Russian
| English
"Куда идет мир? Каково будущее науки? Как "объять необъятное", получая образование - высшее, среднее, начальное? Как преодолеть "пропасть двух культур" - естественнонаучной и гуманитарной? Как создать и вырастить научную школу? Какова структура нашего познания? Как управлять риском? Можно ли с единой точки зрения взглянуть на проблемы математики и экономики, физики и психологии, компьютерных наук и географии, техники и философии?"

«ДОСТОИН ДОВЕРИЯ ТОТ, КТО ДОВЕРЯЕТ САМ» 
С.П. Капица

Опубликовано в: Разное

Сергей Капица, профессор

Всеобщие человеческие ценности существуют
во всем многообразии культурных форм,
и их следует найти и выделить
как ведущую силу всего развития и прогресса.
Иоанн Павел II.
Обращение к Папской академии социальных наук.
Рим, 2001 год

При всем многообразии народов и культур мы — единая семья людей с общей судьбой.

Человек разумный в равной степени должен быть заин­тересован в будущем своей собственной страны и в будущем еди­ного мира, где местное, государственное, региональное и глобальное тесно переплетены. И в этом смысле признание общих ценностей может стать этической основой диалога между цивилизациями.

Мы заявляем с самого начала, что выступаем в защиту индивидуальных свобод, требуем гарантий основных прав, а также признания и уважения равного достоинства любого человека. Это — провозглашенные еще в эпоху Просвещения ценности современного Запада, которые лежат в основе рыночной экономики, демократии и гражданского общества.

Мы полагаем для себя необходимым отвергнуть, с одной стороны, безликий универсализм, гегемонистический контроль и монополистическое поведение, а с другой — слепую приверженность сво­ему этносу, религиозную исключительность и культурную нетерпимость.

При таком понимании и подходе самой фунда­ментальной и широко распространенной ценностью, лежащей в ос­нове всех общих ценностей, становится гуманизм.

Чтобы глубже понять значение гуманизма, следует начать с усвоения “золотого правила”. Его можно сформулировать позитивно: “Поступайте с другими так, как вам хотелось бы, чтобы они поступали с вами”. Или негативно: “Не делайте другим того, чего не хотели бы получить сами”. В любой из двух формулировок оно разделяется всеми великими этическими и религиозными традициями в качестве основного принципа зарождающейся универсальной этики, что было подтверждено Парламентом мировых религий в 1993 году. Мы верим, что осознание, признание, приятие и прославление другого, подразумеваемое “золотым правилом”, помогут нам научиться быть гуманными в процессе самопознания.

Научиться быть гуманным (или, буквально, вести себя так, как “свойственно человеку”) — определяющая черта всего классичес­кого образования, восточного и западного. Проблема современно­го мира состоит в том, чтобы как можно скорее преодолеть послед­ствия, возможно, самого жестокого века в человеческой истории. Идея гуманизма, понимаемая с позиций единения и целостного восприятия, применима для любого человека во всех обстоятельствах.

По мере того как мы преодолеваем ограничения, связанные с расой, языком, полом, страной, классом, возрастом и верой, подтверждая свою убежденность в том, что достоинство человеческой личности неприкосновенно, нам еще нужно научиться вести себя гуманно с каждым человеком, будь то белый старик-бедняк, китайский торговец, еврейский раввин, исламский мулла, богатая молодая чернокожая женщина или кто-либо еще.

Наша благоприобретенная способность отвергать стереотипы, предрассудки, ненависть и насилие в религиозной, культурной, расовой и этнической сферах утверждает ценность взаимности. Взаимность — существенный элемент “золотого правила”, руководящий принцип, представленный во всех духовных традициях. Однако, строго говоря, для настоящей взаимности требуется “золотое правило”, изложенное негативно: “Не делайте другим того, чего не хотели бы получить сами”.

Такое кажущееся пассивным отношение подразумевает уважение личности другого без навязывания своей воли, даже если мы и впрямь полагаем, что наш опыт является наилучшим. Подобное самоограничение основано на вере в то, что луч­шее для меня может не подходить моему соседу. Хотя веру нельзя исключить из принципа взаимности, люди чаще стараются не на­вязывать своего мнения, когда речь идет о вкусах или предпочтениях, а реже — когда говорят о религиозном плюрализме. Диалог никогда не будет плодотворным, если намерение обратить в свою веру возобладает над желанием слушать и учиться.

Но и в позитивной формулировке “золотое правило” вовсе не находится в конфликте с духом взаимности. В этом случае само правило “Поступайте с другими так, как вам хотелось бы, чтобы они поступали с вами” также не позволяет нам необдуманно навязывать свою веру, а лишь учит заботиться о других.

Взаимоуважение, необходимое для настоящего диалога, позволяет нам привлекать других к партнерству. Только когда наши партнеры по переговорам чувствуют, что их понимают и могут оценить по достоинству, наша роль становится активной и мы вовлекаем их во взаимовыгодное совместное предприятие. Та­ким образом, “золотое правило”, изложенное в негативной форме, предусматривает творческое начало, а изложенное в позитивной — предотвращает от пассивного равнодушия по отношению к страда­ниям другого. В любом случае “золотое правило” содействует росту межличностного доверия.

Доверие позволяет диалогу состояться, продолжаться и, в конечном счете, приносить плоды. Это суть подлинного общения. Без доверия мы мало что можем сделать. Однако доверие не должно быть слепым. Оно является сознательным выбором при вступлении в общение с другим. Это минимальное условие для преодоления психологии страха.

Пока мы не вырвемся из сплетенного нами же кокона недоверия и окажемся лицом к лицу с неизвестным, мы никогда не поднимемся над своим эгоизмом, семейственностью, узостью интересов и национальной исключительностью. Недоверие мешает любым межкультурным усилиям и тормозит рост мировой культуры. Доверие лежит в основе постоянно растущего сообщества и помогает видеть в другом цель, а не средство для достижения собственных целей.

Доверие никогда не позволяет заглушить здоровый скептицизм или критический дух и отнестись враждебно или цинично к настоящему положению дел. Несмотря на напряженность и конфликты в мире, доверие предполагает готовность исследовать общие точки соприкосновения и использовать их вместе с теми, кто раньше воспринимался по привычке как другой. Поэтому доверие — это смелость вступать в совместные предприятия с незнакомцем, которому по традиции прикрепляется ярлык “врага”.

Доверие — это и уважение личности другого, и наша цель. Несмотря на то, что человек, испытывающий доверие, может иногда разочароваться и обмануться. Справедливо и достойно доверять честности другого. Это — начало настоящего диалога.

Необходимость доверия при любой деловой операции или контрактном соглашении очевидна, но еще важнее доверие в межличностном и межкультурном общении. Если ради защиты от коммерческой ошибки или при нарушении контракта можно обратиться в суд, то при отсутствии доверия исчезают все возможности общения между людьми и культурами.

Таким образом, чувство справедливости может породить дух доверия. А доверяя, легко быть спра­ведливым на деле. И самое главное – человек достоин доверия лишь тогда, когда до­веряет сам.

В основе публикуемых заметок – материалы интернационального проекта “Преодолевая барьеры: диалог между цивилизациями”, выполненного под эгидой ООН.