Russian
| English
"Куда идет мир? Каково будущее науки? Как "объять необъятное", получая образование - высшее, среднее, начальное? Как преодолеть "пропасть двух культур" - естественнонаучной и гуманитарной? Как создать и вырастить научную школу? Какова структура нашего познания? Как управлять риском? Можно ли с единой точки зрения взглянуть на проблемы математики и экономики, физики и психологии, компьютерных наук и географии, техники и философии?"

К 85-ЛЕТИЮ С. П. КУРДЮМОВА
«МЫСЛИТЕЛЬ ЭПОХИ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОСТИ»
 
Е.Н. Князева, Е.С. Куркина

«Куда течет история?», «Каковы тенденции изменений мира как целого на 5, 15, 70 лет?», «Как определить асимптотики развития, структуры-аттракторы эволюции как дискретный спектр возможных путей в будущее?», «Каковы закономерности нелинейного синтеза сложных структур?», «Что такое влияние будущего и как осуществляется связь с абсолютным будущим цивилизации?», «Как уменьшить степень насилия в мире и усилить следование внутренним тенденциям сложных систем (законам Дао)?», «Как сокращать длительный и многотрудный путь эволюции путем правильного, резонансного возбуждения структуры, близкой к одной из структур-аттракторов, т.е. как научиться у природы использовать механизм штамповки типа редупликации ДНК?», «Каковы правила коэволюции, устойчивого совместного развития сложных структур мира?» — вот неполный перечень ключевых вопросов, которые находились в фокусе его внимания и обсуждались в его докладах и опубликованных трудах.

Сергей Павлович утверждал, что синергетика, изучая самоподдерживающиеся структуры в плазме, переоткрывает правильные многогранники, совершенные тела Платона, описанные последним как фундаментальные элементы мира в диалоге «Тимей». Он подчеркивал, что совокупность структур-аттракторов открытой нелинейной среды есть ее пути Дао, т.е. ее собственные русла развития, согласованные с путем Дао универсума, встроенные в него, а переключение режимов развития сложных систем с режима быстрого, лавинообразного роста и концентрации процессов на режим растекания и угасания процессов аналогично восточному образу Инь-Ян. Как сверхзадачу рассматривал он возможность перетолкования на основе синергетики целостной системы идей какого-либо учения Востока, скажем даосизма или дзэн-буддизма. Он нередко озадачивал слушателей, что в открытых нелинейных средах есть аналоги второго начала термодинамики, квазицели, что, попадая в конус аттрактора, процессы определяются будущим, строятся из будущего, или, по Хайдеггеру, «время временится из будущего». Влияние будущего, по сути, влияние следствия на свою причину — нетривиальная, неклассическая идея синергетики, до сих пор многими непонимаемая и вызывающая наибольшую критику. На этой основе можно, как подчеркивал Курдюмов, материалистически перетолковать целевую и формальную причины Аристотеля, а также его представление об энтелехии как внутренней энергии, заложенной в бытии, побуждающей его к обретению определенной формы.

 

Забота о будущем

Одно из основных свойств характера Сергея Павловича — оптимизм, который определял не только его жизненную позицию, но и его научные идеи. Согласно Курдюмову, синергетика есть философия надежды, синергетика может служить в качестве методологии конструирования желаемого или предпочитаемого будущего. Забота о будущем была глубоко встроена в структуру личности Курдюмова и проявлялась и в разрабатываемых им новых подходах в социальном прогнозировании, и в установке на культивирование креативных способностей человека (в понимании механизмов интуиции как самодостраивания), и в отстаивании необходимости новых подходов к обучению — обучению как пробуждающему способности личности.

Конструирование желаемого будущего. Из идей синергетики вытекает понимание особой роли человека в выборе и созидании будущего, которое он желает, а именно: а) роль его воли, устремлений и ценностей, б) роль общественной жизни и ее активного обустройства, в) роль элементов будущего как маяков эволюции в сложных пространственных конфигурациях сегодняшних структур. Активная роль человека в резонансном возбуждении желаемых структур, влияние будущего и преддетерминация, умение усматривать элементы будущего и даже сверхбудущего (сверхорганизации, тела Бога) в настоящем — вот те ключевые идеи, которые развивал Курдюмов. Поразительно, но эти установки Курдюмова совпадают с современными ориентациями в социальном прогнозировании, или исследовании будущего, как перспективной трансдисциплинарной области научных исследований, основанной ныне во многом на теории сложных систем и нелинейной динамике.

Что же означает созидание желаемого будущего с точки зрения синергетики? Какой смысл вкладывает современная наука в лице синергетики в давнюю установку русских космистов наовладение временем?

Во-первых, овладение временем есть освоение пространства. А освоение пространства — это умение анализировать сложные топологические конфигурации коэволюционирующих структур-аттракторов и вычитывать информацию о прошлом и будущем развитии этих структур в целом. Важно понять, что прошлое не сокрыто от нас слоями истории и будущее не отделено от нас в заоблачные высоты, прошлое и будущее соседствуют с нами здесь и сейчас, существуют где-то рядом. Увидеть это реальное прошлое и эти реальные элементы будущего, понять, как они влияют на нас, и как мы можем, исходя из этого, активно строить нашу сегодняшнюю жизнь, — вот конструктивная, хотя и выглядящая сегодня достаточно абстрактной, установка синергетики.

Во-вторых, овладение временем -действие отдельного человека в ключевой момент. Важно понять, на каких стадиях эволюционных процессов в сложных системах действия каждого отдельного человека становятся существенными и могут вывести систему на предпочтительный путь будущего развития. Особые возможности для проявления всеобщей сопричастности и соучастия, для заметного влияния даже отдельного человека на исторический ход процессов коэволюции, на развертывание исторических событий возникают в состояниях неустойчивостисложных систем, т.е. в состояниях вблизи бифуркации или вблизи момента обострения (на развитых стадиях развития сложных диссипативных структур). Именно в эти моменты действия каждого отдельного конструирующего действительность и управляющего ею субъекта могут стать существенными, определяющими возникновение новой макроскопической когерентной структуры, нового коллективного образца поведения.

В-третьих, овладение временем - это способ резонансного (топологически правильно организованного) воздействия на систему, которое позволяет ускорить темп ее эволюции, быстро вывести на желаемые структуры-аттракторы. Конструктивная и творческая позиция современного человека призвана определяться возможностью преднамеренного резонансного возбуждения сложных структур в соответствующих нелинейных средах и системах, тех структур, которые отвечают метастабильно устойчивым собственным формам организации этих сред.

В-четвертых, овладение временем — это умение строить коэволюционную сложность, соединять сложные структуры в коэволюционирующие и динамично развивающиеся сверхсложные целостные образования, способные в исторической перспективе ускорять свой темп развития. Забота о будущем есть забота о построении сложного коэволюционного целого и поддержании его устойчивого развития. Забота о будущем есть культивирование способности «жить вместе», т.е. жить друг с другом, а не против друга, жить так, чтобы не уменьшать шансы других, в том числе будущих поколений, жить не хуже, чем мы.

Потенциальное и непроявленное в открытых нелинейных диссипативных средах (среда как носитель возможных форм будущей организации), часть и целое, условия объединения простых структур в правильную сложную коэволюционирующую структуру, конструктивная роль хаоса, рассеяния, диссипации, угроза распада и сценарии прохождения кризиса (момента обострения, точки бифуркации), возможность самостабилизации сложных структур путем переключения разного типа режимов — вот те новые представления о мире, которые развивал Курдюмов.

Интуиция как самодостраивание. Сергей Павлович Курдюмов, строя модели синергетики и развивая синергетическое видение мира, всегда с особым трепетом относился к возможности приоткрыть — с помощью синергетики — завесу над тайной феномена человека, его тела и сознания[5].

Сознание является в высшей степени самореферентной системой. Оно способно к самообучению и самодостраиванию. Возвышение сознания есть показатель внутреннего роста личности. Философская сентенция «Познай самого себя!» идет от первых древнегреческих мудрецов.

Сознание является операционально замкнутой системой, т.е. одновременно и отделенной от мира (фильтры сознания), и соединенной с ним (открытость миру). Операциональная замкнутость является условием когнитивной и креативной активности сознания.

Автопоэтичность работы сознания — это его непрерывное самопроизводство, поддержание им своей идентичности через  постоянный поиск и ее становление. В автопоэзисе всегда есть не только сохранение состояния, но и его преодоление, обновление. Можно, пожалуй, говорить и обавтопоэзисе мысли, что означает наличие в ней вектора на самодостраивание, изобретение и конструирование, достижение цели и построение целостности. Познание автопоэтично в том смысле, что оно направлено на поиск того, что упущено, на ликвидацию пробелов.

Самодостраивание лежит в основе работы творческой интуиции, озарения, инсайта[6]. Происходит восполнение недостающих звеньев, «перебрасывание мостов», самодостраивание целостного образа. Мысли вдруг обретают структуру и ясность. Интуиция всегда холистична (это — целостное схватывание) в отличие от логики, которая аналитична.

На первоначальном этапе работы интуиции, вероятно, имеет место максимальное расширение креативного поля поиска, охват максимально возможного разнообразия элементов знания. При этом уравновешивание главного и неглавного, существенного и несущественного, т.е. радикальная переоценка познавательных ценностей перед лицом смутного Единого — творческой цели, является основой для продуктивного выбора идеи. Единство возникает через разнообразие (одно — через многое) — это принцип кибернетики и общей теории систем, который находит в синергетике самые разные формулировки: «порядок из хаоса» (И. Пригожин), «порядок через шум» (Х. фон Фёрстер), «организующая случайность» (А. Атлан), «unitas multiplex» или «многообразное единство» (Э. Морен). Целое и одно часто как ключевое звено или притягивающий центр возникает в форме образа (оно ощущается, а не мыслится!). И это ощущаемое целое ведет в творчестве.

Пробуждающее образование. Еще одна идея, выдвинутая Сергеем Павловичем Курдюмовым — это идея о пробуждающем обучении как новом типе обучения, новом способе связи учителя и ученика, когда учитель не просто перекладывает свои знания к голову обучаемого, а зажигает, пробуждает его собственные силы к обучению и постоянному обновлению своих знаний.

Эта идея основана на синергетическом представлении о роли малых правильно организованных воздействий — так называемых резонансных воздействий — для вывода сложной системы на собственные пути развития, для запускания процесса самоорганизации. Для вывода системы к одной структуре из спектра структур-аттракторов необходимо, чтобы управляющее воздействие было не энергетически мощным, а правильно топологически организованным, резонансным. Не вкладываемая энергия, не интенсивность воздействия, а его топологическая конфигурация, «архитектура» наиболее существенны. Слабые, но правильно организованные воздействия на сложные системы чрезвычайно эффективны. Сложные организации оказываются селективно топологически чувствительными. Они демонстрируют неожиданно сильные ответные реакции на релевантные их внутренней организации резонансные возмущения.

Отсюда первый вывод. В процессе обучения главное научить ученика способам самообучения. Лучшее управление — это самоуправление. Еще даосы говорили, что хорош тот правитель, который управляет как можно меньше. Переформулируя эту мудрость Востока, можно сказать, что хорош тот учитель, который учит, вернее поучает, как можно меньше. Ведь главное — не передача знаний (всего передать невозможно!), но овладение способами пополнения знаний и быстрой ориентации в сложно организованных базах данных и разветвленных системах знания, способами самообразования. А в передаче этого know how может помочь учитель.

Самообразование человека длится на протяжении всей его жизни. Еще Сократ, обучаясь на старости лет игре на флейте, говорил, что учиться никогда не поздно. Ищущий и мыслящий человек не прекращает учиться до конца своей жизни, является вечным студентом в буквальном и лучшем смысле этого слова. Причем его личная история может проходить через каскады бифуркаций, которые связаны со стадиями кристаллизации его таланта, периодами ломки мировоззрения или пробуждения себя к новой деятельности.

С синергетической точки зрения процедура обучения, способ связи обучающего и обучаемого, учителя и ученика — это их взаимная циклическая детерминация и взаимное конструирование, становление и развитие. Обучение — это не передача знаний как эстафетной палочки от одного человека к другому, но создание условий, при которых становятся возможными процессы порождения знаний самим обучающимся, его активное и продуктивное творчество. Это — нелинейная ситуация открытого диалога, прямой и обратной связи, солидаристического образовательного приключения, попадания — в результате разрешения проблемных ситуаций — в один и тот же самосогласованный темпомир. Последнее означает, что благодаря совместной активности в такого рода ситуации учитель и ученик начинают функционировать с одной скоростью, жить в одном темпе. Учитель ставит проблемы так, чтобы начать совместное исследование, чтобы ученик удивился тайнам бытия, понял неисчерпаемость познания мира и приобретал не столько «знаю что», сколько «знаю как».

Обучение становится интерактивным, как об этом пишут У. Матурана, Г. Паск и Ф. Варела[7]. Не только учитель учит ученика, но и ученик учит учителя, они становятся кооперирующими друг с другом сотрудниками, находятся в синергийной связке. Учитель должен научиться видеть, что скрывается за учеником и научиться понимать его. В процессе обучения незнающий превращается в знающего, а при этом изменяется и сам учитель, подобно тому как в процессе психотерапии больной превращается в здорового или хотя бы в выздоравливающего, но вместе с тем и сам доктор претерпевает изменения, испытывая свое душевное равновесие и в большинстве случаев его укрепляя.

Не перекладывание знаний, а пробуждение души. Главная проблема заключается в том, как управлять, не управляя, как малым резонансным воздействием подтолкнуть систему на один из собственных и благоприятных для человека путей развития, как обеспечить самоуправляемое и самоподдерживающееся развитие. Проблема также в том, как преодолевать хаос (неорганизованные и спонтанные устремления обучаемого), его не преодолевая, а делая симпатичным, творческим, превращая его в поле, рождающее искры инноваций. Синергетический подход к образованию заключается в стимулирующем, или пробуждающем, образовании, образовании как открытии себя или сотрудничестве с самим собой и с другими людьми.

По-видимому, существуют определенные конфигурации ситуаций познания, обучения или жизни. Чтобы действовать наиболее эффективно, надо действовать в нужное время и в нужном месте. Речь идет опять о резонансных, топологически правильно организованных и своевременных воздействиях, воздействиях здесь и теперь. Результаты их могут быть весьма неожиданными и многообещающими.

В процессе воспитания и творчества устанавливаются нелинейные обратные связи не только между человеком и его окружением, но и внутри его духовного и душевного мира. Парадоксально, что трата энергии духа подстегивает ее прирост, исчерпание своей души до конца в процессе написания произведения — залог того, что и завтра тебе будет что написать. «Трата духовной энергии есть одновременно ее приращение, обеспечивающее раскрытие и рост души»[8], — подчеркивает известный психолог В.П. Зинченко. Ибо кладезь души в ее обращении к миру и в ее погружении в саму себя неисчерпаем.

Познавать, знать, думать, размышлять, создавать (творить), воображать, вступать в диалог, обсуждать и предлагать что-то свое — фундаментальные действия, которые практикуются в наиболее передовых образовательных институтах. Ведь всякий человек, как говорил Антонио Грамши, на свой манер является философом и артистом.

Открывая принципы сборки сложного из простого, синергетика строит новый холизм. Синергетический подход к человеку — это холистический подход. Если речь идет об образовании, то это гештальт-образование. «Гештальт» означает в переводе с немецкого «паттерн» или «конфигурация». Процесс обучения, связь обучающего и обучаемого предстает как их «синергетическое приключение», при котором в самом обучаемом обнаруживаются скрытые потенции, установки (структуры-аттракторы) на перспективные тенденции собственного развития.

Гештальт-психологи полагают, что восприятие образа не может быть разбито на примитивные ощущения, возникающие от частей этого образа. Восприятие образа возникает в целом, и оно неделимо. Следуя этой традиции, гештальт-образование можно истолковать как передачу целостных блоков информации, качественную смену схем, паттернов мышления, а также как перестройку самой конфигурации ситуации обучения. Научиться мыслить синергетически — значит научить мыслить нелинейно, мыслить в альтернативах, предполагая возможность смены темпа развертывания событий и качественной ломки, фазовых переходов в сложных системах.

* * *

 Принадлежность к научной школе С.П. Курдюмова значит очень много. Это огромный багаж знаний, который формируется годами и десятилетиями и становится доступным для новых последователей (учеников). Это не только выраженное, осознанное, просчитанное, изложенное в трудах, но и еще не выраженное и вообще невыразимое — нелинейная развивающаяся научная среда со своими потенциальными подходами, методами и постановками проблем, атмосфера, локальная парадигма. Это айсберг, лишь верхушка которого доступна нашему пониманию. Это метафизическая бездна потенциальных направлений будущих исследований. Принадлежность к традиции рождает инновации.

Сергей Павлович имел в себе неиссякаемый источник идей, подходов и постановок задач, причем он смолоду сознательно культивировал в себе эту способность. Жить и творить синергетически означало для него творить синергетику и, наоборот, синергетика являлась для него философией, стилем творчества и образом жизни. В синергетике, через синергетику и благодаря ей он стремился объединить естествознание и философию, восточное и западное видения мира, теорию и практику, анализ истории и прогнозирование будущего. Синергетика выступала междисциплинарным узлом синтеза знания и способом производства нового знания, которым он щедро делился и которое упорно встраивал в мир. Не надо стесняться повторять, учил Сергей Павлович, нужно настойчиво пробивать дорогие тебе синергетические идеи, чтобы они распространились по миру и посеяли свои семена в нем, которые могли бы стать точками роста нового знания где-то и когда-то в будущем. Нужно тщательно прописывать синергетические идеи сегодня, чтобы они были кем-то востребованы в будущем. «Идеи должны принадлежать миру», — в этой его любимой фразе весь Курдюмов.

 


[1] Цит. по: Гулыга А.В. Немецкая классическая философия. М., 1986. С.18.

[2] Куркина Е.С., Курдюмов С.П. Квантовые свойства нелинейной диссипативной среды. // Доклады РАН. 2004. Т.399. № 6. С.1-6.

[3] Белавин В.А., Капица С.П., Курдюмов С.П. Математическая модель демографических процессов с учетом пространственного распределения // Журнал вычислительной математики и математической физики. 1998. Т. 38. № 6; Белавин В.А., Курдюмов С.П. Режимы с обострением в демографической системе. Сценарий усиления нелинейности // Журнал вычислительной математики и математической физики. 2000. Т. 40. № 2.

[4] См. об этом: Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Антропный принцип в синергетике // Вопросы философии. 1997, № 3.

[5] См. об этом: Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Основания синергетики. Человек, конструирующий себя и свое будущее. М., 2006.

[6] Впервые эта идея была выдвинута в статье: Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Интуиция как самодостраивание // Вопросы философии. 1994. № 2.

[7] См. об этом: Foerster H. von, Pörksen B. Wahrheit ist die Erfindung eines Lügners. Gespräche für Skeptiker. Heidelberg: Carl-Auer-Systeme, 1998. S.67-71.

[8] Зинченко В.П. Размышления о душе и ее воспитании (Час Души) // Вопросы философии. 2002. № 2. С.135.