Russian
| English
"Куда идет мир? Каково будущее науки? Как "объять необъятное", получая образование - высшее, среднее, начальное? Как преодолеть "пропасть двух культур" - естественнонаучной и гуманитарной? Как создать и вырастить научную школу? Какова структура нашего познания? Как управлять риском? Можно ли с единой точки зрения взглянуть на проблемы математики и экономики, физики и психологии, компьютерных наук и географии, техники и философии?"

Cинергетика в школьном образовании

Средняя общеобразовательная школа №363 с лицейскими физическими классами

ПРОЕКТ

Департамента образования Москвы представляет исследовательско-внедренческий Проект
«Синергетика в школе»

Стартовая команда разработчиков проекта:
Швецова Ольга Николаевна — Директор школы,учитель физики, автор курса «Мир и человек».
Долицкий Александр Беркович — научный руководитель школы-лаборатории, учитель физики, ЗУ РФ, организатор лицейского физического направления в школе
Комолова Людмила Федоровна — Руководитель Проекта «Синергетика в школе», к.ф-.м.н., доцент кафедры физики твердого тела МПГУ, учитель физики
Сабиров Рустем Харисович — к.ф.м.н.,ст.н.с. кафедры физики твердого тела МПГУ, учитель физики
Шанцер Иван Алексеевич к.б.н., ст.н.с. Ботанического сада РАН
Григорьева Ирина Владимировна — учитель химии, заведующая кафедрой естественно-научного цикла
Куликова Нина Николаевна — учитель биологии
Родин Евгений Александрович — учитель физики

Цель Проекта:

показать необходимость и возможность найти и определить место синергетики как междисциплинкрного обобщенного знания о законах развития и эволюции, ее илей и методов в школьной практике,определить возможные пути адаптации сикергетики к школе.

Пути реализации Проекта:

1. Обеспечить учителя и ученика программами, учебной и методической литературой, компьютерными программами.. Эту литературу надо разработать и издать.
2. Определить, как надо строить учебный процесс, строить наиболее эффективно. Опыт показывает, что для этого необходимо, чтобы обязательными компонентами учебного процесса помимо теоретического курса должны быть лабораторный практикум — компьютерный вычислительный эксперимент из различных областей знаний и натурный (реальный физический) эксперимент, семинары обобщающего и иного характера.

Реализуемая программа работы

1. Создание учебной лаборатории синергетики для выполнения лабораторного практикума:с компьютерной базой для выполнения вычислительного эксперимента и лабораторной базой — для выполнения натурного.
Создана, функционирует, наполняется содержанием

2. Постановка классических демонстраций
Поставлены и записаны на видео ячейки Бенара, химические часы.

3. Подборка стендового и раздаточного материалов.
Стендовые материалы содержательно оформляют лабораторию синергетики.

Наполняется подборка раздаточного материала.

4. Создание и апробирование лекционных курсов — теоретических пособий для учащихся и учителей:
Фрагмент учебного пособия «Синергетика или нелинейная динамика»,
автор к.ф.-м.н. доцент Л,Ф.Комолова:
Фрагмент учебного пособия «Синергетика для учителя и школьника»,
автор к.ф.м.н. Р.Х.Сабиров:

5. Разработка и апробирование учебного пособия для учащихся и учителей «Синергетическая лаборатория»(обязательный или факультативный лабораторный практикум)- сборник модельных и натурных лабораторных задач по различным областям знаний. Авторы: А.Б.Долицкий, к.ф.м.н. Л.Ф.Комолова, Е.А.Родин, к.ф.-м.н. Р.Х.Сабиров, к.б.н.И.А.Шанцер

ДИНАМИКА ПОПУЛЯЦИЙ (Изучение перехода к динамическому хаосу)
Идея задачи взята из книг: И. Пригожин, «» Х.-О.Пайтген, П.Х.Рихтер «Красота фракталов»,
Москва,»МИР»,1993

КОММЕРЧЕСКАЯ ФИРМА (Изучение динамика изменения прибыли).
Идея задачи взята из книги Н. В. Жигулева «Динамика неустойчивостей», Москва, 1996

КРОЛИКИ — ЛИСИЦЫ (Изучение конкуренции популяций)
Идея задачи взята из книги П. Экинса «Порядок и беспорядок в природеде», Москва, «МИР», 1987.

РАБОЧИЕ И КАПИТАЛИСТЫ: КЛАССОВАЯ БОРЬБА
(Модель Гудвина )( Исследование конкурентной зависимости между оплатой труда рабочих и уровнем их занятости в системе «Капиталисты-Рабочие»). Идея задачи взята из книгиВ.-Б. Занга «Синергетическая экономика», Москва, «Мир», 1999

ВОДЯНОЕ КОЛЕСО ЛОРЕНЦА (изучение перехода к динамическому заосу) Идея задачи взята из книги «Хаос» Дж.Глейка, Санкт-Петербург, АМФОРА,2001.

УПРАВЛЕНИЕ РЕСУРСАМИ (Управление рыбным промыслом)
Идея задачи взята из книг:
В.И.Арнольд,»Теория катастроф»,Москва,»НАУКА»,
1990;
В.-Б. Занг «Синергетическая экономика», Москва, «Мир», 1999

Методических разработка семинарских занятий и рекомендаций.

Цикл семинаров по биологии, экологии, химии:
1.Эволюция популяций,
2.Конкуренция популяций,
3.Автокаталитические реакции (вставка картинок)

Семинар по биологии в X классе
«Эволюция популяций»
Н.Н.Куликова, И.В.Гигорьева, к.ф.м.н.доцент Л.Ф.Комолова

Цель семинара:
Изучение динамики популяции с привлечением компьютерного моделирования
Выявление возможности прогнозирования природной системы на основе модельного эксперимента
Программа семинара:
Выполнение компьютерной лабораторной работы «Динамика популяции»
Формулирование вопросов к обсуждению учителем
Доклад »Популяции, их основные характеристикики»
Доклад »Представление результатов компьютерного моделирования динамики популяции»
Обсуждение докладов: сопоставление, прогнозирование динамики
Заключительное слово учителя: подведение итогов.
6. Разработка и апробирование программы курса «Синергетическая экономика».
7. Разработка и апробирование программы интегративного курса «Нелинейная динамика» на базе физики, химии, биологии, экономики, социологии ,истории и пр.
8. Разработка курса «Фракталы и компьютерная графика для младших школьников».
9. Проведение просветительских лекций и семинаров
10.Проведение курсов повышения квалификации для учителей.
11 Привлечение учащихся к разработке индивидуальных проектов.
«Танцующие песочные часы»
Д.Шанцер, XI класс
«Фрактальная дифракционная решетка»,
И.Быков, XI класс
«Водяное колесо Лоренца», IX класс