Russian
| English
"Куда идет мир? Каково будущее науки? Как "объять необъятное", получая образование - высшее, среднее, начальное? Как преодолеть "пропасть двух культур" - естественнонаучной и гуманитарной? Как создать и вырастить научную школу? Какова структура нашего познания? Как управлять риском? Можно ли с единой точки зрения взглянуть на проблемы математики и экономики, физики и психологии, компьютерных наук и географии, техники и философии?"

ИСТОРИЯ

«Исторические» вехи

1952 г — открытие школы 363
1989 г — открыты профильные физические классы и первая учебная физическая лаборатория
1993 г — открыты лицейские физические классы и вторая учебная физическая лаборатория
1996 г — присвоен статус «школа-лаборатория»
1997 г — присвоено звание»Школа года»
1998 г — открыта третья учебная физическая лаборатория
2000 г — выступление в кколе профессораС.П.Капицы с просветительской лекцией «Синергетический подход к анализу и прогнозированию демографического состояния страны»
2001 г.- сдано в эксплуатацию после реконструкции второе здание школы
2001 г — открыта учебная лаборатория синергетики;
поздравление Нобелевского лауреата профессора И.Пригожина
2002 г — презентация школьного исследовательско-внедренческого проекта»Синергетика в
школе»;
выступление на семинаре чл.-корр. РАН профессора С.П. Курдюмова: «Новейшая научная парадигма «синергетика»
2002 г — выступление на школьном семинаре заместителя директора института прикладной математики им. Келдыша РАН профессора МФТИ Г.Г. Малинецкого с просветительской лекцией «Наука XXI века и выживание человечества»

Нашей школе 50 лет, она была открыта в 1952 г. Возраст между «молодым» и «зрелым». Есть идеи и есть опыт их воплощения.
В 1989 г в школе были организованы профильные физические классы и первая учебная физическая лаборатория. Сегодня таких лабораторий три: механики и термодинамики, электричества и колебаний, оптики и квантовой физики. В них учащиеся лицейских IX-XI классов выполняют лабораторный практикум.

Учебное пособие «Физическая лаборатория» в 4-х выпусках, разработанное в школе и изданное в МИРОС, служит методическим обеспечением практикума.
Лицейские физические классы были организованы в школе в 1993 г приказом департамента образования Москвы.

В 1996 г школе был присвоен статус «Школа-лаборатория» — статус инновационного учреждения, осуществляющего эксперементальную деятельность по обновлению содержания среднего образования в рамках программы «Столичное образование». Тема научно-мектодическая работы — «Разработка системы фундаментального образования с непркрывным стержневым естественнонаучным компонентом с I по XI кл. на базе вариативного лицейского курса физики и курсов «Мир и человек» (I-VI классы) и «Астрофизика» (XI класс). Итоги этой работы были представлены на городском семинаре в феврале 2000г.

Тогда же впервые было озвучено направление продолжения научно-методической работы школы — адаптация идей и методов синергетики к школьной практике. Почему синергетика
Вариант:: у изучавших в школе термодинамику, в качестве «сухого остатка» в мозгу фиксируются понятия «порядок» и «беспорядок», энтропия, второй закон термодинамики, принцип возрастания энтропии в изолированных системах… И тогда есть «мостик», по которому можно перейти от изолированных систем к открытым неравновесным, к нелинейным дисси-пативным, от больцмановского хаоса к динамическому, т. е. к синергети-ке, или к нелинейной динамике, или к теории сложности, или к теории эволюции через самоорганизацию и бифуркации…И все в школе В лицейских классах школы с 1989 г в разделе «Термодинамика» присутствует небольшшая тема «Статистические закономерности»; Л.Ф.Комолова и Р.Х.Сабиров в течение нескольких лет завершают курс термодинамики в этих классах лекцией «Термодинамика окрытых систем» Мы шли к выбору этого пути более 10 лет и подошли вовремя… Нужна ли в школе синергетика? Но сначала: каких вупускников мы хотим иметь? Если с хорошим фундаментальным образованием, адекватным меркам XXI века, то:
* Синергетика в школе нужна для формирования современной научной картины Мира, представляющую собой совокупность знаний и представлений о мире, которую дает нам современная наука. Наш Мир нелинеен. Свойства целого не есть сумма свойств отдельных его частей, результат суммарно-го воздействия на систему не есть сумма воздействий. Формирование нелинейного стиля мышления одна из задач синергетики в школе.

* Синергетика — это новейшее научное междисциплинарное знание. Диалог двух культур, естественнонаучной и гуманитарной, строится на междисциплинарных подходах. Синергетика выступает как основа междис-циплинарного синтеза знания, как основа для диалога естественников и гуманитариев, поскольку дает нам знание о принципах эволюции и коэво-люции сложных целостных систем и может предложить новую точку зрения на понимание путей развития этих систем в экологии, социологии, эконо-мике, психологии, истории, лингвистике и пр.
* Синергетика вводит в учебный процесс модельный компьютерный эксперимент, причем в различных областях знаний. Здесь компьютер выс-тупает в новом качестве, как инструмент исследования, без которого этот процесс невозможен. Вводя в учебный процесс элементы синергетического знания, мы расширяем образовательное поле для учащихся.