энергию, период перестройки — один из таких периодов. Его возрождение , обретение подлинной национальной идеи происходит с 2012-2018г.г. Сегодня, к сожалению, можно довольствоваться лишь брежневским палиативом «о дальнейшем повышении благосостояния». Пока народ не осознает настоящих исторических вызовов.

4. Религиозный (Стартует от крещения Руси 988г.) Особо значим в жизни государства вплоть до Елизаветинской эпохи, затем теряет энергетику, и проявляется в превращенных формах в ХХ веке, особенно с конца Отечественной войны до наших дней, сейчас испытывает крупнейшую трансформацию 2002 — 2010 г.г. . Следует так же учитывать и ритмокаскады ислама, который для многих народов Поволжья России пришел на 50 лет раньше христианства.

5. Пассионарный. (Стартует от возникновения Запорожской Сечи 1500г.) Описывает активность пассионарного субэтноса России: энергичных людей склонных жить в условиях повышенного риска, начиная от беглых, казаков и, кончая, диссидентами и предпринимателями. Манифестирует почти во все войны и переходные периоды: во времена становления дома Романовых, особенно с эпохи Петра и до середины царствования Елизаветы, в конце царствования Екатерины, с восьмидесятых годов XIX века по 1910, с начала Отечественной войны и далее с нарастанием, начиная с 1975 года. Пик манифестации пройден в 2003 году, трансформация 2003-2010 г.г. переводит его энергию на метауровень подсознания социума, яркие манифестации в двадцатые годы и в середине ХХ1 века.

6. Соборный (от Великого стояния на Угре 1480г.). Стартует от Великого стояния на Угре, после которого Русь освободилась от порабощения. Когерентное чувство единства этноса. Манифестировал во время изгнания Поляков, призвания Романовых, во времена правления Петра 1, после отмены крепостного права. Его апофеоз в советское время, максимум манифестации — «Советский народ» — семидесятые. Это был становой хребет СССР, и он исчезает, точнее, трансформируется в 1982-1991г.г., переводя свою энергию на метауровень подсознания. В период перед исчезновением он обладает удвоенной энергией, именно это первая истинная причина начала перестройки. Уход этого архетипа не позволил сохранить Союз. Его энергетика проявляется затем в 1998-2006, и далее в 2020-2050.

(7 и 8). Индивидуально-либеральный — 7 и Общинно-коллективистский — 8

Стартуют от крестьянского восстания С.Разина (1671г.) (протестная форма общинно-коллективистского) и дополняются ритмокаскадом восстания Е.Пугачева (1772г.) (протестная форма индивидуально-либерального). В этих двух социально-исторических архетипах присутствует не только протестное начало, но так же в стихийной форме заложены идеи народной справедливости, либерализма, самоуправления и гражданского общества. Это «наш ответ» просвещенной Европе. Если общинно-крестьянская стихия антифеодального протеста связана с именем Разина, то линия вечевых республик Новгорода, Пскова и казацкого вольного самоуправления связана с выступлением Пугачева. Это действительно можно проследить, достраивая ритмокаскады в прошлое, так что Россия имела и имеет свой исторический путь к демократии, не менее древний, чем в Европе.

Уникальная интерференция максимально мощных зон манифестации этих ритмокаскадов, начиная с 1890 по 1930, просто перепахала Российскую государственность и культуру. С ней, так же связана возможность прививки двух европейских революционных течений противостоящих друг другу, и оседлавших эти архетипы: социал-либерализм и социал-коммунизм. Тогда в 1917 победил социал-коммунизм — превращенная разинская стихия крестьянского протеста и жажда справедливости «за всех опальных и кабальных», его могучая манифестация завершилась 1918-1925, выстояв в гражданскую, что хорошо видно на рис. 1. Энергия проявлялась так же в 1932-1940 и 1956-1986 так, что в Перестройку она была уже на излете. Новая мощная манифестация ожидается только в середине века, видимо с возможностью возрождении и Советского Союза, хотя некоторое оживление этого процесса наблюдается в 2003-2018г.г.

Вторая линия реформ, идущих, как ни нелепо это звучит, от Пугачева, точнее, уроков пугачевщины (это прекрасно понимала Екатерина), привела к Февральской революции. Так была использована энергия этого либерально-протестного архетипа. Большевики, видимо, извлекли свои уроки из Французской революции и решили не раскачивать маятник, не смешивать идеологии, они «срезали» либеральную часть политического спектра в стране, кого в эмиграцию, кого в лагеря. Однако, Пугачевский архетип на сто лет моложе Разинского, он быстрее восстанавливается, кроме того, социальное поле нельзя уничтожить в подсознании людей, даже если нет лидеров. И действительно, энергия либеральных реформ этого архетипа проявлялась уже в пору юности А.Пушкина (не случайно он хотел писать историю пугачевского бунта) и победы над Наполеоном 1812-1820, далее в 1852-1868. Мощная трансформация-пробуждение начинается 1895-1901, далее непрерывная манифестация вплоть до 1931.

Возрождение энергии с 1964, в Перестройку в 1984-1988 вновь не надолго подключается когерентный уровень надежды, который «светил» ранее строителям коммунизма 1960-1975, а после, в 1990-1992 окрылял реформаторов-радикалов, он и окрашивал Перестройку в романтические тона. Волевые начала проявляются с 1991 по 2008, далее его манифестация максимальна 2010-2025 и к 2030 переходит в режим строительства новых форм проявлений. Таким образом, 1991 год действительно был реваншем Февральской революции, несмотря на то, что ее буржуазные корни десятилетиями вытаптывались.

9. Элитно-бюрократический ( Стартует от основания дома Романовых 1613г.). Находится в противофазе с соборным архетипом, манифестирует от правления Елизаветы до отмены крепостного права, затем 1900-1956 г.г. В перестройку переживал глубочайший кризис. Начало возрождения и обновления элиты 1989-1995 г.г ., именно ее манифестацию, только ее манифестацию мы и наблюдали до недавнего времени.

10. Метасистемный (сопряжение с внешней средой, внешние управляющие влияния). Типичные формы влияния это войны, экономическая и политическая зависимость, экспансия культурных ценностей, масштабные геополитические, климатических, экологические изменения. Часто субъектами влияния оказываются мировые и национальные архетипы значимые для России: общехристианский, панславянский (битва народов при Грюнвольде, все славяне против тевтонов, Балканские войны конца Х1Х), паносманский. панисламский, коминтерновский, архетип Великой Французской Революции, породившей социализм и коммунизм, Наполеоновские и мировые войны ХХ века и т.д.

В определенные периоды упадка властных архетипов, происходил перехват управления. Россия с 1917 по 1940 жила не на Российском державной, а на привнесенной коминтерновской воле и идеологии мировой революции, которая ненавидела Российскую империю — «тюрьму народов». Вспомним: Толстой как зеркало русской революции, Пушкин как жертва царской тирании. О славной истории побед русского оружия и реформ Петра и Грозного вспомнят в отечественную, с необходимостью возрождением духа державности и чувства родины. А.Ахиезер и С.Хантингтон безусловно правы, Россия это особая тысячелетняя цивилизиция, однако трижды она была под доминантами внешних метаархетипов, первый — призвание варягов, второй — 250 лет под культурно-политическим татаромонгольским влиянием империи чингизидов, (альтернатива тевтонскому завоеванию крестоносцев) и третий — 70 лет под интернациональной идеологической доминантой коммунизма (альтернатива евро-американо-японскому протекторату), благодаря которой провела ускоренную модернизацию и сохранила свою государственность в ХХ веке. Эти метаархетипы стали частью нашей культурной истории и традиции.

Синтетические архетипы . В ХХ веке 9 базовых социально-исторических архетипов России поочередно объединяют синтетические адаптивные архетипы: монархический, социалистический, демократический. В Монархическом архетипе сборки в основном доминирует авторитарный и религиозный архетип, в социал-коммунистическом советском варианте доминируют коллективно-общинный в альянсе с идеологическим коминтерновским метаархетипом, соборный и пасионарный архетипы, сегодня в демократическом архетипе России доминирует либеральный, пасионарный и бюрократический архетипы. Соответствующие ритмокаскады стартовавшие в 1922 и 1991 годах сегодня существуют не виртуально, но проявлены, как архетипы СНГ и молодой России.

О России сегодня. Демократический архетип Российской государственности совсем молод, 15 лет это поздний подростковый возраст, возраст самоидентификации, выбора пути, идеалов, пробы сил, осознания ответственности и начала самостоятельной жизни. Все болезни переходного возраста налицо, неуважение к предыдущей общественной традиции, пренебрежение ценностями культуры, подражательство и желание сиюминутного успеха, но, кажется, выздоровление начинается. Здесь нечему удивляться, ведь в формировании демократии сегодня в первую очередь участвует энергия двух архетипов: социал-либерального, и пассионарного, которые и обновили элитно-бюрократический архетип, так же ярко манифестирующий. Причем, в советское время социально-либеральный архетип был не востребован, но скорее подавлялся. Грех братоубийственной Гражданской войны не осознан и не искуплен в примирении всех слоев общества до наших дней. Социально-полевая целостность нации бала разорвана в двадцатые годы революционными экспериментами, которые на первых порах приносили ошеломляющие успехи. Этот разрыв удерживался 70 лет колоссальными напряжениями пропагандистской машины. Чему же мы удивляемся, что через два поколения такая система начала самодостраиваться, восстанавливая полноту социального спектра и свою адаптивность, да еще в режиме переколебаний.

О перестройке . Перестройка, которую начал М.С.Горбачева, только заложила тридцатилетнюю череду бурных трансформаций, смутной эпохи перемен. С чем связаны иллюзии Перестройки? В первую очередь с тем, что никто не предвидел распада СССР. Хотя С.Бжезинский и западные спецслужбы говорят, что знали; на самом деле, хотели и готовили его распад, но ничего не знали в 1985, просто сейчас цену себе набивают. Более того, энергия либерального и пассионарного архетипа, набирала силы, пробивалась через идеологические заслоны. Идеологический архетип был бесплоден, резко ослаблен, элитно-бюрократический архетип испытывал глубочайший кризис.

Остальные архетипы так же не имели ресурса. И только коллективно-соборный архетип когерентного общего дела, единства устремлений обладал удвоенной энергетикой трансформации в 1982-1989 годах, перед переходом в латентное состояние. Видимо М.С. Горбачев, да и многие полагали, что это надолго, это и есть конструктивный социальный ресурс Перестройки, которая должна соединить преимущества социализма и рынка, поставить интересы общего планетарного дома над интересами национальными. Этого нельзя было не чувствовать, я помню этот энтузиазм 1985-1987 годов, об этом говорит и резкий рост рождаемости, и падение смертности в этот период (С.С. Сулакшин). Объявленная деидеологизация поставила в относительно равные условия конкуренции все активные архетипы (рис.1). Но один из них, соборный, неожиданно для всех самоликвидировался, его энергия иссякла, резко ослаб и коллективно-общинный архетип, и программа социал-демократического синтеза Горбачева не состоялась.

Я думаю, что в ближайшие годы возможна, и она уже началась повторная сборка постсоветского пространства на базе общности языка, культурных традиций, стратегических геополитических интересов его субъектов, возможность возрождения Союза вполне допустимы к середине века, конечно в иных формах. Скорее всего, программа социал-демократических перемен начала перестройки это «воспоминание о будущем». Будущее не строится сразу набело, дается несколько попыток, пока архетип не окрепнет и не станет доминировать, первая попытка сделанная Горбачевым была неудачна. Думаю, что эта программа будет важна для сценариев глобализации в третьем мире, да и для модернизации Запада в условиях мобилизационной, кризисной эпохи перемен.

В заключение отмечу, что я умышленно не говорил о многих других причинах Перестройки и распада Союза, в частности, об экономических, военных, технологических, о вековой мечте и усилиях соседей и великих держав ослабить и расчленить Россию и т.д. Враги были и будут всегда. Я хотел показать, что даже вне этих причин существуют глубинные мотивы происходящего, которые лежат в сферах социального бессознательного, в сферах истории нашей государственности.

Рис.1

О РОССИЙСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ В ХХ1 ВЕКЕ

На рисунке Рис.1, показаны интегральные характеристики развития аутентичных российских архетипов, по следующим свойствам-уровням — энергия, воля, эмоции. Толщина архетипа-линии отражает сумму состояний уровней в двузначной системе (активный, пассивный) по второму, третьему и седьмому уровням ритмокаскадных деревьев, для каждого из девяти архетипов, в период с начала ХХ века и до середины ХХ1. Здесь хорошо видны период безвластия во время революции и гражданской войны, чего, конечно же, не было в России конца ХХ века, все последние 20 лет реформы шли сверху.

Отчетливо видна ослабленность трех управляющих архетипов в довоенное время, как мы уже говорили управление шло под доминантой Коминтерновского метаархетипа, который не был аутентичным, но объединившись с коллективно-общинным, быстро стал своим для России. Видна мощь государства и общества в военное и послевоенное время; трансформации и потеря соборной энергии при распаде СССР. Прогнозируются предстоящие испытания рубежа следующего десятилетия, точнее дефицит культурного, кадрового и социально-психологического ресурса общества, или кратковременное отсутствие ресурсных архетипов.

Видимо угроза социокультурной катастрофы и будет основным внутренним историческим вызовом в ближайшие годы. Кстати агония пассионарного архетипа наиболее отчетливо проявляется с 2003 года на Украине, как области его аутентичного происхождения. Что касается подлинной солидарной идеологии всего общества без деления на классы, то, как мы видим, после поражения в Русско-Японской войне 1905 года в ХХ веке она проявилась только один раз, во время Отечественной Войны. Замечательно, что через восемь лет мы так же обретем солидарную идеологию, но еще раньше произойдет духовно-религиозное возрождение. Подробный ритмокаскадный анализ семейства российских базовых архетипов показывает, что примерно каждые 128 лет происходит резкая трансформация всех архетипов, причем 6 из 9, кроме авторитарного, общинного и индивидуального, последовательно трансформируются за одно поколение (наша эпоха), меняя свою энергетику, волевые, эмоциональные статусы и т.д.

Таким образом, возникают гомологические ряды социально-генетически связанных периодов: ??? — Рюрик* — Владимир — Мономах —приход Батыя* —- Дмитрий Донской — Иван III — Смутное время* — между Петром и Екатериной — реформы Александра II — от СССР к Новой России*. Именно такую трансформацию мы и проходим. В каждой зоне трансформации происходит аутогенная прививка — востребование, экстракция социокультурной памяти этноса, избавляющая от повторения ошибок и изобретения «велосипедов», возможно, поэтому история и повторяется как фарс и следует опасаться прямых исторических аналогий. Звездочкой (*) отмечены самые сложные времена самоидентификации и обновления власти, разделяющие четыре исторические фазы государственности (трехкратный период по 128х3=382 года).

Условно, назвовем эти фазы: первая — Русь славянская ( Y — YIII в.в.), вторая — Русь славяно-варяжская, третья — Русь славяно-татарская (евразийская), четвертая — Русь имперская. Начинается пятая историческая фаза — пятая Русь, сегодня закладывается новый тип государственности на следующие четыре века, поэтому так мучительны поиски, и нельзя прямо заимствовать из прошлого. Единственным критерием отбора всегда был и остается глубинный мотив сохранения Родины, Веры, Языка. Именно мотив сохранения православной веры поднял народ на поляков в смутное время, он же заставил Александра Невского драться с тевтонами, а не с веротерпимыми чингизидами. С веры начнется и наше возрождение. Как это будет, мы можем только догадываться. Почему вернется в народ дух нестяжательста или проснется любовь к живой традиции старчества? Отметим лишь, что все предыдущие фазы несут в себе метаархетипы, давно вышедшие за пределы России, но они в нашем ресурсе, нашем национальном генетическом коде и все их надо правильно использвать для сборки новой идеологии и социальной базы реформ.

Здесь панславизм и евразийство, православие и ислам, общеевропейские ценности, византизм и державность царской России и СССР, собор русских соотечественников, традиции русской диаспоры и зрубежной церкви, традиции социалистического интернационализма и общности «советский народ», идеи культуроцентризма и поликультурного диалога, идеи собирательства русской культуры, русской не по крови, но по духу. А ритмокаскады помогают понять, когда оживут эти скрытые в народе силы, и на какие можно опереться, а каким помочь. Хочу обратить внимание на исход русской культуры в конце ХХ века, преобразивший мир. Оказалось, что самые многочисленные и талантливые ученые, программисты, музыканты — это русские (тоже заслуга СССР).

Для остального мира мы русские: славяне, татары, евреи, русские это больше чем национальность, это самобытность мироощущения и родной язык – поле культуры. И земля наша продолжает рожать таланты, и пока еще есть кому учить, «несмотря на принятые меры». Мне кажется, что это и есть основной ресурс России, не сырье, которое кончится, а генетическая талантливость народа. Не высокие промышленные технологии, здесь мы уже отстали, хотя их необходимо развивать , а высокие метатехнологии творчества HiMind и HiHum — вот локомотив России в будущее, наш вклад в глобализацию. Наш путь в Будущее – это проект Русского Собора науки, культуры, духовности; Собора всех соотечественников и исторической памяти Родины. Собрав себя в тысячелетней истории мы сможем задать новый культуроцентричный формат глобализации, в которой общечеловеческие ценности не будут конфликтовать с национально-культурными традициями, а история каждого народа обретет смысл и ценность для общего будущего. Большую часть пути тридцатилетней фазы трансформации мы уже прошли.

Ее завершение будет происходить на фоне мощных исторических вызовов, стимулирующих формирование российских социальных архетипов: краха мировой финансовой системы, миграционного и территориально давления, катастрофичных климатических изменений, международных конфликтов и атак терроризма. Формирование Новой России завершается к двадцатому году, и вопреки марксистским и либеральным лозунгам об отмирании государства, к 2030 Россия обретает: третье за двести лет обновление хозяйственного уклада; могучую идеологию уже с 2015 года, которой сегодня нет и в помине; мощную власть о «двух головах» (и корпоративную и авторитарную одновременно); возрождение угасшего перед распадом СССР соборного потенциала, обогащенного новыми обратными связями власти и народа и информационно-сетевыми формами коммуникации, небывалый расцвет преображенной религиозной духовности. Вместе с тем к этому времени резко ослабеют пассионарный, либеральный и элитно-бюрократический архетипы, которые доминируют сегодня.

Достаточно сказать, что задача удвоения ВВП, точнее реальных доходов населения, легко решается не в сфере экономики, а в сфере власти, идеологии и нравственности — прекращением откатов бюрократии. Крестьянский, или социал-коммунистический архетип в его привычном понимании находится в латентном состоянии и просыпается к 2040 году, а с ним возможно и возвращение идеалов большого союзного государства, СССР нового издания. Но к этому времени наступают и времена общепланетарного антропологического поворота, причем, основные политические игроки современности США и Китай будут в ситуации тяжелого системного кризиса. К этому времени Россия должна, и будет готова, выполнять свою особую миссию духовного центра, центра синтеза и гармонизации культур, религий, идеологий многих полюсов нашего мира. Я уверен, что к этому времени и люди научатся понимать и принимать следствия исторических законов, которые живут и развиваются в своем фрактальном ритме, настигая нас, как цунами в спокойном море, в эпохах перемен.

• . Андреев А.Ю., Бородкин Л.И., Леванов М.И. Синергетика в социальных науках, пути развития, опасности и надежды // Круг идей: макро — и микроподходы в исторической информатике. Минск, 1998.

• Бестужев-Лада И.В. «Международная академия исследования будущего»// Вестник Российского философского общества. №1, 2004.

• Буданов В. Г. Синергетика ритмокаскадов в эволюционирующих система//Труды юбилейной сессии РАЕН: «Леонардо. Да Винчи ХХ в. К 100 – лет.А.Л.Чижевского» М. 1997.

• Буданов В.Г. Метод ритмокаскадов: о фрактальной природе времени эволюционирующих систем. Синергетика. Труды семинара. Т.2. М. МГУ 1999, с. 36-54.

• Буданов В.Г. Ритмокаскады и их роль в космоземных связях. // Стратегия жизни в условиях планетарного экологического кризиса. Т.1. СПб. Гуманистика. 2002, с.207-218

• Буданов В.Г. Ритмокаскады истории России. //Стратегии динамического развития России. Единство самоорганизации и управления. Международный симпозиум «Синергетика в решении проблем человечества ХХ1 века: диалог школ».Том.3. часть 2. М. 2004. с. 31-33

• Буданов В.Г. Ритмокаскады в истории.// Труды Международной конференции «Математическое моделирование социальной и экономической динамики» М. РГСУ. 2004.