Russian
| English
"Куда идет мир? Каково будущее науки? Как "объять необъятное", получая образование - высшее, среднее, начальное? Как преодолеть "пропасть двух культур" - естественнонаучной и гуманитарной? Как создать и вырастить научную школу? Какова структура нашего познания? Как управлять риском? Можно ли с единой точки зрения взглянуть на проблемы математики и экономики, физики и психологии, компьютерных наук и географии, техники и философии?"

«СИНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ И ВОСПИТАНИИ В ШКОЛЕ – РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРИМЕНТА» 
И.Н. Бабич

Опубликовано в: Разное

Ирина Николаевна Бабич
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия №5»,
Россия, 141092, Московская область, г. Юбилейный, ул. Соколова, д. 3, E-mail: ibabich@mail.ru

Эксперимент по использованию синергетического подхода к формированию образовательной среды гимназии осуществлялся в МОУ «Гимназия №5» г. Юбилейный Московской области. Использование идей синергетики в педагогике как «методологической парадигмы» позволяет рассматривать следующие составляющие: использование идей синергетики в моделировании и прогнозировании развития образовательной среды гимназии; дидактические аспекты адаптации идей синергетики в содержании образования; применение идей синергетики к управлению учебно-воспитательным процессом

Эксперимент по использованию синергетического подхода к формированию образовательной среды гимназии осуществлялся в МОУ «Гимназия №5» г. Юбилейный Московской области. Использование идей синергетики в педагогике как «методологической парадигмы» позволяет рассматривать следующие составляющие: использование идей синергетики в моделировании и прогнозировании развития образовательной среды гимназии; дидактические аспекты адаптации идей синергетики в содержании образования; применение идей синергетики к управлению учебно-воспитательным процессом.

Ориентируясь на перспективы развития системы образования, в эксперименте использованы методы математического моделирования для анализа ситуации в гимназии и прогнозирования развития учреждения. Знание «горизонта прогноза» позволяет выполнять программу информатизации гимназии, направленную на совершенствование учебно-воспитательного процесса в условиях функционирования образовательной среды, реализованной на базе информационных и коммуникационных технологий (ИКТ).

Адаптация идей синергетики в содержании обучения в школе, переход от дисциплинарной к синергетической модели содержания образования, направленной на формирование целостных современных представлений о научной картине мира, базируются на серии книг «Синергетика: от прошлого к будущему» издательства URSS и серии сборников «Синергетическая парадигма» издательства Прогресс-традиция, на материалах конференций «Математика. Компьютер. Образование» и «Нелинейный мир», портале С.П. Курдюмова http://spkurdyumov.narod.ru .

В процессе эксперимента учителями различных предметных областей совместно с учащимися созданы учебные программы и электронные пособия, охватывающие все ступени обучения в школе:

  1. интегрированная компьютерная среда «Человек XXI века и окружающий его мир» как источник систематизации знания и дополнительной информации для школьников начальной школы;
  2. пособие «Синергетика в картинках» для базового курса информатики, направленное на развитие познавательной активности и самореализацию личности учащегося, на формирование умений анализировать, обрабатывать, грамотно представлять и использовать информацию;
  3. профильный курс «Социальная информатика» для старших классов школы, включающий социологические, культурологические, цивилизационные аспекты рассматриваемых явлений, методы информационного моделирования для прогнозирования развития глобальных процессов — последствий термоядерной войны и роста населения Земли, возможные траектории развития России.

Синергетический подход к совершенствованию управления учебно-воспитательным процессом в контексте формирования образовательной среды, способствует повышению ее структурного и функционального многообразия и предполагает:

  1. переход от традиционной формы управления процессом усвоения знаний и умений, основанном на жесткой регламентации действий учащихся, к самоорганизации, позволяющей решать проблемы информационного взаимодействия;
  2. создание образовательных технологий, органично сочетающих разнообразные педагогические подходы;
  3. адекватную самооценку школьниками собственных действий, своих способностей и увлечений, саморегуляцию;
  4. составление индивидуальных модулей из системы учебных курсов, выбора преподавателя, времени и темпа обучения;
  5. взаимосвязь с научными организациями, сетевыми открытыми образовательными учреждениями, позволяющими осуществлять информационное сопровождение инновационной и экспериментальной деятельности, обеспечивать связь школьных предметов с актуальными потребностями информационного общества;
  6. создание «единого информационного педагогического поля семьи и школы», позволяющее педагогическому коллективу эффективно организовать учебно-воспитательный процесс с учетом особенностей возрастного периода в развитии учеников, наладить позитивное педагогическое взаимодействие с учащимися и их родителями.

По результатам эксперимента совместно с Межрегиональной Общественной Организацией «Женщины в науке и образовании» проведен научно-практический семинар «Синергетический подход в обучении и воспитании». Его главной задачей стало обсуждение общего подхода к пониманию понятий «синергетика» и «самоорганизация» и применение их в образовательном процессе с целью формирования общественного мнения о возможности использования их в воспитании и обучении в школе. В тоже время ряд понятий, являющихся фундаментальными для рассматриваемой области, которые по-разному определяются в научных работах и энциклопедиях, затрудняют понимание основных процессов в обучении и воспитании. В связи с этим назрела необходимость обсудить общий подход к пониманию этих понятий в образовании.

В рамках данного семинара с целью просвещения и популяризации синергетических знаний при участии учителей-предметников проведены междисциплинарные синергетические семинары для школьников, посвященные циклам истории, процессам самоорганизации географических систем, физической картине мира, лингвистической культуре общества, красоте фракталов, синергетическому подходу в обучении и воспитании в начальной школе.

Эффективность семинаров во многом определяется принятием идей синергетики педагогическим коллективом и администрацией гимназии. С этой целью в содержание обучения использования ИКТ учителей-предметников на базе образовательной среды гимназии включено: изучение социальных аспектов информатизации общества и образования; освоение учителями-предметниками базовых навыков применения ИКТ, создание информационных объектов для дальнейшего использования их в работе; понимание синергетического подхода к проектированию процесса информатизации учебных предметов.

С позиций науки о самоорганизации разработаны методические подходы к воспитательной работе с использованием ИКТ в школе, обеспечивающие: актуализацию изучаемого материала, его связь с проблемами развития глобального информационного общества; психологическое сопровождение учебно-воспитательного процесса, предусматривающее индивидуальный подход к учащимся и рефлексию; формирование навыков работы в коллективе; консолидацию усилий и ресурсов образовательного учреждения и местных властей.

Таким образом, анализ процессов информатизации образования, опыта использования ИКТ в школе, особенности формирования образовательной среды на основании синергетического подхода показали, что идеи синергетики требуют адекватного отражения в программах, методических подходах и учебных планах гимназии, в системе подготовки учителей-предметников и руководителей образования всех уровней.