Russian
| English
"Куда идет мир? Каково будущее науки? Как "объять необъятное", получая образование - высшее, среднее, начальное? Как преодолеть "пропасть двух культур" - естественнонаучной и гуманитарной? Как создать и вырастить научную школу? Какова структура нашего познания? Как управлять риском? Можно ли с единой точки зрения взглянуть на проблемы математики и экономики, физики и психологии, компьютерных наук и географии, техники и философии?"

ВЛАСТЬ КАК РАСШИРЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОГО И МЕНТАЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА «Я» 
Т. Чеснокова

Опубликовано в: Философия и синергетика

К этому яркому описанию можно добавить много конкретных картинок – толп людей на разрушаемой Берлинской стене или возле поверженного памятника на Лубянке. Но главное в другом – это не просто эмоциональная разрядка долго копившегося страха, это еще и абсолютно рациональное действие – овладение территорией путем стирания чужих меток. Именно поэтому дебаты вокруг переименования какой-нибудь улицы или вокруг того, выносить или нет Ленина из мавзолея так остры и болезненны. Это не просто эмоции, это вопрос власти. И это показатель, того, что власть идеи, которая выражалась через коммунистические названия и памятники еще жива и пока не готова сдать все свои позиции. В небольшом городе Белозерске Вологодской области довелось увидеть чрезвычайно яркий пример «борьбы за пространство» -на одном из угловых домов висело сразу четыре таблички с названиями улиц, отражающими смену исторических вех. (Чеснокова Т. 2007)

Другой любопытный пример захвата пространства, подсмотренный при путешествиях по России: на центральных площадях больших и маленьких городков уверенно появляются вновь возводимые православные церкви – они занимают место, где еще недавно стояли памятники Ленину и другим иконам революции; порой памятник Ленину просто переносится несколько в сторону или закрывается новым культовым зданием, что совершенно зримо демонстрирует еще сохраняющееся влияние прежней идеологии. Слишком много людей продолжают чувствовать на себе влияние, власть прежней идеологии, чтобы можно целиком и полностью избавиться от меток прежней культуры.

Пример самой яркой метки прежнего режима широко известен – мавзолей Ленина на Красной площади. И в этом смысле периодически возникающие вокруг его сноса драматические дебаты очень характерны – это типичная борьба за власть над пространством.

Интересный недавний пример – перенос Бронзового солдата –памятника советским воинам в Эстонии, история, подогретая спекулятивными рассуждениями российских СМИ о том, что «бронзового солдата» распилят. Для большой части русскоязычного населения Эстонии это еще одна утраченная метка, после потери языка, названий и многих других памятников особенно болезненная. Для многих эстонцев – памятник нестерпимая чужая метка, которая мешала воспринимать свою землю до конца своей, чувствовать свою власть над ней.

В этом же ряду следует рассматривать и периодически случающиеся то там то сям погромы иноверческих по отношению к местному населению кладбищ. Атавистическое желание не допустить чужих меток на своей территории периодически перевешивает накопленные культурные механизмы регуляции и терпимости.

Впрочем, чтобы продемонстрировать каким образом власть актуализируется в освоении пространства не обязательно обращаться к опыту вандализма, исторических потрясений и диктаторов.

Пример из повседневной жизни: кто не знает, что любой вновь назначенный начальник начинает свою деятельность с переделки интерьера кабинета? А далее новации зачастую затрагивают и внешность сотрудников. Один недвусмысленно дает понять, что менеджеры должны носить костюм и галстук и иметь достаточно короткую стрижку, другой подает пример «демократичности», нося джинсы, пуловер и волосы, собранные в хвост. Эти сигналы как правило быстро усваиваются и преобразуют вслед за интерьером офиса и внешний вид сотрудников фирмы.

Чем выше человек по своему статусу, чем большей властью обладает, тем больше ему принадлежит физического пространства и в прямом, а не только символическом смысле. Приобретение власти сопровождается увеличением площади офиса, размера дома или квартиры, а в дальнейшем при увеличении объема власти и увеличением количества домов, приобретением замков, поместий, островов в разных концах земли, увеличением количества одежды, машин, приобретением яхт, вертолетов, самолетов. То есть, среди прочего в среднестатистическом варианте приобретение власти всегда идет рука об руку с «расширением личности» в физическом мире, когда человек приобретает все новые и новые объекта физического мира, перестраивая их в соответствии со своим вкусом, то есть, своими наклонностями и структурой своей личности, то есть проецируя на свои жизненные окрестности свое «Я». Скажем, российская императрица Елизавета имела десятки тысяч платьев, которые меняла 5-6 раз на дню, и когда во время пожара во дворце у нее сгорела малая часть гардероба, то эта «малая часть» составляла до 4 тысяч платьев.

А вот экстремальный пример архаичного освоения пространства одним из жителей Москвы, почерпнутый из телеочерка, показанного по одному из общероссийский каналов. «Народный целитель» Владимир Никулин занимается помощью женщинам, желающим забеременеть. Метод очень прост – прямое оплодотворение. У целителя уже 760 (!!!) официально зарегистрированных детей и он не намерен останавливаться на достигнутом.

Что же, это тоже метод освоения пространства, архаический, но действенный…

Любопытно, что в Европе существовала традиция изображать монархов, стоящими на карте территории своей страны. Например, существует портрет английской королевы Елизаветы первой, стоящей на карте Англии – это символизирует личную власть королевы над всем государством. Но это же можно трактовать и иначе, ведь по сути это символизирует рапространение «Я» на всю территорию страну.

Отдельный вопрос – а что происходит с людьми, которые оказываются в ареале нового субъекта власти? Самый простой и кардинальный метод – убийство. Нет человека нет проблемы идентификации, нет чужих меток. Однако, издревле существовали и более гуманные методы. В некоторых примитивных племенах, где людей было немного и человеческая «единица» представляла собой реальную ценность, поверженного врага можно было «родить заново» как члена племени и тогда он воспринимался всеми как свой, соплеменник. Эта процедура была обставлена всеми атрибутами: у вновь рожденного была «мать» и он даже должен был в течение краткого времени имитировать новорожденного.

Что-то сродни этому происходит и на захваченных территориях. Людей зачастую «переписывают», меняя их национальность, звучание имен, заставляя менять религию и обычаи. Таким образом, меняя весь паттерн поведения и внешнего вида, они становятся слепком с «победителей». Конечно, если их просто не уничтожают. Впрочем, иногда это происходит и во вполне мирное время. Яркий пример такого рода – долгая и многотрудная борьба таджиков в Узбекской ССР за сохранение своей национальности. Доминирующие в УзССр узбеки, а главное руководители республики настаивали, чтобы таджики писались узбеками. Особую остроту проблема приобретала в местах компактного проживания таджикского населения, которое пыталось сохранить свою национальную принадлежность, язык, обычаи. К тому же таджики жили в нескольких исторически значимых городах, памятниках культуры, признать которые во власти таджиков руководство республики категорически не хотело.

Борьба за особый внешней вид, особое оформление внешности –отражение борьбы за власть. И в этом смысле ожесточенные споры вокруг ношения мусульманками хиджаба в светских образовательных учреждениях Франции имеют глубокий смысл.

Точно также имеют глубокий смысл идентификационные отличия молодежных субкультурных групп. Скажем ярко акцентуировано оформленная внешность рокерской молодежи – претензия на власть в определенной городской среде , высказанная на языке захвата пространства. Было время, когда их оппоненты «качки, гопники» вступали в жестокую борьбу за то, чтобы вытеснить рокеров с определенной территории. В этом контексте идентификационные метки групп четко понимались как метки претензии на власть.

Безусловно имела потаенный смысл и борьба СССР против западных стандартов одежды – джинсов, мини-юбок и т д. Однако, эта борьба была бесперспективна, потому что, пытаясь не пускать на свою территорию «чужое» советские идеологи к тому времени уже не были способны предложить ничего своего.

Определенного оформления внешности требуют и лидеры и приверженцы всех «живых» религий. Если они не настаивают на ношении специальной одежды постоянно, то во всяком случае определенное оформление внешности должно соблюдаться при посещении храма – центра власти той или иной конфессии. Интересно, что в Израиле, где объективно две конкурирующие группы населения фенотипически похожи, граждане-евреи как правило непременно помечают каким-либо образом свою принадлежность именно к еврейской части населения (ношение кипы, могендавида, шестиконечная звезда на капоте машины и т д), тем самым утверждая свою власть в пространстве страны.

Надо отметить, что некоторые авторы, исследующие психологию власти, полагают, что стремление к власти носит компенсаторный характер и призвано компенсировать неудовлетворенные базовые потребности. С нашей точки зрения в этом случае можно говорить о том, что, не находя способов разрешить проблему внутри собственной личности, человек расширяет пространство личности и проецирует свои проблемы вовне, стараясь решить их там. Решить спроецированные проблемы порою проще, чем решить их внутри собственной личности, поскольку перестройка себя, как известно, одна из наименее поддающихся решению задач….Одновременно в практическом плане это наводит на мысль, что исследование психического здоровья руководителей высшего звена является необходимой и ответственной общественной задачей. Освоение пространства человеком с глубоко запрятанными тяжелыми психическими отклонениями чревато драматическими неожиданностями для общества.

2.1. Актуализация власти в психическом пространстве

Чтобы перейти к изложению материалов этого раздела, необходимо коротко остановиться на вопросе о «психическом пространстве».

Как мы понимаем психическое пространство?

Термин «психическое пространство» используется достаточно часто, однако ясности с его применение нет, чаще всего его используют при описании взаимодействия и взаимовлияния людей. Мы хотим предложить использовать его более широко. Как пространство мыслей, образов, представлений, мечтаний, надежд, страхов и всего прочего, что производится человеческой психикой. (Любопытный факт, свидетельствующий о малой емкости психического пространства наших недавних предков: еще во времена Аристотеля люди не умели читать вслух, и те, кто обладал такой способностью, казались настоящими волшебниками.)

Психическое пространство отдельного человека, человеческих сообществ и человечества в целом формировалось и развивалось по мере возникновения и формирования человека как субъекта, выделившегося из животного мира и обладающего психикой и деятельным разумом.

Психическое пространство начало формироваться одновременно с началом формирования сознания. Является ли черта, отделяющая человека как мыслящее существо от не мыслящих животных, четкой и однозначной, или напротив размытой и широкой, этот вопрос пока не решен. Возможно он и не может быть решен принципиально: все остается на волю конкретного исследователя и определяется его подходом к вопросу . По мнению такого авторитетного мыслителя как Тейяр де Шарден центральным моментом при рассмотрении возникновения мышления надо считать рефлексию. «С точки зрения , которой мы придерживаемся, рефлексия – это приобретенная сознанием способность сосредоточиться на самом себе и овладеть самими собой как предметом, обладающим своей специфической устойчивостью и своим специфическим значением, — способность уже не просто познавать, а познавать самого себя; не просто знать , а знать что знаешь. Путем этой индивидуализации самого себя внутри себя живой элемент, до того распыленный и разделенный в смутном кругу восприятий и действий, впервые превратился в точечный центр, в котором все представления и опыт связываются и скрепляются в единое целое, осознающее свою организацию.» (стр. 136 Тейяр де Шарден 1967)

Нам представляется, что способность вычленения себя как предмета (объекта и субъекта) – вполне убедительный критерий, позволяющий отделить инстинкт от мышления.

Далее психическое пространство формируется при соприкосновении этого выделенного и осознаваемого человеческого «Я» с любым предметом и являением окружающего мира. Везде, где «Я» устанавливает связь между собой и природным явлением, другим человеком, животным и т д возникает некая частица психического пространства. По мере развития цивилизации постепенно начали фрмироваться специальные инструменты соприкосновения с психическим пространством другого человека и множества людей. Первыми такими инструментами были устные рассказы, заклинания шаманов, наскальная живопись, специальные предметы, наделяемые особым значением и т д Эти инструменты не только позволяли взаимодействовать с психическим пространством других людей, но и способствовали усокоренному формированию психического пространства – ведь они позволяли взаимодействовать с ним более эффективно! Количество инструментов формирующих и умножающих психическое пространство постоянно нарастало в течении всей истории развития человечества.

По мере развития человеческих сообществ наряду с личным психическим пространством каждого человека постепенно формировались психические пространства отдельных сообществ. Они составлялись из психического отображения той совместной жизни, которую вело сообщество и соответственно состояло из коллективных надежд, страхов, представлений, воспоминаний, тесно связанных с индивидуальными психическими пространствами отдельных людей….

По мере развития человечества и усиления связей между группами людей психические пространства различных сообществ сливались в единые и становились все более сложными.

Появлялись новые области психических пространств, точно также как открывались новые географические области в физическом бытии. Так, возникла и стала быстро развиваться область сакрального, давая все новые и новые ответвления. Возникло искусство и очень быстро стало формировать отдельную область психического пространства. Наконец, появились наука и религия, идеологии…Человеческая мысль получила огромные возможности для движения и развития на огромных просторах психического пространства, в одно и то же время и сама являясь частью психического пространства и создавая и формируя все новые его континенты и острова.

Однако, особенный толчок развитие психического пространства получило после создания новых средства коммуникации – радио, телевидения, телефонии, Интернета…Все эти средства коммуникации – средства перенесения мыслей и эмоций — являются идеальным субстратом для роста и развития психического пространства. И одновременно в силу своей глобальности они являются субстратом, все более связывающим психические пространства отдельных человеческих сообществ в единое –общечеловеческое.

При этом шел не только количественный рост, но и качественные изменения. Возрастала информационная емкость этого пространства. «Предпосылкой усложнения социальной организации становится способность носителей культуры более масштабно отражать отсроченную связь причин со следствиями, действия с вознаграждением (наказанием), «держать цель», контролировать эмоции, планомерно осуществлять долгосрочную программу, а также идентифицировать себя с более обширными социальными группами.» (Назаретян А.П. 2001). Достигалось это по-видимому за счет развития зон мозга, отвечающих за абстрактное мышление.

Вся эта огромная область до сих остается весьма мало исследованной.

Никакой «карты» психических пространств до сих пор не составлено и даже не делается таких (по крайней мере более-менее известных ) попыток. Мало изученными остаются и те близкие к понятию психического пространства феномены, которые вполне укоренены в науке. Например, «общественное сознание», понятие, входящее во все учебники и широко употребляемое, остается достаточно туманным. В качестве подтверждающих эту оценку примеров можно привести как определения из учебников, так и мнения самих ученых. В частности, на состоявшемся в марте 2007 г.научном семинаре Евгения Ясина, выступил известный социолог руководитель фонда «Индем» Георгий Сатаров с вызвавшим большой резонанс докладом «Мифы общественного сознания и мифы об общественном сознании»

Сатаров предложил такое видение общественного сознания:

«Сознание — это общее знание. Хотя мы приписываем сознание себе, я, как homo sapiens, обладаю сознанием, но оно имеет смысл только в силу того, что может быть установлена некая общность между мной и кем-то другим. У нас есть общее знание. Эта общность состоит в том, что если мы возьмем за основу в качестве кирпичиков мнения, то у нас в нашем сознании эти кирпичики образуют некие домики. Они подогнаны друг к другу. Они образуют некие структуры. И вот эти структуры уже достаточно стабильны. Если количество текстов огромно, количество мнений несколько меньше, скажем на два-три порядка, то структур сознания существенно меньше. Если бы это было не так, то мы не смогли бы мыслить, не смогли бы общаться. Но мы находим себе подобных, близких нам по сознанию через общность этих структур, а проверяем мы их, конечно же, через тексты. Стало быть, через мнения. Но мы знаем, что все мнения неким образом обязательно сопрягаются, более или менее непротиворечивым образом. И когда мы в обыденной коммуникации пытаемся установить себе подобного, то мы его тестируем неким текстом. Если мы считаем, что мы его не дотестировали, похоже, что он сказал «да», мы бросаем еще текст. Мы генерирует этот второй текст, потому что в нашей структуре он образует некую единую связку мнений, за которыми стоят тексты. И мы устанавливаем, что у нас единые или похожие структуры, у нас одинаковым образом сопрягаются мнения.»

После такого, прямо скажем несколько расплывчатого описания Георгию Сатарову осталось лишь констатировать, что: «Общественное сознание практически не изучается, потому что для этого нужны специфические инструменты.» Вот и все мифы об общественном сознании….

Отдельный четко обозначенный сектор психического пространства – киберпространство. В этой сфере исследовательский процесс идет как раз довольно быстро. И это неудивительно, потому что этот сектор психического пространства легко вычленить в силу его привязанности к техническим носителям. По данным А.И. Серавина ( «Стратегическая психология глобализации» 2006 ) в 2006 году в виртуальных реальностях пребывало около 15 миллионов человек. Все эти люди создавали в виртуальных мирах огромное количество новых образов, при взаимодействии с которыми продолжала быстро расширяться психическая реальность – наши мечты, мысли и эмоции…Любопытным является факт открытия в виртуальной реальности первого официального посольства – посольства Швеции, с сообщением о чем выступил министр иностранных дел Швеции. О масштабах киберпространства в России свидетельствует факт приведенный на одном из круглых столов в Государственной думе РФ: оборот торговли в виртуальном мире России составил в 2006 году около 3 триллионов рублей. Здесь необходимо четко обозначить разницу между киберпространством, которое часто обобщают с виртуальным пространством в целом, и психическим пространством, о котором шла речь выше. Киберпространство – это пространство в котором человеческие представления и образы получают возможности зримой, слуховой, а порой и тактильной реализации, таким образом это одна из линий соприкосновения физической реальности и психического пространства. С огромной скоростью развивающееся киберпространство, в строительстве которого принимают участие все больше людей с каждым днем создает миллионы новых зримых образов, в соприкосновении с которыми множится и разветвляется психическое пространство человечества. Таким образом, киберпространство лишь быстро растущая часть человеческой культуры, в рамках которой особенно быстро развивается психическая реальность, и идентифицировать киберпространство с психической реальностью или виртуальным миром в целом представляется неверным.

Нельзя также не коснуться работ по «виртуалистике», проводившихся в Институте человека РАН, (просуществовавшем правда недолго и закрывшемся через короткое время после смерти академика И.Фролова, его основателя и энтузиаста) Основателем российской виртуалистики стал Николай Александрович Носов  (18.02.1952 - 10.01.2002), по инициативе и под руководством которого была организована Лаборатория виртуалистики в Институте человека РАН. Вот как описывает рождение виртуалистики сам Носов:

«Возникновение виртуалистики датируется 1986 годом, когда вышла наша с О.И.Генисаретским статья «Виртуальные состояния в деятельности человека-оператора» (Труды ГосНИИ гражданской авиации. Авиационная эргономика и подготовка летного состава. Вып. 253. М., 1986, с. 147-155), в которой введена идея виртуальности как принципиально нового типа события. Сам термин «виртуалистика» предложен мною и получил официальный статус в 1991 г., когда была создана Лаборатория виртуалистики в Институте человека Российской академии наук. В 1994 г. мною была защищена докторская диссертация по психологии «Психология виртуальных реальностей и анализ ошибок оператора» и опубликована монография «Психологические виртуальные реальности» (М., 1994. 196 с.), в которых изложены основы виртуалистики как самостоятельного направления в философии и науке.»

Николай Носов выделил и описал специальные, особые свойства виртуальной реальности:

  • Порожденность . Виртуальная реальность продуцируется активностью какой-либо другой реальности, внешней по отношению к ней.
  • Актуальность . Виртуальная реальность существует актуально, только «здесь и теперь», только пока ак­тивна порождающая реальность.
  • Автономность . В виртуальной реальности свое время, пространство и законы существования (в каждой виртуальной реальности своя «природа»).
  • Интерактивность . Виртуальная реальность может взаимодействовать со всеми другими реальностями, в том числе и с порождающей, как онтологически независимая от них.

Этот перечень вряд ли стоит рассматривать как истину в последней инстанции, но как отправная точка он несомненно очень ценен. На наш взгляд, говоря о «порожденности» виртуальной реальности, можно увязнуть в эзотерических спорах о природе мира вообще. В конце концов вопрос о порожденности физической реальности какой-то другой реальностью с абсолютно неведомой нам и потому не поддающейся описанию природой, никто с повестки дня не снимал… Так что утверждать, что «порожденность» это специфика виртуальной реальности по крайней мере спорно. По нашему мнению важнее отметить, что виртуальная реальность воспринимаема только при наличии особого аппарата восприятия и «не существует» для тех, кто этим аппаратом не обладает. Причем, это можно отнести как к виртуальной реальности отдельной личности, так и к психическому пространству или психической реальности в целом. Соответственно спорным является и вопрос об «актуальности».

А вот возражать против автономности (своих собственных законов существования и другой физики пространства и времени) и интерактивности – способности взаимодействовать с физической реальностью не представляется разумным. Причем, важно отметить, что для человека (или другого существа) не обладающего аппаратом восприятия психической реальности как сам факт этого взаимодействия, так, соответственно и его результаты могут оказаться совершенно неожиданными.

К сожалению закрытие Института человека РАН и неожиданный уход из жизни основателя виртуалистики Носова сказался на масштабе работ по виртуалистике, а ведь результаты, представленные в книге Носова поистине ошеломляющи. ( Носов Н. «Виртуальная психология» 2000) В частности, поразителен практический опыт оперирования с виртуальными образами в процессе лечения алкоголизма; алкоголизм рассматривается Носовым как вхождение в определенную алкогольную виртуальную реальность. Запускающим механизмом этой алкогольной реакции является определенный образ, у каждого свой. Эта особая алкогольная реальность для алкоголика ярче, живее и притягательнее нашей бытовой реальности, становящейся для него реальностью более низкого порядка, и «втащить» его обратно «к нам» можно с достаточной степенью эффективности только одним способом – девиртуализацией того образа, который держит алкогольную реальность. В своей «Виртуальной психологии» Николай Носов утверждает, что он с коллегами научились оперировать чужими образами и таким образом, в частности разрушать алкогольную реальность. Результаты лечения алкоголиков: из 133 человек с первой стадией алкоголизма вылечены 93%; из 627 человек со второй стадией вылечены – 87%; из 736 человек с третьей стадией вылечены 33%. Это сногсшибательные результаты по любым меркам. Да и само утверждение, что разработан метод, позволяющий оперировать с чужими образами сенсационно. Ведь вся человеческая жизнь управляема цепочками образов, запускающихся в тех или иных стереотипных ситуациях. Порой цепочки дают сбой и тогда происходит зацикливание на одном из образов: так возникают одержимые люди. Научиться управлять этим процессом – значит перевернуть всю психологию. Но вышедшая в 2000 г. «Виртуальная психология» ничего не перевернула, по большому счету осталась абсолютно незамеченной и остается лишь гадать, совершил ли Николай Носов остающийся до поры неоцененным переворот в науке или оказался во власти самообмана.

Предложенный Носовым подход тесно смыкается с предлагаемым нами понятием «психического пространства».

Яркие зарисовки психического пространства и особенностей взаимодействия с ним человека приведены в новаторской книге «Стратегическая психология глобализации» (2006) подготовленной на кафедре политической психологии СПбГУ под руковдством завкафедрой А.И.Юрьева. «….одно дело обнаруживать мощь когнитивных и волевых процессов в борьбе с природной стихией в крестьянском труде или в трудах физика по удержанию плазмы в электромагнитном поле, и совсем иное дело проявлять те же качества в оперировании деньгами, ваучерами, векселями, курсами валют, рекламными и избирательными компаниями, информационными потоками. Это психологически настолько разные вещи, что «объективисты» совершенно беспомощны в системе эквивалентов, а «субъективисты» бесполезны в реальном физическом мире.» (стр. 18)

И еще «Не менее поразителен другой факт: множество людей заменили контакт с живым человеком, с его телом, его мыслями, его чувствами на созерцание мерцающего экрана. Причем они получают при созерцании световых пятен удовлетворение, сходное с удовлетворением от непосредственного взаимодействия с реальным объектом. Появился новый вид поведения «болельщика», «зрителя», «наблюдателя», который не способен на собственный поступок, риск, усилие.» (стр. 31)

Хотя эти описания даны Юрьевым в контексте главы «Эквиваленты – горизонты стратегической психологии», и исследование мира эквивалентов развернуто в несколько иной плоскости, но по сути своей они(описания) ярко отражают соприкосновения человека с феноменом, который мы предлагаем характеризовать словами «психическое пространство», хотя в последнем описании речь идет в большей степени о виртуальном мире.

Кстати говоря, оба эти отрывка являются отличным иллюстративным материалом к попыткам вычленения особых свойств виртуальной реальности. Действительно для человека не имеющего специального аппарата восприятия этой реальности просмотр изображений на мониторе это просто «созерцание световых пятен». В частности, например, даже трехлетний ребенок, не соприкасавшийся с телевизором и другими специнтерфейсами виртуального мира, просто не воспринимает ни мультфильмы ни передачи о животных – они для него просто световые пятна. А беспомощность «объективистов» в «мире эквивалентов» яркая демонстрация того, что две реальности имеют разные законы.

Каким образом можно попытаться описать психическое пространство современного человека? Это пространство начинает формироваться с самого рождения, включая сначала мифологические образы и представления, почерпнутые из сказок и мультфильмов, дополняясь постепенно историческим пространством, все более детализирующимся, компьютерным пространством, литературными мирами, мирами кино и телевидения, у каждого из которых есть свои герои, своя логика, свое разнообразие, позже сюда же добавляются идеологические пространства, политическое пространство, научные миры… В этом психическом пространстве существуют свои точки притяжения и черные дыры ужаса, свои кумиры и антигерои. Психические пространства отдельных людей составляют общее психическое пространство человечества. И волны этого психического пространства ежесекундно омывают человечество, замкнутое в единую информационную сеть…

Какой силой воздействия обладает психическое пространство? Увидеть это можно лишь косвенно. Но вполне ясно. Один из ярких примеров силы психического пространства показывают многочисленные эксперименты в рамках известной теории установки, предложенной и развивавшейся известным психологом Узнадзе. Человеку в ходе психологического эксперимента предлагалось сделать выбор из двух палочек – короткой и длинной, выбрав длинную, но перед этим у него на глазах как бы случайно 10 человек в качестве длинной откладывали короткую – и он следовал их примеру! Выбор, совершаемый в психическом пространстве, оказывался важнее выбора в физическом мире. Другой пример: всем известно, что сегодня важными событиями становятся лишь те, что попадают на экраны ведущих телеканалов, остальные события попросту как бы не существуют. Таким образом, отбираемое в психическом пространстве одних людей становится единственными важными фактами психического пространства общества.

Таким образом психическое пространство приобретает новое качество –оно становится психической реальностью (часто называемой виртуальным миром, однако мы предлагаем все же употреблять этот термин в гораздо более широком смысле, чем виртуальные миры Интернета и компьютерных игр) – миром, который формируем мы сами в своем психическом пространстве. И одновременно этот мир беспрерывно формирует нас всех, каждого из нас и общество в целом, и, чем более связанными и взаимопересекающимися становятся психические пространства отдельных людей и групп, те в большей степени отдельный человек или группа теряют свою психическую автономность, становясь частью психического пространства человечества.

Важный аспект. С момента зарождения человечества идет постоянный процесс увеличения значимости, силы и объема воздействия психического пространства и соответственно – ослабления действия физического пространства. Жизнь человечества и отдельного человека все в большей степени переносится именно в психическое пространство.

Все больше вопросов решаются именно в психическом пространстве, а не физическом. Если раньше на полях сражений воины выясняли кто сильнее в физическом мире с помощью палиц, дубин, мечей, ружей, автоматов, то теперь все больше сражений протекают в сфере психического и оружием является изощренность и сила психики как отдельных людей, так и тех или иных сообществ. Умение мыслить, умение создавать яркие привлекательные образы, умение манипулировать представлениями и образами…

Из этого следует понятный вывод: будущее за теми народами, группами, социальными слоями, которые максимально эффективны именно в психическом пространстве, в пространстве мышления и умозрительных представлений, в умении оперировать с психикой и ее плодами. Как когда-то в первые ряды человечества выдвигались нации мореплавателей, эффективнее всех осваивающие физическое пространство мира, так сегодня в первых рядах человечества будут те нации и группы, которые окажутся самыми эффективными осваивателями и операторами психического пространства.

«В будущем выживут те государства и те нации, которые смогут обеспечить опережающие темпы развития национальной культуры и самосознания, дать мировому сообществу лучшие модели социального и культурного развития» (стр. 107 Казанцев 2007)

В частности, огромные деньги, которые были вложены англоязычными странами, в пропаганду и обучение английскому языку (а язык как известно это и отражение определенной ментальности) это не абстрактное культуртрегерство, а завоевание психического пространство человечества. Англоязычные страны сегодня пожинают результаты. Они ведущие операторы, в руках которых практически все инструменты с помощью которых можно формировать психическое пространство и управлять им. Самые смотримые, слушаемые и читаемые СМИ – англоязычные. Англосаксонская культура –абсолютный лидер в сфере стандартов поведения и культуры, ведения бизнеса и политики и, более в широком смысле в «определении того, что такое хорошо и что такое плохо».

Вот несколько примеров из разных сфер.

Стандарты ведения бизнеса и корпоративной культуры – вещи архиважные в современном обществе родились и продолжают в первую очередь воспроизводиться и усовершенствоваться в США. Так из десяти самых престижных школ МВА, выпускники которых имеют наилучшие карьерные и финансовые перспективы восемь находятся в США, одна в Великобритании, одна в Сингапуре ( 1 — Wharton University of Pennsylvania (США), 2 — Harvard Business School (США ), 3 — Stanford University GSB (США ), 4 — Columbia Business School (США), 5 — London Business School (Великобритания), 6 — University of Chicago GSB (США), 7 — New York University : Stern (США), 8 — Dartmouth College : Tuck (США), 9 — INSEAD (Франция/Сингапур), 10 — MIT : Sloan (США) по информации Файненшл Таймс). Интересно, что как сообщает та же Файненшл Таймс в школы №№ 1-2 набор студентов уже ведется на 2009-2010 гг., то есть на два-три года вперед.

Самый массовый вид искусства у нас как известно кино. И здесь у США абсолютное лидерство. Так все десять самых кассовых (то есть, самых посещаемых) фильмов 2006 года –американские: с огласно данным компании « Box Office Mojo » десятью самыми кассовыми фильмами 2006 года стали:

Пираты Карибского мира: сундук мертвеца (1.07 млрд. долл.),

Код Да Винчи

Лендниковый период 2: глобальное потепление

Казино Рояль,

Ночь в музее,

Тачки,

Люди Х 3: последняя битва,

Миссия невыполнима 3,

Возвращение супермена,

Делай ноги. Все самые многотиражные книги мира выпущены на английском языке, и, хотя среди них не только англоязычные авторы, но тем не менее показательным является то, что и авторы с другим языком, другой культурой приходят к читателям опосредованные английским. Между тем, как показывают исследования по психолингвистике, сама структура языка несет на себе отпечаток той идентичности, в рамках которой сформировался язык. Таким образом, даже Мао-Дзедун на английском это совсем не то же, что Мао-Дзедун на китайском. При том среди самых многотиражных книг половина – книги англоязычных авторов :

  1. Библия — 6   000 (млн. экз.)
  2. Цитатник Мао Цзедуна Mao Zedong ‘ s red book 900
  3. Властелин колец Дж . Р . Р . Толкиена Lord of the Rings 100
  4. Американский справочник по правописанию Ноя Вебстера American Spelling Book 100
  5. Книга Рекордов Гиннесса Guinness Book of Records 100
  6. Всемирный ежегодник World Almanac 80
  7. Антология детского чтения Макгаффи Уильяма Холмса Макгаффи McGuffey Readers 60
  8. Основы ухода за ребенком Бенджамина Спока Common Sense Book of Baby and Childcare 50
  9. Код да Винчи Дэна Брауна The Da Vinci Code 43
  10. 0 Послание к Гарсиа Элберта Хаббарда A Message to Garcia 40

( Самые популярные книги всех времен и народов по информации исследователей книги рекордов Гиннеса на 18 08 2006 (млн. экземпляров)

Яркой демонстрацией достигнутых успехов англосаксонской цивилизации может служить феномен всеобщего фанатического увлечения книгами и фильмами о Гарри Поттере . Подростки по всему миру дежурили у книжных магазинов по несколько суток, чтобы первыми купить завершающую книгу серии, а скорость и величина продаж побила все предыдудщие рекорды книгоиздательского бизнеса,

Миллионы людей, для которых погрузиться в «выдуманный мир» Гарри Поттера было важнее, чем вести свою собственную жизнь! Это отличная иллюстрация силы психической реальности.

Очень большую работу по завоеванию психического пространства произвела и Япония, вложив огромные деньги в рывок в области литературы и анимации. В результате общечеловеческое психическое пространство получило большой «японский раздел». Особенно интересно, что японцы преуспели в производстве анимационных фильмов для детей и эти фильмы действительно любимы и востребованы детьми всего мира. Дети Америки, Европы, России растут с любимыми образами, созданными культовыми японскими режиссерами, например, Миядзаки. И это несомненно еще сослужит японцам добрую службу. Впрочем, отчасти японцы работают на Азию в целом.

А вот Китай и Индия пока что не особенно преуспели в освоении глобального психического пространства, хотя локально, на азиатском континенте эти две культуры весьма активно борются друг с другом. А в последнее время особая китайская эстетика стала все больше проникать и в западный мир. Хотя, вне всякого сомнения до сегодняшнего дня монополистом психического пространства остается условный «запад».

В последнее время важность захвата власти в сознании осознали и представители мусульманских групп и течений, в том числе и экстремальных. Очень любопытным является материал опубликованный в журнале «Коммерсанте-Власть»:

На днях был обнародован доклад «СМИ иракских повстанцев: война образов и идей», в котором делается вывод, что Америка проигрывают эту войну даже в интернете. Спецкорреспонденту ИД «Коммерсантъ» в Вашингтоне Дмитрию Сидорову стали известны некоторые детали этого доклада.
Доклад подготовили аналитики «Радио Свобода» Дэниел Киммедж и Кэтлин Ридолфо. 78-страничный документ рассказывает об интернет-СМИ 11 суннитских боевых группировок в Ираке. Для чиновников государственного департамента и Пентагона, с которыми авторы провели несколько неформальных встреч еще до официальной презентации доклада в Национальном пресс-клубе в Вашингтоне, доклад стал шоком.
— Информация о том, что суннитские боевики только за март 2007 года подготовили и выложили в интернете 966 профессионально подготовленных и прекрасно оформленных пресс-релизов, сотни видеоклипов и десятки фильмов, заставила многих чиновников задуматься о том, что необходимо этому противопоставить,— сказал корреспонденту «Власти» Дэниел Киммедж.— Аудитория суннитских боевиков насчитывает миллионы людей на Ближнем Востоке, в том числе в Саудовской Аравии и в Палестинской автономии.
Суннитские боевики, по словам авторов доклада, очень хорошо понимают значение «четвертой власти» и активно освещают теракты на своих информационных ресурсах в интернете.
- После анализа большей части заявлений суннитских террористов за март этого года,— говорит Киммедж,— я пришел к выводу, что более 350 заявлений было сделано по результатам акций против армии США, около 300 — по итогам операций против иракской армии и национальной гвардии и только 150 связано с убийствами шиитов.
Пресс-релизы боевиков удивляют не столько информацией о количестве проведенных операций, сколько профессиональным оформлением, ни в чем не уступающим пресс-релизам правительств европейских стран и США. «Группировки вполне сознательно стараются копировать заявления таких официальных структур, как Пентагон,— сказал Киммедж,— чтобы показать другим арабам и Америке, что они такие же серьезные ребята».
Так же профессионально, как пресс-релизы, выглядят и интернет-журналы суннитских боевых групп. Корреспонденту «Власти» показали четыре из них. Это «Аль-Фурсан» («Рыцари», или «Всадники»), у которого вышло 12 номеров, «Хасад аль-Муджахеддин» («Урожай моджахедов», посвященный исключительно убийствам врагов, 41 номер); «Сада ар-Рафидейн» («Эхо двух рек», 33 номера); «Мин Сийар Аалам аш-Шухада» («Жизнь замечательных шахидов», 34 номера, издается институтом «Аль-Фуркан»).
Наиболее широко используемый суннитами жанр — видеоклипы, которые присутствуют на суннитских сайтах в больших количествах. Ролики демонстрируют разные операции боевиков: взрывы, обстрелы, действия снайперов и террористов-камикадзе. Они профессионально сделаны — при съемках используется несколько видеокамер. Таким образом сунниты демонстрируют технические возможности той или иной группировки. Многие ролики сопровождаются бегущей строкой, объясняющей происходящее.
Есть на сайтах боевиков и страницы нестандартных жанров — например, так называемые хит-парады операций. Боевики из группы «Ансар ас-Сунна» даже предлагают посетителям своего сайта проголосовать за лучший теракт.