Russian
| English
"Куда идет мир? Каково будущее науки? Как "объять необъятное", получая образование - высшее, среднее, начальное? Как преодолеть "пропасть двух культур" - естественнонаучной и гуманитарной? Как создать и вырастить научную школу? Какова структура нашего познания? Как управлять риском? Можно ли с единой точки зрения взглянуть на проблемы математики и экономики, физики и психологии, компьютерных наук и географии, техники и философии?"

«КОНСТРУКТИВНАЯ РОЛЬ ЧЕЛОВЕКА В ПРОЦЕССАХ КОЭВОЛЮЦИИ» 
Е.Н.Князева, С.П.Курдюмов

Опубликовано в: Сократические чтения

Вековые наблюдения за сменой состояний человеческого бытия в универсуме привели восточных мудрецов к заключению, что когда человек бодрствует, он выпадает из космоса, а когда спит, растворяется в нем. Величайшая тайна йоги — это сон без сновидений. «Когда человек спит и не видит снов, всякая активность исчезает. Она возвращается при пробуждении. Чем же заполнен этот интервал? Ответ на этот вопрос Упанишады и считают раскрытием высшей тайны» (Культура…, 1975).

Сон без сновидений — это особое состояние, соответствующее максимальной непроявленности, или минимальной проявленности, свойств человеческой природы. «Если движение в мире идет обычно от непроявленного к проявленному, то возможен и противоположный процесс. В применении к активности индивида это означает, что максимальной выраженности жизненных сил в состоянии бодрствования должна соответствовать на другом конце стадия, когда все силы собраны в одно нерасчлененное и покоящееся целое. Эмпирическим выражением этого является сон без сновидений» (там же, с.100). Предполагается, что, пребывая в этом состоянии, человек касается абсолютного и совершенного будущего. Осуществляется его связь с целым, с Единым, с зияющей бездной Небытия, с телом бога. Человек как бы подключается к отдельным вселенским связям и событиям, непосредственно регулируется ими.

Именно в состоянии глубокого сна, как это поэтически изображает Р.М.Рильке, человек ощущает сродство со всеми вещами, со всем миром, происходит растяжение пространственных границ «Я». Человек растворяется во всеобщем, всё — в нем, а он — во всем, всё ему рядоположено:

«Кто сделал, чтоб свершалось перед нами,
У нас перед глазами
Движение смутное вещей?…
В чем взгляде любящем я отражен,
Я, существо без формы и границы?
А ночью, когда в тень уходят лица,
К каким еще вещам я приобщен»
(Рильке, 1965, с. 164).

«Когда человек, уснув, не видит никакого сновидения, то он достигает единства в этом дыхании. В него входит речь со всеми именами, входит глаз со всеми образами, входит ухо со всеми звуками, входит разум со всеми мыслями. Когда он пробуждается, то подобно тому, как из пылающего огня разлетаются во все стороны искры, так из этого Атмана разлетаются по всем местам жизненные силы, из жизненных сил — боги, из богов — миры», — так изображается это состояние в Каушитаки Упанишаде (Упанишады, 1967, с.59). Находясь в этом состоянии, человек внутри себя сливается, идентифицируется с состоянием неограниченно отдаленного будущего вселенской организации. Происходит некоторая гармонизация, сверка наличных процессов с целью, с будущим порядком. Кажется, что осуществляется определенная гармонизация, сверка текущего хода процессов с целью, с «будущим порядком».

Это — следствие анализа математических моделей сложного эволюционного поведения. Автомодельная переменная определяется следующей формулой:

J = x / a t n ,

где x - пространственная переменная, а t - временная переменная. Процессы в центре соответствуют x = 0 (J=0) при конечном t или J = 0 при t > бесконечности

В принципе возможность такого состояния имеется у каждого человека (когда во время глубокого сна происходит охлаждение тела, замедление всех процессов, протекающих в его организме), но длительное пребывание в этом состоянии может быть только у некоторых людей. Это — попытка рационального объяснения иррационального.

8. Коэволюция, сотрудничество, соучастие

Мир остается для нас неопределенным, он наполнен тайнами. Одна из величайших из них, которая еще далеко не раскрыта нами — это тайна человека, его сложности и нелинейности. Это — тайна его снов, которые были названы Леви-Брюлем «Библией дикаря», а также тайна особого состояния — сна без сновидений, когда человек возвращается к единому источнику, к прасреде, в которой уже все присутствует в неявной форме, или же, напротив, прилепляется к сверхорганизации, заглядывает в неограниченно отдаленное, и, возможно, это каким-то образом перестраивает его психику.

Чтобы эффективно действовать в неопределенном, сложном и нестабильном мире, необходимо принимать во внимание контекст — ближайший и достаточно широкий — изучаемых явлений и событий, т.е. уметь контекстуализировать свои знания. Говоря о необходимости изменения ориентиров мышления и насущной реформе системы образования, Э.Моран отмечает: «Познание мира как мира целостного становится одновременно интеллектуальной и жизненной необходимостью… Познание изолированных информационных сведений недостаточно. Надо располагать эти сведения в контексте, в котором они только и обретают смысл» (Morin, 1999, p.15).

Надо развивать холистическое видение. «Думай глобально, чтобы эффективно действовать локально!» — вот лозунг сегодняшнего дня. Надо понимать способы интеграции и взаимосогласованного, гармоничного развития различных сложных структур в мире.

Человек является звеном универсального и глобального эволюционного процесса, причем он активен и интерактивен в развертывающихся сетях коэволюционирующих систем, иерархических структурах их организации. Он — не наблюдатель, а соучастник коэволюционного процесса. Коэволюция — не просто процесс подгонки частей друг к другу при образовании сложного целого, их резонансного взаимного расположения и синхронизации их темпов развития, но и инактивированное познание человеком мира, синергизм познающего и конструирующего субъекта и окружающей его среды. А также это — интерактивная связь между человеческими организациями и отдельными индивидами, всеобщее сотрудничество, соучастие и солидарность, совместные усилия в конструировании и перестройке мира, а тем самым, и своей собственной психики. Это — обнаружение универсального сродства всего со всем и таинственной связи между прошлым, настоящим и будущим.

Литература

Ахромеева Т.С., Курдюмов С.П., Малинецкий Г.Г., Самарский А.А. Нестационарные диссипативные структуры и диффузионный хаос. М., 1992
Белавин В.А., Курдюмов С.П. Режимы с обострением в демографической системе. Сценарий усиления нелинейности // Журнал вычислительной математики и математической физики. 2000. Т.40, № 2.
Генис А. Вавилонская башня: искусство настоящего времени. Эссе. М., 1997.
Григорьева Т.П. Синергетика и Восток // Синергетическая парадигма. Многообразие поисков и подходов. М., 2000.
Капица С.П., Курдюмов С.П., Малинецкий Г.Г. Синергетика и прогнозы будущего. М., 1997.
Князева Е.Н. «Я» как динамическая структура-процесс // Синергетика: человек, общество. М., 2000.
Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Законы эволюции и самоорганизации сложных систем. М., 1994.
Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Антропный принцип в синергетике // Вопросы философии. 1997. № 3.
Культура древней Индии. М.: Наука, 1975.
Курдюмов С.П. Собственные функции горения нелинейной Среды и конструктивные законы построения ее организации // Современные проблемы математической физики и вычислительной математики. М., 1982.
Курдюмов С.П., Князева Е.Н. Квантовые правила нелинейного синтеза коэволюционирующих структур // Философия, наука, цивилизация. М., 1999.
Лекторский В.А. Деятельностный подход: смерть или разрушение? // Вопросы философии. 2001. №2.
Матурана У.Р., Варела Ф.Х. Древо познания. Биологические корни человеческого понимания. М., 2001.
Режимы с обострением. Эволюция идеи. Законы коэволюции сложных структур. М., 1998.
Рильке Р.М. Лирика. М., 1965.
Савельева И.М., Полетаев А.В. История и время. В поисках утраченного. М., 1997.
Упанишады. М., 1967.
Хакен Г. Синергетика. Иерархии неустойчивостей в самоорганизующихся системах и устройствах. М., 1985.
Хакен Г. Принципы работы головного мозга: Синергетический подход к активности мозга, поведению и когнитивной деятельности. М., 2001.
Achromeeva T.S., Kurdyumov S.P., Malinetskii G.G., Samarskii A.A. Nonstationary Dissipative Structures and Diffusion-Induced Chaos in Nonlinear Media // Physical Reports. 1989. Vol. 176.
Belavin V.A., Knyazeva E.N., Kurdyumov S.P. Blow-up and Laws of Coevolution of Complex Systems // Phystech Journal. 1997. Vol.3, N 1.
Foerster H. von. Das Konstruiren einer Wirklichkeit. // Die erfundene Wirklichkeit. Munchen: Piper, 1984.
Haken H. Synergetics. Berlin: Springer, 1978.
Haken H., Knyazeva H. Arbitrariness in Nature: Synergetics and Evolutionary Laws of Prohibition // Journal for General Philosophy of Science. 2000. Vol. 31. N 1.
Kauffman S. At Home in the Universe. The Search for Laws of Self-organization and Complexity. London: Viking, 1995.
Кnyazeva H. Synergetics and the Images of Future // Fututes. 1999. Vol. 31. N 3/4.
Knyazeva H. The Synergetic Principles of Nonlinear Thinking // World Futures. 1999. Vol.54. N 2.
Knyazeva H. and Kurdyumov S.P. Nonlinear Synthesis and Co-evolution of Complex Systems // World Futures. 2001. Vol.57.
Morin E. Les sept savoirs necessaires a l’education du futur. P., 1999.
Samarskii A.A., Galaktionov V.A., Kurdyumov S.P. and Mikhailov A.P. Blow-up in Problems for Quasilinear Parabolic Equations. Berlin, N.Y., 1995.
Vaassen B. Die narrative Gestalt(ung) der Wirklichkeit. Grundlinien einer postmodern orientierten Epistemologie der Sozialwissenschaften. Braunschweig/Wiesbaden: Vieweg, 1996.
Varela F. Quatre phares pour l’avenir des sciences cognitives // Theorie — Litterature — Enseignement. 1999. No. 17.