Russian
| English
"Куда идет мир? Каково будущее науки? Как "объять необъятное", получая образование - высшее, среднее, начальное? Как преодолеть "пропасть двух культур" - естественнонаучной и гуманитарной? Как создать и вырастить научную школу? Какова структура нашего познания? Как управлять риском? Можно ли с единой точки зрения взглянуть на проблемы математики и экономики, физики и психологии, компьютерных наук и географии, техники и философии?"

«НА ПУТИ К НООСФЕРЕ: ВОЗМОЖНОСТИ СИНЕРГЕТИЧЕСКОГО СИНТЕЗА НАУКИ, ФИЛОСОФИИ И РЕЛИГИИ» 
Н.М. Калинина

Опубликовано в: Что такое синергетика?

Н.М. Калинина, Киргизско-Российский Славянский университет, г. Бишкек

Нет религии выше Истины.
Е.П. Блаватская

В результате полного упразднения метафизики наука и искусство, лишаясь всякой духовности,
низводились бы до окаменелостей скелетов, не способных ни к какому развитию.
Э. Шредингер

Введение.
В настоящее время определение эволюционной перспективы является едва ли не самой главной задачей, стоящей перед Россией. Выдвигается много научно обоснованных программ, подкрепленных математическими выкладками. Ученые обсуждают различные варианты общенациональной идеи, которая могла бы вывести страну из кризиса. Говоря языком синергетики, идут активные поиски аттрактора, выход на который означал бы начало нового этапа развития страны. Очевидно, что различные проекты, какими бы совершенными они ни казались, не дадут должного результата, если не будут учитывать общих тенденций современного этапа эволюционного процесса и не будут органично встроены в него. Аттрактором, как известно, является то будущее состояние системы, к которому она стремится в своем эволюционном движении и которое оказывает активное влияние на ее настоящее состояние. Цель, еще не достигнутая, но уже существующая в перспективе, как бы формирует, перестраивает систему на всем пути ее продвижения к этой цели. Фридрих Ницше так писал о влиянии будущего на настоящее: «Наше назначение распоряжается нами, даже когда мы еще не знаем его; будущее управляет нашим сегодняшним днем» [1]. В эпоху глобальных проблем человечество встает перед необходимостью осознания своего коллективного назначения, своего общего будущего. К сожалению, большинство проектов, предлагаемых учеными в качестве инновационных программ, нацелены на решение частных вопросов и не предусматривают их включения в процессы глобального характера. Национальная идея в них предстает как весьма туманная перспектива, которая, возможно, со временем сама собой обозначится и конкретизируется. Логика синергетической парадигмы подсказывает, что ответ на этот вопрос необходимо искать на более высоком, метафизическом уровне. Для этого ученым придется обратиться к философии и к тем областям знания, которые в настоящее время наделены статусом вненаучного.

Вненаучное знание и с инергетический стиль научного мышления.
В настоящее время признано, что вненаучное знание имеет законное право на существование наравне с научным знанием. Под вненаучным знанием понимаются различные типы знания, отличающиеся от научного «непознавательными» способами получения, применения, апробации и формам выражения. Одним из характерных признаков современной науки является возрастание роли в ней методологии. Причины этого связываются со сложностью структурированного знания; тесным переплетением описания свойств материальных объектов с искусственно вводимыми абстракциями, идеальными моделями, знаковыми объектами; сопряжением результатов предметно-орудийного эксперимента с выводами и следствиями «мысленного эксперимента» [2]. Особая роль в рамках современной методологии отводится такой форме знания, как стиль научного мышления. Стиль научного мышления – это сложная по своей структуре и функциям форма знания, содержащая не только методологические, но и ценностные, в частности, философско-мировоззренческие, компоненты. Стиль мышления может предопределять не только форму организации знания, но и возможные варианты решения той или иной научной проблемы. Начиная с 60-х г.г. ХХ в. формируется новый стиль научного мышления – это системно-структурный подход, рассмотрение объектов как самоорганизующихся систем, становление синергетического видения действительности. Описание таких систем потребовало новых категорий и новых категориальных смыслов, т.е. новой терминологии, нового языка. И если первоначально для описания сложных систем в виде диссипативных структур можно было ограничиться терминологией термодинамики, то для описания эволюции таких систем уже потребовались культурологические и философские идеи и образы. Синергетическое мировидение, конструирующее основные принципы картины универсального миропорядка, позволило не только существенно расширить характер научной аргументации за счет привлечения нетрадиционного знания, но и в более широком методологическом контексте выйти на проблему, которая в современной философской литературе обозначена как проблема нового понимания рациональности. К концу ХХ века на основе расширяющихся представлений о научной рациональности сложились предпосылки для формирования нового по своему уровню и масштабам синтеза науки, философии и религии [3]. Возникли реальные возможности объединения трех основных подсистем общенаучной картины мира – представлений о неживой природе, сфере жизни и обществе – в целостную научную картину мира на основе принципов глобального эволюционизма, который, с одной стороны, выступает как принцип, обеспечивающий экстраполяцию эволюционных идей на все сферы действительности, а, с другой, – как принцип, соединяющий идеи эволюции с идеями системного подхода [4]. Более того, обнаружилось, что все новые мировоззренческие идеи, возникшие в западной культуре второй половины XX в. и опирающиеся на современные научные представления об окружающей человека природной среде, перекликаются с мировоззренческими установками восточных культур [5]. И если учесть, что с Востока на Запад пришли все мировые религии – иудаизм, христианство, ислам, буддизм, – то ситуация в настоящее время складывается таким образом, что синергетическая парадигма приводит к необходимости экстраполяции принципов теории самоорганизации на метафизические основания общемировой культуры. Логика синергетической парадигмы, отраженная в приведенных положениях, приводит к необходимости сделать вывод о том, что человечество, являясь разумной частью сложного целого – Вселенной, в своем эволюционном движении должно направляться подобным себе, т.е. разумным, иерархическим началом – Высшим Разумом, по отношению к которому человечество является подобной структурой, но с меньшим числом степеней свободы, то есть с менее развитым сознанием и мышлением. Тогда, придерживаясь этой логики, Учения, на основе которых возникли мировые религии, можно рассматривать как Информацию, посылаемую человечеству с одного и того же, более высокого по отношению к человечеству иерархического уровня, но посылаемую всякий раз в той форме и объеме, которые могут быть восприняты сознанием человека на соответствующем историческом этапе его развития. Введение в синергетику таких понятий как фрактальная структура и самоподобие приводит к необходимости переосмысления роли аналогий в процессе познания. Аналогия становится одним из эффективных приемов описания мира. Древняя мудрость «То, что внизу, подобно тому, что вверху; то, что вверху, подобно тому, что внизу» в синергетике наполняется новым, научным содержанием. Метод аналогии характерен для синергетического стиля мышления, стремящегося отыскать универсальные, общие для систем любой природы законы самоорганизации. Поэтому вся специальная, ставшая классической литература по данной проблематике построена на сравнении и аналоговом сопоставлении феноменов самоорганизации в процессах живой и неживой природы [6].

Детонационная волна как аналог эволюционного процесса.
<ик>Особый интерес для изучения эволюционирующих систем представляет процесс детонации в низкоплотных и сверхнизкоплотных взрывчатых смесях [7, 8]. Детонация низкоплотных смесей, несмотря на высокую скорость протекания, выгодно отличается от других процессов, сопровождающихся явлениями самоорганизации. Это отличие заключается в том, что в процессе детонации можно наблюдать все этапы полного цикла эволюции открытой сложной нелинейной системы – подготовку диссипативной среды, формирование диссипативной структуры, поддержание ее в метастабильном состоянии и адаптацию к изменению внешних условий, разрушение структуры и начало нового цикла. Изучение особенностей детонации, протекающей при запредельно низких значениях температуры и давления, позволило сделать очень важный вывод: для того, чтобы процесс носил самораспространяющийся характер и не затух, необходимо, чтобы система периодически переходила в состояние когерентности. Другими словами, для того, чтобы сложная нелинейная система могла воспроизвести подобную себе систему, необходимо, чтобы ее элементы, наделенные большим числом степеней свободы, периодически переходили в состояние высшей степени согласованности и генерировали импульс когерентного излучения, способный дать начало новому циклу эволюции. На рис. 1-3 показаны структуры, образующиеся при детонации низкоплотных взрывчатых смесей в различных условиях. Все они возникают при выходе детонационной плазмы в воздух, то есть в условиях пониженных значений давления и температуры. Наиболее характерными являются спиральная, ячеистая, кольцевая структуры. Известно, что подобные структуры отличаются довольно высокой устойчивостью и являются универсальными для систем, находящихся вдали от равновесного состояния. Спиралевидные, кольцевые, тороидальные структуры обнаруживаются в строении галактик.

Рис. 1. Спиралевидная структура детонационной плазмы, образующаяся при взрывании низкоплотных взрывчатых смесей в стеклянных трубках

Рис. 2. Ячеистая структура детонационной плазмы, образующаяся при взрывании заряда в бумажных трубках

Рис. 3. Процессы самоорганизации, протекающие в детонационной плазме при воздействии постоянного электрического поля и различных экранов

Детонационная плазма имеет фрактальную структуру. Переход в когерентное состояние происходит в процессе сжатия ее продуктами взрыва, образовавшимися в предыдущем цикле. Сворачивание сложности структуры плазмы при сжатии сопровождается переходом системы в сильно возбужденное состояние. Дополнительное динамическое воздействие на систему приводит к разрядке напряженности, результатом чего является излучение системой когерентного лучистого потока. Здесь следует уточнить, какое вещество в физике плазмы называется когерентным. Когерентное вещество (когерентный ансамбль) – это вещество, у которого все микроскопические элементы находятся в строго одном и том же состоянии, в том числе характеризуются волновыми функциями с одной фиксированной фазой. В процессе своей релаксации когерентное вещество испускает когерентное излучение. При этом релаксация представляет собой процесс, описываемый эволюцией волновой функции, характеризующий ансамбль в целом. На рис. 4 показаны пучки когерентного излучения, распространяющиеся впереди фронта детонационной волны в низкоплотных взрывчатых смесях. При импульсном сжатии когерентного вещества происходит то, что в нелинейной оптике называется эффектом сверхизлучения – энергия лучистого потока становится еще более концентрированной, зависимость мощности суммарного импульса от числа излучающих частиц становится нелинейной. И чем менее разнообразной будет структура когерентного вещества в этот момент, чем меньше энергетических уровней будет в нем при этом, тем более согласованным и интенсивным будет импульс.

Рис. 4. Самофокусирующиеся пучки когерентного излучения впереди фронта детонационной волны в низкоплотных взрывчатых смесях

Явления, сопровождающиеся возникновением мощных направленных потоков энергии и вещества, наблюдаются и в космосе. Обнаружены галактики, активные ядра которые излучает огромное количество энергии. Предполагается, что ядро содержит небольшой, но очень массивный объект, скорее всего черную дыру. Энергия активного ядра галактики исходит не из черной дыры, а от ее непосредственного окружения. В нее, как в воронку, втягивается вещество разорванных звезд и облака газа. Все это образует вертящийся диск, который под влиянием огромной силы притяжения сжимается, разогревается до сотен тысяч градусов и перед «провалом» в дыру излучает радиоволны, рентгеновские и световые лучи. Длина раскаленных струй (джетов), выбрасываемых некоторыми галактиками, достигает нескольких тысяч световых лет (Рис. 5). С точки зрения синергетики, описанный механизм отражает процесс перехода вещества из хаотического состояния в состояние когерентности. В свою очередь, поток когерентного излучения может из хаоса создать упорядоченную структуру. В Учении Живой Этики (Агни Йоге) сказано: «В Горниле Космоса многое расплавится на полезное строительство» [9].

Рис. 5. Джет – поток горячих газов и энергии, «выстреливаемый» галактикой (схема) [10]

В «Тайной Доктрине» Е.П.Блаватской, являющейся обширным комментарием к системе эзотерических знаний Востока, так говорится о зарождении Вселенной: «Тьма излучает Свет, и Свет роняет одинокий Луч в Воды, в Глубину Лона Матери. Луч пронизывает Девственное Яйцо, Луч пробуждает трепет в Вечном Яйце и зароняет Зародыш, не-вечный, который сгущается в Мировое Яйцо» [11]. «”Одинокий Луч”, падающий в “Глубину Лона Матери”, может быть принят как означающий Божественную Мысль или Разум, оплодотворяющий Хаос» [12]. Об этом же говорится и в «Разоблаченной Изиде»: «Воля творит; ибо воля в движении есть сила, а сила производит материю » [13] . Под действием энергии Божественного Луча создаются миры, в состоянии когерентности зачинаются дети. В состоянии высшей степени согласованности сложная целостная система приобретает качества творца. « Бытие есть борьба с Хаосом », – писала Е.И. Рерих [14]. Космос является великим Творцом и Строителем, и преодоление хаоса есть строительство новых миров. Хаос пробуждается к жизни, оказываясь в мощном силовом поле Творца, и возникающие из хаоса миры развиваются и совершенствуются под действием энергетических потоков Космических Строителей, придающих им формы, необходимые для дальнейшего усовершенствования. Для создания силового поля, пробуждающего хаос ото сна, и генерирования энергетических импульсов, формирующих качество жизни, необходимо согласованное действие множества индивидуальных сознаний [15]. Учение Живой Этики говорит о том, что людям по Космическому Праву суждено стать « сотворцами Пламенных Логосов » [16]. Отсюда следует, что основная задача человека заключается в развитии способности к сотрудничеству.

Учение о ноосфере В.И. Вернадского и когерентность.
В качестве необходимых условий становления ноосферы В.И. Вернадский выдвигал следующие [17]:

  • заселение человеком всей планеты
  • резкое преобразование средств связи и обмена между странами;
  • усиление связей, в том числе политических, между всеми странами;
  • начало преобладания геологической роли человека над другими геологическими процессами, протекающими в биосфере;
  • расширение границ биосферы и выход в космос;
  • открытие новых источников энергии;
  • равенство людей всех рас и религий;
  • увеличение роли народных масс в решении вопросов внешней и внутренней политики;
  • свобода научной мысли и научного искания от давления религиозных, философских и политических построений и создание в государственном строе условий, агоприятных для свободной научной мысли;
  • продуманная система народного образования и подъем благосостояния трудящихся, создание реальной возможности не допустить недоедания и голода, щеты и чрезвычайно ослабить болезни;
  • разумное преобразование первичной природы Земли с целью сделать ее способной удовлетворить все материальные, эстетические и духовные потребности численно возрастающего населения;
  • исключение войн из жизни общества.

Если говорить об учении о ноосфере как о сложной целостной системе, то каждое из приведенных условий должно иметь в ней свое законное место. Но проблема заключается в том, что, сводя идею ноосферы к техносфере, ученые не могут найти логической взаимосвязи между этими условиями. Более того, в настоящее время с развитием техносферы связываются многие глобальные экологические катастрофы, обозначившиеся перед человечеством. Все становится на свои места, если рассматривать ноосферу как сферу разума, а в качестве высшего ее проявления – развитие способности человечества к овладению силой согласованной, когерентной мысли. В Учениях Востока сказано, что эволюция человечества и Космоса носит циклический характер. В настоящее время человечество переживает очень сложное время – этап эволюции, который называется Кали Югой. Кали Юга – это время великого разъединения, время впадения в хаос. Говоря языком синергетики, это состояние кризиса, время, когда перестают действовать управляющие законы высших уровней, и элементы системы получают возможность самостоятельно распорядиться своими степенями свободы. Как поведет себя система в таком состоянии, зависит от ее способности (или неспособности) к самоорганизации. Кали Юга – это время блуждания в потемках. Но начало нового, третьего тысячелетия ознаменовалось вхождением человечества в новую эпоху – Сатья Югу, эпоху перехода от хаоса и разобщенности к миру и сотрудничеству на всей планете, к осознанию тесного единства человека с Природой, с Космосом. «Планета и человечество, населяющее ее, – одно неразрывное целое… Земной организм, то есть тело Земли, резко реагирует на воздействие тех энергий, которые порождаются человеческим организмом. Даже на физическое тело яро действует мысль, вызывая заболевание или, наоборот, укрепляя здоровье. Но действие коллективной мысли всего человечества на тело планеты мощно необычайно. Бури, наводнения, ураганы, землетрясения и прочие бедствия – есть результат воздействия соответствующих этим неуравновесиям мыслей. Когда утвердится мир на Земле и мир и равновесие в человеческом сердце, все эти симптомы болезненного состояния планеты исчезнут… Человек – породитель мощных энергий, силы свои устремляет более на разрушение, чем на созидание, и пожинает плоды того, что посеял. Планету можно лечить только любовью ко всему и ко всем, и тогда энергия духа будет творящей и созидающей и приводящей в гармонию тело планеты. Ответственность за Землю лежит на человеке, и надо ее осознать, иначе дом свой земной в порядок не привести, и жизни на Земле не устроить. Чудовищное невежество и безответственность порождают ряд чудовищных следствий. Тяжко мятется дух человеческий в удушающих следствиях своих собственных деяний, и будет метаться, пока не поймет, что сам породил он все то, что его окружает. Сам породил, сам искупает и сам может творить иные условия жизни» [18]. «Очередные задачи эволюции: движение женщин, кооперация и психическая энергия. Вот три области для приложения воли. Движение женщин за полное равенство полов. Кооперация – сотрудничество всех во всем. Психическая энергия – сила, даваемая в руки человечеству в вступлении его в Эпоху Огня, в период Сатия Юги» [19]. Когда говорится о согласованности действия, имеется в виду, что все структуры человека действуют в полном согласии, в едином, гармоническом слиянии всех их энергий, устремляемых волей к одной цели. И здесь, как и в когерентном излучении лазера, возникает эффект сверхизлучения: «Две согласованные ауры могут творить чудеса… Когда ауры объединятся в согласии полном, сами будете удивляться следствиям мощи объединенных усилий… Нечистыми руками чистое дело не может твориться. От рук тоже многое зависит. Даже один участник может испортить плоды коллективного опыта» [20]. Очень наглядно идея когерентности мысли отражена в картине Н.К.Рериха «Борис и Глеб» (Рис. 6).

Рис. 6. Н.К.Рерих . Борис и Глеб. 1942 г.

В Учениях Востока говорится о том, что мысль – это энергия, и она может передаваться в пространстве мгновенно. Но существуют условия, которые замедляют даже эту молниеносную энергию – это атмосфера, отравленная мыслями низкого качества. «Пространственная мысль порождает некоторую субстанцию, которая в вихре круговращения является центром различных зарождений. Казалось бы, прекрасно сознавать, что мысль человечества содержит субстанцию, так мощную; но только мысль высшая и напряженная дает энергию достаточно сильную. Но мысль малая, непроявленная, беспокойная, шаткая не только не даст творящего импульса, но причинит явление вреда. Не имея правильного соответствия притяжения и отталкивания, ничтожные мысли как бы образуют уродливые конгломераты и засоряют пространство; называем и пространственною слизью… Немало примеров вредности маленьких мыслей. Столько лучших каналов засорено осколками только потому, что человечество не уважает мысль… Ничтожные мысли не только засоряют пространство, но именно они мешают передаче мыслей на дальние расстояния. Именно малые слизкие уродцы пересекают путь посылок. Сами уродцы по бессилию неслышимы, но их слизь достаточна, чтобы уплотнить пространство и нарушить токи! Потому для скорейшего передавания мысли нужно просить человечество воздержаться от ничтожных мыслей. Даже небольшая заботливость о мысли даст уже полезные следствия. Кроме того, слизь мышления может быть источником эпидемий» [21] . Скопление людей в мегаполисах, сопровождающееся проявлениями злобы, раздражения, зависти, приводит к катастрофическим последствиям в сфере мысленного пространства. «Нужно предвидеть, сколько злобы выдыхается, какое разнообразие зла может составить новые сочетания ядов при огромных скопищах народа! Оно будет усилено разными испарениями разлагающейся пищи и всевозможных отбросов, которые валяются на улицах даже столиц. Пора позаботиться о чистоте задворков. Чистота нужна и на дворе, и в человеческом дыхании. Империл, выдыхаемый раздраженными людьми, есть та же грязь, тот же отброс постыдный. Необходимо протолкнуть в людское сознание, что каждый отброс может заражать близких. Отброс нравственного разложения хуже всех извержений» [22] . Пришло время, когда человек должен будет осознать свою ответственность не только за свои слова, но и за мысли. «Будьте осторожны в выражении своих мыслей… Развитие современной науки и техники подтверждает древнее изречение, что дана человеку власть над всякою плотью, т.е. над материей, энергией и органической жизнью и что пределов этой власти или овладению силами природы нет. Ведущею силою в этом процессе овладения является мысль. Поэтому изучение ее законов можно считать насущнейшим вопросом человеческого существования… Ведь даже миры были зачаты мыслью. Ведь мысль, являясь энергией пространства, связана с материей так же прочно, как не отделима последняя от энергии в ее обычном понимании… Пространство насыщено мыслью. Помимо порождений человеческой мысли над миром несется Высшая Мысль» [23]. Последнее время отмечено высокой активностью народных масс. Осваивая основы демократии, народ становится активным участником в решении судьбоносных вопросов как для своей страны, так и для всего человечества в целом. «Творческой мыслью вождя движим народ в эволюцию. Истинный вождь народный чует течение эволюции и, зная законы ее, устремляет развитие страны по правильному направлению. Ведущую роль выполняют идеи. Поддержанные коллективом целого народа, они особенно мощны: в них тонут противодействия отдельных людей и даже их множеств, если мысль ведущего коллектива или народа особенно сильна. Придет время, когда мощью коллективной мысли целого народа, спаянного единым устремлением, будут пользоваться сознательно и во благо… Эволюция человечества движется мыслью. Психотехника этого движения массами еще не осознается. Но когда-то осознают ее, и тогда продвижение в будущее, в котором заключается все, будет стремительным. Человек есть часть целого, часть Космоса, часть мира, в котором живет, часть коллектива, в котором находится. Сам по себе он ничто. Без коллектива человеческого невозможна эволюция человека. Потому, как в большом, так и в малом. И в микрокосме своем и в жизни своей может применять человек силу мысли ведущей. И когда этого достигнет сперва один, потом два, потом множество, тогда мощь мыслей ведущих познают, тогда можно будет начать действовать уже мыслью целого коллектива» [24].

Возможности синтеза науки, философии и религии.
Каким же образом в современном обществе, раздираемом противоречиями и в то же время постепенно выходящем на уровень планетарного мышления, может быть достигнуто гармоничное сотрудничество и согласованность? Огромная роль в этом процессе отводится синтезу религии, науки и философии. Для этого требуется не только научный подход, но и подключение фантазии, интуиции, веры. Начало нового тысячелетия знаменуется новыми открытиями, опровергающими фундаментальные законы естествознания. Осенью 2005 г. в средствах массовой информации прошло сообщение о том, что американские ученые обнаружили странный космологический феномен – малые флуктуации температуры микроволнового излучения на небесной сфере оказались расположенными не случайным, как следовало из теории Большого Взрыва, образом, а в определенном порядке (Рис. 7). При этом космический зонд обнаружил наличие странной линии, которая насквозь пронизывает Вселенную и формирует ее пространственную модель. По мнению ученых, обнаружение данной оси ставит под сомнение все современные представления о зарождении Вселенной и ее развитии. Поэтому этой линии было дано громкое название – «Ось Зла» (Рис. 8). Если бы это открытие сделали синергетики, наверное, они дали бы этому явлению другое название, например, Ведущий Центр Вселенной, Аттрактор Универсума или Космический Магнит…

Рис. 7. Крупномасштабная структура неоднородностей поля реликтового излучения по данным WMAP

Рис. 8. «Ось Зла»: Область высокочастотного излучения, пронизывающая Вселенную

Ученые нехотя прощаются с милыми их сердцу заблуждениями. Но очевидно, что кризис современной космологии, обусловленный многочисленными экспериментальными открытиями, не находящими объяснения в рамках современной научной картины мира, является преддверием выхода на принципиально новый уровень мировидения. И можно высказать очень твердое убеждение в том, что именно синергетическая методология явится тем инструментом, с помощью которого ученые смогут найти выход из мировоззренческого тупика. Единственное условие, которое потребуется для ускорения этого процесса, – это синтез всего разнообразия знаний, накопленных человечеством к настоящему времени. Причем, знаний, полученных не только научным, но и вненаучным путем. Другими словами, потребуется синтез науки, философии и религии. Наиболее антагонистичными в этом ряду с точки зрения научной рациональности являются наука и религия. Пьер Тейяр де Шарден писал по этому поводу в своем «Феномене человека»: «Религия и наука – две неразрывно связанные стороны, или фазы, одного и того же полного акта познания, который только один смог бы охватить прошлое и будущее эволюции, чтобы их рассмотреть, измерить и завершить. Во взаимном усилении этих двух все еще антагонистических сил, в соединении разума и мистики человеческому духу самой природой его развития предназначено найти высшую степень своей проницательности вместе с максимумом своей жизненной силы» [25]. Очевидно, что философия, занимая некую метафизическую позицию по отношению к науке и религии, в состоянии способствовать осуществлению синтеза того, что до сих пор представлялось разведенным по разные полюса человеческого знания. Да и самой наукой в виде знаменитой теоремы о неполноте К.Гёделя еще в начале ХХ в. было продемонстрировано, что наука и религия имеют нечто общее – и та, и другая, в конечном счете, опираются на веру, на недоказуемые в рамках человеческого опыта постулаты. Поэтому проблема синтеза связывается в первую очередь с состоянием носителя синтеза, т.е. самого человека, с возможностью расширения его сознания, формирования в процессе эволюции структур, способных к восприятию воздействий более широкого диапазона. Синергетика говорит о том, что для того, чтобы в системе начали проявляться процессы самоорганизации, должна быть подготовлена самоорганизующаяся среда. По-видимому, мировые религии зарождались на Востоке по той причине, что сознание человека восточной культуры было более подготовленным для восприятия учений духовного характера. Человек Запада, в силу объективных причин, был нацелен главным образом на развитие своего интеллекта, результатом чего явилась современная техногенная цивилизация, – цивилизация, почти полностью утратившая свою духовную компоненту. Начало XXI в. знаменуется такими революционными открытиями, которые требуют введения в научную картину мира Космических Законов, Космической Иерархии, Высшего Руководства. Возникает вопрос, к каким же из Учений обратиться современному ученому, если они видоизменяются вслед за тем, как изменяется сознание человека? Ведь такое видоизменение означает, что многое в прежних Учениях могло сознательно недоговариваться или даваться в самых общих формах, в виде мифов, сказаний, притч и так далее. Но отсюда же логически следует, что Учение, соответствующее научно-философскому мировоззрению современного человека, должно содержать в себе метафизические конструкты, соответствующие синергетической парадигме, т.е. понятия о сложности, самоорганизации, фрактальности, многомерности и т.д. Анализ текстов Учений, возникших в западной культуре (включая Россию) в течение последних столетий, показывает, что наиболее соответствующими по своим логическим построениям в указанном смысле являются труды Е.П.Блаватской «Разоблаченная Изида» и «Тайная Доктрина», записи Франчии Ла Дью, известные под названием «Учение Храма», книги Учения Живой Этики (Агни Йоги), составленные Е.И.Рерих, а также записи Б.Н.Абрамова, известные под названием «Грани Агни Йоги». Все эти труды являются результатом сотрудничества авторов с Учителями Востока – Махатмами Индии, и написаны под их непосредственным руководством. Ученый или философ, свободный от предрассудков грубого материализма и религиозности, достаточно глубоко изучивший синергетику, обнаружит в перечисленных источниках Высшего Знания беспредельное поле возможностей для научного творчества, для расширения своего сознания и выхода на новые уровни мышления. Очень важно, что подавляющее большинство этих трудов написано авторами на русском языке, поэтому мы имеем возможность знакомиться с ними в первозданном виде, без искажения смысла в процессе перевода. Перечисленные выше Учения, данные Мудрецами Востока и ими же адаптированные к современному мышлению человека Запада, позволяют сформировать целостную картину мира, в которой найдут свое настоящее место и наука, и философия, и религия. Очевидно, что для достижения этой цели наука во всем своем разнообразии должна быть синтезирована в некую абстрактную модель, в которой должны быть отражены, подобно тому, как это происходит в настоящее время в синергетике, общие закономерности функционирования и развития эволюционирующих целостностей любой природы. Философия должна будет отразить в своих категориях и мировоззренческих конструкциях процесс совместной эволюции человека и Космоса, направляемой Космическими Законами. А религия из веры в Богадолжна превратиться в доверие к Руке Ведущей , к носителям Высшего Разума – к Учителям человечества. И тогда Картина Мира предстанет перед учеными в виде величественногоСинтеза синтезов , в котором будет отражен грандиозный Замысел Творца, о раскрытии которого так мечтал основоположник теории самоорганизации И.Р.Пригожин. Переживаемый нами рубеж тысячелетий является также временем кризиса основных мировых религий. Как и перед сменой старой научной парадигмы, религии переживают период, когда требуется обобщение накопленного человечеством за последние тысячелетия, выявление всех противоречий и формирование принципиально нового взгляда на взаимоотношения человека с Богом для того, чтобы эти противоречия были сняты. «…Всевозможные верования, секты, культы, научные теории, гипотезы и открытия, все системы, философии и мышления, все противоречивые учения, все разделяющее и разъединяющее человечество будет осознано и понято как бесчисленные аспекты понимания вещи единой, цельной и нераздельной в единстве своем. И увидят тогда, что не о чем спорить и не на чем разъединяться, так как Беспредельность окружающего человека мира объемлет и заключает в себе все в виде единого, нераздельного Целого, и что все расхождения и противоречия происходят лишь от созерцания разных точек видимости этого великого, единого и необъятного мира. И что не спорить, враждовать или разъединяться надо, но стремиться соединить воедино, в великом синтетическом понимании все, что доступно постижению и что может объять и вместить сознание. Объединение всех аспектов сущего произойдет в сознании человечества под знаменем синтеза» [26]. Сфера Разума, Мир Мысли, Ноосфера – это то грядущее состояние человечества, мечту о котором принесли нам выдающиеся мыслители XX в. П. Тейяр де Шарден и В.И. Вернадский. Идея о трех мирах, соединенных в человеке – мире физическом, мире чувств и мире мысли – красной нитью пронизывает все современные Учения, пришедшие на Запад с Востока. Задача человечества – объединить, синтезировать в своем сознании эти миры. Ближайшей задачей на пути к этому синтезу представляется формирование в рамках синергетической методологии нового научного направления – синергетического синтеза науки, философии и религии. Для этого потребуются большие коллективные усилия, творческое горение, пламенное устремление к мечте – потребуются носители синтетического мышления. И тогда Законы, правящие в Космосе, превратятся для человечества из Оси Зла в надежную опору и источник Вселенской Любви.

Заключение .
В XIX веке человечеству Запада была дана идея всемирного Братства людей, без различия вероисповеданий, происхождения и расовой принадлежности. В ХХ веке, задолго до того, как ученые заговорили о глобальных проблемах, в Учениях, пришедших с Востока, были обозначены основные задачи человечества, связанные с решением этих проблем. Особая роль в них отводится России: «Жизнь огромного человеческого коллектива планеты становится общей, и в ней принимают участие все, вольно или невольно втягиваясь в круговорот интересов всех обитателей планеты… Люди: хорошие и плохие, добрые и злые, знающие и невежды, молодые и старые, друзья и враги – все втягиваются в круговорот мировых событий. И впереди всех идет Новая Страна, планомерно и сознательно вовлекающая сынов своих и все народы земли в сферу интереса всего человечества и Общего Блага, которое связано с ним неразрывно. Долг каждого человека – добровольно и сознательно выйти за ограду своей самости и приобщиться к жизни великого коллектива и внести в нее свою светлую долю, свой дар планете своей, своему космическому дому, который можно улучшить, украсить и сделать прекрасным садом земным, дающим радость и счастье всем его домочадцам. Каждый мыслью своею строительству новому может помочь, где бы он ни был и что бы ни делал» [27]. «Великой Стране, Родине вашей начертано волей судеб нести Знамя Культуры и вывести человечество из тупика войн, угнетения, крови и противоречий старого мира. Мир Новый, который она утверждает, старый мир победит. Порадуемся всему объединяющему человечество во благо» [28] .

P . S . В те дни, когда писалась эта статья, в Бишкеке в течение недели бушевали митинговые страсти, перенасыщенные эмоциями и агрессивными выкриками многотысячной толпы. 7 ноября 2006 г. ситуация достигла высшей степени напряженности, а утром 8 ноября жители города ощутили два достаточно сильных сейсмических толчка – в Бишкеке произошло землетрясение.

Литература:

1. Ницше Ф. По ту сторону добра и зла: Сочинения. – М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс; Харьков: Изд-во «Фолио», 1998. – С. 19.

2. Микешина Л.А. Философия науки. – М.: Прогресс-Традиция: МПСИ: Флинта, 2005.

3. Василькова В.В. Порядок и хаос в развитии социальных систем. – СПб.: Изд-во «Лань», 1999. – С. 47.

4. Кузнецова Л.Ф . Научная картина мира в структуре и динамике знания//Сб. «Философия, наука, цивилизация». Под ред. В.В. Казютинского. М.: Наука, 1999. – С. 156.

5. Степин В.С . Саморазвивающиеся системы и перспективы техногенной цивилизации// Синергетическая парадигма. Многообразие поисков и подходов. – М.: Прогресс-Традиция, 2000. – С. 23.

6. Василькова В.В. Порядок и хаос в развитии социальных систем. – СПб.: Изд-во «Лань», 1999. – С. 64.

7. Нифадьев В.И., Калинина Н.М . Низкоплотные и сверхнизкоплотные взрывчатые смеси. Механизм детонации. – Бишкек: Илим. 1998.

8. Калинина Н.М., Нифадьев В.И . Процессы самоорганизации в детонационной волне низкоплотных взрывчатых смесей// http :// spkurdyumov . narod . ru .

9. Учение Живой Этики, Мир Огненный, ч. III , 318.

10. Атлас Вселенной, 2001.

11. Блаватская Е.П. Тайная Доктрина. В 2 т. – Т.1: – М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, Харьков: Изд-во «Фолио», 2000. – С. 125.

12. Там же.

13. Блаватская Е.П. Разоблаченная Изида. В 2 т. – Т.1: – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. – С. 235.

14. Рерих Е.И. Письма. Т. V . М.: МЦР, 2003. – С. 339.

15. Калинина Н.М. Проблема сотрудничества в философском наследии Е.И. Рерих: Взгляд сквозь призму синергетики// 100 лет со дня рождения С.Н.Рериха: Материалы Междунар. научно-обществ. конф. 2004. – М.: Междунар. Центр Рерихов; Мастер-Банк, 2005. – С. 206 – 225.

16. Учение Живой Этики. Иерархия, 203. М.: МЦР, 1995.

17. Кочергин А.Н., Кочергин А.А. Ноосфера: pro et contra // Космическое мировоззрение – новое мышление XXI века: Материалы Междунар. научно-обществ. конф., 2003. В 3 т. Т.2. – М.: Междунар. Центр Рерихов, 2004. – С. 95 – 114.

18. Грани Агни Йоги 1961 г. Кн. II , 369. Новосибирск, 1994.

19. Грани Агни Йоги 1962 г. Кн. III , 458. Новосибирск, 1994.

20. Грани Агни Йоги 1962 г. Кн. III , 169. Новосибирск, 1994.

21. Учение Живой Этики. Мир Огненный. Ч . I , 549. М.: МЦР, 1995.

22. Учение Живой Этики. АУМ, 293. М.: МЦР, 1995.

23. Грани Агни Йоги 1962 г. Кн. III , 535. Новосибирск, 1994.

24. Грани Агни Йоги 1961 г. Кн. II , 198. Новосибирск, 1994.

25. П.Тейяр де Шарден . Феномен человека, М., 1987. – С. 223.

26. Грани Агни Йоги 1972 г. Кн. XIII , 508. Новосибирск, 1994.

27. Грани Агни Йоги 1961 г. Кн. II , 178. Новосибирск, 1994.

28. Грани Агни Йоги 1962 г. Кн. III , 376. Новосибирск, 1994.