Russian
| English
"Куда идет мир? Каково будущее науки? Как "объять необъятное", получая образование - высшее, среднее, начальное? Как преодолеть "пропасть двух культур" - естественнонаучной и гуманитарной? Как создать и вырастить научную школу? Какова структура нашего познания? Как управлять риском? Можно ли с единой точки зрения взглянуть на проблемы математики и экономики, физики и психологии, компьютерных наук и географии, техники и философии?"

«Новое качество террористической пропаганды: медиаимперия ИГИЛ» 
И.Ю. Сундиев, А. А. Смирнов, В. Н. Костин

Сундиев Игорь Юрьевич – главный научный сотрудник ФГКУ «ВНИИ МВД России»,
доктор философских наук, профессор;

Смирнов Александр Александрович – ведущий научный сотрудник ФГКУ «ВНИИ МВД России»,
кандидат юридических наук, доцент;

Костин Владимир Николаевич – преподаватель Военной академии РВСН им. Петра Великого,
кандидат педагогических наук.

За последние несколько лет на Ближнем Востоке появилась и набрала колоссальную мощность суннитская повстанческая террористическая организация джихадистского толка «Исламское государство Ирака и Леванта» (ИГИЛ) (Islamic State of Iraq and the Levant (ISIS, ISIL), на арабском Dā’ish), играющая значительную роль в Ираке и Сирии. Она представляет собой некую новую мутацию международного терроризма, сочетающую в себе признаки организованного вооруженного формирования и агрессивной джихадистской идеологии. ИГИЛ отличается применением тактики беспощадного насилия и террора к своим противникам.

За последние несколько лет на Ближнем Востоке появилась и набрала колоссальную мощность суннитская повстанческая террористическая организация джихадистского толка «Исламское государство Ирака и Леванта» (ИГИЛ) (Islamic State of Iraq and the Levant (ISIS, ISIL), на арабском Dā’ish), играющая значительную роль в Ираке и Сирии[1]. Она представляет собой некую новую мутацию международного терроризма, сочетающую в себе признаки организованного вооруженного формирования и агрессивной джихадистской идеологии. ИГИЛ отличается применением тактики беспощадного насилия и террора к своим противникам.


Рис. 1. Бойцы террористической группы ИГИЛ с флагом организации (ист.: РИА Новости,
http://ria.ru/world/20140914/1023982366.html).

В июне 2014 г. ИГИЛ сменило название на «Исламское государство» и провозгласило создание «халифата» на контролируемых ей территориях Сирии и Ирака, по сути – квази-государственного образования. Халифом стал шейх Абу Бакр Аль-Багдади (Abu Bakr al-Baghdadi).

ИГИЛ выделяется среди других террористических группировок не только своей военной и экономической мощью, но весьма умелым ведением пропаганды с использованием СМИ и интернет-ресурсов. Притом что группировка стремится построить Исламское государство на основе средневековых правил, для достижения поставленной цели оно использует новейшие высокотехнологичные инструменты коммуникации и передовые маркетинговые стратегии.

Медиа-империя ИГИЛ

Для реализации информационной политики ИГИЛ была создана развитая медийная инфраструктура. Еще в 2006 году «Аль-Каидой» и «Исламским государством Ирака» учреждено медиа-агентство «Аль-Фуркан» (al-Furqan Institute for Media Production), которое стало основным центром производства широкого спектра медиапродукции: фильмов, аудио- и видеодисков, брошюр, а также информационных материалов для распространения в сети Интернет. В пресс-релизе «Исламского государства Ирака» данное медиа-агентство назвалось «вехой на пути к Джихаду; прославленным СМИ, которое вносит существенный вклад в борьбу с крестоносцами и их пособниками и разоблачает ложь западных СМИ»[2]. Масштабы деятельности данной структуры иллюстрирует тот факт, что только в одном из ее офисов, захваченном войсками международной коалиции в ходе рейда в иракском городе Самарра в июне 2007 года, было обнаружено 65 жестких дисков, 18 флешек, свыше 500 СD-дисков и 12 персональных компьютеров. Также в нем имелась полноценная студия для производства фильмов.


Рис. 2. Логотип медиаагентства ИГИЛ «Аль-Фуркан» (ист.: Occident,
http://occident2.blogspot.ru/2009/10/islamic-state-of-iraq-endorses-apple.html).

В 2014 году агентство «Аль-Фуркан» выпустило пропагандистский документальный фильм «Звон мечей», получивший широкую известность. В нем запечатлены многочисленные сцены жестоких нападений, террористических актов, казней, проводимых членами ИГИЛ, производящими сильное устрашающее воздействие. Одновременно в фильме демонстрируются рядовые члены и главари ИГИЛ, заявляющие о своей верности «халифату», а также социальные акции ИГИЛ. Среди последних, в частности, демонстрируются кадры покаяния «муртадов» (вероотступников) из числа иракских военных и полицейских, которых боевики ИГИЛ великодушно прощают. Данный фильм отличается очень высоким качеством исполнения, что дало агентству CNN основание сравнить его с продукцией Голливуда[3].

Сильнейший общественный резонанс в глобальном масштабе вызывала серия видеороликов ИГИЛ с казнями (обезглавливанием) американских журналистов Джеймса Фоули и Стивена Сотлоффа, а также подданного Великобритании Дэвида Хэйнса в течение августа-сентября 2014 года. Ролики был изготовлены и распространены в Интернете агентством «Аль-Фуркан». Запечатленные в них страшные кадры расправы над гражданами западных стран позиционировались ИГИЛ в качестве актов возмездия за бомбардировку Соединенными Штатами отрядов ИГИЛ на территории Ирака и Сирии. Фото и видео казней были растиражированы большинством мировых информационных агентств и стали одними из наиболее мощных по силе воздействия на массовое сознание террористических посланий после терактов 11 сентября 2001 года в США.

Рис. 3. Фрагменты видеозаписей казней американских  журналистов Джеймса Фоули и Стивена Сотлоффа боевиками ИГИЛ (ист.: РИА Новости. http://ria.ru/trend/foly_death_20082014/).

Шокирующие кадры жестокости и насилия являются основой террористического медиадискурса ИГИЛ. И именно они, по признанию многих экспертов, выступают одним из ключевых факторов «привлекательности» («attractive power» по Дж. Наю) данной группировки, притягивающий к ней сторонников со всех частей мира. В результате, по словам российского аналитика Эль Мюрида, «облегчается работа по массовой вербовке все новых и новых боевиков, для которых этот запрос становится навязчивой идеей и модой, на которую падка молодежь в любых странах. Быть убийцей становится именно модно, и теперь уже подвиги борцов за веру начинают вытеснять все иные образы в молодежной среде»[4]. Схожую мысль высказывает и директор авторитетного центра мониторинга экстремистских сайтов «SITE Intelligence Group» Рита Карц (Rita Karz): «Жуткие сцены казней и разрушений и есть именно то, что группы, подобные ИГИЛ, используют для привлечения сторонников»[5].

В 2013 году ИГИЛ создал медиа-фонд «Айнад» (Ajnad Media Foundation), который специализируется на изготовлении и распространении джихадистских проповедей и песнопений (нашидов)[6]. По словам экспертов, значительное возрастание количества нашидов на тему джихада во многом связано с военными действиями последних лет в Ираке и Сирии, и вклад ИГИЛ в данный процесс является определяющим[7]. Они преимущественно распространяются в Интернете через сайты ИГИЛ и социальные сети. В наиболее крупных джихадистских онлайн-форумах имеется специальный аудио-раздел, где можно прослушать и скачать множество нашидов.

Рис. 4. Логотип медиа-фонда «Айнад» (ист.: Jihadology. http://jihadology.net/2014/06/29/ajnad-foundation-for-media-production-presents-a-new-nashid-from-the-islamic-state-of-iraq-and-al-sham-hands-stretched-in-your-baya-to-the-imam/).

Наиболее известный нашид, выпущенный фондом «Айнад», называется «Моя умма, рассвет уже начался» («My ummah, Dawn has appeared»). Данный нашид звучит во многих пропагандистских видео ИГИЛ и, по свидетельству экспертов, стал почти официальным гимном организации. В нем имеются следующие слова:

«Исламское государство возникло на крови праведников,
Исламское государство возникло благодаря джихаду благочестивых,
Они открыли свои души праведности со стойкостью и твердой верой,
Таким образом может утвердиться религия, в которой закон (шариат) является повелителем миров».

По словам исследователя из Университета Йены (Германия) Бехнама Саида (Behnam T. Said), джихадистские песни (нашиды) сами по себе не могут рассматриваться как полноценный фактор радикализации молодежи, однако они являются важными слагаемыми формируемой культурной матрицы глобального джихадистского сообщества.

В 2013 г. ИГИЛ учреждено медиа-агентство «Итисаам» (I’tisaam Media Foundation), которое производит и распространяет контент на арабском языке. Во многих западных СМИ оно называется основным масс-медиа ИГИЛ, хотя это утверждение представляется спорным. Изучение размещенных в Интернете (в частности, на сайте «Jihadology.net») материалов агентства «I’tisaam» показывает, что они преимущественно представляют собой пропагандистские фотографии, видеоролики и аудиозаписи на арабском языке, в части из которых присутствуют английские субтитры. В марте 2014 г. агентством был выпущен годовой отчет о деятельности («al-Naba» or «annual report»), в котором содержится обобщенная информация о деятельности организации за период с ноября 2012 г. по ноябрь 2013 г.[8]

Рис. 5. Пропагандистский постер ИГИЛ с логотипом медиа-агентства «Итисаам» в левом нижнем углу (ист.: Jihadology, http://jihadology.net/2013/11/24/al-iti%E1%B9%A3am-media-presents-a-new-video-message-from-the-islamic-state-of-iraq-and-al-sham-pictures-from-the-land-of-epic-battles-4/).

В 2014 г. ИГИЛ учредил новый медиа-центр «Аль-Хайят» (AlHayat Media Center), который ориентирован на западную аудиторию и производит материалы на английском, немецком, русском и французском языках[9]. Производимая им медиапродукция (видео-, аудио- и печатные материалы) нацелена на привлечение новых участников в террористическую группировку из западных стран. Количество выходцев из них в рядах ИГИЛ (по оценкам экспертов, речь идет о нескольких тысячах добровольцах) свидетельствует о высокой эффективности такой пропаганды. Кроме того, информационные материалы группировки призывают жителей стран Запада совершать теракты в странах их проживания и приводят необходимые инструкции по их подготовке и осуществлению.

Рис 6. Логотип медиа-центра «Аль-Хаят» (ист.: The Counter Jihad Report, http://counterjihadreport.com/2014/10/26/al-hayat-media-center-continues-to-saturate-north-america-with-its-social-media-outreach-for-jihadists/).

В сентябре 2014 г. центром «Аль-Хайят» был выпущен трейлер к будущему фильму «Пламя войны» («Flames Of War»). Ролик, в котором используются кадры боевых действий и записи телеэфиров, сделан по всем канонам клипмейкерства: спецэффекты, замедленное движение, взрывы, музыка. Зрителю показывают записи боевых действий на Ближнем Востоке, американских солдат, а ближе к концу –  президента США Барака Обаму и Белый дом. В конце трейлера на экране появляется надпись «Flames Of War. Fighting has just begun. Coming soon», как в анонсе голливудского фильма или компьютерной игры[10].

Медиа-центр «Аль-Хайят» создал сайт на русском языке под названием «Халифат. Исламское государство. Информационный сайт» (http://www.h-center.info/), который сделан на высоком профессиональном уровне. В нем есть несколько рубрик (новости, статьи, видео), имеются ссылки на аккаунты в социальных сетях и раздел «контакты», позволяющий отправить сообщение администраторам сайта либо непосредственно перейти в чат для общения. На сайте размещен преимущественно видео- и аудиоконтент пропагандистского толка на русском языке либо с русскими субтитрами.

Рис. 7. Скриншот страницы сайта «Халифат. Исламское государство» Al Hayat Media Center от 18.09.2014 (сделан авторами).

Среди печатной продукции, выпускаемой медиа-центром ИГИЛ «Аль-Хайят», необходимо отметить брошюры «Islamic State Report» и «Islamic State News», а также журнал «Dabiq», которые издаются на нескольких языках, включая английский. Они доступны для скачивания в Интернете.

Рис. 8. Цифровые печатные издания «Islamic State Report» и «Dabiq» медиа-центра «Аль-Хайят» (ист.: Dabiq, Issue 2).

Издания «Islamic State Report» и «Islamic State News» представляют собой информационные бюллетени объемом в среднем 8-10 страниц, которые выпускаются с определенной периодичностью, начиная с июня 2014 г. Они содержат текстовый и иллюстративный материал, рассказывающий о различных сторонах деятельности «Исламского государства»: деятельности органов управления ИГИЛ, экономической сфере жизни «Исламского государства», наиболее важных политических и социальных акциях ИГИЛ (таких как символическое разрушение границы между Ираком и Сирией с помощью бульдозера), военных операциях ИГИЛ и т. д.

Журнал «Dabiq» является полноценным высококачественным глянцевым журналом объемом от 25 до 50 страниц, выполненным по всем канонам жанра. Название журнала заимствовано от города в северной Сирии, который упоминается в хадисах об Армагеддоне[11]. Изучение выпусков данного журнала показывает, что в нем преимущественно содержатся обширные статьи религиозно-идеологического характера. Также в нем приводятся сводки боевых действий отрядов ИГИЛ, освещаются проводимые ими действия на контролируемых территориях «халифата», излагаются высказывания лидеров и членов группировки, включая погибших в бою. От указанных выше информационных бюллетеней статьи в журнале «Dabiq» отличаются своим объемом и глубиной.

По мнению Харлина К. Гэмбхира (Harleen K. Gambhir) из Института изучения войны (Institute for the Study of War), в отличие от журнала «Inspire», который используется Аль-Каидой в странах Аравийского полуострова преимущественно для подстрекательства своих читателей к совершению одиночных атак на страны Запада, «Дабик» основное внимание уделяет приданию легитимности ИГИЛ и провозглашаемого им Халифата и поощрению мусульман эмигрировать в последний[12].

Журнал «Dabiq» отличается очень высоким качеством исполнения. Вот как описывает журналист «Радио свобода» А. Остальский свои впечатления от ознакомления с ним: «Я прочитал пару номеров и поразился: наверное, это одно из самых эффектных и привлекательных изданий такого рода. Ясно, что над ним работают великолепные дизайнеры и веб-мастера. Потрясающие фотографии. Очень точно и умно подан текст, написанный хорошим, в меру простым, точно соответствующим запросам «целевой аудитории» английским языком. Здесь и элемент завлекательной мистики, и правильно выбранный тон, и гипнотизирующий ритм. Психологически выверенные, нажимающие на все нужные «точки» юного воображения ходы. Красиво подан и главный лозунг, цитата от отца-основателя Абу Мусаба аз-Заркауи: «Из искры, зажженной в Ираке, возгорится пламя… оно, если позволит Аллах, будет пылать сильнее и сильнее, пока не сожжет армии крестоносцев в Дабике»[13].

Таким образом, можно констатировать создание достаточно мощной и разветвленной «медиа-империи ИГИЛ», включающей в себя ряд медиа-агентств, выпускающих высококачественную информационную продукцию всех основных видов на нескольких языках. Ключевым каналом ее распространения выступает сеть Интернет. Пока ИГИЛ еще не налажено постоянное теле- и радиовещание на контролируемых территориях Ирака и Сирии, однако представляется, что это лишь вопрос времени.

Вопрос о том, являются ли указанные информационные агентства ИГИЛ реально существующими структурами, базирующимися на захваченных территориях «халифата», либо некими виртуальными брендами, за которыми могут стоять внешние компании (не исключая западные), работающие на аутсорсинге, остается открытым.

Информационная работа ИГИЛ в социальных сетях

Не менее активно ИГИЛ проявляет себя в социальных интернет-сетях, искусно проводя информационные акции. Как отмечает эксперт в области террористических сетей Д. Бергер (J.M. Berger), ИГИЛ реализует изощренную стратегию в социальных медиа (social media)[14]. Его мысль развивает российский исследователь В. Васильченко: «Боевики ведут себя как настоящие профи социального маркетинга: выкладывают в Instagram селфи с оружием и котятами, ведут трансляции боев в Twitter. У них есть собственное мобильное приложение и интернет-магазин, где можно купить футболку или худи с логотипом террористов в знак поддержки»[15].

ИГИЛ создает аккаунты на различных языках в наиболее популярных социальных сетях: Facebook, Twitter, Instagram, Friendica и др., через которые оно распространяет информацию о себе, ведут пропаганду и вербуют новых сторонников. По словам В. Васильченко, для привлечения сторонников террористы используют стандартный набор приемов. У группировки есть официальный профиль —  там выкладывают видеообращения и заявления руководства; есть профили для трансляций с захваченных территорий; есть профили конкретных бойцов, где они делятся с подписчиками подробностями участия в боях, эмоциями и повседневными бытовыми деталями. Бойцы ИГИЛ называют себя в Twitter «борцами за веру» — муджахиддинами. Любой пользователь Twitter может включиться в беседу с муджахиддином, они активно идут со всеми желающими на контакт, на арабском или даже на английском языках[16].

Рис. 9. Логотип Twitter, раскрашенный в цвета флага ИГИЛ (ист.: SITE Intelligence Group, http://news.siteintelgroup.com/blog/index.php/entry/192-follow-isis-on-twitter-a-special-report-on-the-use-of-social-media-by-jihadists).

Члены ИГИЛ применяют и весьма необычные способы завоевания аудитории через социальные сети. Например, по сообщениям СМИ от августа 2014 г., исламисты пытаются улучшить свой имидж в глазах общественности посредством использования весьма популярных в Интернете образов кошек. Страница в Twitter @ISILCats («Исламское государство кошек») изобилует фотографиями боевиков, играющих с котятами. Многие из изображенных на снимках мужчин вооружены, одеты в одежду цвета хаки, носят маски. Авторы твитов называют котят «мяуджахедами» (mewjahid) по аналогии с «моджахедами». Тем самым исламисты хотят продемонстрировать западной аудитории, что они ведут якобы совершенно нормальную жизнь в охваченном войной регионе. «Если этому не противостоять, легкие по содержанию посты такого рода в социальных сетях Facebook и Twitter приведут к нормализации идеи идти воевать в Ирак и Сирию», — заявил в интервью The Telegraph глава мусульманской организации Ramadhan Foundation Мохаммед Шариф[17].

Рис. 10. Твиттер-аккаунт «Исламское государство кошек» от 30.10.2014 (ист.: Twitter, https://twitter.com/ISILCats/media).

Активисты ИГИЛ заявили о себе и в наиболее популярной российской социальной сети «ВКонтакте». По словам В. Васильченко, фанатские аккаунты ИГИЛ появились еще в конце прошлого года. Среди них – русскоязычное сообщество сторонников ИГИЛ ShamToday и закрытая группа Islamic State News, а также индивидуальные аккаунты членов и сторонников организации. Через данные ресурсы ведется информирование пользователей об успехах ИГИЛ и иная пропаганда, осуществляется вербовка новых рекрутов (в том числе с помощью прямых призывов «не бросать своих братьев в беде»), а также осуществляется сбор средств в поддержку военных действий в Ираке и Сирии. В начале сентября 2014 г. администраторы ShamToday отчитались о передаче «нуждающимся братьям» 95 тыс рублей. Сбор средств осуществлялся с помощью платежной системы Qiwi[18].

Рис 11. Страницы активиста ИГИЛ в российской социальной сети «ВКонтакте» (ист.: Apparat, http://apparat.cc/network/vk-isis/).

Рис 12. Логотип информационного ресурса ИГИЛ «Islamic State News» (ист.: ВКонтакте, https://vk.com/wall-37383426?own=1).

Указанные сообщества в сети ВКонтакте в настоящее время  заблокированы. На одном из аккаунтов сторонника ИГИЛ под ником «Abu Ubayda» имеется «перепост» сообщения Shamtoday от 13 сентября 2014 г. о том, что «кафиры закрыли сегодня все группы и сообщества, которые передают новости из Халифата!», и содержится призыв «Ради Аллаха делайте репост группы!». Однако нам удалось обнаружить действующий аккаунт сообщества Shamtoday в сети Одноклассники, который насчитывает 785 участников (см. рис. 13).

Рис 13. Скриншот страницы сообщества ИГИЛ Shamtoday в сети Одноклассники от 18.09.2014 (сделан авторами).

Члены ИГИЛ используют и «продвинутые» инструменты продвижения информации в Интернете. В частности, они организуют массовые кампании по рассылке сообщений в Twitter, используя заранее заготовленные шаблоны твитов с изображениями и текстом (схожие акции под названием «Twitter Storm» проводились сторонниками «Евромайдана» на Украине в начале 2014 г.[19]). В ходе одной из таких кампаний под названием «Предупреждение американским гражданам» («Warning to the American Peeople») в июне 2014 г. через многочисленные твиттер-аккаунты сторонников ИГИЛ распространялись сообщения с угрозами под общим хештегом #СalamityWillBefallUS («бедствие настигнет США»). Участники акции делали репосты твитов, которые появлялись на главном аккаунте ИГИЛ. Заготовленные шаблоны твитов включали в себя картинки с изображениями падающих башен Всемирного торгового центра, цитатами из высказываний американского пропагандиста Аль-Каиды Анвара Аль-Авлаки и фото боевиков ИГИЛ. Среди заготовленных текстовых сообщений присутствовали слоганы: «Если США бомбят Ирак, каждый американский гражданин является законной целью для нас», «За каждую каплю крови иракцев американцы прольют реки крови», «Не приходите в Ирак, если не хотите повторения 11 сентября» и т. п. Помимо Twitter, акция проходила также в Facebook, YouTube и на множестве экстремистских форумах[20].

Рис. 14. Твиттер-аккаунт «Пророк Халифата» с информацией о пропагандистской акции ИГИЛ с хэштегом #СalamityWillBefallUS (ист.: Pamela Geller, http://pamelageller.com/2014/06/hashtag-jihad-isil-vows-u-s-terror-calamitywillbefallu.html/).

В интересах ИГИЛ было разработано специальное приложение для Android под названием The Dawn of Glad Tidings («Рассвет радостных вестей») для массовой генерации и рассылки сообщений в Twitter. Как только сторонники ИГИЛ регистрировались в приложении, оно начинало рассылать от их имени одинаковые сообщения, вставляя между каждым символом пробел, обходя тем самым алгоритмы анти-спама в Twitter. Таким образом, в топ новостей в Twitter выводились те сообщения, которые были необходимы ИГИЛ.

Во время штурма Мосула в июне 2014 г. было опубликовано около 40 тыс твитов в поддержку ИГИЛ. Этого достаточно, чтобы выводить в топ нужные хештеги (например, #ISIS, #AllEyesOnISIS, #Iraqwar) и фотографии, манипулируя новостной повесткой. Устрашающие видеоролики, тысячи твитов на тему «мы идем вас убивать», рассказы об убитых иракских военных и мирных жителях, фотографии обезглавленных или распятых тел — виртуальная атака на город оказалась не менее устрашающей, чем реальная. И она в итоге сработала. The Guardian рассказывает, что защитники Мосула в панике оставляли свои посты, едва завидев символику ИГИЛ. Источник Washington Post, близкий к премьер-министру страны, сообщает, что за первые недели кризиса в Ираке около 90 тыс. военных дезертировали[21].

Другим способом работы ИГИЛ в Twitter выступает продвижение определенных хештегов. Сотни, а иногда и тысячи активистов в определенное время дня многократно размещают твиты с необходимыми хештегами. Этот способ позволил активистам ИГИЛ искажать результаты @ActiveHashtags (популярного аккаунта в арабском Twitter, в котором ежедневно публикуются наиболее популярные теги). Проводя свой хештег в этот аккаунт, ИГИЛ обеспечивает себе дополнительную аудиторию (контент от ИГИЛ «попадается на глаза» тем пользователям, которые сами его не искали). Кроме того, сторонники ИГИЛ запустили свой подобный аккаунт, который также расширяет количество твитов с необходимым содержанием.

На этом представители ИГИЛ не остановились и, пользуясь тем, что в июне 2014 г. в Бразилии стартовал чемпионат мира по футболу, начали использовать популярные хэштеги #WorldCup и #Brazil2014[22]. Так например, футбольные фанаты, желающие получить информацию о турнирной таблице чемпионата, пользуясь хэштегом #WorldCup, получали видеосъемку казни иракских полицейских с комментариями от представителей ИГИЛ о том, что отрубленной головой можно поиграть в футбол[23].

Еще одной возможностью для ИГИЛ стал мессенджер FireChat, позволяющий общаться без подключения к интернету. В приложении реализован принцип mesh-сетей (каждый узел в сети обладает равными полномочиями). Если на смартфоне установлено данное приложение, то даже при отсутствии интернет-соединения сообщение можно отправить через другие смартфоны с таким приложением, которые находятся в радиусе действия и подключены к интернету. При этом mesh-сеть на мобильном устройстве потребляет минимум трафика и не слишком сильно сказывается на заряде аккумулятора[24].

Подводя итог обзору активности ИГИЛ в социальных сетях, следует признать их настоящими мастерами маркетинга в социальных медиа (social media marketing), весьма искусно владеющими новейшими инструментами работы в них.

Заключение

Таким образом, в лице ИГИЛ мы имеем террористическую организацию, которая обладает развитой медийной инфраструктурой и демонстрирует беспрецедентно высокий уровень владения передовыми информационно-коммуникационными технологиями, включая методы работы в социальных сетях. Это позволяет группировке успешно вести пропаганду джихада в глобальном масштабе и вербовать новых сторонников во всех частях света. Грамотная информационная политика ИГИЛ, наряду с ее военными успехами, способствовала возвышению данной организации среди других террористических организаций Ближнего Востока и завоеванию известности в мире. Она же играет в настоящее время ключевую роль в легитимизации созданного «халифата» в глазах мусульманской уммы.


[1] См.: Арзуманян Р.В., Акопян А.А. Иррегулярные конфликты. Ближний Восток. Террористические группировки «Исламское государство Ирака и Леванта» и «Исламский фронт»: цели, задачи, формы и способы действий в Сирии и Ираке. М.: АНО ЦСОиП, 2014.

[2] Bill Roggio. US targets al Qaeda’s al Furqan media wing in Iraq. The Long War Journal. 28 October 2007.  http://www.longwarjournal.org/archives/2007/10/us_targets_al_qaedas.php# (дата обращения: 20.08.2014).

[4] Мюрид Э. Как работает пропаганда группировки «Исламское государство» // ИТАР-ТАСС. 23 октября 2014 г. http://itar-tass.com/opinions/2299 (дата обращения: 24.10.2014).

[5] Tony Dokoupil. War of Words: Is Obama Losing the ISIS Propaganda Battle? // NBC News. September 29th 201 September 29th 2014. http://www.nbcnews.com/storyline/isis-terror/war-words-obama-losing-isis-propaganda-battle-n211711 (дата обращения: 21.10.2014).

[6] ISIL Launches «Ajnad Media Foundation» to Specialize in Jihadi Chants. SITE Intelligence Group. 15 January 2014. http://news.siteintelgroup.com/Jihadist-News/isil-launches-qajnad-media-foundationq-to-specialize-in-jihadi-chants.html (дата обращения: 12.07.2014).

[7] Thomas Seymat. How nasheeds became the soundtrack of jihad // Euronews. 08.10.2014. http://www.euronews.com/2014/10/08/nasheeds-the-soundtrack-of-jihad/ (дата обращения: 22.10.2014).

[8] IISL Annual Report Reveal a Metric-Driven Military Command. Institute for the Study of War. 22 May 2014. http://www.understandingwar.org/sites/default/files/ISWBackgrounder_ISIS_Annual_Reports_0.pdf (дата обращения: 15.09.2014)

[9] Gertz, Bill. New Al Qaeda Group Produces Recruitment Material for Americans, Westerners. The Washington Free Beacon. 13 June 2014. http://freebeacon.com/national-security/new-al-qaeda-group-produces-recruitment-material-for-americans-westerners/ (дата обращения: 12.07.2014)

[10] ИГИЛ опубликовал пропагандистский видеоролик о борьбе с США // Новая газета. 17.09.2014. http://www.novayagazeta.ru/news/1687101.html (дата обращения: 18.09.2014), ISIS Trailer ‘Flames of War’ — Naked Threat to US Forces // You Tube. http://www.youtube.com/watch?v=RZg2FjF_EhE (дата обращения: 18.09.2014).

[11] Dabiq: What Islamic State’s New Magazine Tells Us about Their Strategic Direction, Recruitment Patterns and Guerrilla Doctrine. Jamestown Foundation. 1 August 2014. http://www.jamestown.org/programs/tm/single/?tx_ttnews%5Btt_news%5D=42702&cHash=0efbd71af77fb92c064b9403dc8ea838 (дата обращения: 12.07.2014).

[12] Dabiq: The Strategic Messaging of the Islamic State // Institute for the Study of War. 15 August 2014. https://www.understandingwar.org/sites/default/files/Dabiq%20Backgrounder_Harleen%20Final.pdf (дата обращения: 12.07.2014).

[13] Остальский А. Халифат все ближе // Радио свобода. 21.10.2014. http://www.svoboda.org/content/article/26644660.html (дата обращения: 22.10.2014).

[15] Васильченко В. Джихад в Twitter: Как террористы осваивают приемы социального маркетинга // Apparat. 07.07.2014. http://apparat.cc/network/isis-social-war/ (дата обращения: 17.09.2014).

[16] Там же.

[17] СМИ: исламисты пытаются улучшить свой имидж с помощью котят // РИА Новости. 22.08.2014. http://ria.ru/world/20140822/1021030581.html (дата обращения: 22.08.2014).

[18] Васильченко В. Халифат во «ВКонтакте»: как террористы из «Исламского государства» захватывают российскую соцсеть // Apparat. 11.09.2014. http://apparat.cc/network/vk-isis/ (дата обращения: 17.09.2014).

[19] См.: Сундиев И.Ю., Смирнов А.А. Обитаемый остров 2.0 // Сайт С.П. Курдюмова. 26.03.2014. http://spkurdyumov.ru/networks/obitaemyj-ostrov-2-0/ (дата обращения: 26.10.2014).

[20] ISIS Propaganda Campaign Threatens U.S. // ADL Blogs. June 27, 2014. http://blog.adl.org/extremism/isis-propaganda-campaign-threatens-u-s  (дата обращения: 15.10.2014).

[21] Васильченко В. Джихад в Twitter…

[22] Активность ИГИЛ в соцсетях выйдет им боком, считают аналитики США // РИА Новости. 02.07.2014. http://ria.ru/world/20140702/1014489041.html (дата обращения: 20.10.2014).

[23] Sheera Frenkel. Meet The “ISIS Fanboys” Spreading The Message Of Iraq’s Most Feared Terror Group // BuzzFeed.   June 17, 2014. http://www.buzzfeed.com/sheerafrenkel/meet-the-isis-fanboys-spreading-the-message-of-iraqs-most-fe (дата обращения: 20.10.2014).

[24] Denis Mirkov. Mesh-сети теперь и под iOS // Хакер. 24.03.2014. http://xakep.ru/62251/   (дата обращения: 24.10.2014).