Russian
| English
"Куда идет мир? Каково будущее науки? Как "объять необъятное", получая образование - высшее, среднее, начальное? Как преодолеть "пропасть двух культур" - естественнонаучной и гуманитарной? Как создать и вырастить научную школу? Какова структура нашего познания? Как управлять риском? Можно ли с единой точки зрения взглянуть на проблемы математики и экономики, физики и психологии, компьютерных наук и географии, техники и философии?"

«СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ЭКСПЕРТИЗА КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ТЕХНОГЕННОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ « 
Г.В. Панина

Опубликовано в: Разное

Панина Галина Владимировна
Москва, МГТУ им. Н.Э. Баумана, доцент кафедры социологии и культурологии

Современная техногенная цивилизация представляет собой социокультурное пространство, полностью претерпевшее творчески-преобразующее воздействие человека. Техника достигла таких масштабов распространения и такого влияния на жизнь человеческого общества, что можно говорить об особой оболочке земного шара, насыщенной техническими устройствами – техносфере. Рост количества и многообразия техники привел к изменению стиля, ритмов и содержания человеческой жизнедеятельности. В конце ХХ века стало ясно, что глобальное влияние техники носит не только положительный характер, ведет не только к облегчению труда и росту комфорта повседневной жизнедеятельности, но таит в себе угрозы самому существованию человека на земле, загрязняет окружающую среду, воздействует на психологические и физиологические параметры человеческого организма, рождает социальные, политические, демографические, социокультурные проблемы.

В информационном нелинейно развивающемся обществе возрастает роль социокультурной экспертизы любого значимого проекта. Масштабы и скорость влияния человеческой деятельности на окружающую среду столь велики, что бесконтрольная активность или реализация решения в интересах только узкой группы людей или отдельной корпорации без учета долговременных перспектив и глобальных последствий может привести к социальным конфликтам и даже катастрофам. При принятии социально значимых решений важно рассмотреть все возможные последствия реализуемого проекта, факторы, обусловливающие протекание процессов в том или ином направлении, разнообразные сценарии осуществления задуманных действий в зависимости от непредвиденных обстоятельств. Принятие ответственных решений в характерной для информационного общества ситуации неопределенности и множественности сценариев развития любого процесса, сопряженных с рисками, невозможно без использования знаний и опыта специалистов-экспертов. Эксперт – это не просто специалист, умеющий адекватно применять соответствующий алгоритм решения определенного класса задач, а профессионал, способный видеть широкий контекст ситуации, в которой принимается решение, и разворачивать его перед другими. Экспертиза тем и отличается от других типов консультирования, что «становится необходимой и возникает тогда, когда будущее не воспроизводит прошлое», и от специалиста требуется «творческое конструирование сценариев развития множественно детерминированных процессов и событий, своего рода деятельность по производству предсказаний, которая включает в себя не только точную оценку воздействия тех или иных факторов и их возможных взаимодействий между собой, но и понимание того, какие вообще факторы требуют учета» [1, с. 45-46].

Особое значение в современном высокотехнологичном информационном обществе приобретает социокультурная (гуманитарная) экспертиза [2], выясняющая возможное воздействие изучаемого события или принимаемого решения на жизнь людей, их физическое и психологическое состояние, на социальные отношения, систему ценностей, и наоборот, влияние культурных особенностей, а также разнообразных социальных факторов на осуществление задуманных проектов. Задачей социогуманитарной экспертизы выступает «разворачивание и экспликация разных, в первую очередь скрытых и неочевидных аспектов ситуации, рисков, связанных с разными сценариями, и цены, которую придется платить за те или иные выборы, делаемые в данной ситуации» [1, с. 48]. Это предъявляет повышенные требования к личности эксперта, его образованию, профессиональным навыкам и опыту, социокультурной компетентности.

В высокотехнологичном обществе очень важна роль социогуманитарной экспертизы при принятии социотехнических решений, то есть проектировании, конструировании и распространении новых видов техники, внедрении и эксплуатации новых технологий. Понимание невозможности дальнейшего бесконтрольного и нерегулируемого развития техники диктует необходимость создания системы общественной экспертизы в области инженерного проектирования. Вследствие сложности и специфичности инженерного труда контроль над процессами конструирования и эксплуатации техники со стороны нейтральных экспертов крайне затруднен. Он может быть эффективен только в случае участия в нем самих разработчиков технических устройств. Это означает, что современный инженер должен быть подготовлен в области оценки социокультурных последствий своей профессиональной деятельности, что требует формирования новой концепции инженерного образования, включающей осмысление социокультурных оснований и смыслов техники и инженерной деятельности. Инженерное образование в современном техническом университете должно использовать возможности социально-гуманитарных наук для формирования широкомасштабного инженерного мышления, знакомого со стратегиями выживания человечества. Философия и социология техники, представленные в инженерном образовании, могут помочь начинающему инженеру осознать конечные смыслы технического развития: научно-технический прогресс не цель, а средство совершенствования человеческой жизни, задача инженерии – не просто изменение мира вокруг, а его улучшение в интересах жизни и здоровья человека.

Инженерия понимается не только как конструирование новых приборов, машин, механизмов, создание более совершенных технологий, но и деятельность по изменению социокультурного пространства, в котором живет человек. Инженер не может быть безучастен к широким последствиям своей деятельности, включающим не только технико-технологические показатели, но и изменения природы, общества и человека. Социогуманитарная составляющая современного инженерного образования становится не просто дополнением к естественно-научным и техническим знаниям, а составной частью фундаментальной инженерной подготовки. Понимание социокультурных смыслов техники позволит инженерам, выполняющим функции экспертов, избежать крайностей как узкоутилитарного восхваления техники в качестве безусловного воплощения социального прогресса, так и чрезмерной подозрительности к ее возможным разрушительным для культуры последствиям.

Широкое применение техники изменило все виды труда, а также ментальность и соматику самого человека. Люди не представляют своего дальнейшего существования без роста комфорта и благосостояния, облегчения физических нагрузок и интеллектуализации труда, совершенствования способов коммуникации и релаксации, что предполагает непрерывное развитие техники. Разговоры о необходимости ограничения потребностей, уменьшения нагрузки на биосферу за счет разинтенсификации экономики выглядят совершенно несовременными и нереализуемыми. Нынешняя экономика – экономика трат, непрерывного формирования и неуемного удовлетворения потребностей (консьюмеризм). Изменившиеся за последние два-три столетия структуры повседневной жизни практически вытеснили или сделали малоактуальными аскетизм и самоограничение, солидарность и альтруизм, экономию и ограничение потребностей. Вряд ли сегодня могут возыметь воздействие на общественное мнение увещевания специалистов различных отраслей знания (философов, политологов, демографов, экономистов и т.п.), в том числе знаменитые доклады Римского клуба, призывающие ограничить потребление и умерить притязания с точки зрения новых ценностных ориентаций устойчивого развития. Экспертные оценки, осуществляемые на уровне знания, оказываются неэффективными. По-видимому, изменение поведения людей, их отношения к природе, друг к другу, к технике лежит вообще не в области дискурса. Их видоизменение предполагает трансформацию структур повседневности. В области развития техники решающая роль должна принадлежать конкретной проектно-конструкторской деятельности инженеров, которые должны уметь обосновать новые принципы создания техники и оценить преимущества и недостатки каждого последующего поколения машин. Инженеры одновременно выступают практиками и экспертами, формирующими особые дисциплинарные пространства использования техники, где предъявляются соответствующие требования к эксплуатации машин, исподволь меняющие поведение и установки пользователей.

Если теории нулевого роста экономики и сдерживания потребностей выглядят утопическими, бесконтрольное самодетерминирующее развитие техники представляется просто опасным. Инженерная деятельность должна руководствоваться экологическими и этическими императивами [3]. Ввиду сложности и специфичности инженерного творчества задачи социокультурной оценки и прогнозирования последствий использования техники в значительной степени должны взять на себя сами технические специалисты. Проектируя и предлагая те или иные технические устройства, они должны обосновывать и предлагать экологически безопасные и этически нейтральные принципы их использования. С позиций этих принципов инженеры-эксперты могут и должны оценивать любые технические изобретения, выступая активно в средствах массовой коммуникации и специализированной научной среде [4].

Мобилизация человеческой активности, управление процедурами деятельности на уровне призывов, предписаний, идеологических конструкций оказываются малоэффективными в информационном обществе. Любой новый порядок действий реализуется в поле неписанных правил, которые складываются на уровне повседневной жизни. Раньше это поле целиком слагалось из традиций, опыта предков, вывести из которого человека можно было только внешним принуждением, угрозой наказания или насилия. В последующие времена социальное управление опирается на формирующийся внутренний духовный мир субъекта, его душевные переживания, стимулируя и ограничивая его поведение с помощью морального долга, религиозных догм, самоконтроля и внутренней дисциплины. Но с тех пор как самоограничение и самоконтроль перестали культивироваться на индивидуальном уровне, функции управления человеческим поведением взяли на себя источники информации, мягко и ненавязчиво, хотя надежно и непреклонно убеждающие человека и склоняющие его к определенным действиям. В этих условиях возрастает роль информации, знаний, а также их надежных носителей. Дисциплинарный порядок, в котором общедоступное знание является условием выбора стратегии поведения, выдвигает в качестве управляющего начала носителей этого знания – разного рода экспертов, консультантов, советников, которые дают рекомендации политикам, предпринимателям, всем гражданам. Эксперты выступают, таким образом, в современном мире новой формой власти, управления, причем не репрессивной, как все предыдущие, а позитивной, которая не увещевает и не запугивает, а убеждает и предлагает рациональный способ действий с целью улучшения жизни. В современном обществе научно-технической рациональности управление (власть) осуществляется экспертами-консультантами, которые себя не афишируют, часто остаются невидимыми и неназванными, но через воздействие средств массовой коммуникации, использующих их материалы, воздействует на людей и убеждает их анонимно, незаметно, хотя весьма эффективно и надежно.

Эксперты продуцируют знания, на которые опирается современный порядок, их рекомендации используют люди для организации повседневной и профессиональной деятельности. Экспертиза проявляет себя обилием позиций, многообразием точек зрения, свободой высказывания. Она формирует особое социальное пространство, в котором отсутствует единственно верное мнение, единые общепринятые нормы, а есть многообразие позиций и способов решения. Это в целом характерно для ситуации постмодерна. Сегодня экспертные функции в той или иной профессиональной области может выполнять сам специалист, поскольку он не претендует на всеохватность и всеобщность своей позиции, а представляет свое мнение наряду с другими и спокойно относится к противоположным точкам зрения. Он не может считать себя единственным знатоком, носителем абсолютного знания, а лишь представителем определенной научной школы, носителем того или иного уровня профессиональной компетенции и может мечтать не о подчинении поведения других людей власти своей позиции, а об их готовности и желании принять во внимание и его точку зрения.

Современный стиль социокультурной регуляции, предполагающий наличие многообразных форм знания, стимулирует самостоятельный выбор человеком той или иной стратегии действий в повседневной и профессиональной деятельности. Координаторами такого выбора выступают общественное мнение, социальный престиж, внутренняя свобода. В таких условиях повышается роль экспертного знания, представляющего активному субъекту наиболее желательные культуросберегающие стратегии поведения.

Литература:

1. Леонтьев Д.А. Экзистенциальные основания экспертной деятельности // Экспертиза в современном мире: от знания к деятельности/ Под ред. Г.В. Иванченко, Д.А. Леонтьева. – М.: Смысл, 2006.

2. Иванченко Г.В., Леонтьев Д.А., Сафуанов Ф.С., Тульчинский Г.Л. К системной методологии комплексной гуманитарной экспертизы // Труды Ярославского методологического семинара. Т.3. Методы психологии. — Ярославль, МАПН, 2005.

3. Панина Г.В. Этические и экологические императивы инженерной деятельности // Формирование профессиональной культуры специалистов ХХ I века в техническом университете: Труды 3-й Международной научно-практической конференции. СпбГПУ, 2003.

4. Панина Г.В. Социокультурная экспертиза инженерной деятельности // Экспертиза в современном мире: от знания к деятельности. М .: Смысл , 2006.

ABSTRACT

In work the expert strategies of social government in the modern information society are considered. Global transformations of the environment under the human activities make as necessity the human expertise of social projects. Especially that is actually toward the technical and engineering activities. The engineers have to be social experts of technical projects.